Разведка и оценка запасов полезных ископаемых пбу

Начиная с отчетности за 2012 год вступает в силу новое ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», которое дает возможность организациям-пользователям недр признавать поисковые затраты поисковыми активами. Анализирует положения нового документа Н.Н.Томило (Минфин России).

Содержание

В  целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности приказом Минфина России
от 06.10.2011 № 125н
утверждено новое
ПБУ 24/2011
«Учет затрат на освоение природных ресурсов».

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2011 № 22875 и вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2012 года. При разработке приказа учитывались правила МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых».

ПБУ 24/2011
должно применяться организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, пользователями недр* (далее — организации). На кредитные организации и государственные (муниципальные) учреждения данный приказ не распространяется.

Примечание:
*  Понятие пользователей недр содержится в Федеральном законе
от 21.02.1992 № 2395-1
«О недрах»

В новом
ПБУ 24/2011
выделяются три группы затрат:

  • Затраты организации, осуществляемые до момента получения лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых на данном участке недр.
  • Поисковые затраты — затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых (включая расходы на получение лицензии, дающей право  на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых и  затраты, непосредственно связаны с ее получением).
  • Затраты на добычу полезных ископаемых в отношении участка недр, которые понесены после того, как установлена коммерческая целесообразность добычи, и на геологоразведочные работы, выполняемые на участке недр, в отношении которого установлена коммерческая целесообразность добычи.

ПБУ 24/2011
устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций информации о поисковых затратах. 

Под коммерческой целесообразностью добычи понимается ситуация, когда:

  • существует вероятность (более вероятно, чем нет) того, что экономические выгоды организации от добычи полезных ископаемых превысят понесенные ею затраты; 
  • добыча полезных ископаемых технически осуществима;
  • у организации имеются ресурсы, необходимые для добычи полезных ископаемых.

Согласно положениям
ПБУ 24/2011
организация обеспечивает документальное подтверждение коммерческой целесообразности добычи или признания бесперспективности добычи полезных ископаемых на участке недр. Понятно, что такое подтверждение потребует привлечения других служб организации, а не только бухгалтерии, поэтому представляется очень важным четко определить указанную процедуру в учетной политике организации.

Поисковые затраты должны быть классифицированы организацией следующим образом:

1. Признаваемые внеоборотными активами (поисковые активы).   

Поисковые активы как правило, относятся к отдельному участку недр, в отношении которого организация имеет лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке  полезных ископаемых.

2. Признаваемые расходами по обычным видам деятельности.

Применяя
ПБУ 6/01
«Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России
от 30.03.2001 № 26н) и
ПБУ 14/2007
«Учет нематериальных активов» (утв. приказом Минфина России
от 27.12.2007 № 153н) организация не могла бы признать поисковые затраты внеоборотными активами, поскольку до момента определения коммерческой целесообразности неясна, например, способность этих затрат приносить доход (экономическую выгоду) в будущем.

 Именно
ПБУ 24/2011
дало возможность организациям-пользователям недр с учетом их отраслевой специфики признавать поисковые затраты поисковыми активами.

В свою очередь поисковые активы классифицируются организацией на:

  • материальные поисковые активы (если поисковые затраты, признанные организацией внеоборотными активами, относятся, в основном, к приобретению (созданию) объекта, имеющего материально-вещественную форму);
  • нематериальные поисковые активы (не классифицированные как материальные поисковые активы).

Материальные и нематериальные поисковые активы учитываются на отдельных субсчетах к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Единица бухгалтерского учета материальных и нематериальных поисковых активов определяется каждой организацией применительно к правилам бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов соответственно.

Поисковые активы при признании в бухгалтерском учете оцениваются по сумме фактических затрат на их приобретение (создание).

Перечень таких затрат в целом аналогичен приведенным в
ПБУ 6/01
и
ПБУ 14/2007. Следует обратить внимание, что в их состав могут входить также амортизация иных внеоборотных активов (включая поисковые активы), использованных непосредственно при создании поискового актива; обязательства организации в отношении охраны окружающей среды, рекультивации земель, ликвидации зданий, сооружений, оборудования, возникающие в связи с выполнением работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых, связанные с признаваемыми поисковыми активами.

