Роль налога на добычу полезных ископаемых

Роль налога на добычу полезных ископаемых thumbnail

Характеристика НДПИ и его роль в налоговой системе РФ

Налог на добычу полезных ископаемых считается одним из самых «молодых» налогов в Российской Федерации, так как в 2014 году исполняется 12 лет с момента введения данного налога, причем в настоящее время он является одним из самых важных бюджетообразующих доходных источников.

В системе налогообложения при пользовании недрами, действующей до НДПИ, использовали три налоговых платежа:

  • — плата за пользование недрами;
  • — отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ОВМСБ);
  • — акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

Платежи за пользование недрами были в форме разовых взносов или регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Порядок, условия уплаты, критерии определения ставок устанавливались Правительством РФ по всем месторождениям индивидуально. При наличии определенных условий, недропользователям предоставлялся достаточно широкий выбор льгот, вплоть до освобождения от уплаты вышеназванных платежей. ОВМСБ носили целевой характер и были направлены только на увеличение минерально-сырьевой базы.

В законодательстве РФ, включающем разделы о платности пользования недрами, существовали некоторые недостатки — рамочный характер и нечеткое определение основных элементов налогообложения при исчислении налога при пользовании недрами. При проведении налоговой реформы от 8 августа 2001 года Федеральным законом № 126 — ФЗ введена в действие глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ. Таким образом, в Российской Федерации законодательно установило обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче полезных ископаемых из недр (отходов, потерь). Платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и газовый конденсат на данный момент отменили.

В результате исследования 2012 года Россия в очередной раз приобрела статус великой сырьевой державы, в том числе она занимает лидирующие позиции по добыче нефти и газа. Примерно в год российские компании добывают 0,5 млрд. тонн нефти и почти половина сырого сырья уходит на экспорт. Кроме того, страна контролирует более 20 % мирового экспорта газа, с показателем в 179 млрд. кубометров.

После введения налога на добычу в 2002 году налоговые поступления и таможенные платежи топливно-энергетического комплекса в федеральный бюджет значительно выросли и продолжают расти по сегодняшний день.

В течение уже долгого периода времени основными источниками поддержания федерального бюджета России являются налоги на: добавленную стоимость, добычу полезных ископаемых, прибыль организаций и все таможенные пошлины. Около 85% приходится на долю общего дохода бюджета из перечисленных налогов.

Налог на добычу полезных ископаемых распределяют в федеральный бюджет (60 %) и бюджет субъектов РФ (40 %). Исключением является налог в виде углеводородного сырья, который поступает почти полностью в доход федерального бюджета (95 %).

Посмотрим наглядно, сколько составляет доля НДПИ в федеральном и консолидированном бюджетах России в течение последних 6 лет — Рис.1.

федеральный и консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, 2008-2013 гг

Рис. 1 федеральный и консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, 2008-2013 гг.

Из графика видно, что роль НДПИ в доходах федерального бюджета с каждым годом растет. В 2009 году доля доходов по НДПИ существенно снизилась, если сравнить с предыдущим годом и составила 39,3 %, уже к концу 2010 года она выросла на 4,1 %, а к концу 2011 года на 5,6 % по сравнению с первоначальным показателем, это объясняется повышением цен на нефть. Увеличение поступлений связано с тем, что с каждым годом доля добываемого природного сырья растет, так как увеличивается количество осваиваемых месторождений. Далее рассмотрим динамику изменения консолидированного бюджета субъектов РФ.

Финансовая роль платежа имеет большое значение — налог на добычу полезных ископаемых является основой дохода бюджетных систем разных уровней РФ. С каждым годом ставки на добычу всё повышаются, и перспектива остаётся такой же.

При введении усовершенствованного налога правящие круги изменили и упростили систему налогообложения в добывающей отрасли, направили природопользователей к рациональному и бережному использованию природных ресурсов. Полученные средства от налога за добычу полезных ископаемых должны являться основным источником финансирования восстановительных мероприятий и поддержания природного баланса в окружающей среде. Русская природа неповторима и индивидуальна и всё больше начинаешь беспокоиться о состоянии земельных и водных ресурсов. Для дальнейшей успешной государственной политики просто необходимо периодически проводить экономические реформы в сфере природного налогообложения. Совмещение развития и эффективного использования природно-сырьевой базы является главной задачей на пути современного роста экономики России.

