Самостоятельная работа чем полезна для учеников
Педагогическая практика включает в себя огромное количество важных для умственного развития школьников элементов. Это и разъяснение материала в виде лекций, и домашние задания, и различные практические занятия. Также очень важным элементом является и самостоятельная работа, которая, к слову, имеет двойной смысл.
Многогранность понятия
Интересно разобраться в самом понятии. Итак, что же такое «самостоятельная работа?» Кто-то скажет, что это желание ученика без чьей-либо помощи постигать знания, а кто-то просто вспомнит очередное задание на уроке, когда помощи просто ждать неоткуда и необходимо в одиночку излагать полученные знания на бумаге. Оба ответа могут считаться верными. Рассматривать данное понятие можно с нескольких сторон.
О самостоятельности
Стоит отметить, что самостоятельная работа – важный элемент учебной деятельности каждого школьника. Ведь от того, насколько ученик заинтересован в познании нового материала, от желания постигать новые знания зависит не только отличная успеваемость, но также и умственное развитие ребенка. Но как заставить ученика самостоятельно учиться? Сделать это довольно-таки тяжело, ведь в первую очередь нужно огромное желание со стороны учащегося. Но можно попробовать заинтересовать класс тем или иным предметом. Это уже зависит от мастерства и профессионализма каждого отдельного учителя. Нужно не только обещать поощрения в виде отметок за отличную самостоятельную работу вне школьных стен, но также привить желание к самому познанию, к стремлению узнавать что-то новое. Очень важно практически на каждом уроке не давать детям ответов на все вопросы, а оставлять толику неизвестности для самообразования. Работать по шаблону намного легче, но и не так продуктивно, как хотелось бы. Нужно заставить ребенка самостоятельно искать ответ, вот тогда от этой деятельности будет положительный, желаемый результат. Стоит отметить, что такая самостоятельная работа еще во время школьного образования очень поможет ребенку в будущем, во взрослой жизни, и даст возможность каждому не падать духом перед тяжкими испытаниями, просто подыскивая вариант решения проблемы.
Проверка знаний
Помимо вышесказанного, не менее важными являются также самостоятельные и контрольные работы, которые призваны проверять наличие знаний у учеников по пройденному материалу. Таким образом можно отследить, что осталось непонятным из пройденного и над чем еще стоит поработать со школьниками. Так, очень важными для школьного обучения являются самостоятельные работы по алгебре (8 класс и выше), физике, химии и иным, довольно тяжелым дисциплинам. Свою пользу приносят и индивидуальные работы по гуманитарным предметам, давая возможность учителю контролировать протекание учебного процесса и успеваемости учеников. Но такая форма обучения полезна и ученикам, когда большинство знаний приобретают очертания, и становятся ясны и видны пробелы в полученной на уроках и из учебников информации.
Выводы
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что самостоятельная работа в любом своем виде исключительно полезна для умственного развития каждого школьника. Не стоит ограничиваться обычной домашней работой, глубокое постижение предмета – вот залог крепких знаний.
Источник
Библиографическое описание:
Коноводова, Ю. А. Актуальность самостоятельной работы школьников в образовательном процессе / Ю. А. Коноводова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 105-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2736/ (дата обращения: 16.06.2020).
«Школа своим учением окажет наиболее глубокое
влияние в том случае,
когда она образование поставит на почву
самообразования,
саморазвития и лишь по мере средств и
возможности
будет помогать этому процессу».
П.Ф. Каптерев
Современный этап развития общества характеризуется
стремительным возрастанием объема научной информации. В этих условиях
обществу необходим человек, способный к активному творческому
овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на
меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий.
Образование уже сейчас должно дать человеку не только сумму базовых
знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и
умение самостоятельно воспринимать и осваивать новое: новые знания,
новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации и
управления, новые эстетические и культурные ценности.
Традиционное обучение учащихся отдавало приоритет предметному
знанию, в основу образовательного процесса были положены научные
положения. Однако сейчас недостаточно передать ученику определенную
сумму знаний, основы науки. Образование должно формировать
способность к творчеству, способствовать превращению творчества в
норму, в инструмент свершений во всех сферах человеческой
деятельности – в труде, науке, технике, культуре, искусстве,
управлении, политике.
Современный педагог должен быть нацелен на такую организацию учебной
деятельности учащихся, которая предполагает самостоятельную работу
школьников по самодобыванию знаний под руководством учителя, который
соединяет познавательный процесс с заинтересованностью в результатах
своего труда.
Самостоятельная работа представляет собой целостную
взаимосвязанную систему деятельности учителя и учащегося как
субъектов образовательного процесса, целью которой является
мотивирование и вовлечение учащегося в самостоятельную познавательную
деятельность, и создание условий для развития и формирования у
учащегося таких качеств и умений как способность к саморегуляции,
самоактивации, самоорганизации, самоконтролю, которые в дальнейшем
должны позволить им самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые
виды деятельности [3].
Исходя из концептуальных положений теории
личностно-развивающего образовании (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков,
В.И. Данильчук и др.), педагоги должны стремиться развивать у своих
учеников познавательные интересы, мышление, умения самостоятельно
находить, обрабатывать и использовать информацию, самостоятельно
решать учебные и жизненные проблемы.
Задача формирования самостоятельности учащихся как важнейшего
элемента учебной деятельности, как одной из ведущих функций личности
в современных условиях имеет большое значение в общеобразовательной
школе.
Активизация всей учебной работы рассматривается в современных
условиях как путь массового воспитания самостоятельности и
инициативности школьника. Благодаря самостоятельной деятельности
ребенок приобретает приемы и навыки элементарной исследовательской
работы; на слово он не верит, замечает малейшую фальшь, стремится к
самоутверждению, резко отрицательно относится к навязыванию взглядов,
морализированию, — ему нужны личные наблюдения, нужны
первоисточники, как можно больше «самостоятельности в
проработке материала».
С первых дней образования социалистического государства, стремление
придать педагогической системе динамизм, повернуть ее к социальным
преобразованиям позволило методистам разработать
теоретико-методологические аспекты самостоятельной деятельности. В
области познавательной самостоятельности в этот период апробируется
методика организации самостоятельных работ как эффективного условия
актуализации знаний учащихся. В этот период появился ряд книг и
статей Б.В. Всесвятского, Б.Е. Райкова, К.П. Ягодовского и др., в
которых структура познавательной деятельности учащихся сближается со
структурой познавательной деятельности ученого. При этом основной
тезис состоял в том, что школа не должна давать знаний в готовом виде
[1].
П.И.
Боровицкий, Н.М. Верзилин, Б.Е. Всесвятский, Б.П. Есипов, В.М
Корсунская, Б.Е. Райков, Н.А. Рыков, обосновали роль, место, задачи
самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и
умений, учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения,
становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников
возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его
направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а
так же в связи с компьютеризацией обучения.
Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане,
выделяется 3 направления деятельности: познавательная, практическая и
организационно- техническая.
Педагогами и методистами разрабатывается система
форм и методов: самостоятельные работы, домашние задания, работа с
книгой, проведение практических и лабораторных работ. Определяются
виды работ, способствующие развитию самостоятельности у учащихся в
учебном процессе. Раскрывается педагогическая технология организации
самостоятельной деятельности ученика в практике школы. Эти
исследования дали начало многим педагогическим концепциям и идеям.
Главное внимание учеными уделяется выяснению роли
самостоятельных работ в структуре урока, определению их содержания и
методике организации. Исследуются вопросы проведения самостоятельной
работы с учащимися, отработке включения в разные этапы урока: при
сообщении учителем учебного материала; при самостоятельном изучении
учащимися нового материала; при закреплении знаний, умений и навыков;
при повторении; при текущей проверке знаний, умений и навыков; при
работе с учебником и дополнительной литературой и т.п. Важное
внимание уделялось самостоятельным работам как средству формирования
приемов самоконтроля, выявлению путей рационального их использования
в системе других средств и методов обучения. Много внимание уделяется
индивидуализации самостоятельных работ. Предпринимаются также
некоторые попытки раскрыть сущность самостоятельной работы и
самостоятельности как черты личности. [5].
Существенными особенностями, которые характеризуют
самостоятельность учащегося в познавательном процессе являются:
умение работать целенаправленно и по плану,
выбирать наиболее рациональные приемы учебного
труда,правильно рассчитывать свои силы и учитывать
результаты собственной деятельности [4].
Благодаря усилиям дидактов и методистов, в теории
обучения сформировались основные
требования к проведению самостоятельных работ учащихся:
соответствие содержания самостоятельных работ
требованиям учебных программ;посильность самостоятельных работ для учащихся;
соблюдение принципа сознательности при их выполнении;
организация самостоятельных работ в определенной системе;
подготовка учащихся к выполнению самостоятельных работ —
точное, четкое, немногословное инструктирование учащихся о целях и
задачах работы;вооружение их необходимыми техническими и организационными навыками
для ее выполнения;постановка перед учащимися такой задачи, разрешение которой
потребовало бы от них умственных усилий;соблюдение дозировки времени, отведенного на выполнение
самостоятельного задания);непосредственное наблюдение учителя за ходом выполнения учащимися
самостоятельной работы и оказание им необходимой помощи при
возникновении затруднений;обязательная проверка выполнения учащимися самостоятельных работ
[2].
