Служба как вид общественно полезной деятельности

Служба как вид общественно полезной деятельности thumbnail
Лекции.Орг

Семинар на тему: «Система государственной службы

в Российской Федерации»

Государственная служба современной России: сущность, структура системы, компетенции.

Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Структура государственной службы

Структура государственной службы это ее внутреннее разграничение на составные элементы, увязанные в единое целое. Государственная служба может быть структурирована по различным критериям. Прежде всего, выделяют уровни, виды и типы государственной службы.

Уровни государственной службы.

Государственную службу принято делить на 2 уровня: федеральную и региональную (уровень субъектов федерации

Уровень муниципальной службы юридически не может быть отнесен к третьему уровню государственной службы, но логически он может быть поставлен на это место, исходя из принципов государственного суверенитета, государственной целостности, единства системы государственной власти. Вся разница в том, что по определению, государственный служащий осуществляет свою деятельность от имени и в пользу государства, а муниципальный служащий – от имени и в пользу муниципального образования, т.е. местного общества.

Виды государственной службы.

По принципу разделения властей

· исполнительную

· парламентскую

· судебную

· а также государственную службу в органах с особым статусом (Прокуратура и иные контрольные органы – Счетная Палата, Уполномоченный по правам человека, Центральный банк и др.).

Кроме того, функциональный принцип также является веским основанием для систематизации госслужащих. В соответствии с данным критерием различают разновидности государственной службы, согласно предметам ведения государственных органов.

С этих позиций государственная служба делится на

· общую и

· специализированную.

Первый случай распространяется на государственных служащих, которые исполняют свои профессиональные обязанности в органах с общей компетенцией – Администрация Президента, аппараты Государственной Думы и Совета Федерации, аппарат Правительства, аппараты высшего, представительного и исполнительного органов субъектов федерации. Этот случай затрагивает также тех государственных служащих, которые выполняют широкий перечень задач в отраслевых министерствах и ведомствах. Специализированная государственная служба встречается либо в органах с очень узкой компетенцией (Министерство по налогам и сборам, Уполномоченный по правам человека, Счетная Палата и др.), либо в органах с широкой компетенцией в отношении «узких» специалистов, на которых возлагается решение специфических задач.

Федеральная гражданская государственная служба является наиболее диверсифицированной.

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

К таким органам относятся органы судебной системы, органы прокуратуры, органы внутренних дел, таможенные органы, органы федеральной службы безопасности, органы юстиции, органы судебно-исполнительной системы (приставы-исполнители), государственный нотариат. Важной особенностью правоохранительной службы является то обстоятельство, что ее сотрудники наделены правом давать обязательные указания гражданам и юридическим лицам, а также применять меры принуждения. Органы правоохранительной системы, поэтому, часто называют силовыми органами, а их сотрудников силовиками.

Военная государственная служба исторически является первым видом государственной службы. В соответствии со ст.2 закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, в Железнодорожных войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, органах Федеральной пограничной службы, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Читайте также:  Чем полезно сырое варенье из фейхоа

В.В. Черепанов отмечает общие черты и различия между видами го-сударственной службы, которые состоят в следующем:

· Общимявляется то, что все виды государственной службы объединяет:

o во-первых, принадлежность к профессиональной служебной деятельности;

o во-вторых,нахождение на должностях государственной служ-бы;

o в-третьих, то,что они финансируются только за счет средств государственного бюджета,

· Главное различие состоитв функциональном предназначении того

или иного вида службы, в соответствии с которым гражданин выполняет свои функциональные служебные обязанности и ему присваивается либо классный чин, либо воинское звание (например, майор), либо специальное звание (например, майор полиции, майор юстиции, майор внутренней слу-жбы).

Дата добавления: 2016-04-03; просмотров: 827 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Юриспруденция

Административное право России

Раздел: Экономика

В общественно полезной
деятельности людей можно выделить ряд основных типов:

1) производство материальных
ценностей, оказание хозяйственных услуг на возмездных началах;

2) духовное производство;

3) служба в государственных,
общественных, религиозных, международных и иных организациях;

4) учеба, то есть усвоение
социальной программы (знаний, выработанных человечеством и передаваемых от
поколения к поколению внегенетическим путем);

5) ведение домашнего хозяйства;

6) физическое и духовное
самосовершенствование (зaнятиe спортом, участие в художественной
самодеятельности и т. д.);

7) безвозмездная общественно
полезная деятельность вне рамок семьи (общественная работа, оказание услуг,
участие в  работе ученого совета и т. д.);

8) предпринимательство.