Источник

Налог на добычу полезных ископаемых
был включен в российскую налоговую
систему в 2001г и вступил в действие с 1
января 2002г. Впервые за годы существования
налоговой системы с принятием гл. 26 НК
РФ была упорядочена система налогообложения
недропользования, четко разделены
налоговые и неналоговые платежи за
природные ресурсы. Условия исчисления
и уплаты налога на добычу полезных
ископаемых основаны на действовавшем
до его введения порядке функционирования
платы за пользование недрами с включением
в ставку налога половины ставки отчислений
на воспроизводство минерально-сырьевой
базы, а также ставку акциза за сырую
нефть. Данный налог был введен в целях
совершенствования и упрощения системы
налогообложения пользования природными
ресурсами, расширения практики применения
рентных принципов налогообложения в
этой сфере. Поэтому одновременно с
введением этого налога отменена
действовавшая плата за пользование
недрами, отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы и акциз на
нефть и газ.

Кроме того, введение налога на добычу
полезных ископаемых позволяет в
определенной мере решить проблему
правильной оценки факторов ценообразования
для целей налогового контроля, в том
числе трансфертных цен в нефтяном
секторе экономики. Дело в том, что
сложившаяся система реализации нефти
для дальнейшей переработки вертикально
интегрированными компаниями позволяла
в широких масштабах использовать
трансфертные цены, которые значительно
ниже рыночных, что приводило к потере
доходов бюджетов всех уровней, в
частности, за счет уменьшения поступлений
платы за пользование недрами при
нефтедобыче, размер которых напрямую
зависел от уровня цен реализации.
Введение налога на добычу полезных
ископаемых было направлено также на
решение задач экономического принуждения
природопользователей к бережному и
экономному использованию природных
ресурсов. Поступления данного налога
должны были стать основным источником
для финансирования общегосударственных
мероприятий по воспроизводству и
сохранению окружающей природной среды.
Изменение порядка налогообложения
недропользования позволяет обеспечить
снижение налогового бремени без потерь
доходов бюджетной системы, что должно
положительно сказываться на создании
благоприятного инвестиционного
климата[20,с. 224-227].

До принятия специальной главы второй
части НК РФ вопросы платности пользования
природными ресурсами были включены не
в законодательство о налогах и сборах,
а в законодательство о природопользовании.
При этом важнейшее положение налогообложения
природопользования имели рамочный
характер и не давали четкого определения
основных элементов налогообложения
при исчислении налогов, взимаемых при
пользовании природными ресурсами. При
этом все важнейшие элементы налогообложения
природопользования, в том числе
определение объекта обложения, налоговая
база, ставка налога, налоговые льготы
и некоторые другие, устанавливались
межведомственными инструкциями. По
отдельным же платежам, например таких,
как плата за пользование недрами, ставка
налога регулировалась в лицензионных
соглашениях, т. е. определялись органами
исполнительной власти совместно с
налогоплательщиком. Вместе с тем,
согласно ст.17 части первой НК РФ,
вступившей в силу с 1 января 1999г, налог
считается установленным лишь в том
случае, когда определены законодательно
налогоплательщики и все элементы
налогообложения. Таким образом, налоги,
связанные с использованием природных
ресурсов, три года фактически являлись
незаконными.

Кроме того, законодательство о
недропользовании допускает внесение
налогов в бюджет не только в денежной,
но и в натуральной форме, т. е. добытыми
полезными ископаемыми, что также
противоречит основным положениям НК
РФ.

С принятием Закона о налоге на добычу
полезных ископаемых все фискальное и
регулирующее значение налогообложения
природопользования возросло[11,с. 15-16].

Доходы от налогообложения добычи
полезных ископаемых в настоящее время
остаются основным источником доходов
бюджетной системы Российской Федерации.

Налог на добычу полезных ископаемых
поступает в доходную часть федерального
бюджета, бюджета субъекта Федерации.
Сумма налога по всем добытым полезным
ископаемым. За исключением углеводородного
сырья и общераспространенных полезных
ископаемым, распределяются следующим
образом:

— 40% — в доходы федерального бюджета;

— 60% — в доходы бюджетов субъектов
Федерации.

Налог на добычу полезных ископаемых
в виде углеводородного сырья (за
исключением газа горючего природного)
распределяется следующим образом:

— 95% суммы налога – в доход федерального
бюджета;

— 5% суммы налога – в доходы субъекта
Федерации.

При добыче общераспространенных полезных
ископаемых полная сумма налога подлежит
уплате в доходную часть бюджета субъекта
Федерации.

Если же добытие любых полезных ископаемых
осуществляется на континентальном
шельфе или в исключительной экономической
зоне РФ, а также при добыче полезных
ископаемых из недр за пределами российской
территории, на территориях, находящихся
под российской юрисдикцией или же
арендуемых у иностранных государств,
то вся сумма налога зачисляется в
федеральный бюджет[20,с. 319].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Правовой
основой для исчисления и уплаты
федерального
налога
являются положения главы
26
Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщики
организации
и индивидуальные
предприниматели
,
являющиеся пользователями недр. В
зависимости от категории субъекта
налога налогоплательщик подлежит
постановке на учёт по
месту нахождения участка недр,
по
месту нахождения организации
либо по
месту жительства физического лица.

Объект
налогообложения

полезные
ископаемые
,
добытые из недр на территории РФ или за
её пределами на территориях, находящихся
под юрисдикцией России, а также полезные
ископаемые, извлечённые из отходов
добывающего производства.

Установлены
виды
полезных ископаемых,
добыча которых подлежит налогообложению:
каменный уголь, торф, нефть, природный
газ, руды черных, цветных и редких
металлов, минеральные воды и др.

Не
признаются объектом налогообложения
полезные ископаемые:

• не
числящиеся на государственном балансе
запасов полезных ископаемых, добытые
индивидуальным предпринимателям и
используемые им непосредственно для
личного потребления;• добытые из недр
при образовании, использовании,
реконструкции и ремонте особо охраняемых
геологических объектов, имеющих научное,
культурное, эстетическое или иное
общественное значение и др.

Налоговая
база

определяется налогоплательщиком
самостоятельно как стоимость
добытых полезных ископаемых
.

Налоговая
база определяется отдельно по каждому
добытому полезному ископаемому. В
отношении полезных ископаемых, для
которых установлены
различные налоговые ставки либо
ставка
рассчитывается с учетом коэффициента,
налоговая база определяется применительно
к каждой налоговой ставке.

Налоговый
период

календарный
месяц
.

Налоговые
ставки

зависят от вида полезных ископаемых
запасов и составляют от 0
до 17,5%,
также 419
руб.
за 1 тонну добытой нефти и 237
руб.
за 1000 кубических метров газа.Специальная
ставка
0%
применяется при добыче некоторых
полезных ископаемых:• газа горючего
природного из нефтяных месторождений;

• минеральных
вод, используемых исключительно в
лечебных целях без их непосредственной
реализации и т.д.

Пользователи
недр, осуществляющие за счёт собственных
средств поиск и разведку месторождения,
уплачивают налог в отношении полезных
ископаемых с коэффициентом
0,7.

Порядок
и сроки уплаты налога.
Сумма
налога

исчисляется как соответствующая
налоговой ставке процентная доля
налоговой базы. Она определяется по
итогам каждого налогового периода по
каждому добытому полезному ископаемому.
Налог подлежит уплате в бюджет по месту
нахождения каждого участка недр,
предоставленного налогоплательщику в
пользование. При этом сумма налога
рассчитывается исходя из доли полезного
ископаемого, добытого на каждом участке
недр, в общем количестве добытого
полезного ископаемого соответствующего
вида. Сумма налога, исчисленная по
полезным ископаемым, добытым
за пределами РФ,
подлежит уплате в бюджет по месту
нахождения организации или месту
жительства индивидуального предпринимателя.

Налог
уплачивается не
позднее 25-го числа месяца,
следующего за истекшим налоговым
периодом.

Обязанность
представления налоговой
декларации
возникает начиная с того налогового
периода, в котором начата фактическая
добыча полезных ископаемых. Налоговая
декларацияпредставляется не позднее
последнего числа месяца, следующего
за истекшим налоговым периодом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник