Рисование песком для детей чем полезно

Подробнее о пользе курса песочной анимации:

— Световой стол сконструирован так, что захватывает стандартное после зрения, при котором одним взглядом можно увидеть всю картину. Таким образом, взгляд ребёнка сосредоточен на столе, и даже когда ребёнок отвлекается, светящийся стол «автоматически» уводит ребёнка назад. Так вырабатывается усидчивость и внимательность.

— Рисование двумя руками развивает межполушарное взаимодействие и расширяет поле зрения. Межполушарное взаимодействие является важной частью развития мозга, которое обеспечивает синхронную работу всех систем организма, включая системы гуморальной и нейронной регуляции, лежащие в основе реагирования, в том числе эмоционального. Широкое поле зрения позволяет ребёнку быть более внимательным, а также является одним из факторов быстрого и лёгкого чтения. К примеру, процесс чтения слова «мама» при узком поле выглядит примерно так: м***-*а**-**м*-***а. Узкое после внимания сосредотачивается на одной букве, в это время ребёнок вспоминает как звучит эта буква, затем называет звук, запоминает и двигается дальше к следующему звуку. И так на каждой букве в слове. При широком поле зрения и внимания, процесс чтения выглядит иначе: мам*-*ама. Тогда используя певучие свойства звуков, ребёнок может плавно произнести «ма-ма», а в дальнейшем предугадать слово по первым буквам и контексту.

— При рисовании песком ребёнок использует свои кисти полностью: пальцы, ладони, тыльные и боковые стороны ладони, расширяя таким образом свой сенсорный опыт и знание о своих телесных границах. Сенсорный опыт обогащает детскую картину мира, позволяет видеть и чувствовать больше. А телесные границы, их осознание и чувствование лежат в основе уверенного поведения личности и понимании себя.

— В техниках рисования песком есть как «расслабленные» , так и «напряженные» движения. Так чередуя процессы напряжения-расслабления достигается снятие накопленного напряжения с мышц руки, причём не только кистей, но и всей руки. Это в свою очередь является профилактикой сколиозов. Так, известно, что сколиоз есть результат долговременного накопленного напряжения в каркасе спины, в следствие неправильной нагрузки. Снять это напряжение можно доведя и напряжение до пика, после чего следует естественное расслабление.

— Песок имеет свойства воды: гибкость, текучесть. Он струится из кулака, шуршит при падении, создаёт на стекле волны. Этими качествами песок успокаивает. Настраивает на состоянии отдыха и медитации. В этом состоит релаксационный потенциал занятий с песком.

— Кляксы и каракули стимулируют фантазию ребёнка. В занятиях есть целый цикл разминок, посвящённых этой теме.

— Рисование песком предполагает создание персоной анимации, а это жанр, который не терпит шаблонов. Переходы из кадра в кадр должны быть удивительными и непредсказуемыми. Создавая такие сюжеты, дети развивают творческое мышление.

— Такого большого репертуара использования рук нет практически ни в одном виде творчества (кроме лепки), поэтому очевидно развитие мелкой моторики, которая в свою очередь влияет на развитие интеллекта.
— Основы изо помогают детям улучшить свои графические навыки, строить фигуры и развивает объемное мышление, фантазию, глазомер.

— Sand artist — художник по песку , это ещё и артист, который общается со зрителем посредством своих рук и сюжетов на песке. И как любому артисту на сцене ему важна эмоциональная и энергетическая наполненность, готовность к выступлению, желание «отдавать», умение проживать образы и сюжеты. Только внутреннее проживание, соучастность к героям, о которых идёт речь помогает артисту сделать своё выступление понятным и интересным. Всему этому в курсе посвящены занятия по актерскому, ораторскому мастерству и сцен.движениям.

— Театр теней и песок — смежные дисциплины, при этом театр теней это ещё и умение работать в команде: когда нужно управлять одновременно разными куклами, эта задача делится на всех, а сами куклы должны управляться синхронно сценарию.

Источник

Алёна Роженко
Консультация «Песочное рисование и его польза»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого -изобразительное искусство. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Одним из популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной дошкольникам является рисование песком.

