Самым полезным человеком в отряде денисова был
Â
ТÐÐ¥ÐРЩÐÐ ÐÐТЫР— СÐÐЫРÐÐÐÐÐÐЫРРХРÐÐРЫРЧÐÐÐÐÐÐ.
Ðдного из мÑжиков-паÑÑизан пиÑаÑÐµÐ»Ñ ÑиÑÑÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ кÑÑпнÑм планом. ÐÑо ÑамÑй полезнÑй и Ñ ÑабÑÑй Ñеловек в оÑÑÑде ÐениÑова — Ð¢Ð¸Ñ Ð¾Ð½ ЩеÑбаÑÑй. РобÑазе Ð¢Ð¸Ñ Ð¾Ð½Ð° воплоÑÐµÐ½Ñ Ð´ÑÑ Ð½Ð°Ñода-мÑÑиÑелÑ, Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑивоÑÑÑ Ð¸ ÑÐ´Ð°Ð»Ñ ÑÑÑÑкого кÑеÑÑÑÑнÑÑва. С ÑопоÑом в ÑÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾Ð½ на вÑага не поÑомÑ, ÑÑо кÑо-Ñо его понÑждаеÑ, а под воздейÑÑвием еÑÑеÑÑвенного паÑÑиоÑиÑеÑкого ÑÑвÑÑва и ненавиÑÑи к непÑоÑенÑм гоÑÑÑм. ÐÑи ÑÑвÑÑва наÑÑолÑко ÑилÑнÑ, ÑÑо Ð¢Ð¸Ñ Ð¾Ð½ ÑÑановиÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñой жеÑÑоким, ÑÑанÑÑÐ·Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ не лÑди, а вÑаги и ÑолÑко вÑаги.
ÐÑ ÐµÑе не видим Ð¢Ð¸Ñ Ð¾Ð½Ð°, но обÑаз его ÑаÑкÑÑваеÑÑÑ Ð² Ñом, как о нем говоÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑоваÑиÑи по оÑÑжиÑ. Ð Ð¸Ñ Ð³ÑÑбоваÑÑÑ ÑÐ»Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑÑвÑÑвÑеÑÑÑ Ð²Ð¾ÑÑ Ð¸Ñение, Ñважение, даже ÑвоеобÑÐ°Ð·Ð½Ð°Ñ Ð»Ð°Ñка: Ðка ÑелÑма, ÐÑ Ð»Ð¾Ð²Ð¾Ðº, ÐÐºÐ°Ñ Ð±ÐµÑÑиÑ. ÐÐ²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ ловки и бÑÑÑÑÑ: в пеÑвÑй Ñаз Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ его бегÑÑим, видим, как он бÑлÑÑÑ Ð½ÑлÑÑ Ð² ÑеÑкÑ, вÑбÑалÑÑ Ð½Ð° ÑеÑвеÑенÑÐºÐ°Ñ , побежал далÑÑе. Ðн веÑÑ Ð² поÑÑве, в дейÑÑвии. РаÑÑказÑваÑ, он неожиданно и гибко лег на бÑÑÑ Ð¾, бÑÑÑÑо и легко вÑкоÑил, ÑÐ°Ð·Ð¼Ð°Ñ Ð½ÑлÑÑ ÑÑками.
Так же динамиÑна его ÑеÑÑ: Ðдин и навеÑниÑÑ… Я его Ñаким манеÑом и ÑгÑеб… Ðойдем, говоÑÑ, к полковникÑ. Ðак загалдиÑ! Ð ÑÑÑ Ð¸Ñ ÑеÑвеÑо. ÐÑоÑилиÑÑ Ð½Ð° Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñ Ñпажками. Я на Ð½Ð¸Ñ Ñаким манеÑом ÑопоÑом: ÑÑо вÑ, мол, Ð¥ÑиÑÑÐ¾Ñ Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸…
ÐеиÑÑÑебимое ÑÑвÑÑво ÑмоÑа, ÑпоÑобноÑÑÑ ÑÑÑиÑÑ Ð¿Ñи лÑбÑÑ Ð¾Ð±ÑÑоÑÑелÑÑÑÐ²Ð°Ñ Ð¾ÑлиÑÐ°ÐµÑ Ð¢Ð¸Ñ Ð¾Ð½Ð°. Ðн бÑл не ÑолÑко ÑамÑй полезнÑй и Ñ ÑабÑÑй Ñеловек, но и ÑÑÑ Ð²ÑÐµÑ ÐºÐ°Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð², гÑÑаÑов и Ñам Ð¾Ñ Ð¾Ñно поддавалÑÑ ÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑинÑ.
Ð¡Ð¾Ð·Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ Ð¾Ð±Ñаз наÑода-мÑÑиÑелÑ, ТолÑÑой показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ðµ ÑолÑко его ненавиÑÑÑ Ðº вÑагÑ, ÑеÑимоÑÑÑ, ÑнеÑгиÑ, ÑмелоÑÑÑ, но и великий гÑманизм. ÐедаÑом поÑле вÑего Ñого, ÑÑо ÐÑÐµÑ Ð²Ð¸Ð´ÐµÐ» на ÐоÑодинÑком поле, ÑолдаÑÑ Ð¸ ополÑенÑÑ Ð¿ÑедÑÑавлÑÑÑÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ñ Ñвоими пÑоÑÑÑми, добÑÑми, ÑвеÑдÑми лиÑами. ÐÑоÑÑоÑа, добÑо и пÑавда- ÑÑо Ñе вÑÑокие каÑеÑÑва, коÑоÑÑми оÑлиÑаÑÑÑÑ Ð¸ оÑделÑнÑе геÑои ÐÐ¾Ð¹Ð½Ñ Ð¸ миÑа и ÑобиÑаÑелÑнÑй обÑаз наÑода.
Â
ÐлаÑон ÐаÑаÑаев -воплоÑение вÑего ÑÑÑÑкого? ÐлиÑеÑвоÑением дÑÑ Ð° пÑоÑÑоÑÑ Ð¸ пÑÐ°Ð²Ð´Ñ ÐºÐ°Ð¶ÐµÑÑÑ ÐÑеÑÑ Ð¿Ð»ÐµÐ½Ð½Ñй ÑÐ¾Ð»Ð´Ð°Ñ ÐлаÑон ÐаÑаÑаев. ÐÑÐ¾Ñ Ñеловек — Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑоÑивоположноÑÑÑ Ð¢Ð¸Ñ Ð¾Ð½Ñ Ð©ÐµÑбаÑомÑ. ÐÑли ÑÐ¾Ñ Ð±ÐµÑпоÑаден к вÑагÑ, Ñо ÐлаÑон лÑÐ±Ð¸Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð»Ñдей, в Ñом ÑиÑле и ÑÑанÑÑзов. ÐÑли Ð¢Ð¸Ñ Ð¾Ð½ гÑÑÐ±Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð¸ ÑÐ¼Ð¾Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑоÑеÑаеÑÑÑ Ñ Ð¶ÐµÑÑокоÑÑÑÑ, Ñо ÐаÑаÑаев во вÑем Ñ Ð¾ÑÐµÑ Ð²Ð¸Ð´ÐµÑÑ ÑоÑжеÑÑвенное благообÑазие. РвнеÑний облик-ÐаÑаÑаева (вÑе Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑло кÑÑглое), и Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ ÐµÐ³Ð¾, и манеÑа говоÑиÑÑ Ñ Ð½ÐµÐ¶Ð½Ð¾-певÑÑÐµÑ Ð»Ð°Ñкой, и ÑамÑй Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑеÑей, полнÑÑ ÑаздÑмий о жизни, о лÑдÑÑ ,- вÑе Ñезко оÑлиÑÐ°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ Ð¾Ñ Ð©ÐµÑбаÑого.
Ð¢Ð¸Ñ Ð¾Ð½ о боге не вÑпоминаеÑ, надееÑÑÑ ÑолÑко на ÑебÑ, на ÑÐ²Ð¾Ñ ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¸ ловкоÑÑÑ. РкÑÑглÑй ÑолдаÑик ÐпÑеÑонÑкого полка мÑÑÐ»Ð¸Ñ Ñакими аÑоÑизмами: Ðе наÑим Ñмом, а божÑим ÑÑдом, Рок Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð¸ÑеÑ, Ð§Ð°Ñ ÑеÑпеÑÑ, а век жиÑÑ. Ð ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑловиÑÐ°Ñ — веками ÑлагавÑаÑÑÑ ÑилоÑоÑÐ¸Ñ ÑеÑÐ¿ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ покоÑноÑÑи ÑÑдÑбе. ÐÑÑÑ Ñ ÐаÑаÑаева в запаÑе и дÑÑгие поÑловиÑÑ: Ðде ÑÑд, Ñам и непÑавда, ÐÑ ÑÑÐ¼Ñ Ð´Ð° Ð¾Ñ ÑÑÑÑÐ¼Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° не оÑказÑвайÑÑ… Ð Ð½Ð¸Ñ ÑлÑÑаÑÑÑ Ð¾ÑголоÑки кÑеÑÑÑÑнÑкого пÑоÑеÑÑа пÑоÑив неÑпÑаведливого ÑÑÑÑойÑÑва обÑеÑÑва. Ðо Ñам ÐлаÑон не из ÑÐµÑ , кÑо акÑивно вмеÑиваеÑÑÑ Ð² жизнÑ. Ðн ÑкоÑее гоÑов безвинно напÑаÑно поÑÑÑадаÑÑ.
Ð ÐлаÑоне Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ Ð´ÑÑ Ð¿ÑавдоиÑкаÑелÑÑÑва, ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑнÑй Ð´Ð»Ñ ÑÑÑÑкого кÑеÑÑÑÑнÑÑва (вÑпомним Ñ Ð¾ÑÑ Ð±Ñ Ð½ÐµÐºÑаÑовÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑанников), и вековеÑÐ½Ð°Ñ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº ÑÑÑдÑ. СолдаÑик ÐпÑеÑонÑкого полка навÑегда оÑÑалÑÑ Ð¼Ð¸ÑнÑм кÑеÑÑÑÑнином-ÑÑÑжеником.
РдÑÑе ÐаÑаÑаева накопилаÑÑ Ñа же Ð±Ð¾Ð»Ñ Ð·Ð° оÑÑизнÑ, ÑÑо и Ñ Ð²ÑÐµÑ ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð»Ñдей (Ðак не ÑкÑÑаÑÑ, Ñоколик! ÐоÑква, она гоÑодам маÑÑ! Ðак не ÑкÑÑаÑÑ Ð¿Ð° ÑÑо ÑмоÑÑеÑÑ!). ÐÐ¸Ð²ÐµÑ Ð² нем и веÑа в Ð³Ð¸Ð±ÐµÐ»Ñ Ð½Ð°ÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ (ЧеÑÐ²Ñ ÐºÐ°Ð¿ÑÑÑÑ Ð³Ð»Ð¾Ð¶Ðµ, а Ñам пÑежде Ñого пÑопадае). Ðо ÐлаÑона, Ñ ÐµÐ³Ð¾ лаÑкой и добÑоÑой, ÑаÑпÑоÑÑÑанÑÑÑейÑÑ Ñавно на вÑÐµÑ Ð»Ñдей, ÑÑÑдно пÑедÑÑавиÑÑ Ñебе ÑÑажаÑÑимÑÑ. Ðн не Ñобок, но лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ ÐµÐ³Ð¾ не обеÑнеÑÑÑ Ð½ÐµÐ½Ð°Ð²Ð¸ÑÑÑÑ Ðº вÑагÑ, даже к вÑагÑ, ÑпоÑÐ¾Ð±Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑаÑÑÑÑелÑÑÑ Ð¾ÑлабевÑего Ð¾Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð¸ пленного ÑолдаÑа, как бÑл ÑаÑÑÑÑелÑн и Ñам ÐлаÑон. ÐообÑе оÑделÑÐ½Ð°Ñ ÑеловеÑеÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑÑ, и его ÑобÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð² Ñом ÑиÑле, лиÑена Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ знаÑениÑ: …Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐµÐ³Ð¾, как он Ñам ÑмоÑÑел на нее, не имела ÑмÑÑла как оÑделÑÐ½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. Ðна имела ÑмÑÑл ÑолÑко как ÑаÑÑиÑа Ñелого, коÑоÑое он поÑÑоÑнно ÑÑвÑÑвовал. Рна вопÑоÑ: Ð¢Ñ ÐºÑо же, ÑолдаÑ? -он оÑвеÑÐ°ÐµÑ Ð²Ð¾ множеÑÑвенном ÑиÑле: СолдаÑÑ ÐпÑеÑонÑкого полка — и ÑÐ°Ð¼Ð¸Ð»Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð½Ð°Ð·ÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñак: ÐаÑаÑÐ°ÐµÐ²Ñ Ð¿ÑозвиÑе…
Ðменно ÑÑо Ñоевое наÑало в ÐлаÑоне, Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶ÐµÐµ па инÑÑÐ¸Ð½ÐºÑ Ð¼ÑÑавÑÑ Ð² коÑке, оÑÑÑÑÑÑвие лиÑнÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑов, ÑклонноÑÑей, даже пÑивÑзанноÑÑей, и пÑивлекло более вÑего ÐÑеÑа. ÐÑÑÑеÑа Ñ ÐлаÑоном помогла ÐµÐ¼Ñ Ð²ÑйÑи из дÑÑевного кÑизиÑа. ÐаÑÑина ÑÑÑаÑного ÑбийÑÑва поджигаÑелей, ÑбийÑÑва, ÑовеÑÑенного ÐÑдÑми, не Ñ Ð¾ÑевÑими ÑÑого делаÑÑ, ÑазÑÑÑила в Ñознании ÐÑеÑа веÑÑ Ð² жизнÑ, и в благоÑÑÑÑойÑÑво миÑа, и в ÑеловеÑеÑкÑÑ, и в ÑÐ²Ð¾Ñ Ð´ÑÑÑ, и в бога. Ðожно понÑÑÑ, ÑÑо ÐÑеÑÑ, коÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¼Ð¸Ñ Ð²Ð´ÑÑг показалÑÑ ÐºÑÑей беÑÑмÑÑленного ÑоÑа, ÐлаÑонпÑоникпÑÑÑй ÑÑвÑÑвом вÑеобÑего лÑбовного ÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ñдей, пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿Ð»Ð¾Ñением вÑего ÑÑÑÑкого, добÑого и кÑÑглого.
РобÑазе ÐлаÑона ÐаÑаÑаева ТолÑÑой обобÑил ÑеÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑва ÐаÑаÑаевÑÑ , коÑоÑÑÑ Ð¾Ð½, как и дÑÑгие ÑÑÑÑкие пиÑаÑели, видел в жизни. Ðднако ÐекÑаÑов и ЩедÑин Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑ Ð¿Ð¸Ñали о ÑеÑпении, покоÑноÑÑи и незлобивоÑÑи ÑÑÑÑкого кÑеÑÑÑÑнина. ТолÑÑой же ÑиÑÑÐµÑ ÑÑи ÑеÑÑÑ Ñ Ð½ÐµÑкÑÑваемой ÑимпаÑией. РвÑе-Ñаки оÑноÑение ТолÑÑого к ÐлаÑÐ¾Ð½Ñ ÐаÑаÑÐ°ÐµÐ²Ñ Ð½Ðµ однознаÑно. ХаÑакÑеÑно, ÑÑо в Ñпилоге, когда ÐÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑÑÑ Ð½Ð° новÑÑ ÑÑÑÐ¿ÐµÐ½Ñ Ñвоего дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑазвиÑиÑ, ÑÑав Ñленом Ñайного обÑеÑÑва, ТолÑÑой подÑеÑÐºÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÑооÑвеÑÑÑвие ÑÑÑемлений Ñвоего геÑÐ¾Ñ Ð¸ ÑилоÑоÑии ÐаÑаÑаева. Ðа вопÑÐ¾Ñ ÐаÑаÑи, одобÑил Ð±Ñ ÐлаÑон новÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ ÐµÐµ мÑжа или неÑ, ÐÑÐµÑ Ð¾ÑвеÑÐ°ÐµÑ Ð¾ÑÑиÑаÑелÑно.
РиÑÑÑ Ð±Ð¾ÑÑÑийÑÑ Ð½Ð°Ñод, Ñ Ñдожник, веÑнÑй жизненной пÑавде, не мог изобÑазиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ как наÑод ÐаÑаÑаевÑÑ . ÐÑпомним знамениÑÑе Ñлова пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¾ дÑбине наÑодной войнÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð»Ð°ÑÑ, опÑÑкалаÑÑ Ð¸ гвоздила ÑÑанÑÑзов до ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ, пока не погибло вÑе наÑеÑÑвие. ÐÑа дÑбина болÑÑе Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑÐ¾Ð¿Ð¾Ñ Ð¢Ð¸Ñ Ð¾Ð½Ð° ЩеÑбаÑого, Ñем Ð¸Ð³Ð»Ñ ÐаÑаÑаева, коÑоÑой ÑÐ¾Ñ ÑÑÐµÑ ÑÑÐ±Ð°Ñ Ñ Ð´Ð»Ñ ÑÑанÑÑза. ÐиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑоÑлавлÑÐµÑ Ð½Ðµ паÑÑивнÑй, а боÑÑÑийÑÑ Ð½Ð°Ñод: … благо ÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑодÑ, коÑоÑÑй в минÑÑÑ Ð¸ÑпÑÑаниÑ, не ÑпÑаÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð¾ Ñом, как по пÑавилам поÑÑÑпали дÑÑгие в подобнÑÑ ÑлÑÑаÑÑ , Ñ Ð¿ÑоÑÑоÑÐ¾Ñ Ð¸ легкоÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¿ÐµÑвÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð²ÑÑÑÑÑ Ð´ÑÐ±Ð¸Ð½Ñ Ð¸ Ð³Ð²Ð¾Ð·Ð´Ð¸Ñ ÐµÑ Ð´Ð¾ ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ, пока в дÑÑе его ÑÑвÑÑво оÑкоÑÐ±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ меÑÑи не замениÑÑÑ Ð¿ÑезÑением и жалоÑÑÑÑ.
…СÑÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð·Ð¸Ð¼Ð°. ÐоÑÑ Ð² леÑÑ. У коÑÑÑов ÑаÑположилиÑÑ ÑолдаÑÑ. ÐвÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ñе беÑедÑ, кое-кÑо дÑемлеÑ, завеÑнÑвÑиÑÑ Ð² ÑинелÑ. Ð¡Ð¾Ð»Ð´Ð°Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑÐ¸Ñ Ð¾ Ðаполеоне: Ð ÐºÐ°Ð±Ñ Ð½Ð° мой обÑÑай, Ñ Ð±Ñ ÐµÐ³Ð¾, изловимÑи, да в Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ð±Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð¿Ð°Ð». Ðа оÑиновÑм колом. Ð Ñо ÑÑо наÑÐ¾Ð´Ñ Ð·Ð°Ð³Ñбил. Та же ненавиÑÑÑ Ð·Ð²ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ в Ñеплике ÑÑаÑого ÑолдаÑа: ÐÑе одно ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ Ñделаем, не бÑÐ´ÐµÑ Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ. Ðо когда ÑолдаÑÑ Ð²Ð¸Ð´ÑÑ ÑмиÑаÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð° и ÑÑÑжи Ð Ð°Ð¼Ð±Ð°Ð»Ñ Ð¸ ÐоÑелÑ, еÑÑеÑÑвенное ÑÑвÑÑво жалоÑÑи пÑобÑждаеÑÑÑ Ð² Ð½Ð¸Ñ . Резко обÑÑваÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ неÑмеÑÑное замеÑание ÑÑÑника, ÑгоÑаÑÑ Ð²Ñагов каÑей, ÑажаÑÑ Ð¿Ð¾Ð±Ð»Ð¸Ð¶Ðµ к коÑÑÑÑ. ÐÐ¾Ñ Ð»Ñди!-Ñ Ð²Ð¾ÑÑоÑгом говоÑÐ¸Ñ Ð¾ ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð Ð°Ð¼Ð±Ð°Ð»Ñ, и ÑÑа оÑенка пеÑекликаеÑÑÑ Ñо Ñловами одного из ÑолдаÑ-веÑеÑанов (Ñлов Ð Ð°Ð¼Ð±Ð°Ð»Ñ Ð¾Ð½ не понимал, а ÑÑвÑÑва в ÑÑом ÑлÑÑае бÑли обÑими): Тоже лÑди…-говоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð½ о ÑÑанÑÑÐ·Ð°Ñ .
Ð ÑÑой ÑÑене Ñ ÐºÐ¾ÑÑÑа ÑказалÑÑ Ð¼Ð¸ÑолÑбивÑй Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ ÑÑÑÑкого наÑода, его добÑожелаÑелÑноÑÑÑ Ð¿Ð¾ оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº дÑÑгим наÑодам, его великий гÑманизм.
ÐпиÑание зимней ноÑи в леÑÑ Ð·Ð°Ð²ÐµÑÑаеÑÑÑ ÐºÐ°ÑÑиной, полной миÑной пÑелеÑÑи, ÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸ покоÑ: РвÑе заÑÐ¸Ñ Ð»Ð¾. ÐвездÑ, как бÑдÑо знаÑ, ÑÑо ÑепеÑÑ Ð½Ð¸ÐºÑо не ÑÐ²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð¸Ñ , ÑазÑгÑалиÑÑ Ð² ÑеÑном небе. То вÑпÑÑ Ð¸Ð²Ð°Ñ, Ñо поÑÑÑ Ð°Ñ, Ñо вздÑагиваÑ, они Ñ Ð»Ð¾Ð¿Ð¾Ñливо о Ñем-Ñо ÑадоÑÑном, но ÑаинÑÑвенном пеÑеÑепÑÑвалиÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñобой. ÐÑиÑода Ñловно ÑадÑеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑоÑе и кÑаÑоÑе Ñеловека.
ÐÑе по данной Ñеме::
Источник
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — самое грандиозное произведение мировой литературы, повествующее о знаменательных событиях в истории страны, о важных сторонах народной жизни, о взглядах, идеалах и нравах различных слоёв общества. Он воскрешает целый исторический век, отражая человеческие судьбы и судьбы народов. Герои романа находятся в круговороте великих событий, где истинная ценность каждого определяется степенью его участия, личной ответственностью за всё происходящее. Жизнь предстаёт перед нами во всей её полноте и многообразии. Она напоминает огромный поток, в который вливаются многочисленные ручьи. «Люди, как реки» , -говорил Толстой, подчёркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности, её непрерывное движение. Роль и место этой личности в истории, в жизни страны и во взаимоотношениях с народом – вот вопросы, поставленные автором «Войны и мира» . Исторические деятели и незаметные участники войны, лучшие люди своего времени и карьеристы проходят по страницам романа. В нём насчитывается свыше пятисот действующих лиц. Толстой создаёт множество разнообразных типов, характеров, показывает массу людей – творцов истории.
По мнению писателя, исторический путь страны определяет не воля исторического деятеля, не его предначертания, а духовная жизнь народных масс: рядовых солдат, партизан, офицеров – всех тех, от кого зависит ход событий. Толстой исторически правдиво создаёт образ народа – героя Отечественной войны. Писателя глубоко трогает и восхищает проявление в простых людях того патриотизма, «который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и тому подобными неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты» . Война принимает народный характер. А «чувство мести, лежавшее в душе каждого человека» порождает войну партизанскую. Одного из мужиков-партизан писатель рисует более крупным планом. Это «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова – Тихон Щербатый.
Крестьянин села Покровское, действительно, самый нужный человек в партизанском отряде. Он умеет всё делать легко и исправно: раскладывать костры, доставать воду, обдирать лошадей для еды, готовить её, изготовлять деревянную посуду. Но самым главным занятием Тихона, разумеется, является ратное дело. Именно ему он отдаёт всю свою физическую силу, смекалку, выносливость. Труженик земли, созданный для мирной жизни, Щербатый необычайно естественно становится защитником родины. В его образе автор воплощает дух народа- мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. С топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, под воздействием патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что добродушный Тихон становится порой жестоким: французы для него не люди, а враги и только враги. Образ Щербатого полнее раскрывается в том, как о нём говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «эка шельма» , «ну ловок» , «экая бестия» . Движения Тихона ловки и быстры. Впервые мы видим его бегущим, видим, как он «бултыхнулся» в речку, «выбрался на четвереньках» , «побежал дальше» . Тихон весь в порыве, в действии, даже речь его динамична: « Один и навернись… Я его таким манером и сгрёб… Пойдём, говорю к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами… » Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, твёрдость, решимость — вот черты, которые отличают Тихона Щербатого.
Источник