Смоленская область полезные ископаемые на карте

Галерея  

  В недрах Смоленской области обнаружено около 30 видов полезных ископаемых осадочного происхождения.
Наиболее распространенными являются: бурый уголь, песчано-гравийные материалы, торф, суглинки и глины,
пригодные для производства кирпича, камни строительные, известняки, доломиты, мел, мергель, каменная соль,
известковые туфы, фосфориты, подземные воды. Реже встречаются: стекольные и строительные пески, легкоплавкие глины,
огнеупорные и бентонитовые глины трепел, гипс, сапропели, лечебные грязи, минеральные воды, минеральные рассолы и
другие. Значительная часть этих месторождений хорошо разведана.

  Возраст полезных ископаемых различный: позднепротерозойский (пески, рассолы), палеозойский
(бурый уголь, каменная и калийная соли, известняки, доломиты, гипс и др.), мезозойский (мел, глина, мергель,
фосфориты и др.) и кайнозойский (торф, известковый туф, пески, гравий, глины и др.). Более половины разведанных
запасов полезных ископаемых области находятся в отложениях четвертичного периода. Из общего количества
разведанных месторождений в промышленное освоение вовлечено в настоящее время не более 6%, причём основная
доля их приходится на строительные материалы. Все месторождения, разрабатываемые в настоящее время, приурочены
к четвертичным отложениям.

  На Смоленщине широко распространены
полезные ископаемые, используемые в строительстве или являющиеся сырьем для производства строительных материалов.
Во многих районах имеются богатые залежи глин и суглинков, пригодных для получения кирпича.
В Сафоновском, Дорогобужском, Ярцевском районах выявлены запасы огнеупорных и бентонитовых глин.
Область располагает значительными запасами песка и гравия. Крупными их месторождениями являются: Вяземское,
Лосвинское, Рябцевское, Талашкинское, Вороновское, Смоленское и др. Пески, пригодные для получения стекла,
размещены в Рославльском и Шумячском районах.

   Известняки. Сравнительно неглубоко известняки залегают в центре и на востоке области. Хорошо разведаны
здесь два крупных месторождения: Слободское — в Угранском и Издешковское — в Сафоновском районах. Издешковское
месторождение разрабатывалось более 100 лет, известняки его использовали для производства извести, известковой муки,
щебня.
   Мел распространен в южной части области. В д. Медведково Ершичского района максимальная толща
писчего мела составляет 36 м. Известны также месторождения Лотовиновское — в Рославльском и Воргинское — в
Ершичском районах. Мел может быть использован для производства цемента, известкования кислых почв и в других целях.

   Мергель — известняк, содержащий до 50% примеси глины. В области он распространен широко, но
детально разведано лишь Доброминское место¬рождение в Глинковском районе, Мергель этого месторождения пригоден
для производства цемента.
   Бурый уголь. Его месторождения имеются в Сафоновском, Холм-Жирковском, Вяземском,
Гагаринском,
Дорогобужском, Угранском и Ельнинском районах. Пласты высокозольно бурого угля мощностью от 0,9 до 7,1 м
залегают на глубинах до 135 м. Деталь разведано около 30 месторождений. Общие запасы угля оцениваются более чем
в 400 млн. тонн. Добычу угля осуществляли во второй половине XX века возле г. Сафоново.
   Торф является одним из наиболее распространенных видов полезн ископаемых на территории
области.
В её приделах насчитывается око 1,2 тысяч торфяных месторождений с разведанными общими запасами торфа более
500 млн. тонн.
Распределены торфяные ресурсы неравномерно. Hаибольшее их количество сосредоточено на северо-западе области,
территории, подвергавшейся воздействию валдайского ледника. Наиболее велики запасы торфа в Духовщинском
(более 60 млн. тонн.), Холм-Жирковском (около 60 млн. тонн.), Велижском (более 50 млн. тонн.), Смоленском и Руднянском
(более 40 млн. тонн. в каждом) районах. Добывают торф в последние два десятилетия в небольшом количестве.
   Сапропель — органо-минеральный ил, образующийся на дне озер и прудов из остатков
растений, животных,
тонких минеральных частиц. Значительно разнообразие сапропелей на территории области. Многие из них
могут быть использованы в качестве удобрений, имеются сапропели, обладают лечебными свойствами. В 233 месторождениях
области объемы сапропель оцениваются в 170 млн. м3.
   Известковые туфы. Представляют собой рыхлую, пористую карбонатную породу.
Их месторождения
встречаются во многих районах области в долие рек, оврагах, балках, торфяных массивах. Запасы туфов в
области оцениваются 7 млн. тонн.
   Фосфоритовые руды. Залежи их известны в Хиславичском, Рославском и Угранском
районах с общими запасами
до 10 млн. тонн. Встречаются с среди песков и опесчаненного мела. Глубина залегания фосфоритов — 10 до 28 м.
Содержание РO5 в них достигает 18%. Наиболее крупным месторождением является Сожское в Хиславичском районе.