Рисование песком является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности.

Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, которые действуют на человека завораживающе и ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисуя песком, ребенок расслабляется, отдыхает.

Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, чувствует себя более уверенным

Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие. Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами. Здесь ещёесть и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития.

Читайте также:  Полезно ли есть на ночь шоколад

Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Это способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления; а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Синхронное задействование рук очень полезно для развития двух основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально целостного.

Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей интеллекта, концентрации, а также стимулирует развитие логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность.

Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что воздействует и на качество речи ребенка.

Песочное рисование благоприятно влияет на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности т. д., раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки!

Источник

Зачем детям рисовать песком

             Рисование песком еще называют песочной терапией. Более 30 лет назад психологи в США обратили внимание на тот факт, что арт-занятия (уроки живописи) с песком оказывали позитивный эффект в лечении людей, которые переживали психологические травмы или находились в депрессивном состоянии. Сейчас в детских садах организуют  занятия с песком, чтобы не просто учить детей  рисованию, но и поднимать настроение.

В чем проявляется позитив от занятий с песком?

1. У ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие, как правило, окружено тайной. Это почти, как проведение научного эксперимента или волшебный ритуал. Для рисования выставляется специальная плоскость с подсветкой. И в руки дают не краски вовсе, а песок (!), который сыпется и сначала совершенно не поддается «приручению». А еще песок может быть не обычный, а подкрашенный.

2. Ощущение песка в руках расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается.

3. Ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку, без разочарования «эх, опять не получилось!» Малыш может просеять песок, собрать в кучку, разровнять, поковырять пальчиком, изобразить примитивные палочки, «каляки-маляки» или целые картины, а потом все поломать и творить заново! Десятки разных действий и десятки вариаций рисунка за относительно короткий промежуток времени.

4. Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии.

Как заниматься с ребенком песочной терапией

Уровень заданий с песком, конечно, будет зависеть, от возраста ребенка, и это вам подскажет детский психолог или педагог. Хотя оборудовать студию рисования песком можно и дома.

Задача первая. Мастерим столик для песка.

Чтобы изготовить своими руками специальный столик-подставку, нужно поискать: ящик, оргстекло, электрическую лампу.

Столик должен получиться прочным и устойчивым. Поэтому лучше всего взять небольшой деревянный ящик, сколоченный из гладко обтесанных и плотно подогнанных досок (подойдет также ДСП). Это будет столешница. Прикрепите ножки к столику – два одинаковых бруска или ножки детской табуретки.

Оргстекло – самый безопасный из всех вариантов. Только его размеры (ширина и длина) пусть будут немного меньше, чем у ящика. Стекло будет размещаться внутри столика, поэтому в днище ящика нужно сделать «окошко» прямоугольной формы. Если стекло прозрачное, то его предварительно надо окрасить с одной стороны (можно заклеить пленкой, которая пропускает свет). Чтобы закрепить стекло сверху над отверстием, используют либо рейки, либо «жидкие гвозди», либо липкую ленту.

Теперь устанавливаем столик, размещаем источник света (лампу или фонарик) внизу, под столешницей, и проверяем конструкцию в работе.

Задача вторая. Добываем песок.

Песок можно купить на строительном рынке, накопать в детской песочнице или привезти с моря. В любом случае, если у вашего песка самое благородное происхождение, нужно материал довести «до ума», а именно: внимательно проверить на наличие мусора, даже просеять, промыть и пропечь в духовке (недолго – достаточно в течение 1,5-2 часов).

Дети, особенно девочки, любят использовать ракушки моллюсков, пуговицы, бусины, камешки и стеклышки для декора, чтобы украсить рисунки. Подготовьте и это в достаточном количестве.

Задача третья. Запасаемся идеями.

Как увлечь ребенка рисованием песком? И тут есть разные интересные варианты.

В первый раз можно подготовить все, но не выдавать вашу тайну, то есть заранее не объяснять, что вы собираетесь делать. Включите сказку в аудиозаписи, или музыку природы, или просто любимую мелодию малыша. И начните рисовать. Следите за реакцией ребенка и позволяйте вмешиваться, если вдруг он посчитает, что надо поправить рисунок.

Или так. Сначала поищите видеозаписи занятий песочной терапией. Посмотрите вместе с ребенком, а потом попробуйте сделать все самостоятельно. Или пусть малыш рисует сам, на ходу видоизменяя увиденное. Экспериментируйте!

Читайте также:  Быстро вкусно полезно паста для бутербродов

«Пишем и рисуем на песке»

          Вы думаете, красивые рисунки песком получатся у вас с первого занятия? Это не совсем так, к сожалению. Хорошие рисунки создают даже не все взрослые, не говоря уже о малышах.

           Если вам действительно интересно самостоятельно попробовать дело на практике, то сперва найдите и прочитайте книгу под названием «Пишем и рисуем на песке», которую написала немецкий педагог Мариелла Зейц. Это уникальное руководство! В доступной и весьма интересной форме автор делится советами, как мамы и папы могут учиться сами рисовать песком и как учить детей разным техникам рисования.

Какую информацию вы найдете в книге?  

Почему песок обладает лечебными свойствами?

Какие инструменты подготовить для рисования песком?

Как организовать рабочее место для ребенка?

Как рисовать на песке с помощью волчка, мячика-ежика, ракушки?

Зачем использовать воронки и сито?

Что могут рассказать фигуры на детском рисунке из песка?

Сложно ли рисовать сразу двумя руками?

Почему дети рисуют символами?

Симметричные рисунки и мандала на песке?

Физиотерапия с песком и коррекция поведения ребенка?

Книга будет интересна и родителям дошкольников, и родителям мальчиков и девочек подросткового возраста.

             А вы знаете, что когда-то давным-давно песок был на вес золота? Почему? Благодаря тому, что мастера умели варить из него стекло, а потом делать стеклянные сосуды. Конечно, первое стекло 4 тысячи лет до нашей эры получалось мутноватым, зато какой ажиотаж устраивали торговцы вокруг такой продукции!

        Сегодня этот золотой диво-ресурс природы можно взять «на вооружение» в воспитании детей. Если вы научитесь вместе с ребенком рисованию песком, ваши руки будут творить шедевры не хуже, чем муранское стекло.

Источник

В последнее время как у детей, так и среди взрослых становится популярной такая оригинальная забава, как рисование песком – интересное и развивающее занятие, к которому можно привлечь всю семью. О пользе рисования песком и его способах, вариантах изготовления материала в домашних условиях – в статье.

Рисование цветным песком позволит раскрыть творческий потенциал ребенка и весело провести время

Польза рисования цветным песком

Рисование песком – это увлекательное занятие, которое способствует пробуждению творческих способностей у ребенка. Кроме того, творчество избавляет детей от стресса, дает возможность расслабиться и не вспоминать неприятные моменты. Дети в процессе художества предаются фантазиям о замках, принцессах, драконах – они оказываются в воображаемом мире и отвлекаются от неприятностей. Также занятие способствует развитию художественного и абстрактного мышления, мелкой моторики и задействует одновременно оба полушария мозга.

Данный вид творчества подходит для детей практически любого возраста. Исследования показывают, что школьники, начав рисовать песком, лучше успевают на занятиях, становятся собранными и усидчивыми. Для маленьких детей творчество – способ знакомства с материалами окружающего мира, они охотно возятся и с сухим, и с мокрым песком, а создаваемые рисунки – оригинальны и самобытны.

Психологи рекомендуют превратить рисование цветным песком в коллективное творчество – это доставит удовольствие и детям, и взрослым, а также поспособствует укреплению семьи. Для ребенка доброжелательная атмосфера в семье, осознание помощи и поддержки очень актуальны и важны.

Очень важно в период “творческого процесса” оставаться рядом с ребенком и помогать ему

Способы рисования

Для рисования понадобятся:

  • стол;
  • стекло для песка;
  • лампа;
  • просеянный мелкий песок либо манная крупа.

