Роль его налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Регулируется главой 26 Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ). Одновременно были отменены действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.

Налогоплательщики[править | править код]

Налогоплательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Налогоплательщики подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр в данном случае признаётся территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.

Если налогоплательщик осуществляет добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, например на территориях арендуемых у иностранных государств) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, то в таком случае налогоплательщик подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Объект налогообложения[править | править код]

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются (ст. 336 НК РФ):

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

  • общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • метан угольных пластов.

Понятие добытого полезного ископаемого[править | править код]

Ключевым понятием для исчисления НДПИ является «добытое полезное ископаемое». Законодатель связывает факт добычи полезного ископаемого с возникновением обязанности уплатить НДПИ. Однако минеральное сырье претерпевает изменения в процессе добычи. Например, руды в недрах залегают в виде горного массива; после взрыва массива куски руды отделяются (извлекаются из недр) и перемещаются для переработки; в процессе переработки руда повергается дроблению и измельчению. Все это разные состояния одного и того же вещества, но только одно из них признается добытым полезным ископаемым. Таким образом, для правильного налогообложения важными становятся ответы на два связанных друг с другом вопроса: какое состояние минерального сырья является добытым полезным ископаемым и в какой момент заканчивается добыча. Статья 337 Налогового кодекса РФ дает следующие определения добытого полезного ископаемого:

1. <…> При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.
3. Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

В пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ приведено общее определение добытого полезного ископаемого, а в пункте 3 — специальное, применяемое в особых случаях. Общее определение указывает 3 признака добытого полезного ископаемого:

  • это продукция горнодобывающей промышленности (соблюдение этого признака проверяется по Классификатору видов деятельности (например, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
  • оно содержится в извлеченном из недр минеральном сырье (этот признак задает минимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое — должно быть отделено от горного массива, то есть от недр)
  • это первая продукция, для которой предусмотрен стандарт (этот признак задает максимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое).

Для иллюстрации рассмотрим пример с известняком, который добывается из карьера и перерабатывается в щебень на дробильной установке. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) относит и известняк, и щебень к разделу «08 Продукция горнодобывающих производств прочая», то есть по одному только первому критерию невозможно определить, какое из рассматриваемых веществ не является добытым полезным ископаемым. И отколотый в карьере известняк, и уж тем более щебень, который является раздробленным известняком, отвечают также и второму критерию. И на известняк, и на щебень существуют национальные стандарты (на известняк — это ГОСТ 31436-2011 «Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний»), но известняк является первой в производственном цикле продукцией, соответствующей стандарту, а значит он и должен признаваться добытым полезным ископаемым. То есть добыча заканчивается в момент получения известняка, а его дробление будет являться переработкой, которая, по общему правилу, никогда не осуществляется вместе с добычей.

Существуют ситуации, когда общее определение добытого полезного ископаемого не применяется. Во всех таких ситуациях имеет место совмещение добычных и перерабатывающих операций в единый процесс. Например, полезные компоненты руды растворяются и выкачиваются через скважины или драга черпает породу и перерабатывает ее в концентрат. И одним из таких случаев является добыча полезных ископаемых из пород вскрыши. Вскрыша, которая представлена скальными породами, может быть переработана в щебень, и тогда именно щебень (а не вскрыша) будет признана добытым полезным ископаемым, но при условии, что такая переработка отнесена в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ. Такое отнесение на практике выражается в том, что в приложении к лицензии указывается на то, что недропользователь производит щебень из пород вскрыши.

Помимо определений добытого полезного ископаемого в статье 337 Налогового кодекса РФ приведен перечень видов полезных ископаемых, разделенных на группы. Такое разделение решает 2 задачи:

  • позволяет законодателю в отдельных случаях уточнить, какое состояние минерального сырье является добытым полезным ископаемым (например, для металлов указано, что это товарные руды, а не концентраты; а для золота, наоборот, указано, что добытым полезным ископаемым могут быть и концентраты)
  • позволяет задавать налоговые ставки сразу для целых групп

Налоговая база[править | править код]

Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае). Для нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае, налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Количество добытого полезного ископаемого определяется чаще всего либо прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) методом, либо косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утверждённый налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. На практике налогоплательщики очень часто ошибаются в выбранном методе. Например, при добыче руды весы могут измерять не саму руду, а продукт ее передела. Такой способ определения количества полезного ископаемого правильней называть косвенным, хотя нередко его относят к прямым лишь на том основании, что для определения использовалось измерительное устройство.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В 2012 году возникла юридическая неопределённость, что является налоговой базой для газового конденсата. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество[1].

Налоговые ставки[править | править код]

Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.

