Разведка и оценка запасов полезных ископаемых
МСФО 6 относится к разряду редко применяемых из-за специфичности учитываемых объектов. Что это за объекты и как стандарт предписывает их учитывать, расскажем в нашем материале.
Кому необходимо выполнять МСФО 6 и когда этот стандарт не применяется?
Оценка активов при их признании по МСФО 6
Последующая оценка активов по МСФО 6
Как проверяются на обесценение активы по МСФО 6
Раскрытие информации в отчетности
Отечественный аналог МСФО 6
Итоги
Кому необходимо выполнять МСФО 6 и когда этот стандарт не применяется?
Обязанность по применению МСФО 6 лежит на фирмах, несущих затраты на разведку и оценку полезных ископаемых.
Важно! Разведка и оценка полезных ископаемых — это поиск обладающей соответствующими правами фирмой запасов минерального сырья, нефти, природного газа и иных невозобновляемых ресурсов на определенной территории, а также определение технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых (ДПИ).
Фирма не обязана применять стандарт в отношении затрат, понесенных:
- в период, предшествующий началу разведывательных работ (до получения соответствующих прав на такие работы);
- после того как может быть продемонстрирована коммерческая целесообразность ДПИ и ее техническая осуществимость.
С какими налоговыми обязанностями сопряжена деятельность по добыче полезных ископаемых, расскажут материалы нашего сайта:
- «Федеральные, региональные и местные налоги в 2015–2016 году»;
- «Что такое дисперсность налоговой базы (последствия)?»
Оценка активов при их признании по МСФО 6
П. 8 стандарта устанавливает единственный способ оценки активов, связанных с разведкой и оценкой (при их признании) — по первоначальной стоимости.
Важно! К связанным с разведкой и оценкой активам (АРО) стандарт относит затраты на разведку и оценку полезных ископаемых, признанных в качестве активов в соответствии с учетной политикой.
Состав включаемых в первоначальную стоимость затрат фирма обязана перечислить в своей учетной политике. Помимо перечня затрат учетная политика должна содержать и описание того, в какой степени они могут быть соотнесены с обнаружением конкретных запасов полезных ископаемых.
В качестве примера стандарт перечисляет следующие элементы, связанные с первоначальной стоимостью АРО:
- расходы на выполнение подготовительных исследований (топографических, геологических и иных);
- затраты на отбор образцов и проб;
- затраты, связанные с осуществлением поисково-разведочного бурения;
- иные предусмотренные учетной политикой затраты.
Указанный список не является исчерпывающим. Однако следует принять во внимание обозначенный в стандарте запрет на признание в качестве АРО затрат на разработку запасов полезных ископаемых.
При признании АРО необходимо учитывать требования МСФО 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н, в соответствии с которым фирма признает следующие обязательства, возникшие вследствие осуществления работ по оценке и разведке полезных ископаемых:
- по демонтажу активов;
- по восстановлению окружающей среды.
О последующей оценке АРО расскажем в следующем разделе.
Последующая оценка активов по МСФО 6
При последующем признании АРО стандарт предписывает использовать одну из следующих учетных моделей оценки:
- по первоначальной стоимости;
- по переоцененной стоимости.
Модель оценки по первоначальной стоимости сводится к простой формуле: АРО учитывается по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и убытков от обесценения.
Применение при последующей оценке АРО модели по переоцененной стоимости сводится к следующему алгоритму:
- учет АРО производится по справедливой стоимости на дату переоценки (исключая накопленную амортизацию и убытки от обесценения);
- измерение справедливой стоимости АРО необходимо производить на основе данных активного рынка;
- регулярность переоценки необходимо организовать таким образом, чтобы на конец отчетного периода балансовая стоимость АРО и его справедливая стоимость существенно не отличались.
Важное внимание уделяет МСФО классификации АРО исходя из характера приобретенных активов в качестве:
- материальных активов;
- нематериальных активов.
Применять принятую классификацию фирма обязана последовательно из периода в период.
