Рельеф и полезные ископаемые 7 класс конспект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 18

ГЕОГРАФИЯ

Тема:  «Рельеф и полезные ископаемые

Африки»

Учитель 1 квалификационной категории

Карпова Татьяна Николаевна

Ковров, 2013

Тема урока:

«Рельеф и полезные ископаемые Африки»

Цели и задачи:

Обучающие:

  • Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки;
  • Вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия;
  • Сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка, их составе, строении, расположении;
  • Познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.

Воспитательные:

  • Формирование чувства сотрудничества и взаимодействия со сверстниками;
  • Формирование коммуникативного взаимодействия учеников с учителем;

Учебно-наглядный комплекс:

  • Физическая карта Африки
  • Картины
  • Слайды

Термины и понятия

  • Рельеф. Платформа.
  • Разлом. Столовая гора.

Географические объекты:

Горы: Атлас. Капские. Драконовы.

ВЛК: Килиманджаро. Кения.

Нагорья: Эфиопское, Ахаггар, Тибести

Плоскогорья: Восточно-Африканское

Разлом: Великий Африканский.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • Здравствуйте, ребята!

Сегодня я, вместе с вами представляю на суд жюри конкурсный урок

«Учитель года – 2007»

    — Это очень ответственно! Давайте с вами соберемся на эту работу!

  • Сейчас я хочу показать вам небольшой фокус, который поможет еще лучше сосредоточиться.

Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.

Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света, распространяющиеся в различных направлениях.

А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе и в одном и том же направлении.

 Пусть свет всех твоих мыслей объединится в один БОЛЬШОЙ КРАСИВЫЙ и МОЩНЫЙ ЛУЧ.

Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любом предмете.

Ну что? Начинаем?

На прошлом уроке географии у вас прошло 1-ое знакомство с материком «Африка»

Сегодня мы продолжим

Африка изучать

Прошу Вас, сегодня,

Хорошо отвечать!

  1. Проверка домашнего задания.
  • Сейчас мы с вами поиграем («Снежный ком»)

Я назову один географически объект, связанный с материком Африка и передам этот предмет (БАНКА ИЗ-ПОД КОФЕ) 1-ой парте. Ребята повторяют мое слово  + называют свое тоже связанное с Африкой и передают эстафетную палочку 2-ой парте, те повторяют уже 2 слова и называют свое и т.д. от парты к парте слов будет больше, запоминать их нужно быстро «банку» тоже надо передавать быстро, пока она не обойдет все парты и не вернется вновь ко мне.

        — Итак! Начали! Мыс Игольный…

Молодцы! Вспомнили много слов. Я теперь знаю, что с Африкой вы действительно немного познакомились.

— Ребята! А вы обратили внимание, что служило нам «эстафетной палочкой».

— Банка из-под кофе. На которой написано КАФФА.

 Кто может предположить, почему именно такая банка?

Ответы учащихся:

        — Родина кофе провинция «Каффа» в Эфиопии, на Эфиопском нагорье.

        — Эфиопское нагорье?

         — А что это? – форма рельефа.

         — А где это место находится? – работа с картой атласа «Африка физическая карта».

        — Ну, вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока.

         – Кто может предположить или уже догадаться

         — Какая тема сегодняшнего урока?

        — Посмотрите на доску, подумайте

         — О чем мы должны сегодня говорить.

Тема урока на доске закрыта.

После ответов учеников открываем тем урока

Записанную на доске.

        Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

         — Сегодня на уроке мы должны:

  • Вспомнить историю развития Земли и появление материка Африка.
  • Познакомиться с особенностями рельефа материка и полезными ископаемыми.
  • Узнать о формах рельефа Африки и их названии.

— Что мы понимаем под словом «рельеф»?

— Как на физических картах изображается рельеф?

— Как по карте можно определить высоту места?

  • А теперь посмотрите на доску! На ней карточки со словами.
  • Задание: Расположите эти слова в правильном порядке и объясните: «Почему вы так решили?»

— Кто пойдет к доске? (выстраивают цепочку и объясняют ее)

А теперь давайте представим Африканские ландшафты, и поможет нам в этом подборка слайдов.

        Зрительная память у нас лучше, поэтому смотрите, запоминайте: лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать.

  • Посмотрите на физическую карту Африки.
  • Какие формы рельефа есть в Африке? (низменность, плоскогорья, горы)
  • Какие из этих форм преобладают? (равнины, плоскогорья)
  • Определите по карте высоту равнины в разных частях материка.
  • На севере и западе
  • На востоке и юге > 1000м
  • Ребята! Какой вывод можно сделать о рельефе Африки? (рельеф равнинный, т.к. в основании – платформа, низменностей мало – по побережьям океанов и рек, преобладают плоскогорья разных высот).
  • Хорошо! Правильно!
  • Ребята! А попробуйте изобразить эти формы рельефа?

На фоне музыки: «Если долго-долго по дорожке»

1 ряд – низменности

2 ряд – возвышенности

3 ряд – горы

  • Молодцы! Всем спасибо!
  • Вы уже сказали и показали, что горы в Африке есть.
  • А теперь посмотрите слайды и послушайте меня.

Слайд № 3 –Восточная Африка.

  • На севере материка находятся молодые складчатые Атласские горы

Слайд № 4 — гористая местность Северо-западной Африки.

  • На востоке – разрушающиеся глыбовые Драконовы и Капские горы
  • А сейчас ребята. Давайте заполним схему «Особенности рельефа Африки»

Слайд № 5 деление Африки на низкую – северо-западную

                                      высокую – юго-восточную

Особенности рельефа Африки

Северо-западная                                                                        Юго-восточная

Средняя высота 1000м

Г. Атлас – г.Тубкаль                                                Восточно-африканское плоскогорье

Нагорья Ахаггар                                                Эфиопское нагорье

          Тибести                                                Драконовые горы

                                                                Капские горы

                                                                Вяк Килиманджаро — 5895

  • Еще раз ребята обратите внимание на абсолютные высоты.

Назовите самую высокую точку Африки – вяк Килиманджаро – 5895м.

Показ слайда № 2 вяк Килиманджаро

  • А вот несколько лет назад в Африке произошло землетрясение. Все средства массовой информации об этом писали и сообщали … о трагедии в г. Эль-Аснама (Северная Африка). «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд ¾ всех зданий города лежали в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропали без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., остались без крова.

 — Ребята! К вам вопрос!

— В какой части северной Африки следует искать этот город и чем объясняется трагедия!

  • Можно посмотреть в атлас «Строение  земной коры»

Г. Атлас – стык 2-х литосферных плит

  • А сейчас

Слушайте внимательно

Объяснение мое

Было бы желательно

Чтоб вы запомнили все

Слайд № 12 – «Столовая игра»

— Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми горами.

— Интересное описание этих гор имеется в романе И.Гончапрва «Фрегат «Паллада»

— Достаньте из папки текст с описанием. И я буду читать вслух, а вы следите.

Еще раз найдите их на карте и назовите  — Капские Драконовы

Покажите у карты.

  • Теперь открываем учебник §25, ср. 114.

Какие процессы влияют на разрушении гор?

  • Посмотрите на рисунок и прочитайте про себя 2-ой абзац.
  • (под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы поднимались, другие – опускались →возникли высокие плоскогорья и котловины Чад, Калахари, Конго).

Слайд № 7 – схема африканских разломов.

  • Ребята, а сейчас мы проведем

Брейн сторминг  — вы все вместе обсудите.

Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения происходящие в зоне разломов Восточной Африки будут усиливаться?

Кто-то один будет отвечать. А чтобы было удобнее подойдите все к этой парте и думайте как ответить.

Время обсуждения 1 мин.

Время пошло…

Кто отвечает. Спасибо! Все хорошо.

Слайд № 21 – Добыча полезных ископаемых.

Ребята! А сейчас о чем пойдет речь?

  • Африка – богатейший материк  по разнообразным полезным ископаемым.

Какого происхождения полезные ископаемые вы знаете?

Магматические и Осадочные.

Посмотрите на карту и приведите примеры этих полезных ископаемых.

  • Нефть                                        
  • Газ
  • Уголь                                        к доске прикрепляются значки
  • Железная руда                        полезных ископаемых
  • Медная руда
  • Золото
  • Алмазы
  •    Вот и к концу подходит урок

   Нам пора подводить итог!

  • Возьмите из папки листочки с текстом «Рельеф Африки». В тексте, вместо пропущенных слов вставьте нужные из справочника.

Время выполнения – 2 минуты

Берем в руки ручки и начали.

  • А теперь проверяем!

Критерий оценки внизу листка.

Кто допустил:

        1-2 ошибки

        3-4 ошибки

Молодцы! Хорошо! Всем спасибо.

  • У кого есть вопросы по сегодняшнему уроку?
  • А у меня к вам есть!

Что понравилось?

Что нет?

Интересно было?

Не смотря на то, как меня оценит компетентное жюри.

Мне понравилось. Спасибо, что вы помогли мне, я познакомилась с интересными ребятами!

Но вернемся к целям урока:

  1. об этом мы вспомнили.
  2. с этим познакомились.
  3. об этом узнали.

Ребята! Я думаю, что не менее интересным будет и домашнее задание.

Откроем дневники:

  1. § 25
  2. В папке – таблица «Полезные ископаемые», ее тоже нужно будет заполнить.
  3. И на память о сегодняшнем уроке я дарю вам закладки в учебник географии, а на оборотной стороне вам нужно подписать «Сравнительные высоты гор Африки», а на следующим уроке вошла Наталья Егоровна проверит ваши работы и оценит их.

А сейчас сюрприз

На фоне слайда «Килиманджаро», танец «Килиманджаро»

Источник

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Авторы урока: Худякова Елена Александровна

Предмет: география

Класс: 7 класс, 26 уч-ся

Продолжительность урока: 45 минут

Методическая информация

Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Африки

Автор учебника: Босова Л.Л.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний  (первый урок в теме: «Африка» из 5 уроков, запланированных на изучение данной темы, 70 ч в год, 1ч в неделю).

Цели урока:  

Дидактические: 1. Сформировать  у учащихся представлений о тектоническом, рельефе, полезных ископаемых материка.

Развивающие: 2. Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке.

Воспитательные: 3. Отработать коммуникативные навыки.

Задачи урока:

1.1. Актуализировать знания учащихся по теме.

1.2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий «рельеф» и «тектоника».

1.3. Выявить и объяснить закономерности размещения форм рельефа

1.4. Создать обучающимся условия, необходимые для установления ими связей, существующих  между понятиями «тектоника» и «рельеф» и «полезные ископаемые»

2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.

2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.

2.3. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.

3.Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

Актуализируют — знания рельефе

Приобретут — представления о рельефе Африки, закономерностях размещения крупных форм рельефа, навыки оценки и самооценки деятельности на уроке.

Закрепят — знания и представления о рельефе и тектоники, навыки сотрудничества.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

Понятия «рельеф», «тектоника», закономерности размещения крупных форм рельефа на территории Африки.

Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»        

Приветствие        «Самолетик пожеланий»

Создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, формирование команды, пожелание добра.

3 мин

Учитель в начале урока предлагает всем учащимся поприветствовать класс, но сделать это необычным способом — написав свое пожелание классу на крыльях бумажного самолетика. Затем  по команде учителя все (в том числе и учитель) запускают самолетики в полет и хлопают в ладоши!   Когда самолетики приземляются, каждый подымает находящийся рядом самолетик и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.

Погружение в тему        «Инструментальный пазл»

Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока        

4 мин                

На интерактивной доске в произвольном порядке расположены фотографии различных форм рельефа, на одной фотографии показана река. Учащиеся озвучивают то, что видят на фотографиях. Им предлагается найти лишнюю фотографию и ответить на вопросы «Почему эта фотография лишняя? Что объединяет оставшиеся фотографии?» Затем учитель спрашивает у класса: «Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Каковы цели нашего урока?»   (учащиеся формулируют тему урока, озвучивают цели, учитель при необходимости дополняет ответы ребят).

Фаза 2 «Работа над темой»        

« Путаница» (4 мин.)

На доске неправильная логическая цепочка.

Платформа – горы –осадочные породы

Равнины – геосинклиналь – магматические породы

Учащимся предлагается восстановить  порядок логической цепочки и объяснить её.

« Бортовой журнал» (3 мин.)

Задание учащимся: заполнить первую графу таблицы

Что я знаю о рельефе и полезных ископаемых Африки

Что я узнал о рельефе и полезных ископаемых Африки

Изучение нового материала

« Инсерт» (4 мин)

Работа с учебником параграф 45 стр. 163-164. По ходу чтения простым карандашом на полях учащиеся делают пометки с помощью знаков:

«+»- новая информация,

«-» — думал иначе,

« V»- уже знал,

« ? » — не понял, есть вопросы

« Кластер»  (8 мин)

Работая с « Физической  картой Африки» атласа составить кластер  

«Рельеф Африки.»

                                        Рельеф Африки

Итак, в Африке есть различные формы рельефа: горы, плоскогорья, нагорья  

На севере материка находятся молодые складчатые Атласские горы

На востоке – разрушающиеся глыбовые Драконовы и Капские горы

А сейчас ребята, давайте определим особенности рельефа Африки.

« Лови ошибку»(3 мин.)

В северо-западной части материка расположены такие формы рельефа как  Драконовы горы, горы Атлас, Эфиопское нагорье. Средняя высота этой части Африки более 1000 метров На юго-востоке расположены Капские горы, нагорье Ахаггар, Восточно-Африканское плоскогорье. Средняя  высота этой части материка менее 1000 метров.  

Еще раз ребята обратите внимание на абсолютные высоты.

Назовите самую высокую точку Африки – влк. Килиманджаро – 5895м.

А вот несколько лет назад в Африке произошло землетрясение. Все средства массовой информации об этом писали и сообщали … о трагедии в г. Эль-Аснама (Северная Африка). «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд ¾ всех зданий города лежали в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропали без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., остались без крова.

« Тонкие и толстые вопросы»

В какой части Северной Африки следует искать этот город?

Чем объясняется эта трагедия?

Назовите высочайшую точку Африки? Почему вулкан Килиманджаро находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках?

К каким горам по высоте относятся горы Африки? В Африке нет таких высоких и протяженных цепей, как например Анды. Кордильеры или Гималаи. Как это можно объяснить

«Рекорды Африки» (2 мин)

(учащиеся возвращаются к своим записям, анализируют и систематизируют размещение полезных ископаемых на материке)

Африка обладает разнообразным комплексом полезных ископаемых, многие из которых представлены богатейшими месторождениями в мире. Дома вы должны были поработать с дополнительным материалом и определить по запасам каких полезных ископаемых Африка лидирует в мире, где залегают эти полезные ископаемые.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»        

«Земля, воздух, огонь и вода» (2 мин)

Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.

2 мин        

 Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний –

 воздух, землю, огонь и воду. 

Рефлексия        

Письмо по кругу

Время 7 минут        

Каждый ученик записывает по одному предложению по теме урока. В итоге должен получиться мини-рассказ по теме «Рельеф и полезные ископаемые Африки»

« Бортовой журнал» (3 мин)

Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы

Домашнее задание                        

Время 2 минуты        

Д/ задание: параграф 45, на к/карте отметить главные формы рельефа и полезные ископаемые; индив. задание – вопрос 4 стр.166

Источник

Открытый урок по географии в 7 классе

Тема: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Северной Америки»

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, в парах.

Оборудование: физическая карта мира, тектоническая карта, атласы, интерактивные карты, тестовые задания, презентация, ноутбуки (планшеты),

Цели:

— обучающие:

используя метод смыслового чтения, раскрыть тему урока; познакомить с особенностями рельефа Северной Америки, организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся;

— развивающие:

учить детей устанавливать закономерности, связи между природными явлениями и процессами, определять особенности рельефа, тектонического строения с опорой на разные источники информации, развитие коммуникативных навыков, монологической речи;

— воспитательные:

воспитывать аккуратность, чувство ответственности, самостоятельности, быть вежливым, терпимым к мнению других.

Ход урока

I.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Слайд 1

Игра «Кто это? Что это?» (Объяснить значение терминов).

Панамский, Карибское, Аляска, Флорида, Берингов, Куба.

Слайд 2

Игра «Выбери лишнее»

  1. Атлас, Драконовы, Капские, Кордильеры.
  2. Амазонская, Примексиканская, Оринокская, Ла-Платская.
  3. Бразильское, Великие, Гвианское.

III. Изучение нового материала.

— Вы выбрали лишние слова. Почему? Что объединяет эти объекты?

(эти формы рельефа находятся в Северной Америке)

— Определите тему урока.

Слайд 3

— Запишите тему в тетрадь. В тетради мы будем составлять список всех географических объектов, которые будут изучаться на уроке.

Вспомним:

— Что такое рельеф?

— Какие основные формы рельефа вам известны?

— Что о рельефе Северной Америки нам нужно узнать?

Слайд 4 (Цели урока)

— Какие источники информации нам необходимы?

— Вы знаете, ребята, что строение земной коры и рельеф взаимосвязаны.

— Поработаем с картой «Строение земной коры» в атласе на с. 4.

— На какой литосферной плите находится Северная Америка?

— Что лежит в основании большей части материка?

— Какая тектоническая структура расположена вдоль всего западного побережья материка?

— Какой возраст имеет складчатость?

— Как она образовалась? (180 млн лет назад Пангея раскололась на Лавразию и  Гондвану. Впоследствии от Лавразии отделилась Северная Америка. Североамериканская литосферная плита сдвигалась на запад. Но там располагается Тихоокеанская плита, которая уступать своего места не желала. Поэтому на западе Северной Америки земная кора сжималась в складки).

— Движение литосферных плит в этом направлении продолжается и сейчас.

— О чём это свидетельствует? (землетрясения, вулканизм; на западном побережье материка нет ни одного населённого пункта, который хотя бы раз не был разрушен).

Слайд 5

— Доказательством активности земной коры в этом районе служит разлом Сан-Андрес. Его глубина составляет 16 км. Разлом Сан-Андрес примерно каждые 150 лет даёт о себе знать мощными землетрясениями. И сейчас разлом вновь напоминает о себе сериями мелких подземных толчков, трещинами в земле и селевыми потока

— Теперь взгляните на физическую карту Северной Америки.

Слайд 6 «Физическая карта Северной Америки»

— Какая форма рельефа расположена на западе материка?

— Определите, какие высоты там преобладают?

— Как называется самая высокая точка Кордильер?

Видеоролик о Мак-Кинли.

— К каким горам по возрасту и высоте относятся Кордильеры?

— Используя Интернет ресурсы, найдите дополнительную информацию о Кордильерах (работа с Интернет-ресурсами).

Слайд 7

— Вернёмся к карте «Строение земной коры».

— Есть ли ещё складчатость на материке?

— Где она находится? Каков её возраст?

— Какой форме рельефа она соответствует?

Слайд 8

— Какие высоты преобладают?  Наибольшая высота?  К каким горам по возрасту и высоте относятся Аппалачи?

— Используя Интернет ресурсы, найдите дополнительную информацию об Аппалачах (работа с ноутбуками).

— О горах мы поговорили. А какой рельеф должен быть на востоке материка? Ведь там платформа.

— По физической карте. Назовите крупные равнины материка. Какие высоты на них преобладают? Какие из них имеют наибольшую абсолютную высоту?

Слайд 9

— Используя Интернет- ресурсы, найдите дополнительную информацию о равнинах материка (работа с Интернет-ресурсами).

— Рельеф равнин был сильно изменён последним оледенением.

Слайд 10

— Самостоятельно прочитайте п. на с 127.

— Что нового вы узнали?

— Да. Рельеф Северной Америки необычайно разнообразен. И есть на материке уникальные природные объекты, связанные с рельефом. Послушаем о них сообщение.

Слайд 11

                              Выступление ученика

— IV. Закрепление. Рефлексия.

Повторим.

— Что о рельефе материка узнали? Что больше всего запомнилось? Коротко по цепочке основные выводы.

 — Как эти знания вам могут пригодиться?

Слайд 12 «Верно. Неверно».  (Молодцы!)

Тест. Взаимопроверка. Ключ на доске. (Каждому на парту лист с заданием)

(или работа с интерактивными картами)

— Вернёмся к целям нашего урока.

Слайд 4

-Всё мы выполнили? (Нет. Не говорили о полезных ископаемых).

— Это остаётся вам на дом. Запишите д/з (п. 43, на к/к обозначить все географические объеты, записанные в тетради).

Источник