Читайте также:  Подготовка автомобиля к зиме полезные советы видео

Возможность включения указанных обязательств в стоимость актива определена
ПБУ 8/2010
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденным приказом Минфина России
от 13.12.2010 № 167н.

Последующая оценка материальных и нематериальных поисковых активов осуществляется аналогично правилам последующей оценки основных средств и нематериальных активов соответственно с учетом следующих особенностей.

Во-первых, на каждую отчетную дату организация должна проводить анализ наличия признаков обесценения поисковых активов.

 При этом согласно
пункту 17 ПБУ 24/2011
необходимо рассматривать, как минимум, следующие признаки обесценения:

«а) окончание в течение 12 месяцев после отчетной даты  срока, на который организация получила лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых на определенном участке, при отсутствии намерений и (или) возможности продления соответствующих прав;

б) существенные затраты, необходимые для выполнения работ по дальнейшему поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых на определенном участке, не учтены в планах организации;

в) принятие решения о прекращении деятельности, связанной с поиском, оценкой месторождений полезных ископаемых и разведкой полезных ископаемых на определенном участке, вследствие того, что поиск, оценка месторождений полезных ископаемых и разведка полезных ископаемых на данном участке не привели к обнаружению промышленно значимых полезных ископаемых;

г) наличие  признаков того, что при продолжении  поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки полезных ископаемых на определенном участке стоимость поисковых активов с учетом накопленных амортизации и обесценения, вероятно, не будет возмещена в полной мере при добыче полезных ископаемых или переходе права пользования участком недр другим лицам».

При наличии признаков обесценения организация должна проводить проверку поисковых активов на обесценение и учитывать изменение их стоимости вследствие обесценения в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов» и (IFRS) 6 «Разведка и оценка полезных ископаемых». МСФО введены в действие для применения на территории РФ приказом Минфина России
от 25.11.2011 № 160н
и опубликованы в официальном печатном издании для опубликования документов МСФО  журнале «Бухгалтерский учет».

Во-вторых, затраты на получение лицензии, дающей наряду с правом на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых право на добычу полезных ископаемых, не подлежат амортизации до подтверждения коммерческой целесообразности добычи.

В случае ее подтверждения или признания добычи бесперспективной организация прекращает признание поисковых активов в отношении определенного участка недр.

При подтверждении коммерческой целесообразности добычи организация должна:

  • проверить поисковые активы на обесценение;
  • перевести поисковые активы в состав основных средств, нематериальных или иных активов (по остаточной стоимости);
  • прекратить признание последующих понесенных затрат на данном участке недр в качестве поисковых активов.  

Стоимость материального или нематериального поискового актива, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, списывается в порядке, установленном для списания соответственно основных средств или нематериальных активов.

Если в течение отчетного периода добыча полезных ископаемых на участке недр признана организацией бесперспективной, то в этой ситуации поисковые активы, относящиеся к данному участку недр, списываются, за исключением случаев, когда они продолжают использоваться в деятельности организации. Доходы или расходы от списания поисковых активов относятся на финансовые результаты организации.

При подтверждении коммерческой целесообразности добычи или при признании бесперспективности добычи полезных ископаемых на участке недр при условии дальнейшего использования в деятельности организации поисковые активы переводятся в состав основных средств, нематериальных и иных активов (включая поисковые активы, предназначенные для использования на других участках недр) исходя из их соответствия условиям признания, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету для данного вида активов.

Материальные поисковые активы, как правило, переводятся в состав основных средств, нематериальные поисковые активы  в состав нематериальных активов организации.

Иногда стоимость нематериального поискового актива может формировать фактическую стоимость основных средств организации.

Существенная информация о поисковых активах, а также обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках от текущих и инвестиционных операций, возникающих при выполнении работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых, отражается по отдельным группам статей бухгалтерского баланса, а также отдельным показателям отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств.

Читайте также:  Полезен ли мед с холодной водой

В формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные приказом Минфина России
от 02.07.2010 № 66н
внесены, в том числе, изменения, связанные с утверждением
ПБУ 24/2011. Подробнее о них можно прочитать в номере 1 (январь) «БУХ.1С» за 2012 год, стр. 9.   

Информация о материальных и нематериальных поисковых активах раскрывается применительно к требованиям, установленным для раскрытия информации об основных средствах и нематериальных активах организации.