Разграничение АРО на материальные и нематериальные является необходимым условием для правильного распределения затрат. К примеру, права на проведение буровых работ рассматриваются как нематериальные АРО, а используемые при этом буровые установки — материальными. То есть при создании нематериального актива участвует материальный, и признать его потребление частью первоначальной стоимости необходимо в той мере, в которой происходит его потребление при создании нематериального актива.
Как проверяются на обесценение активы по МСФО 6
Чтобы проверить АРО на обесценение, необходимо обладать информацией об их:
- балансовой стоимости;
- возмещаемой величине.
Важно! Под возмещаемой суммой понимается большее из 2 значений: справедливая стоимость АРО (за вычетом расходов на продажу) или стоимость от их использования (п. 6 МСФО [IAS] 16 «Основные средства», введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217).
Алгоритм действий фирмы при проверке АРО на обесценение:
- отслеживать на регулярной основе появление фактов и обстоятельств, указывающих на необходимость проверки АРО на обесценение;
- если факт превышения балансовой стоимости АРО над его возмещаемой суммой обнаружен — оценить, представить и раскрыть любой возникающий убыток от обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).
Среди фактов и обстоятельств, указывающих на необходимость проверки АРО на обесценение, можно назвать следующие:
- у фирмы истекает в отчетном периоде (без последующего возобновления) срок действия прав на геологоразведку конкретной территории;
- не запланированы и не заложены в бюджет существенные затраты на продолжение деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых;
- фирмой принято решение о прекращении данной деятельности в связи с отсутствием коммерчески целесообразного количества запасов полезных ископаемых;
- маловероятно последующее полное возмещение балансовой стоимости АРО в результате успешной его разработки или продажи.
Любой убыток от обесценения АРО признается расходом (п. 20 МСФО 6).
Раскрытие информации в отчетности
Стандарт предписывает отражать в отчетности следующие данные:
- основные положения учетной политики в отношении признания АРО и затрат на разведку и оценку;
- суммы доходов и расходов, а также активов и обязательств, возникающих в связи с рассматриваемой деятельностью фирмы;
Раскрытие информации необходимо осуществлять отдельно для материального и нематериального класса АРО с учетом требований МСФО 16 «Основные средства» или МСФО 38 «Нематериальные активы», введенных в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н.
Отечественный аналог МСФО 6
Вопросы отечественного учета затрат на разведку и оценку полезных ископаемых рассмотрены в ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утвержденном приказом Минфина России от 06.10.2011 № 125н.
Объектом бухучета в соответствии с указанным ПБУ являются затраты:
- на поиск полезных ископаемых;
- на оценку месторождений полезных ископаемых.
Фирме необходимо распределять поисковые затраты, признанные в качестве:
- внеоборотных активов;
- расходов по обычным видам деятельности.
Методика распределения затрат в стандарте не конкретизирована, но представляется целесообразным ее закрепление в учетной политике. Она может выбираться (исходя из международного опыта) из следующих методов:
- учета полных затрат;
- благополучных (успешных) усилий;
- участков, приносящих доход;
- ассигнований.
В основе первоначальной оценки поисковых активов в отечественном и международном стандартах лежит оценка по себестоимости (сумме фактических затрат). При последующей оценке данных активов алгоритм проверки их на обесценение идентичен международным нормам, описанным в разделе нашего материала, посвященного обесценению АРО.
Отечественный стандарт прописывает и иные важные аспекты (детализирует поисковые затраты, устанавливает порядок начисления амортизации и др.).
Итоги
Поисковые затраты возникают только у специфичного круга фирм, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых.
Их первоначальная и последующая оценка по международным нормам предполагает совокупность классификационных и оценочных процедур с целью достоверного представления в отчетности информации о таких активах.
