Самостоятельная работа полезные ископаемые 4 класс

Самостоятельная работа полезные ископаемые 4 класс thumbnail

Проверь себя!            В-1 _______________________

1.Допиши определение вставив пропущенное слово:

  • Место, где залегают полезные  ископаемые, называют __________________________________.
  • Полезные ископаемые которые хорошо горят и при этом выделяют много тепла называют ___________________.

2. О  каком полезном ископаемом  идет речь ?

а) Белого, серого  или желтоватого  цвета;  если капнуть  каплю  кислоты – шипит (выделяется газ) ; используется  в  строительстве, изготавливают мел _____________________________________________

б)Черного  цвета, твердый, но хрупкий, горюч; используют  для  отопления  жилых помещений, делают  лекарства, пластмассы, духи ___________________

в) Неказист  с  виду клад, а народ ему рад.

     Из земли поднимется, за все работы примется. ______________________

3.Выполни тест.

1. Из мелких зерен трех минералов, крепко сцепленных между собой, состоит

А) известняк                Б) гранит                 В) нефть               Г) мрамор

2. Какие свойства характерны для глины

А) не имеет запаха                               Б) имеет своеобразный запах

В) при подсыхании рассыпается       Г) при подсыхании твердеет

Д) в воде не набухает                         Е) в воде намокает и набухает

Ж) хорошо пропускает воду             З) плохо пропускает воду

3. Для утепления стен в домах можно использовать

А) торф            Б) известняк        В) мел           Г) железную руду

Проверь себя!            В-2 _______________________

1.Допиши определение вставив пропущенное слово: 

  • Место, где залегают полезные  ископаемые, называют _________________ _________________.
  • Полезные ископаемые, из которых получают металлы, называют _______________________.

2. О  каком полезном ископаемом  идет речь ?

а) Жидкость  темного  цвета, с   резким  запахом, горюча; используется для  изготовления мыла, смазочных масел, бензина, керосина __________________

б) Черного  цвета, твердое, плотное  вещество, притягивает металлические предметы, производят  машины, железнодорожные рельсы _________________

_______________________________-

в) По трубе  течет, пироги печет. Что это ? ______________________________

3. Выполни тест.

1.Самое твердое и прочное полезное ископаемое, используемое в строительстве

А) известняк                    Б) гранит                      В) нефть                     Г) мел

2. К   горючим   полезным   ископаемым  относится:

А) известняк                Б) торф                     В) гранит                Г) мрамор

3. Какие свойства характерны для песка

А) не имеет запаха                                    Б) имеет своеобразный запах

В) при подсыхании рассыпается             Г) при подсыхании твердеет

Д) в воде не набухает                               Е) в воде намокает и набухает

Ж) хорошо пропускает воду                   З) плохо пропускает воду

4.От месторождений к местам потребления по трубопроводам передают

А) гранит и мрамор                       Б) калийную соль и фосфориты                                  В) торф и каменный уголь            Г) нефть и газ

5. Какое полезное ископаемое при смешивании с воздухом взрывается

А) уголь                  Б) нефть                В) торф                  Г) газ

6.Обведи в кружок номера предложений, в которых даны сведения, относящиеся ко всем металлам.

1.Твердые тела.                        2.Имеют блеск.                     3.Ржавеют.

4.При нагревании расширяются.             5.Проводят электрический ток.

6.Притягиваются магнитом.                    7.Хорошо проводят тепло.

8.Хрупкие (Рассыпаются при сильном ударе).

7. Какое полезное ископаемое горит без выделения дыма

А) уголь                   Б) нефть                В) торф                Г) газ

8. Нарисуй, каким  знаком  обозначаются:

нефть _______            природный  газ  _________          магнитная  руда ______

9. Назови   месторождения    железной  руды   в России: _________________

____________________________________________________________________

10. Задай  свой         вопрос  по изученной теме .______________________________

____________________________________________________________________

11. Ответь на него. ____________________________________________________

Подведем  итоги.

  • Как  ты  оцениваешь свою работу ? _______________
  • Какое   задание  показалось    самым  трудным?_____________________

4. К горючим полезным ископаемым относится:

А) уголь                   Б) глина                    В) гранит                 Г) мрамор

5.Почему из меди не делают  ножи  и магниты?_________________________

____________________________________________________________________

6.Какое полезное ископаемое отклоняет стрелку магнита

А) апатит                       Б) медная руда

Б) фосфорит                  В) магнитный железняк

Читайте также:  Что полезно кушать для головного мозга

7. Какое полезное ископаемое по морю перевозят в танкерах

А) гранит               Б) калийную соль               В) каменный уголь         Г) нефть

8.Какое   полезное  ископаемое  является  «прадедушкой»   каменного угля?