Простейший вариант – приобретение в магазине трафаретов, нередко продающихся в комплекте с песком. Такие наборы содержат изображение на клейкой основе с защитной пленкой. Сложные рисунки с использованием нескольких цветов разделены на ячейки. Цветной песок насыпают на поверхность изображения после удаления пленки. Излишки материала удаляются путем поднятия трафарета в вертикальном положении.

Можно воспользоваться нарисованной от руки картинкой, на которую наносится клей ПВА, после чего песок насыпается на изображение так же, как и в предыдущем случае. Фрески отличаются от трафаретов наличием рамок.

Оригинальный вариант рисования – с использованием вместо бумаги и клея разнообразной стеклянной посуды. Для творчества понадобятся: цветной песок, воронка, кувшин, стакан или графин причудливой формы. Песок через воронку слоями засыпается в емкость, и получаются оригинальные композиции.

Помимо перечисленных способов творчества, с использованием цветного песка можно изготавливать флорариумы, заниматься лепкой фигур, создавать поделки. В интернете встречаются видео с пошаговыми руководствами, как творить песочные произведения искусства.

Материалы для рисования цветным песком можно изготовить из подручных средств или купить готовые наборы

Изготовление песка в домашних условиях

Для того чтобы не переплачивать, приобретая цветной песок в магазинах, можно сделать его дома своими руками. Для этих целей его необходимо хорошо промыть и прокалить в печи для дезинфекции. Лучше всего подойдет светлый мелкий речной песок, в него добавляют воду и пасхальный пищевой краситель, после чего доливают немного уксуса. Смесь тщательно перемешивают и дают постоять около получаса, затем процеживают и сушат на бумажных салфетках.

Еще один вариант, более приемлемый для ребенка младшего возраста – использование манки. Если малыш случайно проглотит крупу, то с ним не произойдет ничего страшного. Разница при изготовлении состава заключается в том, что добавляется несколько большее количество уксуса, чем в первом случае, а смесь настаивается не полчаса, а 15-20 минут. По прошествии указанного времени полученный состав процеживается и просушивается. Описанные способы простые, безвредные и недорогие.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Читайте также:  Полезна ли черная редька при кашле

Источник

Марина Березовая
Консультация для педагогов «Изобразительная техника рисования песком»

. Несколько лет назад после выступления на «Минуте славы» Ксении Симоновой, меня очень заинтересовала песочная анимация, искала в интернете видео и восхищалась мастерством художников.

Изучив все преимущества и педагогические ресурсы техники рисования песком, ее терапевтические, развивающие, художественные и коррекционные достоинства я предложила создать в изостудии кабинет для рисования песком, руководство нашего д/с поддержало инициативу и мы приобрели необходимое оборудование: это 7 песочных световых столов для детей (для каждого ребенка индивидуальный, стол для педагога, проектор, который транслирует через видеокамеру изображение на экран, ноутбук и конечно особый кварцевый песок для рисования.

Ну а дальше было очень непросто. Первая трудность — это отсутствие методической литературы. Но разобраться в структуре занятий, мне очень помогла программа обучения детей рисованию песочных картин, созданная в Армавирском государственном педагогическом университете, руководитель доктор педагогических наук, профессор Елена Александровна Тупичкина.

Программа уникальна тем, что сочетает в себе художественно – творческое и арт – терапевтическое направление, т. е. лечение искусством., очень важно, что арт – терапевтические упражнения создают условия для проявления у детей фантазии и творчества, ощущения успешности в художественной деятельности. Здесь нет правильных и неправильных, похожих и непохожих рисунков, важен сам процесс самовыражения. Безусловно, арт–терапией занимаются специально подготовленные специалисты: психологи и психотерапевты. Но в арсенале арт. – терапевтических методик имеются изотехники, которые успешно используются в процессе рисования песком.

