Решение задач по месторождения полезных ископаемых

Решение задач по месторождения полезных ископаемых thumbnail

Конспект интегрированного урока по предметам «Краеведение» и «Математика».

Тема: Полезные ископаемы. Решение задач.

Цели: 1. Дать первоначальное представление о полезных ископаемых.

2. Закреплять умение решать задачи изученных видов. Продолжить работу по развитию мышления, речи, кругозора учащихся.

3. Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.

Оборудование: карточки с новыми терминами, иллюстрации разных форм поверхности, карточки с именованными числами, карточки с задачами, карта «Полезные ископаемые РФ», иллюстрации стоянки геологов.

Оформление доски.

геология

Дата.

Классная работа.

Математическое путешествие в геологию.

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

II. Целеполагание.

III. Работа на уроке

IV. Работа над новым материалом.

V. Подведение итогов.

Приветствие, посадка.

— сегодня мы проведем необычный урок. Нам предстоит математическое путешествие в геологию (на доске).

— какое слово не понятно?

— подумайте что такое геология? (на доске)

— толковый словарь даст нам правильный ответ на этот вопрос. Юра подготовил ответ.

— и так, сделаем вывод, геология – это наука, которая изучает полезные ископаемые и способы их добычи. Подумайте, как называют людей, которые занимаются геологией?

— геолог – специалист по геологии. Давайте повторим. Возьмите карточку № 1, прочтите, что такое геология.

— возьмите карточку № 2, прочитайте, кто такой геолог.

— сегодня на уроке мы узнаем, какие подземные ископаемые ищут геологи, зачем нужны нам полезные ископаемые и продолжим работу над решением задач.

1. Решение задач.

— я предлагаю нам отправиться в лагерь геологов. Для этого решим задачу.

Задача: Чтобы добраться до места лагеря геологов, нам сначала необходимо проехать на автомобиле 450 км, затем нам предстоит проехать на лошадях 40 км и 10 км пройти пешком. Узнайте какое расстояние мы должны преодолеть. (на доске иллюстрации: равнина 450 км

Холмистая равнина 40 км

Горы 10 км)

— покажите ответ на абаке.

— посмотрите, какие большие расстояния необходимо преодолевать геологам в поисках подземных сокровищ. Зная масштаб, начертите это расстояние.

(На доске: М: 1 см – 100 км)

— отрезок какой длины начертили?

— правильно. Посмотрите мы в лагере геологов. (иллюстрации стоянки геологов)

— работа геологов очень сложна. Часто они живут в палатках в горах, в лесах, в труднодоступных местах. Работа геологов – открывать новые месторождения полезных ископаемых. Они наносят их на специальные карты и отправляются на поиск других месторождений. Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди этой профессии?

2. Проверка домашнего задания.

— добираясь до лагеря геологов мы ещё раз убедились, что поверхность Земли может быть различной. Какое домашнее задание выполняли по математике?

1 группа: 12342 – 67х100

2 группа: 23х100+2342

— читайте ответ.

— правильно, 5642 м – это высота горы Эльбрус (показ на карте). Это самая высокая точка нашей страны. Какие формы земной поверхности вы знаете?

Физминутка.

— поверхность земли и ее глубины содержат полезные ископаемые, которые человек использует для своих целей, в хозяйстве. Как вы думаете, что такое ископаемое?

— обратимся к словарю: ископаемое – добываемое из недр земли. Как вы думаете, почему их называют полезными?

— что такое полезные ископаемые?

Работа над статьей по природоведению.

— чтобы ответить точно на вопрос, обратимся к статье в учебнике с. 29. Прочитайте самостоятельно 1 – й абзац. Ответьте, что такое полезные ископаемые.

— зачитайте, что такое месторождение.

Решение уравнений.

— решив это уравнение, вы узнаете, сколько месторождений, содержащих железные руды, открыто на Урале.

Х:100=15

— что неизвестно?

— как найти?

Самостоятельная работа учащихся.

— на Урале открыто 1500 месторождений содержащих руды. Обратимся к карте. Черные треугольники, которые обозначают места добычи железной руды, мы видим не только на Урале, а в разных районов нашей страны.

(карточка 2 000 000 000)

— прочтите число.

— именно столько тонн железной руды ежегодно добывают в нашей стране. Из железной руды выплавляют различные металлы. Скажите, где в быту используют металлы?

— в Колпине, на Ижорском заводе, из руд выплавляют чугун, необходимый для производства стали. Каждый завод, выплавляющий металлы, выбрасывает в воздух 43 000 тонн пыли ежегодно. Поэтому в современных городах остро стоит проблема экологии. Встает проблема строительства очистных сооружений.

Работа над статьей по природоведению.

— обратимся к статье. Прочитайте 3 – й абзац – и узнаете, как человек использует другие полезные ископаемые. Читай, Таня.

— какие полезные ископаемые необходимы в строительстве?

— какие полезные ископаемые используют как топливо?

— как человек использует руды?

— какое полезное ископаемое человек использует в пищу?

— может ли человек обойтись без полезных ископаемых?

— почему?

Решение примеров.

— я загадала полезное ископаемое. Угадать это слово вам поможет следующее задание. Используя шифр, узнайте, какое слово я загадала.

900+60= 25000:5=

360:6= 3000х3=

120х4= 420:10=

Т Р А Г Н И

42 60 480 960 5000 9000

— какое слово получилось?

— где человек использует это полезное ископаемое?

— в Ленинградской области ежегодно добывают 5 млн тонн гранита. Какие ещё полезные ископаемые используют в строительстве, прочтите.

(На доске: гранит, песок, глина, известняк, каменный уголь).

— прочтите. Назовите, что лишнее?

— почему?

— Ира расскажет о каменном угле.

Решение задачи.

— решим задачу № 419. Читайте.

— о чем говорится в задаче?

— что такое производительность труда?

— кто знает, как решить задачу, приступайте к решению. Какая была у шахтеров производительность труда?

— что это значит?

— сколько тонн угля добывала бригада за 5 дней?

— зная эти 2 числа, что можно узнать?

— как?

— зная, сколько тонн угля добывают шахтеры за один день, можем узнать сколько тонн угля добывают за 3 дня?

— каким действием?

— решите задачу. К доске идет…

Горючие ПИ.

— слушаем рассказ Вити, попробуйте догадаться о каком ПИ идет речь.

Решение задачи.

— прочитав задачу № 256, мы узнаем глубину самой глубокой скважины. Читайте.

— самостоятельно выполните задание.

Охрана.

— что людям необходимо помнить при добыче ПИ?

— прочитайте статью в учебнике «О подземных богатствах». Какой вывод можно сделать?

— какие новые слова узнали сегодня?

— а также повторили решение задач и примеров.

Оценивание.

Домашнее задание: по краеведению с. 29, математика с.51 №301.

Приветствие, посадка. Проверка рабочих мест.

— геология.

— где изучают то, что внутри Земли.

— геология – это слово имеет 2 значения. Одно из них:

Комплекс наук о методах изыскания полезных ископаемых.

— геологи.

— геология – это наука, которая изучает полезные ископаемые и способы их добычи.

— геолог – специалист по геологии.

500 км

5 см

________________

5 см

— умные, смелые, отважные, закаленные, мужественные.

— решали пример.

5642

— равнины, горы, овраги, холмы.

— то, что копают, достают из – под земли.

— они приносят пользу людям.

— это то, что достают из земли, и приносит пользу человеку.

— все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, — это полезные ископаемые.

— скопление ПИ называют месторождением.

— делимое.

— частное умножить на делитель.

Х:100=15

Х=15х100

Х=1500

1500:100=15

15=15

2 миллиарда

— посуда, бытовая техника, машины, проволока.

— полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, как например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубин земли добывают руды и соль, из руд выплавляют различные металлы, из некоторых солей изготавливают удобрения. А каменную соль люди используют в пищу.

— песок, глина, гранит, известняк.

— торф, каменный уголь, нефть, природный газ.

— из руд выплавляют металлы.

— каменную соль.

— нет.

— тогда люди не смогут сделать для себя разные полезные вещи.

960 5000

60 9000

480 42

— гранит.

— в строительстве.

— песок, глина, известняк используют в строительстве.

— каменный уголь.

— используют как топливо.

— каменный уголь добывают во многих местах нашей страны. Для добычи угля из глубины земли делают шахты. Каменный уголь – ценное ископаемое топливо. Им отапливают помещения, его используют как топливо на фабриках и заводах, сжигают в топках электростанций. Из каменноугольной смолы получают краски, лекарства, духи, и другие ценные продукты.

— бригада шахтеров за 5 дней добыла 15000 т угля, работая с одинаковой производительностью труда. Сколько тонн угля добыла эта бригада за 3 дня?

— о шахтерах.

— сколько вырабатывают чего – либо за единицу времени.

— одинаковая.

— каждый день шахтеры добывали одинаковое количество угля.

— 15000т.

— сколько тонн угля добывали за 1 день.

— 15000:5.

— да.

— умножением.

1) 15000:5=30000 (т) – за 1 день.

2) 3000х3=9000 (т) – за 3 дня.

Ответ: 9000 тонн.

— это ПИ начинает свой путь с глубокой скважины. Там, в недрах земли, таятся запасы этого полезного ископаемого, из которого на перегонном заводе получают много самых разных продуктов, в том числе и бензин. Иногда это ПИ выкачивают не только из – под земли, но даже с морского дна. Днем и ночью, зимой и летом, на суше и на море трудятся рабочие, добывая для страны это ценное ПИ.

Это нефть.

— самую глубокую скважину пробурили буровики в 1985 г на Кольском полуострове – 12066 м. Вырази глубину скважины в км и м.

12 км 66 м.

— чтобы добывали аккуратно.

— при добыче ПИ необходимо помнить о том, что они могут закончиться.

— геология, геолог, ПИ, месторождение.

Источник

Задачи по математике по теме «Полезные ископаемые»

2 класс

Задача №1

Горные породы постепенно разрушаются и распадаются на кучи обломков: щебень, гальку, гравий, песок. Ветер и вода переносит эти частицы, которые начинают оседать, на поверхности суши и на дне водоемов. Их так и называют – осадочные горные породы. Эти полезные ископаемые используют в строительстве.

hello_html_m577b2886.jpg

hello_html_m21063a3d.jpg

На строительную площадку завезли 23 грузовика строительного материала: 5 грузовиков щебня, 7 — гравия, остальные грузовики с песком. Сколько грузовиков с песком привезли на строительную площадку?

Задача №2.

Каменный уголь – полезное ископаемое, которое образуется в земной коре. Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки.

Каменный уголь залегает в земле пластами толщиной до 100 м. Его добычу ведут открытым или закрытым способами. Открытый способ добычи применяют на тех месторождениях угля, где он залегает близко к поверхности земли. Угольные пласты взрывают, а затем куски угля экскаваторами грузят в огромные грузовики или железнодорожные вагоны. 

hello_html_m2165e945.jpg

На карьере работало 12 бульдозер, это на 9 меньше, чем экскаваторов. Сколько всего машин работало на карьере?

Задача №3.

Если каменный уголь залегает глубже, то роют подземные горные шахты. Профессия шахтера опасна, трудна, но очень важна. При помощи электровозов шахтёры полезное ископаемое доставляют на поверхность.
Затем, осадочная порода погружается в вагоны и перевозится на металлургические предприятия либо теплоэлектростанции.

hello_html_m2a99c635.jpg

hello_html_7daab682.jpg

Одна бригада шахтёров за смену вывезла 65 вагонеток горных пород, другая бригада – на 12 вагонеток меньше. На сколько больше вагонеток горных пород вывезла первая бригада, чем вторая?

Задача №4.

Сердолик – камень, название которого может звучать как «напоминающий сердце». Этот полудрагоценный минерал чаще можно обнаружить там, где затих вулкан. 

