Рисование на песке чем они полезны для ребенка

Рисование на песке чем они полезны для ребенка thumbnail

Рисование песком — это не только необычный вид изобразительного искусства, но и эффективный и очень популярный метод арт-терапии. Мы уже говорили об играх с песком, а сегодня речь пойдет о том, как превратить рисование этим материалом в увлекательные занятия, помогающие развитию ребенка. Своими любимыми приемами рисования песком делится детский психолог, песочный терапевт Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Почему этот метод так популярен

Песочную терапию как способ работы с эмоциональной сферой ребенка при социальных и семейных проблемах широко используют психологи, психоаналитики, а также педагоги и логопеды. Сегодня игры педагогической и творческой направленности доступны любой маме, в распоряжении которой есть сам песок и емкость, в которой можно создать песочницу.

У песка как материала для развивающих игр есть несколько достоинств. Во-первых, он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Дети любят играть с сыпучими материалами, поэтому он идеален для занятий с малышами, которые совсем не любят учиться. Через работу с песком можно разобрать массу тем, которые, например, нужно освоить при подготовке к школе.

Во-вторых, этот материал можно использовать для решения самых разных задач. Рисование песком помогает развивать моторику, сенсорику, креативное мышление; когда малыш рисует сразу двумя руками, это способствует развитию межполушарной асимметрии.

В-третьих, песок нивелирует страх неудачи у ребенка: при работе с ним невозможна такая ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит. Это очень важно для детей с повышенной тревожностью. А если что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново.

Что нужно для рисования песком дома

Sand-art, или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах со световой подсветкой или световых планшетах. Но для игр, о которых расскажу я, такое оборудование вовсе не обязательно. Можно использовать полупрозрачный поднос и подсвечивать его снизу настольной лампой. Или же просто наполнить любой глубокий поднос песком, лучше специализированным, из магазина. Если нет возможности его найти, можете взять обычный уличный песок — просейте его и прокалите его в духовке или микроволновой печи. А можно взять обычную манную крупу, она тоже сыпучая и похожа на песок.

Как начать работать с песком

Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть малыш погрузит обе руки в песок, почувствует его, попересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования. Для начала попросите малыша поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать» ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый рисунок. Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь видишь?».

Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки для визуализации, особенно если вы играете с детьми 3−4 лет. Например, можно слепить колобков из теста: маленького, среднего, большого, и рассказать историю. «Маленький колобок хочет погулять, но вокруг пески, пустыня. Давай сделаем ему дорожку?». Начните с того, к чему привык ребенок: рисовать одним пальцем. Покажите ему, как нарисовать тропинку: нужно провести волнистую линию, это могут все дети. Потом — дорогу: прямую линию. Возьмите второго колобка: «Он тоже хочет пойти погулять, но первая тропинка для него слишком узкая. Давай сделаем ее пошире». Крепко соедините указательный и средний палец ребенка и рисуйте такую же извилистую кривую линию, потом прямую дорогу. Здесь дети с недостаточно развитой моторикой, с низким тонусом рук могут столкнуться с трудностями: им будет сложно держать два пальца вместе и работать ими. Но это все поддается тренировке как раз при помощи игр с песком.

Когда вы берете самого большого колобка, рисовать для него тропинку нужно уже тремя пальцами. А можно взять игрушку размером еще больше и предложить ребенку использовать кулачок, чтобы нарисовать тропинку. Если кулачок прижать и провести по планшету или подносу, то образуется широкая линия.

Продолжаем игру: «Наши герои пошли гулять по пустыне, посмотрели вверх и увидели красивые пышные облака». Используем ту же часть кулачка, прижимаем к песку и совершаем вращательное движение, и так в трех местах — вот и получилось кучевое облако. Можно еще показать ребенку, что можно рисовать ребром ладони. Главное, чтобы он попробовал все названные способы рисования: одним пальцем, несколькими и так далее.

Развитие межполушарной асимметрии

Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития.

