Рельеф и полезные ископаемые география 7 класс
Слайд 1
Рельеф и полезные ископаемые африки Урок географии, 7 класс Автор: Головань Ольга Викторовна, учитель географии Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 города Буденновска Буденновского района «
Слайд 2
Цели и задачи : Сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Африки – их составе, строении, расположении. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.
Слайд 3
Повторение пройденного материала. Какое место по площади занимает Африка? (Второе в мире) В скольких полушариях расположена Африка? (В четырех) Чем является Альмади ? (Мысом) Какой мыс является крайней южной точкой Африки? (Игольный) Какой материк ближайший к Африке? (Евразия) Какой пролив отделяет Африку от Европы? (Гибралтарский) Северный мыс Африки. м. Альмади м. Игольный Гибралтарский пролив ( Бен-Секка ) м. Бен-Секка
Слайд 4
Повторение пройденного материала. Укажите имя путешественника Этот португальский мореплаватель открыл морской путь в Индию, обогнув Южную Африку, прошёл вдоль восточного побережья материка, пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана. Васко да Гама
Слайд 5
Повторение пройденного материала. Назовите имя знаменитого исследователя. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им Виктория. Кто руководил экспедицией, которая с 1926 по 1927г. в Африке собрала 6000 образцов культурных растений? Давид Ливингстон Николай Иванович Вавилов
Слайд 6
Анализ карты: «Строение земной коры». На скольких литосферных плитах находится Африка? Есть ли районы столкновения с другими плитами? Если ли есть, то где, и какие процессы происходят при столкновении? Как называется плита и платформа, на которых расположен материк? Горы какого возраста расположены на материке? В каком направлении и с какой скоростью движется плита? ( Африканская плита, Африканская платформа ) ( На одной литосферной плите ) ( Сталкиваются Африканская и Евразийская плиты .) ( Древние горы: Капские и Драконовы; молодые горы: Атлас) (Плита движется на северо-восток)
Слайд 7
Сравнение тектонической и физической карт. Что такое рельеф? В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка? Вспомните изученные формы рельефа суши. ( Совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту, называют рельефом) ( Равнины располагаются на платформах, а горы – в районах складчатостей.)
Слайд 8
восточно-африканские разломы Какие формы рельефа преобладают в Африке? В чем причины разнообразия рельефа? В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Подумайте, с чем связано его образование?
Слайд 9
Рельеф Где находятся молодые горы? Как они называются? Могли ли молодые горы образоваться в центре Сахары? Где находятся низменности? В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка?
Слайд 10
РЕЛЬЕФ Равнины занимают большую часть Африки. По преобладающим высотам материк можно разделить на Низкую Африку и Высокую Африку. Определите по карте преобладающие высоты Низкой и Высокой Африки.
Слайд 11
Работа с физической картой Африки. п / п Название формы рельефа Название высшей точки Абсолютная высота точки, м 1 г.Тубкаль 4165 2 Нагорье Аххагар г. Тахат 3 Эфиопское нагорье 4 5895 5 Плато Дарфур 6 Нагорье Тибести 3415 По физической карте Африке занесите в таблицу недостающие данные.
Слайд 12
Атласские горы На северо-западе материка находятся горы Атлас, северные молодые хребты которых располагаются на стыке двух литосферных плит.
Слайд 13
тубкаль Самая высокая вершина Атлас гора Тубкаль (4165 м), излюбленное место отдыха поклонников горнолыжного туризма.
Слайд 14
Вулкан килиманджаро Килиманджаро – один из крупнейших потухших вулканов в мире, самая высокая гора в Африке.
Слайд 15
Эфиопское нагорье Эфиопское нагорье – огромный горный массив с цепями высоких гор и множеством отдельных потухших вулканов.
Слайд 16
Драконовы горы Драконовы горы похожи на уступ, один склон которого пологий, а другой крутой, причем крутой склон короче пологого в два раза.
Слайд 17
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ . Какая часть Африки богата рудными полезными ископаемыми магматического происхождения, а какая – полезными ископаемыми осадочного происхождения? С чем связаны различия в размещении месторождений полезных ископаемых разного происхождения?
Слайд 18
вывод Полезные ископаемые осадочного происхождения, соответствуют равнинам, а это северная, западная и центральная части материка. Полезные ископаемые магматического происхождения, соответствуют горному рельефу, а это восточная и юго-восточная части материка. Следовательно, между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми существует определенная связь, а именно: платформам соответствуют равнины и залежи осадочных полезных ископаемых. Полезные ископаемые магматического происхождения встречаются на равнинах, где кристаллический фундамент платформы подходит близко к земной поверхности, а также по линии разломов земной коры. Складчатым областям соответствуют горы и полезные ископаемые магматического происхождения. Осадочные полезные ископаемые встречаются в горах, образование которых происходило на месте древнего моря.
Слайд 19
Тест 1. Располагаются на стыке двух литосферных плит 1)Драконовы горы; 2) Капские горы; 3) Атласские горы; 2. Наивысшая точка Африки 1)вулкан Килиманджаро; 2)вулкан Кения; 3)вулкан Камерун. 3. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива обнаружены огромные запасы 1)медных руд; 2)алмазов; 3)нефти. 4. Нагорье на востоке Африки 1) Ахаггар ; 2) Эфиопское; 3) Тибести . 5. Горы на юго-востоке Африки 1)Драконовы горы; 2)Капские горы; 3) Атласские горы; 1.3; 2.1; 3.3; 4.2; 5.1.
Слайд 20
Домашнее задание §25. Обозначьте на контурной карте крупные форм рельефа и месторождения полезных ископаемых.
Слайд 21
Список используемых источников Библиотека электронных наглядных пособий «География 6 -10 классы» Никитин Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО»,2005 https://ru.wikipedia.org https://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid https://geography7.wdfiles.com/local—files/surface-of-africa/Tizi%27n%27Toubkal.jpg https://geography7.wikidot.com/surface-of-africa https://sergeydolya.livejournal.com/354124.html https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Toubkal_7.90965W_31.05231N.jpg?uselang=ru https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/47/Ethiopian_highlands_01_mod.jpg/640px-Ethiopian_highlands_01_mod.jpg?uselang=ru
Источник
Урок по географии.7 класс.
Тема: Рельеф и полезные ископаемые.
Цели: называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; описывать географическое положение крупных форм рельефа; объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке.
Оборудование: физическая карта Евразии, карта «Строение земной коры», рисунки или таблицы крупных форм рельефа.
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания.
Домашнее задание предлагается провести взаимопроверкой.
Один ученик выполняет работу на доске, за ширмой, остальные — в тетради. По окончании диктанта учащиеся меняются тетрадями и проверяют ответы, делая пометки красной пастой. Образцом для проверки может служить работа на доске.
Цифровой диктант.
1.Океаны:
Северный Ледовитый
Атлантический
Индийский
Тихий
К каким океанам принадлежат моря:
1)Карское;2)Берингово;3)Аравийское;4)Балтийское;5)Черное ;6)Желтое;7)Охотское; 8)Баренцево;9)Белое;10)Северное;11)Средиземное;12)Восточно-Китайское;13)Азовское;14)Лаптевых;15)Японское.
2.Крайние точки:
Северная
Южная
Западная
Восточная
1)Рока;2)Пиай;3)Челюскин ;4)Дежнева.
2.Изучение нового материала.
1.Орг.момент
2.Изучение нового материала.
Разнообразие природы Евразии связано не только с ее ГП, но и с чрезвычайной сложностью строения земной коры в пределах материка. Каждый из ранее рассмотренных материков представляет собой в геологическом отношении древнюю устойчивую платформу и причленившиеся к ней более молодые и подвижные складчатые пояса.
Евразия состоит из нескольких древних платформенных ядер, соединенных разновозрастными складчатыми поясами. Это как будто бы несколько спаянных в единое целое континентов. Основные древние ядра материка — Европейская платформа с равнинным рельефом небольшой высоты, высокая подвижная Сибирская платформа, в пределах которой испытывали и восходящие, и нисходящие движения. К ним причленились части древней Гондваны: Аравийский полуостров и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горнообразовательные процессы.
2.Работа с таблицей.
Задание. Используя карты атласа, заполните таблицу:
Строение земной коры | Составляющие формы рельефа |
Древние платформы | Восточно-Европейская |
Сибирская | |
Индийская | |
Китайско-Корейская | |
Области складчатости | древней |
новой |
3.Работа с картой(задания на карточках)
Задание: В складчатых поясах широко развит вулканизм. Используя карту атласа, установите соответствие:
Везувий Зондские острова
Этна Полуостров Камчатка
Кракатау Остров Сицилия
Ключевская сопка Японские острова
Фудзияма Апеннинский полуостров
Задание: Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот.
Данные территории | высота | № |
Западно-Сибирская равнина | ||
Средне-Сибирское плоскогорье | ||
Восточно-Европейская равнина | ||
Прикаспийская низменность | ||
Уральские горы | ||
Нагорье Тибет | ||
Иранское нагорье |
Задание: Евразия исключительно богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:
Район Персидского залива драгоценные камни
Полуостров Малакка железная руда
Шри-Ланка нефть и природный газ
Скандинавские горы оловянные руды
Север Великой Китайской равнины медные руды
Район озера Балхаш каменный уголь
4.Самостоятельная работа.
Задание. Используя карты атласа и текст учебника, дайте характеристику основных форм рельефа по плану учебника.
1 ряд — Западно-Сибирская равнина
2 ряд — Среднесибирское плоскогорье
3 ряд- г. Гималаи
3.Итог урока.