   Фосфориты — сырье для получения удобрений. Впервые в конце XIX века в качестве удобрений рославльские
фосфориты использовал наш земляк — агрохимик А.Н. Энгельгардт. Разработка фосфоритов на Смоленщине велась до
Великой Отечественной войны.

   Каменная соль, гипс. Пласты каменной соли мощностью соответственно и 15 м вскрыты при бурении скважин
в г. Вязьме и г. Ярцеве. В ярцевских пласвыявлены еще и прослойки калийных солей. Гипс обнаружен в п. Гнездово
западнее г. Смоленска.

   Лечебные грязи. Это смеси, образующиеся в результате разложения органических остатков в водоеме.
Лечебные илы известны в ряде озер Пржевальской, Микулинской групп, в озере Купринском. Добычу их в озере Мутное,
расположенном западнее пос. Пржевальское, ведет местный санаторий с 1974 года.

   Минеральные подземные воды. В недрах области имеются минеральные воды, которые по некоторым своим
качествам не уступают водам курортов Кавказа, Украины и Прибалтики. Лечебно-питьевые воды
сульфатно-кальциево-магниевого состава («Сапшо»), с минерализацией 2,3-3,6 г/л обнаружены в п. Пржевальское,
городах Демидове, Ярцеве, Смоленске. Они залегают на глубинах от 120 до 250 м. В городах Смоленске,
Дорогобуже, Вязьме, Рославле и п. Пржевальское вскрыты высокоминерализованные воды и рассолы
сульфатно-хлоридного и хлоридно-натриевого составов. Залегают они на глубине 300-700 м.
Глубже (до 1000 м) выявлены бромовые рассолы. Все эти воды пригодны для лечения заболеваний
опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, желудочно-кишечного тракта, печени и др.
В п. Пржевальское работает здравница, использующая местные природные ресурсы: грязи, минеральные воды и
рассолы с содержанием брома.

[История]
[Политика]
[Экономика]
[География]
[Культура]
[Персоналии]
[Практикум]
[Содержание]
[Источники]

Читайте также:  Чем полезна люцерна и ее применение

© МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново Смоленской области 

 Д.Егоров, П.Зенкин, Ю.Курбако, А.Пантюхов, А.Сильченков
mou2@bk.ru

Источник

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Гайдаржийская Татьяна Александровна, первая категория, МБОУ СОШ №15 г. Смоленска

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Учебник (УМК): А.А. Плешаков: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011.

Тема урока: Полезные ископаемые Смоленской области

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: доска, мультимедийное оборудование

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов;

познавательными УУД:

  • выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму.

У учащихся недостаточно сформированы:

коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Цели урока:

Познакомить обучающихся с основными полезными ископаемыми Смоленской области.

Задачи урока:

Образовательная:

  • познакомить детей с полезными ископаемыми Смоленской области, их некоторыми свойствами, способами добычи, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.

Развивающая:

  • коррекция произношения, формирование навыков употребления слов в соответствии с их лексическим значением, развитие связной речи, обогащение словарного запаса, развитие зрительной памяти, ассоциативной памяти, мышления детей, развитие моторики пальцев рук, учить сравнивать, обобщать, развивать умение выделять главное, развивать познавательную активность детей.

Воспитывающая:

  • прививать понятие о необходимости бережного отношения к природе,

  • воспитывать толерантность, самостоятельность, преодоление замкнутости, чувство коллективизма.

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

повторить ранее изученный материал

Мотивационно-целевой этап

• вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

• организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели

Формирование информа-ционного запроса:

Фронталь-ная индивиду-альная

1.Проводит беседу о том, что знают о важности полезных ископаемых.

2. Предъявляет фразу с информацией проблемного характера.

3. Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова

1. Делятся мнениями на поставленную проблему

2. Нахождение значков полезных ископаемых на карте.

3. Формулируют и задают вопросы.

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентировоч-ный этап

• организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации

Беседа

фронталь-ная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий

Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий

Регулятивные УУД:

планировать,т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

• организовать осмысленное восприятие новой информации

Рассказ

Фронталь-ная, индивидуальная

1. Сообщает 1 часть информации по теме урока

2. Предлагает ответить на вопросы, которые получены из 1 части рассказа.

3. Сообщает 2 часть информации. Предлагает схему для изучения полезных ископаемых.

4. Предлагает найти ответы на вопросы в ходе практической работы.

1. Слушают новый материал.

2. Делают пометки, называют вопросы и дают на них ответы.

