Соблюдай безопасность 5 класс полезные навыки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
Протокол № 1
от 29 августа 2017 г.
Руководитель ШМО
___________ Л. Л. Кузнецова
СОГЛАСОВАНО
31.08.2017 г.
Заместитель директора по УВР
_____________С. А. Безносова
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 119
от 01.09.2017
Директор МБОУ «СОШ № 10»
_______________С.А. Комина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА ПО ПРЕВЕНТИВНОЙ ПРОГРАММЕ
“ПОЛЕЗНЫЕ НАВЫКИ”
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА
(уровень: базовый, общеобразовательный)
НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
учитель информатики:
Кузнецова Лариса Леонидовна
высшая квалификационная категория
2017 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа факультатива по превентивной программе “Полезные навыки ”для обучающихся 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основании следующих нормативно — правовых документов:
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по Информатике утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).
Учебного плана МБОУ « СОШ № 10 на 2017-2018 учебный год.
Программа факультативных курсов, утверждённой Минобразования РФ (Сборник образовательных превентивных программ, Иркутск 2008 г.)
Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации от 24.11.2009 г.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.
Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10.2005 г.
Областные программы: «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на 2011-2013 годы», «Анти-ВИЧ/СПИД» на 2011-2013 годы.
Закон Иркутской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области» от 07.10.2009 г.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2010г.
Письмо Министерства образования Иркутской области «О внедрении превентивных образовательных программ» от 19.05.2010, №55-37-3134/10.
В основу рабочей программы факультатива «Полезные навыки» для обучающихся 5 класса МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена федеральная профилактическая программа «Полезные навыки», допущенная министерством образования и науки Российской федерации. Программа «Полезные привычки, навыки, выбор, прививка» создавались с 1997 по 2004 год разными специалистами, объединёнными общей идеей предупреждению курения, употребления алкоголя и наркотиков детьми и подростками, профилактики распространения ВИЧ в молодёжной среде. Учебные пособия разработаны коллективом российских учёных под общей редакцией к.пс.н. О. Л. Романовой в рамках проекта «Здоровая Россия 2002».
Составители:
Н. Г. Одинец – к.п.н., директор ОГОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции».
Т. П. – Аксютич – заместитель директора ОГОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции».
Е. А. попова — заместитель директора ОГОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции». Рецензенты:
А. К. Костин – д.п.н. профессор, руководитель Службы по надзору и контролю в сфере образования Иркутской области.
И. В. Федосова – к.п.н. заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии Восточно — Сибирской государственной академии образования.
Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними, Министерство образования Иркутской области; Областное государственное образовательное учреждение «Центр профилактики, реабилитации и коррекции», Иркутск 2010 г.
Программа разработана на 34 часа (1 час в неделю, 3 группы по 12 часов в каждой)
Рабочая программа составлена с учетом САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03 от 03.06.2003 3 118.
Программа рассчитана на детей 5 класса и может быть успешно реализована в структуре внеклассной работы школьного коллектива. Программа адресована педагогам – классным руководителям, школьным психологам, социальным педагогам – специалистам, занимающимся проблемой социализации в рамках школьного образования. Программа нацелена на решение общих задач, напрямую не затрагивающих проблем употребления ПАВ и специфических задач, напрямую связанные с вопросами употребления ПАВ. «Полезные навыки» являются современными программами превентивного обучения, базирующимися на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.
Целью факультативного курса «Полезные навыки» является обучение подростков приёмам сохранения своего здоровья и здоровья окружающих, формирование отношений взаимной помощи и поддержки в коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несёт с собой употребление ПАВ ВИЧ – инфекция.
Задачи:
Способствовать увеличению знаний обучающихся путём обсуждения проблем, связанных с употреблением ПАВ и распространением ВИЧ;
Учить школьников эффективно общаться;
Учить подростков делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
Тематическое планирование
темы
Название темы
Общее количество часов
Практические
работы
1.
Что такое психоактивное вещество? (Часть 1)
3
2.
Что такое психоактивное вещество? (Часть 2)
3
1
3.
Соблюдай безопасность (Часть 1)
3
4.
Соблюдай безопасность (Часть 2)
3
1
5.
Кто и почему употребляет психоактивные вещества? (Часть 1)
3
6.
Кто и почему употребляет психоактивные вещества? (Часть 2)
3
1
7.
Давление, влияние, ситуации… (Часть 1)
3
8.
Давление, влияние, ситуации… (Часть 2)
3
1
9.
Ингалянты (Часть 1)
3
10.
Ингалянты (Часть 2)
3
1
11.
Моё здоровье (Часть 1)
2
12.
Моё здоровье (Часть 2)
2
1
Перечень обязательных практических работ
Темы практических работ
1.
“Психоактивные вещества”
2.
“Безопасность”
3.
“Последствия употребления психоактивных веществ”.
4.
“Давление, влияние, ситуации… “.
5.
“Ингалянты”.
6.
“Моё здоровье”.
Содержание программы по темам
Что такое психоактивное вещество? – 6 часов.
Понятие «психоактивное вещество» (ПАВ).Показать вредные последствия употребления ПАВ.
Соблюдай безопасность — (6 часов).
Обсудить правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Обучить приёмам следования инструкции как условно безопасного поведения.
Кто и почему употребляет психоактивные вещества? – 6 часов.
Довести до сознания учеников, что важно не только то, какое ПАВ употребляется, важно также, кем оно употребляется, где и с какой целью. Обсудить альтернативы употребления ПАВ.
Давление, влияние, ситуации… — 6 часов.
Довести до сознания обучающихся, что им могут предложить попробовать ПАВ; таким предложениям надо сопротивляться. Обсуждение ответственного поведения в ситуациях, связанных с ПАВ.
Ингалянты – 4 часа.
Добиться понимания того, что даже единственная попытка употребления ингалянтов является недопустимой из – за высокого риска негативных последствий для здоровья. Довести до сознания обучающихся, что независимо от причин, употребление ингалянтов является ничем неоправданным риском.
Моё здоровье – 4 часа.
Добиться понимания того, что здоровье – это не только отсутствие болезней, а высокое качество жизни. Способствовать постановке учениками личной цели – быть здоровым.
Календарно – тематическое планирование
урока
Раздел программы
Название темы урока
Количество часов
Конечный результат
Дата проведения
Примечания
по плану
фактически
1.
Психоактивные вещества – 6 часов
Что такое психоактивное вещество? Виды.
1 час
Знать виды ПАВ.
Сентябрь
1неделя
2.
Что такое психоактивное вещество?ПАВ растительного происхождения.
1 час
Знать ПАВ растительного происхождения.
Сентябрь
2 неделя
3.
Что такое психоактивное вещество?Нейролептики.
1 час
Понимать опасность воздействия нейролептиков.
Сентябрь
3 неделя
4.
Что такое психоактивное вещество? Стимулирующие.
1 час
Понимать опасность воздействие стимулирующих ПАВ.
Сентябрь
4 неделя
5.
Что такое психоактивное вещество? Депрессанты.
1 час
Понимать опасность воздействия депрессантов.
Октябрь
1 неделя
6.
Что такое психоактивное вещество? Галлюциногены.
1 час
Понимать опасность воздействия галлюциногенов.
Октябрь
2 неделя
7.
Безопасность – 6 часов
Соблюдай безопасность. Поведение.
1 час
Знать правила поведения в экстремальных ситуациях.
Октябрь
3 неделя
8.
Соблюдай безопасность.
Помни о здоровье.
1 час
Понимать здоровый образ жизни.
Октябрь
4 неделя
9.
Соблюдай безопасность. ПАВ – опасность.
1 час
Понимать опасность ПАВ для здоровья.
Ноябрь
1 неделя
10.
Соблюдай безопасность. Инструкции.
1 час
Знать инструкции безопасности здоровья.
Ноябрь
2 неделя
11.
Соблюдай безопасность. Безопасное поведение.
1 час
Знать правила безопасного поведения.
Ноябрь
3 неделя
12.
Соблюдай безопасность. Меры предупреждения.
1 час
Знать меры предупреждения безопасности.
Ноябрь
4 неделя
13.
Причины употребления псиоактивных веществ – 6 часов
Кто и почему употребляет психоактивные вещества? Кем употребляется.
1 час
Довести до сознания учеников, что важно не только то, какое ПАВ употребляется, важно также, кем оно употребляется.
Декабрь
1 неделя
14.
Кто и почему употребляет психоактивные вещества? С какой целью.
1 час
Довести до сознания учеников, что важно не только то, какое ПАВ употребляется, важно также с какой целью.
Декабрь
2 неделя
15.
Кто и почему употребляет психоактивные вещества? Где употребляется.
1 час
Довести до сознания учеников, что важно не только то, какое ПАВ употребляется, важно также, где употребляется.
Декабрь
3 неделя
16.
Кто и почему употребляет психоактивные вещества? Алтернативы.
1 час
Обсудить альтернативы употребления ПАВ.
Декабрь
4 неделя
17.
Кто и почему употребляет психоактивные вещества? Признаки.
1 час
Обсудить признаки употребления ПАВ.
Январь
2 неделя
18.
Кто и почему употребляет психоактивные вещества? Последствия.
1 час
Довести до сознания учеников, что последствия употребления ПАВ смертельны.
Январь
3 неделя
19.
Давление, влияние, ситуации – 6 часов
Давление, влияние, ситуации… Типы давления.
1 час
Довести до сознания обучающихся, что им могут предложить попробовать ПАВ.
Январь
4 неделя
20.