Чем отличается рельеф Евразии от рельефа других материков?
Домашнее задание: в контурной карте указать основные формы рельефа Евразии.
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 18
ГЕОГРАФИЯ
Тема: «Рельеф и полезные ископаемые
Африки»
Учитель 1 квалификационной категории
Карпова Татьяна Николаевна
Ковров, 2013
Тема урока:
«Рельеф и полезные ископаемые Африки»
Цели и задачи:
Обучающие:
- Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки;
- Вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия;
- Сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка, их составе, строении, расположении;
- Познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки.
Развивающие:
- Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.
Воспитательные:
- Формирование чувства сотрудничества и взаимодействия со сверстниками;
- Формирование коммуникативного взаимодействия учеников с учителем;
Учебно-наглядный комплекс:
- Физическая карта Африки
- Картины
- Слайды
Термины и понятия
- Рельеф. Платформа.
- Разлом. Столовая гора.
Географические объекты:
Горы: Атлас. Капские. Драконовы.
ВЛК: Килиманджаро. Кения.
Нагорья: Эфиопское, Ахаггар, Тибести
Плоскогорья: Восточно-Африканское
Разлом: Великий Африканский.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня я, вместе с вами представляю на суд жюри конкурсный урок
«Учитель года – 2007»
— Это очень ответственно! Давайте с вами соберемся на эту работу!
- Сейчас я хочу показать вам небольшой фокус, который поможет еще лучше сосредоточиться.
Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.
Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света, распространяющиеся в различных направлениях.
А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе и в одном и том же направлении.
Пусть свет всех твоих мыслей объединится в один БОЛЬШОЙ КРАСИВЫЙ и МОЩНЫЙ ЛУЧ.
Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любом предмете.
Ну что? Начинаем?
На прошлом уроке географии у вас прошло 1-ое знакомство с материком «Африка»
Сегодня мы продолжим
Африка изучать
Прошу Вас, сегодня,
Хорошо отвечать!
- Проверка домашнего задания.
- Сейчас мы с вами поиграем («Снежный ком»)
Я назову один географически объект, связанный с материком Африка и передам этот предмет (БАНКА ИЗ-ПОД КОФЕ) 1-ой парте. Ребята повторяют мое слово + называют свое тоже связанное с Африкой и передают эстафетную палочку 2-ой парте, те повторяют уже 2 слова и называют свое и т.д. от парты к парте слов будет больше, запоминать их нужно быстро «банку» тоже надо передавать быстро, пока она не обойдет все парты и не вернется вновь ко мне.
— Итак! Начали! Мыс Игольный…
Молодцы! Вспомнили много слов. Я теперь знаю, что с Африкой вы действительно немного познакомились.
— Ребята! А вы обратили внимание, что служило нам «эстафетной палочкой».
— Банка из-под кофе. На которой написано КАФФА.
Кто может предположить, почему именно такая банка?
Ответы учащихся:
— Родина кофе провинция «Каффа» в Эфиопии, на Эфиопском нагорье.
— Эфиопское нагорье?
— А что это? – форма рельефа.
— А где это место находится? – работа с картой атласа «Африка физическая карта».
— Ну, вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока.
– Кто может предположить или уже догадаться
— Какая тема сегодняшнего урока?
— Посмотрите на доску, подумайте
— О чем мы должны сегодня говорить.
Тема урока на доске закрыта.
После ответов учеников открываем тем урока
Записанную на доске.
Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.
— Сегодня на уроке мы должны:
- Вспомнить историю развития Земли и появление материка Африка.
- Познакомиться с особенностями рельефа материка и полезными ископаемыми.
- Узнать о формах рельефа Африки и их названии.
— Что мы понимаем под словом «рельеф»?
— Как на физических картах изображается рельеф?
— Как по карте можно определить высоту места?
- А теперь посмотрите на доску! На ней карточки со словами.
- Задание: Расположите эти слова в правильном порядке и объясните: «Почему вы так решили?»
— Кто пойдет к доске? (выстраивают цепочку и объясняют ее)
А теперь давайте представим Африканские ландшафты, и поможет нам в этом подборка слайдов.
Зрительная память у нас лучше, поэтому смотрите, запоминайте: лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать.
- Посмотрите на физическую карту Африки.
- Какие формы рельефа есть в Африке? (низменность, плоскогорья, горы)
- Какие из этих форм преобладают? (равнины, плоскогорья)
- Определите по карте высоту равнины в разных частях материка.
- На севере и западе
- На востоке и юге > 1000м
- Ребята! Какой вывод можно сделать о рельефе Африки? (рельеф равнинный, т.к. в основании – платформа, низменностей мало – по побережьям океанов и рек, преобладают плоскогорья разных высот).
- Хорошо! Правильно!
- Ребята! А попробуйте изобразить эти формы рельефа?
На фоне музыки: «Если долго-долго по дорожке»
1 ряд – низменности
2 ряд – возвышенности
3 ряд – горы
- Молодцы! Всем спасибо!
- Вы уже сказали и показали, что горы в Африке есть.
- А теперь посмотрите слайды и послушайте меня.
Слайд № 3 –Восточная Африка.
- На севере материка находятся молодые складчатые Атласские горы
Слайд № 4 — гористая местность Северо-западной Африки.
- На востоке – разрушающиеся глыбовые Драконовы и Капские горы
- А сейчас ребята. Давайте заполним схему «Особенности рельефа Африки»
Слайд № 5 деление Африки на низкую – северо-западную
высокую – юго-восточную
Особенности рельефа Африки
Северо-западная Юго-восточная
Средняя высота 1000м
Г. Атлас – г.Тубкаль Восточно-африканское плоскогорье
Нагорья Ахаггар Эфиопское нагорье
Тибести Драконовые горы
Капские горы
Вяк Килиманджаро — 5895
- Еще раз ребята обратите внимание на абсолютные высоты.
Назовите самую высокую точку Африки – вяк Килиманджаро – 5895м.
Показ слайда № 2 вяк Килиманджаро
- А вот несколько лет назад в Африке произошло землетрясение. Все средства массовой информации об этом писали и сообщали … о трагедии в г. Эль-Аснама (Северная Африка). «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд ¾ всех зданий города лежали в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропали без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., остались без крова.
— Ребята! К вам вопрос!
— В какой части северной Африки следует искать этот город и чем объясняется трагедия!
- Можно посмотреть в атлас «Строение земной коры»
Г. Атлас – стык 2-х литосферных плит
- А сейчас
Слушайте внимательно
Объяснение мое
Было бы желательно
Чтоб вы запомнили все
Слайд № 12 – «Столовая игра»
— Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми горами.
— Интересное описание этих гор имеется в романе И.Гончапрва «Фрегат «Паллада»
— Достаньте из папки текст с описанием. И я буду читать вслух, а вы следите.
Еще раз найдите их на карте и назовите — Капские Драконовы
Покажите у карты.
- Теперь открываем учебник §25, ср. 114.
Какие процессы влияют на разрушении гор?
- Посмотрите на рисунок и прочитайте про себя 2-ой абзац.
- (под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы поднимались, другие – опускались →возникли высокие плоскогорья и котловины Чад, Калахари, Конго).
Слайд № 7 – схема африканских разломов.
- Ребята, а сейчас мы проведем
Брейн сторминг — вы все вместе обсудите.
Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения происходящие в зоне разломов Восточной Африки будут усиливаться?
Кто-то один будет отвечать. А чтобы было удобнее подойдите все к этой парте и думайте как ответить.
Время обсуждения 1 мин.
Время пошло…
Кто отвечает. Спасибо! Все хорошо.
Слайд № 21 – Добыча полезных ископаемых.
Ребята! А сейчас о чем пойдет речь?
- Африка – богатейший материк по разнообразным полезным ископаемым.
Какого происхождения полезные ископаемые вы знаете?
Магматические и Осадочные.
Посмотрите на карту и приведите примеры этих полезных ископаемых.
- Нефть
- Газ
- Уголь к доске прикрепляются значки
- Железная руда полезных ископаемых
- Медная руда
- Золото
- Алмазы
- Вот и к концу подходит урок
Нам пора подводить итог!
- Возьмите из папки листочки с текстом «Рельеф Африки». В тексте, вместо пропущенных слов вставьте нужные из справочника.
Время выполнения – 2 минуты
Берем в руки ручки и начали.
- А теперь проверяем!
Критерий оценки внизу листка.
Кто допустил:
1-2 ошибки
3-4 ошибки
Молодцы! Хорошо! Всем спасибо.
- У кого есть вопросы по сегодняшнему уроку?
- А у меня к вам есть!
Что понравилось?
Что нет?
Интересно было?
Не смотря на то, как меня оценит компетентное жюри.
Мне понравилось. Спасибо, что вы помогли мне, я познакомилась с интересными ребятами!
Но вернемся к целям урока:
- об этом мы вспомнили.
- с этим познакомились.
- об этом узнали.
Ребята! Я думаю, что не менее интересным будет и домашнее задание.
Откроем дневники:
- § 25
- В папке – таблица «Полезные ископаемые», ее тоже нужно будет заполнить.
- И на память о сегодняшнем уроке я дарю вам закладки в учебник географии, а на оборотной стороне вам нужно подписать «Сравнительные высоты гор Африки», а на следующим уроке вошла Наталья Егоровна проверит ваши работы и оценит их.
А сейчас сюрприз
На фоне слайда «Килиманджаро», танец «Килиманджаро»
Источник