Ставки бывают двух видов: твёрдые (для нефти, газа, газового конденсата и угля, а также многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа, угля, руд черных металлов предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.

Существует зависимость между типом ставки и способом определения налоговой базы, к которой эта ставка должна применяться. Твердые ставки применяются к налоговой базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.

В 2012 году существовала проблема несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату.

С 1 января 2012 года для газового конденсата действовавшая ранее адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Однако налоговая база и до 2012 года, и в 2012 году согласно статье 338 Налогового кодекса РФ определялась как стоимость добытого газового конденсата.

29 ноября 2012 года был опубликован Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»[2], который исправил указанное выше несоответствие. При этом закону была придана обратная сила.

Вопрос несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату в 2012 году стал предметом судебного разбирательства. 16 июля 2013 года Конституционный Суд РФ в определении № 1173-О указал, что данная ситуация не нарушает Конституции РФ. Вопрос рассогласования должен быть разрешен арбитражными судами путём толкования.

Налоговые льготы[править | править код]

Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином «налоговая льгота». Однако с экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения.

Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены для угля (добытого после 1 апреля 2011 года) и нефти, добытой после 1 января 2012 года на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.

Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причём для нефти есть как понижающие коэффициенты — Кв, Кз, так и повышающий — Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффициент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.

Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • С. Ю. Шаповалов. «Сложные случаи исчисления НДПИ при добыче золотых, урановых и многокомпонентных руд» — М: «ЮК Шаповалов Петров», 2018
  • С. Ю. Шаповалов. «Налогообложение добычи ТРИЗ: Комментарий к статье 342.2 Налогового кодекса РФ и некоторым связанным законоположениям» — М: «Налоговая помощь», 2015
  • С. Ю. Шаповалов. Уплата НДПИ при добыче драгоценных металлов. — М: «Налоговая помощь», 2014 — ISBN 978-5-9900-1433-6.
  • С. Ю. Шаповалов. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». — М: «ПравоТЭК», 2011.
  • С. Ю. Шаповалов. Уплата НДПИ при нефте- и газодобыче. — М: «Налоговая помощь», 2010 — ISBN 5-9900-1432-5.
  • Л. П. Павлова, М. М. Юмаев. Налогообложение твердых полезных ископаемых: практика и перспективы. — М., 2010.
  • С. Ю. Шаповалов, М. М. Юмаев. Уплата НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых и подземных вод. — М.: «Налоговая помощь», 2009.
  • М. М. Юмаев. Платежи за пользование природными ресурсами. — М., 2005. — ISBN 5-1727-0086-2.

Источник

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ 
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 
КОЛЛЕДЖ-ФИЛИАЛ  ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ  «ФИНАНСОВАЯ 
АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 
РФ»
 

Кафедра
«Финансы и кредит»
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ 
РАБОТА
 

по 
дисциплине «Налоги 
и сборы с юридических
лиц»
 

на 
тему:
«Налог на
добычу полезных ископаемых,
его роль и значение

 
для экономики 
страны».
 
 
 
 

Выполнила:
студентка 313 группы

специальность
«Финансы (по отраслям)»

специализация
«Налоги и налогообложение»

Савонюк
Виктория Павловна
 

Проверила:
Самарина Любовь Николаевна
 
 
 
 
 
 
 

Благовещенск
2009

Содержание

Введение 3

1. Роль и значение
налога на добычу полезных ископаемых
для экономики страны 4

1.1. Роль и значение
налога для экономики страны 4

1.2. Роль
НДПИ в нефтегазовом секторе и пути его
совершенствования 9

2. Налог на 
добычу полезных ископаемых как 
один из видов ресурсных платежей 17

2.1. Содержание налога.
Определение количества и стоимости добытых
полезных ископаемых 17

2.2. Порядок исчисления
и уплаты НДПИ 26

3. Структура 
НДПИ в общем объеме доходов федерального
бюджета 30

Заключение 34

Список используемой
литературы 35

Приложение 1 37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Взимание 
налогов — древнейшая функция и одно
из основных условий существования 
государства, развития общества на пути
к экономическому и социальному процветанию.
Налоги появились с разделением общества
на классы и возникновением государства,
как взносы граждан, необходимые для содержания
государственного аппарата.

     В
целях преодоления негативных последствий 
воздействия налогов на развитие экономики
возникла объективная необходимость в
анализе структуры и динамики налоговых
доходов в бюджете страны.

     Налоги 
важнейшая форма аккумуляции 
бюджетом денежных средств. Без налогов 
нет бюджета; поддержание эластичности
налоговой системы — непременное условие
сбалансированности государственной
казны.

     Связь
бюджета и налогов имеет двухсторонний 
и неразрывный характер. Налоги как 
основной элемент доходов бюджета 
обеспечивают финансирование всей структуры 
и его расходных статей.

     Поэтому
свою работу я посвятила налогу на добычу
полезных ископаемых — одному из самых
доходных налогов поступающих в бюджетную
систему РФ.

     В
данной работе особое внимание обращается
на роль и значение данного налога для
экономики страны в целом и добывающих
отраслей в частности. Излагается исторический
аспект развития налогообложения недропользования
в России. Показаны особенности характеристики
объекта обложения данным налогом. Подробно
изложены способы определения стоимости
добытых полезных ископаемых. Рассмотрен
действующий в настоящее время особый
порядок формирования налоговой базы
при исчислении и уплате налога по сырой
нефти. Изложены также особенности уплаты
налога при выполнении соглашений о разделе
продукции.  
 
 

Глава
1

Роль 
и значение налога
на добычу полезных
ископаемых для экономики
страны

1.1.
Роль и значение налога
для экономики страны

     Формирование 
государственной политики в области 
воспроизводства, использования и 
охраны природных ресурсов становится
обязательным условием успешной реализации
экономической реформы в стране. Территория
России составляет около 1/8 части мировой
суши. Мы занимаем третье место в мире
после Австралии и Канады по землеобеспеченности
и площади пашни на одного жителя. Однако
состояние наших земельных ресурсов оценивается
как неблагополучное, значительная их
часть нуждается в восстановлении плодородия.
В России сосредоточено более 20% мировых
запасов пресных и подземных вод, но современное
состояние водных источников и систем
централизованного водоснабжения в силу
многих причин также не гарантирует требуемого
качества питьевой воды.

     Российская 
Федерация занимает одно из ведущих 
мест в мире по запасам минерального
и топливно-энергетического сырья:
разведанные запасы нефти, газа, угля
достигают 13 — 36% общемировых; железных
и никелевых руд — 30% мировых запасов. Воспроизводство
же минерально-сырьевой базы год от года
ухудшается. Леса России составляют 22%
лесных ресурсов планеты. Лесные массивы
занимают 69% территории страны. Ценные
хвойные породы составляют 72% лесного
фонда. Однако заготовка древесины в последние
годы снижается, ежегодные заготовки значительно
ниже выделяемых расчетных лесосек, много
древесины теряется при лесопользовании.
Большие потери лесных ресурсов обусловлены
низкой технической оснащенностью службы
охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы
лесовосстановительных работ.

     В
современных условиях развитие и 
эффективное использование природно-сырьевой
базы России становится главным фактором
роста ее экономики. Поэтому платежи за
пользование природными ресурсами в системе
факторов реализации природно-ресурсной
политики государства являются особо
значимыми. Платежи за природные ресурсы
установлены с целью экономического регулирования
природопользования стимулирования рационального
и комплексного использования различных
видов природных ресурсов и охраны окружающей
среды, формирования денежных средств
для охраны и воспроизводства природных
ресурсов в условиях рыночной экономики.
Они призваны оказать стимулирующее влияние
на повышение эффективности использованиям
охраны земель, лесов, водных объектов
и недр, добычи и рационального использования
минерально-сырьевых ресурсов и продуктов
их переработки.

     Отметим,
что термин «платежи за природные ресурсы»
не совсем точно отражает экономическое
содержание этих платежей, так как в соответствии
с действующим законодательством это
более общее понятие, включающее как налоговые
платежи и сборы, так и неналоговые доходы
бюджета. К первым в редакции Налогового
кодекса относится: налог на добычу полезных
ископаемых (НДПИ).

     Указанный
налог был введен в целях совершенствования
и упрощения системы налогообложения
пользования природными ресурсами, расширения
практики применения рентных принципов
налогообложения в этой сфере.

     Поэтому
одновременно с введением этого 
налога отменены действовавшие плата
за пользование недрами, отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой
базы и акциз на нефть и газ.

     Кроме
того, введение налога на добычу полезных
ископаемых позволяет в определенной
мере решить проблему правильной оценки
факторов ценообразования для целей налогового
контроля, в том числе трансфертных цен
в нефтяном секторе экономики. Дело в том,
что сложившаяся система реализации нефти
для дальнейшей переработки вертикально
интегрированными компаниями позволяет
в широких масштабах использовать трансфертные
цены, которые значительно ниже рыночных,
что приводило к потере доходов бюджетов
всех уровней, в частности за счет уменьшения
поступлений платы за пользование недрами
при нефтедобыче, размер которых напрямую
зависил от уровня цен реализации. Ввёдение
налога на добычу полезных ископаемых
было направлено также на решение задачи
экономического принуждения природопользователей
к бережному и экономному использованию
природных ресурсов. Поступления данного
налога должны стать основным источником
для финансирования общегосударственных
мероприятий по воспроизводству и сохранению
окружающей природной среды.

     Изменение
порядка налогообложения недропользования
по замыслу его разработчиков 
позволит обеспечить снижение налогового
бремени без потерь доходов бюджетной
системы, что должно положительно сказаться
на создании благоприятного инвестиционного
климата.

     Отдельные
элементы платности природопользования
имели место еще в условиях
централизованного управления экономикой,
когда практически отсутствовала
налоговая система. Вместе с тем наличие
платежей за природные ресурсы в Советском
Союзе не имело практически никакого экономического
эффекта, поскольку установленные платежи
в силу их незначительности в условиях
полного отсутствия у предприятий финансовой
самостоятельности не играли ни фискальной,
ни стимулирующей, ни социальной роли.

     В
российской налоговой истории платность 
недропользования была введена в 1991
г., после того как был принят Закон 
РФ  «О недрах». При этом необходимо
подчеркнуть, что налоги, связанные с использованием
природных ресурсов, так же как и в советское
время, были не слишком ощутимы для налогоплательщиков
и не имели серьезного фискального значения
для государства, за исключением, пожалуй,
акциза. Именно Законом РФ «О недрах» были
установлены основные виды налогов за
использование недр (кроме акцизов на
минеральное сырье).

     Таким
образом, до принятия специальной главы 
второй части НК РФ вопросы платности 
пользования природными ресурсами 
были включены не в законодательство
о налогах и сборах, а в законодательство
о природопользовании. При этом важнейшие
положения налогообложения природопользования
имели рамочный характер и не давали четкого
определения основных элементов налогообложения
при исчислении налогов, взимаемых при
пользовании природными ресурсами. При
этом все важнейшие элементы налогообложения
природопользования, в том числе определение
объектов обложения, налоговой базы, ставок
налогов, налоговых льгот и некоторых
других, устанавливались межведомственными
инструкциями. По отдельным же платежам,
например таким, как плата за пользование
недрами, ставки налога регулировались
в лицензионных соглашениях, т.е. определялись
органами исполнительной власти совместно
с налогоплательщиком. Вместе с тем согласно
ст. 17 части первой НК РФ, вступившей в
силу с января 1999 г., налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены законодательно
налогоплательщики и все элементы налогообложения.
Таким образом, налоги, связанные с использованием
природных ресурсов, три года фактически
являлись незаконными.

     Кроме
того, законодательство о недропользовании
допускало внесение налогов в 
бюджет не только в денежной, но и 
в натуральной форме, т.е. добытыми
полезными ископаемыми, что также 
противоречило основным положениям
НК РФ. Все это вызвало острую необходимость
их включения во вторую часть Кодекса
в качестве самостоятельных налоговых
платежей. С принятием Закона о налоге
на добычу полезных ископаемых в перспективе
фискальное и регулирующее значение налогообложения
природопользования должно, безусловно,
возрасти.

     Роль 
налогов в экономике заключается 
в выполнении ими определенных функций:

     —
фискальная функция НДПИ выражается в
том, что налог на добычу полезных ископаемых
является одним из источников формирования
доходной части федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

     —
регулирующая функция НДПИ предполагает,
что рассматриваемый налог выступает
в качестве инструмента распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта.

     Финансовое 
значение платежей за пользование природными
ресурсами огромно — они являются важнейшим
и одним из самых объемных источников
поступлений доходов в различные уровни
бюджетной системы. Суммы природоресурсных
платежей и их доля среди доходов бюджета
с каждым годом повышается.

     Налог
на добычу полезных ископаемых поступает 
в доход федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации [Приложение1].
Сумма налога по всем добытым полезным
ископаемым, за исключением углеводородного
сырья и общераспространенных полезных
ископаемых, распределяется следующим
образом:

     •
40% — в доход федерального бюджета;

     •
60% — в доход бюджета субъекта
Федерации.

     Налог
по добытым полезным ископаемым в 
виде углеводородного сырья (за исключением 
газа горючего природного) распределяется
следующим образом:

     •
95% суммы налога — в доход федерального
бюджета;

     •
5% суммы налога — в доход бюджета 
субъекта Федерации.

     Средства 
от налога по газу горючему природному
в полном объеме поступают в доход 
федерального бюджета.

     При
добыче общераспространенных полезных
ископаемых полная сумма налога подлежит
уплате в доход бюджетов субъектов Федерации.

Источник