Давление, влияние, ситуации… Мотивация.
1 час
Обсудить ответственное поведение в ситуациях, связанных с ПАВ.
Февраль
1 неделя
21.
Давление, влияние, ситуации… Планирование.
1 час
Уметь планировать свое поведение при давлении.
Февраль
2 неделя
22.
Давление, влияние, ситуации… Конфликт.
1 час
Понимать, что давление требует решения.
Февраль
3 неделя
23.
Давление, влияние, ситуации… Интеграция.
1 час
Уметь сопротивляться предложениям попробовать ПАВ.
Февраль
4 неделя
24.
Давление, влияние, ситуации… Страх.
1 час
Уметь побороть в себе страх.
Март
1 неделя
25.
Ингалянты – 6 часов
Ингалянты. Виды.
1 час
Знать виды ингалянтов.
Март
2 неделя
26.
Ингалянты. Уличные названия.
1 час
Знать суть воздействия уличных ингалянтов.
Март
3 неделя
27.
Ингалянты. Краткосрочные последствия.
1 час
Добиться понимания того, что даже единственная попытка употребления ингалянтов является недопустимой из – за высокого риска негативных последствий для здоровья.
Март
4 неделя
28.
Ингалянты. Отдалённые последствия.
1 час
Довести до сознания обучающихся, что независимо от причин, упортебление ингалянтов является ничем неоправданным риском.
Апрель
1 неделя
29.
Ингалянты. Вред организму.
1 час
Довести до сознания обучающихся, что употребление ингалянтов приносит вред организму.
Апрель
2 неделя
30.
Ингалянты. Воздействие на мозг.
1 час
Довести до сознания обучающихся, что употребление ингалянтов приносит вред мозгу.
Апрель
3 неделя
31.
Здоровье – 4 часа
Моё здоровье.
Распорядок дня.
1 час
Понимать важность правильного распределения времени.
Апрель
4 неделя
32.
Моё здоровье.
Рациональное питание.
1 час
Добиться понимания того, что здоровье – это отсутствие болезней.
Май
1 неделя
33.
Моё здоровье.
Спортивные занятия.
1 час
Добиться понимания того, что здоровье – это высокое качество жизни.
Май
2 неделя
34.
Моё здоровье.
Положительные эмоции.
1 час
Способствовать постановке учениками личной цели – быть здоровым.
Май
3 неделя
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате прохождения программы у обучающихся развиваются определенные группы навыков:
Навыки общения и взаимодействия;
Навыки самооценки и понимания партнера;
Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях;
Навыки принятия и исполнения решений;
Навыки работы с информацией;
Навыки творчества.
Предполагаемые результаты:
Способность дифференцировать свои эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные состояния окружающих.
Умение регулировать эмоциональные состояния и контролировать свое поведение.
Формирование и укрепление антинаркотических установок
Безопасное поведение в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия на здоровье ребенка ПАВ или лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию (пробы ПАВ).
Развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение курса
Учебник,
учебное пособие
Электронные
издания
Методическое
обеспечение педагога
Н. Г. Одинец Т. П. Аксютич, Е. А. Попова
Учебное пособие “Полезные навыки” для 5 класса средней школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Рабочая тетрадь для 5 класса. Москва 2001 г. допущено министерством образования Российской Федерации.
htt://healh.best-host.ru/
Н. Г. Одинец – к.п.н., директор ОГОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции», Т. П. Аксютич – заместитель директора ОГОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции», Е. А. Попова – заместитель директора ОГОУ«Центр профилактики, реабилитации и коррекции», Сборник образовательных превентивных программ для работы с несовершеннолетними, Иркутск, 2010 г.
Программа факультативных курсов, утверждённой Минобразования РФ, (Сборник образовательных превентивных программ, Иркутск 2008 г.)
Дополнительная литература для обучающихся:
В.А. Ананьев, российско-германское учебное пособие «Легальные и нелегальные наркотики», Санкт-Петербург, «Иматон».
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей:Программа профилактики злоупотребления ПАВ /под науч.ред. Л.М. Шипициной –СПб, Речь, 2003г.
Дополнительные интернет — ресурсы для обучающихся
https://metodist.lbz.ru
https://www.uchportal.ru
https://informatiky.jimdo.com/
https://www.proshkolu.ru/
Источник
1
2
Классный час: «Правила нашей безопасности» МБОУ СОШ с.Дзуарикау Кл.руководитель 5 класса Кочиева Б.И. 5 сентября 2013 г.
3
Цель: Изучить правила безопасности поведения в быту и на улице. Задачи: 1. Ознакомление с видами опасности. 2. Выявление опасных мест на пути из дома в школу. 3. Научить видеть источник опасности, предугадывать ее, устранять причины.