Применение сердолика не ограничивается только изготовлением ювелирных изделий. Недорогой поделочный материал используется при создании шкатулок, статуэток. 

hello_html_63b15b27.jpghello_html_2b14ca73.jpghello_html_mb027a6d.jpghello_html_m37fb1be8.jpghello_html_717911cc.jpghello_html_5bccf916.jpg

На ювелирном заводе изготовили 84 фигурки животных из сердолика. 30 фигурок отправили на продажу в ювелирную лавку, 14 фигурок — в магазин декоративных изделий. Сколько фигурок животных осталось на ювелирном заводе?

Задача №5.

Одно из распространенных полезных ископаемых Московской области – это глина. Она бывает кирпичной (имеется в Подмосковье практически везде) и огнеупорной (встречается преимущественно на востоке).

В Гжельском карьере добывают глину для местного кирпичного и керамического завода. Именно из этой глины делается знаменитая гжельская керамика, которая является визитной карточкой России.

hello_html_68cf4d9b.pnghello_html_663f17d4.jpg

hello_html_m4010b33c.jpghello_html_79189451.jpghello_html_150f1b36.jpg

hello_html_m789dfbde.jpghello_html_m5be52223.jpghello_html_27a58cf4.jpghello_html_753c44b.jpg

В гончарную мастерскую привезли 85 кг глины. До обеда мастер израсходовал 34 кг глины, после обеда – 20 кг. Сколько килограммов глины осталось? Реши задачу двумя способами.

Задача №6.

Янтарь – это невероятно красивый камень. Получился он за миллионы лет путём застывания древесной смолы.
Янтарь используют для создания украшений, таких как браслеты, броши, серьги, а также бусы и кулоны.

hello_html_660a47c3.jpghello_html_43ed6035.jpghello_html_m70e0f541.jpghello_html_4b22ef05.jpghello_html_m2f1a699c.jpghello_html_65105c34.jpghello_html_67afa66a.jpghello_html_3f1a78bf.jpg

Мастера янтарной фабрики изготовили 34 браслетов, 41 брошь, а кулонов на 23 больше, чем браслетов и брошек вместе. Сколько кулонов изготовили мастера янтарной фабрики?

Задача №7.

 Гранит — это одна из самых прочных пород в мире. В состав гранита входит большинство известных минералов: полевой шпат, кварц, слюда.

Многие набережные, центральные улицы вымощены этим камнем.

 Используется в строительстве, для изготовления памятников .

hello_html_m2c03242c.jpghello_html_m58d4ed0e.jpghello_html_m3c6d4bb2.jpg

hello_html_259f0cbb.jpghello_html_6f4224bd.jpg

Гранитная плита имеет прямоугольную форму. Периметр плиты равен 6 дм, длина равна 20 см. Найди ширину гранитной плиты?

Задача №8.

Яшма — один из самоцветов, которых природа щедро наградила необыкновенной красотой. Именно за свои качества яшму называют «царицей камней». Многообразие узоров и цветов, прочность и долговечность — одни из главных преимуществ этого минерала.

hello_html_m3219d133.jpghello_html_28db08f.jpg

hello_html_43f4fa4b.jpghello_html_m1659580f.jpg

В коллекции Ильи яшма трех оттенков: красные, синие и зеленые. Попробуй разложить камни разных цветов по 3 штуки так, чтобы порядок не повторялся. Красные обозначай буквой К, синие – С, зелёные З.

Начинай так: КСЗ, КЗС, …

Задача №9.

Гномы – сказочные карлики, отменные рудокопы, носят бороду, превосходно владеют киркой, молотом и лопатой. Согласно сказаниям, они живут под землёй, в горах, в пещерах, охраняют подземные сокровища, добывают руду и плавят металлы. Эти трудолюбивые существа славятся богатством и мастерством.

hello_html_m31613e0b.jpg

hello_html_m796602df.jpg

Гномы принесли Белоснежке сундучок с 60 драгоценными камнями: 23 сапфиров, 25 изумрудов, 12 алмазов, а остальные – рубины. Сколько рубинов принесли гномы Белоснежке?

Задача №10.

