Рельеф и полезные ископаемые белгородской области

Рельеф и полезные ископаемые белгородской области thumbnail

Рельефная карта Белгородской области

Белгородская область — субъект Российской Федерации, расположенный на юге Среднерусской возвышенности, в юго-западной части России на границе с Украиной.

Географическое положение[править | править код]

Белгородская область входит в состав Центрально-Чернозёмного экономического района и Центрального федерального округа Российской Федерации. На юге и западе она граничит с Луганской, Харьковской и Сумской областями Украины, на севере и северо-западе — с Курской областью, на востоке — с Воронежской областью. Общая протяжённость её границ составляет около 1150 км, из них с Украиной — 540 км.

Крайними точками Белгородской области являются следующие координаты: на севере (в Старооскольском районе) — 51°26′ с. ш. 37°51′ в. д.HGЯO, на юге (в Ровеньском районе) — 49°41′ с. ш. 38°57′ в. д.HGЯO, на западе (в Краснояружском районе) — 50°56′ с. ш. 35°20′ в. д.HGЯO, на востоке (в Ровеньском районе) — 50°02′ с. ш. 39°16′ в. д.HGЯO[1].

Площадь области составляет 27,1 тыс. км², протяжённость с севера на юг — около 190 км, с запада на восток — около 270 км. Область расположена на юго-западных и южных склонах Среднерусской возвышенности в бассейнах рек Днепра и Дона, в лесостепной зоне на приподнятой всхолмлённой равнине со средней высотой над уровнем моря 200 м. Самая высокая точка 277 м над уровнем моря — находится в Прохоровском районе. Самая низкая — в днище долин рек Оскола и Северского Донца. Территория изрезана балками (логами), оврагами, по которым разбросаны дубравы.

Климат[править | править код]

Климат умеренно континентальный с довольно мягкой зимой со снегопадами и оттепелями и продолжительным летом. Средняя годовая температура воздуха изменяется от +5,4 градуса на севере до +6,8 градуса на юго-востоке. Самый холодный месяц — январь. Безморозный период составляет 155—160 дней, продолжительность солнечного времени — 1800 часов. Почва промерзает и нагревается до глубины 0,5—1,0 м. Осадки неравномерны. Наибольшее их количество выпадает в западных и северных районах области и составляет в среднем 540—550 мм. В восточных и юго-восточных в отдельные годы уменьшается до 400 мм.

Полезные ископаемые[править | править код]

В области сосредоточено более 40 процентов разведанных запасов железных руд страны. Месторождения приурочены к Курской магнитной аномалии. Среди них Коробковское, Лебединское, Стойленское и перспективное Приоскольское в Новооскольском районе, Большетроицкое в Шебекинском районе, а также Яковлевское, Чернянское и Погремецкое месторождения.

Выявлены и в разной степени разведаны крупные месторождения бокситов, апатитов, минеральных подземных вод (радоновых и лечебно-столовых), многочисленные месторождения строительных материалов (мела, песка, глин и т. д.). Известны проявления золота, графита и редких металлов. Имеются географические предпосылки для выявления платины, углеводородного сырья и других полезных ископаемых.

Гидрография[править | править код]

Реки[править | править код]

Территория Белгородской области относится к бассейнам двух морей: Чёрного (западная часть области)и Азовского (центральная и восточная часть области).

Область относится к числу маловодных. Это связано не только с количеством осадков, но и с рельефом области. Она расположена в пределах водораздельной части среднерусской возвышенности, поэтому практически все протекающие здесь реки начинаются в пределах области. В качестве исключения из этого правила обычно называют две реки — Оскол и Убля, начинающиеся в Курской области[2]. Но есть и некоторые другие, более мелкие реки, начинающиеся за пределами области. Это приток Ворсклы Грайворонка, начинающаяся в Харьковской области. Также несколько притоков реки Илек начинаются в Сумской области .

Реками, озёрами, болотами занято около 1 % её территории. Здесь протекает более 480 малых рек и ручьёв. Наиболее крупные из них на северо-западе — Северский Донец, Ворскла, Ворсклица, Псёл, в восточных районах — Оскол, Тихая Сосна, Чёрная Калитва, Валуй. Общая протяжённость речной сети — 5000 км.

Пруды и водохранилища[править | править код]

В области насчитывается 1100 прудов и 4 водохранилища.

Белгородское водохранилище

Белгородское водохранилище расположено на реке Северский Донец. Построено в 1985 году для надёжного водообеспечения Белгородского промышленного узла и улучшения санитарного состояния вод реки Северский Донец. Объём водохранилища составляет — 76 млн.м³. По гидрохимическим показателям вода в водохранилище в целом относится к 3-му классу качества (умеренно-загрязнённая). В последние годы качественный состав воды имеет тенденцию улучшения.

