Сказка про полезные и умные вещи

Автор: Суслова Любовь Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ НОШ ж.д ст. Просница
Населённый пункт: Кировской области, Кирово — Чепецкого района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сказка о том как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами.
Дата публикации: 18.01.2018
Раздел: начальное образование

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Цель: познакомить детей с историей происхождения русских народных

музыкальных инструментов посредством сказки.

Задачи урока:

Образовательные:

знакомство учащихся с миром народных музыкальных инструментов

обучение навыкам тембрального различия музыкальных инструментов

знакомство и запоминание приемов игры на народных инструментах

Воспитательные:

показать самобытность русских народных инструментов и их место в

жизни русского человека

через народное устное творчество (сказку) формировать

интерес к

русской музыкальной культуре

воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны

продолжить воспитание исполнительской и слушательской культуры

Коррекционно — развивающие:

способствовать

формированию

творческого

мышления

школьников,

развитию

внимания

и

памяти

через

образное,

нравственно-

эстетическое постижение русского фольклора

развивать у учащихся тембровый и ритмический слух

способствовать осознанию значимости коллективного исполнения

музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого

исполнителя

Тип урока: комбинированный урок

Методическое обеспечение: презентация к занятию; фонограммы звучания

отдельных русских народных инструментов; фрагменты произведений для

ОРНИ; плакаты с изображением инструментов русского народного оркестра

Техническое

обеспечение: мультимедиапроектор,

проекционный

экран,

компьютер, фортепиано, деревянные ложки, бубны, трещотки

Структура урока:

I. Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.

II. Актуализация знаний.

III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.

IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

V. Игра на ударно – шумовых инструментах.

VI. Итог.

ХОД УРОКА

1

I. Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.

Приветствие.

Работа над песней Я.Дубравина «Добрый день»:

— повторение текста

— повторение и интонирование мелодии

— создание позитивной атмосферы

— исполнение песни

II. Актуализация знаний.

— Ребята, а любите ли вы сказки?

А за что вы их любите? Что обычно происходит в сказках? — ……..

— Сегодняшний урок мы проведём вместе со сказкой. С древнейших времён

люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть

свои

любимые

сказочные

герои,

это

добрые

и

злые

волшебники,

прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней

происходят всевозможные чудеса. Только в сказке, простой паренёк может

стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная — превратиться в лягушку.

Я думаю, что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные

сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные

сказки.

Слайд 1

— А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в

одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется

она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными

инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока:

«Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке

вы не только услышите сказку, но и

познакомитесь с

названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а

также узнаете, как играют на них.

III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.

Слайд 2

Давно

это

было.

Жили,

поживали

себе

в

небольшой

деревушке,

в

деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель,

трещотка и рожок.

Слайд 3

— Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера

умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими

хозяевами.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью

вкусным обедом.

2

Рубель — помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье

были чистыми и опрятными.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец

на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не

испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до

времени.

Слайд 4

— Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена

на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли

по улице с весёлой песней.

Вся

деревня

собралась,

чтобы

посмотреть

на

весёлое

представление

скоморохов.

Звучит р.н.п «И шли, вышли веселые…» (Скоморошина)

Слайд 5

В

руках

скоморохов

пели,

звенели,

бренчали

и

играли

музыкальные

инструменты.

Были

среди

них

гусли

(фонограмма)

и балалайка

(фонограмма).

Краткий рассказ о приемах игры на этих музыкальных инструментах…

— Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки

задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

— Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам

той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина,

когда гости и хозяева уснули, вещи

решили поговорить с музыкальными

инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» — спросили

деревянные ложки у музыкальных инструментов.

Слайд 6

«Весело живётся» — ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем,

песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» — отозвались трещотка и

рубель.

Слайд 7

— Тут в разговор вступили гусли: «За песни, да за пляски весёлые, любят нас

на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость

приносим».

«Ой!»

— воскликнул рожок — «Как бы и нам хотелось тоже всем людям

радость приносить».