Слово «служба» имеет много
значений. Под службой понимается и вид деятельности людей, и ведомственное
подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное
ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральная налоговая служба).
Здесь мы рассматриваем службу как один из видов платной общественно полезной
деятельности. Она состоит в управлении, обслуживании управления
(делопроизводственном, техническом и др.) или в интеллектуальном
социально-культурном обслуживании людей.

Служащий – это гражданин,
занимающий должность в какой-либо организации и осуществляющий административную
деятельность либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель,
библиотекарь, инспектор, начальник цеха и т. д.). Все служащие являются
профессионалами управления или социально-культурного обслуживания.

Закономерные для каждой страны
увеличение объема организационной деятельности, рост систем образования,
здравоохранения, социального обеспечения и др. влечет непрерывный рост числа
служащих. Их количество увеличивается абсолютно и относительно, так как в связи
с механизацией физического труда растет их удельный вес в общем числе
работающих.   

Служащие выполняют полезную
работу. Специфика их труда состоит в том, что они:

•   обладают особым
предметом труда – информацией, которая в то же время выступает средством их
воздействия на управляемых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают,
обрабатывают, передают, хранят, создают информацию (исключение – служащие
строевых подразделений);

•   воздействуют на
людей, обслуживают их;

• непосредственно материальных
ценностей не создают, но обеспечивают условия для их производства;

•   обычно заняты
умственным трудом;

•   работают возмездно,
получают заработную плату;

•   занимают должности
в легальных организациях, работают на профессиональной основе;

•   работают в «чужих
интересах», то есть выполняют волю тех, кому подчинены, действуют в интересах
тех, кто оплачивает их работу.

По последнему признаку (кто
финансирует служащих, кому они подчинены, в чьих интересах действуют) можно
различать служащих следующих организаций:

1) государственных;

2) муниципальных;

3) частных;

4) международных*.

См.:
Митрофанов М. В. Служащие международных организаций. М., 1982.

К содержанию книги:   Административное
право России

Смотрите также:

Административное право
  Административное
право

  Экологический контроль. Понятие, виды и задачи экологического

Российское административное право выделяет
два вида контрольной деятельности – контроль и надзор. Под экологическим
контролем понимается деятельность …
bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/126.htm

  Соотношение процессуальных норм земельного права с …

Поэтому административное право ограничивается
лишь определением структуры … Административное право можно
рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, …
www.bibliotekar.ru/zemelnoe-pravo-1/50.htm

  Краткая характеристика системы права и ее подсистем — отраслей

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в
сфере государственного управления, в процессе организации и …
bibliotekar.ru/hozyaystvennoe-pravo/8.htm

  Конституционное (осударственное право в правоведении.
Термины …

Читайте также:  Какие полезные витамины в красной икре

Термины «конституционное право» и «государственное
право» зачастую считаются синонимами. … которые охватывают и административное
право
, и судебное право, …
www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-2/3.htm

  Отрасли права. Конституционное право. Определение
конституционного …

Ведь административное право также регулирует
общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти, да
и не только оно. …
www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-2/5.htm

Последние
добавления:

Семейное право России  Римское
частное право   Международное экономическое право  

Источник

Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Виды государственной службы: государственная гражданская, военная, правоохранительная.

Государственная гражданская служба РФ (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ – должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Категории должностей:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Принципы гражданской службы:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Источник

Тема 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

В современном русском языке слово «служба» имеет несколько значений. Под службой понимается и самостоятельное ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральная налоговая служба), и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), это и особый вид деятельности людей.

Настоящий курс предполагает изучение службы как разновидности именно общественной деятельности людей, связанной с реализацией социального управления.

По мнению Д.Н. Бахраха, в общественно полезной деятельности людей выделяются следующие основные типы:

1) производство материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг на возмездных началах;

2) духовное производство;

3) учеба, т.е. усвоение социальной программы (знаний, выработанных человечеством и передаваемых от поколения к поколению внегенетическим путем);

4) ведение домашнего хозяйства;

5) физическое и духовное самосовершенствование (занятия спортом, участие в художественной самодеятельности и т.д.);

Читайте также:  Молоко полезно для желудка при гастрите

6) безвозмездная общественно полезная деятельность вне рамок семьи (общественная работа, оказание услуг, участие в работе ученого совета и т.д.);

7) предпринимательство;

8) служба в различных организациях.

