Рудные и нерудные полезные ископаемые план урока
Инфоурок
›
География
›Конспекты›Конспект и материал для открытого урока «Рудные и нерудные полезные ископаемые мира»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Вам в помощь.doc
Выбранный для просмотра документ РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.doc
Выбранный для просмотра документ Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран.doc
Выбранный для просмотра документ Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайся назад.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайся назад…
2 слайд
Описание слайда:
Навстречу новым знаниям… Тема «Рудные и нерудные полезные ископаемые. География их распространения по территории мира»
3 слайд
Описание слайда:
Цель Изучить состав и географию распространения рудных и нерудных полезных ископаемых по территории мира Рассмотреть проблему истощения минеральных ресурсов
4 слайд
Описание слайда:
Рекомендации по работе с кейсом Прочитайте внимательно кейс. Обсудите его в группе. Дайте краткие ответы на вопросы после кейса, используя предоставленные материалы, текст учебника (стр. 92-94), карту атласа «Минеральные ресурсы мира» Представить результат.
5 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: изучить параграф 13; на контурную карту нанести основные районы распространения рудных и нерудных полезных ископаемых.
6 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА РАБОТУ и ВНИМАНИЕ!
Выбранный для просмотра документ Чтобы идти вперёд.doc
Выбранный для просмотра документ аналитики.doc
Выбранный для просмотра документ конспект.doc
Выбранный для просмотра документ нерудн. п.и. геологи.doc
Выбранный для просмотра документ рудные п.и..doc
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
К учебнику:
«География (базовый уровень)», Кузнецов А.П., Ким Э.В.
К уроку:
§ 15. Обрабатывающая промышленность мира 87
Номер материала:
ДБ-075232
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тема: «Нерудные полезные ископаемые»
Цель: сформировать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами.
Развивающая: формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группе.
Тип урока: урок – исследование с применением ИКТ
Методы урока: практический, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный
Формы урока: групповая, классная
Оборудование: коллекция минералов, стаканы, стеклянные колбы, вода, презентация PowerPoint, карточки с названием полезных ископаемых, названия групп, бейджики с указанием имени ребенка и его обязанностей в группе, камушки для рефлексии, таблицы для заполнения (по количеству групп), шапочки для выступающих с названием горных пород.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
— Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
- Актуализация знаний:
– Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить домашнее задание.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Камни, почву раздробил
Специальный бур —
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин. (Нефть)
Не зря она варилась
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (руда)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом тепло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Ни огня,
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (Известняк)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома. Ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (гранит)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след (мел)
— Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные ископаемые)
— Что такое полезные ископаемые? (это горные породы, которые человек добывает из-под земли и использует для своих нужд)
— Разделите на три группы названия полезных ископаемых. (на доске в разноброс расположены карточки с названием полезных ископаемых, дети располагают их в три столбика )
— Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)
— Поверьте правильность выполнения работы. (слайд)
Горючие рудные нерудные
Газ железо мрамор
Нефть золото песок
Уголь медь глина
Торф алюминий известняк
гранит
мел
— Какие полезные ископаемые мы называем горючими? (Они хорошо горят, выделяют тепло)
— Почему полезные ископаемые называют рудными? (они содержат металл)
— На какие две группы можно разделить все рудные полезные ископаемые? (руды черных и цветных металлов)
— А как можно различить изделия из цветной руды и черной руды? (при помощи магнита)
— Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте. Соотнеси условный знак и название ископаемого. (в группах)
Золото
Железная руда
Нефть
Газ
Уголь
Торф
— Проверьте свою работу. (слайд)
3. Сообщение темы урока.
— Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на некоторых нерудных полезных ископаемых.
— Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).
— Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое самое важное для человека?
4. Работа над темой урока.
— Работать мы будем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное.
Задание: Послушайте рассказ ископаемого, заполните таблицу- подсказку. Она пригодится вам для ответа.
название | свойства | состав | использование |
ученик №1. «Песок».
Я состаю из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе, можно встретить на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве.
ученик №2. «Глина»
Я — твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, и из меня лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я — осадочная порода. Как и песок, образуюсь в результате выветривания различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.
ученик №3. «Известняк»
Я — твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Учитель: Образовался известняк из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
ученик №4 «Гранит»
Я — очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное свойство. Меня можно найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того что хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я состаю из кварца, слюды и полевого шпата.
Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
— Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное полезное ископаемое самое важное? (они все важны)
— Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.
5. Физминутка. (танцевальная)
— Перед тем , как нам приступить к опытам в наших лабораториях, я предлагаю вам хорошо отдохнуть.
6. Проведение опытов:
— Наша работа в лабораториях продолжается. И нам предстоит ответить на вопрос, какие же свойства нерудных полезных ископаемых использует человек?
За работу принимаются лаборанты со своими помощниками.
— Демонстраторы, пронесите и покажите ученикам полезные ископаемые. А лаборанты с помощниками должны определить, какого цвета полезное ископаемое, имеет или не имеет запаха.
Секретари не забудьте заполнять таблицу.
