Рельеф и полезные ископаемые практическая работа

Рельеф и полезные ископаемые практическая работа thumbnail

Экспертный лист. Геологической  разведки № 1.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Ф И

Должность

Оценка

От 1 до 3баллов.

1

Руководитель группы

2

Картограф

3

Специалист по горным породам

4

Специалист по информации

5

Проверяющий.

6

7

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 2 (используйте при необходимости коллекции).

III. Просмотрите видеофрагмент на компьютере и составьте коллекцию превращений одних горных пород в другие.

Запишите последовательность превращений.

Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________

IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:

Каменный Уголь и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Полезное ископаемое

Применение

Нефть

Торф

Известняк

Экспертный лист. Геологической  разведки № 2.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Ф И

Должность

Оценка

От 1 до 3баллов.

1

Руководитель группы

2

Картограф

3

Специалист по горным породам

4

Специалист по информации

5

Проверяющий.

6

7

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 3 (используйте при необходимости коллекции).

III. Найдите в коллекции горные породы которые прилипают к магниту. Напишите названия горных пород. Объясните, почему это происходит.

Определите, к каким горным породам они относятся______________________________________________________________

IV. На карте России найдите месторождения следующих полезных ископаемых:

Медные руды  и запишите природные объекты, где эти месторождения находятся.

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Полезное ископаемое

Применение

Железные руды

Полиметаллические руды

Медные руды.

Экспертный лист. Геологической  разведки № 3.

I. Запишите участников группы и их роль в группе

Ф И

Должность

Оценка

От 1 до 3баллов.

1

Руководитель группы

2

Картограф

3

Специалист по горным породам

4

Специалист по информации

5

Проверяющий.

6

7

II. Распределите указанные горные породы в таблице № 1 и сдайте на проверку проверяющему группы № 1 (используйте при необходимости коллекции).

III. Нанесите на контурную карту месторождения полезных ископаемых:

Нефть (черный карандаш)

Железные руды (красный)

Золото (Желтый)

Будьте внимательны при нанесении знаков и помните, что работаете в контурной карте карандашом.

Определите, к каким горным породам они относятся

Нефть.

Железные руды.

Золото

IV. К какой из указанных горных пород : мел, известняк, торф, кварцит, мрамор, горючие сланцы, гранит, базальт, вылканический туф- относиться описание «это скопление остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот»?

V. Найдите на таблицах применение полезных ископаемых:

Полезное ископаемое

Применение

Горючие сланцы

Поваренная соль

Вольфрамовые и молибденовые руды.

ТАБЛИЦА № 1

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор, нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Магматические

(глубинные)

Магматические

(излившиеся)

Осадочные

(органические)

Осадочные

(химические)

Метаморфические

Осадочные

(обломочные

ТАБЛИЦА № 1

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор,  нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Магматические

(глубинные)

Магматические

(излившиеся)

Осадочные

(органические)

Осадочные

(химические)

Метаморфические

Осадочные

(обломочные

ТАБЛИЦА № 1

Базальт, вулканическое стекло, габбро, гипс, горючие сланцы, гранит, известняк, кварцит, красный железняк, мрамор , нефть, пемза, песчаник, поваренная соль, уголь.

Магматические

(глубинные)

Магматические

(излившиеся)

Осадочные

(органические)

Осадочные

(химические)

Метаморфические

Осадочные

(обломочные

ТАБЛИЦА № 1    ОТВЕТЫ

Магматические

(глубинные)

Габбро

 красный железняк

гранит

Магматические

(излившиеся) 

Базальт,

вулканическое стекло, пемза

Осадочные

(органические) 

горючие сланцы известняк

нефть

уголь

Осадочные

(химические) 

гипс,

поваренная соль

Метаморфические

кварцит

мрамор

Осадочные

(обломочные)

песчаник

Источник

Практическое задание №1 по теме: «Крупные формы рельефа России».

Вариант 1.

Вершина этого горного массива имеет географические координаты: 52° с. ш. 100° 30′ в. д..