Кроме того, в отношении групп материальных поисковых активов организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности следующую информацию:

  • о фактических затратах с учетом осуществленных переоценок, суммах накопленной амортизации и накопленного обесценения на начало и конец отчетного периода;
  • об остаточной стоимости активов, обесценившихся в отчетном году, на начало и конец отчетного периода и признанного за отчетный период обесценения.

*   *   *

Подводя итоги, можно сказать, что в связи с утверждением
ПБУ 24/2011
организациям необходимо проанализировать и, в случае необходимости, уточнить свою учетную политику, уделив при этом особое внимание процедурам проверки поисковых активов на обесценение и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Источник

МСФО 6 относится к разряду редко применяемых из-за специфичности учитываемых объектов. Что это за объекты и как стандарт предписывает их учитывать, расскажем в нашем материале.

Кому необходимо выполнять МСФО 6 и когда этот стандарт не применяется?

Оценка активов при их признании по МСФО 6

Последующая оценка активов по МСФО 6

Как проверяются на обесценение активы по МСФО 6

Раскрытие информации в отчетности

Отечественный аналог МСФО 6

Итоги

Кому необходимо выполнять МСФО 6 и когда этот стандарт не применяется?

Обязанность по применению МСФО 6 лежит на фирмах, несущих затраты на разведку и оценку полезных ископаемых.

Важно! Разведка и оценка полезных ископаемых — это поиск обладающей соответствующими правами фирмой запасов минерального сырья, нефти, природного газа и иных невозобновляемых ресурсов на определенной территории, а также определение технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых (ДПИ).

Фирма не обязана применять стандарт в отношении затрат, понесенных:

  • в период, предшествующий началу разведывательных работ (до получения соответствующих прав на такие работы);
  • после того как может быть продемонстрирована коммерческая целесообразность ДПИ и ее техническая осуществимость.

С какими налоговыми обязанностями сопряжена деятельность по добыче полезных ископаемых, расскажут материалы нашего сайта:

  • «Федеральные, региональные и местные налоги в 2015–2016 году»;
  • «Что такое дисперсность налоговой базы (последствия)?»

Оценка активов при их признании по МСФО 6

П. 8 стандарта устанавливает единственный способ оценки активов, связанных с разведкой и оценкой (при их признании) — по первоначальной стоимости.

Важно! К связанным с разведкой и оценкой активам (АРО) стандарт относит затраты на разведку и оценку полезных ископаемых, признанных в качестве активов в соответствии с учетной политикой.

Состав включаемых в первоначальную стоимость затрат фирма обязана перечислить в своей учетной политике. Помимо перечня затрат учетная политика должна содержать и описание того, в какой степени они могут быть соотнесены с обнаружением конкретных запасов полезных ископаемых.

В качестве примера стандарт перечисляет следующие элементы, связанные с первоначальной стоимостью АРО:

  • расходы на выполнение подготовительных исследований (топографических, геологических и иных);
  • затраты на отбор образцов и проб;
  • затраты, связанные с осуществлением поисково-разведочного бурения;
  • иные предусмотренные учетной политикой затраты.

Указанный список не является исчерпывающим. Однако следует принять во внимание обозначенный в стандарте запрет на признание в качестве АРО затрат на разработку запасов полезных ископаемых.

При признании АРО необходимо учитывать требования МСФО 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н, в соответствии с которым фирма признает следующие обязательства, возникшие вследствие осуществления работ по оценке и разведке полезных ископаемых:

  • по демонтажу активов;
  • по восстановлению окружающей среды.

О последующей оценке АРО расскажем в следующем разделе.

Последующая оценка активов по МСФО 6

При последующем признании АРО стандарт предписывает использовать одну из следующих учетных моделей оценки:

  • по первоначальной стоимости;
  • по переоцененной стоимости.

Модель оценки по первоначальной стоимости сводится к простой формуле: АРО учитывается по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и убытков от обесценения.

Применение при последующей оценке АРО модели по переоцененной стоимости сводится к следующему алгоритму:

  • учет АРО производится по справедливой стоимости на дату переоценки (исключая накопленную амортизацию и убытки от обесценения);
  • измерение справедливой стоимости АРО необходимо производить на основе данных активного рынка;
  • регулярность переоценки необходимо организовать таким образом, чтобы на конец отчетного периода балансовая стоимость АРО и его справедливая стоимость существенно не отличались.
Читайте также:  Чем полезен зеленый укроп для человека

Важное внимание уделяет МСФО классификации АРО исходя из характера приобретенных активов в качестве:

  • материальных активов;
  • нематериальных активов.

Применять принятую классификацию фирма обязана последовательно из периода в период.

Разграничение АРО на материальные и нематериальные является необходимым условием для правильного распределения затрат. К примеру, права на проведение буровых работ рассматриваются как нематериальные АРО, а используемые при этом буровые установки — материальными. То есть при создании нематериального актива участвует материальный, и признать его потребление частью первоначальной стоимости необходимо в той мере, в которой происходит его потребление при создании нематериального актива.

Как проверяются на обесценение активы по МСФО 6

Чтобы проверить АРО на обесценение, необходимо обладать информацией об их:

  • балансовой стоимости;
  • возмещаемой величине.

Важно! Под возмещаемой суммой понимается большее из 2 значений: справедливая стоимость АРО (за вычетом расходов на продажу) или стоимость от их использования (п. 6 МСФО [IAS] 16 «Основные средства», введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217).

Алгоритм действий фирмы при проверке АРО на обесценение:

  • отслеживать на регулярной основе появление фактов и обстоятельств, указывающих на необходимость проверки АРО на обесценение;
  • если факт превышения балансовой стоимости АРО над его возмещаемой суммой обнаружен — оценить, представить и раскрыть любой возникающий убыток от обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (введенного в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).

Среди фактов и обстоятельств, указывающих на необходимость проверки АРО на обесценение, можно назвать следующие:

  • у фирмы истекает в отчетном периоде (без последующего возобновления) срок действия прав на геологоразведку конкретной территории;
  • не запланированы и не заложены в бюджет существенные затраты на продолжение деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых;
  • фирмой принято решение о прекращении данной деятельности в связи с отсутствием коммерчески целесообразного количества запасов полезных ископаемых;
  • маловероятно последующее полное возмещение балансовой стоимости АРО в результате успешной его разработки или продажи.

Любой убыток от обесценения АРО признается расходом (п. 20 МСФО 6).

Раскрытие информации в отчетности

Стандарт предписывает отражать в отчетности следующие данные:

  • основные положения учетной политики в отношении признания АРО и затрат на разведку и оценку;
  • суммы доходов и расходов, а также активов и обязательств, возникающих в связи с рассматриваемой деятельностью фирмы;

Раскрытие информации необходимо осуществлять отдельно для материального и нематериального класса АРО с учетом требований МСФО 16 «Основные средства» или МСФО 38 «Нематериальные активы», введенных в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н.

Отечественный аналог МСФО 6

Вопросы отечественного учета затрат на разведку и оценку полезных ископаемых рассмотрены в ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утвержденном приказом Минфина России от 06.10.2011 № 125н.

Объектом бухучета в соответствии с указанным ПБУ являются затраты:

  • на поиск полезных ископаемых;
  • на оценку месторождений полезных ископаемых.

Фирме необходимо распределять поисковые затраты, признанные в качестве:

  • внеоборотных активов;
  • расходов по обычным видам деятельности.

Методика распределения затрат в стандарте не конкретизирована, но представляется целесообразным ее закрепление в учетной политике. Она может выбираться (исходя из международного опыта) из следующих методов:

  • учета полных затрат;
  • благополучных (успешных) усилий;
  • участков, приносящих доход;
  • ассигнований.

В основе первоначальной оценки поисковых активов в отечественном и международном стандартах лежит оценка по себестоимости (сумме фактических затрат). При последующей оценке данных активов алгоритм проверки их на обесценение идентичен международным нормам, описанным в разделе нашего материала, посвященного обесценению АРО.

Отечественный стандарт прописывает и иные важные аспекты (детализирует поисковые затраты, устанавливает порядок начисления амортизации и др.).

Итоги

Поисковые затраты возникают только у специфичного круга фирм, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых.

Их первоначальная и последующая оценка по международным нормам предполагает совокупность классификационных и оценочных процедур с целью достоверного представления в отчетности информации о таких активах. 

Источник