Источник
Как учитываются в МСФО те или иные затраты? Они либо сразу относятся на расходы периода, либо временно оседают на балансе в виде активов, если отвечают определению и критериям их признания. Согласно определению, заложенному в Концептуальных основах, актив – это ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий, от которого ожидается поступление будущих экономических выгод в организацию. Для признания актива в балансе, н-р, в качестве основного средства или нематериального актива, соответствующие стандарты требуют, чтобы поступление будущих экономических выгод было достаточно вероятным. Если перспективы получения выгод туманны и неопределенны, то в учете не признается никаких активов и все затраты списываются на финансовый результат организации в периоде их возникновения. Однако существует одно исключение из правил, и это исключение – активы, связанные с разведкой и оценкой запасов полезных ископаемых.
Прежде чем начать добывать нефть, газ или, н-р, руду, требуется получить лицензию от государства, найти эти природные запасы, изучить характер их залегания и оценить сложность извлечения, соотнести имеющиеся у организации экономические ресурсы и технико-эксплуатационные возможности с потенциальными доходами от переработки или продажи полезных ископаемых. На этом этапе еще неясно, принесут ли произведенные затраты какие-либо выгоды компании, ведь результаты исследований могут быть как положительными, так и отрицательными. Было бы неправильно относить поисковые затраты, сумма которых может быть весьма и весьма значительной, на финансовые результаты в момент возникновения. Такой подход исказит финансовую отчетность компании, если в будущем эффективность промышленного освоения лицензионного участка будет подтверждена. Поэтому затраты, связанные с разведкой и оценкой, капитализируются в стоимости особого класса активов, учет которых и регулирует МСФО (IFRS) 6.
Стандарт носит узкоспециализированный характер и предназначен для горнодобывающих компаний. МСФО (IFRS) 6 не применяется в отношении затрат, понесенных до того, как получено разрешение на разведку, и после того, как вынесено решение о перспективности или бесперспективности разработки месторождения. Предметом рассмотрения стандарта являются затраты на разведку и оценку, возникающие в период между указанными событиями. Документ не затрагивает прочие аспекты учета, который ведут горнодобывающие компании.
МСФО (IFRS) 6 разрешает ряд отступлений от требований других стандартов. Так, при разработке учетной политики в отношении активов, связанных с разведкой и оценкой, можно не учитывать иерархию источников, установленную МСФО (IAS) 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки и которой должны руководствоваться организации в случае отсутствия какого-либо положения или разъяснения. Стандарт определяет специфические для горнодобывающей промышленности индикаторы обесценения активов, связанных с разведкой и оценкой, и при некотором условии разрешает проводить тест на обесценение на уровне, превышающем уровень ЕГДС, установленный МСФО (IAS) 36 Обесценение активов.
После того, как подтверждена техническая осуществимость и коммерческая целесообразность разработки участка, активы, связанные с разведкой и оценкой, в зависимости от степени их материальности реклассифицируются в основные средства или нематериальные активы и соответственно попадают под действие МСФО (IAS) 16 Основные средства и МСФО (IAS) 38 Нематериальные активы. Если разработка месторождения признана экономически неэффективной, все затраты на разведку и оценку списываются на убытки периода.
