Рельеф и полезные ископаемые самарской области

Рельеф и полезные ископаемые самарской области thumbnail

Самарская область, расположенная на Восточно-Европейской равнине в среднем течении Волги, — богатый край. Полезные ископаемые Самарской области представлены практически всеми наиболее востребованными ресурсами, начиная от нефти и заканчивая каменной солью и гидроресурсами.

Географическое расположение

Занимая территорию площадью 53,6 тысяч квадратных километров, что составляет 0,31% территории России, и находясь на Восточно-Европейской платформе, Самарская область представляет практический интерес как место добычи горно-технического сырья. Область раскинулась на 335 километров с севера на юг и на 315 километров с запада на восток.

В северной части Самарская область покрыта широколиственными и хвойными лесами, а на юге и востоке этого уникального края раскинулись преимущественно степи. Одно из самых красивых мест Российской Федерации, которое является и крупнейшим горным массивом области, располагается в излучине Самарской Луки. Это знаменитые Жигулевские горы. Помимо Волги и Самары, между которыми, собственно, и расположена область, значимыми в сельскохозяйственной и гидромелиоративной отраслях являются реки Сок, Кондурча, Большой Иргиз, Кинель.

Какие полезные ископаемые добываются в регионе

Основные полезные ископаемые Самарской области – это нефть и попутный газ. Поскольку данные ресурсы представляют исключительную ценность для российской экономики, важным элементом оценки экономического потенциала этого края стала разведка крупных и малых месторождений, а также добыча и переработка полученных ископаемых.

полезные ископаемые Самарской области

Область относится к Волго-Уральской нефтегазовой провинции. В крупных промышленных масштабах нефть добывалась здесь еще с 1936 года, поэтому на сегодняшний день ее источники значительно сократились. Но около сотни небольших нефтяных месторождений продолжают функционировать, и наибольшие доли в добыче нефтепродуктов принадлежат Зольненскому, Мухановскому, Дмитриевскому, Кулешовскому, Якушкинскому, Радаевскому и Покровскому месторождениям.

Прочие полезные ресурсы, добываемые в области

Помимо нефти и газа, край богат и другими полезными ископаемыми, которые получили широкое применение в тяжелой, химической, пищевой промышленности, а также в строительстве. Природные ресурсы Самарской области, а именно горно-технические породы, представлены циолитосодержащими видами, формовочными песками, бентонитами. Кроме этого, вырабатываются горючие сланцы из Дергуновского и Кашпирского месторождений, сера самородная из Алексеевского и других природных источников, фосфориты и каменная соль из Дергуновских залежей.

природные ресурсы Самарской области

Минерально-строительное сырье

Полезные ископаемые Самарской области – это еще и минерально-строительные ресурсы, которые также разрабатываются в промышленных масштабах, и регион имеет значительную долю в производственном потенциале страны.

Среди прочих природных источников, которые находятся в недрах земель области, наиболее ценными являются минеральные и радоновые воды. Их применяют не только в пищевой промышленности, но также в здравоохранении, поскольку они производят лечебный и терапевтический эффект.

Таким образом, невероятно разнообразны полезные ископаемые Самарской области.

полезные ископаемые Самарской области список

Список самых ценных из них будет выглядеть приблизительно так:

  • строительный камень;
  • аглопоритовые глины;
  • силикатный и строительный песок;
  • гравий;
  • цементное сырье;
  • мел, гипс и ангидрит;
  • тугоплавкие глины;
  • кирпично-черепичное сырье;
  • карбонатные породы для получения извести;
  • керамзитовое сырье;
  • сырье для производства стекла;
  • породы, содержащие битум.

полезные ископаемые Самарской области

Среди других видов полезных ископаемых, которыми богаты недра земель Самарской области, можно назвать поваренную соль, горючий сланец, самородную серу и прочие минералы и вещества, представляющие огромную экономическую ценность для страны. Нельзя не упомянуть о водных ресурсах региона: с 1957 года, когда была возведена Волжская ГЭС, важное значение в энергетике края имеют воды Жигулевского моря, ограниченные плотиной.

Восточно-Европейская равнина и Самарская область в частности – богатейший регион, который ежегодно вносит существенный вклад в бюджет России. Полезные ископаемые Самарской области позволяют реализовывать государственные программы по добыче, а также сохранять динамику прироста минеральных сырьевых запасов. Сегодня выделяются значительные средства из федерального бюджета для освоения новых месторождений углеводородного сырья.

Источник

BahMam

Высший разум

(107099)

6 лет назад

Полезные ископаемые на территории Самарской области представлены топливными ресурсами — нефтью, газом и горючими сланцами, а также строительным сырьем: пески, известняк, доломит, мел, глина, сера, опока. Самые богатые месторождения нефти: Мухановское, Дмитриевское и Кулешовское. Глубина их залегания до 3000 м.

Запасы полезных ископаемых представлены также углеводородным сырьем, широким разнообразием минерально-строительного сырья, отдельными видами горно-технического и горно-химического сырья, подземными водами, в том числе содержащими гидроминеральное сырье. .

Подробно см. на https://protown.ru/russia/obl/articles/3443.html

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Роман Казанцев

Ученик

(13)

6 лет назад

Геологическая карта Самарской области поражает богатством и разнообразием полезных ископаемых. Минерально-сырьевую базу Самарской области образуют углеводородное, минерально-строительное, горно-техническое, горно-химическое сырьё.Самарская область является стародобывающим нефтяным регионом страны. Удельный вес Самарской области в добыче нефти по России составляет 2,4 %. На территории области открыто более 380 месторождений нефти. За 2000-2008 годы среднегодовой объем добычи нефти по области составил более 11,0 млн тонн. За 11 месяцев 2009 года добыча нефти по Самарской области составила 11,9 млн. тонн, что на 10,5 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Добыча углеводородного сырья осуществлялась 19 недропользователями. Актуальной является проблема разработки и внедрения эффективных способов повышения нефтеотдачи пластов, обеспечение наиболее полного использования попутного нефтяного газа извлекаемого при разработке месторождений нефти.
Минерально-строительное сырье Самарской области представлено строительным камнем, кирпично-черепичным сырьем, строительным песком, керамзитовыми глинами, тугоплавкими глинами, цементным сырьем, гипсом, карбонатными породами для производства строительной извести, гипсом и ангидритом, песчано-гравийными материалами, песком стекольным. Особенно актуальным вопросом является увеличение сырьевой базы строительных материалов для удовлетворения потребностей стройиндустрии Самарской области. Горно-химическое сырье области представлено фосфоритами, самородной серой, каменной солью, асфальтитами и битумами, природными битумами, горючими сланцами. Горно-техническое сырьё представлено формовочными песками, бентонитоподобными глинами, цеолитсодержащими породами.
Общий ресурсный потенциал подземных вод по Самарской области составляет 8,78 млн. м3/сут или около 1 % всего ресурсного потенциала подземных вод территории Российской Федерации. К настоящему времени разведаны и утверждены запасы подземных вод, пригодных для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения, в объеме 2,7 млн. м3/сут. По гидрогеологическому районированию в области выделяются районы хорошей, средней и слабой обеспеченности подземными водами. Актуальным вопросом является обеспечение населения области питьевой водой хорошего качества.

Читайте также:  Что такое гиалуроновая кислота и чем она полезна

Андрей Томилов

Ученик

(181)

4 года назад

Располагается на Восточно-Европейской платформе. История геологического развития территории области охватывает раннедокембрийскую и рифейско-фанерозойскую эпохи. Реки Волга и Самара являются границами внутреннего деления области по рельефу. Выделяют три части: Правобережье, Северное и Южное Левобережья. Большая часть территории области (91,2 %) находится в Левобережье. Правобережье является возвышенным районом, в нём находятся Жигулёвские горы. На севере Левобережья находятся плоская равнина и Высокое Заволжье — Бугульминско-Белебеевская возвышенность (Сокские, Кинельские, Сокольи горы). Юг Левобережья представляет собой пологоволнистую равнину, на юго-восток области заходят отроги возвышенности Общий Сырт (Синий, Средний, Каменный Сырты). Максимальная высота — г. Наблюдатель (381,2 м.) [9]

Климат Самарской области умеренно-континентальный. Антициклональный тип погоды господствует в среднем 58 % дней в году. Радиационный баланс с октября по март отрицательный. Количество суммарной радиации составляет 99—104 ккал/ см2. Среднемесячная температура июля 20,7°С, января −13,8°С. Среднегодовая температура — 3,8°С. Средняя относительная влажность воздуха 73 %. Среднегодовое количество осадков составляет 372 мм. Средняя многолетняя высота снежного покрова составляет 35—75 см [10] .