«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё

веселей да лучше музыка звучать станет» — предложили гусли и балалайка.

Слайд 8

3

Так

и

решили

умные

и

полезные

вещи

стать

музыкальными

инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им

дарить.

— С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И

семья

их

стала

называться

– оркестром

русских

народных

музыкальных

инструментов.

Слайд 9

— Давно уже нет на свете

ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни

скоморохов,

а

музыка

в

исполнении

русских

народных

инструментов

продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

А вы, ребята, хотели бы послушать голоса русских народных инструментов

в оркестре?—…

Слайд 10

Фонограмма «Светит месяц»

А

сказка

наша

продолжается.

Не

сразу

научились

музыкальным

премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что у

всех инструментов в оркестре своя мелодия. Если

музыкант будет играть

свою

мелодию

точно,

ритмично,

то

он

не

будет

мешать

остальным

музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и

созвучие.

Слайд 11

Музыкальная минутка «Представь себя инструментом народного оркестра»

Запоминаем названия инструментов, их месторасположение в оркестре;

знакомимся с группами оркестра и приемами игры на инструментах;

имитируем движениями игру на определенном инструменте.

Слайд 12

Загадка:

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … ДИРИЖЕР

— Что делает дирижер? — …

IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

Вы

сегодня

познакомились

с

русскими

народными

музыкальными

инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека,

услышали их голоса, познакомились с приемами игры на них.

4

А теперь

я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные

инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке.

Слайд 13

Сделать это нам помогут загадки:

У неё есть три струны

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!

Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу,

Меня положишь – я молчу.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в …………….

На дощечке — есть насечки.

Проведи по ним рукой,

И услышишь голос звонкий,

Деревянный, озорной!

А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.

С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий хоть малое призвание!

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

V. Игра на ударно – шумовых инструментах.

— А в конце урока мы попробуем стать оркестром народных инструментов.

Возьмем

в

руки

инструменты

(ложки,

свистульки,

трещотки

и

т.п.)

и

разыграем песню.

Инсценировка шуточной песни «Был бы только музыкант»

VI. Итог.

— Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была

весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных

музыкальных

инструментов,

учила

понимать

их

особое

звучание.

С

помощью

сказки

вы

научились

слушать

и

понимать

музыку,

быть

внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы

должны сказать сказке сегодня «спасибо»

за то, что она нас многому

научила.

Слайд 14

— Наш урок окончен. До новых встреч.

5

Источник

ГБОУ Школа №2080 дошкольное отделение «Остафьево»
КОНСПЕКТ
музыкального тематического занятия для детей старшей и подготовительной групп
«Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами»
Подготовила и провела
Музыкальный руководитель Лебедева Л.И.
Задачи:
Формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого на основе активного, самостоятельного и творческого использования его элементов в музыкальной деятельности.
Продолжать прививать интерес к русским народным инструментам, истории их появления.
Развивать у детей музыкальный слух, память, чувство ритма.
Ход занятия
Звучит русский народный наигрыш «Полянка», дети с воспитателем входят в зал, оформленный в стиле русской избы. В центре зала их встречает музыкальный руководитель, одетый в русский народный костюм.

Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
У меня сегодня день чудес,
Вот такая радость до небес!
Ко мне гости пришли,
Дорогие пришли.
Буду я гостей встречать,
Радовать и привечать.
Я гостей ждала, наряжалася,
Бусы красные надевала, украшалася.
Вижу, и вы все готовы,
На вас новые обновы:
Юбки расписные, да футболки цветные.
Собрались мы позабавиться да потешится,
Поиграть, пошутить, посмеяться.
В круг скорее вставайте
Да игру затевайте.
Дети встают в круг, проводится игра «У Маланьи, у старушки» (русская народная мелодия)

