Рудные и нерудные полезные ископаемые урок
Инфоурок
›
География
›Конспекты›Конспект и материал для открытого урока «Рудные и нерудные полезные ископаемые мира»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Вам в помощь.doc
Выбранный для просмотра документ РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.doc
Выбранный для просмотра документ Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран.doc
Выбранный для просмотра документ Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайся назад.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайся назад…
2 слайд
Описание слайда:
Навстречу новым знаниям… Тема «Рудные и нерудные полезные ископаемые. География их распространения по территории мира»
3 слайд
Описание слайда:
Цель Изучить состав и географию распространения рудных и нерудных полезных ископаемых по территории мира Рассмотреть проблему истощения минеральных ресурсов
4 слайд
Описание слайда:
Рекомендации по работе с кейсом Прочитайте внимательно кейс. Обсудите его в группе. Дайте краткие ответы на вопросы после кейса, используя предоставленные материалы, текст учебника (стр. 92-94), карту атласа «Минеральные ресурсы мира» Представить результат.
5 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: изучить параграф 13; на контурную карту нанести основные районы распространения рудных и нерудных полезных ископаемых.
6 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА РАБОТУ и ВНИМАНИЕ!
Выбранный для просмотра документ Чтобы идти вперёд.doc
Выбранный для просмотра документ аналитики.doc
Выбранный для просмотра документ конспект.doc
Выбранный для просмотра документ нерудн. п.и. геологи.doc
Выбранный для просмотра документ рудные п.и..doc
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
К учебнику:
«География (базовый уровень)», Кузнецов А.П., Ким Э.В.
К уроку:
§ 15. Обрабатывающая промышленность мира 87
Номер материала:
ДБ-075232
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тема: «Нерудные полезные ископаемые»
Цель: сформировать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами.
Развивающая: формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группе.
Тип урока: урок – исследование с применением ИКТ
Методы урока: практический, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный
Формы урока: групповая, классная
Оборудование: коллекция минералов, стаканы, стеклянные колбы, вода, презентация PowerPoint, карточки с названием полезных ископаемых, названия групп, бейджики с указанием имени ребенка и его обязанностей в группе, камушки для рефлексии, таблицы для заполнения (по количеству групп), шапочки для выступающих с названием горных пород.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
— Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
- Актуализация знаний:
– Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить домашнее задание.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Камни, почву раздробил
Специальный бур —
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин. (Нефть)
Не зря она варилась
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (руда)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом тепло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Ни огня,
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (Известняк)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома. Ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (гранит)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след (мел)
— Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные ископаемые)
— Что такое полезные ископаемые? (это горные породы, которые человек добывает из-под земли и использует для своих нужд)
— Разделите на три группы названия полезных ископаемых. (на доске в разноброс расположены карточки с названием полезных ископаемых, дети располагают их в три столбика )
— Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)
— Поверьте правильность выполнения работы. (слайд)
Горючие рудные нерудные
Газ железо мрамор
Нефть золото песок
Уголь медь глина
Торф алюминий известняк
гранит
мел
— Какие полезные ископаемые мы называем горючими? (Они хорошо горят, выделяют тепло)
— Почему полезные ископаемые называют рудными? (они содержат металл)
— На какие две группы можно разделить все рудные полезные ископаемые? (руды черных и цветных металлов)
— А как можно различить изделия из цветной руды и черной руды? (при помощи магнита)
— Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте. Соотнеси условный знак и название ископаемого. (в группах)
Золото
Железная руда
Нефть
Газ
Уголь
Торф
— Проверьте свою работу. (слайд)
3. Сообщение темы урока.
— Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на некоторых нерудных полезных ископаемых.
— Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).
— Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое самое важное для человека?
4. Работа над темой урока.
— Работать мы будем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное.
Задание: Послушайте рассказ ископаемого, заполните таблицу- подсказку. Она пригодится вам для ответа.
название | свойства | состав | использование |
ученик №1. «Песок».
Я состаю из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе, можно встретить на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве.
ученик №2. «Глина»
Я — твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, и из меня лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я — осадочная порода. Как и песок, образуюсь в результате выветривания различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.
ученик №3. «Известняк»
Я — твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Учитель: Образовался известняк из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
ученик №4 «Гранит»
Я — очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное свойство. Меня можно найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того что хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я состаю из кварца, слюды и полевого шпата.
Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
— Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное полезное ископаемое самое важное? (они все важны)
— Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.
5. Физминутка. (танцевальная)
— Перед тем , как нам приступить к опытам в наших лабораториях, я предлагаю вам хорошо отдохнуть.
6. Проведение опытов:
— Наша работа в лабораториях продолжается. И нам предстоит ответить на вопрос, какие же свойства нерудных полезных ископаемых использует человек?
За работу принимаются лаборанты со своими помощниками.
— Демонстраторы, пронесите и покажите ученикам полезные ископаемые. А лаборанты с помощниками должны определить, какого цвета полезное ископаемое, имеет или не имеет запаха.
Секретари не забудьте заполнять таблицу.
Полезное ископаемое | цвет | запах | Пропускает ли воду | Растворяется ли в воде | Другие свойства |
Песок | желтый белый красный серый | не имеет | пропускает | Нет | сыпучесть |
Глина | коричневый разного цвета | Имеет сухая глина не имеет, сырая имеет | плохо | Нет | пластичность, вязкость |
Гранит | красный, розовый, серый и др. | не имеет | не пропускает | Нет | прочность, хорошо полируется |
известняк | белый, серый, желтый | имеет | пропускает | нет | хрупкий |
ОПЫТ 1: — Лаборанты, пожалуйста, подойдите к демонстрационному столу и проведите опыт, в котором мы убедимся, пропускает ли полезное ископаемое воду.
(В стакан ставится стеклянная воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает воду, если вода осталось на ископаемом – не пропускает)
Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не пропускает, известняк — пропускает
— Не забывайте выводы заносить в таблицу.
ОПЫТ 2: — А теперь определим, растворяются ли данные ископаемые в воде.
(в стакан наливается вода, опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой).
Вывод: данные ископаемые не растворяются в воде.
ОПЫТ 3: — А теперь давайте определим прочность ископаемых.
(Опыты проводит учитель):
- Пересыпает песок из одной чашечки в другую.
Вывод: песок – сыпучий
- В блюдце положить глину и добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой).
Вывод: пластичная, вязкая (этот опыт можно начать на перемене)
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
- Стучит твердым предметом по граниту.
Вывод: Гранит очень твердый, прочный
- Известняк: ломает мел
Вывод: известняк – хрупкий
7. Обобщение знаний:
— Посмотрите на свои записи, посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные на урока.
Вывод: все нерудные полезные ископаемые необходимы человеку.
Человек использует нерудные ископаемые в строительстве, потому что они не растворяются в воде, твердые.
Учитель:
— Помимо рассмотренных нами на уроке существует большое множество нерудных полезных ископаемых. Среди них:
Фосфориты. Это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорное удобрение, которые добавляют в почву, чтобы растения лучше росли.
Ракушечник – пористый камень, состоящий из спрессованных морских раковин. Используется в строительстве для облицовки стен.
Поваренная соль – это твердый белый камень, который человек в измельченном виде использует в пищу. Некоторые залежи соли образовались на дне древних высохших морей и озер.
Добывают поваренную соль в Атырауской, Кызылордиской, Жамбылской и Павлодарской областях. (рассматривание карты на стр.112 – 113)
8. Оценивание: Наш урок подходит к концу. Старшие группы, пожалуйста, оцените работу своих одноклассников. Таблица оценок на экране. (слайд)
Поднимите руку, кто получил «5», «4». Молодцы, ребята!!!!
9. Домашнее задание: Поднимите руку, кто из вас хочет больше узнать о полезных ископаемых? Дома подготовьте сообщение о полезном ископаемом. Прочитайте текст на стр.35-36, ответьте на вопросы.
10. Рефлексия: Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано
«Переверни и ты узнаешь что-то новое”
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие».
— Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.
Подойдите и опустите камень в один из стаканов :
В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых;
Во второй стакан – вам не очень интересно,
В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке.
Судя по наполняемости стаканов, урок прошел для вас интересно, вы открыли для себя что-то новое.
В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.
Источник
Тема: нерудные полезные ископаемые Урок _2__ из серии уроков на тему ______ полезные ископаемые_____
Класс: _____
Цель урока: к концу урока учащиеся будут знать название основных рудных месторождений Казахстана и смогут ответить на вопросы проверочного теста.
Задачи урока:
работать над усвоением нового материала. Добиться 100% вовлечения учащихся в учебный процесс.
Развивать навыки работы с картографическим и текстовым материалом.
Воспитание уважительного отношения к соученикам, патриотическое воспитание.
Критерии успеха: учащиеся могут работать с картой, могут обрабатывать полученную информацию.
План
Задание
Хронометраж
Действия учителя
Действия учащихся
Дифференцированный подход
Оценивание
Оборудование, ресурсы
1.
Рефлексия по ранее изученным темам
3 минуты
Вопросы:
— Что мы с Вами изучали на предыдущем уроке?
— Какие ПИ вы знаете? – рудные и не рудные
— Чем полезные ископаемые отличаются от горных пород?
— По запасам каких полезных ископаемых Казахстан занимает первые места в мире?
Раз тема урока сегодня называется «нерудные ПИ», какой будет цель урока?: продолжить изучение полезных ископаемых Казахстана, но сегодня мы изучим месторождения металлов.
К концу урока учащиеся будут знать основные месторождения рудных полезных ископаемых и смогут ответить на вопросы проверочного теста.
Я надеюсь что вы будете активными, вместе мы выполним задачи поставленные на уроке. Посмотрите друг на друга, пожелайте удачи на этом уроке и я вам тоже желаю удачи, и чтобы в конце урока вы ушли с хорошим настроением.
Учащиеся рефлексируют ранее изученные темы, отвечая на вопросы учителя
Учащиеся дома прорабатывали заданный материал по теме полезные ископаемые.
Формативное
Карта Казахстана, учебники, записи в тетрадях
2. Вводное слово учителя
7 минут
вводное слово учителя по новой теме. Далее – учитель объявляет порядок работы на уроке.
Метод делегирования.
Работа в группах и взаимоопрос.
Тест-опрос от учителя.
Для того, чтобы отмечать качество работы по изучению новой темы, на доске и в карточках у групп есть таблица. Командиры групп ведут подсчет баллов, для того, чтобы в конце урока выставить оценку.
учащиеся слушают учителя
100% уч-ся понимают слова учиеля
формативное
3.
Обратная связь «Измерение температуры!
0,5 мин
Учитель спрашивает: Что мы сейчас делаем?
Покажите знаками, понятна ли вам тема урока: большой палец вверх, вниз, в сторону.
Если многим не понятен материал, те кто понял, объясняют в группах не понявшим.
Ученики отвечают на вопросы учителя
90% учащихся класса могут ответить на вопросы по новой теме
формативное
Конспект урока
4.
Проверка домашнего задания
(метод Делегирования)
15 минут
Учащиеся на прошлом уроке получили опережающее домашнее задание – составить вопросы по тексту параграфа. Работая в группах из составленных дома вопросов, составляют опросный лист и опрашивают учащихся. Опросный лист состоит из 4 вопросов по 4 варианта ответов.
Затем на доске в таблице отражаются количество набранных баллов. Максимально 12 баллов.
критерии оценивания: 12-11 балов – «5», 10-8 баллов – «4»
7-5 баллов – «3»
Учащиеся слушают объяснения учителя, делая записи в тетрадях.
Все учащиеся могут составить вопросы по тексту темы
суммативное
Тетради, ручки.
5. «Мозговой штурм».
Работа в группе с картами
9 минут
учащиеся получают конверт с названием месторождений полезных ископаемых. Им предлагается разместить названия месторождений в соответствующие колонки, пользуясь картой полезных ископаемых Казахстана.
