Собрание на тему вредные и полезные привычки

Собрание на тему вредные и полезные привычки thumbnail

Добрый вечер!

Подрастают наши дети…и как следствие более серьёзными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечёркивающих всю жизнь. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Младшие школьники очень внимательны и  склонны к подражанию, копированию действий и поступков  взрослых, причем как положительных, так и отрицательных. Одни  из этих поступков уже прочно вошли в привычку, а другие носят пока еще единичный характер. Из опыта своей работы я всё чаще замечаю, что у маленьких школьников появилась привычка не здороваться при встрече, опаздывать, перебивать как своего товарища, так и учителя, не извиняться, толкнув нечаянно, а о том,  чтобы попросить прощение и речи быть не может. Взрослым стоит обратить внимание на то, как дети обращаются друг к другу, остановиться на обращении по имени как эталоне. Некоторые родители произносят при детях нецензурные слова, совершают бесчестные поступки, а за те же самые действия своего ребенка наказывают, или требуют от него подтянутости и аккуратности, в то время, как сами небрежны и неряшливы. Лицемерие по отношению к ребенку вызывает в нем озлобление и чувство обиды. А ведь это тоже вредные привычки. Привычка быть плохим   разрушительно действует не только на окружающих, но и на самого ребенка.

Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Через эту стадию проходит практически каждый ребёнок, копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образцом для младшего школьника являются его родители. Следовательно, личный пример  родителей, играет на детей исключительно важную воспитательную роль. Взаимное уважение, понимание, дружелюбие и любовь взрослых друг к другу, готовность приходить на помощь облагораживают ребенка, формируют у  него самые добрые душевные качества, развивают их чувства, мысли, взгляды в самом правильном направлении.

Но ребенок может копировать не только хорошее. Он может подражать и плохому примеру: курить, обижать слабых, проявлять жесткость к животным. Опрос пяти тысяч курильщиков показал, что 14% мужчин начали курить в возрасте до десяти лет, а 50% –  до 16 лет. Получается, что в начальных классах начинает курить каждый шестой ребенок, в возрасте, когда организм особенно чувствителен к действию никотина. И, скорее всего, дети в этом возрасте обзаводятся этой дурной привычкой, подражая своим родителям и другим близким людям. Родительский пример может послужить причиной формирования у детей склонности к нарушению норм поведения в общественных местах, неуважения и грубого отношения к взрослым, женщинам, одноклассникам. Если в семье ребенка царит атмосфера лицемерия и обмана, постоянно происходят ссоры и скандалы, это непременно отразится на психике и поведении ребенка, может сделать его жестоким, злым,  грубым, и лживым. Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу.  Помочь своему чаду родители могут, если будут стараться придерживаться следующих правил:

  • избегайте приказного тона общения;

  • не забывайте постоянно уделять ребенку внимание, ласкать его и заверять в собственной любви;

  • уважайте его личное пространство;

  • замечайте и подчеркивайте позитивные достижения ребенка в любых областях: в личностных качествах, учебе, спорте, увлечениях и пр.;

  • постарайтесь наполнить день ребенка творческими занятиями и играми;

  • отзывайтесь на просьбы ребенка о помощи.

Очень опасно воспитание по типу гипоопеки, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются предоставленными сами себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Но гораздо чаще причина гипоопеки — загруженность родителей на работе.

  • Опасна не только гипоопека, но и прямо противоположный тип воспитания — гиперопека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребёнка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. В результате ребёнок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю, подчинению указаниям взрослых, мальчик или девочка становятся подвластны любому внешнему влиянию. Учите детей иметь свою индивидуальность. Рассказывайте ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ними о людях, которых они уважают о том, почему они этого достойны.

Стимулируйте участие детей в общественной жизни школы и класса, в спорте, музыке, не требуя от него, чтобы он был лучшим. Больше проводите времени с ребенком, дети это ценят и гордятся. Уважайте его мнение, сохраняйте спокойствие и последовательность запретов и разрешений. Для закрепления хорошего поведения используйте систему эмоциональных поощрений, и только в крайних случаях – материальных. Щедро делитесь вниманием, теплотой и любовью.

 Надо помнить: мы воспитываем ребёнка в каждый момент нашей жизни, даже тогда, когда нас нет дома. Как мы одеваемся, как мы разговариваем с другими людьми и о других людях, как мы радуемся или печалимся, как мы общаемся  с друзьями и врагами, как мы смеёмся – всё это имеет для ребёнка огромное значение.         

