Снижение цен по добыче полезных ископаемых
В некоторых странах мира граждане получают доход от природных богатств, как говорится, «на руки». Где и как это происходит и как обстоят дела в России?
Как и сколько получают граждане других стран от добычи полезных ископаемых?
США
В США с 1982 года жители Аляски (каждый, кто прожил от года и более) получают ежегодно от 700 до 2000$. Источником финансирования являются дивиденды, получаемые от специального инвестиционного фонда. Основа фонда – средства от добычи полезных ископаемых.
ОАЭ
В Объединенных Арабских Эмиратах государство открывает счет на каждого новорожденного. Средняя сумма на счету при достижении гражданином 18 лет составляет порядка $100 тыс.
Кувейт
В Кувейте в фонд будущих поколений ежегодно перечисляется 10% от всех доходов, получаемых от продажи нефти и нефтепродуктов.
Из указанного фонда финансируются вклады на рождение ребенка, бонусы на свадьбу, кредиты на строительство жилья и многое другое. Так, при рождении младенца на его счет в банке государство автоматически перечисляет $3 тыс. Со временем этот счет пополняется за счет процентов и других вкладов, и к 18 годам каждый подданный имеет достаточные средства для того, чтобы начать самостоятельную жизнь.
В качестве подарка на свадьбу мужчине выдается кредит в сумме $240 тыс., в счет погашения которого из высокой зарплаты вычитается всего лишь по 20 динаров (около 4,3 тыс. рублей).
Разные государства, обладающие природными ресурсами, подходят к вопросу их освоения по-разному. Одни создают «копилки» для будущих поколений, другие сразу «раздают» какую-то часть населению.
А что же в России?
В России согласно Конституции все недра принадлежат государству народу. Я в своей жизни пока это не ощутил ни разу….
В 2018 году в был предложен законопроект «О дополнении Закона Российской Федерации «О недрах» статьей 1.3 (о распределении между гражданами Российской Федерации части доходов федерального бюджета от платежей, поступивших в связи с добычей полезных ископаемых)» Посмотреть.
Что предлагалось?
Под действие документа попадают россияне, которые официально работали не менее девяти месяцев в данном финансовом году, либо состояли на учете в службе занятости и не получали в это время пособие по безработице. Кроме того, на часть доходов казны могут рассчитывать пенсионеры, имеющие не менее пяти лет трудового стажа.
Авторы законопроекта подсчитали, что в 2018 году в случае одобрения документа один человек сможет получить около 10 тысяч рублей.
Документ не был поддержан Правительством.
В отрицательном заключении было указано на то, что часть упомянутых средств расходуется на обеспечение функций государства, в том числе на охрану прав и свобод гражданина, формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
«Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется посредством перечисленных расходов государства на обеспечение льгот и выплат, гарантируемых Конституцией России и федеральными законами», — было отмечено в заключении правительства.
А что еще?
В интернете гуляют такие цифры (источника и расчетов не удалось найти):
Объём средств получаемых, от продажи нефти, газа и прочих недр земли и вывезенных за рубеж за 20 лет, составил около 10 трлн. $. Это порядка 70 000 $ на каждого гражданина России!
Помимо этого по 250000$ на человека приходится за многочисленные рудники, нефте -и газопромыслы и и другие природные богатства России.
Ресурсов у нас еще много. Может быть что-то и для граждан России останется?
Смотрите также:
Безусловный базовый доход: возможен ли в России?
Закупки Газпрома: чуть не упал со стула, когда увидел
Массовое сокращение чиновников в России ожидается с 2020 года
Ставьте лайк, если понравилась публикация, делитесь в соц. сетях.
Подписывайтесь на канал, будет еще много полезного и интересного!
Источник
Россия — богатая природными ресурсами страна. Но гражданам ничего от этого не перепадает. Например, я слышал, что в Норвегии и Саудовской Аравии доходы от продажи нефти идут на личные счета граждан. А у России есть не только нефть и газ, еще золото, медь и другие цветные металлы. Почему государство с нами не делится? Где справедливость?
Владимир
По данным Worldatlas.com, Россия входит в десятку стран с самыми большими природными ресурсами. Кажется, что россияне станут богаче, если полученные доходы с проданных ресурсов поделить на всех граждан.
Сергей Шаболкин
частный инвестор
Я собрал финансовые результаты всех добывающих компаний в гугл-таблицу и поделил результат на 144,5 млн граждан России. Компании брал из отчета Минприроды — там указаны крупные месторождения и их владельцы.
Получилось не так много — максимум 119 тысяч рублей на человека в год. Это оптимистичный вариант: у предпринимателей придется отнять право на дивиденды, а у государства — налоги на добычу полезных ископаемых, которые тратят на образование, безопасность и другие потребности граждан.
Как считал
Подсчитать все финансовые результаты мелких сырьевых компаний будет трудозатратно, а сильного влияния они на общую картину не окажут. Чтобы быстрее сделать расчет, я использовал отчетность крупных компаний, в которой суммированы результаты всех заводов и дочерних компаний — например, у «Русала», «Норильского никеля», «Газпрома» и других. Минус такого подхода в том, что в нем учтены результаты и иностранных заводов.
А еще компании за время приватизации успели построить перерабатывающие заводы, которые никак не связаны с добычей полезных ископаемых. Их результаты тоже будут учтены. То есть к полученному результату можно прибавить или убавить несколько тысяч — это некритично.
Я считал два варианта. Первый: операционный денежный поток (реально полученные деньги) минус капитальные расходы минус выплаченные дивиденды. Второй: вариант для народа без выплаты дивидендов и налогов по ним, а также с раздачей налогов на добычу полезных ископаемых. В любом случае получившийся результат не такой радужный, как казалось.
Сколько бы получил россиянин с природных ресурсов
Мало: при лучшем раскладе — 28 тысяч рублей за год из расчета на 144,5 млн граждан. Нас слишком много: если бы население России было соизмеримым с населением Саудовской Аравии, то максимальные выплаты в год составили бы 400 тысяч рублей.
Нельзя забывать, что с полученных доходов от продажи природных ресурсов компаниям нужно еще выплатить зарплаты сотрудникам, налоги на добычу ископаемых и проценты по кредитам.
Добывающим компаниям приходится тратить деньги на поддержание текущего производства: закупать технику и модернизировать заводы. Чтобы поддерживать добычу на одном уровне, приходится искать новые месторождения и потом разрабатывать их. Это всё расходы, которые неочевидны для обывателя.
У сырьевых компаний есть проблема: цены на сырье зависят от состояния экономики в мире. Когда все плохо, заводы могут работать в убыток. Так было с российскими стальными компаниями после кризиса 2008—2009 годов. В какие-то годы выплаты могли бы сильно уменьшиться.
Если государство будет забирать все свободные деньги предприятия и не оставлять деньги на дивиденды, то предпринимателям не будет никакого резона повышать эффективность производства. Скорее всего, такие выплаты уменьшались бы из года в год.
Сколько получил бы гражданин
с природных ископаемых России за один год
Оставим на дивиденды
9478 Р
Отдадим все народу
16 217 Р
Оставим на дивиденды
3218 Р
Оставим на дивиденды
1314 Р
Оставим на дивиденды
616 Р
Оставим на дивиденды
568 Р
Оставим на дивиденды
33 Р
Налог на добычу полезных ископаемых
Оставим на дивиденды
85 433 Р
Отдадим все народу
85 433 Р
Оставим на дивиденды
5551 Р
Оставим на дивиденды
106 211 Р
Отдадим все народу
118 037 Р
На самом деле компании делятся
Крупные добывающие компании торгуются на российском фондовом рынке — доли в бизнесе, то есть акции, «Газпрома», «Северстали», «Норильского никеля» и других компаний может купить любой гражданин. Главное — открыть брокерский счет.
Большинство компаний платит дивиденды. Вот несколько примеров:
- «Алроса» добывает алмазы. Дивиденды платят дважды в год. За 2018 год всего заплатят 8,97 Р за акцию — это около 9,1% годовых.
- «Газпром-нефть» — выплаты дивидендов дважды в год. За 2018 год заплатят 28,69 Р за акцию — доходность около 8,2% годовых.
- «Газпром» планирует заплатить за 2018 год 10,43 Р дивидендов — по текущим ценам это 6,6% годовых.
Необязательно разбираться в бизнесе компаний, в инвестиционных планах и корпоративном управлении. Мы подготовили статьи для начинающих
инвесторов: с чего начать и на что смотреть.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Источник
Российская нефтяная отрасль в 2020 году может не досчитаться минимум $18 млрд выручки в связи со снижением цен на нефть и сокращением добычи в рамках сделки ОПЕК+, считают аналитики Argus. Бюджет потеряет почти втрое больше — около $50 млрд — из-за сокращения нефтяных налогов. В базовом сценарии Argus исходит из средней цены в $27,7 за баррель Urals в 2020 году, но во втором квартале цены будут ниже, так что экспорт нефти в апреле может стать убыточным. Кроме того, возникает риск снижения нефтепереработки. При этом в Argus видят потенциал снижения цен на топливо на 1–3 руб. на литр.
Доходы российских нефтекомпаний 2020 году из-за падения цен на нефть и сокращения добычи в рамках сделки ОПЕК+ могут упасть на $18–20 млрд, следует из расчетов консалтингового подразделения ценового агентства Argus (есть у “Ъ”). Это на 37–41% меньше, чем в сценарии с ценой Urals в $57 за баррель, исходя из которого рассчитывался бюджет РФ на этот год. Аналитики делали расчет без учета добычи газового конденсата и нефти на проектах по соглашениям о разделе продукции.
В базовом сценарии в Argus ожидают среднюю цену Urals в этом году в $27,7 за баррель. Падение цен связано с профицитом нефти на рынке из-за коронавируса. Чтобы стабилизировать рынок, Россия в апреле вновь вошла в сделку ОПЕК+ по сокращению добычи нефти. По оценке Argus, России пришлось взять наибольшие обязательства по сокращению добычи нефти — 26% от всего объема сокращений, на 8 п. п. больше предыдущих обязательств. В итоге добыча в 2020 году может сократиться на 50 млн тонн, или 9% к уровню 2019 года, до 511 млн тонн.
Прогнозируемое падение добычи из-за сделки ОПЕК+ и снижение цен на нефть обвалит и бюджетные поступления. Предполагалось, что нефтяная отрасль (при цене на нефть в $57 за баррель) принесет в бюджет $89,2 млрд, в основном по налогу на добычу полезных ископаемых ($78,5 млрд). Теперь в базовом сценарии Argus суммарные сборы снизятся более чем вдвое — до $39 млрд. На фоне трехкратного падения основных налогов — НДПИ и экспортной пошлины — бюджет компенсирует часть потерь за счет масштабных сборов по демпферу ($9,6 млрд), подсчитали аналитики Argus.
Согласно базовому прогнозу, самые низкие цены в этом году будут во втором квартале — соответственно в среднем $19,18 и $19 за баррель Brent в апреле—июне. В апреле экспорт российской нефти Urals станет убыточным — чистый доход от экспорта без учета операционных затрат составит минус $3 за баррель, считают в Argus. Однако в дальнейшем экономика экспорта вернется в положительную область.
Помимо ухудшения рентабельности в добыче от кризиса могут пострадать и российские НПЗ.
При базовом сценарии переработка может упасть на 10–15%, а компании станут сокращать программы модернизации заводов. При сохранении низких цен на нефть до конца года с мая маржа переработки резко снизится, а летом может стать отрицательной (минус $3–6 за тонну), считают аналитики, это может привести к остановке отдельных НПЗ. Основным фактором ухудшения экономики переработки станет снижение величины таможенной субсидии и обратного акциза на нефть, формирующихся за счет разницы в пошлинах на нефть и нефтепродукты, а также рекордные выплаты по демпферу, отметили в Argus. Так, только за апрель нефтяники могут выплатить в бюджет 80 млрд руб. по демпферу.
В то же время маржа в розничном бизнесе по-прежнему может остаться высокой, несмотря на сокращение пролива на фоне карантинных мер. По мнению аналитиков Argus, возможно даже снижение цен на топливо, если АЗС сократят маржу для увеличения объемов реализации. Потенциал снижения цен составляет порядка 1,2 руб./л, что обеспечит чистую маржу на повышенном уровне 2019 года — 9%. Если АЗС пойдут на снижение своей чистой маржи до 5%, то снижение цен может превысить 3 руб./л.
Глава ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов пока не ожидает остановки НПЗ: «Худшее, что может произойти,— некоторое снижение переработки сырья на НПЗ, в мае в целом по стране оно составит скромные 5%». Он отмечает, что в целом переработка прибыльна за счет высоких крек-спредов на мазут и дизтопливо. Что касается бензина, то, хотя его продажа в оптовом звене убыточна, доходы от его реализации в мелком опте и рознице перекрывают эти потери, что стимулирует компании не снижать загрузку НПЗ.
Дмитрий Козлов
Источник
Новости и аналитика
Правовые консультации
Налоги и налогообложение
У организации есть карьер, из которого производится добыча полезных ископаемых, которые затем расходуются в производство. Цифры по добыче в тоннах в производственных отчетах и маркшейдерских замерах совпадают, но в кубах отличаются в связи с применением маркшейдером утвержденного коэффициента на весь горизонт добычи, а производственные службы пересчитывают добычу сырья исходя из коэффициентов влажности. Учет ведется на основании производственных отчетов по оприходованию и расходованию сырья. Декларации по НДПИ и статистическая отчетность сдаются на основании данных маркшейдеров.
Для целей НДПИ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом, оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (организация не реализует добытые полезные ископаемые (глина, известняк), а производит из них продукцию (цемент)). Для целей принятия добытых полезных ископаемых к налоговому учету по налогу на прибыль производственные службы применяют коэффициенты влажности. В результате этого возникают разницы в объеме добытого полезного ископаемого (масса добытого полезного ископаемого не изменяется).
Есть ли у организации налоговые риски из-за разности цифр?
У организации есть карьер, из которого производится добыча полезных ископаемых, которые затем расходуются в производство. Цифры по добыче в тоннах в производственных отчетах и маркшейдерских замерах совпадают, но в кубах отличаются в связи с применением маркшейдером утвержденного коэффициента на весь горизонт добычи, а производственные службы пересчитывают добычу сырья исходя из коэффициентов влажности. Учет ведется на основании производственных отчетов по оприходованию и расходованию сырья. Декларации по НДПИ и статистическая отчетность сдаются на основании данных маркшейдеров.
Для целей НДПИ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом, оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (организация не реализует добытые полезные ископаемые (глина, известняк), а производит из них продукцию (цемент)). Для целей принятия добытых полезных ископаемых к налоговому учету по налогу на прибыль производственные службы применяют коэффициенты влажности. В результате этого возникают разницы в объеме добытого полезного ископаемого (масса добытого полезного ископаемого не изменяется).
Есть ли у организации налоговые риски из-за разности цифр?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Возникающая в рассматриваемой ситуации разность цифр сама по себе не должна приводить к возникновению у организации налоговых рисков. При этом определенная организацией расчетная стоимость добытых полезных ископаемых должна соответствовать сумме прямых и косвенных расходов, приходящихся на добытые полезные ископаемые (применение организацией различных показателей не должно оказывать влияние на сумму прямых и косвенных расходов, приходящихся на добытые полезные ископаемые).
Обоснование позиции:
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 336 НК РФ, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 338 НК РФ налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со ст. 340 НК РФ, если иное не установлено пп.пп. 2 и (или) 3 п. 2 ст. 338 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 338 НК РФ).
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 339 НК РФ (п. 3 ст. 338 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
В соответствии с п. 2 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено ст. 339 НК РФ. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Как указали судьи в постановлении ФАС Уральского округа от 01.11.2007 N Ф09-8065/07-С3, использование обществом перерасчета определенных прямым методом объемов добытого полезного ископаемого в виде исключения количества разубоживающих пород (засорения), а также приведения к показателям влажности, свидетельствуют о применении им косвенного метода, что противоречит учетной политике общества и налоговому законодательству; применение обществом повышающих или понижающих показателей, учитывающих влажность или наличие примесей, не относится к прямому методу и противоречит п. 2 ст. 339 НК РФ.
Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы по НДПИ установлен ст. 340 НК РФ.
В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в пп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ (п. 4 ст. 340 НК РФ), т.е. оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Согласно положениям п. 4 ст. 340 НК РФ расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются перечисленные в п. 4 ст. 340 НК РФ виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде.
При этом прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется и оценивается с учетом особенностей, предусмотренных п. 1 ст. 319 НК РФ. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с главой 25 НК РФ. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период (смотрите также постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 N 19АП-6874/13).
В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со ст. 319 НК РФ (п. 4 ст. 254 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
— материальные затраты, определяемые в соответствии с пп.пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
— суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
При этом необходимо учитывать, что применяемые налогоплательщиком показатели для расчета налоговой базы по НДПИ должны быть сопоставимыми (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2010 по делу N А74-3706/2009, смотрите также письмо ФНС России от 01.02.2012 N ЕД-4-3/1471@, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2014 N Ф08-8837/13 по делу N А63-11099/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 N 13АП-34496/16, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2016 N 08АП-2150/16).
В рамках спора, рассмотренного в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 07.04.2015 N Ф05-17025/14 по делу N А41-67765/2013, основанием для доначисления НДПИ послужили установленные инспекцией в ходе проведения проверки отклонения при расчете обществом себестоимости добытого полезного ископаемого, в связи с недостоверным отражением в расчетах количества добытого полезного ископаемого за проверяемый период; в декларациях по НДПИ количество добытого ископаемого отражено в меньшем размере, чем в статистической отчетности.
Судьи указали, что сумма НДПИ по добытой глине, в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытой глины, определяется как произведение стоимости добытой глины (расходов на добычу глины) на основании данных налогового учета и налоговой ставки; количество добытой заявителем глины не оказывает влияние на сумму исчисляемого НДПИ, а данные статистической отчетности, на которую ссылается налоговый орган, не могут являться основанием для расчета НДПИ.
С нашей точки зрения возникающая в рассматриваемой ситуации разность цифр сама по себе не должна приводить к возникновению у организации налоговых рисков. При этом определенная организацией расчетная стоимость добытых полезных ископаемых должна соответствовать сумме прямых и косвенных расходов, приходящихся на добытые полезные ископаемые (применение организацией различных показателей не должно оказывать влияние на сумму прямых и косвенных расходов, приходящихся на добытые полезные ископаемые).
Принимая во внимание специфику деятельности по добыче полезных ископаемых (отраслевую специфику), напоминаем о праве организации обратиться за соответствующими разъяснениями в налоговый орган по месту постановки на учет или в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
10 января 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник