Самоанализ урока полезные ископаемые 3 класс

Самоанализ урока полезные ископаемые 3 класс thumbnail

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

План-конспект урока

по окружающему миру

3класс

ТЕМА: Полезные ископаемые.

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

   Тема: Полезные ископаемые.

Цель: Расширить знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Планируемые результаты:

Личностные: 

1) знать о значении камней в жизни человека;

2) вызвать интерес к изучению новой темы;

3) расширение кругозора учащихся.

Предметные:

1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;

2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;  

3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

Ход урока

I. Оргмомент.

Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

У: Как называет раздел, который мы изучаем?

— Чему учит экономика.

У: А какие вопросы мы уже рассмотрели в этом разделе?

— Для чего нужна экономика, три «кита» экономики.

У: Сегодня мы проверим, что вы запомнили с прошлых уроков.

На каких «трёх китах» держится экономика? (Природные богатства, труд , капитал)

Что включают в себя природные богатства? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные)

Какой бывает труд? (Умственный и физический.)

Пересказ домашнего задания

III. Самоопределение к деятельности.

Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

Д: О полезных ископаемых

Что бы вы хотели узнать о полезных ископаемых? (Ответы)

Конечно, сегодня вы узнаете о некоторых их свойствах, познакомитесь с использованием их человеком, способами добычи, с некоторыми профессиями людей.

Как вы думаете, что означает сочетание этих слов ( ответы детей). Это тела созданные природой из веществ находящихся в земной коре.

Назовите мне полезные ископаемые?

Какие вы молодцы, что знаете столько полезных ископаемых! А сегодня мы с вами более подробно познакомимся со свойствами полезных ископаемых, месторождениями, как их добывают, как используют и подумаем: а нужно ли охранять полезные ископаемые или у нас их очень много.

IV. Работа по теме урока.

От какого слова произошло слово «Ископаемые»(от слова «копать»)

Почему они полезные? (Приносят пользу людям)

– Подберите синонимы к каждому слову.

(Полезные ископаемые, нужные доставать, необходимые добывать,приносят пользу извлекать)

Ребята, а какое определение полезным ископаемым вы бы дали? (Ответы детей)

– А теперь откройте учебники. Найдите и прочитайте определение понятия «полезные ископаемые». Сравните его с составленным нами. Может быть, мы что-то упустили?

(Дополнительно: минерал – твёрдое природное кристаллическое вещество; горная порода – природная совокупность минералов, образующая самостоятельное тело в земной коре)

Полезные ископаемые- богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Назовите их.

Большинство из них твердые. Нефть – жидкое , природный газ – газообразное.

Ребята, скажите, кто ищет полезные ископаемые? Люди какой профессии ищут полезные ископаемые? (Геологи)

Всё правильно, ребята.

Физкультминутка.

По дорожке геологи шли.

Много камешков разных нашли.

Присели, собрали.

Присели, собрали

И дальше вприпрыжку пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгали на левой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгали на правой ножке.

«Стоп! Немного отдохнём

И камни изучать пойдём!»

– Сейчас вы будете работать «геологами» в группах с образцами некоторых полезных ископаемых. С помощью учебника попробуйте определить, какое полезное ископаемое вы «нашли».

Практическая работа: 

У: Посмотрите, у вас на столах образцы полезных ископаемых. Как вы думаете, что это за полезные ископаемые?

Читайте также:  Чем полезна холодная вода для организма человека

Д: Каменный уголь, известняк, гранит.

У: Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли вы определили.

У: А что такое полезное ископаемое?

Д:

У: Прочитайте в учебнике

На какие группы делятся полезные ископаемые?

Д: Жидкие, твердые, газообразные

Полезные ископаемые делятся на 3 группы

1 Горючие: Каменный уголь, торф, нефть, природный газ.

2. Рудные (металлические): медная руда, железная руда.

3. Нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит

У: Какие ещё полезные ископаемые вы здесь увидели?

Сейчас мы будем составлять таблицу в тетрадях «Полезные ископаемые» по плану.

План.

Назови исследуемое полезное ископаемое

Определи, какого оно цвета. Есть ли у него блеск, прозрачность.

Выясни состав: однородный (весь одинаковый) или неоднородный (состоит из частиц), окраску частиц, размеры.