4
Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому- нибудь, чему-нибудь. словарь С.И.Ожегова
5
Надо знать телефоны тех служб, которые смогут прийти вам на помощь в минуту опасности? 01 – пожарная служба; 02 – полиция; 03 – скорая помощь; 04 – служба газа; 911 – служба спасения.
6
ия Правила дорожного движения
7
Переходить дорогу можно только там, где разрешено (зебра);Каждый водитель, увидев зебру, обязательно остановиться и пропустить пешеходов.
8
Нельзя играть на дороге или рядом с ней
9
Ходить по проезжей части нельзя;
10
Переходить дорогу после выхода из транспорта можно только после того, как он отъедет, чтобы хорошо была видна дорога
11
Запомните! Ожидая транспорт на остановке нельзя выходить на проезжую часть. Это очень опасно!
12
Отгадайте загадку: Он имеет по три глаза, По три с каждой стороны. И хотя еще ни разу Не смотрел он всеми сразу – Все глаза ему нужны. Он висит тут с давних пор. И на всех глядит в упор. Что же это?
13
красный свет — дороги дальше нет! желтый свет – будь готов и жди; зеленый свет — препятствий нет, смело в путь иди.
14
Пожарная безопасность Пожар – это стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека. словарь С.И.Ожегова
15
Огонь – друг.
16
Огонь – символ.
17
Очень опасна разбушевавшаяся огненная стихия – ПОЖАР. При пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное – гибнут люди. Как же возникают пожары? Огонь – враг
18
Причины пожара: неосторожное обращение с огнём; нарушение правил эксплуатации электроприборов и электрооборудования; замыкание электропроводки; оставленные костры; утечка газа; оставленная свечка; невнимательность в обращении с пиротехническими средствами.
19
Будь осторожен с открытым огнём! С открытым огнём обращаться опасно! Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно, А если зажёг – никуда не роняй: Прожорливо пламя горячее, знай! Но если случилось свечу уронить, Бросайся огонь без заминки тушить: Материей плотной, тяжёлой накрой, ! А после залей поскорее водой!
20
Инструктаж по пожарной безопасности ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ. Сохраняйте спокойствие; Немедленно покинуть здание, используя для этого основные и запасные выходы; Оповестить окружающих об опасности; Сообщить о пожаре в пожарную часть 01; Если очаг пожара небольшой, до прибытия пожарной команды попытайтесь потушить его имеющимися подручными средствами; Проходя через горящие помещения, накройтесь с головой мокрой материей;
21
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ. через задымлённые помещения двигайтесь ползком или пригнувшись – меньше вероятность задохнуться в дыму; Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать, а постарайтесь сбить пламя, перекатываясь на полу, или, если есть возможность, затушить водой; Для защиты от продуктов горения дышите через влажный платок, ткань; При выходе из здания по задымлённой лестнице продвигайтесь вдоль стены.
22
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ. Если выйти из помещения невозможно, заткните все зазоры под дверьми мокрыми тряпками; наполните водой ванну и другие большие емкости облейте пол и двери водой Отключи газ, электроэнергию, закрой окна и двери Отключи газ, электроэнергию, закрой окна и двери
23
Правила Обращения с бытовым газом Если в вашем доме есть газовая плита, помните бытовой газ взрывоопасен: смешиваясь с воздухом может взорваться от зажженной спички, от икры при включении электроприборов, от любого огня.
24
Правила обращения с бытовым газом Если вы почувствовали запах газа – сладковатый запах,кислой капусты или другой любой запах – сделайте следующее: Если вы почувствовали запах газа – сладковатый запах,кислой капусты или другой любой запах – сделайте следующее: не включайте свет или электроприборы, не зажигайте спичек; не включайте свет или электроприборы, не зажигайте спичек; немедленно откройте все окна на кухне; немедленно откройте все окна на кухне; закройте все краны плиты; закройте все краны плиты; позовите кого-нибудь из взрослых: позовите кого-нибудь из взрослых: не пользуйте плитой, пока специалисты не устранять неисправность. не пользуйте плитой, пока специалисты не устранять неисправность.
25
Правила обращения с электроприборами включайте и выключайте прибор при помощи специального выключателя; старайтесь реже выдергивать вилку из розетки; если при включении электроприбора появляются искры или запах горящей резины, пластика – немедленно выключите его, выдернув вилку из розетки рукой, обмотанной сухой тряпкой; не пытайтесь сами починить сломавшийся прибор и не включайте его снова; не играйте с электроприборами, не тяните за шнур, особенно если он включен в сеть.
26
Но если электроприбор все-таки загорелся? выдерните шнур из розетки, обмотав руку сухой тряпкой; накройте его сухим одеялом; если горение продолжается позвоните в пожарную службу.
27
Использованные интернет ресурсы: festival.1september.ru vestnikk.ruhttps://go.mail.ru/ jpg jpg _dvizheniya1/ metallurgija.html
Источник