Таким образом, подход к изучению основных идей в
русле обоснования теории самостоятельной деятельности учащихся,
позволяют выявить три основных дидактических направления в
теоретической разработке обсуждаемых вопросов:
обоснование принципа значимости
самостоятельности учащихся в процессе обучения;раскрытие сущности самостоятельной деятельности
ученика и определение ее места в учебном процессе;создание педагогических средств вовлечения учащихся в выполнение
самостоятельной работы и определение характера и степени
педагогического руководства этим процессом.
Все эти направления реализованные через учебный
процесс в разных учебно-организационных формах несомненно будут
способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся.
Ориентация содержания современного образования на развитие и
формирование личностных качеств учащихся, а также опыта осуществления
учащимися различных видов деятельности (учебной, познавательной,
практической, творческой), определили актуальность деятельностного
подхода к обучению. В свою очередь, реализация деятельностного
подхода делает акцент на особой значимости самостоятельной работы.
Литература:
Боровицкий П.И. Методика
преподования естествознания Лениздат 1955. -44 с.Буряк В.К. Самостоятельная
работа учащихся. – М.: Просвещение, 1984.-64с.Зимняя И.А. Педагогическая
психология: Учеб. Для вузов. – М.: Издательская корпорация
«Логос», 1999. – 384 с.Коротяев Б.И., Педкасистый
П.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.6 Знание,
1985. – 80с.Жарова
Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности
учащихся. – Л.ЛГПИ, 1986. – 79с.
Источник
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ К педсовету.docx
Выбранный для просмотра документ сам. работа.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Организация самостоятельной работы на уроке. Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне действовать самому — и я научусь. (Конфуций) Подготовила учитель начальных классов ГБОУ Гимназии № 1925 ВАО г.Москвы: Солодова Н.Г.
2 слайд
Описание слайда:
«Самостоятельная работа выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий». Б. П. Есипов
3 слайд
Описание слайда:
Признаки самостоятельной работы: наличие задачи, проблемного вопроса, особого времени на решение; проявление умственной нагрузки; проявление самостоятельности, сознательности, активности.
4 слайд
Описание слайда:
Задачи самостоятельной работы выработка способности работать самостоятельно; развитие познавательной активности; стимулирование творческого мышления; повышение культуры умственного труда, интереса к работе; осмысление приобретенных знаний; формирование умения планировать время; выработка ответственности и инициативности.
5 слайд
Описание слайда:
Классификация
6 слайд
Описание слайда:
По дидактическим целям обучающие контролирующие
7 слайд
Описание слайда:
Виды обучающих самостоятельных работ 1. Самостоятельная работа с предварительным разбором 2. Решение задач с последующей проверкой 3. Тест 4. Математические диктанты с самопроверкой 5. Работа по алгоритму
8 слайд
Описание слайда:
По уровню самостоятельности учащихся работы по образцу реконструктивно-вариативные работы частично поисковые (эвристические работы) исследовательские (творческие)
9 слайд
Описание слайда:
По степени индивидуализации Общеклассные (фронтальные); Групповые; Индивидуальные.
10 слайд
Описание слайда:
По источнику и методу приобретения знаний Работа с книгой, учебником, справочной литературой; Решение и составление задач; Практические работы; Подготовка сообщений, рефератов.
11 слайд
Описание слайда:
По форме выполнения Устные Письменные По месту выполнения Классные Домашние
12 слайд
Описание слайда:
Организация самостоятельных работ это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность , обеспечение условий эффективности. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания необходимо руководствоваться основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принципы: доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.
13 слайд
Описание слайда:
Дидактические условия наличие у учащихся знаний оценивание работы фиксации результатов самостоятельной работы присутствие в содержании задания нового материала работа с учебником сочетается с другими видами самостоятельной работы
14 слайд
Описание слайда:
1. Глубокие и прочные знания. 2. Развитие познавательных, творческих способностей, развитию мышления. 3. Ускоряются темпы формирования навыков и умений практического характера, это положительно влияет на формирование познавательных умений и навыков. 4. Вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. РЕЗУЛЬТАТ
15 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-042225
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник