Рельеф и полезные ископаемые белгородской области
Рельефная карта Белгородской области
Белгородская область — субъект Российской Федерации, расположенный на юге Среднерусской возвышенности, в юго-западной части России на границе с Украиной.
Географическое положение[править | править код]
Белгородская область входит в состав Центрально-Чернозёмного экономического района и Центрального федерального округа Российской Федерации. На юге и западе она граничит с Луганской, Харьковской и Сумской областями Украины, на севере и северо-западе — с Курской областью, на востоке — с Воронежской областью. Общая протяжённость её границ составляет около 1150 км, из них с Украиной — 540 км.
Крайними точками Белгородской области являются следующие координаты: на севере (в Старооскольском районе) — 51°26′ с. ш. 37°51′ в. д.HGЯO, на юге (в Ровеньском районе) — 49°41′ с. ш. 38°57′ в. д.HGЯO, на западе (в Краснояружском районе) — 50°56′ с. ш. 35°20′ в. д.HGЯO, на востоке (в Ровеньском районе) — 50°02′ с. ш. 39°16′ в. д.HGЯO[1].
Площадь области составляет 27,1 тыс. км², протяжённость с севера на юг — около 190 км, с запада на восток — около 270 км. Область расположена на юго-западных и южных склонах Среднерусской возвышенности в бассейнах рек Днепра и Дона, в лесостепной зоне на приподнятой всхолмлённой равнине со средней высотой над уровнем моря 200 м. Самая высокая точка 277 м над уровнем моря — находится в Прохоровском районе. Самая низкая — в днище долин рек Оскола и Северского Донца. Территория изрезана балками (логами), оврагами, по которым разбросаны дубравы.
Климат[править | править код]
Климат умеренно континентальный с довольно мягкой зимой со снегопадами и оттепелями и продолжительным летом. Средняя годовая температура воздуха изменяется от +5,4 градуса на севере до +6,8 градуса на юго-востоке. Самый холодный месяц — январь. Безморозный период составляет 155—160 дней, продолжительность солнечного времени — 1800 часов. Почва промерзает и нагревается до глубины 0,5—1,0 м. Осадки неравномерны. Наибольшее их количество выпадает в западных и северных районах области и составляет в среднем 540—550 мм. В восточных и юго-восточных в отдельные годы уменьшается до 400 мм.
Полезные ископаемые[править | править код]
В области сосредоточено более 40 процентов разведанных запасов железных руд страны. Месторождения приурочены к Курской магнитной аномалии. Среди них Коробковское, Лебединское, Стойленское и перспективное Приоскольское в Новооскольском районе, Большетроицкое в Шебекинском районе, а также Яковлевское, Чернянское и Погремецкое месторождения.
Выявлены и в разной степени разведаны крупные месторождения бокситов, апатитов, минеральных подземных вод (радоновых и лечебно-столовых), многочисленные месторождения строительных материалов (мела, песка, глин и т. д.). Известны проявления золота, графита и редких металлов. Имеются географические предпосылки для выявления платины, углеводородного сырья и других полезных ископаемых.
Гидрография[править | править код]
Реки[править | править код]
Территория Белгородской области относится к бассейнам двух морей: Чёрного (западная часть области)и Азовского (центральная и восточная часть области).
Область относится к числу маловодных. Это связано не только с количеством осадков, но и с рельефом области. Она расположена в пределах водораздельной части среднерусской возвышенности, поэтому практически все протекающие здесь реки начинаются в пределах области. В качестве исключения из этого правила обычно называют две реки — Оскол и Убля, начинающиеся в Курской области[2]. Но есть и некоторые другие, более мелкие реки, начинающиеся за пределами области. Это приток Ворсклы Грайворонка, начинающаяся в Харьковской области. Также несколько притоков реки Илек начинаются в Сумской области .
Реками, озёрами, болотами занято около 1 % её территории. Здесь протекает более 480 малых рек и ручьёв. Наиболее крупные из них на северо-западе — Северский Донец, Ворскла, Ворсклица, Псёл, в восточных районах — Оскол, Тихая Сосна, Чёрная Калитва, Валуй. Общая протяжённость речной сети — 5000 км.
Пруды и водохранилища[править | править код]
В области насчитывается 1100 прудов и 4 водохранилища.
Белгородское водохранилище
Белгородское водохранилище расположено на реке Северский Донец. Построено в 1985 году для надёжного водообеспечения Белгородского промышленного узла и улучшения санитарного состояния вод реки Северский Донец. Объём водохранилища составляет — 76 млн.м³. По гидрохимическим показателям вода в водохранилище в целом относится к 3-му классу качества (умеренно-загрязнённая). В последние годы качественный состав воды имеет тенденцию улучшения.
Животный мир[править | править код]
Фауна Белгородской области лугово-степная. Особую неповторимость фауне придают калькофильные зоокомплексы, связанные с меловыми отложениями. Фауна Белгородской области насчитывает по разным оценкам от 10 до 15 тысяч видов.
Около 10 % видов животных относятся к числу нуждающихся в особой охране. 50 видов включены в список Красной Книги. Насчитывается около 279 видов птиц, в том числе 152 — гнездящихся, остальные — пролётные и откочевывающие. Наиболее богаты: отряд воробьёвых (111 видов); кулики (45 видов); гусеобразные (до 30 видов); дневные хищники (21 вид). Численность охотничьих животных приблизительно составила: лось — 387; олень — 501; косуля — 4474; кабан — 2574; заяц-русак — 18 361; лисица — 3856; куница — 2025; хорь — 1120; волк — 36. Ежегодная численность охотничьих животных остаётся стабильной.
Растительность[править | править код]
Растительный покров области отражает черты северной лесостепи, для которой характерно чередование лесов с луговой степью.
Она представлена двумя типами растительности — зональной и экстразональной. Зональная растительность — это плакорные дубравы (221 вид) и степные луга (211 видов). Экстразональная растительность — это луга (232 вида), виды кустарников и опушек (161 вид), фитоценозы меловых обнажений (93 вида) и синатропные сообщества (192 вида). В целом флора области насчитывает 1284 вида. Лесистость области составляет 9,8 %. Более 800 га лесных массивов отнесены к особо охраняемым территориям из-за произрастания там «краснокнижных» редких видов растений и обитания животных.
Почвенный покров[править | править код]
Зональные почвы представлены чернозёмами (77 % территории) и серыми лесными почвами (почти 15 % территории)[3].
Тип черноземов представлен в области подтипами оподзоленных, выщелоченых, типичных и обыкновенных черноземов. Первые три подтипа характерны для лесостепной части области и встречаются до линии Алексеевка — Валуйки, восточнее и южнее которой распространены преимущественно обыкновенные черноземы, характерные для степной зоны.
Тип серых лесных почв представлен в области подтипами темно-серых лесных и светло-серых лесных. В отличие от черноземов, серые лесные почвы в Белгородской области распространены не равномерно, а в виде 5 крупных массивов, приуроченных к местам сосредоточения крупных лесов и их окрестностям. Самый западный массив серых лесных почв расположен на правобережье Ворсклы. Второй массив находится в центре области, в междуречье Северского Донца и его притоков — Липового Донца, Разумной, Нежеголи с притоками Корень и Короча. Третий массив протягивается с севера на юг вдоль правого берега Оскола от реки Осколец до реки Холок. Самый восточный массив серых лесных почв в Белгородской области расположен по левобережью Тихой Сосны, а самый южный — в междуречье Оскола и Валуя с притоками Полатовка и Верхний Моисей[4].
См. также[править | править код]
- Среднерусская возвышенность
- Восточно-Европейская равнина
- Лесостепь
- Категория:Реки Белгородской области
- Белогорье (заповедник)
Примечания[править | править код]
- ↑ А. Н. Петин, Н. В. Чугунова и О. В. Гаврилов География Белгородской области. — М.: Издательство МГУ, 2008. — С. 4.— ISBN 978-5-211-05608-4.
- ↑ География Белгородской области. Часть 1. Природа; Рук. авт. коллектива: Ф. Н. Лисецкий, А. Н. Петин; Науч. ред.: Ю. Г. Чендев, О. В. Гаврилов; Рец. Н. С. Сердюкова. — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: МГУ, 2006. — 72 с. ISBN 5-211-05024-X
- ↑ География Белгородской области / Под общ. ред. Г. Н. Григорьева, — Белгород.: Изд-во БелГУ,1996. — 144 с.
- ↑ Ахтырцев, Б. П. Почвенный покров Белгородской области: структура, районирование и рациональное использование [текст] / Б. П. Ахтырцев, В. Д. Соловиченко. — Воронеж : Изд-во Воронеж гос. ун-та, 1984. — 268 с.
Ссылки[править | править код]
- Белгородская область — статья из Большой советской энциклопедии.
- Красная книга Белгородской области (intall.ru)
Источник
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»
г. Губкина Белгородской области
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области
(интегрированный урок по географии и биологии в 8 классе)
Бобровская Марина Эдуардовна,
учитель географии
Горшкова Елена Витальевна,
учитель биологии
Интегрированный урок по географии и биологии
«Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области» в 8 классе
Подготовительный этап урока
1. Подготовить выставку книг и печатных изданий о геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых Белгородской области, подобрать эпиграф к уроку, используя стихи местных авторов.
2. Подготовить материал по теме урока из учебного электронного издания «География России. 8 класс», «Добро пожаловать на Белгородчину».
3. Подготовить раздаточный материал для творческих групп учащихся: образцы коллекций горных пород и минералов, гербарии, карточки — задания для групповой работы, индивидуальные тестовые задания.
4. Разделить класс на группы: «Геологи», «Краеведы», «Экологи», «Горняки», «Специалисты по охране труда». Дать опережающие задания учащимся.
5. Подготовить презентацию «Туристический поход к меловым пещерам».
План урока
1. Организационный момент.
2. Выступление творческой группы «Геологи» (обобщение знаний по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»; работа с картосхемами «Строение литосферы», «Классификация горных пород»; работа с образцами коллекции горных пород и минералов; работа с картой Белгородской области).
3. Выступление творческой группы «Краеведы» (презентация
» Туристический поход к меловым пещерам»); выявление цели исследования; проведение полевых работ; формулировка доказательства об изменении рельефа нашего края).
4. Выступление творческой группы «Экологи» (сообщение учащихся о влиянии человека на биосферу, литосферу; демонстрирование муляжей «Рост оврагов» и рассказ об образовании оврагов и мерах, предупреждающих их образование и рост).
5. Выступление творческой группы «Горняки» (костюмированное представление профессий горнорудных предприятий нашего края; знакомство с основными технологическими этапами добычи, обогащения железной руды и производства стали; демонстрация образцов железорудной продукции горно-обогатительных комбинатов и ОЭМК).
6. Работа творческих групп по заполнению карточек — заданий.
7. Выступление творческой группы «Специалисты по охране труда» (сообщения учащихся о профессиональных заболеваниях рабочих горнорудных предприятий).
8. Обобщение и закрепление знаний по материалу урока (выполнение индивидуальных тестовых заданий).
9. Подведение итогов урока (организация игровой ситуации; проверка тестовых заданий; выявление уровня усвоения материала по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»; выставление оценок).
10. Домашнее задание.
Конспект урока
Организационный момент
— объявление темы урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Белгородской области»;
— постановка целей и задач:
1. Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России», конкретизируя материал на примере Белгородской области.
2. Интегрировать знания по географии и биологии о природе Белгородской области.
3. Расширить и конкретизировать экологические знания учащихся, формировать у них убежденность в необходимости охраны окружающей среды.
4. Расширять межпредметные связи на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений с целью формирования у учащихся целостного восприятия картины мира.
5. Используя нетрадиционные формы проведения интегрированных уроков, исследовательские методы обучения, развивать познавательный интерес и мышление учащихся.
6. Развивать коммуникативные навыки при работе учащихся в группах.
7. Создавать условия для развития географической культуры и эстетического восприятия природных объектов через произведения литературы и искусства.
— обзор литературы о геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых России и Белгородской области; представление лучших творческих работ учащихся, исследовательских работ членов НОУ «Эврика» по теме урока.
— организация работы учащихся в творческих группах;
— инструктаж по заполнению карточек — заданий.
— оценка результативности работы творческих групп.
Ход урока
— на экран проецируются виды Белогорья.
— ученик читает стихотворение местного автора Владимира Молчанова:
Белогорье… Поле отчее.
По-над лугом белый дым.
Трав густых сиянье сочное
По откосам меловым.
Змейка вьющегося вереска
Розовеет над горой,
И совсем не видно берега
За травой береговой.
Звезд полночных многоточие,
Туч движение гурьбой.
Белогорье … Поле отчее —
Чьо зову своей судьбой!..
— выступление творческих групп с опережающими заданиями.
1) Творческая группа «Геологи»: с сообщениями выступают 6 человек.
№ пп | Темы сообщений | Средства обучения | Примечания |
1. | Геологическое строение территории России | Картосхема «Строение земной коры»; мультимедийный учебник | Строние земной коры: «Тектоническая карта России», «геологический профиль через Восточно-европейкую платформу» |
2. | Геологическое строение территории Белгородской области | Учебные пособия «География Белгородской области» | |
3. | Рельеф России | мультимедийный учебник | Рельеф: «Физическая карта», «Восточно-европейская равнина» |
4. | Рельеф Белгородской области | Учебные пособия «География Белгородской области»; физическая карта Белгородской области | |
5. | Минеральные ресурсы и полезные ископаемые Белгородской области | Картосхема «Классификация горных пород»; диск «Добро пожаловать на Белгородчину» | Паспорт: «Минерально-сырьевая база» |
6. | Свойства горных пород и минералов | Коллекция горных пород и минералов с раздаточным материалом для творческих групп |
2) Творческая группа «Краеведы»: представляют презентацию о туристическом походе 2 человека, с сообщениями выступают 4 человека.