Взяв за основу эту программу, я разработала рабочую программу, с учетом требований ФГОС, для детей старшего дошкольного возраста для групп общеразвивающей и компенсирующей направленности. Практика работы показала, что очень полезно рисование песком детям с ОВЗ, имеющим такие проблемы как агрессивность, гиперактивность, тревожность, страхи, застенчивость, неуверенность в себе. Занимаясь таким видом изобразительной деятельности, ребенок успокаивается, освобождается от негативной энергии, у рисующего не напрягается зрение и рука, ребенок может рисовать стоя или сидя, что рассматриваемую технику делает здоровьесберегающей и психологически безопасной.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

1. Вводная часть – ритуал «входа» в занятие, эмоциональный настрой, мотивация на предстоящую изобразительную деятельность. Просмотр короткого (3-5минут) мультфильма или видео песочной анимации.

2. Основная часть занятия.

— пальчиковые игры, графические упражнения (рисование статических песочных картин по образцу педагога);

— творческая работа (создание сюжетных тематических песочных картин) ;

— песочная анимация (анимация включает в себя 3-5 переходов изображений одного в другой, сказки, известной или сочиненной, стихотворения, сюжет мультфильма, истории по теме занятия);

— 5 минут свободного рисования, под красивую музыку, предполагает создание изображений на песке по желанию ребенка с использованием игрушек, ракушек, различных инструментов для рисования на песке.

3. Заключительный этап – рефлексия изобразительной деятельности (анализ песочных картин и мотивация на предстоящую изобразительную деятельность).

Рисование на световом столе имеет свои особенности. Изображение достигается посредством определенного сочетания света и тени, которую создает песок. Чем плотнее ложится песок, тем темнее получится изображение.

Существует несколько приемов рисования песком:

Рисование по песку – светлым по темному. Фон тонкий, равномерный слой песка, наносится путем рассеивания песка над поверхностью стола. Изображение получают, нанося различного вида точки, линии на поверхности светового стола (пальцами, боковой стороной ладони, кулачком, ногтями, а также другими материалами – деревянными палочками, массажными мячиками, расческами, линейкой и т. д.)

Рисование песком – темным по светлому. Этот прием является для детей более сложным, требующим тонкой координации движения руки и пальцев.Песок насыпается из сжатого кулачка различными способами: густыми, толстыми, тонкими, фигурными линиями, щепоткой. Дети любят использовать для этого приема пластмассовые или картонные воронки, так как этот способ более легкий. В случае неудачного изображения песочная техника позволяет исправить недочеты – присыпать изображение песком или убрать лишний песок.

В песочном рисовании можно использовать различные по характеру виды изобразительной деятельности в зависимости от поставленных задач.Перечислю основные:

— Интуитивное рисование – его часто называют «правополушарным рисованием», эта техника активизирует «дремлющие» участки мозга, способствует активному раскрытию творческих способностей, предполагает ориентацию не на соблюдения правил в изобразительной деятельности, а на чувства, эмоции.

— Медитативное рисование песком – предполагает повторение рисующими однотипных линий, пятен. Такой способ успокаивает, позволяет избавиться от умственной усталости и улучшить эмоциональное состояние.

— Коммуникативное рисование – предполагает совместное рисование, после которого в первую очередь обсуждаются мысли, чувства, которые возникли у рисующих, а также их отношение друг к другу в ходе изобразительной деятельности.

Рисование – экспериментирование предусматривает своеобразные опыты с изобразительными материалами (песком, природными материалами и др., позволяет найти оригинальный способ воплощения художественного образа.

Из практики моей работы в изостудии я могу с уверенностью сказать, что использование многообразия видов изобразительной деятельности показывает,что процесс создания песочных картин вызывает у детей старшего дошкольного возраста:

— огромный интерес,

-позитивный настрой,

-развивает тактильно – кинестетическую чувствительность,

-мелкую моторику пальцев рук,

-а поскольку рассматриваемая техника позволяет рисовать двумя руками одновременно, успешно развивает у ребенка межполушарное взаимодействие и зрительно – моторную координацию.

В своей работе я большое внимание уделяю взаимодействию с родителями, с целью привлечения их внимания к изобразительной деятельности детей.В качестве форм работы с родителями:

— провожу фотовыставки детских работ,

— открытые занятия с участием родителей,

— сбор творческого портфолио ребенка (в электронном виде,

— индивидуальные консультации,

— мастер – классы для родителей.

Источник