Самые полезные правила по русскому языку

Лайфхаками уже давно пользуются учителя всех предметов. Предлагаю некоторые лайфхаки для русского языка.

Кто не знает легендарную фразу «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку», которая помогает запомнить падежи? Или «ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?», содержащую глухие согласные? И таких приемов в арсенале у учителей-словесников довольно много, ведь русский язык – наука сложная, без «палочки-выручалочки», облегчающей понимание, не обойтись.

Возможно, я не открою для вас Америку, рассказав о некоторых таких приемах. Тем более не претендую на авторство. Какие-то из них я вычитала в книгах, какие-то подсмотрела на уроках у коллег, некоторые придуманы самостоятельно. Я предлагаю своим читателям дополнить статью своими методическими лайфхаками в комментариях, создав таким образом маленькую копилку интересных идей.

Суффиксы -а, — о в наречиях

Чтобы правильно написать эти суффиксы, надо запомнить приставки. Если в наречиях приставки из-, до-, с-, то пишем суффикс –а. Если приставки на-, за-, в-, то пишем –о. Часто эти приставки путаются у детей в голове, поэтому на помощь можно позвать слово «ОКНО». Надо просто поставить после приставки это слово, и сомневаться в гласной на конце не придется. Например: слев(?) – с окнА, значит, пишем слевА; налев(?) – на окнО – пишем налевО.

Суффиксы –чик, — щик

Чтобы правильно написать букву Ч или Щ в суффиксе, надо посмотреть, какая согласная стоит перед ним. Но сложность заключается в том, что дети не всегда запоминают эти самые буквы. Тогда можно дать фразу: «я ТоЖе ЗДеСь». В ней содержатся все согласные, после которых пишется суффикс –чик. Например: налаДчик, закаЗчик, лёТчик.

Безударные гласные в личных окончаниях глаголов

Часто бывает, что дети без труда ставят глагол в неопределенную форму, определяют спряжение, а вот соответствующее окончание вспомнить не могут. Да, может, и не надо запоминать целую таблицу со всеми окончаниями? Можно ведь запомнить всего шесть букв с помощью двух слов «цЕлУЮ» — гласные 1 спряжения, «мИлАЯ» — гласные 2 спряжения.

Склонение сложных числительных со вторым корнем –ст-

При склонении сложных количественных числительных нужно изменить каждый корень. С первым корнем проблем, как правило, не бывает, а вот второй (-ст-) доставляет немало хлопот, потому что учеников сбивает числительное «сто», имеющее всего две формы, в отличие от своего родственника, входящего в состав сложных числительных. Так вот, чтобы не ошибиться со склонением этого корня, поставим вместо него слово «ноты». Какое окончание будет в этом слове, такое и в числительном. Например: нет восьмисот или восьмиста? Заменяем: нет восьми НОТ. Значит, восьмиСОТ.

Сонорные согласные

Чтобы ученики легче запомнили все сонорные, можно предложить им красивое и интересное слово «ЛаМиНаРиЙ».

Суффиксы причастий

Сколько же проблем доставляют нам эти причастия! Суффиксы, конечно, все равно придется выучить – не так уж их и много. А вот определять по суффиксам разряд причастий поможет такой лайфхак. Все действительные – «шипят»: ущ, ющ, ащ, ящ, вш. А вот страдательные – нет. А сама шипящая в действительных причастиях может помочь определить время. НастояЩее – это суффиксы с буквой Щ – ущ, ющ, ащ, ящ. А проШедшее – это суффикс с буквой Ш – вш.

Определение границ причастного и деепричастного оборота

Чтобы ученики не потеряли зависимые от причастия и деепричастия слова, называем их «соседями». Предлагаем найти причастие (деепричастие) и задать вопрос к «соседу слева» и к «соседу справа». А потом, когда предполагаемые «соседи» найдены, прочитать предложение, исключив найденный оборот. Если останется нормальное предложение, значит, оборот найден верно.

А какие приемы используете вы? Поделитесь своими идеями, которые можно использовать в качестве лайфхаков на уроках русского языка.

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале «REALITY ШКОЛА».

Источник

Скучные правила в веселых стихах

Обратите внимание: если написано КРАСНЫМ цветом — то так писать и говорить нельзя, а можно и нужно так, как написано ЗЕЛЕНЫМ.

Глагол «победить»

Глаголы «победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить» и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм) , не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

Правописание частицы НЕ с глаголами

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Правописание частиц НЕ и НИ

Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.

Частица ни употребляется для усиления отрицания, например: Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов).

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

Наличие Ь знака перед суффиксом -ся на конце глаголов

проверяйте вопросом:

что делать? — любоваться, что делает? — любуется

что сделать? — вернуться, что сделает? — вернётся.

Ударение в личных формах глагола «позвонить»

Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И.

Глаголы надеть и одеть

Надеть (что?) одежду; одеть (кого?) Надежду

Прийти — приду

Глаголы класть и положить

Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» — только с приставками.

Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также

Союзы также и тоже пишутся слитно, если являются синонимами и легко заменяют друг друга.

Правописание приставки пол и полу

В русском языке большинство приставок пишутся слитно со словом, но не в данном случае. Если слово начинается с любого согласного, кроме л, тогда напишем пол- слитно, например:

Читайте также:  24 полезных сервиса для пишущих людей

полчайника, полстакана, полряда, полкувшина.

Если же корень слова начинается с согласного л, с гласной или прописной буквы, то приставку пол- напишем с дефисом:

пол-лимона, пол-листочка, пол-лукошка;

пол-огурца, пол-апельсина, пол-ящика;

пол-Европы, пол-Петербурга, пол-России.

Если же между приставкой и словом появляется прилагательное или местоимение, «третий лишний», то все слова пишутся раздельно:

пол морского побережья, пол фруктового сада, пол чайной ложки.

Приставка полу- пишется слитно со словами всех частей речи:

полупальто, полусерьезный, полусидя, полушутя.

Родительный падеж множественного числа существительных «носки», «чулки», «сапоги», «туфли»

Правильно говорить и писать: носков, чулок.

носок (носки) в родительном падеже множественного числа (нет чего?) носков,

а чулок (чулки)в родительном падеже множественного числа (нет чего?) чулок.

Суффиксы имен существительных -ОНК-, -ОНОК-

Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок —  после мягких согласных, кроме «ч», в названиях птенцов и детенышей животных.

Ударение в слове ТОРТЫ

Русское словесное ударение торт, -а; мн. тОрты, -ов

Правописание непроизносимых согласных

Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.

Источник

Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.

После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
– доведение действия до конца: пристукнуть.
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
– «пере-»: преградить.

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Читайте также:  Что полезнее ребенку роды или кесарева

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

Источник

Содержание:

  • Где грамотные?
  • Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
  • Миф о врожденной грамотности
  • Как подтянуть русский язык без репетитора
  • Учим правила школьной программы по русскому — весело: запоминалки

«На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами». Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» — это еще как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

Судите сами:

  • «брусчатая» — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • «небезызвестная» — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом «известная». А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • «потчевал» — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

Где грамотные?

«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

«Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-ло-пед»;
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).
Читайте также:  Фрукты полезные при болезни сердца у

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».

Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками «Найди 10 отличий»;
  2. игра в «Что пропало?»: разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Как подтянуть русский язык без репетитора

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает… И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: «А как бы ты их написал?»
  3. Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое «письмо с дырками». То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол…ко. Проверочное слово «молочный». Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Учим правила школьной программы по русскому — весело: запоминалки

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.

Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание «Зося ждет» включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Что еще помогает подружиться с родным языком?

  • Поработайте со словом, в котором постоянно делаете ошибку: несколько раз напишите его, выговорите по слогам, раскрасьте букву, в которой ошибаетесь.
  • Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы превосходно развивают наши интеллектуальные способности.
  • Простая и забавная игра: один человек зачитывает из словаря определение, а другие должны идентифицировать слово.
  • Запишите свою речь на диктофон (а еще лучше — создайте видеоклип). Велика вероятность, что, послушав себя со стороны, обнаружите, что совершаете множество речевых ошибок: неправильно строите предложения или используете слова-паразиты.

Источник