Разведка полезных ископаемых на водных объектах
Статья 52 ВК РФ. Использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых
Комментарий к статье 52 ВК РФ:
1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей и регулирует порядок использования водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых. Первая часть содержит норму, отсылающую к иным статьям комментируемого Закона, а также к законодательству Российской Федерации о недрах. Это обусловлено тем, что данная деятельность регулируется многими законами и подзаконными актами. Вторая часть комментируемой статьи посвящена вопросам добычи торфа и других полезных ископаемых, залегающих на территориях, покрытых болотами. В ней содержится важное положение об обязанности рекультивации болота или его части после окончания его использования в целях добычи полезных ископаемых.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основной ее целью является установление правовых основ осуществления использования водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых, в качестве дополнительной цели можно указать охрану водных объектов, в частности болот, от истощения и т.п.
Сфера действия комментируемой статьи распространяется на отношения, возникающие при использовании водных объектов для добычи и разведки полезных ископаемых, таким образом, в нее включаются как отношения водопользования, так и недропользования.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Адресатами статьи являются лица, использующие водные объекты для разведки и добычи полезных ископаемых, контрольно-надзорные и правоохранительные органы, суды.
3. Основные понятия. К ним относятся: «водный объект», «полезные ископаемые», «разведка полезных ископаемых», «добыча полезных ископаемых», «торф», «болото», «режим водного объекта», «материал техногенного происхождения», «рекультивация», «обводнение», «искусственное заболачивание».
3.1. Водный объект — см. комментарий к ст. 1.
3.2. Полезные ископаемые — это минеральное сырье, природные минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, которые могут быть эффективно использованы в сфере материального производства. По физическому состоянию полезные ископаемые делятся на твердые (угли ископаемые, руды, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (газы природные, горючие и инертные газы) <353>.
———————————
<353> https://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Полезные%20ископаемые
3.3. Разведка полезных ископаемых. Это совокупность работ для выявления и геолого-экономической оценки запасов минерального сырья в недрах. Состоит из трех главных стадий: предварительной, детальной и эксплуатационной <354>.
———————————
<354> https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/250194
3.4. Добыча полезных ископаемых — это процессы извлечения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр Земли с помощью технических средств <355>.
———————————
<355> https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geolog/1802
3.5. Торф — горючее полезное ископаемое, образующееся в процессе естественного отмирания и неполного распада болотных растений в условиях избыточного увлажнения и затрудненного доступа воздуха. Торф представляет собой продукт первой стадии углеобразовательного процесса. Торф используется в качестве удобрения, топлива, сырья химической промышленности <356>.
———————————
<356> https:// slovari.yandex.ru/ C,PsCbC»/ P-CГC,PuCГC,PIPuPSPSC.
———————————
<357> https://slovari.yandex.ru/~книги/Естественные%20науки/Болото
3.7. Режим водного объекта (водный режим) — см. комментарий к ст. 1.
3.8. Материал техногенного происхождения. К ним относятся материалы, имеющие неорганическое происхождение, созданные человеком в процессе осуществления различных видов деятельности.
3.9. Материалы естественного происхождения — это материалы органического происхождения, образующиеся без участия человека.
3.10. Рекультивация — искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (например, открытые горные выработки). При рекультивации земель различают два этапа: рекультивацию техническую и рекультивацию биологическую <358>.
———————————
<358> https://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/926
3.11. Обводнение — совокупность гидротехнических мероприятий по обеспечению водой безводных и маловодных районов для культурно-бытовых и хозяйственных целей <359>. Например, выработанные торфяники, возникшие после подземных разработок, часто заполняют водой и превращают в пруды.
———————————
<359> https:// slovari.yandex.ru/ обводнение/ Естественные%20науки/ Обводнение
3.12. Искусственное заболачивание.
Заболачивание в широком смысле — это процесс образования болота на переувлажненных участках земной поверхности вследствие затрудненного стока, подъема уровня подземных вод или изменения режима испарения <360>.
———————————
<360> https:// slovari.yandex.ru/ %20заболачивание/ Естественные%20науки/ Заболачивание
Под искусственным заболачиванием следует понимать образование болот в результате специальной деятельности человека.
4. Порядок и основания использования водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых. Согласно части 1 комментируемой статьи использование водных объектов для указанных целей осуществляется в соответствии с комментируемым Законом, а также законодательством Российской Федерации о недрах.
Здесь в первую очередь следует обратить внимание на то, что в процессе осуществления добычи и разведки полезны ископаемых водные объекты могут подвергаться негативному воздействию, поэтому при ведении такой деятельности должны соблюдаться нормы по охране водных объектов, установленные Водным кодексом РФ. Отметим, что согласно статье 1 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Особого внимания также заслуживает статья 11 комментируемого Закона, регулирующая порядок предоставления водных объектов в пользование (осуществляемое на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование).
Согласно пункту 6 ч. 2 этой статьи водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. При этом согласно части 3 ст. 11 не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек (см. комментарий к ст. 11).
Говоря о подземных водных объектах, отметим, что они включаются в предмет отношений, регулируемых как комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 5) — охране подземных водных объектов посвящена ст. 59, — так и законодательством Российской Федерации о недрах. Так, согласно преамбуле Федерального закона «О недрах» сфера его действия распространяется, в частности, на отношения, возникающие в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
5. Особенности использования болот в целях добычи торфа и других полезных ископаемых. Согласно части 2 комментируемой статьи в процессе добычи торфа и других полезных ископаемых в результате полной или частичной выработки торфа, полной или частичной замены его материалами естественного или техногенного происхождения, в том числе подстилающими болото отложениями, болото либо его часть может утрачивать режим водного объекта. Также в этой части закреплена обязанность лиц, занимающихся добычей полезных ископаемых, после окончания использования болота или его части провести рекультивацию данного объекта, которая должна быть выполнена преимущественно путем обводнения и искусственного заболачивания.
Одной из основных целей рекультивации болот является предотвращение торфяных пожаров, которые являются видом лесных пожаров, при которых горит слой торфа и корни деревьев. Лесные пожары подразделяют на верховые, низовые и почвенные (торфяные). Пожар распространяется со скоростью до нескольких метров в сутки. Часто торфяные пожары представляют собой стадию развития низовых пожаров, либо переходят в низовой пожар при раздувании их ветром. При выгорании почвы под деревьями последние беспорядочно падают.
Торф может самовозгораться, если его влажность меньше 40%. В период массовых пожаров 2010 г. влажность торфа оценивалась в 28 — 30%.
По мнению специалистов, обводнение ранее осушенных торфяников способно предотвратить их дальнейшее возгорание. Заместитель директора Государственного гидрологического института В. Вуглинский предлагает ликвидировать ранее выкопанные дренажные канавы и мелиоративную сеть. Заместитель декана почвоведения МГУ В. Гончаров считает, что требуется перенять западный опыт по двустороннему регулированию водного режима (в зависимости от наличия засухи или обилия влаги пропускать нужное количество воды, чтобы избегать высыхания или затопления земель). По его данным, в Голландии таким образом регулируется влажность 80% торфяных земель, а в Финляндии — 100% <361>.
———————————
<361> См.: https://www.kartravel.ru/oxota.html.
Также отметим, что болота как ценный природный объект подлежат особым мерам правовой охраны. В частности, согласно статье 57 комментируемого Закона загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод (см. комментарий к ст. 57).
6. Связь предписаний статьи с иными нормами. Как отмечает О.Л. Дубовик, нормы комментируемой статьи непосредственно связаны с нормами следующих статей главы 6 «Охрана водных объектов»:
— статей 1 и 5, в которых даны основные понятия и определены виды водных объектов;
— статьи 11, устанавливающей, что для разведки и добычи полезных ископаемых требуется решение о предоставлении водного объекта в пользование, и, соответственно, с другими нормами, регулирующими содержание и порядок принятия такого решения;
— статьи 35, устанавливающей нормативы воздействия на водные объекты;
— статьи 39, регламентирующей права и обязанности собственников водных объектов и водопользователей;
— статьи 57, регламентирующей охрану болот; и некоторыми иными статьями.
7. Трудности применения. Они в первую очередь связаны с отсылочным характером нормы и заключаются в необходимости поиска соответствующих предписаний как в комментируемом законе, так и в законодательстве Российской Федерации о недрах.
8. Статистическая справка. По заявлению заместителя главы Правительства Московской области Н. Пищева, на обводнение и строительство основных гидротехнических сооружений и другие работы в 2012 — 2013 годах Подмосковью требуется 200,5 млрд. рублей. И это пока предварительные цифры.
По его словам, всего до 2013 года нужно обводнить 65 тыс. га торфяников. Пока обводнено 6 тысяч га, в этом году предстоит обводнить 22 тысячи га <362>.
———————————
<362> См.: https:// www.mk.ru/ social/ article/ 2011/ 05/ 27/ 592877-rossiya-opyat-igraet-s-ognem.html.
Источник
1. Использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о недрах.
2. При добыче торфа и других полезных ископаемых болото или его часть может утрачивать режим водного объекта в результате полной или частичной выработки торфа, полной или частичной замены его материалами естественного или техногенного происхождения, в том числе подстилающими болото отложениями. После окончания использования болота или его части проводится их рекультивация преимущественно путем обводнения и искусственного заболачивания.
См. все связанные документы >>>
Законодательство о недрах, как и водное законодательство, относится согласно пункту «к» ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Устройство и эксплуатация скважин, а также использование отработанных месторождений полезных ископаемых для сброса сточных и дренажных вод допускаются с соблюдением требований, предусмотренных водным законодательством и законодательством о недрах <131>.
———————————
<131> См.: Жариков Ю.Г., Крассов О.И., Сыродоев Н.А. и др. Комментарий к Закону РФ «О недрах» / Под ред. С.А. Боголюбова // Законодательство и экономика. 1999. N 4, 5.
Буровые скважины, в том числе самоизливающие и разведочные, а также скважины, не пригодные к эксплуатации или использование которых прекращено, подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации в установленном порядке.
Если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять в установленном порядке меры по охране подземных водных объектов и сообщить об этом в органы местного самоуправления, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, государственный орган управления использованием и охраной недр и уполномоченный Правительством РФ государственный орган исполнительной власти в области использования и охраны вод.
Извлечение подземных вод при добыче полезных ископаемых, проведении работ по водопонижению, при строительстве сооружений или при защите от вредного воздействия вод, а также при строительстве и эксплуатации дренажных систем на мелиорированных землях допускается при наличии договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры, предотвращающие их вредное влияние на поверхностные водные объекты и окружающую среду.
В части второй комментируемой статьи предусматривается один из немногих случаев, когда в положениях об использовании водного объекта содержатся некоторые предписания о его охране при наличии отдельной статьи 57 «Охрана болот от загрязнения и засорения» ВК РФ. Объясняемое это тем, что утрата болотом режима водного объекта может быть не связана с его загрязнением и засорением.
В российском законодательстве происходит постоянная конкуренция требований законодательства о недрах и водного законодательства по отношению к регулированию использования и охраны подземных вод. В части первой комментируемой статьи приоритет отдается водному законодательству; в некоторых других статьях Кодекса, а также в Законе о недрах приоритетность регулирования использования и охраны подземных вод решается по-разному, в том числе с преимущественным применением законодательства о недрах.
Под предусмотренной в части второй комментируемой статьи рекультивацией понимается искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (открытыми горными разработками и т.п.); комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель и улучшение условий окружающей среды. Согласно ГОСТу 17.5.1-78 рекультивация должна быть неотъемлемой частью технологических процессов <132>.