учащиеся работают в группах
уч-ся умеют читать карту и смогут верно выполнить задание
формативное
карта, карточки, клей
6.Взаимоопрос
3
группы обмениваются работами, учитель оглашает верные ответы, осуществляется взаимоопрос. На доске в таблицу, учитель записывает набранные баллы. Максимально – 9 б
9- баллов – «5», 8-7 – «4» балла, 6-5 балла – «3».
учащиеся работают в группах
7.Тест от учителя.
2
карточки с заданием. (при наличии резерва времени) максимально – 5 баллов
8. Выставление оценок
2
учащиеся за урок могут набрать 26 баллов.
Оценка «5» ставится при 24 и выше баллов.
Оценка «4» — от 23 до 18 баллов.
Оценка «3» — от 17 до 10 баллов.
8.рефлексия
3 мин
Рефлексия.
в таблице указать свою эмоцию от урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся рисуют смайл
формативное
Конспект урока
Домашнее здание.
1 мин
Домашнее задание. §18
Вводное слово учителя:
Все нерудные полезные ископаемые в большинстве своем относятся к садочным горным породам. Чем горные породы отличаются от ПИ?
Нерудные ПИ делятся на три группы: сырье для получения удобрений; строительное сырье и горючие полезные ископаемые.
Нерудные полезные ископаемые являются наиболее распространенными, как по количеству видов, так и по количеству открытых и освоенных месторождений. Объясняется это тем, что к ним относятся чрезвычайно разнообразны по происхождению породы и минералы. Нерудные ископаемые имеют очень широкое применение. Они служат сырьем для отраслей промышленности, непосредственно используются в строительстве, науке и технике, быту и медицине.
В Казахстане сосредоточены все виды ресурсов минерального сырья. Однако запасы нефти, угля, железной руды и др. минералов небезграничны. Запасы их по мере освоения истощаются. Использование старых и освоение новых месторождений полезных ископаемых оказывает влияние на состояние и других природных ресурсов (почвенный покров, подземные и поверхностные воды, леса, посевные площади, воздух и т.д.). Поэтому исчерпаемые ресурсы необходимо использовать рационально, комплексно и эффективно. В природе химические элементы в чистом виде практически не встречаются. Например, в структуре многих месторождений железа содержится фосфор, сера, редкие металлы. Вместе с основной рудой следует извлекать и дополнительные компоненты. Необходимо, чтобы запасы основных и смешанных полезных ископаемых из недр извлекались по возможности полнее, при добыче сырья, его перевозке и переработке уменьшались потери. Следует эффективнее использовать продукты переработки сырья, осваивать безотходные технологии.
Таблица
нефть
газ
уголь
Месторождения необходимо разметить в соответствующие колонки: Доссор Карачаганак Карагандинское Кумколь Устюрт Экибастузское Каламкас Жетыбай Кенкияк
Тест-опрс по теме урока:
Почему месторождения горючих нерудных пол. ископаемых в основном соответствует равнинным областям, а рудным – горным и возвышенным:
А) нерудные – осадочные породы. Равнинные территории позже освобождались от моря; б) равнинные территории находятся в зоне повышенной сейсмической активности; в) Это не верно. Горючие полезные ископаемые залегают в зоне вулканов.
2. Укажите, какого полезного ископаемого нет на территории Казахстана: а) уголь; б) торф; в) газ.
3. Нерудные горючие ископаемые относятся к категории: а) невозобновимых; б) возобновимых; в) неиссякаемых.
4. Месторождений какого горючего полезного ископаемого в Казахстане наибольшее количество? А) нефти: б) угля: в) газа.
5. Укажите из перечисленных, месторождение нефти: а) Экибастузское; б) Жетыбай; в) Доссор.
группа №
Фамилии участников
взаимоопрос
«Делегирование»
работа с картой
тест
от
учителя
Сумма баллов
оценка
рефлексия
1…………………………………
2…………………………………
3…………………………………
4………………………………..
5………………………………..
Источник