А) нефть                  Б) природный  газ             В) торф                    Г)глина

9. Нарисуй, каким  знаком  обозначаются:

каменный  уголь _______      железная  руда _______         золото _______

10.Назови  месторождения   нефти  в России: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

11. Задай  свой         вопрос  по изученной теме .______________________________

____________________________________________________________________

12. Ответь на него. ____________________________________________________

Подведем  итоги.

  • Как  ты  оцениваешь свою работу ? _______________
  • Какое   задание  показалось    самым  трудным?____________________

Источник

Ф. И. ___________________________

Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые»

1) Определи полезное ископаемое по его условному обозначению. Подпиши.

Самостоятельная работа полезные ископаемые 4 классСамостоятельная работа полезные ископаемые 4 класс __________________________ ______________________________

Самостоятельная работа полезные ископаемые 4 классСамостоятельная работа полезные ископаемые 4 класс

______________________ _________________________

Самостоятельная работа полезные ископаемые 4 класс2) Соотнеси понятия.

Алюминий Руды цветных Красный железняк

Бурый железняк металлов Золото

Магнитный железняк Медь

Самостоятельная работа полезные ископаемые 4 классЦинк Руды чёрных Свинец

металлов

3) Напиши известные тебе относящиеся к следующим группам полезнее ископаемые:

Самостоятельная работа полезные ископаемые 4 классСамостоятельная работа полезные ископаемые 4 классСамостоятельная работа полезные ископаемые 4 классГорючие полезные Рудные полезные Нерудные полезные

ископаемы ископаемые ископаемые

________________ _________________ ____________________

________________ __________________ _____________________

_______________ __________________ _____________________

ТЕСТ

1) Природные места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются:

А) месторождения; б) шахты

2) Отделение руды от пустой породы называется:

А) обогащение руды б) сплав

3) Полезные ископаемые, обладающие магнитным свойством –

А) руды цветных металлов; б) руды чёрных металлов

4) Из руд цветных металлов получают:

А) медь, свинец, алюминий, золото;

Б) бензин, керосин, мазут;

В) чугун и сталь;

Г) гранит, песок, глину.

5) Сплав меди и цинка –

А) чугун; б) латунь; в) бронза; г) сталь.

6) Сплав меди с оловом, алюминием и никелем –

А) бронза; б) чугун; в) латунь; г) сталь.

7) Основные месторождения полиметаллических руд в Казахстане находятся:

А) в Жезказгане;

б) В Караганды;

в) на Алтае;

г) в Атырау.

8) Наиболее качественным каменным углём является:

А) бурый уголь;

Б) обыкновенный каменный уголь;

В) антрацит;

Г) мазут

9) Горючая маслянистая жидкость с запахом бензина, называется:

А) Бензин; б) глицерин; в) нефть; г) вода.

10) Апак Байжанов открыл Карагандинское месторождение

А) меди;

Б) каменного угля;

В) нефти;

Г) магнитного железняка.

Ф. И. ___________________________

Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые»

1) Определи полезное ископаемое по его условному обозначению. Подпиши.

Самостоятельная работа полезные ископаемые 4 классСамостоятельная работа полезные ископаемые 4 класс __________________________ ______________________________

Самостоятельная работа полезные ископаемые 4 классСамостоятельная работа полезные ископаемые 4 класс

______________________ _________________________

Самостоятельная работа полезные ископаемые 4 класс2) Соотнеси понятия.

Алюминий Руды цветных Красный железняк

Бурый железняк металлов Золото

Магнитный железняк Медь

Самостоятельная работа полезные ископаемые 4 классЦинк Руды чёрных Свинец

металлов

3) Напиши известные тебе относящиеся к следующим группам полезнее ископаемые:

Самостоятельная работа полезные ископаемые 4 классСамостоятельная работа полезные ископаемые 4 классСамостоятельная работа полезные ископаемые 4 классГорючие полезные Рудные полезные Нерудные полезные

ископаемы ископаемые ископаемые

________________ _________________ ____________________

________________ __________________ _____________________

_______________ __________________ _____________________

ТЕСТ

1) Природные места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются:

А) месторождения; б) шахты

2) Отделение руды от пустой породы называется:

А) обогащение руды б) сплав

3) Полезные ископаемые, обладающие магнитным свойством –

А) руды цветных металлов; б) руды чёрных металлов

4) Из руд цветных металлов получают:

А) медь, свинец, алюминий, золото;

Б) бензин, керосин, мазут;

В) чугун и сталь;

Г) гранит, песок, глину.

5) Сплав меди и цинка –

А) чугун; б) латунь; в) бронза; г) сталь.

6) Сплав меди с оловом, алюминием и никелем –

А) бронза; б) чугун; в) латунь; г) сталь.

7) Основные месторождения полиметаллических руд в Казахстане находятся:

А) в Жезказгане;

б) В Караганды;

в) на Алтае;

г) в Атырау.

8) Наиболее качественным каменным углём является:

А) бурый уголь;

Б) обыкновенный каменный уголь;

В) антрацит;

Г) мазут

9) Горючая маслянистая жидкость с запахом бензина, называется:

А) Бензин; б) глицерин; в) нефть; г) вода.

10) Апак Байжанов открыл Карагандинское месторождение

А) меди;

Б) каменного угля;

В) нефти;

Г) магнитного железняка.

Источник

Урок окружающего мира по теме: «Строительные полезные ископаемые»

4 класс (разв.система Л.В.Занкова)

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности.

— Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.

Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!

Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома — замечательной

планеты Земля.

А что же мы о ней уже знаем? И о чем будем говорить сегодня?

Учитель открывает запись на доске.

Это планета Солнечной системы.

Имеет шарообразную форму.

Окружена воздушной оболочкой.

Поверхность ее — горы, равнины, овраги.

На поверхности — вода, почва, растительность, животные, люди.

Внутри (в недрах) — ?

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

— Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идет речь?

( О нашей планете; о планете Земля…)

— Как вы озаглавите текст? ( Земля). (на доске высвечивается слово «Земля)».

— Что же нам предстоит выяснить сегодня? (второй ?)

( Что находится в недрах Земли; как она устроена; что у нее внутри есть ядро, о ее

богатствах…)

— А что является богатствами, находящимися в недрах Земли? ( Полезные

ископаемые).

(высвечивается словосочетание «Полезные ископаемые»).

-Какие учебные задачи вы бы хотели решить по этой теме?

-Обратимся к словарю (дети читают термины по карточкам на доске).

— Все ли слова вам знакомы?

— Какое слово вы считаете лишним и почему? (Геологи — люди, остальное —

полезные ископаемые). ?СЛОВАРЬ (Геолог — специалист по изучению состава и

строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных

Читайте также:  Полезно беременным есть грецкие орехи при

ископаемых)

— Оставшиеся слова распределите на две группы. Догадались, по какому

признаку?

(В результате работы на доске получается такая таблица)

железная руда песок

алюминиевая руда глина

медная руда известняк

оловянная руда гранит

— Что объединяет слова первой группы? На прошлом уроке мы познакомились с

рудами металлов и определили, что в нашей стране есть рынок металлов,

получаемых из руд и необходимых в промышленности. (показ контурной карты ?

на Урале, в Сибири ).

-А вот полезные ископаемые второй группы являются представителями другого

рынка полезных ископаемых. Какого?

— Сегодня вы представляете 4 фирмы по добыче и переработке полезных

ископаемых, представленных во второй группе. Наши гости-это представители

нового рынка ( как он называется придется определить в дальнейшей работе),

которым для бизнеса необходимы качественные песок, глина, известняк, гранит.

-Какую учебную задачу мы ставим на урок?

III. Выявление места и причины затруднения.

— Работать мы будем в группах. Каждая группа-фирма – это маленькая

исследовательская лаборатория.

-Руководители каждой группы выберите для своей фирмы П.И. (жеребьевка по

карточкам).

-Ваша фирма должна убедить представителей нового рынка в качестве полезных

ископаемых?

-Где возникло затруднение? Почему оно возникло?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

-Как выйти вашим фирмам из затруднения?

-Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью

информационного листа.

-Руководители фирм возьмите информационные листы.

(Фронтальное ознакомление с информационным листом)

1)Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

2)Исследование свойств П.И.

3) Добыча П.И.

4) Применение П.И.

5)Заполнение таблицы в нетбуке.

V. Реализация проекта выхода из затруднения.

-Сможете реализовать пункты плана? (нет, нет образцов, приборов, материалов)

(Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа

учащихся. Оформление результатов – таблица.)

Название полезного ископаемого

Свойства полезного ископаемого

Добыча полезного ископаемого

Применение полезного ископаемого

— Перед вами коробка с материалами, информационные листы, инструкционные

карты. Ознакомьтесь с ними и приступайте к исследовательской работе.

(Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия,

консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом, осуществляют

исследовательскую работу: изучают свойства полезных ископаемых, способ

добычи, использование, оформляют результаты своей работы.)

VI. Включение в систему знаний.

Презентация каждой группы.

— Расскажите о результатах своей работы. Где можно использовать ваше полезное

ископаемое?

-Итак, наши гости, представителями какого рынка оказались? (рынка

строительных полезных ископаемых)

-Какое из строительных полезных ископаемых оказалось самым важным? (все

важны)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Как вы думаете, что можно считать продуктом нашего урока? (таблицы, знания,

полученные на уроке)

-Подумайте, если вы будете экскурсоводами на рынке строительных ПИ,

сможете ли вы рассказать посетителям о каждом экспонате-ПИ. Если уверены -–

покажите зелёный цвет, сомневаетесь — жёлтый, не сможете – красный.

? Домашнее задание. Подготовить материалы для экскурсоводов, проводящих

экскурсию по нашей выставке, найти загадки о полезных ископаемых.

Инструкционная карта.

1. Распределите роли в группе:

чтец – читает инструкционную карту;

исследователь – проводит опыты;

оформитель – записывает полученную информацию в таблицу;

докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

2. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.

1) Рассмотрите образец гранита. Определите, какого цвета и из чего

состоит. Запишите на листе и в таблицу.

_____________ ___________________________________

2) Определите твёрдость гранита.

— Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

— Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

— Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден

только след от гвоздя.

Запишите на листе и в таблицу______________________________ .

3) Проверьте прочность.

Заверните кусочек гранита в бумагу, ударьте по нему молоточком.

Сделайте выводы. Подчеркните и запишите в таблицу.

хрупкий или прочный

4) Определите, гранит легче или тяжелее воды.

— Опустите кусочек гранита в стакан с водой.

— Определите, он плавает на её поверхности или тонет?

(Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

легче воды или тяжелее воды

3. Откройте конверт №1. Выберите значок полезного ископаемого.

4. Прочитайте в информационном листе о способе добычи гранита.

5. Прочитайте в информационном листе о применении гранита, используя

пометы.

6.Соберите весь подготовленный материал, разместите его в таблице.

7.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

— Мы исследовали………………………. .

— Имеет свойства………………………….

-Применяют в ………………………..

— Добывают в ( карьер, шахта)

Инструкционная карта.

1. Распределите роли в группе:

чтец – читает инструкционную карту;

исследователь– проводит опыты;

оформитель– записывает полученную информацию;

докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

2. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.

1) Высыпьте песок и глину из стакана на лист бумаги. Что вы

наблюдаете? Сделайте выводы. Подчеркните

песок глина

плотный или рыхлый плотная или рыхлая

прозрачный или непрозрачный прозрачная или непрозрачная

сыпучий или вязкий сыпучая или вязкая

2)Рассмотрите песок и глину под микроскопом. Определите их цвет.

Сделайте выводы.

Песок ___________________, глина__________________________.

3)Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода

более вязкая? Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.

Разомните песок и скатайте шарик. Разомните глину и скатайте шарик.

Сделайте выводы. Подчеркните нужное.

песок

Плохо сохраняет форму или можно придать любую форму

глина

Плохо сохраняет форму или можно придать любую форму

3. Откройте конверт. Выберите значок полезного ископаемого.

4. Прочитайте в информационном листе о способе добычи песка и глины.

5. Прочитайте в информационном листе о применении песка и глины,

используя пометы.

6.Соберите весь подготовленный материал, разместите его в таблице.

7.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

— Мы исследовали………………………. .

— Имеет свойства………………………….

-Применяют в ………………………..

— Добывают в ( карьер, шахта)

Инструкционная карта.

1. Распределите роли в группе:

чтец – читает инструкционную карту;

исследователь – проводит опыты;

оформитель – записывает полученную информацию в таблицу;

Читайте также:  Чем полезны горячие источники в туринске

докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

2. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.

1) Рассмотрите образец известняка. Определите, какого цвета и из

чего состоит. Запишите на листе и в таблицу.

_____________ ___________________________________

2) Определите твёрдость известняка.

— Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

— Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

— Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден

только след от гвоздя.

Запишите на листе и в таблицу______________________________ .

3) Проверьте прочность.

Заверните кусочек известняка в бумагу, ударьте по нему

молоточком. Сделайте выводы. Подчеркните и запишите в таблицу.

хрупкий или прочный

4) Определите, известняк легче или тяжелее воды.

— Опустите кусочек известняка в стакан с водой.

— Определите, он плавает на её поверхности или тонет?

(Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

легче воды или тяжелее воды

3. Откройте конверт. Выберите значок полезного ископаемого.

4. Прочитайте в информационном листе о способе добычи гранита.

5. Прочитайте в информационном листе о применении гранита, используя

пометы.

6.Соберите весь подготовленный материал, разместите его в таблице.

7.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

— Мы исследовали………………………. .

— Имеет свойства………………………….

-Применяют в ………………………..

— Добывают в ( карьер, шахта)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ГЛИНА И ПЕСОК

Применение песка: песок используют для производства стекла. Для этого песок

специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От

сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в

формы, где оно остывает и становится твердым. Из стекла делают стеклянную

посуду, стеклянные изоляторы (ролики) на столбах, стеклоткань для обмотки

теплоизоляции на трубах теплотрасс, стекловату – хороший изолирующий и

утепляющий материал, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды,

таблиц для улиц и номера домов). Из цемента и песка делают строительный

раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона, незаменим

в строительстве дорог.

1. Применение глины. С глубокой древности люди широко применяли глину,

используя ее пластичность. Из нее делали посуду для хранения зерна и

других продуктов, так как корзины из прутьев неплотны и плохая защита от

мышей. Дети и взрослые лепили из глины игрушки, но даже высушенная

глина была очень непрочной…Но однажды, сейчас мы не можем сказать

кто, но каким-то образом (скорее нечаянно) обломок глиняной посуды или

изделие из сырой глины попало в огонь костра – после, разгребая костер,

люди наткнулись на этот обломок, он не сгорел – нет – он стал красным, но

главное — прочным. Это было открытие. С тех пор люди изделия из сырой

глины сушили, а затем обжигали на жарком огне, получая прекрасную

посуду, в которой можно варить пищу. Кроме того люди применяли глину

при строительстве жилища, особенно там, где не было леса. Жилище делали

из веток, а затем обмазывали глиной. Если жилище было из камней – их

скрепляли глиной, ей же смазывали отверстия и трещины. Научившись

обжигать глиняные изделия – люди научились делать из глины

искусственные камни – кирпичи, из которых легко строить дома. Кирпич –

крепкий предмет, и дома из него могут служить очень долго (200-300 лет).

Из глины делают: черепицу – пластины для крыш – она не пропускает

дождь, и под ней прохладно в жару. Глиняные трубы применяются для

стока воды, орошения и осушения полей. Из белой глины делают

фарфоровую посуду, изоляторы, облицовочную плиту.

2. Добыча песка. Мы часто встречаемся в жизни с песком. Но почти никогда не

задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных

гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита –

образуются песчинки. Песок есть везде, но его мало, проходят годы,

столетия – вода ручьев, рек переносит песок и откладывает его на дне рек и

по ее берегам (пляжи и косы) у берегов морей. Так образуются скопления

песка – месторождения. Залегают они обычно глубоко – поэтому песок

добывают, открыто в карьерах экскаваторами или со дна рек плавучими

экскаваторами – землечерпалками.

3. Добыча глины. Месторождения глины образует текучая вода, принося с

собой глину. Обычно из глубокого потока сначала оседает песок – он

тяжелее, а глину вода уносит немного дальше, и она оседает, образуя

скопления. Глину, как и песок, добывают в карьерах экскаваторами.

Карьер – это открытый котлован.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ГРАНИТ

1.Применение гранита. Гранит в далеком прошлом использовался повсеместно.

Из гранита изготавливались архитектурные сооружения. Всем известны

средневековые гранитные замки в Европе. А чего стоят древние величественные

китайские храмы из гранита! С самых древних времен гранит считался символом

могущества. Сейчас гранит весьма популярен. Ведь гранит является символом

вечного дыхания природы, он теплый и живой. Гранит является одной из самых

плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве

облицовочного материала. Гранитом отделывают мосты и тротуары, площади и

автомобильные дороги. В руках архитектора гранит может превратиться в

произведения искусства, которые будут жить вечно. Гранит никогда не стареет,

не теряет своего внешнего вида, практически не загрязняется. Кроме того, гранит

совсем не пропускает влагу и имеет высокую устойчивость к морозу и

загрязнениям. Вот почему он хорош для мощения как внутри помещения, так и

снаружи. Гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания

столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников.

2.Добыча гранита. Гранит добывают из недр земли, на ее поверхности. Раньше

это делали с помощью кирки и молотка, сейчас — с помощью взрывов. Производят

взрыв, затем экскаваторы подбирают куски гранита, дробильные машины

измельчают его в щебенку, отправляют на завод, где обрабатывают.

Источник