Рост гнома 64 см. Эльф выше него на 15 см. Определи рост эльфа. Вырази рост эльфа в дециметрах и сантиметрах.

hello_html_7e5ee20a.pnghello_html_33bdab19.png

Источник

 

Разведка месторождений полезных
ископаемых
— это комплекс исследований и работ по выяснению
промышленного значения месторождения. Разведочные работы на
месторождении производятся прежде всего для определения количества и качества
заключенного в нем полезного ископаемого, а также для выяснения природных
условий залегания минерального сырья и экономических условий, в которых
находится месторождение. Таким образом, разведочные работы преследуют цель
промышленной оценки месторождений и получения геологических материалов,
необходимых для составления проекта их эксплуатации и самой эксплуатации.

Главнейшие задачи, решаемые в процессе разведки, сводятся к следующему.

  1. Определение формы и размера промышленной части месторождения для оценки
    количества полезного ископаемого. Геометризация тел полезных ископаемых в
    недрах производится на основе изучения геологического строения участка
    месторождения, его структурных особенностей, условий локализации тел, их
    взаимоотношений с вмещающими породами. Изучение формы месторождений в ряде
    случаев осложняется отсутствием естественных геологических границ, отделяющих
    полезное ископаемое от вмещающих пород, необходимостью установления этих
    границ по данным опробования. Надежное определение размеров тел может быть
    произведено только с учетом закономерностей изменчивости их морфологии.
    Поэтому разведка предусматривает изучение месторождений во всем их объеме.

  2. Установление качественно-технологической характеристики полезного
    ископаемого. Качество полезного ископаемого неотделимо от количества,
    поскольку в контуры промышленных участков включаются лишь те части
    месторождения, которые отвечают промышленным требованиям; иными словами, форма
    залежей в известной степени определяется их качеством. Многие типы
    месторождений характеризуются присутствием нескольких различных типов полезных
    ископаемых (например, окисленные, сульфидные, смешанные рыды) и сортов руд
    (различающихся по уровню содержания полезных компонентов, присутствию ценных
    или вредных примесей).

    Задачей разведки является характеристика всех
    природных разновидностей руд на основе технических требований к сырью
    (кондиций) и изучение их пространственного размещения.

  3. Выявление природных факторов, определяющих условия эксплуатации: характер
    залегания и мощность тел, глубину залегания и мощность вскрыши (если
    предусматривается открытая разработка), твердость и трещиноватость руд, состав
    и физико-механические свойства вмещающих пород, обводненность месторождения и
    другие факторы, имеющие значение при производстве добычных работ.

  4. Определение соответствия всех параметров месторождения современным
    геолого-экономическим требованиям промышленности. С этой целью проводится
    анализ выявленных в процессе разведки геологических, горнотехнических,
    технологических и экополитических факторов, на основе которого определяется
    способ разработки месторождения, параметры будущего горнорудного предприятия,
    экономический эффект от разработки месторождения.

Источник

Опробование — это метод установления качества минерального сырья, а именно содержания полезного ископаемого, его состава и свойств. Данные опробования используются для подсчета запасов минерального сырья, а также выбора способа и схемы его переработки. Отобранные пробы подвергаются минералогическому, спектральному, химическому и другим видам анализа, а также технологическим и техническим испытаниям.

Проба может быть материальная (порция руды) и нематериальная (геофизический замер).

Общая схема производства опробования следующая:

1. Материальная проба

Объект опробования —> взятие пробы —> обработка пробы —> анализ (испытание).

2. Нематериальная проба

Объект опробования —> производство замера —> определение значения в точке замера.

Различают три основных вида опробования: химическое (рядовое), техническое, технологическое.

Химическое (рядовое) опробование выполняется с целью определения содержания основных ценных компонентов. Процесс опробования состоит из отбора (взятия) пробы, ее обработки, т. е. доведения веса пробы до величины необходимой для анализа и, наконец, анализа (испытания) пробы.

Существует несколько групп рядового опробования, это точечные, линейные и объемные способы. Точечные способы включают штуф- ное, точечное опробование и вычерпывание; линейные способы — это бороздовое, шпуровое опробование; объемное опробование — это задирковое и валовое опробование. Сущность наиболее широко применяемых способов состоит в следующем.

Штуфное опробование заключается в отборе отдельных кусков породы весом 0,5—2 кг и определении содержания полезного компонента и минерального состава. Применяется на поисковом этапе или для руд с равномерным содержанием полезного ископаемого.