Сыпучее или несыпучее это вещество?

Определи твердость полезного ископаемого по сравнению с железом. Для этого поцарапай гвоздем по исследуемому объекту. Если гвоздь оставляет на нем царапину, полезное ископаемое мягче железа. Если царапины нет, оно тверже железа.

Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче.

Запиши все полученные данные в таблицу.

— Давайте проверим, как каждый ряд справился с работой.

Название

Основные свойства

Использование

Гранит

Зернистый, твёрдый и прочный

Строительство фундаментов зданий, дорог, памятников

Известняк

Белого, чёрного или розового цвета

Строительство, мел, мрамор

Глина

Очень мелкая известь бурого, жёлтого, белого цвета

Кирпич, посуда

Каменный уголь

Чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч

Отопление жилых помещений, лекарства, пластмассы, духи

Нефть

Жидкость тёмного цвета, с запахом бензина, горюча

Керосин, бензин, вазелин, лекарства, мыло

Железная руда

Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы

А сейчас я дополню ваши рассказы.

Железная руда. Железная руда – черного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют металлы.

Нефть. Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.

Гранит. Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.

Известняк. Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.

Каменный уголь. Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

Песок. Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Глина. Глина – бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Торф. Торф – образовался на дне болот из остатков растений . Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Торфяники очень трудно погасить. Используется в сельском хозяйстве и как топливо.

Газ. – Ребята, скажите, а почему никто не получил газ для исследования? Посмотрите на свойства газа. Может быть, вы с чем-то не согласны? (– Газ не имеет запаха. Учитель объясняет, что это так – газ без запаха.)

Добыча полезных ископаемых

Для чего добывают полезные ископаемые?

(Для использования в экономике)

— Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах – карьерах. Это открытый способ добычи.

Другие – в шахтах (в глубоких колодцах). А это закрытый способ.

– Как вы думаете, когда какой способ добычи используют?

Читайте также:  Что содержится в землянике для чего полезно

— Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до полезного ископаемого и вести добычу открытым способом.

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

— Как вы думаете, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

— Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

Ребята, а как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения детей.)

А как же сберечь это природное богатство? (Экономить, собирать металлолом)

Вывод: полезные ископаемые – бесценное богатство Земли.

А сейчас послушайте о полезных ископаемых.(диск)

А теперь рассмотрите коллекции полезных ископаемых (рассматривают)

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

V. Закрепление изученного материала.

Тест »Полезные ископаемые»

1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые:

А Шахта

б Карьер

в Месторождение

г Бассейн

2. Как называется открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые?

А Шахта

Б Карьер

В Скважина

Г Бассейн

3. Как называют ученых, которые занимаются поиском полезных ископаемых ?

А Геологи

Б Археологи

В Спелеологи

Г Географы

4. Какое полезное ископаемое относится к строительным полезным ископаемым?

А соль

Б Нефть

В песок

Г Медная руда

6.Выбери полезное ископаемое, без которого в быту невозможно приготовить пищу:

А Известняк

Б Каменный уголь

В .Природный газ

Г .Железная руда

7. Какое полезное ископаемое относится к рудным полезным ископаемым?

А Каменный уголь        б   Нефть                в     Гранит               г   Железная руда

12. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют как топливо:

А Мрамор                        б   Медь                 в   Газ          г   Глина

14. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют для приготовления пищи:

А Известняк        б  Нефть            в      Каменная соль            г      Глина            

VI. Рефлексия

Ребята, продолжите фразу: «Сегодня на уроке

Я узнал…

Мне было интересно…

Теперь я могу…

Сегодня я научился…

Меня удивило…

Я попробую…

Мне захотелось…»

VII. Домашнее задание.

Стр.45-50 пересказать, тест

Тест « Полезные ископаемые» 3 класс

Тест 11 вопросов 3 варианта ответов.

1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют

а) камни

б) полезные ископаемые

в) вода

2. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?

а) ножницы, ложки, вилки

б) кирпич, бензин, известняк

в) нефть, глина, торф

3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) психологи

б) строители

в) геологи

4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) оловянная и медная руда

б) глина, известняк

в) каменный уголь, природный газ

5. В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений?