У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей без бровей,
С такими ушами,
С такими глазами,
С такими носами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели, целый день сидели,
Делали вот так….
(рубили дрова, косили сено, собирали ягоды и т.д.)
закрывают брови пальцами
показывают большие уши
показывают большие глаза
показывают носы
показывают большую-маленькую
показывают бороду
повторяют движения за взрослым
Музыкальный руководитель:
Ай да молодцы! Славно позабавились!
Кто у нас плачет,
Не получит калачик.
Кто у нас ревет,
Не получит сухарек.
Чтоб тоску прогнать с лица,
Чтоб веселье без конца,
Нужна, пожалуй, встряска,
Круговая пляска.
Я платочком помашу,
Поплясать вас попрошу.
«Пляска с платочками» (р.н.м. «Пойду ль я выйду ль я»)

Музыкальный руководитель:
Вот как весело плясали,
Вы, ребятки, не устали?
Давайте все немножко отдохнем. Прошу вас, гости дорогие, проходите к столу, рассаживайтесь поудобнее.
А сказки вы любите?
А хотите, я вам расскажу сказку о том, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами?
Тогда усаживайтесь поудобнее, слушайте и смотрите….

Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментам (с презентацией)
[СЛАЙД 1] Давно это было. Жили-поживали в небольшой деревушке в деревянной избушке [СЛАЙД 2] умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка, рожок.
Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. [СЛАЙД 3] Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью обедом.
[СЛАЙД 4] Рубель помогал хозяйке дома стирать белье, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.
[СЛАЙД 5] Рожок вместе с хозяином дома рано утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал все стадо домой.
[СЛАЙД 6] Трещотка охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.
[СЛАЙД 7] Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с веселой песней. (видео)
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на веселое представление скоморохов. В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка. (звучание гуслей)
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них доносились звуки задорной музыки и веселые песни скоморохов, потешавших народ. (плясовая)
[СЛАЙД 8] Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избы, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами.
[СЛАЙД 9] «Как вам живется у свои хозяев скоморохов?» — спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
«Весело живется», — ответила балалайка, веселая болтунья. -«Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
«А мы никогда дальше своей деревни не бывали», — отозвались трещотка и рубель.
Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски веселые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим».
«Ой!» — воскликнул рожок, — «как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».
«Так давайте вместе с нами по свету путешествовать. Вместе у нас еще веселей да лучше музыка звучать станет» — пропели гусли и балалайка.
Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только людям пользу приносить, но и радость им дарить.
[СЛАЙД 10] С тех самых пор путешествуют они вместе большой дружной семьей. И семья их стала называться ОРКЕСТРОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
Понравилась вам моя сказка?
Теперь-то вызнаете, что у русского народа все вещи могли и помогать людям трудиться и веселиться?
А про какие полезные вещи сегодня в сказке рассказывалось?
Найдите эти вещи на моем столе. (дети берут со стола ложки, трещотки, рубель)
Собирайся, детвора!
Ждет нас русская игра!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть!
Игра «Музыканты» (обработка В.Полевого)

Музыкальный руководитель:
Хорошо мы посидели,Отдохнули хорошо.
А пока что – до свиданья!
В гости жду всех вас еще!
Жду вас сегодня вечером в нашем музее русских народных музыкальных инструментов!
До свидания, гости дорогие!

Под мелодию «Пойду ль я, выйду ль я» дети с воспитателем выходят из зала.

Источник

ГБОУ Школа №2080 дошкольное отделение «Остафьево»

КОНСПЕКТ

музыкального тематического занятия для детей старшей и подготовительной групп

«Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами»

Подготовила и провела

Музыкальный руководитель Лебедева Л.И.

Задачи:

  • Формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого на основе активного, самостоятельного и творческого использования его элементов в музыкальной деятельности.
  • Продолжать прививать интерес к русским народным инструментам, истории их появления.
  • Развивать у детей музыкальный слух, память, чувство ритма.

Ход  занятия

Звучит русский народный наигрыш «Полянка», дети с воспитателем входят в зал, оформленный в стиле русской избы.  В центре зала их встречает музыкальный руководитель, одетый в русский народный костюм.

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки!

У меня сегодня день чудес,

Вот такая радость до небес!

Ко мне гости пришли,

Дорогие пришли.

Буду я гостей встречать,

Радовать и привечать.

Я гостей ждала, наряжалася,

Бусы красные надевала, украшалася.

Вижу, и вы все готовы,

На вас новые обновы:

Юбки расписные, да футболки цветные.

Собрались мы позабавиться да потешится,

Поиграть, пошутить, посмеяться.

В круг скорее вставайте

Да игру затевайте.

Дети встают в круг, проводится игра «У Маланьи, у старушки» (русская народная мелодия)

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей без бровей,

С такими ушами,

С такими глазами,

С такими носами,

С такой головой,

С такой бородой.

Ничего не ели, целый день сидели,

Делали вот так….

(рубили дрова, косили сено, собирали ягоды и т.д.)

закрывают брови пальцами

показывают большие уши

показывают большие глаза

показывают носы

показывают большую-маленькую

показывают бороду

повторяют движения за взрослым

Музыкальный руководитель:

Ай да молодцы! Славно позабавились!

Кто у нас плачет,

Не получит калачик.

Кто у нас ревет,

Не получит сухарек.

Чтоб тоску прогнать с лица,

Чтоб веселье без конца,

Нужна, пожалуй, встряска,

Круговая пляска.

Я платочком помашу,

Поплясать вас попрошу.

«Пляска с платочками» (р.н.м. «Пойду ль я выйду ль я»)

Музыкальный руководитель:

Вот как весело плясали,

Вы, ребятки, не устали?

Давайте все немножко отдохнем. Прошу вас, гости дорогие, проходите к столу, рассаживайтесь поудобнее.

А сказки вы любите?

А хотите, я вам расскажу сказку о том, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами?

Тогда усаживайтесь поудобнее, слушайте и смотрите….

Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментам (с презентацией)

[СЛАЙД 1] Давно это было.  Жили-поживали в небольшой деревушке в деревянной избушке [СЛАЙД 2] умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка, рожок.

Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера  умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. [СЛАЙД 3] Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью обедом.

[СЛАЙД 4] Рубель помогал хозяйке дома стирать белье, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

[СЛАЙД 5] Рожок вместе с хозяином дома рано утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал все стадо домой.

[СЛАЙД 6] Трещотка охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.

[СЛАЙД 7] Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с веселой песней. (видео)

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на веселое представление скоморохов. В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли  музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка. (звучание гуслей)

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них доносились звуки  задорной музыки и веселые песни скоморохов, потешавших народ. (плясовая)

[СЛАЙД 8] Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам  той самой избы, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами.

[СЛАЙД 9]  «Как вам живется у  свои хозяев скоморохов?» — спросили деревянные ложки у  музыкальных инструментов.

«Весело живется», — ответила балалайка, веселая болтунья. -«Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

«А мы никогда дальше своей деревни не бывали», — отозвались трещотка и рубель.

Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски веселые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим».

«Ой!» — воскликнул рожок, — «как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».

«Так давайте вместе с нами по свету путешествовать. Вместе  у нас еще веселей да лучше музыка звучать станет» — пропели гусли и балалайка.

Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только людям пользу приносить, но и радость им дарить.

[СЛАЙД 10] С тех самых пор путешествуют они вместе большой дружной семьей. И семья их стала называться ОРКЕСТРОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

Понравилась вам моя сказка?

Теперь-то вызнаете, что у русского народа все вещи могли и помогать людям трудиться и веселиться?

А про какие полезные вещи сегодня в сказке рассказывалось?

Найдите эти вещи на моем столе. (дети берут со стола ложки, трещотки, рубель)

Собирайся, детвора!

Ждет нас русская игра!

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы играть!

Игра «Музыканты» (обработка В.Полевого)

Музыкальный руководитель:

Хорошо мы посидели,

Отдохнули хорошо.

А пока что – до свиданья!

В гости жду всех вас еще!

Жду вас сегодня вечером в нашем музее русских народных музыкальных инструментов!

До свидания, гости дорогие!

Под мелодию «Пойду ль я, выйду ль я» дети с воспитателем выходят из зала.

Источник