Точечное опробование применяется для мощных тел с относительно равномерным распределением полезного компонента. В забое или на стенке выработки намечается сетка, из углов которой отбиваются кусочки руды примерно одинакового веса, которые вместе составляют пробу.

Бороздовое опробование — наиболее распространенный способ в геологической практике. Пробой является материал борозды, вырубленной или выпиленной в обнажении поверхности полезного ископаемого. Борозда располагается по направлению, приближенному к истиной мощности рудного тела. Борозда делится на секции длиной от 0,1—0,5 до 1—3 м (рис. 9.4).

Материал каждой секции образует единичную пробу. Поперечное сечение борозды обычно от 2×5 до 5×10 см. Необходимо сохранять постоянное сечение борозды. Забои подземных выработок, пройденных по рудному телу, опробуются через 2 м проходки. В выработках, пройденных вкрест простирания, опробуются стенки.

Схема секционного опробования на месторождении кобальт-

Рис. 9.4. Схема секционного опробования на месторождении кобальт-

никелевых руд [9]:

1 — песчаники, 2 — полиминеральные скарны; 3 — сплошные сульфидные Co-Ni руды, 4 — брекчированные руды; 5 — карбонатная метасоматическая порода с вкрапленностью и прожилками сульфидов; 6 — секция и ее номер

В скважинах колонкового бурения проводится опробование керна распиливанием по длинной оси с разделением на борозды. В бескерно- вых скважинах в пробу собирается рыхлый материал, при этом используются желонка, буровая ложка или змеевик.

Задирковое опробование применяется при малой мощности рудных тел, когда нельзя провести бороздовое опробование. При этом опробовании снимается тонкий слой полезного ископаемого глубиной 5—10 см длиной 1—2 м.

Валовое опробование — способ, который применяется при малых размерах и весьма неравномерном распределении полезного компонента. Это слюды, оптическое сырье, драгоценные металлы. При этом способе в пробу отбирается вся рудная масса с каждой второй или третьей уходки или только ее часть. Вес пробы может быть до 2 т. Проба сокращается до веса, необходимого для лабораторного анализа.

При выборе способа опробования, кроме указанных факторов, учитываются и другие, в частности, внутреннее строение залежи, текстуры руд, крепость руд, задачи опробования, объем работ и срочность их проведения. При выборе шага опробования руководствуются распределением полезного компонента в рудном теле: чем неравномернее оруденение, тем расстояние между пробами должно быть меньше. По результатам отбора проб составляется план опробования и заполняется журнал отобранных проб с их единой нумерацией.

Технологическое опробование проводится для выделения природных типов руд и определения их сортов.

Для каждого сорта в дальнейшем определяется способ переработки. Например, на месторождениях меди могут присутствовать окисленные, массивные, вкрапленные руды, отличающиеся по обогатимости. Каждый из этих сортов перерабатывается по отдельной схеме.

Испытания специальных технологических проб позволяют выявить принципиальную возможность и экономическую целесообразность разработки месторождения, установить технологические сорта руд, выбрать рациональную схему переработки каждого сорта, установить технико-экономические показатели переработки минерального сырья. Устанавливаются качественные и количественные показатели обогащения, а именно, процент извлечения полезного компонента и величина потерь в хвостах. В случае плохих результатов (большие потери при переработке, малый процент извлечения полезного ископаемого) месторождение может оказаться непромышленным.

Устанавливаются минеральный состав руд, размеры минеральных индивидов, характер сростков минералов, что определяет способность сырья к обогащению. Например, большинство сульфидов цветных и редких металлов хорошо флотируется, в то же время окисленные минералы этих металлов флотируются плохо. Поэтому большое количество последних в руде резко снижает эффективность флотации.