Приказ Минфина РФ от 28.12.2015 N 217н
В редакции Приказа Минфина России от 30.10.2018 N 220н
Структура документа
Цель
Сфера применения
Признание активов, связанных с разведкой и оценкой
Оценка активов, связанных с разведкой и оценкой
Представление
Обесценение
Раскрытие информации
Дата вступления в силу
Переходные положения
Приложение А
ЦЕЛЬ1 Целью настоящего МСФО является определение порядка отражения в финансовой отчетности деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых. 2 В частности, настоящий МСФО требует:
| ||||||
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ3 Организация должна применять настоящий МСФО для затрат на разведку и оценку, которые она производит. 4 Настоящий МСФО не рассматривает прочие аспекты бухгалтерского учета, который ведут организации, осуществляющие деятельность по разведке и оценке запасов полезных ископаемых. 5 Организация не должна применять настоящий МСФО в отношении затрат, которые были ею понесены:
| ||||||
ПРИЗНАНИЕ АКТИВОВ, СВЯЗАННЫХ С РАЗВЕДКОЙ И ОЦЕНКОЙВременное освобождение от применения пунктов 11 и 12 МСФО (IAS) 8 6 При разработке учетной политики организация, признающая активы, связанные с разведкой и оценкой, должна применять пункт 10 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». 7 Пункты 11 и 12 МСФО (IAS) 8 определяют источники официальных требований и правила, которые должны быть учтены руководством при разработке учетной политики в отношении какого-либо вопроса, если никакие другие МСФО непосредственно к данному вопросу не применяются. С учетом изложенных ниже пунктов 9 и 10, настоящий МСФО освобождает организацию от применения указанных пунктов в отношении своей учетной политики по признанию и оценке активов, связанных с разведкой и оценкой. | ||||||
ОЦЕНКА АКТИВОВ, СВЯЗАННЫХ С РАЗВЕДКОЙ И ОЦЕНКОЙОценка при признании 8 Активы, связанные с разведкой и оценкой, оцениваются по первоначальной стоимости. Элементы первоначальной стоимости активов, связанных с разведкой и оценкой 9 Организация должна определить учетную политику, которая устанавливает, какие затраты признаются в качестве активов, связанных с разведкой и оценкой, и применять эту политику последовательно. При определении такой политики организация учитывает степень, в которой данные затраты могут быть соотнесены с обнаружением конкретных запасов полезных ископаемых. Ниже приведены примеры затрат, которые могут быть включены в первоначальную оценку активов, связанных с разведкой и оценкой (представленный перечень не является исчерпывающим):
10 Затраты, относящиеся к разработке запасов полезных ископаемых, не могут признаваться в качестве активов, связанных с разведкой и оценкой. Концептуальные основы представления финансовых отчетов и МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» содержат указания в отношении признания активов, возникающих на этапе разработки. 11 В соответствии с МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» организация признает любые обязательства по демонтажу активов и восстановлению окружающей среды, возникшие в течение определенного периода времени вследствие проведения работ по разведке и оценке запасов полезных ископаемых. Оценка после признания 12 После признания активов, связанных с разведкой и оценкой, организация должна применять к ним либо модель учета по первоначальной стоимости, либо модель учета по переоцененной стоимости. Если применяется модель учета по переоцененной стоимости (либо модель, описанная в МСФО (IAS) 16 «Основные средства», либо модель, описанная в МСФО (IAS) 38), используемая модель должна соответствовать классификации активов (см. пункт 15). Изменения в учетной политике 13 Организация может изменить свою учетную политику в отношении затрат на разведку и оценку, если данное изменение делает финансовую отчетность более уместной с точки зрения информационных потребностей пользователей финансовой отчетности при принятии ими экономических решений и не менее надежной или более надежной и не менее уместной с точки зрения этих потребностей. Организация должна принять решение об уместности и надежности исходя из критериев, указанных в МСФО (IAS) 8. 14 Для того, чтобы обосновать изменение учетной политики в отношении затрат на разведку и оценку, организация должна продемонстрировать, что это изменение приводит к большему соответствию финансовой отчетности критериям, указанным в МСФО (IAS) 8, однако достижение полного соответствия данным критериям в результате изменения не требуется. | ||||||
ПРЕДСТАВЛЕНИЕКлассификация активов, связанных с разведкой и оценкой 15 Организация должна классифицировать активы, связанные с разведкой и оценкой, как материальные или нематериальные, исходя из характера приобретенных активов, и последовательно применять принятую классификацию. 16 Некоторые активы, связанные с разведкой и оценкой, рассматриваются как нематериальные (например, права на проведение буровых работ), в то время как другие активы являются материальными (например, транспортные средства и буровые установки). В той мере, в которой потребление материального актива происходит при создании нематериального актива, сумма, отражающая такое потребление, составляет часть первоначальной стоимости нематериального актива. Тем не менее использование материального актива для создания нематериального актива не превращает материальный актив в нематериальный. Реклассификация активов, связанных с разведкой и оценкой 17 Активы, связанные с разведкой и оценкой, не допускается классифицировать как таковые после того, как техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых может быть продемонстрирована. Перед реклассификацией активы, связанные с разведкой и оценкой, должны быть проверены на предмет обесценения и любой убыток от обесценения должен быть признан. | ||||||
ОБЕСЦЕНЕНИЕПризнание и оценка 18 Активы, связанные с разведкой и оценкой, подлежат проверке на предмет обесценения, когда факты и обстоятельства указывают на то, что балансовая стоимость активов, связанных с разведкой и оценкой, может превышать их возмещаемую величину. Когда факты и обстоятельства указывают, что балансовая стоимость превышает возмещаемую величину, организация должна оценить, представить и раскрыть любой возникающий убыток от обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36, за исключением требований, приведенных ниже в пункте 21. 19 Исключительно для активов, связанных с разведкой и оценкой, при выявлении активов, связанных с разведкой и оценкой, которые могли быть обесцененными, должен применяться пункт 20 настоящего МСФО, а не пункты 8 — 17 МСФО (IAS) 36. В пункте 20 используется термин «активы», однако данный пункт в равной мере применим как к отдельным активам, связанным с разведкой и оценкой, так и к единице, генерирующей денежные средства. 20 Один (одно) или несколько из перечисленных ниже фактов или обстоятельств указывают на то, что организация должна проверить активы, связанные с разведкой и оценкой, на предмет обесценения (представленный перечень не является исчерпывающим):
В любом из указанных или аналогичных случаев организация должна провести проверку на предмет обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36. Любой убыток от обесценения признается как расход в соответствии с МСФО (IAS) 36. Определение уровня, на котором проводится проверка активов, связанных с разведкой и оценкой, на предмет обесценения 21 Организация должна определить учетную политику по отнесению активов, связанных с разведкой и оценкой, к отдельным единицам, генерирующим потоки денежных средств, или группам единиц, генерирующих потоки денежных средств, для целей проверки таких активов на предмет обесценения. Каждая единица, генерирующая потоки денежных средств, или группа единиц, генерирующих потоки денежных средств, к которой отнесен актив, связанный с разведкой и оценкой, не должна быть больше, чем операционный сегмент, определенный в соответствии с МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты». 22 Уровень, определенный организацией для целей проверки активов, связанных с разведкой и оценкой, на предмет обесценения, может состоять из одной или нескольких единиц, генерирующих потоки денежных средств. | ||||||
РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ23 Организация должна раскрывать информацию, которая идентифицирует и поясняет суммы, признанные в ее финансовой отчетности в результате деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых. 24 В целях выполнения требований пункта 23 организация должна раскрывать следующую информацию:
25 Организация должна рассматривать активы, связанные с разведкой и оценкой, в качестве отдельного класса активов и раскрывать информацию в соответствии с требованиями либо МСФО (IAS) 16, либо МСФО (IAS) 38 в зависимости от того, как классифицированы данные активы. | ||||||
ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ26 Организация должна применять настоящий стандарт для годовых периодов, начинающихся 1 января 2006 года или после этой даты. Досрочное применение рекомендуется. Если организация применит настоящий МСФО в отношении периода, начинающегося до 1 января 2006 года, то она должна раскрыть этот факт. 26A Документом «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО», выпущенным в 2018 году, внесена поправка в пункт 10. Организация должна применять настоящую поправку в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2020 года или после этой даты. Допускается досрочное применение при условии, что организация одновременно также применяет все прочие поправки, внесенные документом «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО». Организация должна применять настоящую поправку к МСФО (IFRS) 6 ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Однако если организация определит, что ретроспективное применение будет практически неосуществимым или потребует чрезмерных затрат или усилий, она должна применять поправку к МСФО (IFRS) 6 в соответствии с пунктами 23 — 28, 50 — 53 и 54F МСФО (IAS) 8. | ||||||
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ27 Если применение конкретного требования пункта 18 к сравнительной информации, относящейся к годовым периодам, которые начинаются до 1 января 2006 года, является практически неосуществимым, то организация должна раскрыть этот факт. МСФО (IAS) 8 объясняет значение термина «практически неосуществимый». | ||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ АОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ Данное приложение является неотъемлемой частью настоящего МСФО (IFRS).
|
Источник