Почвенный покров представлен серыми лесными почвами, выщелоченными, типичными и южными черноземами, каштановыми почвами, а также солонцами и солончаками.

Общая площадь лесного фонда — 760,1 тыс. га, что составляет около 13 % от общей площади региона. В Жигулевских горах лесистость достигает 70 %. Лесной фонд региона представлен сосной — 64 %, елью — 2 %, дубом — 7 % и 27 % приходится на другие культуры. Все леса области отнесены к категории защитных, из них 77 % имеют средний 3—4 класс пожарной опасности. Хвойные насаждения, наиболее подверженные загораниям, занимают 16 % от всей покрытой лесом площади, твердолиственные леса занимают 32 %, а на долю мягколиственных пород приходится 52 %[9].Природные ресурсы представлены полезными ископаемыми и гидроресурсами. Полезные ископаемые представлены топливными ресурсами — нефтью, газом и горючими сланцами, а также строительным сырьём: пески, известняк, доломит, мел, глина, сера, опока. Самые богатые месторождения нефти: Мухановское, Дмитриевское и Кулешовское. Глубина их залегания до 3000 м.

Источник

География. 8 класс. Полезные ископаемые России.

Чем богата Самарская область — какие полезные ископаемые в ней добывают?

бонус за лучший ответ (выдан): 7 кредитов

Kriti­kSPb
[88.2K]

3 года назад

Безусловно, в первую очередь самые важные ресурсы Самарской области — это нефть и природный газ.

Но и месторождения других полезных ископаемых имеются в Самарской области. Это высококачественные стекольные и формовочные пески, диатомиты, бентонитовые глины, карбонатные породы, мел, гипс, песчаник, песчано-щебеночные и песчано-гравийные материалы. Широко распространены глины и суглинки для грубой керамики, а также пески для строительных работ.

Большое значение для региона имеют месторождения пресных подземных питьевых, промышленных и минеральных вод.

система выбрала этот ответ лучшим

Любов­ь Самар­а
[231K]

2 года назад

Самарская область, как и вся Россия, достаточно богата полезными ископаемыми, из которых особо можно выделить ресурсы топливные — добычу нефти и, конечно же, природного газа и горючих сланцев. Глубина залежей богатейших месторождений нефти в пределах 3-х тысяч метров.

Из ископаемых, использующихся в строительстве, на территории Самарской губернии добывают следующие виды сырья — глину, в том числе белую глину и суглинки; известняк; песчаник и песок, в т.ч. очень ценные пески формовочные и стекольные; серу, в том числе самородную серу; мел; опоку; доломит.

Ещё в 1769 году немецкий учёный Паллас открыл и описал волжские агаты, которые стали использоваться для поделочных работ. Это яркие кремни, имеющие красивый ритмичный рисунок.

Позднее, 1893 году, был открыт неизвестный ранее минерал, найденный в Жигулёвских горах, он имеется только в Самарской области и больше его нет нигде в мире. Это горючая порода, которой дали название жигулит, содержит в своём составе серу и алюминий, а также другие компоненты

Profi­lakti­ka
[94.6K]

2 года назад

Полезные ископаемые Самарской области:

  • Нефть. Начало промышленной добычи нефти в Самарской области приходится на старинный 1936 год, поэтому на данный момент ее осталось уже немного по сравнению с изначальными объемами ресурса, но тем не менее еще есть.

Рельеф и полезные ископаемые самарской области

  • Горючие сланцы. Добываются из Кашпирского и Дергуновского месторождений.
  • Каменная соль (Дергуновские солевые залежи).
  • Сера (Алексеевское месторождение). Детальная разработка его была начата еще в 1931 году. Также Водинское месторождение, именно в нем был найден самый большой в мире кристалл самородной серы.

Кристаллы серы и целестина из Водинского месторождения Самарской области.

  • Также добываются бентониты, формовочные пески и другие нужные минералы и вещества.

Список самых ценных полезных ископаемых Самарской области.

Ирина­Пал
[10.4K]

2 года назад

На сегодняшний день на территории Самарской области открыто около 30 минералов и минеральных образований, но поиски еще продолжаются. Среди них значатся: сера, кремень, белемениты, оникс, сидерит, кальцит, лимонит и др.

Напомню, что полезные ископаемые бывают твердыми, жидкими и газообразными, а по составу и особенностям использования их делят на руды, горючие ископаемые и нерудные ископаемые (минеральное сырье).

В недрах Самарской области обнаружены все три группы полезных ископаемых, что определяет основные отрасли промышленной специализации. Главным образом в области добывают такие виды полезных ископаемых, как нефть, газ, ряд нерудных ископаемых: глины, доломиты, известняки, сера и др.

Нефтяные месторождения размещены по территории Самарской области повсеместно. Район между Волгой и Уралом даже называли «вторым Баку». А территорию области условно разделили на 6 малых нефтеносных провинций:

  1. Самаро-Лукскую (Сызранское, Заборовское, Яблоневый Овраг, Зольный Овраг,Жигулевское и другие месторождения).
  2. Кинель-Черкасскую (Мухановское, Дмитриевское-Калиновское, Черновское и другие месторождения).
  3. Сергиевскую (Радаевское, Якушкинское месторождения).
  4. Чапаевскую (Покровское месторождение).
  5. Прикуйбышевскую (Белозерское, Чубовское, Алакаевское и другие месторождения).
  6. Южнокуйбышевскую (Кулешовское и др.).

Разведка по обнаружению нефти в настоящее время практически прекращена из-за отсутствия финансирования. Некоторые месторождения законсервированы. В последние годы поиски нефти продолжались за счет средств недропользователей, и они были успешными.

Добываемая нефть сформировала такие важные отрасли Самарской области, как нефтедобыча и нефтепереработка, а месторождения газа — газодобывающую и газоперерабатывающую промышленность.

На базе добычи нерудных ископаемых работают различные предприятия строительных материалов.

Авато­рия
[70K]

2 года назад

В Самарской области богата на полезные ископаемые: здесь есть почти все виды. Перечисим основные из них:

  • цементное сырье,
  • строительный камень,
  • кирпично-черепичное сырье,
  • гипсы и ангидриты,
  • формовочные, стекольные пески и т.д

Также следует выделить основное богатство Самарской области — углеводородное сырье, среди которого 90% занимает нефть, а также газ и конденсат.

Среди горно-химического сырья встречается:

  • песок
  • бетонит
  • фосфорит
  • каменная соль
  • водородная сера

Широко распространены и минерально-строитель­ное сырье: строительные и силикатные пески, песчаный гравий и т.д.

Также какие есть полезные ископаемые можно посмотреть на этом рисунке:

Знаете ответ?

Источник

Технологическая карта урока по географии Самарского края (6 класс.)

Читайте также:  Лучшие и полезные программы на пк

Тема урока

Урок обобщающего повторения по темам «ФГП, история исследования и рельеф Самарской области» в виде интеллектуальной викторины (групповая работа).

Цель урока

Обобщение и закрепление знаний, понятий, картографической номенклатуры по темам «ФГП, история исследования, рельеф, полезные ископаемые Самарской области»

Задачи урока

Образовательные: обобщить и закрепить знания, понятия, термины, объекты номенклатуры в рамках темы «ФГП и рельеф Самарской области», сформировать новые знания, понятия, термины, объекты номенклатуры по темам «ФГП и Рельеф Самарской области».

Развивающие: развитие навыка работы с географической картой, навыка ведения диалога с одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимоуважения;

Воспитательные: формирование моральных норм и опыта социальных и межличностных отношений

УУД

Личностные УУД: практическая направленность заданий раскрывает перед учащимися личностный смысл учения, развитие устойчивого познавательного интереса, формирование чувства уважения к другим людям, осознание своей роли в команде, необходимость актуализировать свою эффективность в составе команды;

Регулятивные УУД: навык планирования своей учебной деятельности или её этапов; самостоятельная оценка своей деятельности и деятельности других учащихся;

Познавательные УУД: поиск, выделение, отбор информации по заданной проблеме/вопросу/теме; выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; навык установления аналогий;

Коммуникативные УУД: работа в группах (командная игра) призвана развить следующие навыки: сотрудничества с другими учащимися в поиске и сборе информации, разрешение возникающих конфликтов, управление поведением партнёра, эффективная организация работы членов команды.

Планируемые результаты

Предметные:

• Знать – основные понятия, определения, термины, природные взаимосвязи, географическую номенклатуру;

• Уметь – определять местоположение (географические координаты) любого географического объекта на карте, ориентироваться по сторонам горизонта и азимутам, показать на карте и назвать все заданные географические объекты, классифицировать горные породы по происхождению, выявить различие между горами и вулканами.

Читайте также:  Примеры полезных и вредных явлений резонанса

Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса, в т.ч. интереса к природным особенностям своего края.

Метапредметные: использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные понятия

Граничащие с областью субъекты, протяженность области с севера на юг, с запада на восток, основные исследователи земли самарской, «возвышенность», «сырт», «рельеф», геологическое строение территории области, классификация горных пород по происхождению (осадочные, магматические, метаморфические горные породы), осадочные породы обломочного, органического, химического происхождения на территории Самарской области, географические координаты, масштаб, азимут, стороны горизонта.

Метапредметные связи

Биология (в части влияния рельефа на расселение живых организмов и человека на планете),

Физика (в части рассмотрения физических процессов, влияющих на происхождение горных пород (полезных ископаемых) разных видов),

Химия (в части определения (на доступном для учащихся уровне) химического состава горных пород),

Математика (в части системы координат, азимутов, масштаба).

Ресурсы урока

Атлас Самарской области с комплектом контурных карт (издательство «Метида») раздаточный материал в виде конвертов для каждой команды (в каждом конверте карточки с вопросами, заданиями на определение азимута, географических координат, на классификацию предложенного перечня горных пород, на умение показать на карте предложенные к рассмотрению географические объекты)

На каждом игровом столе: подставка с номером команды и коробочка для накопления жетонов (баллов).

Формы урока (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)

Групповая (командная игра), с элементами индивидуальной (итоговое мнение/решение команды докладывает один из её членов – представитель; обязательное требование – по итогам игры должен ответить каждый участник команды)

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

(познавательные, коммуникативные,

регулятивные)

1. Организационный момент

Ученики рассаживаются по командам

Учитель объявляет начало урока

2. Ориентировочно-мотивационный этап 1-й части урока

Определяют:

А) тему урока и задачу;

Б) условия работы во время игры

Направляет учащихся в поиске:

А) названия темы игры (повторение по темам ФГП, История исследования, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат Самарской области) и задачи 1-й части урока (обобщить и усвоить max знаний по в.у. темам)

Б) выработки общих правил для предстоящей групповой работы

В) организовывает командные задания по темам повторения 1-й части урока; направля-ет характер игры.

А) Учитель предлагает различные варианты форм рельефа, предложив провести учащимся обобщение – ответ учащихся и есть тема опроса.

Учащиеся, в процессе отгадывания, должны сформулировать темы для повторения в 1-й части урока.

Б) учащиеся вырабатывают общие правила игры н-р: 1.Говорит всегда только один!, 2. Слушаться капитана!, 3. Действовать только по команде ведущего.

Знание особеннос-тей ФГП, истории исследования, гео-логического строе-ния, рельефа, раз-мещения полезных, климатических особенностей Самарской области.

См. стр.1

3. Исполнительский этап урока

Поиск, сбор, отбор информации в соответствии с требованиями заданий игры

Ведёт игру, контролирует время выполнения заданий, задаёт ритм игры.

См. Приложение № 1

Знание номенклату-ры рельефа Самарс-кой области, грани-чащих субъектов, основных понятий и терминов, законо-мерностей и взаи-мосвязей в климате области, быстрое ориентирование по карте (в т.ч. поиск объекта по геогра-фическим коорди-натам)

См. стр.1

4. Контрольный этап (самоконтроль)

Учащиеся, в рам-ках самоконтроля определяют, — что успели, что не ус-пели, выполнена ли задача, поставлен-ная перед началом игры-опроса.

Учитель направляет этап самоконтроля посредством наводящих вопросов.

Выработка учащи-мися внутренних устойчивых крите-риев для адек-ватной оценки себя (своих ответов, результатов), а, также, для оценки других

(как в части качества, так и скорости выполне-ния заданий)

См. стр.1

5. Рефлексия (в т.ч. самооценка)

А) Учащиеся оценивают итоги игры. Производит-ся выявление и оценивание коман-ды-победителя.

После этого, уча-щиеся, в процессе обсуждения, дают оценку работы команды, причин возможных неудач, вклада каждого члена команды в игру. По итогам чего выставляют друг другу отмет-ку.

А) Учитель направляет этап самооценки посредством наводя-щих вопросов, реко-мендаций общего порядка.

Б) В качестве домаш-него задания учитель предлагает каждой команде выработать свои правила/реко-мендации, позволяю-щие повысить эффек-тивность работы в команде в будущем.

См. стр.1

Источник