Животный мир[править | править код]

Фауна Белгородской области лугово-степная. Особую неповторимость фауне придают калькофильные зоокомплексы, связанные с меловыми отложениями. Фауна Белгородской области насчитывает по разным оценкам от 10 до 15 тысяч видов.

Читайте также:  Какой климат полезнее влажный или сухой

Около 10 % видов животных относятся к числу нуждающихся в особой охране. 50 видов включены в список Красной Книги. Насчитывается около 279 видов птиц, в том числе 152 — гнездящихся, остальные — пролётные и откочевывающие. Наиболее богаты: отряд воробьёвых (111 видов); кулики (45 видов); гусеобразные (до 30 видов); дневные хищники (21 вид). Численность охотничьих животных приблизительно составила: лось — 387; олень — 501; косуля — 4474; кабан — 2574; заяц-русак — 18 361; лисица — 3856; куница — 2025; хорь — 1120; волк — 36. Ежегодная численность охотничьих животных остаётся стабильной.

Растительность[править | править код]

Растительный покров области отражает черты северной лесостепи, для которой характерно чередование лесов с луговой степью.
Она представлена двумя типами растительности — зональной и экстразональной. Зональная растительность — это плакорные дубравы (221 вид) и степные луга (211 видов). Экстразональная растительность — это луга (232 вида), виды кустарников и опушек (161 вид), фитоценозы меловых обнажений (93 вида) и синатропные сообщества (192 вида). В целом флора области насчитывает 1284 вида. Лесистость области составляет 9,8 %. Более 800 га лесных массивов отнесены к особо охраняемым территориям из-за произрастания там «краснокнижных» редких видов растений и обитания животных.

Почвенный покров[править | править код]

Зональные почвы представлены чернозёмами (77 % территории) и серыми лесными почвами (почти 15 % территории)[3].

Тип черноземов представлен в области подтипами оподзоленных, выщелоченых, типичных и обыкновенных черноземов. Первые три подтипа характерны для лесостепной части области и встречаются до линии Алексеевка — Валуйки, восточнее и южнее которой распространены преимущественно обыкновенные черноземы, характерные для степной зоны.

Тип серых лесных почв представлен в области подтипами темно-серых лесных и светло-серых лесных. В отличие от черноземов, серые лесные почвы в Белгородской области распространены не равномерно, а в виде 5 крупных массивов, приуроченных к местам сосредоточения крупных лесов и их окрестностям. Самый западный массив серых лесных почв расположен на правобережье Ворсклы. Второй массив находится в центре области, в междуречье Северского Донца и его притоков — Липового Донца, Разумной, Нежеголи с притоками Корень и Короча. Третий массив протягивается с севера на юг вдоль правого берега Оскола от реки Осколец до реки Холок. Самый восточный массив серых лесных почв в Белгородской области расположен по левобережью Тихой Сосны, а самый южный — в междуречье Оскола и Валуя с притоками Полатовка и Верхний Моисей[4].

См. также[править | править код]

  • Среднерусская возвышенность
  • Восточно-Европейская равнина
  • Лесостепь
  • Категория:Реки Белгородской области
  • Белогорье (заповедник)

Примечания[править | править код]

  1. А. Н. Петин, Н. В. Чугунова и О. В. Гаврилов География Белгородской области. — М.: Издательство МГУ, 2008. — С. 4.— ISBN 978-5-211-05608-4.
  2. ↑ География Белгородской области. Часть 1. Природа; Рук. авт. коллектива: Ф. Н. Лисецкий, А. Н. Петин; Науч. ред.: Ю. Г. Чендев, О. В. Гаврилов; Рец. Н. С. Сердюкова. — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: МГУ, 2006. — 72 с. ISBN 5-211-05024-X
  3. ↑ География Белгородской области / Под общ. ред. Г. Н. Григорьева, — Белгород.: Изд-во БелГУ,1996. — 144 с.
  4. ↑ Ахтырцев, Б. П. Почвенный покров Белгородской области: структура, районирование и рациональное использование [текст] / Б. П. Ахтырцев, В. Д. Соловиченко. — Воронеж : Изд-во Воронеж гос. ун-та, 1984. — 268 с.

Ссылки[править | править код]

  • Белгородская область — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Красная книга Белгородской области (intall.ru)

Источник

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение  «Лицей №5»

г. Губкина Белгородской области

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области

(интегрированный урок по географии и биологии в 8 классе)

                 Бобровская Марина Эдуардовна,

учитель географии

Горшкова Елена Витальевна,

учитель биологии

Интегрированный урок по географии и биологии

«Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области»  в 8 классе

Подготовительный этап урока

1. Подготовить выставку книг и печатных изданий о геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых Белгородской области, подобрать эпиграф к уроку, используя стихи местных авторов.

2. Подготовить материал по теме урока из учебного электронного издания «География России. 8 класс», «Добро пожаловать на  Белгородчину».

Читайте также:  Любой химик в двадцать раз полезнее всякого поэта

3. Подготовить раздаточный материал для творческих групп учащихся: образцы коллекций горных пород и минералов, гербарии, карточки — задания для групповой работы, индивидуальные тестовые задания.

4. Разделить класс на группы: «Геологи», «Краеведы», «Экологи», «Горняки», «Специалисты по охране труда».  Дать опережающие задания учащимся.

5. Подготовить презентацию «Туристический поход к меловым пещерам».

План урока

 1. Организационный момент.

 2.  Выступление творческой группы «Геологи» (обобщение знаний по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»; работа с картосхемами «Строение литосферы», «Классификация горных пород»; работа с образцами коллекции горных пород и минералов; работа с картой Белгородской области).

3. Выступление творческой группы «Краеведы» (презентация

» Туристический поход к меловым пещерам»); выявление цели исследования; проведение полевых работ; формулировка доказательства об изменении рельефа нашего края).

4. Выступление творческой группы «Экологи» (сообщение учащихся о влиянии человека на биосферу, литосферу; демонстрирование муляжей «Рост оврагов» и рассказ об образовании оврагов и мерах, предупреждающих их образование и рост).

5. Выступление творческой группы «Горняки» (костюмированное представление  профессий горнорудных предприятий нашего края; знакомство с основными  технологическими этапами добычи, обогащения железной руды и производства стали; демонстрация образцов железорудной продукции горно-обогатительных комбинатов и ОЭМК).

6. Работа творческих групп по заполнению карточек — заданий.

7. Выступление творческой группы «Специалисты по охране труда» (сообщения учащихся о профессиональных заболеваниях рабочих горнорудных предприятий).

8. Обобщение и закрепление знаний по материалу урока (выполнение индивидуальных тестовых заданий).

9. Подведение итогов  урока (организация игровой ситуации;  проверка тестовых заданий; выявление уровня усвоения материала по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»; выставление оценок).

10. Домашнее задание.

Конспект  урока

Организационный момент

— объявление темы урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые  Белгородской области»;

— постановка целей и задач:

1. Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России», конкретизируя материал на примере Белгородской области.

2. Интегрировать знания по географии и биологии о природе Белгородской области.

3. Расширить и конкретизировать экологические знания учащихся, формировать у них убежденность в необходимости охраны окружающей среды.

4. Расширять межпредметные связи на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений с целью формирования у учащихся целостного восприятия картины мира.

5. Используя нетрадиционные формы проведения интегрированных уроков, исследовательские методы обучения, развивать познавательный интерес и мышление учащихся.

6. Развивать коммуникативные навыки при работе учащихся в группах.

7. Создавать условия для развития географической культуры и эстетического восприятия природных объектов через произведения литературы и искусства.

— обзор литературы о геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых России и Белгородской области; представление лучших творческих работ учащихся, исследовательских работ членов НОУ «Эврика» по теме урока.

— организация работы учащихся в творческих группах;

— инструктаж по заполнению карточек — заданий.

— оценка результативности работы творческих групп.

Ход урока

— на экран проецируются виды Белогорья.

— ученик читает стихотворение местного автора Владимира Молчанова:

Белогорье… Поле отчее.

По-над лугом белый дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

Змейка вьющегося вереска

Розовеет над горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.

Звезд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье … Поле отчее —

Чьо зову своей судьбой!..

— выступление творческих групп с опережающими заданиями.

        1) Творческая группа «Геологи»: с сообщениями выступают 6 человек.

№ пп

Темы сообщений

Средства обучения

Примечания

1.

Геологическое строение территории России

Картосхема «Строение  земной коры»; мультимедийный учебник

Строние земной коры: «Тектоническая карта России», «геологический профиль через Восточно-европейкую платформу»

2.

Геологическое строение территории Белгородской области

Учебные пособия «География Белгородской области»

3.

Рельеф России

мультимедийный учебник

Рельеф: «Физическая карта», «Восточно-европейская равнина»

4.

Рельеф Белгородской области

Учебные пособия «География Белгородской области»; физическая карта Белгородской области

5.

Минеральные ресурсы и полезные ископаемые Белгородской области

Картосхема «Классификация горных пород»; диск «Добро пожаловать на Белгородчину»

Паспорт: «Минерально-сырьевая база»

6.

Свойства горных пород и минералов

Коллекция горных пород и минералов с раздаточным материалом для творческих групп

Читайте также:  Для работы головного мозга какие продукты полезны

2) Творческая группа «Краеведы»: представляют презентацию о туристическом походе 2 человека, с сообщениями выступают 4 человека.

№ пп

Темы сообщений

Средства обучения

Примечания

1.

Причины разнообразия рельефа

мультимедийный учебник

Внутренние силы, изменяющие рельеф: «Карта неотектонических движений», анимация «Вертикальные движения и крупные формы рельефа».

Внешние силы, изменяющие рельеф: «Древнее оледенение», «Деятельность моря» , анимация «Образование осадочных пород», «Эрозионный рельеф»

2.

Исследование вопросов, подтверждающих влияние внешних сил на рельеф Белгородской области: древнее оледенение

Образцы валунного суглинка; раздаточный материал: образцы гербария сфагнума

3.

Исследование вопросов, подтверждающих влияние внешних сил на рельеф Белгородской области: древнее море

Коллекция окаменелостей; осадочных  горных пород нашего края  с раздаточным материалом

4.

Доказательства существования древнего моря на территории Белгородской области

презентация

«Туристический поход к меловым пещерам»

3) Творческая группа «Экологи»: выступают 3 человека,  творческое задание готовят 3 человека.

4) Творческая группа «Горняки»: инсценировка интервью с работниками горнорудных предприятий нашего края.

5) Творческая группа «Специалисты по охране труда»: выступают 2 человека.

— Работа творческих групп по заполнению карточек — заданий.

Карточка — задание для творческой группы

1. Белгородская область расположена на _____________________ платформе, которая имеет двухъярусное строение: _____________________ фундамент и ____________________   чехол.

2. Белгородская область  расположена на  ________________ возвышенности.

3. К фундаменту приурочены месторождения _________________________, а к перекрываемому его чехлу —      _____________________________________.

4. К внешним силам, изменяющим рельеф нашего края, относится  деятельность _____________________________________________________.

5. С чем связано возникновение экологических проблем при добыче полезных ископаемых: _____________________________________________.

6. Овражно-балочная  сеть является неотъемлемой частью рельефа Белгородской области. Как люди борются с оврагами: ___________________

_________________________________________________________________.

7. Какими способами добывается железная руда в Старооскольско- Губкинском промышленном районе: __________________________________

__________________________________________________________________

8. Какую железорудную продукцию выпускают ГОКи Белгородской области:

_________________________________________________________________

9. Перечислите, какие виды продукции выпускает промышленность строительных материалов Белгородской области: ______________________

_________________________________________________________________

10. Как  человек влияет на биосферу: _________________________________

_________________________________________________________________

— выполнение индивидуальных тестовых заданий

Тест по теме:

«Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые   России и  Белгородской области»

1. К осадочным породам органического происхождения относятся:  а) мел, известняк, песок;  б) железная руда, апатит, лимонит;  в) песчаник, мел, известняк;   г) глина, боксит, металлолом;

2. Рельеф Белгородской области представляет собой:  а)низменность;   б) всхолмленную равнину;   в) плоскогорье;   г) вспаханное русское поле;

3. Что свидетельствует о морском происхождении осадочных пород на территории нашего края:  а) смятие в складки;   б) интрузия магмы в  осадочный чехол;   в) слоистое залегание пород;  г) солоноватый привкус;

4. Древнее море на территории Белгородской области существовало: а) 1 млрд. лет назад;   б) 240 млн. лет назад;   в) 40 тыс. лет назад;   г) 5 лет назад;

5. В меловых толщах осадочного чехла  остались: а) зубы хрящевых рыб: акул и скатов;   б) хитиновый покров членистоногих;    в) иглы хвойных;   г) кости бегемотов;

6. Причинами роста оврагов являются: а) неумеренный выпас скота;   б) холмистый рельеф и ливневый характер осадков;    в) эоловое выветривание;  г) поиск кладов;

7. Из строительного сырья области производят: а) кирпич, известь, бетон;  б) окатыши, агломерат, концентрат;   в) минеральные удобрения, витамины, пестициды;    г) шпалы, рельсы, локомотивы;

8. Экологические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду: а) абиотические;   б) биотические;   в) антропогенные;   г) погодные;

9. Назовите старейшее предприятие нашего края по добыче железных руд:  а) Лебединский ГОК;    б) Стойленский  ГОК;   в) Комбинат «КМАруда», Губкинская швейная фабрика;

10. Наблюдаются ли в нашей области землетрясение  и вулканическая:  а) да;   б) нет;  в) иногда;

 Подведение итогов урока

3. Домашнее задание: на контурных картах Белгородской области показать формы рельефа (цветовым фоном) и нанести  месторождения полезных ископаемых (способом  значков).

Источник