Полезное ископаемое | цвет | запах | Пропускает ли воду | Растворяется ли в воде | Другие свойства |
Песок | желтый белый красный серый | не имеет | пропускает | Нет | сыпучесть |
Глина | коричневый разного цвета | Имеет сухая глина не имеет, сырая имеет | плохо | Нет | пластичность, вязкость |
Гранит | красный, розовый, серый и др. | не имеет | не пропускает | Нет | прочность, хорошо полируется |
известняк | белый, серый, желтый | имеет | пропускает | нет | хрупкий |
ОПЫТ 1: — Лаборанты, пожалуйста, подойдите к демонстрационному столу и проведите опыт, в котором мы убедимся, пропускает ли полезное ископаемое воду.
(В стакан ставится стеклянная воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает воду, если вода осталось на ископаемом – не пропускает)
Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не пропускает, известняк — пропускает
— Не забывайте выводы заносить в таблицу.
ОПЫТ 2: — А теперь определим, растворяются ли данные ископаемые в воде.
(в стакан наливается вода, опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой).
Вывод: данные ископаемые не растворяются в воде.
ОПЫТ 3: — А теперь давайте определим прочность ископаемых.
(Опыты проводит учитель):
- Пересыпает песок из одной чашечки в другую.
Вывод: песок – сыпучий
- В блюдце положить глину и добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой).
Вывод: пластичная, вязкая (этот опыт можно начать на перемене)
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
- Стучит твердым предметом по граниту.
Вывод: Гранит очень твердый, прочный
- Известняк: ломает мел
Вывод: известняк – хрупкий
7. Обобщение знаний:
— Посмотрите на свои записи, посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные на урока.
Вывод: все нерудные полезные ископаемые необходимы человеку.
Человек использует нерудные ископаемые в строительстве, потому что они не растворяются в воде, твердые.
Учитель:
— Помимо рассмотренных нами на уроке существует большое множество нерудных полезных ископаемых. Среди них:
Фосфориты. Это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорное удобрение, которые добавляют в почву, чтобы растения лучше росли.
Ракушечник – пористый камень, состоящий из спрессованных морских раковин. Используется в строительстве для облицовки стен.
Поваренная соль – это твердый белый камень, который человек в измельченном виде использует в пищу. Некоторые залежи соли образовались на дне древних высохших морей и озер.
Добывают поваренную соль в Атырауской, Кызылордиской, Жамбылской и Павлодарской областях. (рассматривание карты на стр.112 – 113)
8. Оценивание: Наш урок подходит к концу. Старшие группы, пожалуйста, оцените работу своих одноклассников. Таблица оценок на экране. (слайд)
Поднимите руку, кто получил «5», «4». Молодцы, ребята!!!!
9. Домашнее задание: Поднимите руку, кто из вас хочет больше узнать о полезных ископаемых? Дома подготовьте сообщение о полезном ископаемом. Прочитайте текст на стр.35-36, ответьте на вопросы.
10. Рефлексия: Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано
«Переверни и ты узнаешь что-то новое”
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие».
— Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.
Подойдите и опустите камень в один из стаканов :
В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых;
Во второй стакан – вам не очень интересно,
В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке.
Судя по наполняемости стаканов, урок прошел для вас интересно, вы открыли для себя что-то новое.
В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.
Источник
Предмет: Познание мира
Класс: 4 «Б»
Тема: Нерудные полезные ископаемые.
Цель обучения: Уметь объяснять свойства и признаки нерудных полезных ископаемых.
Ожидаемый результат:
А. Ученик умеет определять сходства и различия нерудных полезных ископаемых;
В. Ученик умеет объяснить свойства, признаки, назначение, месторождение нерудных полезных ископаемых;
С. Ученик знает свойства, признаки, назначение, месторождение нерудных полезных ископаемых.
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Ресурсы
14мин
3м
10м
1м
Побуждение
1.Мотивационный этап.
2.Создание благоприятного психологического климата.
3. Выход на тему
Стратегия «Волшебный сундучок»
4.Стратегия «Использование прежних знаний»
5.Динамическая пауза
Организовывает формирование групп по цвету обертки конфет.
Из «Волшебного сундучка» на флипчарте вытаскивает поочереди слова (нефть, уголь, газ, песок, глина)
— Почему вы так думаете?
Относит его в соответствующую группу. — Как вы думаете, как называется третья группа полезных ископаемых?
— Откуда вы это знаете?
— Сделайте вывод, над какой темой мы будем сегодня работать, сформулируйте цель урока?
— Оцените свою работу с помощью стратегии «Большой палец». Объясните своему соседу, почему вы оценили себя именно так.
Фокусирует внимание на правилах работы в группе.
— Работать будете в группах, поэтому напомните друг другу правила работы в группе, и заранее распределите роли.
— А теперь послушайте задание:
А) За 3 минуты запишите всё, что вы вспомните по вопросу, записанном в правом углу ватмана:
1гр. – Как выглядит песок?
2 гр. – Как выглядит глина?
3 гр. – Как выглядит известняк?
4 гр. – Чем нерудные отличаются от рудных и горючих полезных ископаемых?
Б) Теперь с помощью приёма «Карусель» по часовой стрелке перемещаемся к плакату другой группы, анализируем написанное, делаем пометы: «+» — согласны, «-» — не согласны и пишите почему. Далее, добавляете свои собственные мысли по данному вопросу. Если ваши мысли и идеи связаны с письменными ответами предыдущей группы, можете соединить их стрелкой. В) Перемещаетесь по сигналу, пока не вернетесь к своему плакату.
Г) После анализируете дополнения групп, спикер комментирует конечный продукт.
Наблюдает за выполнением задания «Карусель».
Слушает, корректирует ответы спикеров.
Организовывает динамическую паузу.
Учащиеся формируют группы
Дети поднимают номер группы, которой соответствует данный полезный ископаемый. Доказывают свой выбор.
Делают предположения, рассуждают, доказывают.
Формулируют тему и цель урока.
Оценивают себя, аргументируют соседу свою оценку.
Вспоминают и проговаривают правила. Распределяют роли.
Слушают задание.
Ученики работают в группе: делают предположения, высказывают своё мнение, аргументируют ответы, записывают одним цветом.
По сигналу перемещаются от плаката к плакату. Делают пометы своим цветом.
Возвращаются к своему плакату.
Анализируют, рассуждают, подводят итоги. Спикер выходит с кластером и комментирует конечный продукт, приводит аргументы.
Выполняют разминку.
Конфеты, флипчарт «Волшебный сундучок», 4 ватмана, фломастеры четырех цветов, видеозарядка
28мин
14м
7м
7м
Реализация
1.Операционный этап
Работа в паре «Метод помет»
Работа в новой паре «Разноуровневый подход к заданию»
— А теперь изучите текст по абзацам с помощью «Метода помет» +,-, V, обсудите в паре, задайте вопросы друг другу. Затем приступайте к следующему абзацу и так далее до конца текста.
Разбивает на новые пары-для разноуровневого задания
— Заполните таблицу,
А) используя ресурсы без помощи учителя, составьте Д.Венна
В) используя учебник, при необходимости консультируйтесь с учителем и друг с другом.
С) используя готовые шаблоны
Где используется
Месторождения
Внешний вид
Знак на карте
Фосфорит
Известняк
Ракушечник
Каменная соль
Проверьте по образцу.
Игра «Брейн-ринг»:
1 тур: 1-2 группы
— Она тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен, добывается в шахтах (железная руда)
— Черного цвета, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч (каменный уголь)
— Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов (известняк)
— Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле (глина)
— Темная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут (нефть)
2 тур:3-4 группы
— Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (гранит)
— Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске, оставляет белый след. (мел)
— Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок)
— На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (газ)
— Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (торф)
3 тур: победители 1 и 2 туров
— Найдите ошибки в утверждениях:
А) Большинство полезных ископаемых – жидкие;
Б) Места, где хранят добытые полезные ископаемые, называются месторождениями;
— Что объединяет такие полезные ископаемые как нефть и глина?
— Почему местность, окружающая месторождение становится непригодной для жизни?
— Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в списке: гранит, известняк, нефть, природный газ?
Выполняют задание: изучают текст, интерпретируют полученную информацию, обмениваются знаниями в паре о нерудных полезных ископаемых, обсуждают, отвечают на вопросы.
Выполняют задание. Обсуждают в паре. Делают вывод. Заполняют таблицу. Кто справился быстрее всех, составляют Диаграмму Венна.
Проверка по образцу.
В группе выбирается один участник, который быстро реагирует на готовый ответ в команде и нажимает на переключатель для загорания лампочки в шаре (но только после окончания зачитывания вопроса). Группы 1 и 2 участвуют в первом туре, затем освобождают столы для участников 2 тура: 3 и 4 группы. В третьем туре играют победители первых двух туров.
Раздаточный материал: тексты, разноуровневые задания, таблицы, шаблоны, Диаграммы Венна. Презентация «Брейн-ринг». Столы, оборудованные шарами с лампочками и переключателями.
3мин
Рефлексия
1.Рефлесия «Комплимент»
2.Домашнее задание
— Сделайте комплимент группе-сопернику в игре «Брейн-ринг».
— Заполните Анкету «ЗХУ»
Теперь я умею…
Я знаю что….
Я буду……..
Задания на выбор:
— Прочитайте текст учебника стр.35-36, ответь на вопросы «Проверь себя», отметьте месторождения нерудных полезных ископаемых на контурной карте.
— Уметь рассказать о нерудных полезных ископаемых по таблице-схеме:
Полезные ископаемые
Рудные
Нерудные
Минералы
(строительные)
Горючие
Руды черных металлов
Руды цветных металлов
Гранит, известняк, песок, глина, мел, мрамор
Уголь, торф, нефть, природный газ
— Напишите рассказ, почему человек должен бережно охранять природные богатства. Какую ты можешь внести лепту в охрану окружающей среды?
Анализируют работу соперников и на основе этого делают комплимент.
Учащиеся в письменной форме высказывают свое мнение.
Ученики выбирают задания и вкладывают в дневник.
Анкеты, карточки с Д.з.
Источник