———————————
<132> Реймерс Н.Ф. Природопользование. С. 449.
Источник
Приложение N 5
к типовой форме решения о
предоставлении водного объекта
в пользование, принимаемого
Федеральным агентством водных
ресурсов, его территориальным
органом, органом
исполнительной власти субъекта
Российской Федерации или
органом местного
самоуправления
(наименование органа исполнительной власти или органа
местного самоуправления)
РЕШЕНИЕ
о предоставлении водного объекта в пользование
от «__» _________ 20__ г. N ______ г. ______
1. Сведения о водопользователе:
__________________________________________________________________
(полное и сокращенное (при наличии) наименование — для
юридического лица с указанием ОГРН, для физического лица, в том
числе индивидуального предпринимателя, — фамилия, имя, отчество
(при наличии) с указанием данных документа, удостоверяющего
его личность)
__________________________________________________________________
(почтовый адрес и адрес места нахождения водопользователя)
2. Цель, виды и условия использования
водного объекта или его части
2.1. Цель использования водного объекта или его части
__________________________________________________________________
(цели использования водного объекта или его части указываются
в соответствии с частью 3 статьи 11 Водного кодекса
Российской Федерации<1>)
2.2. Виды использования водного объекта или его части
__________________________________________________________________
(указываются вид и способ использования водного объекта или его
части в соответствии со статьей 38 Водного кодекса
Российской Федерации)
2.3. Условия использования водного объекта или его части
Использование водного объекта или его части, указанного в пункте
3.1 настоящего Решения, может производиться Водопользователем при
выполнении им следующих условий:
1) недопущении нарушения прав других водопользователей, а также
причинения вреда окружающей среде;
2) содержании в исправном состоянии расположенных на водном
объекте и эксплуатируемых Водопользователем гидротехнических и
иных сооружений, связанных с использованием водного объекта;
3) информировании территориального органа Федерального агентства
водных ресурсов, органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления об авариях и иных
чрезвычайных ситуациях на водном объекте, возникших в связи с
использованием водного объекта в соответствии с настоящим
Решением;
4) осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на водном объекте;
5) ведении наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной
по программе, согласованной с территориальным органом Федерального
агентства водных ресурсов, а также представлении результатов таких
наблюдений в территориальный орган Федерального агентства водных
ресурсов в сроки, установленные Порядком представления сведений,
полученных в результате наблюдений за водными объектами,
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,
собственниками водных объектов и водопользователями <2>;
6) недопущении проведения работ на водном объекте, приводящих к
изменению его естественного водного режима;
7) осуществлении мер по охране водного объекта от загрязнения и
засорения;
8) использовании ________________________________________________;
(указывается наименование водного объекта
или его части)
для ______________________________________________________________
(указываются вид пользования недрами и реквизиты выданной
лицензии на пользование недрами)
в следующих районах (частях) данного водного объекта _____________
_________________________________________________________________;
(приводятся наименования частей водного объекта и их
местоположение относительно береговой линии водного объекта,
территории субъекта Российской Федерации, муниципального
образования, ближайших населенных пунктов, с указанием
географических координат границ лицензионного участка на
пользование недрами, либо части лицензионного участка,
расположенного в пределах водного объекта)
9) осуществлении работ, связанных с пользованием недрами, методами
и средствами, исключающими сброс в водный объект отходов, а также
сточных вод, в которых содержание радиоактивных веществ и других
опасных для здоровья веществ и соединений превышает нормативы
допустимого воздействия на водные объекты;
10) оборудовании объектов, предназначенных для транспортирования и
хранения добытых полезных ископаемых, средствами предотвращения
загрязнения водного объекта и контрольно-измерительной аппаратурой
для обнаружения загрязнения;
11) рекультивации преимущественно путем обводнения и
искусственного заболачивания при добыче торфа и других полезных
ископаемых на болоте или его части после окончания использования.
3. Сведения о водном объекте
3.1. _____________________________________________________________
(наименование водного объекта согласно данным государственного
водного реестра и местоположение водного объекта или
его части: речной бассейн, субъект Российской Федерации,
муниципальное образование)
3.2. Морфометрическая характеристика водного объекта
__________________________________________________________________
(длина реки или ее участка, км; расстояние от устья до места
водопользования, км; объем водохранилища, озера, пруда,
обводненного карьера, тыс. м3; площадь зеркала воды в водоеме,
км2; средняя, максимальная и минимальная глубины в водном
объекте в месте водопользования, м и другое)
3.3. Гидрологическая характеристика водного объекта в месте
водопользования
__________________________________________________________________
(среднемноголетний расход воды в створе наблюдения, ближайшем
к месту водопользования; скорости течения в периоды максимального
и минимального стока; колебания уровня и длительность
неблагоприятных по водности периодов; температура воды
(среднегодовая и по сезонам) и другое)
3.4. Качество воды в водном объекте в месте водопользования
__________________________________________________________________
(качество воды в водном объекте в месте водопользования
характеризуется индексом загрязнения вод и соответствующим ему
классом качества воды: «чистая», «относительно чистая», «умеренно
загрязненная», «загрязненная», «грязная», «очень грязная»,
«чрезвычайно грязная»; при использовании водного объекта для целей
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и в целях
рекреации качество воды указывается по
санитарно-эпидемиологическому заключению)
3.5. Перечень гидротехнических и иных сооружений, расположенных на
водном объекте, обеспечивающих возможность использования водного
объекта или его части для нужд Водопользователя:
__________________________________________________________________
(приводится перечень гидротехнических и иных сооружений и их
основные параметры)
3.6. Наличие зон с особыми условиями использования территорий
__________________________________________________________________
(далее указываются зоны с особыми условиями использования
территорий в соответствии со статьей 105 Земельного кодекса
Российской Федерации <3>)
Материалы в графической форме, включающие схемы размещения
гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном
объекте, обеспечивающих возможность использования водного объекта
или его части для нужд Водопользователя, и зон с особыми условиями
использования территорий, а также пояснительная записка к ним
прилагаются к настоящему Решению.
4. Срок водопользования
4.1. Срок водопользования установлен с ___________________________
(день, месяц, год)
по _______________________________________________________________
(день, месяц, год)
__________________________________________________________________
(указывается орган, принявший и выдавший решение о
предоставлении водного объекта в пользование)
4.2. Настоящее Решение о предоставлении водного объекта или его
части в пользование вступает в силу с момента его регистрации в
государственном водном реестре.
5. Приложения
5.1. Материалы в графической форме:
5.1.1. Схема размещения гидротехнических и иных сооружений,
расположенных на водном объекте, обеспечивающих возможность его
использования для нужд Водопользователя;
5.1.2. Схема размещения зон с особыми условиями использования
территорий.
5.2. Пояснительная записка к материалам в графической форме.
Руководитель органа
исполнительной власти
или органа местного
самоуправления _____________ _________________________
(Подпись) (Фамилия, имя, отчество
(при наличии))
М.П.
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23,
ст.2381; 2018, N 53, ст. 8441.
<2> Приказ МПР России от 6 февраля 2008 г. N 30 «Об утверждении
форм и Порядка представления сведений, полученных в результате
наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и
водопользователями» (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля
2008 г., регистрационный N 11588) с изменениями, внесенными
приказами Минприроды России от 13 апреля 2012 г. N 105 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов
Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии
Российской Федерации в области водных отношений» (зарегистрирован
Минюстом России 28 мая 2012 г., регистрационный N 24346), и от 30
марта 2015 г. N 153 «О внесении изменений в приказ Министерства
природных ресурсов Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N 30
«Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных
в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных
объектов и водопользователями» (зарегистрирован Минюстом России 17
апреля 2015 г., регистрационный N 36911).
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44,
ст. 4147; 2018, N 53, ст. 8411.
Источник