Различные полезные блага которые необходимы людям

Различные полезные блага которые необходимы людям thumbnail

Учебник для 5 класса

Обществознание

   
   

  • Что такое потребности человека?
  • Какими они бывают?
  • Что такое разумные и неразумные потребности?
  • Бывает ли потребностей слишком много?

Разнообразный мир потребностей

К 5 классу вы уже много знаете и умеете. Наверняка кто-то из вас занимается музыкой, спортом или танцами, интересуется жизнью выдающихся людей, ходит в театры, музеи, на концерты, путешествует вместе с родителями по разным городам. И, конечно, у вас есть потребность почитать книгу, помочь взрослым по хозяйству, защитить слабого. Во всём этом проявляется ваше «я», ваш внутренний мир.

Потребности играют важную роль в нашей жизни, не будь потребностей, не было бы ничего, что нас сейчас окружает, — домов, мостов, картин, храмов, самолётов и компьютеров. (Людям просто незачем было бы всё это создавать.)

    Советуем запомнить!

    Потребности — это различные полезные блага, которые необходимы людям. Например, пища и одежда, забота и любовь, дружба и взаимопомощь, музыка и спорт, учёба и общение, путешествия и многое другое.

Потребности человека очень разнообразны. Это и самые простые нужды: есть, пить, иметь крышу над головой. И более сложные: потребность в безопасности, в любви и дружбе, в самоуважении и уважении других, в познании и понимании, в красоте, гармонии и справедливости…

Потребности бывают разумными (подлинными) и неразумными (мнимыми). Разумными считаются такие потребности, удовлетворение которых приносит человеку пользу, а неразумными — вред. Потребность в алкоголе или табаке — неразумна, а хотеть заниматься спортом или помочь родителям убрать квартиру — разумно.

    Интересные факты

    Курение убивает шесть человек в минуту. На 20 лет в среднем сократилась жизнь россиян в возрасте от 35 до 69 лет в связи с курением. Курящие в 1,7 раза чаще становятся тугоухими. Число курящих подростков в возрасте от 13 до 15 лет по всему миру достигает 14%, однако две трети из них хотят избавиться от этой вредной привычки.

Сегодня во многих странах практически повсеместно запрещено курить в общественных местах. Борются с этой вредной привычкой и в России.

Неразумные потребности не способствуют совершенствованию и развитию человека, наносят ущерб обществу.

Различные полезные блага которые необходимы людям

Какие неразумные потребности человека обличают плакаты? Почему с ними необходимо бороться?

К примеру, наркомания превратилась в бедствие для всего человечества. Тысячи молодых людей, полных сил и здоровья, смертельно заболевают, многие погибают.

Потребности подразделяют также на материальные (потребности в вещах и предметах): в пище, жилище, одежде, ноутбуке и др.; социальные (связаны с тем, что человек живёт в обществе среди людей): потребность общения и коллективизма, дружбы, любви, защиты слабого, взаимопомощи, потребность в заботе, уважении и др.; духовные (связаны с познанием окружающего мира и самого себя): потребность в познании смысла своего существования, в новых знаниях и впечатлениях, в путешествиях, в творчестве, в занятиях живописью, музыкой, спортом, танцами, в стремлении к самосовершенствованию.

Различные полезные блага которые необходимы людям

К какому виду относится данная потребность? Является ли она материальной или духовной? Обоснуйте свой ответ.

Возникновение потребностей

Ранее всех возникли материальные потребности, так как людям приходилось бороться за выживание прежде, чем проявлять милосердие или изучать окружающий мир.

Духовные и социальные потребности возникли, по всей видимости, одновременно. Наскальные рисунки первобытного человека, статуэтки людей и животных, всевозможные украшения, ритуальные охотничьи танцы появились одновременно с древними погребениями, обменом дарами, проявлением заботы о детях, стариках и инвалидах.

Бывает ли потребностей много?

Удовлетворяя свои потребности, человек совершенствовал орудия труда, строил семейные отношения, украшал жилище, укреплял обороноспособность, развивал государственные отношения и делал многое такое, чтобы общество стало лучше. Стало быть, потребности — двигатель развития человеческого общества.

Но не всегда. Бывает, что у человека возрастают потребности сверх меры. Человек не успел удовлетворить одни потребности, помогающие ему устроить свою жизнь более комфортно, как возникают новые, ещё более настоятельные. Вспомните сказку про золотую рыбку. Сначала старуха захотела новое корыто, а когда оно появилось, потребности стали расти сверх меры — новая изба вместо землянки, затем — столбовая дворянка с поместьем, вольная царица с дворцом. Под конец старухе захотелось быть владычицей морского. Тут и сказке конец. Вернулся старик, а старуха у разбитого корыта сидит. Выходит, замахнулась она на то, что ей на самом деле было не нужно!

Расширение и возвышение потребностей

Материальные потребности — это низшие потребности, а социальные и духовные — высшие. В своей жизни нужно стремиться удовлетворять высшие потребности. Это называется возвышение потребностей.

    Советуем запомнить!

    Возвышение потребностей — переход человека от удовлетворения низших потребностей (материальных) к высшим (духовным, социальным).

Например, сначала надо покушать (материальная потребность), а потом почитать книгу (духовная потребность).

Потребности не только возвышаются, но и расширяются. В отличие от животных, имеющих постоянный круг потребностей, человеческие потребности постоянно расширяются. В каждую следующую историческую эпоху потребности человека становились всё более разнообразными. Первобытный человек довольствовался дичью, грубо обжаренной на костре. Современные любители вкусно поесть могут употреблять ту же птицу, но приготовленную на гриле и приправленную множеством специй и соусов.

Нужно стремиться расширять свои потребности: читать книги, слушать музыку, заниматься спортом, ходить в театры и музеи…

    Подведём итоги

    Потребности — это различные блага, к которым стремятся люди. Потребности человека очень разнообразны, они характеризуют его внутренний мир. Человеку присуще возвышение и расширение потребностей.

    Основные термины и понятия

    Потребности, возвышение потребностей.

Проверьте свои знания

  1. Что такое потребности? Подберите слова-синонимы к слову «потребности».
  2. Какие бывают потребности? Приведите примеры разных видов потребностей.
  3. Объясните, что значит «потребности расширяются и возвышаются». Как изменялись с возрастом ваши потребности?
  4. Подумайте: к какому типу относится альтруизм — потребность жертвовать собой во имя другого?
  5. Можно ли управлять своими потребностями? Как именно?

Практикум

  1. Приведите примеры из истории первобытного общества, доказывающие, что материальные потребности возникли первыми.
  2. Перечислите десять главных своих потребностей. Какие из них являются материальными, социальными, духовными?
  3. Составьте план по возвышению и расширению своих потребностей.
  4. Герои книги Николая Носова «Незнайка на Луне» попадают на Дурацкий остров. Жители этого острова занимались только тем, что ели, спали, катались на аттракционах и смотрели фильмы ужасов и постепенно превращались в овец. Какие потребности удовлетворяли жители Дурацкого острова, а какие нет? Что хотел сказать автор, превращая их в овец?

Источник

Тема. Какие блага необходимы человеку.

Цель урока: научить понимать что такое блага, ввести понятия «экономические блага: потребительские и инвестиционные; товары и услуги».

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Беседа по вопросам.

1. Что такое потребности?

2. Какие виды потребностей вам известны?

3. По способу удовлетворения какие виды потребностей мы выделяем?

Ощутив жажду — ты пьешь чай, кофе, воду. Замерзнув, ты одеваешь теплую одежду. Экономисты говорят: «все, что удовлетворяет наши потребности – это блага».

Часть необходимых для жизни человека благ он берет от природы – это бесплатные блага.

Бесплатные блага люди не делают, а находят в природе в готовом виде для использования. Бесплатность таких благ относительна. Она означает только то, что эти блага не являются продуктом людского труда, а получены от природы. В случае неблагоприятных условий в обществе вырастает количество так называемых, платных благ для пользователя (питьевая вода, лекарственные растения, чистый воздух и многое другое).

Человеку необходимо гораздо больше благ, чем дает природа, поэтому люди научились добывать или создавать необходимые для них блага. Те блага, которые человек специально делает, чтобы удовлетворить свои потребности, называют экономическими.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Обрати внимание на те вещи, которыми ты пользуешься, ты убедишься в том, чтобы их получить – их надо сначала сделать на разных заводах, фабриках. Это экономические блага.

IV. Изучение нового материала.

Экономические блага отличаются от бесплатных тем, что они являются результатом различной трудовой деятельности человека, направленной на производство необходимых благ, удовлетворяющих потребности. Экономические блага всегда ограничены.

Производство экономических благ происходит по плану или задумке. Процесс создания благ человеком отличается от инстинктивных действий пчел, которые создают улей, или бобров, которые делают запруды на реках, тем, что человек действует целенаправленно на реализацию поставленной цели. Для создания своих благ, человек должен использовать другие блага. Например, твой свитер связан из ниток, а обувь сделана из кожи.

Ныне человечество изготовляет десятки миллионов различных благ, и все они, точно также как и бесплатные блага, предназначаются для удовлетворения потребностей человека.

Экономические блага, которыми пользуется человек, очень различны. Одними можно пользоваться годами (мебель, автомобиль, холодильник и др.). Такие экономические блага называют долгодействующими, т. е. вещами длительного пользования. Другие экономические блага человек использует один раз (хлеб, сахар, мороженое и т. д.) Вини – Пух говорил, что мед – это вещь, которая вот она есть, и ее сразу нет. Их называют краткосрочные. Таким образом, критерием деления благ будет временной отрезок – длительно или краткосрочно используется человеком.

Различают также потребительские блага – это полезное свойство товара или услуги, с помощью которой удовлетворяется те или иные потребности людей. Носители потребительских благ могут иметь различное предназначение: для производства, для личного потребления.

Инвестиционное благо – это …

В повседневной жизни мы чаще пользуемся иной классификацией благ – это товары и услуги.

Товары и услуги – это экономические блага, которые являются результатом человеческого труда. Главной их задачей в рамках экономики есть возможность продаваться и покупаться.

Товары – это вещественные экономические блага. Все товары можно потрогать, взвесить, их можно переставить с места на место, сохранять и упаковывать. Товары легко отличить от тех людей, которые их изготавливают. Холодильник, телевизор, изготовленный на заводе в Украине или другом государстве, используется в ваших домах. Электрофен, компьютер, мебель – это товары, однако они выполняют только свою функцию.

Потребительские товары – это товары, идущие на удовлетворение человеческих потребностей.

Инвестиционные товары – это производство оборудования, металла, стройматериалов и пр., которые используются для расширения производства.

Мы уже с вами говорили, что потребности бывают многих видов, в том числе и социальные. Удовлетворение этих потребностей невозможно без особой деятельности людей, таких как врача, учителя, водителя, тренера. Если у тебя болит зуб, ты идешь к врачу. Учитель дает необходимые знаний и ты используешь их в жизни. Эта деятельность необходима для тебя, чтобы удовлетворить свои социальные потребности. Но блага, сделанные этими людьми отличаются от товаров. К ним нельзя прикоснуться, они неотъемлемая часть от человека, который их производит. Такие экономические блага называют услугами.

Услуги – это экономические блага, которые не имеют товарной формы, их дают людям, которые нуждаются в них, в форме целенаправленной обслуживающей.

Среди множества товаров, которые существуют в мире, есть такие, которые удовлетворяют одну и ту же потребность. Например, кофе, чай, спагетти, колготки, печенье и т. д. Такие товары называют взаимозаменяемыми, или субститутами. Некоторые услуги могут быть взаимозаменяемыми. Например, перевозку пассажиров можно осуществлять при помощи самолета, поезда, автобуса.

Кроме того, существуют товары, которые могут удовлетворять потребности лишь в комплексе. Это автомобиль и бензин, фотоаппарат и фотопленка. Такие товары называют взаимодополняемыми, или комплиментарными.

И так, чтобы жить человек имеет возможность удовлетворять свои потребности при помощи благ. Часть благ он берет от природы, а часть благ создает. Экономические потребности выделяются среди прочих тем, что удовлетворяются с помощью товаров и услуг – продуктов труда, предназначенных для обмена или продажи.

Что необходимо для создания благ, мы поговорим на следующем уроке.

Вопрос на обдумывание. Человек не может сразу одеть несколько пар обуви или костюмов. Почему же люди ратуют за повышение производства этих товаров и хваляться, что производят таких-то товаров на 1 жителя своей страны больше, чем другие?

V. Закрепление новых знаний и умений.

Глоссарий.

Блага – это все то, что удовлетворяет наши потребности.

Различают блага:

Бесплатные – те, которые берут люди от природы.

Экономические – те блага, которые человек специально создает и пользуется все время для удовлетворения своих потребностей. Они делятся по времени использования на краткосрочные (которыми человек пользуется один раз) и долгосрочные (которыми пользуются все время, долго).

Экономические блага делят на товары и услуги.

Товары – это экономические блага, которые имеют вещественное выражение.

Услуги – экономические блага, которые даются в форме обслуживания.

Субституты (взаимозаменяемые товары) – это товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность.

Комплименты (взаимодополняемые, комплиментарные) – это товары и услуги, которые дополняют друг друга и могут действовать только в комплексе.

VI. Домашнее задание.

Задание.

1. Приведите примеры бесплатных благ, экономических благ.

2. Назовите одним словом перечисленные экономические блага:

а) конфета, молоко, шоколад, сметана. Это…

б) магнитофон, фотоаппарат, лампа. Это…

3. Приведите примеры товаров и услуг.

4. Подумайте, что общего и различного между товарами и услугами.

Практическая работа.

Проведите исследования среди своих одноклассников, знакомых. Выяснимте их потребности в комплиментарных товарах. Данные занесите в таблицу.

Ф. И.О. учащегося

Имеет потребность в:

Какие комплиментарные товары необходимы

для удовлетворения этой потребности.

Иванов Сергей

фото

фотоаппарат, пленка

Проверь себя.

1. Где говорится лишь о бесплатных благах:

а) кока-кола, платье, лыжи; б) пиво, магнитофон, посуда; в) минералы, солнце, море;

г) бумага, резинка, автомобиль.

2. Где точнее перечислены экономические блага:

а) услуги врача, дрова, ветер; б)компьютер, орехи, макароны; в) сигареты, тепло, книжки; г) масло, верстак, кока-кола.

3. Что отличает услуги от товара:

а) редкость; б) возможность удовлетворять потребности; в) не чувствительность;

г) польза.

Глоссарий.

Блага – это все то, что удовлетворяет наши потребности. Различают блага:

Бесплатные – те, которые берут люди от природы.

Экономические – те блага, которые человек специально создает и пользуется все время для удовлетворения своих потребностей. Они делятся по времени использования на краткосрочные (которыми человек пользуется один раз) и долгосрочные (которыми пользуются все время, долго).

Экономические блага делят на товары и услуги.

Товары – это экономические блага, которые имеют вещественное выражение.

Услуги – экономические блага, которые даются в форме обслуживания.

Субституты (взаимозаменяемые товары) – это товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность.

Комплименты (взаимодополняемые, комплиментарные) – это товары и услуги, которые дополняют друг друга и могут действовать только в комплексе.

Задание.

1. Приведите примеры бесплатных благ, экономических благ.

2. Назовите одним словом перечисленные экономические блага:

а) конфета, молоко, шоколад, сметана. Это…

б) магнитофон, фотоаппарат, лампа. Это…

3. Приведите примеры товаров и услуг.

4. Подумайте, что общего и различного между товарами и услугами.

Практическая работа.

Проведите исследования среди своих одноклассников, знакомых. Выяснимте их потребности в комплиментарных товарах. Данные занесите в таблицу.

Ф. И.О. учащегося

Имеет потребность в:

Какие комплиментарные товары необходимы

для удовлетворения этой потребности.

Иванов Сергей

фото

фотоаппарат, пленка

Проверь себя.

1. Где говорится лишь о бесплатных благах:

а) кока-кола, платье, лыжи; б) пиво, магнитофон, посуда; в) минералы, солнце, море; г) бумага, резинка, автомобиль. чнее перечислены экономические блага:

2. Где точнее перечислены экономические блага:

а) услуги врача, дрова, ветер; б)компьютер, орехи, макароны; в) сигареты, тепло, книжки; г) масло, верстак, кока-кола.

3. Что отличает услуги от товара:

а) редкость; б) возможность удовлетворять потребности; в) не чувствительность;

г) польза.

Источник

Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.

Потребности человека

Что такое потребности

Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».

Потребность – это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

  • Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность — это желаемое, благо.
  • Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое — расслабляемся.
  • Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.

Система потребностей также формируется по особым правилам:

  1. Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.

  2. Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.

  3. Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

  • Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
  • Фрустрации — длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
  • Сублимации — переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

Какие потребности есть у человека

Человек — один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

ФизиологическиеЭкзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище.Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Физиологические

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми.
Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен — все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

  • Духовные. К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
  • Социальные – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
  • Престижные. Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

  • Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
  • Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
  • Пригодная для утоления жажды чистая вода.
  • Здоровая экология.
  • Безопасность жизни и жилища.
  • Сексуальная удовлетворенность.
  • Избавление от продуктов жизнедеятельности.

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Духовные

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

  • Нуждаемость в получении знаний. Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.
  • Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование). Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.
  • Потребность в любви и личном счастье. Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные

Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

  1. Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.

  2. Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.

  3. Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

Виды

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

Примеры:

  • Г. Мюррей — достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
  • А. Пьерон — новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
  • Э. Фромм — значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

  • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей — естественные и культурные.
  • В зависимости от сферы приложения — коммуникативные (общение с другими людьми), когнитивные (потребность в получении новых знаний), потребности в труде и т.д.
  • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость — биологические, материальные, духовные и социальные.
  • Коррелируя к их происхождению — эндогенные (обусловленные внутренними факторами) и экзогенные (зависят от внешних условий).

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды.
Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Пирамида

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Теории ученых

Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.

Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:

  • Нуждаемость (Рубинштейн С.Л.).
  • Вынужденная необходимость (Василенко В.А.).
  • Орудие реализации нужды (Леонтьев В.А).
  • Отсутствие желаемого (Магун В.С.).
  • Нарушение стабильного состояния, статуса-кво (Оссовский В.Л.).

Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки.
Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности.
Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.

Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.

В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.

Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.

В его теории:

  • Все потребности поделены на 4 вида: полезное, приятное, благородное, святое.
  • «Высшие», благородные потребности удовлетворяются только после получения благ низшего уровня.

Мы от животных отличаемся умом,

Но вот инстинкты в нас порой сильнее.

И коль собаки ты последней голоднее

Иль секса долго не имеешь,

То вряд ли сможешь думать о другом,

О более возвышенном, святом.

Как зверь на всех бросаться будешь,

О принципах морали позабудешь.

В грехи тягчайшие готов впадать,

Чтоб только плоти потакать.

Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы.
Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.

Пирамида Маслоу

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования.
Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей — он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья — детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.