Источник

Родительское собрание-практикум

«Подросток в мире вредных привычек»

1 слайд

Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя:

Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся.

Сегодня нашу встречу я начну словами выдающегося хирурга, академика Федора Углова, который обеспокоен пристрастием современной молодёжи к курению: «Мне до боли жаль человеческого здоровья, цинично, бездумно переведенного в дым. Мне нестерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты. Не могу понять, как можем мы позволить транжирить то, чему цены нет — здоровье!»

Итак, тема нашего родительского собрания: “Вредные привычки и их последствия…” Данная тема выбрана неслучайно, так как проблема употребления молодым поколением психоактивных веществ в современном обществе встала очень остро. Сегодня я хотела  бы предложить вам задуматься  о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечеркивающих всю жизнь. Как уберечь своего ребенка от разного рода зависимости? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

По социологическим данным, в России до 40% подростков зависимы от сигареты, до 30% находят удовольствие от употребления алкоголя, до 10% хотя бы раз в своей жизни пробовали какое-нибудь наркотическое средство…

Привычка – вторая натура… Как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычки – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают  нам почувствовать себя собранными, организованными, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей – и у взрослых, и у детей – сами собой возникают не только полезные привычки, но и вредные. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится  и устранить ее будет очень трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются  и родители. Как мы это делаем? Попытаемся от теории перейти к практике.

2. Активирующая игра «Ассоциация»

Уважаемые родители! Возьмите, пожалуйста, чистый лист и ручку. Попробуйте в течение 2 минут написать как можно больше слов ассоциаций на слово:

Привычка — :

Сигарета — :

Алкоголь — :

Здоровье — :

Профилактика — :

Сосчитайте количество слов-ассоциаций на каждое слово. Сделайте самостоятельно для себя вывод: какую эмоциональную окраску в большинстве случаев несут слова-ассоциации.

Максимальное количество слов, названных к первому слову -___.  Из них положительную эмоциональную окраску имеют — ____слов, отрицательную -____слов. Также анализируются все остальные слова. Учитель  зачитывает наиболее точные определения, даёт оценку самому «привлекательному» слову, делает выводы, о каком понятии родители обладают большей информацией.

Аналогично выполняется анализ ответов учащихся.

3. Материал презентации “Вредные привычки и их последствия…”:

“Почему человеком овладевают вредные привычки?

Представьте, человек стоит на горе. Эта гора – символическое изображение его жизни. Человек не падает с этой горы, он стоит на ней устойчиво. От падения вниз человека удерживает множество жизненных связей (верёвок)…

Эти жизненные связи — любовь, друзья, семья, работа, творчество, хобби.

Бывает так, что у человека какая-то “связь” истончается или рвётся, т.е. возникают проблемы.

Человеку на помощь сразу приходит канат вредных привычек. Человек считает, что если он ухватится за этот канат, то вредные привычки помогут ему расслабиться, забыть про проблемы, стать более сильным и уверенным в этой жизни.

Человек первый раз берётся за висящий перед ним “канат” — вредные привычки. Он постепенно всё больше и больше употребляет эти привычки и хватается за второй “канат”, т.к. одного “каната” ему уже не хватает.

Тогда возникает зависимость. 

Все связи, при помощи которых он держался на этой горе, оборваны. Человек теперь никого не любит. Он потерял друзей, работу, перестал всем интересоваться в этой жизни.

Человек теперь держится только за эти “канаты”. Он зависим от этих вредных привычек.

Человек стал МАРИОНЕТКОЙ.

Им теперь управляют только вредные привычки. Они его держат при помощи “канатов”.

Человек стоит на горе. Он никому не нужен. Только семья готова помочь ему.

Так может быть всё-таки стоит подумать, стоит ли такую прекрасную жизнь променять на коварные “канаты”?!..”

(Обсуждение материала презентации “Вредные привычки и их последствия…”.)

Почему так происходит?- Вопрос родителям. (видеофрагмент)

4.В мире сигарет…

Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, о том, что курильщики чаще других страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком дыхательных путей и легких. Но факт остается фактом: при том положении вещей, что в Европе и Америке количество курильщиков снижается, люди начинают заботиться о сохранении здоровья, в нашей стране все магазины и огромные плакаты приглашают к курению. Противостоять трудно, особенно подростку, особенно если взрослые люди постоянно тянутся к сигарете в минуты стресса и утверждают, что помогает.