а) глина

б) торф

в) гранит

6. Жидкое горючее полезное ископаемое

а) природный газ

б) нефть

в) известняк

7. Где добывают поваренную соль?

а) в болотах

б) в подземных шахтах

в) со дна озёр

8. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

а) из угля

б) из гранита

в) из руды

9. Кто создал горные породы?

а) люди

б) природа

в) животные

10. Из какого полезного ископаемого получают бензин?

а) из угля

б) из нефти

в) из газа

11. Места залегания полезных ископаемых в количествах, достаточных для их добычи называются..

Читайте также:  Полезен ли секс в 16 лет

а) шахтами

б) месторождениями

в) карьерами

Ответы к тесту « Полезные ископаемые» 3 класс

Б ВВВББАВБББ

Источник

Самоанализ урока окружающего мира

по теме: « Семейный бюджет»,

проведенного 15 апреля 2015года

Бабониной Светланой Юрьевной.

УМК «Школа России» ФГОС

Класс: 3

Тема урока: Семейный бюджет

Тип урока: урок изучения нового материала

Данный урок является девятым в разделе «Чему учит экономика». На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Чему учит экономика», «Природные богатства и труд людей – основа экономики», «Полезные ископаемые», «Растениеводство», «Животноводство», «Какая бывает промышленность», «Что такое деньги», «Государственный бюджет».

Уровень подготовки класса – средний.

Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Цель данного урока соответствует стандартным требованиям программы и связана с предыдущими учебными занятиями.

Задачи урока:

предметные:

1. Формировать понятие «семейный бюджет»

2.Формировать представление о структуре семейного бюджета

3. В процессе практической работы формировать знания о планировании семейного бюджета.

4. Анализировать, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений.

-метапредметные:

1.Создавать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в группе; развития наблюдательности, умения сравнивать и делать выводы.

-личностные:

1. Создать условия для воспитания уважения к труду, бережного отношения к окружающему миру, заботы о близких людях, взаимопомощи.

2. Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других; воспитание чувства взаимопомощи и поддержки.

Методы обучения:

По виду источника информации:

-словесные (объяснение, беседа)

-наглядные (демонстрация презентации).

-практические (работа в группе, работа с учебником, работа в тетрадях)

По виду учебной деятельности:

Проблемно- поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)

Использовался метод системно- деятельностного подхода, где ученик активный участник учебного процесса.

Использование ИКТ активизировало мыслительную деятельность учащихся, повышало интерес к учебному предмету.

Дети ощущали «лёгкость» при изучении новой темы, узнавали новое, преодолевали трудности, но не замечали их благодаря активной работе в группе, взаимопомощи, наглядности.

Ожидаемые планируемые результаты:

1.Личностные.

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса, формирование навыка работы в группе.

2.Метопредметные.

Умение извлекать необходимую информацию из текста, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё мнение; анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки рассуждений.

3. Предметные.

Контролировать и корректировать свою работу и работу соседа. Формировать первоначальное представление о семейном бюджете и его составляющих частях, содействовать развитию внимания, мышления. Познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения составлять семейный бюджет условной семьи, соотносить доходы с расходами, работать с учебником.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. При подготовке у уроку старалась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно- ориентированный подход.

Свой урок строила на принципах сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика. Старалась ставить такие вопросы, где у учащихся возникала необходимость обосновать свою точку зрения, т.е. использовала принцип обоснованного ответа.

На уроке внедрялись здоровьесберегающие технологии: дети активны, т.к. работа в группе предполагает общение, выполнение совместных действий, а это никак не соотносится со статичным сидением за партой. Так же была проведена физкультминутка.

Этап усвоения новых знаний происходил на уровне применения уже имеющихся знаний в новой ситуации.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 3 класса. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен.

Учащиеся показали умение организовывать свою деятельность, умение работать в группах, мобилизовать себя на восприятие и переработку новой информации. Показали хороший уровень применения новых терминов, эффективно использовали в устных ответах полученные ранее знания о бюджете.

Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке благоприятной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя было доброжелательным и доверительным.

По моему мнению, урок прошёл успешно, реализовались цель и задачи урока. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения и совместной работы. Оценки за урок получили самые активные ученики.

Источник