Используя карты атласа, определите:

1.Название горной вершины;

2.Название горной системы, в которой располагается вершина;

3.Тектоническую структуру, которая расположена в основании данной горной страны;

4.Возраст горных пород, слагающих горную систему;

5.Опасные природные явления, которые могут происходить на данной территории;

6.Степень благоприятности природных условий данной территории для проживания;

7.Название субъекта РФ, на территории которого располагается данная горная система, а также название его столицы (административного центра).

Практическое задание №1 по теме: «Крупные формы рельефа России».

Вариант 2.

Вершина этого горного массива имеет географические координаты: 49°30′ с. ш. 59°30′ в. д..

Используя карты атласа, определите:

1.Название горной вершины;

2.Название горной системы, в которой располагается вершина;

3.Тектоническую структуру, которая расположена в основании данной горной страны;

4.Возраст горных пород, слагающих горную систему;

5.Опасные природные явления, которые могут происходить на данной территории;

6.Степень благоприятности природных условий данной территории для проживания;

7.Название субъекта РФ, на территории которого располагается данная горная система, а также название его столицы (административного центра).

Практическое задание №1 по теме: «Крупные формы рельефа России».

Вариант 3.

Вершина этого горного массива имеет географические координаты: 43°с. ш. 43°в. д..

Используя карты атласа, определите:

1.Название горной вершины;

2.Название горной системы, в которой располагается вершина;

3.Тектоническую структуру, которая расположена в основании данной горной страны;

4.Возраст горных пород, слагающих горную систему;

5.Опасные природные явления, которые могут происходить на данной территории;

6.Степень благоприятности природных условий данной территории для проживания;

7.Название субъекта РФ, на территории которого располагается данная горная система, а также название его столицы (административного центра).

Практическое задание №1 по теме: «Крупные формы рельефа России».

Вариант 4.

Вершина этого горного массива имеет географические координаты:  65°с. ш. 146°в. д..

Используя карты атласа, определите:

1.Название горной вершины;

2.Название горной системы, в которой располагается вершина;

3.Тектоническую структуру, которая расположена в основании данной горной страны;

4.Возраст горных пород, слагающих горную систему;

5.Опасные природные явления, которые могут происходить на данной территории;

6.Степень благоприятности природных условий данной территории для проживания;

7.Название субъекта РФ, на территории которого располагается данная горная система, а также название его столицы (административного центра).

Практическое задание №1 по теме: «Крупные формы рельефа России».

Вариант 5.

Вершина этого горного массива имеет географические координаты:  56°30′ с. ш. 161°в. д..

Используя карты атласа, определите:

1.Название горной вершины;

2.Название горной системы, в которой располагается вершина;

3.Тектоническую структуру, которая расположена в основании данной горной страны;

4.Возраст горных пород, слагающих горную систему;

5.Опасные природные явления, которые могут происходить на данной территории;

6.Степень благоприятности природных условий данной территории для проживания;

7.Название субъекта РФ, на территории которого располагается данная горная система, а также название его столицы (административного центра).

Практическое задание №1 по теме: «Крупные формы рельефа России».

Вариант 6.

Вершина этого горного массива имеет географические координаты: 50°с. ш. 86°в. д..

Используя карты атласа, определите:

1.Название горной вершины;

2.Название горной системы, в которой располагается вершина;

3.Тектоническую структуру, которая расположена в основании данной горной страны;

4.Возраст горных пород, слагающих горную систему;

5.Опасные природные явления, которые могут происходить на данной территории;

6.Степень благоприятности природных условий данной территории для проживания;

7.Название субъекта РФ, на территории которого располагается данная горная система, а также название его столицы (административного центра).

Практическое задание №2 по теме: «Крупные формы рельефа России».

Вариант 1.

Определив по карте местонахождение  точки, которая имеет данные географические координаты: 45°с. ш. 47°в. д., установите:

  1. название формы рельефа, на территории которой располагается данная точка;
  2. среднюю высоту данной территории;
  3. тектоническую структуру, которая расположена в основании территории;
  4. возраст горных пород, слагающих данную форму рельефа;
  5. опасные природные явления, которые могут происходить на данной территории;
  6. степень благоприятности природных условий данной территории для проживания;
  7. название субъекта РФ, на территории которого располагается данная  форма рельефа, а также название его столицы (административного центра).

Практическое задание №2 по теме: «Крупные формы рельефа России».

Вариант 2.

Определив по карте местонахождение  точки, которая имеет данные географические координаты: 65°с. ш. 75°в. д., установите:

  1. название формы рельефа, на территории которой располагается данная точка;
  2. среднюю высоту данной территории;
  3. тектоническую структуру, которая расположена в основании территории;
  4. возраст горных пород, слагающих данную форму рельефа;
  5. опасные природные явления, которые могут происходить на данной территории;
  6. степень благоприятности природных условий данной территории для проживания;
  7. название субъекта РФ, на территории которого располагается данная  форма рельефа, а также название его столицы (административного центра).

Практическое задание №2 по теме: «Крупные формы рельефа России».

Вариант 3.

Определив по карте местонахождение  точки, которая имеет данные географические координаты: 68°с. ш. 96°в. д., установите:

  1. название формы рельефа, на территории которой располагается данная точка;
  2. среднюю высоту данной территории;
  3. тектоническую структуру, которая расположена в основании территории;
  4. возраст горных пород, слагающих данную форму рельефа;
  5. опасные природные явления, которые могут происходить на данной территории;
  6. степень благоприятности природных условий данной территории для проживания;
  7. название субъекта РФ, на территории которого располагается данная  форма рельефа, а также название его столицы (административного центра).

Практическое задание №2 по теме: «Крупные формы рельефа России».

Вариант 4.

Определив по карте местонахождение  точки, которая имеет данные географические координаты: 70°с. ш. 154°в. д., установите:

  1. название формы рельефа, на территории которой располагается данная точка;
  2. среднюю высоту данной территории;
  3. тектоническую структуру, которая расположена в основании территории;
  4. возраст горных пород, слагающих данную форму рельефа;
  5. опасные природные явления, которые могут происходить на данной территории;
  6. степень благоприятности природных условий данной территории для проживания;
  7. название субъекта РФ, на территории которого располагается данная  форма рельефа, а также название его столицы (административного центра).

Практическое задание №2 по теме: «Крупные формы рельефа России».

Вариант 5.

Определив по карте местонахождение  точки, которая имеет данные географические координаты: 57°с. ш. 33°в. д., установите:

  1. название формы рельефа, на территории которой располагается данная точка;
  2. среднюю высоту данной территории;
  3. тектоническую структуру, которая расположена в основании территории;
  4. возраст горных пород, слагающих данную форму рельефа;
  5. опасные природные явления, которые могут происходить на данной территории;
  6. степень благоприятности природных условий данной территории для проживания;
  7. название субъекта РФ, на территории которого располагается данная  форма рельефа, а также название его столицы (административного центра).

Практическое задание №2 по теме: «Крупные формы рельефа России».

Вариант 6.

Определив по карте местонахождение  точки, которая имеет данные географические координаты: 52°с. ш. 37°в. д., установите:

  1. название формы рельефа, на территории которой располагается данная точка;
  2. среднюю высоту данной территории;
  3. тектоническую структуру, которая расположена в основании территории;
  4. возраст горных пород, слагающих данную форму рельефа;
  5. опасные природные явления, которые могут происходить на данной территории;
  6. степень благоприятности природных условий данной территории для проживания;
  7. название субъекта РФ, на территории которого располагается данная  форма рельефа, а также название его столицы (административного центра).

Источник

ФМБОУ СОШ с.Куезбашево «ОШ с.Тряпино»

Никифорова Ольга Владимировна, учитель географии

Итоговый урок по теме «Геологическое строение и рельеф»

(8-й класс)

Цель урока:

обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Геологическое строение и рельеф»

Задачи:

  1. Повторить основные понятия по теме «Рельеф».

  2. Найти закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа.

  3. Формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации

  4. Воспитание умения работы, как в индивидуальном порядке так и в группе.

  5. Осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Оборудование: карты «Физическая карта России», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса; проектор, компьютер, доска, CD, рабочая тетрадь

Тип урока: урок-практикум

Ход урока.

Организационный момент (сообщить тему урока, сформулировать цель урока, сориентировать детей на работу в группах)

Добрый день ребята! Какой раздел географии мы завершаем изучать сегодня на уроке? (Примерные ответы учащихся…..)

