Скачать рабочая тетрадь полезных привычек 4 класс
МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа»
Петуховский район Курганская область
Профилактическая программа
«Полезные привычки»
(1-4 классы)
Автор: Н.А. Помешкина,
учитель начальных классов
2013 -2017 уч.г.
Пояснительная записка
Целями первичной профилактической деятельности по предупреждению злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении интегрировано на уроках физической культуры. Программа предназначена для учащихся 1- 4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя.
Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя четыре основных блока, рассчитанных на 32 часа, 1 раз в месяц по 8 часов в год:
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.
Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.
Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:
потребность у детей в здоровом образе жизни;
создание системы профилактики в образовательном учреждении;
разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,
формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,
взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.
Концепция
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Наркоманию называют “комплексным социально-психофизиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.
И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
Цель программы:
Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
• Учить детей эффективно общаться.
• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»:
• Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.
• Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.
• Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий — на классных часах.
• Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ.
Основные компоненты работы:
• Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
• Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.
• Образовательный – обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»:
• социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
• психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков “быть успешным”, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
• образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
Методы обучения по программе «Полезные привычки»
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.
Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.
Основное содержание
Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:
Пособие для учителей
Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности
Материалы для родителей
Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения
Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы уроков с 1 по 4 классы.
Планов уроков в «Полезных привычках» — 32. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом.
1 блок – «Я».
2 блок – «Я и другие»
3 блок – «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению»
4 блок – «Информация о ПАВ»
В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса.
Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками.
Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках.
Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся.
Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов:
• Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.
• Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.
• Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
• Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.
Квалификационная характеристика воспитанника
Обучающиеся должны знать:
о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ
о факторах, влияющих на здоровье человека
признаки здорового человека
источники влияния и давления
безопасные интересные способы проведения времени
Уметь:
Делать здоровый выбор
Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними
Принимать рациональные решения
Анализировать собственные качества
Обладать навыками:
Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности.
Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления
Самоконтроля, самооценки
Преодоления стресса, тревоги
Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ
Преодоления жизненных трудностей в целом
Самовыражения через увлечения, развивающие личность
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины
32 часа
№
Название темы
Кол-во часов
1 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Я – неповторимый человек.
Культура моей страны.
Чувства.
О чем говорят чувства.
Множество решений.
Решение и здоровье.
Нужные и ненужные тебе лекарства.
Пассивное курение.
Учусь делать здоровый выбор.
1
1
1
1
1
1
1
1
2 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Вкусы и увлечения.
Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
О чем говорят выразительные движения.
Учусь понимать людей.
Опасные и безопасные ситуации.
Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
Реклама табака и алкоголя.
Правда об алкоголе.
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Мой характер.
Учусь оценивать себя сам.
Учусь взаимодействовать.
Учусь настаивать на своем.
Я становлюсь увереннее.
Когда на меня оказывают давление.
Курение (часть 1).
Курение (часть 2)
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Самоуважение.
Привычки.
Дружба (часть 1)
Дружба (часть 2)
Учусь сопротивляться давлению.
Учусь говорить «нет».
И снова алкоголь.
Алкоголь в компании.
1
1
1
1
1
1
1
1
Список литературы
Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодёжи. Под ред. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонского. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Под ред. Л.С. Шпиленя, Н.А.Гусева и др – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Под ред. М.В.Антроповой, Е.А. Бабенковой и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.ЮЛесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Источник
Пояснительная записка.
Модифицированная программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной, соответствует требованиям ФГОС и направлена на реализацию здоровьесберегающего компонента ООП НОО.
Актуальность.
Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни».
Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ, для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока.
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача — предупреждение приобщения к наркотикам.
Для учителей начальной школы «Полезные привычки» послужат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Цель программы «Полезные привычки» — овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.
- Учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Учить детей эффективно общаться.
- Помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Воспитательное значение — воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.
Просветительное значение — расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.
Профилактическое значение — сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна — как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки.
Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает:
- Пособие для учителей
- Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности
- Материалы для родителей
- Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения
Превентивное обучение служит средством для сокращения спроса.
- Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья. “Здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”.
- Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции.
Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях:
- Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу.
- Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика.
- Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения.
- Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению.
«Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья.
Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста.
Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ.
Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще.
Таким образом, программа «Полезные привычки» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества.
Основные разделы программы.
1. В здоровом теле — здоровый дух.
Характерной особенностью этого раздела является усвоение детьми понятий “здоровье” и “здоровый образ жизни” и применение их на практике.
Данный раздел позволяет усвоить детям ценность здоровья, способы его укрепления, знакомит с понятием “режима дня”, его особенностями, практической направленностью и реальной пользой для здоровья, помогает ребёнку составить свой режим дня и придерживаться его в дальнейшем.
Дети также знакомятся со способами закаливания, активного отдыха. Важное значение имеет усвоение детьми комплексов физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме рабочего дня (гимнастика до уроков, динамические паузы, разучивание упражнений для снятия напряжения и усталости глаз, шеи, позвоночника). Происходит переосмысление значения уроков физической культуры, как одного из важнейших способов укрепления здоровья.
Главным аспектом этого раздела является формирование у детей сознательного желания быть здоровым. Необходимо, чтобы дети уяснили, что заботиться о своём здоровье, прежде всего, должен сам человек.
2. Помоги себе.
В данном разделе дети переходят к овладению навыками оказания первой медицинской помощи себе и окружающим при травмах (ранениях, ожогах, обморожениях, ушибах, электротравмах). Дети усваивают механизм оказания первой медицинской помощи, а главное, причины возникновения травм и способы избегания таковых.
В этом разделе главное значение принадлежит разработке и применению детьми комплексов упражнений для утренней зарядки, как способа повышения работоспособности.
Дети знакомятся с важностью и обоснованностью выполнения правил личной гигиены, режима и культуры питания. А также узнают, как противостоять простудным заболеваниям, рассматривают механизм возникновения простуд и способы их предупреждения.
3. Полезные привычки.
В этом разделе детям даётся понятие “полезная привычка”, как способ сохранения и укрепления здоровья. Дети должны усвоить, что существуют не только вредные привычки, но и полезные, такие как: доброе, участливое отношение к людям, животным.
Дети учатся взаимопониманию, уважению, умению дружить. Они знакомятся с понятием “хобби”, как увлечением, полезным занятием на досуге, направленным на развитие познавательного интереса ребёнка, формирование умения общаться.
Очень важным аспектом данного раздела является привычка соблюдения правил дорожного движения, которая убережёт ребёнка от дорожно-транспортных происшествий, представляющих реальную угрозу не только для здоровья, но и для жизни ребёнка.
Не менее важный аспект — это привычка бережно относиться к природе. Экологическое воспитание детей очень полезно в современных экологически-неблагоприятных условиях жизни. На занятиях разбираются экологические задачи, находятся пути их решения, доказывается правильность выбора, так как экология является одним из основных факторов, влияющих на здоровье человека.
4. Вредные привычки.
В данном разделе дети под руководством учителя выявляют вредные привычки, разрушающие здоровье людей (курение, алкоголизм, наркомания и т. д.)
Важность этого раздела заключается в том, что дети узнают, в чём состоит реальный вред определённой вредной привычки для здоровья, а главное, как противостоять ей. Ребёнок учится осознанно делать выбор в условиях, когда окружающие подталкивают его к приобретению той или иной вредной привычки. Формируются приоритеты в выборе окружения и образа жизни.
Таким образом, практические занятия по программе “Я и моё здоровье” благотворно влияют на сознание ребёнка, формируют адекватное восприятие окружающего мира, учат серьёзно заботиться о своём здоровье.
3 класс
Полезные привычки
Всего – 35 часов
В неделю – 1 час
Тема 1.Положительный образ Я.(2ч.)
Мой характер. Учусь оценивать себя сам.
Тема 2.Понятие о полезных привычках. (1ч.)
Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека.
Тема 3.Умение общаться. (16ч.)
Учусь взаимодействовать. Учусь настаивать на своём. Общение. Щедрость. Пунктуальность. Правдивость. Такт. Волшебные слова. Доброе отношение к окружающим. Любовь к животным. Справедливость. Умение дружить. Взаимопонимание. Работа в группах. Поведение в общественных местах. Разговор по телефону.
Тема 4. Принятие решений. (2ч.)
Я становлюсь увереннее. Когда на меня оказывают давление.
Тема 5. Бережное отношение к природе. (2 ч.)
Природа в опасности. Экология. Значение экологии в жизни современного человека. Взаимосвязь всех факторов на Земле. Правила поведения в природе. Бережное отношение и любовь к природе. Помощь природе.
Тема 6. Информация. (2ч.)
Курение. Вред курения.
Тема 7. Соблюдение правил дорожного движения. (3 ч.)
Правила дорожного движения. Причины дорожно-транспортных происшествий. Виновники дорожно-транспортных происшествий. Правила перехода улиц и дорог. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная грамота. Отряды ЮИД – помощники ГАИ.
Тема 8. Проведение досуга. (4ч.)
Хобби. Увлечение. Коллекционирование. Развитие познавательных интересов. Общение. Игра. Правила игры. Уважение к соперникам. Подвижные игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Колечко», «Прятки», «Съедобное-несъедобное». Игры в помещении: «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Золотые ворота».
Тема 9. Пост-тест. (3 часа)
Обобщение изученного материала.
Пост-тест.
К концу 3 класса учащиеся научатся:
-приёмам самоанализа;
-виды самооценки;
-влияние полезных привычек на здоровье;
-принципы общения, дружбы;
-что такое хобби;
-негативное значение табака на организм;
-игры на свежем воздухе и в помещении.
К концу 3 класса учащиеся получат возможность научиться:
-анализировать свои поступки;
-общаться со сверстниками;
-помогать друг другу;
-уважительно относиться к людям;
-ценить и сохранять дружбу;
-интересно проводить досуг по средствам игр и хобби;
-работать в группах.
4 класс
Вредные привычки
Всего – 35часов
В неделю – 1 час
Тема 1.Положительный образ Я.(2ч.)
Самоуважение. Привычки.
Тема 2.0бщение.(2ч.)
Дружба. Правила поведения в обществе.
Тема 3. Использование грубых слов. (2 ч.)
Грубые слова. Клички. Использование ненормативной лексики.
Тема 4. Понятие о вредных привычках. (3 ч.)
Непослушание. Неуважение к людям. Обман.
Тема 5. Воровство. (2 ч.)
Воровство. Уголовная ответственность.
Тема 6. Принятие решений .(2 ч.)
Учусь сопротивляться давлению. Учусь говорить “нет”
Тема 7. Курение. (4 ч.)
Табакокурение. Вещество — никотин. Заболевания курильщиков (кариес, рак органов дыхания). Пассивные курильщики. Профилактика и борьба с курением.
Тема 8. Алкоголизм. (6 ч.)
Алкоголизм. Злоупотребление алкоголем. Алкогольное отравление. Галлюцинации. Асоциальное поведение. Разрушение внутренних органов.
Тема 9. Наркомания. (5 ч.)
Наркотики. Наркотическая зависимость. Личностные изменения человека. Заболевания наркоманов: гепатит, СПИД. Токсикомания. Галлюцинации. Наркологический диспансер. Группы психологической поддержки.
Тема 10. Бродяжничество (3 ч.)
Бродяжничество. Болезни кожи, паразиты. Попрошайничество.
Тема 11. Пост-тест (4 ч.)
Обобщение изученного материала. Пост-тест.
К концу 4 класса учащиеся получат знания:
-о полезных привычках;
-о вреде вредных привычек для здоровья;
-о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье;
-о влиянии вредных привычек на личность;
-способы противостояния вредным привычкам и отрицательному влиянию окружающих.
К концу 4 класса учащиеся научатся:
-отличать вредные привычки от других привычек;
-противостоять отрицательному влиянию окружающих;
-принимать правильное решение в сложных ситуациях;
-бороться с вредными привычками;
-разъяснять близким, знакомым отрицательное влияние вредных привычек на здоровье.
Примерное учебно-календарное планирование
3 класс. Полезные привычки.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | ||
Положительный образ Я. (2ч.) | |||||
1. | Мой характер. | 1 | |||
2. | Учусь оценивать себя сам | 1 | |||
Понятие о полезных привычках. (1ч.) | |||||
3. | Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека | 1 | |||
Умение общаться. (16ч.) | |||||
4. | Учусь взаимодействовать. | 1 | |||
5. | Учусь настаивать на своем. | 1 | |||
6. | Общение. | 1 | |||
7. | Щедрость. | 1 | |||
8. | Пунктуальность. | 1 | |||
9. | Правдивость. | 1 | |||
10. | Такт. | 1 | |||
11. | Волшебные слова. | 1 | |||
12. | Волшебные слова. | 1 | |||
13. | Справедливость. | 1 | |||
14. | Умение дружить | 1 | |||
15. | Взаимопонимание. | 1 | |||
16. | Работа в группах. | 1 | |||
17. | Поведение в общественных местах. | 1 | |||
18. | Поведение в общественных местах. | 1 | |||
19. | Разговор по телефону. | 1 | |||
Принятие решений. (2ч.) | |||||
20. | Я становлюсь увереннее. | 1 | |||
21. | Когда на меня оказывают давление. | 1 | |||
Бережное отношение к природе (2ч.) | |||||
22. | Природа в опасности. Экология. | 1 | |||
23. | Правила поведения в природе. Любовь к природе. | 1 | |||
Информация (2ч.) | |||||
24. | Курение. | 1 | |||
25. | Вред курения. | 1 | |||
Соблюдение правил дорожного движения (3ч.) | |||||
26. | ПДД. Причины ДТП. | 1 | |||
27. | Правила перехода дорог. | 1 | |||
28. | Дорожная грамота. Отряд ЮИД, | 1 | |||
Проведение досуга. (4ч.) | |||||
29. | Хобби. Увлечение. Коллекционирование. | 1 | |||
30. | Игра. Правила игры. Уважение к соперникам | 1 | |||
31. | Подвижные игры на свежем воздухе | 1 | |||
32. | Игры в помещении. | 1 | |||
Пост- |