3. Формулируют новые вопросы по изучаемой теме.

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

называть способы решения уравнения.

Практический этап

• обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Практи-ческая работа

Групповая, фронталь-ная

1. Дает изображение первого полезного ископаемого.

Читайте также:  Полезно или вредно есть острый перец

2. Помогает вспомнить название данного полезного ископаемого.

3. Коррекция действий учащихся.

4. Задает вопросы о результатах исследования

1. Выполняют задания,

2. Сообщают о результатах.

3. Полученную информацию оформляют в соответствии с заданной схемой.

4. Отвечают на поставленные вопросы

Предметные УУД:

Различать полезные ископаемые, знать их свойства и применение. Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие;

Рефлексивно-оценочный этап

• осмысление процесса и результата деятельности

Беседа, высказывание

Индиви-дуальная, фронталь-ная

1. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

2. Предлагает каждому обучающемуся выполнить тест

3. Организация обмена мнениями обучающими о работе на уроке

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.

  1. Выполняют тест

  1. Высказывания обучающихся

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий

Познавательные УУД:

Выполнять задания в тесте

Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании

Дата: Подпись учителя:

Ход урока

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Прозвенел звонок, дружок!

Пригласил нас на урок.

Вы тихонечко сидите,

На учителя глядите.

Мы начинаем нашу работу, и помните, рядом с каждым из вас надежные друзья, которые поддержат вас в любую минуту и с удовольствием разделят ваши радости.

И я всегда помогу вам в вашем нелегком деле – учёбе.

Обучающиеся готовы к началу работы.

Этап повторение

А сейчас мне понадобится ваша помощь.

Мы начинаем урок…

Это урок, на котором мы….

На прошлом уроке мы вели речь о…

И познакомились с их…

Проверим, как вы запомнили условные обозначения полезных ископаемых

Обучающиеся продолжают фразу

— окружающего мира

— изучаем окружающий нас мир

— полезных ископаемых

— условными обозначениями

Дети по очереди выходят к доске и соединяют значок полезного ископаемого с его названием.

Этап актуализация знаний.

Учитель читает сказку о споре полезных ископаемых

— Кто спорил в этой сказке?

— А почему они затеяли этот спор?

— О чем шла речь в споре?

— Какова будет тема нашего урока?

— А если вспомнить, что мы на уроке окружающего мира сейчас работаем над разделом…

— то тема урока будет звучать…

— Все ли названные полезные ископаемые можно встретить у нас в области?

— Как узнать какие?

— Итак, в ходе нашей работы над темой мы должны будем выяснить…

Слушают

Ответы обучающихся

Высказываются о своих целях

— наш край

— полезные ископаемые Смоленской области

Работа с картой

— свойства полезных ископаемых и их применение в хозяйственной деятельности человека.

Этап изучения нового

материала

  1. Рассказ учителя о полезных ископаемых Смоленской области.

  2. Распределение полезных ископаемых по группам в зависимости от их назначения.

— Я приглашаю вас в геологическую экспедицию.

Слушают

Физпауза

По дорожке шли, шли

Много камушков нашли.

Сели, собрали

И дальше пошли.

Выполняют упражнение

Практический этап

— В нашей экспедиции снаряжение нам будет служить ручка и дневник геолога. Заполнять дневник геолога мы будем в соответствии со схемой.

  1. Показывает изображение первого полезного ископаемого (глина)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 1 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Дети разрабатывают схему изучения полезных ископаемых

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 1, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали

Великанами все стали.

Выполняют упражнение

Практический этап

  1. Показывает изображение второго полезного ископаемого (известняк)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 2 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 2, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Мы к лесной опушке вышли,

Поднимая ноги выше

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

К речки быстро мы спустились

Наклонились и умылись.

Выполняют упражнение

Практический этап

  1. Показывает изображение третьего полезного ископаемого (торф)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 3 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 3, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили.

Читайте также:  Рецепт самой чистой и полезной воды

Выполняют упражнение

Практический этап

  1. Показывает изображение четвертого полезного ископаемого (бурый уголь)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 4 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 4, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Белки прыгают по елкам,

Собирают белки шишки.

Не пугают их иголки –

Белки – ловкие малышки

Мы под елками сидим

И на белочек глядим.

Выполняют упражнение

Этап закрепление изученного материала

Предлагает выполнить тест (приложение 5)

Предлагает выполнить самопроверку

Выполняют тест

Проверяют

Этап подведение итогов.

1.

— Сегодня на уроке мы работали над темой…

— Начиная свою работу, мы определились с вами, что в ходе неё мы…

— Получилось?

— Легко ли вы справлялись со всеми заданиями?

— Где вы испытывали затруднения?

2.

узнал

Я смог

запомнил

Ответы ребят

Ребята дают анализ своей работе

Домашнее задание.

Запишем домашнее задание.

1 уровень – знать информацию о полезных ископаемых из дневника геолога

2 уровень – найти дополнительную информацию о рассмотренных полезных ископаемых.

Ребята записывают домашнее задание в дневниках.

Дата: Подпись учителя:

Источник

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лист N-36, (M-36) — Смоленск
БЛАГОРОДНЫЕ МЕТАЛЛЫ
Золото. На территории работ установлены проявления и пункты минерализации золота трех основных формаций: золоторудной кварцевой, древних золотоносных конгломератов и золотоносных россыпей.
Золото в концентрации 0,1 г/т и выше выявлено в 13 пунктах, которые сосредоточены в основном в Михайловском рудном районе (девять пунктов).
К рангу проявлений отнесено Западно-Хальзеевское (VI-6-17), расположенное в западном борту Новоялтинской грабен-синклинали. Оно принадлежит к золоторудной кварцевой формации и приурочено к мощной зоне (до 700 м) милонитизации и березитизации с кварцевым прожилкованием в плагиогранитах атаманского комплекса. Присутствуют сульфиды (1–3 %), представленные пиритом и халькопиритом. Наибольшие концентрации золота выявлены в кварцевых жилах. В скважине 4162 содержание золота на мощность 2,8 м составляет 2,8 г/т (интервал 527,5–530,9 м), а в центральной части интервала оно достигает 9,3 г/т на мощность 0,3 м. Здесь на глубине 530 м встречено видимое золото в срастании с хлоритом. Во вмещающих породах концентрация золота не превышает 0,4 г/т и сопровождается аномалиями Ag до 21,6 г/т, Cu до 0,015%, Zn до 0,02%, M� до 0,003%. Проявление практического интереса не представляет из-за большой глубины залегания.
Большинство пунктов минерализации золота также относятся к золоторудной кварцевой формации (девять из 13). Они приурочены обычно к рифтовым структурам и связаны с участками интенсивной гидротермальной метасоматической проработки в различных стратифицированных структурновещественных комплексах. Наиболее часто встречаются в метапесчаниках, углеродистых сланцах, кварцитах, филлитах, железистых кварцитах курской серии (VI-6-19, 29, 35, 38, VII-5-3, VII-6-13) Михайловского железорудного месторождения. Оруденение часто монометалльное. Содержание золота – 0,1–1,5 г/т. В пунктах минерализации VI-6-35, 38; VII-6-13 установлено серебро до 3,6 г/т. В карьере Михайловского железорудного месторождения выявлено 20 разномасштабных по мощности зон золотого оруденения, которые контролируются разрывными нарушениями, согласными и субсогласными Хальзево-Михайловской рудоносной структуре. Золото-кварцевая минерализация характеризуется содержаниями золота от 1 до 7 г/т (отдельные пробы – до 20 г/т). Подавляющая часть золота находится в свободном состоянии и имеет размеры менее 50 мкм, но встречаются зерна 0,1–1,0 мм [85]. В архейских образованиях обоянского комплекса и михайловской серии пункты минерализации (VI-6-12, 25; VII-6-10; VIII-6-5) приурочены к кварцевым прожилкам, иногда с рудной вкрапленностью пирита, халькопирита. Содержание золота от 0,1 до 2,7 г/т.
К формации золотоносных конгломератов отнесен Михайловский пункт минерализации (VI-6-33), выявленный в слабо пиритизированных кварцевых метагравелитах стойленской свиты курской серии. В скважине 202А в интервале 211,4–211,65 м установлено Au – 0,1 г/т , U – 0,3%, M� – 0,001%.
Повышенное содержание золота (до 2,8 г/т) определено на Стрекаловском свинцово-цинковом проявлении (VII-5-2).
Золото россыпного типа выявлено при производстве специализированных работ в северо-восточном борту Михайловского карьера. Здесь оконтурена
Михайловская россыпь золота (VI-6-28), приуроченная к пескам мокшинского горизонта батского яруса, залегающего между келловейскими и батскими
глинами на глубине 90–110 м. Мощность песков 1–10 м, содержание золота до 0,4 г/т, среднее – 0,26 г/т. Золото относится к классу + 0,1 мм, представляет
собой уплощенные пластинчатые зерна ярко-желтого цвета, полуокатанные, с неровной поверхностью, размер до 0,1 × 0,3 × 0,4 мм. Прогнозные ресурсы по категории Р2 оценены в количестве 369 кг (В. А. Ключкин, 1998 г.).
Рекомендовано дальнейшее изучение базальных отложений путем сгущения сети скважин.

Отредактировано Дилетант с работы (2018-01-12 11:31:56)

Источник