В зависимости от видов сырья и задач испытания различают несколько видов проб:

  • — малые технологические пробы массой от долей до нескольких десятков килограммов характеризуют определенные природные типы руд; их испытание проводится на обогащение гравитационным, флотационным и другими методами;
  • — минералого-технологические пробы массой первые сотни килограммов, как правило, составляются из большого числа рядовых проб или отбираются специально; в лабораторных условиях на материале этих проб выбираются метод и схема переработки минерального сырья;
  • — композитные технологические пробы весом до сотен тонн включают материал определенного типа руд по всему месторождению; проводится их промышленное или полупромышленное испытание для корректировки технологических режимов переработки сырья и уточнения технико-экономических показателей.

На основании этого опробования проводится технологическое картирование и составляются схемы или карты пространственной изменчивости месторождения по сортам и типам руд, что определяет очередность и экономические показатели эксплуатации.

Техническое опробование проводится с целью получения параметров, необходимых для подсчета запасов, выяснения горнотехнических условий и для определения качества минерального сырья.

При подсчете запасов необходимо знать объемный вес, влажность, пористость. Для выяснения горнотехнических условий важны такие свойства как кусковатость руд, коэффициент разрыхления, пористость, твердость, пластичность, вязкость, сопротивление раздавливанию, степень разбухания и намокания. Испытываются руды и частично вмещающие породы. Для разных видов сырья определяются специфические их свойства, например, прозрачность оптических кристаллов, твердость абразивов, теплотворная способность (топливо) и другие.

Отобранные пробы обрабатываются для проведения лабораторных и других исследований. Задача обработки — сократить пробу до малого конечного веса, сохранив ее представительность. Обработка проб включает несколько стадий: дробление (измельчение), просеивание (грохочение), перемешивание, сокращение. Для химического анализа вес пробы доводится до 0,5—10, иногда до 100 граммов, что зависит от особенностей лабораторных методов. При этом проба, измельченная до определенного диаметра частиц, может быть сокращена лишь до определенного веса. Для определения надежного веса пробы используют обычно формулу Ричардса — Чечетта [9].

Решение задач по месторождения полезных ископаемых

где Q — надежный вес сокращенной пробы, кг; d — диаметр наибольших частиц, мм; к — коэффициент, зависящий от характера полезного компонента.

Коэффициент колеблется от 0,05 для равномерных по распределению полезного компонента руд, до 10—20 для неравномерных богатых РУД-

Таким образом, надежный вес пробы приблизительно пропорционален квадрату диаметра максимальных по размеру частиц, что установлено опытным путем.

С учетом сохранения представительности пробы на разных стадиях ее обработки составляется схема обработки, рассчитанная по указанной формуле.

Отобранные и обработанные пробы поступают на анализ или испытания. Вид испытаний определяется характером полезного ископаемого, его минеральным и химическим составом, задачами исследований, требуемой точностью анализа, степенью изученности месторождения. Качество полезного ископаемого оценивается чаще всего его химическим составом, который определяется различными методами химического анализа минерального сырья. Химический анализ является основным при испытании проб практически всех рудных и нерудных полезных ископаемых. Для определения содержания благородных металлов предназначен пробирный анализ.

Определения только общего количества элементов в исследуемых рудах недостаточно для суждения о возможности их извлечения. Поэтому наряду с общим содержанием элемента необходимо знать его минеральную форму нахождения (фазовый анализ). Фазовые анализы позволяют установить распределение элементов по минеральным формам, определить минералы, в составе которых находятся определяемые элементы. Широко используется и спектральный анализ, который позволяет выявлять низкие содержания попутных компонентов.

Имеют широкое распространение физические методы: рентгеноспектральный (рентгенорадиометрический), атомно-абсорбционный, радиометрический, ядерно-физические. Физические методы применяются при анализе минерального сырья на содержание бериллия, бора, бария, железа, марганца, стронция, ниобия, тантала, вольфрама, молибдена, олова, сурьмы, ртути, свинца, урана, тория и радия, золота, серебра, цезия, меди, цинка, алюминия и кремния.

Практически все виды анализов производятся в специализированных лабораториях.

Для выявления ошибок опробования проводится его контроль, который включает контроль отбора проб, их обработки, химического и других видов анализа. Контроль анализов проводится анализом дубликатов проб в той же лаборатории (внутренний контроль) и в контрольной лаборатории (внешний контроль). При выявлении систематических ошибок вводится поправочный коэффициент.

Источник