Размещение основных полезных ископаемых за 8 класс

Размещение основных полезных ископаемых за 8 класс thumbnail

Урок 24

Тема урока: Полезные ископаемые, их классификация. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Основные месторождения полезных ископаемых и их размещение на территории России

Цель урока: 

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами ;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Оборудование: физическая и тектоническая карты России,  учебник тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс делится на три группы по 10 человека.

Приветствие. Организация рабочего места.

-Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть вас и ваши улыбки! Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем хорошее настроение и радость общения. Откройте тетради, запишем число, классная работа.

Нарисуйте цвет настроения, с которым вы пришли сегодня на урок.

Напоминаю:

Красный – вы раздражительны, агрессивны;

Желтый – вы настроены на умственную деятельность, оптимистичны, радостны;

Зеленый – уверенны в себе, состояние душевного равновесия;

Черный – негативно настроены на работу;

Серый – вам все равно.

Объявление темы и целей урока.

Учитель:

— Сегодня на уроке мы продолжим изучать природу России и урок у нас необычный урок- исследование.

Тему нашего урока вы узнаете, прослушав придание:

Отправляясь в 1696 г. на штурм Азова, Пётр І остановился на привал возле казачьей станицы Черкасск на Дону. Пётр сидел у большого костра в окружении ближайших сподвижников. Подошли казаки и принесли в мешках колотый камушки, бросили их в костёр. Все ощутили нестерпимый жар. И тогда, по преданию, Пётр сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет».

Цели урока

III. Актуализация опорных знаний и умений.

1.Метод «географический практикум»

Работа с контурными картами.

2.Метод «Ты мне я тебе»

ІІІ. Мотивацияучебной и познавательной деятельности.

Приём «З-Х-У»

С тем, что такое «полезные ископаемые» и какое значение они имеют для человека, вы познакомились во время изучения естествознания и общей географии. Целью сегодняшнего урока является изучение полезных ископаемых России, ознакомления с новой информацией по их многообразие, закономерности размещения, связи с геологическим строением, выяснение необходимости их рационального использования и сохранения

Основные районы

При разработке ПИ возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?

Что бы ответить на эти вопросы, я предлагаю отправиться вам в экспедицию

IV. Изучение нового материала

Сегодня мы с вами будем геологами и экологами.

-А давайте вспомним, кто такие геологи, чем они занимаются и экологи?

1 группа Геологи

1.Сравнить карту полезных ископаемых с тектонической. Влияют ли тектонические процессы на формирование и распределение горных пород?

Закончит

ГОРЫ —►СКЛАДЧАТОСТЬ —► ? _______ ГОР. ПОРОДЫ

РАВНИНА—►ПЛАТФОРМА)

? ?

? ГОР.ПОР ? ГОР.ПОР

2 группа Геологи

1.Что такое полезные ископаемые? Классификация полезных ископаемых?

полезные ископаемые

2. Дать определение «месторождения», «бассейн»

3. Основные район и месторождения полезных ископаемых России.

3 ГРУППА ЭКОЛОГИ

1. При разработке полезных ископаемых возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?

2. Определить пути решения экологических проблем связанных с добычей ПИ.

V. Физминутка

VI. Закрепление новых знаний и умений.

Метод «Экспресс тест»

І вариант

1.Какое утверждение о полезных ископаемых является верным?

А. Набор полезных ископаемых зависит от тектонического строения территории.

Б. Уголь, нефть, газ, приурочены к щитам.

В. Крупнейший в России каменноугольный бассейн – Канско-Ачинский.

2. Рудами цветных металлов выделяется:

А. Урал Б.Западная Сибирь В. Кольско-Карельский район

3. Осадочные полезные ископаемые приурочены к:

А. Щитам Б. Плитам В. Складчатым областям

Г. Межгорным понижениям Д. Предгорным прогибам земной коры.

4. Апатиты, известняк, торф имеют происхождение:

А.Осадочное Б.Магматическое В.Метаморфическое

5. Перспективным нефтегазоносным бассейном является:

А. Западно-Сибирский Б.Северо-Кавказский

В.Волго-Уральский Г. Шельф Северного Ледовитого океана

ІІ вариант

1. «Оловянный пояс» России находится на:

А. Урале Б.Кавказе В.Дальнем Востоке Г.Карелии

2. Рудные полезные ископаемые приурочены к:

А. Щитам Б. Плитам В. Складчатым областям

3. Крупнейшее месторождение железных руд в РФ:

А. Ковдорское Б.КМА В. Коршуновское

4.К каменноугольным бассейнам относятся:

А.Печорский Б.Кузнецкий В.Канско-Ачинский

Г.Подмосковный В.Донецкий

5. Крупные запасы бокситов и нефелинов находятся в:

А. Красноярском крае Б.Дальнем Востоке

В. Карелии Г. Якутии

Метод «Картографическая лаборатория»

Нанести на карту основные район и месторождения полезных ископаемых России.

VII. Рефлексия

VIII. Д.з

1.§19 выучить,

2. Нанести на карту основные район и месторождения полезных ископаемых России.

3. Сообщения о полезных ископаемых

4. Кроссворд

Источник

8 – КЛАСС ГЕОГРАФИЯ _____________________

Тема: «Размещения месторождений полезных ископаемых края»

Цель: изучить месторождения полезных ископаемых, их классификацию, продолжить развивать навыки работы с картами, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам

Задачи:

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Читайте также:  Синоним к слову полезный для здоровья

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Тип урока: урок усвоения знаний и умений.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

1. Назовите тектонические структуры, на которых расположена Луганщина.

2. Какие горные породы образовались на территории Луганщины в разные геологические эпохи?

3. Приведите примеры связей между тектоническими структурами и формами рельефа Земли.

3. Актуализация опорных знаний

— Что такое полезные ископаемые?

— Чем горные породы отличаются от полезных ископаемых?

— Вспомните, как образуются полезные ископаемые.

4. Сообщение темы и целей урока

Тема нашего урока: «Полезные ископаемые области, их классификация. Основные месторождения и их размещение.

5. Изучение нового материала

Природные вещества и виды энергии, служащие средствами существования человеческого общества и используемые в хозяйстве, именуются природными ресурсами.

Одна из разновидностей природных ресурсов – минеральные ресурсы.

Минеральные ресурсы – это горные породы и минералы, которые используются или могут быть применены в народном хозяйстве: для получения энергии, в виде сырья, материалов и др. Минеральные ресурсы служат минерально-сырьевой базой хозяйства страны.

Часто синонимом минеральных ресурсов выступает термин «полезные ископаемые».

По физическому состоянию полезные ископаемые делятся на:

1) твёрдые (угли, сланцы, торф, руды и нерудные ископаемые);

2) жидкие (нефть, подземные воды);

3) газообразные (газы горючие и инертные).

По применению полезные ископаемые делятся на:

1) топливные (уголь, нефть, газ);

2) рудные (металлические) (железная руда, марганцевая руда и т.д.);

3) нерудные (неметаллические) (гранит, песок, сера и т.д.).

По происхождению полезные ископаемые делятся на:

1) магматические (руды металлов: железные, оловянные, полиметаллические ит.д.);

2) осадочные (топливо: каменный и бурый уголь, нефть, газ; строительные материалы: песок, глина и т.д.);

3) метаморфические (мрамор, гнейс и т.д.).

Залежи полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – районы, провинции, бассейны.

Закономерности размещения полезных ископаемых

Полезные ископаемые осадочного происхождения встречаются в пределах осадочного чехла платформ, в предгорных и краевых прогибах. Осадочные месторождения формируются на дне морей, озёр, рек и болот, образуя пластовые залежи во вмещающих их осадочных горных породах.

Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение, образуют угольные и нефтегазоносные бассейны. Они образовались из остатков растений и животных, накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и озёрно-болотных условиях суши.

Магматические полезные ископаемые залегают в складчатых областях, местах выхода на поверхность кристаллического фундамента древних платформ.

Руды образовались в основном из магмы и выделяющихся из неё горячих водных растворов. Магма поднималась из недр Земли по разломам и застывала в толще горных пород на различной глубине. На платформенных равнинах они приурочены к фундаментам и щитам древних платформ, есть и в складчатых областях.

Разные металлы имеют различную температуру плавления. Следовательно, от температуры магмы, внедрившейся в пласты горных пород, зависит и состав рудных скоплений.

Россыпи, содержащие ценные минералы (золото, платину, алмазы и др.), накапливаются в прибрежных отложениях океанов и морей, а также в речных и озёрных отложениях, на склонах долин. В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей.

Полезные ископаемые Луганщины

Луганщина богата различными полезными ископаемыми. Особое значение имеют залежи высококачественного каменного угля, запасы которого оцениваются в 15 млрд. тонн. По подсчетам ученых, при рациональном использовании каменного угля, его залежей в Донбассе, в состав которого входит и наша Луганщина, хватит на ближайшие 250 лет. На территории нашего края сосредоточено около одной трети всех запасов каменного угля Донбасса. Крупнейшие каменноугольные месторождения находятся в южной части Луганщины.

Две трети запасов угля края составляют антрациты и другие энергетические угли, которые используются в качестве бытового, энергетического топлива, треть – коксующиеся угли – сырье для металлургической и химической промышленности.

Уголь – первый вид ископаемого топлива, которое начало использовать человечество. Эта осадочная горная порода образовалась под землей без доступа кислорода из частей древних растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов) примерно 300 – 350 миллионов лет тому назад.

Первые предположения о значимости запасов угля на территории нашего края высказал во время Азовского похода Петр I. По преданию, солдаты нашли черный минерал и вместе с дровами положили его в костер. Минерал раскалился, издавая большой жар. Сидевший у костра царь заинтересовался горючим камнем, который и был каменным углем. Осмотрев кусок угля, Петр I будто произнес: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет».

Начало развитию каменноугольной промышленности и металлургии Донбасса положило основание в 1795 году Луганского литейного завода и первого казенного каменноугольного рудника в Лисичьей балке (впоследствии Лисичанский рудник).

В среднем сжигание одного килограмма угля позволяет получить 6,67 кВт/ч энергии или 2,0 кВт/ч электричества. В начале XXI века появились новые технологии обогащения и сжигания угля. В результате их использования вырабатываемая на нем электроэнергия оказывается дешевле полученной при сжигании нефти или газа, что повышает значимость угля в качестве источника энергии.

На территории Луганщины открыты месторождения природного газа, который является одним из самых чистых видов минерального топлива. При его сгорании образуется значительно меньшее количество вредных веществ по сравнению с углем. Природный газ широко применяется как топливо на электростанциях, в цементной и стекольной промышленности, при производстве стройматериалов и для коммунально-бытовых нужд. Основные месторождения природного газа Луганщины сосредоточены в долине Северского Донца – Боровское, Вергунское, Капитановское, Краснопоповское, Лобачевское, Ольховское и др.

Читайте также:  Нефть и газ как горючие полезные ископаемые

Наши недра богаты строительными материалами, среди которых:

Известняк – используют для производства извести, строительных блоков, известнякового щебня, бетона, цемента.

Месторождения: Белокуракинское, Новопавловское, Конопляновское и др.

Песчаник – используют в строительстве как стеновой и облицовочный материал, для производства щебня различного назначения.

Месторождения: Белянское, Лутугинское, Марусинское, Петровское, Троицкое и др.

Мел – используют для производства извести, в стекольной, резинотехнической, лакокрасочной и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве для подкормки животных и производства комбикормов.

Месторождения: Белогоровское, Белолуцкое, Красногоровское, Шипиловское и др.

Мергель – используют для производства цемента, в качестве строительного камня. Дома, сложенные из мергеля, очень тёплые.

Месторождения: Александровское, Тарасовское и др.

Глины – используют для производства кирпича, цемента, черепицы, керамической плитки, гончарных изделий.

Месторождения: Евсужское, Матросское и др.

Металлическими рудами недра области сравнительно бедны. В пределах Нагольного кряжа известны месторождения полиметаллов (Есауловское, Нагольно-Тарасовское) и золота (Бобриковское).

На территории Луганщины существует большое количество так называемых техногенных месторождений – скоплений минерального сырья, которые образовались в результате интенсивного развития на территории Луганщины горнодобывающей промышленности. К ним относят терриконы угольных шахт и разрезов, отвалы рудников и карьеров. Использование техногенных месторождений становится возможным по мере развития технологии их переработки. Так, например, минеральное сырье, накопившееся в шахтных терриконах и отвалах, может быть использовано для производства строительных материалов (бетона, теплоизоляционных изделий, строительных блоков), в строительстве дорог, дамб, плотин, для выравнивания рельефа земной поверхности.

6. Закрепление изученного

7. Практическая работа №4

Тема. Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых.

Ход работы:

Используя карту полезных ископаемых, нанесите на контурную карту Луганщины:

1. Месторождения топливных полезных ископаемых.

2. Месторождения рудных полезных ископаемых.

3. Месторождения нерудных полезных ископаемых.

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание.

Источник

Конспект урока по географии для 8 класса

Разработала: Матвеева Д.В.

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России,  учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

  Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»;  6-7 правильных ответов –«3»;  менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Индивидуальный опрос:

1)  Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2)  Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3)  Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4)  Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся — в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

        По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I.     Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II.   Металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

   Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1)   По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2)   Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3)   Определите основные месторождения угля и нефти.

4)   Определите размещение месторождений железных руд.

5)   Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6)   К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7)   Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

Читайте также:  Что значит быть человеком полезным родине

8)   Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

 Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой).

Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды — Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ — север Западной Сибири.

Каменный уголь — Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы — Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся  заносят в  таблицу:

Полезные ископаемые

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Апатиты

   55 

Железные руды

14

Природный газ

   28

Руды цветных металлов

13

Алмазы

   26

Нефть

12

Никель

   22

    Каменный уголь

12

Калийные соли

   16  

 Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи (записать в тетради):

1.Открытая добыча руды — (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор —  (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов — (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»;  менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

Источник