Начните с рисования симметричных предметов, сначала вы, а потом ребенок по вашему примеру. Разделите поднос линией пополам, чтобы ребенок сразу видел право и лево. Со временем ребенок уже будет осознавать, где какая сторона, и черту ставить не нужно. На этой разделительной линии поставьте точку. Пусть ребенок поставит на нее по пальцу правой и левой руки и начнет совершать обеими руками одновременные и зеркальные движения. Самое простое, что можно нарисовать, — солнышко: ставим указательные пальцы в одну точку, правая рука совершает полукруг вправо, левая влево. Следим, чтобы пальцы двигались одновременно и пришли в одну точку. Получается круг. А потом можно всеми остальными пальчиками пририсовать к кругу лучики — получится солнышко. Усложняйте: рисуйте домик, яблоко, грушу, бабочку с узорчатыми крыльями.

Чтобы упражнение было эффективным, следите, чтобы обе руки двигались одновременно. Если у малыша не получается эта синхронность, то мягко его направляйте. Но если долгое время все равно не получается, возможно, это сигнал о том, что стоит показаться нейропсихологу. Специалист подскажет, как еще можно развивать зоны мозга малыша.

Предлагайте ребенку дополнить рисунок, готовый наполовину: дорисовать левую часть, если малыш правша, и левую, если наоборот.

Развитие пространственной ориентации

Попросите ребенка: «Нарисуй в середине нашего подноса яркое солнышко». Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце. Дальше, в зависимости от знаний малыша, рисуем картину в пространстве: просим изобразить облако над солнышком, под ним домик, справа от домика дерево. Можно добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее. Если мы готовим ребенка к школе, можно усложнить это задание: дать буквы и попросить малыша: «Подпиши свою картину. Положи на солнышко ту букву, со звука которой оно начинается».

Познание окружающего мира

Игры с песком помогут познакомить малыша с различными явлениями природы. Вам понадобятся разноцветные листы бумаги. Изучая времена года, возьмите листочки зеленого, желтого, красного, голубого цветов. Кладите их на поднос в том порядке, в котором меняются сезоны, засыпайте песком. Ребенок может почистить ладошкой песок и увидеть голубой цвет. Мы спрашиваем: «Какое это время года?» и предлагаем ребенку вспомнить, что бывает зимой и нарисовать, например, дерево без листьев. Расчищаем дно дальше и видим зеленый цвет: это весна. Пусть малыш снова рисует ствол, но уже с листочками, которые вырастут на дереве, если «потопать» пальчиками.

Можно перед игрой с разноцветной бумагой показать ребенку различные листочки: березы, дуба, клена. Ребенок рисует симметрично, двумя пальчиками эти листочки, под которыми проступает зеленый лист. Мы спрашиваем: «Когда листочек бывает зеленым?». Это упражнение формирует у ребенка понимание симметрии, и знания о мире.

Запоминание цифр и букв

Для маленьких детей, которые пока не владеют счетом и грамотой, буквы и цифры — это просто бессмысленные значки. Как легче всего их понять и запомнить? При помощи активизации ассоциативной, зрительной и сенсорной памяти.

Сначала мы показываем правильное написание буквы или цифры. Затем мы берем пальчик ребенка, и он в точности повторяет все сделанное нами. Можно завязать ему глаза, и тогда он будет рисовать символ, представляя себе его образ.

Следующий уровень — «стереть» свой рисунок, встряхнув песочницу, и попросить ребенка нарисовать букву или цифру самостоятельно. Пусть ребенок постепенно уменьшает размер символов. Тренируйтесь, пока не получится аккуратно. Затем встряхните планшет и скажите, что буквы, как люди, любят жить семьями. У буквы О есть большой высокий папа, мама чуть пониже, дети, тетушки и другие родственники. Рисуем слева направо, приучая так к автоматическому направлению чтения. Слева рисуем большую букву О, затем постепенно уменьшаем. Так ребенок будет не только развивать моторику, но еще и повторять соотнесение размеров. Если ребенок маленький, пусть строит семьи фигур, например квадратов и кругов.

Потом переходим на уровень ассоциирования. Рисуем букву в центре подноса: «За буквой О гонится Буквоедик, давай спасем ее? Для этого придется спрятать ее в какой-нибудь предмет». Мы подключаем фантазию и стараемся создать среду, в которой ребенок раскроет свои творческие способности и особенности восприятия: до чего можно дорисовать букву О? До солнышка, до лица, до части очков, до колеса. Можно обратить внимание, что ребенок использует как ассоциацию — это слово-символ можно потом использовать для запоминания буквы. Как правило, дети, сначала запоминают, на что буква похожа, затем саму букву.

А для лучшего запоминания цифр можно придумать сказку-путешествие, в которой цифры будут превращаться в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-нибудь помочь. Например, единичка может стать столбом для линий электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в жарких странах, превратившись в снеговика. Увлеките ребенка сказкой на песке, поиграйте сами — так вы вместе не только отдохнете, но и с пользой проведете время.

Читайте также:

8 игр на развитие мелкой моторики

3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников

3 важных вопроса о раннем развитии

Фото: Sychov Serhii/Shutterstock.com; личный архив эксперта

Источник

Светлана Беззубова
«Рисование песком» — направление, способствующее общему развитию ребёнка дошкольного возраста.

«Рисуем песком и на песке«.

«Рисование песком» — направление, способствующее общему развитию ребёнка дошкольного возраста.

Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка. Работа с песком — замечательный психологический метод, который я использую в своей работе с детьми. Ведь задача педагога — дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни. Игра с песком — самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка — это и замечательный сенсорный материал, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания… Ребёнок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы.

Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия — всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта для ребёнка, в котором гармонично объединяются голова (разум, руки (тело) и сердце (душа). Обыкновенный песок — это нечто необыкновенно волшебное и завораживающее. Рисование песком — удивительно интересное и очень «живое» занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я».

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании»основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению разных задач. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов. Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях. Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу — довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Когда ребенок работает с песком,я о нем могу многое узнать:

• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет и т. д.);

• уровень познавательного интереса (рассматривает игрушки, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. д.);

• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

• умение обобщать (игрушки расставлены по лексическим темам);

• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, общее эмоциональное состояние).

• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику);

• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

• стиль семейных отношений (диалоги между героями);

• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память, восприятие формы, цвета, размера;

Немного истории.

Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.

А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. Техника рисования песком обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот «разговор» рук с песком даёт огромнейший корректирующий ресурсный эффект.

Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования для работы с разнообразной психологической проблематикой. Метод песочного рисования успешно применяется специалистами в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Необыкновенно приятный на ощупь, песок даёт возможность расслабиться, снять стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы.

Можно выделить причины, из-за которых следует научиться рисовать песком, и это совсем не удивительно — рисование при помощи пескаили песочная анимация обладает рядом положительных моментов:

1. Не требует больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло.

2. Красота и пластичность. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.

3.Борьба со стрессами: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.

4. Эстетичность. Выполненные ребёнком рисунки песком позволяют проявить свою фантазию.

5. При работе с песком на плоскости движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания.

6. Работа с песком под музыку задействует одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы.

7. Техника помогает развить моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг). Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.

8. Рисование песком или на песке влияет на развитие активной речи ребёнка.

Рисование на песке чем они полезны для ребенкаРисование на песке чем они полезны для ребенкаРисование на песке чем они полезны для ребенкаРисование на песке чем они полезны для ребенка

Изучив эту тему теоретически, совместно с родителями изготовили стол с подсветкой для рисования песком. В свою работу внесли множество игр и занятий, которыми увлеклись все дети группы. На собраниях с родителями проводились семинары, посвященные формам и методам развития речи и мелкой моторики дошкольников используя приём рисования песком. Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома — развивать и закреплять навыки, полученные в детском саду.

Используя этот метод каждодневно,мы заметили положительные результаты:

• активно развивается фразовая и связная речь, общая и мелкая моторика пальцев;

• активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности;

развивается сенсорное восприятие, умение играть с песком и др. играми;

• формируется социально- коммуникативный процесс у детей;

• формируются манипулятивные навыки (увереннее перелистывают страницы книги, рисуют, застёгивают пуговицы, пользуются ложкой и вилкой.);

• совершенствуется зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, творческое воображение, память.

• дети, плохо владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками.

• по свидетельству родителей, все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и сказки.

Я обязательно продолжу свою работу по изучению и использованию направления «Рисование песком«.

Источник