— Да, нам с вами сегодня предстоит обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Геологическое строение и рельеф». Мы изучилирельеф нашей страны и нашего края, ознакомились с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми России, с процессами, изменяющими рельеф нашей сраны. Все это позволило составить образ России и Башкортостана, который я надеюсь,  останется в памяти надолго. А сегодня нам предстоит повторить, обобщить наши знания по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», выделить главное в многообразии рельефа, геологического строения Земли, проверить  прочность наших знаний, выполняя различные задания. Повторяя и закрепляя знания, полученные на предыдущих уроках, мы ещё больше будем знать, любить и беречь нашу Великую Родину

ПЛАН УРОКА

п/п

Этап урока

Содержание(цель)этапа

Время

(мин.)

I

Проверка знания карты

Проверить знание учащимися географической номенклатуры

II

Географический

диктант

Проверить и определить уровень знаний основных понятий и закономерностей по теме

III

Работа с картами атласа

Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами, формой рельефа

и полезными ископаемыми

IV

Выполнение практической работы

Определить умение самостоятельно использовать источники географической информации

V

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

I. Проверка знания карты (слайд)

На интерактивной и контурной и карте цифрами обозначаем формы рельефа России:

2. Восточно-Европейская равнина

2.Запано-Сибирская равнина

3. Саяны

3.Хребет Дужугджур

4. Сихотэ – Алинь                                 

4.горы Бырранга

5.Верхоянский хребет

5. Алтай

6. Хребет Черского

6.Становой хребет

  1. Проверка терминов и понятий

Географический диктант. Выполняют в тетради.

    1. Древние устойчивые участки земной коры (платформы)

    2. Смещение горных пород по склону под влиянием силы тяжести (оползень)

    3. Внешние рельефообразующие процессы (экзогенные)

    4. Какой рельеф преобладает в Башкортостане (равнинный)

    5. Формы рельефа, образованные ветром (эоловые)

    6. Грязевые потоки (сели)

    7. Скопления полезных ископаемых (месторождения)

    8. Ледниковые отложения (морены)

    9. Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур (тектоническая)

    10. Самая длинная цепь гор в России (Урал)

  1. Работа с картами атласа (слайд)

На интерактивную карту нанести формы рельефа (1 группа) и тектонические структуры (2 группа) 

Тектоническая структура

    1. Сихотэ – Алинь

А) Балтийский щит

    1. Среднесибирское плоскогорье

Б) Герцинская складчатая область

    1. Кавказ

В) Каледонская складчатая область

    1. Урал

Г) Мезозойская складчатая область

    1. Хребет Черского

Д) Кайнозойская складчатая область

    1. Хибины

Е) Молодая плита

    1. Западный Саян

Ж) Восточно-Европейская древняя платформа

    1. Алтай

З) Сибирская древняя платформа                                  

    1. Западно – Сибирская равнина                                     

    1. Русская равнина 

— Какой можно сделать вывод?

(Представители от групп поочередно по карте показывают названные объекты и устанавливают соответствие между формой рельефа и тектонической структурой (путём сопоставления физической и тектонической карт Росси), остальные учащиеся проверяют работу на местах)

  1. Выполнение практической работы

Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий (РТ, 8кл., стр.9-10)

Сообщение домашнего задания

  1. Домашнее задание

Оформить практическую работу

Повторить материал темы «Геологическое строение и рельеф»

  1. Рефлексия

Источник

Карточка для самостоятельной работе по теме «Рельеф России. Минеральные ресурсы».

Прочитать параграфы 6-9

Задание1. Выписать в тетрадь определение понятия «рельеф»

Задание 2. Выполнить  практическую работу№3.

Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

Задание 1. Используя карту атласа и материал учебника обозначьте и подпишите на к/к крупные формы рельефа России.

Ход работы:   

Используя физическую карту атласа , подпишите на контурной карте России следующие объекты:

  1. равнины: Восточно-Европейскую ( Русскую ), Среднерусскую возвышенность, Приволжскую возвышенность, Прикаспийскую низменность, Западно-Сибирскую, Среднесибирское плоскогорье;
  2. горы — Хибины, Уральские, Большой Кавказ, Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хребет, хребет Черского, Алданское нагорье, Чукотское нагорье, Срединный хребет;
  3. вершины — г. Народная, г. Белуха, влк. Ключевская Сопка ( чёрным цветом обозначьте их абсолютную высоту );

Красными точками обозначьте и подпишите наивысшую точку России — г. Эльбрус и низшую точку — урез воды Каспийского моря; красным цветом обозначьте их абсолютную высоту.

Задание 3. Выполнить практическую работу№4.

Описание элементов рельефа России.

Последовательность выполнения работы:

Задание 1. Используя физическую, тектоническую, геологическую карты и материалы учебника дать сравнительную характеристику рельефа Восточно-Европейской (Русской) и Западно-Сибирской равнин.

План характеристики рельефа.

1.Географическое положение относительно территории России.

2.На какой тектонической структуре расположена форма рельефа?

3.Какие высоты преобладают (минимальные и максимальные)?

4.Какой возраст слагающих пород?

5.Характер рельефа (плоский, холмистый, горный).

6.Как образовался рельеф (разрушение гор, накопление морских отложений и т.д.)?

7.Какие есть полезные ископаемые и почему?

8.Какие неблагоприятные для человека явления связаны с рельефом данной территории?

Результаты своих исследований запишите в таблицу:

План

Восточно-Европейская

равнина

Западно-Сибирская

равнина

1.Географическое положение.

2.Тектоническая структура.

3.Преобладающие высоты.

4.Возраст пород.

5.Характер рельефа.

6.Способ образования рельефа.

7.Полезные ископаемые.

8.Неблагоприятные явления, связанные с рельефом.

9.Влияние рельефа на жизнь и деятельность человека.

Практическая работа№5.

Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.

Задание 1. Сравните содержание карты тектонической и физической.

— Найдите на тектонической карте платформы, плиты.

— Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах.

— Найдите на тектонической карте щиты.

— Какие формы рельефа соответствуют щитам?

— Определите области складчатости.

— Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям.

— Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.

 Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы.

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа

Западно-Сибирская плита

Сибирская платформа

Кайнозойская складчатость

Мезозойская складчатость

Герцинская складчатость

Каледонская складчатость

Байкальская складчатость

Балтийский щит

Воронежский массив

Алданский щит

Анабарский массив

Задание 4. Проверьте знания.

  1.  Наиболее возвышенной частью России является:

 а) европейская б) азиатская

  1. Крупнейшая низменность России – это:

 а) Прикаспийская б) Северо-Сибирская в) Западно – Сибирская

  1. Соотнесите:

Горы

Области складчатости

а) Кавказ

1– байкальская

б) Сихотэ-Алинь

2- мезозойская  

в) Восточный Саян

3 – кайнозойская

г) Западный Алтай  

4 – герцинская

  1. На древних платформах расположены:

 а) Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины

б) Западно-Сибирская равнина и Среднесибирское плоскогорье

в) Среднесибирское плоскогорье и Восточно-Европейская равнина

5. Низшая точка поверхности России (- 28 м) расположена:

а) на берегу озера Эльтон            б) в Минусинской котловине

в) на берегу Каспийского моря    г) в Васюганских болотах

6. Горы расположены на: 

а) платформах б) в складчатых поясах в) плитах

7. Общий уклон территории России на:

а) север б) запад в) восток

8.Самые высокие горы России:

а) Алтай   б) Кавказ   в) Саяны   г) Альпы

9.Устойчивые участки земной коры называются: 
а) платформы    б) складчатые области    в) щиты    г) плиты

10.Высшая точка России – это:

 а) Эльбрус     б) Белуха      в) Ключевская сопка   г) Казбек

11.Фундамент Восточно-Европейской равнины выходит на поверхность в виде … щита

а) Балтийского   б) Анабарского    в) Алданского

12.В какой последовательности геологические эры сменяли друг друга в истории формирования и развития Земли?

A. Кайнозойская — мезозойская — палеозойская — протерозойская — архейская
Б. Архейская — палеозойская — протерозойская — мезозойская — кайнозойская
B. Палеозойская — мезозойская — кайнозойская — архейская — протерозойская
Г. Архейская — протерозойская — палеозойская—мезозойская — кайнозойская

Источник