Признаки службы как особого вида общественно-полезной деятельности:

· в процессе службы материальные ценности не создаются, а создаются условия для их производства;

· в процессе службы субъекты, выполняющие эту деятельность, работают в чужом интересе;

· наличие особого субъекта этой деятельности – служащего;

· наличие особого объекта службы – человека. Служебная деятельность направлена в конечном итоге на человека – все служащие прямо или косвенно воздействуют на людей или обслуживают людей;

· особым предметом труда служащих является информация, т.е. служба связана с получением, обработкой, накоплением и передачей информации;

· служба – деятельность профессиональная. Субъекты службы обязательно занимают должности в определенной социальной структуре, т.е. имеют установленный комплекс прав и обязанностей по реализации функций, целей и задач конкретного элемента социума;

· служба предполагает обязательное наличие правовых возможностей по реализации функций организации. Как правило, речь идет о наличии у субъектов службы полномочий властного характера;

· для службы характерны возмездные начала, т.е. это вид деятельности, осуществляемый за плату. Служба осуществляется в интересах того, кто ее оплачивает.

В самом общем значении службуможно определить следую­щим образом: это профессиональная деятельность определенно­го контингента лиц-служащих по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, обще­ственных и иных социальных структур. Деятельность по органи­зации исполнения предполагает налаживание в данной структуре (в министерстве, ведомстве, предприятии, ассоциации и т.д.) управления. Но управлением в каждой структуре служба не исчер­пывается. Даже в органах власти, кроме администра­торов, значительно число других, рядовых, служащих – специа­листов, технического персонала, не говоря уже о других организациях, например образовательных, здравоохранения, где основной контингент составляют служащие, но не администрато­ры.

По характеру и по содержанию необходимо выделить различные виды служебной деятельности:

1. Публичная.

2. Общественная.

3.Частная.

Публичная служба– особый вид общественно-полезной деятельности, состоящей в осуществлении функций государства от имени и по поручению самого государства, а также реализации вопросов местного значения от имени населения муниципальных образований. Осуществляется в интересах всего общества в целом и каждого отдельного члена общества в частности. Финансируется за счет средств бюджетов, либо государственного, либо муниципального. Как правило, это служба в государственных или муниципальных органах, организациях. Важно отметить, что к этому виду службы следует отнести и деятельность по оказанию социально значимых услуг (например, медицинских, жилищно-коммунальных и др.). Осуществляется особыми субъектами, которыми являются государственные либо муниципальные служащие, а также служащие государственных или муниципальных учреждений. Особое место среди публичных служащих занимают лица, замещающие государственные и муниципальные должности.

Публичная служба, в свою очередь, может быть классифицирована, как:

1) государственная;

2) муниципальная;

3) в государственных организациях;

4)в муниципальных организациях.

Общественнаяслужба – особый вид общественно-полезной деятельности, осуществляемый в интересах части или группы субъектов общества, объединенных общими интересами. Общественная служба направлена на удовлетворение общественного интереса, не связанного с извлечением прибыли, хотя это и допустимо, но только в целях, ради которых созданы объединения. Финансируется за счет средств объединений граждан, членских взносов, пожертвований и т.п. Осуществляется специальными субъектами, замещающими должности в этих организациях и получающих за свою деятельность денежное вознаграждение.

Данный вид службы осуществляется:

1) в общественных объединениях граждан;

2) в партиях;

3) в некоммерческих и негосударственных организациях;

4)в религиозных организациях и др.

Частнаяслужба – осуществляется в интересах частных лиц. Этот вид службы реализуется для удовлетворения частного интереса и связан с получением прибыли в коммерческих предприятиях, в частных организациях. Источником финансирования являются доходы от предпринимательской деятельности либо фонды оплаты труда коммерческих объединений. Осуществляется служащими, замещающими должности в управленческом аппарате частных организаций. Руководитель коммерческой организации, являющийся ее учредителем, служит, прежде всего, частной организации, которая оплачивает его труд, но не самому себе. Не признается службой деятельность лиц, осуществляющих определенную деятельность по гражданско-правовым договорам (оказания услуг, подряда, поручения и т.п.)

Источник