№ пп | Темы сообщений | Средства обучения | Примечания |
1. | Причины разнообразия рельефа | мультимедийный учебник | Внутренние силы, изменяющие рельеф: «Карта неотектонических движений», анимация «Вертикальные движения и крупные формы рельефа». Внешние силы, изменяющие рельеф: «Древнее оледенение», «Деятельность моря» , анимация «Образование осадочных пород», «Эрозионный рельеф» |
2. | Исследование вопросов, подтверждающих влияние внешних сил на рельеф Белгородской области: древнее оледенение | Образцы валунного суглинка; раздаточный материал: образцы гербария сфагнума | |
3. | Исследование вопросов, подтверждающих влияние внешних сил на рельеф Белгородской области: древнее море | Коллекция окаменелостей; осадочных горных пород нашего края с раздаточным материалом | |
4. | Доказательства существования древнего моря на территории Белгородской области | презентация «Туристический поход к меловым пещерам» |
3) Творческая группа «Экологи»: выступают 3 человека, творческое задание готовят 3 человека.
4) Творческая группа «Горняки»: инсценировка интервью с работниками горнорудных предприятий нашего края.
5) Творческая группа «Специалисты по охране труда»: выступают 2 человека.
— Работа творческих групп по заполнению карточек — заданий.
Карточка — задание для творческой группы
1. Белгородская область расположена на _____________________ платформе, которая имеет двухъярусное строение: _____________________ фундамент и ____________________ чехол.
2. Белгородская область расположена на ________________ возвышенности.
3. К фундаменту приурочены месторождения _________________________, а к перекрываемому его чехлу — _____________________________________.
4. К внешним силам, изменяющим рельеф нашего края, относится деятельность _____________________________________________________.
5. С чем связано возникновение экологических проблем при добыче полезных ископаемых: _____________________________________________.
6. Овражно-балочная сеть является неотъемлемой частью рельефа Белгородской области. Как люди борются с оврагами: ___________________
_________________________________________________________________.
7. Какими способами добывается железная руда в Старооскольско- Губкинском промышленном районе: __________________________________
__________________________________________________________________
8. Какую железорудную продукцию выпускают ГОКи Белгородской области:
_________________________________________________________________
9. Перечислите, какие виды продукции выпускает промышленность строительных материалов Белгородской области: ______________________
_________________________________________________________________
10. Как человек влияет на биосферу: _________________________________
_________________________________________________________________
— выполнение индивидуальных тестовых заданий
Тест по теме:
«Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России и Белгородской области»
1. К осадочным породам органического происхождения относятся: а) мел, известняк, песок; б) железная руда, апатит, лимонит; в) песчаник, мел, известняк; г) глина, боксит, металлолом;
2. Рельеф Белгородской области представляет собой: а)низменность; б) всхолмленную равнину; в) плоскогорье; г) вспаханное русское поле;
3. Что свидетельствует о морском происхождении осадочных пород на территории нашего края: а) смятие в складки; б) интрузия магмы в осадочный чехол; в) слоистое залегание пород; г) солоноватый привкус;
4. Древнее море на территории Белгородской области существовало: а) 1 млрд. лет назад; б) 240 млн. лет назад; в) 40 тыс. лет назад; г) 5 лет назад;
5. В меловых толщах осадочного чехла остались: а) зубы хрящевых рыб: акул и скатов; б) хитиновый покров членистоногих; в) иглы хвойных; г) кости бегемотов;
6. Причинами роста оврагов являются: а) неумеренный выпас скота; б) холмистый рельеф и ливневый характер осадков; в) эоловое выветривание; г) поиск кладов;
7. Из строительного сырья области производят: а) кирпич, известь, бетон; б) окатыши, агломерат, концентрат; в) минеральные удобрения, витамины, пестициды; г) шпалы, рельсы, локомотивы;
8. Экологические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду: а) абиотические; б) биотические; в) антропогенные; г) погодные;
9. Назовите старейшее предприятие нашего края по добыче железных руд: а) Лебединский ГОК; б) Стойленский ГОК; в) Комбинат «КМАруда», Губкинская швейная фабрика;
10. Наблюдаются ли в нашей области землетрясение и вулканическая: а) да; б) нет; в) иногда;
Подведение итогов урока
3. Домашнее задание: на контурных картах Белгородской области показать формы рельефа (цветовым фоном) и нанести месторождения полезных ископаемых (способом значков).
Источник