Рельеф евразии и размещение полезных ископаемых
Рельеф и полезные ископаемые Евразии отличаются огромным разнообразием. Этот континент геоморфологи очень часто называют материком контрастов. Геологическое строение, рельеф континента, а также размещение полезных ископаемых в Евразии будет детально рассмотрено в этой статье.
Материк Евразия: геологическое строение
Евразия — самый крупный материк нашей планеты. 36% суши и около 70% земного населения сосредоточено именно здесь. Почти все материки Земли, по сути, являются осколками двух древних суперконтинентов – Лавразии и Гондваны. Но только не Евразия. Ведь она образовалась из нескольких литосферных блоков, которые долгое время сближались и, наконец, спаялись в единое целое замками складчатых поясов.
Материк состоит из ряда геосинклинальных областей и платформ: Восточно-Европейской, Сибирской, Западносибирской, Западноевропейской и других. В Сибири, на Тибете, а также в районе озера Байкал земная кора посечена огромным количеством трещин и разломов.
В разные геологические эпохи возникали и формировались складчатые пояса Евразии. Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский – самые крупные из них. Они считаются молодыми (то есть их формирование еще не закончилось). Именно к этим поясам относятся крупнейшие горные системы материка – Альпы, Гималаи, Кавказские горы и другие.
Некоторые районы материка являются областями повышенной сейсмической активности (как, например, Центральная Азия или Балканский полуостров). Мощные землетрясения наблюдаются здесь с немалой частотой. Наличием самого большого количества действующих вулканов также может похвастаться именно Евразия.
Полезные ископаемые континента тесно связаны с его геологическими структурами. Но о них мы поговорим далее.
Общие особенности рельефа Евразии
Рельеф и полезные ископаемые Евразии чрезвычайно разнообразны. Они формировались в мезозое и кайнозое, в пределах нескольких древних платформ, соединенных подвижными областями складчатости.
Евразия – второй по высоте материк на планете со средней высотой в 830 метров над уровнем моря. Выше только Антарктида, да и то исключительно за счет мощного ледяного панциря. Самые высокие горы и самые крупные равнины находятся именно в Евразии. И по общему количеству их гораздо больше, нежели на других континентах Земли.
Для Евразии характерна максимально возможная амплитуда (перепад) абсолютных высот. Именно здесь находится наивысшая вершина планеты – гора Эверест (8850 м) и самая низкая точка мира – уровень Мертвого моря (–399 метров).
Горы и равнины Евразии
Почти 65% территории Евразии занято горами, плоскогорьями и нагорьями. Остальное принадлежит равнинам. Пять крупнейших по площади горных систем материка:
- Гималаи.
- Кавказ.
- Альпы.
- Тянь-Шань.
- Алтай.
Гималаи – высочайший горный массив не только Евразии, но и всей планеты. Они занимают около 650 тысяч квадратных километров площади. Именно здесь расположена «крыша мира» – гора Джомолунгма (Эверест). За всю историю эту вершину покорили 4469 альпинистов.
На этом материке также расположено Тибетское нагорье – самое крупное в мире. Оно занимает огромную площадь — два миллиона квадратных километров. На Тибетском нагорье берут свое начало многие известные реки Азии (Меконг, Янцзы, Инд и прочие). Таким образом, это еще один геоморфологический рекорд, которым может похвастаться Евразия.
Полезные ископаемые Евразии, к слову, часто залегают именно в зонах складчатости. Так, к примеру, недра Карпатских гор очень богаты нефтью. А в горах Урала активно добывают драгоценные минералы – сапфиры, рубины и другие камни.
Равнин и низменностей в Евразии тоже немало. Среди них еще один рекорд – Восточно-Европейская равнина, которая считается крупнейшей на планете. Она протянулась от Карпат до Кавказа почти на 2500 тысяч километров. В пределах этой равнины, целиком или же частично, расположено двенадцать государств.
Рельеф Евразии: изюминки и интересные факты
За впечатляющими орографическими рекордами очень легко упустить менее масштабные, но не менее интересные особенности материка. В рельефе Евразии присутствуют, по сути, все известные современной науке формы рельефа. Пещеры и карстовые шахты, кары и фьорды, овраги и речные долины, дюны и барханы – все это можно увидеть в пределах самого крупного континента Земли.
В Словении находится знаменитое плато Карст, геологические особенности которого дали название целой группе специфических форм рельефа. В пределах этого небольшого известнякового плато насчитывается несколько десятков красивейших пещер.
Немало в Евразии и вулканов, как действующих, так и потухших. Ключевская сопка, Этна, Везувий и Фудзияма – самые известные из них. А вот на Крымском полуострове можно увидеть уникальные грязевые (на Керченском полуострове) или же так называемые неудавшиеся вулканы. Ярким примером последнего является известная многим гора Аю-Даг.
Полезные ископаемые материка
Евразия занимает первое место в мире по общим запасам многих минеральных ресурсов. В частности недра материка чрезвычайно богаты нефтью, газом и рудами цветных металлов.
В горах, а также на щитах (выступах фундамента платформ) Евразии сосредоточены солидные месторождения железных и марганцевых руд, а также олова, вольфрама, платины и серебра. К прогибам фундаментов древних платформ приурочены огромные запасы топливных минеральных ресурсов – нефти, газа, угля и горючих сланцев. Так, крупнейшие месторождения нефти разрабатываются в Персидском заливе, на Аравийском полуострове, в шельфе Северного моря; природного газа – в Западной Сибири; угля – в пределах Восточно-Европейской равнины и на Индостане.
Чем еще богата Евразия? Полезные ископаемые нерудного типа также чрезвычайно распространены на материке. Так, на острове Шри-Ланка находится самое большое в мире месторождение рубинов. В Якутии добывают алмазы, в Украине и Забайкалье – гранит высочайшего качества, в Индии – сапфиры и изумруды.
В целом основные полезные ископаемые Евразии – это нефть, газ, железная руда, марганец, уран, вольфрам, алмазы и каменный уголь. По объемам добычи многих из этих ресурсов материк не имеет себе равных во всем мире.
Полезные ископаемые Евразии: таблица и главные месторождения
Стоит отметить, что минеральные ресурсы материка расположены крайне неравномерно. Некоторым государствам в этом плане откровенно повезло (Россия, Украина, Казахстан, Китай и проч.), а другим – не очень (как, например, Японии). Ниже перечислены самые важные полезные ископаемые Евразии. Таблица также содержит информацию о крупнейших месторождениях тех или иных минеральных ресурсов материка.
Минеральный ресурс (тип) | Полезное ископаемое | Крупнейшие месторождения |
Топливный | Нефть | Аль-Гавар (Саудовская Аравия); Румайла (Ирак); Дацин (Китай); Самотлорское (Россия) |
Топливный | Природный газ | Уренгойское и Ямбургское (Россия); Галкыныш (Туркмения); Агаджари (Иран) |
Топливный | Каменный уголь | Кузнецкий, Донецкий, Карагандинский бассейны |
Топливный | Горючий сланец | Баженовское (Россия), Болтышское (Украина), Молларо (Италия), Нордлингер-Рис (Германия) |
Рудный | Железная руда | Криворожский (Украина), Кустанайский (Казахстан) бассейны; Курская магнитная аномалия (Россия); Кирунавара (Швеция) |
Рудный | Марганец | Никопольское (Украина), Чиатурское (Грузия), Усинское (Россия) |
Рудный | Урановая руда | Индия, Китай, Россия, Узбекистан, Румыния, Украина |
Рудный | Медь | Октябрьское и Норильское (Россия), Рудна и Любин (Польша) |
Нерудный | Алмазы | Россия (Сибирь, Якутия) |
Нерудный | Гранит | Россия, Украина, Испания, Швеция, Индия |
Нерудный | Янтарь | Россия (Калининградская область), Украина (Ровенская область) |
В заключение
Крупнейшим материком на нашей планете является Евразия. Полезные ископаемые этого континента отличаются огромным разнообразием. Здесь сосредоточены самые большие в мире запасы нефти, природного газа, железной и марганцевой руды. В недрах материка содержится большое количество меди, урана, свинца, золота, угля, драгоценных и полудрагоценных камней.
Источник
Рельеф крупнейшего в мире материка отличается большим разнообразием. Это стало возможным благодаря большой площади континента и особенностям тектонических процессов, происходивших миллионы лет назад. Основные рельефы Евразии представлены огромными равнинами и высочайшими в мире горными системами, сформированными внутри материка.
Горы Евразии
Евразия – это не только самый крупный континент на планете, но и самый высокий. Средняя высота его составляет 830 м., а на огромной территории много тысяч лет назад были сформированы самые высокие горные системы в мире. Они занимают порядка 65% всей площади материка.
Главная особенность горного рельефа Евразии заключается в том, что возвышенности располагаются в глубине материке. На всех остальных континентах горы располагаются не в центре, а на окраинах.
Горные системы Евразии пролегают по континенту в виде двух крупнейших поясов: Альпийско-Гималайского и Тихоокеанского.
- В южной части континента от Атлантического и до Тихого океана простирается Альпийско-Гималайский пояс. В него входят молодые и самые высокие горы материка: Кавказ, Гималаи, Апеннины, Карпаты, Пиренеи, Памир. Они отличаются остроконечными пиками и большой высотой. Здесь расположено Иранское нагорье – одно из самых крупных на материке.
Рис. 1. Памир.
- Тихоокеанский пояс тянется почти по всей восточной части континента с севера на юг. В него входят древнейшие горы материка – Скандинавские, а также другие старые горы, возраст которых насчитывает порядка 300 млн. лет. К ним относятся Уральские и Алтайские горы, Тянь-Шань. В течение многих тысяч лет эти горы испытывали на себе разрушительную силу воды и ветра, постепенно уменьшаясь в размерах и приобретая более пологие склоны.
Самым высоким горным массивом Евразии являются Гималаи. Их протяженность превышает 2,3 тыс. км., а ширина составляет около 350 км. Именно здесь расположена самая высокая точка не только Евразии, но и всего мира – гора Джомолунгма, более известная как Эверест. Ее абсолютная высота – 8848 м.
Рис. 2. Эверест.
Равнины Евразии
Низменности и плоскогорья Евразии поражают своими масштабами: они простираются на суше на тысячи километров. Гигантские равнины материка расположены в его периферийных регионах.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- Восточно-Европейская равнина. Располагаясь на востоке Европы, большей своей частью она принадлежит территории России. Границами этой равнины служат прибрежные зоны Каспийского, Азовского, Черного, Белого, Балтийского и Баренцева морей, а также цепь Уральских гор. Это самая большая равнина Евразии, площадь которой достигает 4 млн. кв. км.
Рис. 3. Восточно-Европейская равнина
- Западно-Сибирская равнина. Занимает северную часть Азии, простираясь от Уральской горной системы до Среднесибирского плоскогорья. Здесь протекают крупнейшие реки России: Обь, Енисей, Иртыш. Отличается достаточно суровым климатом. Площадь равнины составляет 2,6 млн. кв. км.
- Туранская низменность. Лежит на территории Средней Азии и Южного Казахстана. Климат этого края резко континентальный, который на юге меняется на субтропический. Площадь – примерно 2 млн. кв. км.
- Индо-Гангская равнина. На ее территории расположены такие страны как Пакистан, Индия и Бангладеш. Именно здесь расположены древнейшие центры мировой цивилизации.
- Великая Китайская равнина. Лежит в Восточной Азии, вдоль Восточно-Китайского и Желтого морей. Климат муссонный, субтропический. Общая площадь – 320 тыс. кв. км.
Евразия невероятно богата полезными ископаемыми, залежи которых располагаются независимо от вида рельефа. На равнинах, в горах, в шельфовой зоне активно ведутся разработки руд, горючих ископаемых, драгоценных камней и иного природного сырья.
Что мы узнали?
При изучении темы «Рельеф Евразии» по программе географии 7 класса мы выяснили, насколько разнообразен рельеф самого большого континента в мире. Мы узнали, какими низменностями и возвышенностями представлен этот материк, каковы их главные особенности.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 1113.
Источник
ЧДЦ – знать: основные формы рельефа материка и особенности их размещения,
-уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, составлять ЛОС.
Задание №1
Равнины и горы Евразии имеют самую разную высоту.
Используя каты атласа, определите высоту каждой формы рельефа, пронумеруйте указанные горы по мере возрастания высот.
Рельеф Евразии.
Форма рельефа | Высота, м | № |
Западно – Сибирская равнина | 0-200 м | 6 |
Среднесибирское плоскогорье | свыше 1000 м г. Камень-1664м | 4 |
Восточно – Европейская равнина | 200-1000 м Хибины 1191м | 5 |
Прикаспийская низменность | ниже 0 м (-28м ниже уровня моря) | 7 |
Уральские горы | г. Народная1895 м | 3 |
Нагорье Тибет | Свыше 5000м | 1 |
Иранское нагорье | 4547 м | 2 |
Задание № 2
Сопоставляя карты атласа заполнить таблицу
Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры.
Строение земной коры | Соответствующие формы рельефа | |
Древние платформы | Восточно –Европейская | Восточно –Европейская (Русская) равнина |
Сибирская | Среднесибирское плоскогорье | |
Индийская | Декан плоскогорье | |
Китайско –Корейская | Великая китайская равнина | |
Области складчатости | Древняя | Урал, Алтай, Саяны, Тянь- Шань. |
Средняя | Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте –Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь. | |
Новая | Памир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи. |
Задание № 3
В складчатых областях широко развит вулканизм, Используя карты атласа, установите соответствие:
1. Везувий А. Пол- в Камчатка
2. Этна Б. Зондские о-ва
3. Кракатау В.Остров Сицилия
4.Ключевская Сопка Г.Японские о-ва
5.Фудзияма Д. Аппенинский пол-в
Ответ: 1.Д., 2.В, 3.Б, 4.А, 5.Г
Задание №4 (устно)
Каковы особенности рельефа, внутреннего строения земной коры Евразии.
— Итак, мы рассмотрели Р, внутренне строении З.К.
Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (пол. ископ.)_Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии?(Р -разнообразен, п/и -разнообразны)
ЧДЦ – знать: месторождения П/И и закономерности их размещения,
— уметь: объяснять закономерности размещения основных месторождений П/И сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, составлять ЛОС.
Задание №1
Евразия богата полезными ископаемыми.
Установите соответствие:
1. Район Персидского залива А. Драгоценные камни
2. Пол-в Малакка Б. Железная руда
3. О-в Шри — Ланка В. Нефть, газ
4.Горы Скандинавские Г. Оловянные р.,
Д. Медные р.
5.Север Великой Китайской равнины Е. Кам. уголь
Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б., Д, 5.Е.,В,
Задание №2(устно)
Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии.
— изучив общие особенности рельефа, приступим к характеристике отдельных его форм.
ЧДЦ – знать: основные формы рельефа материка и особенности их размещения, план описания форм рельефа,
— уметь: характеризовать форму рельефа по типовому плану, сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, составлять ЛОС.
Фронтальная беседа
Вспомните план характеристики форм рельефа (стр.311)
Задание №1
Используя карты атласа, текст учебника, дополнительный материал, дайте характеристику основных форм рельефа по плану (стр. 311)
- группа – Западно –Сибирская равнина
- группа – Среднесибирское плоскогрье
- группа – Гималаи
- группа – Уральские горы.
Отчет групп по результатам работ
ЧДЦ — Рефлексия, подведение итогов урока, оценивание обучающихся
Тестовый контроль:
- Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
1. одна крупная древняя платформа,
2. несколько относительно мелких древних платформ.
2.К древним платформам на территории Евразии относятся:
1. Индостанская и Западно-Сибирская
2. Западно-Сибирская и Восточно-Европейская
3. Восточно-Европейская и Индостанская
3.Установите соответствие:
Платформа Равнина
1.Сибирская А)Западно- Сибирская
2. Индостанская Б)Великая Китайская
3.Китайско –Корейская В) Декан (плоског.)
Г) Среднесибирское плоског.)
4. Установите соответствие:
Горы Возраст складчатости
1. Карпаты А) Древний
2.Скандинавские Б) Средний
3. Верхоянский хребет В) Молодой
НОРМЫ ОЦЕНОК:
Без ошибок – оценка –«5»
1 ошибка – оценка –«4»
2 ошибки – оценка –«3»
Более 2 ошибок – оценка –«2»
ЧДЦ – инструктаж Д/З
«3» — 60,61 К/К – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте.
«4»- Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков?
С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе?
«5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?
Источник
Урок № 8
Тема урока: Рельеф Евразии и его отличия от рельефа других материков. Закономерности размещения полезных ископаемых.
Цель: Изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, проследить взаимосвязь тектонического строения и размещения полезных ископаемых.
Задачи:
Образовательная: выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структур.
Развивающая: сопоставлять и анализировать различные по содержанию карты атласа (тектоническую и физическую); развивать коммуникативные навыки.
Воспитательная: определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка.
Методы обучения:
Проблемный метод, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся:
Интеллектуальные – задания разного уровня сложности, диалогическое решение поставленных задач;
Социальные – работа в парах (блоках), взаимный контроль;
Эмоциональные – создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации.
Оборудование: физическая карта полушарий и Евразии, атлас, учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География
Ход работы
Дата
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг.момент
( 1 мин)
Приветствие учеников, работа с классным журналом, проверка готовности к уроку кабинета и учеников.
Учащиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к работе
Актуализация знаний
(5 мин)
Технология цепочка.
Проверка знаний учащихся путём использования технологии опроса «Цепочка» и выявление причинно-следственных связей. На данном этапе урока учитель выступает в роли арбитра. Проверка знаний усвоенных на прошлом уроке, создание ситуации успеха и определение перспектив урока.
В последствии выявляется лучший вопрос на данном этапе урока.
Учащиеся в течение 5 минут задают вопросы по пройденной теме «Географическое положение Евразии» по цепочке: ученик формулирует и задаёт вопрос классу, весь класс определяет корректность и правильность вопроса, за тем желающий отвечает и задаёт свой вопрос, и так по цепочке пока время не вышло.
Мотивация на новую деятельность.
(4 мин)
Проблемный метод
Совместная работа учителя и учащихся над утверждением: «Рельеф оказывает большое влияние на образование, развитие и размещение по поверхности материка всех компонентов природы». Выявление интересов учащихся в изучаемой области, их отношения к теме, принятие цели урока и совместное определение учебной и исследовательской задач урока, определение проблемной ситуации, стимулирование «желания понять».
Каждый ребёнок пытается ответить на вопросы: Что изучаем сегодня? За чем, ради чего я изучаю эту тему? Что интересно для меня лично? Высказывают различные суждения относительно своих интересов к изучаемой теме, территории, географических объектов.
Изучение нового материала
(25 мин)
Проблемный метод
Частично-поисковый
Демонстрация
Частично-поисковый
Частично-поисковый
Решение поставленных исследовательских задач — «Причины разнообразия форм рельефа Евразии».
Введение проблемной ситуации: учащимся предлагается дать образное эмоциональное описание поверхности материка. Евразия – самый большой по площади материк, значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). Равнин гораздо больше, чем на других материках и они гораздо больше по размеру. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9км. Евразия – единственный материк, горные вершины которого поднимаются выше 7 км. Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии?
— Самостоятельная работа учащихся в парах, используя раздаточные таблицы. Проанализировать тектоническую и физическую карты материка методом «наложения карт», установить причинно-следственные связи между строением земной коры и расположением основных форм рельефа.
— Просмотр кинофрагмента «Гималаи».
Презентации.
— Групповая работа («Большая четвёрка»): определить причины многообразия полезных ископаемых.
— Индивидуальная работа (задания разного уровня сложности по выбору учащегося): сравнить рельеф двух территорий (Восточно-Европейскую равнину и Среднесибирское плоскогорье, Урал и Алтай, север и юг Нижегородской области, Кавказ и Альпы) сопоставить возраст и определить различия по высоте и формам рельефа.
Учащиеся дают образное описание рельефа поверхности материка используя настенную физическую карту Евразии; выделяют территории равнинные и горные, определяют различия по высоте, самую высокую и низкую точки материка.
Используя раздаточные таблицы (см приложение №1) путём «наложения карт» анализируют тектоническую и физическую карты материка, сопоставляют и суммируют полученную информацию, заполняя раздаточную таблицу, определяют причинно-следственные связи между размещением форм рельефа и тектоническим строением террито-рии. Вывод: Древним платформам соответствуют в основном равнины, а складчатым областям – различные по высоте горы
Смотрят
В ходе работы в группах «Большая четвёрка» (4 чел), учащиеся используют личный прошлый опыт и логические суждения для выявления закономерностей в распределении полезных ископаемых.
Индивидуальная работа на последнем этапе подразумевает выбор учащимися заданий подходящих по уровню сложности каждому; при решении любого из данных заданий формируется система выводов (причинно-следственных связей) преобразованных в схему «Причины, повлиявшие на разнообразие форм рельефа Евразии»
(Приложение 2)
Подведение итогов занятия. Рефлексия
( 5 мин)
Технология Самооценка.
Применение педагогической технологии «Самооценка». Осуществление индивидуального и коллективного осмысления пройденного материала. Заполнение оценочной таблицы (оценивается как сам учащийся, так и урок).
Учащиеся самостоятельно оценивают индивидуальную, групповую деятельность, на уроке заполняя оценочную карту урока (приложение №3); обсуждают собственные действия в ситуации образовательной напряженности (Достигнуты ли поставленные цели? Много ли нового и интересного узнал на уроке?).
Домашнее задание
(1 мин)
Параграф 60. На контурную карту нанести все объекты рельефа и районы добычи полезных ископаемых изученные на уроке.
Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы
Источник