Сейчас я хочу предложить найти выход из одной очень жизненной ситуации.

Я пройду по классу, и каждый из присутствующих вытащит  из конверта один жетон: или красный, или зеленый. Получившиеся группы должны показать, как можно решить предложенную ситуацию конструктивно (зеленый жетон), а как не конструктивно (красный жетон).

Ситуация.  Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери

                    и застаете ее судорожно курящей  возле открытого окна. Увидев

                  вас, она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам,  что

                    таким образом расслабляется  после нервного учебного дня.

                    Ваши действия?  

После нескольких минут обсуждения группы родителей представляют соответствующее решение. Затем все совместно размышляют, как можно решить эту проблему.

5.В мире алкоголя…

Не хотелось бы сегодня вновь и вновь повторять истины о вреде алкоголя. Вы люди взрослые и прекрасно знаете все это. Поэтому внимание мы акцентируем на том, что и как можно сказать ребенку, чтобы в нем формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков.

Почему так происходит? Почему наши дети начинают употреблять? Фрагмент №  

И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Он посвящен проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании?

Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков:

  1. Бесплатное предложение  попробовать наркотики.
  2. Из любопытства.
  3. Не осознает пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15-20 раз выше, чем на алкоголь.
  4. Низкая самооценка подростка.
  5. Стремление уйти от тоски т и одиночества.

Каждый родитель должен знать симптомы употребления!

Каждый родитель должен хорошо  представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:

  1. Резкая смена друзей.
  2. Резкое ухудшение настроения
  3. Изменение пищевых привычек.
  4. Случаи забывчивости, бессвязная речь.
  5. Резкие перемены настроения.
  6. Полная утрата прежних интересов.
  7. Внезапное нарушение координации движений.
  8. Частое упоминание о наркоманах в шутках и разговорах.
  9. На фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.

Однако быть внимательным к ребенку – это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всем плохом. Это значит – любовь и поддержка его. Очень давно известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Тверже пола под ногами, когда я была маленькой. Тверже скалы, когда нужна поддержка, и много тверже скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову».

   7.Давайте мы сформулируем принципы поддержки подростка:

-терпение

-внимание

— тактичность и деликатность

— умение поставить себя на место ребенка

— гибкая система контроля, не довлеющая над сознанием подростка, а поддерживающая его

— точное использование слова как важного инструмента в отношениях

   8.  А теперь, уважаемые родители, переходим к самому интересному. Каждая из подгрупп в течение 5 минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые, воспитывая детей подросткового возраста. Затем каждая подгруппа   зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили внимание. Подгруппам выдается по 10 стикеров, каждый из которых имеет «стоимость» — 1 балл. Затем посредством обсуждения (5 минут) члены подгруппы определяют уровень сложности каждой проблемы, зафиксированной в общем списке. Чем более трудной они считают какую-либо проблему, тем большее количество баллов они ей присваивают. Например, подгруппа может оценить проблему нежелания ходить в детский сад в 4 балла. Тогда на остальные проблемы, заявленные участниками, останется только 6 баллов. Возможно, какая-либо команда оценит, например, проблему «детские укусы» в 10 баллов. В таком случае отпадет необходимость оценивать другие проблемы, так как в арсенале каждой подгруппы всего 10 баллов — 10 стикеров. Затем каждая команда приклеивает стикеры на доске рядом с указанными проблемами. Подсчитаем количество баллов, присвоенных каждой проблеме, и выделяется 2 — 4 проблемы (по количеству групп), получившие наибольшее количество баллов.

Каждая из групп сейчас получит задание: описать основные направления и определенные методы работы, способствующие решению одной из четырех самых актуальных проблем воспитания детей раннего возраста. Затем представители каждой команды сообщают результаты подгрупповой работы, зачитывая свои рекомендации.

На заключительном этапе выполнения упражнения проводится групповое обсуждение предложенных методов и приемов работы. Результатом групповой работы может стать сводная таблица (схема) «рецептов», предложенных участниками тренинга по всем проблемам.

На нашем нетрадиционном родительском собрании мы с вами выявили, проговорили, осознали что возникающие трудности свойственны и другим родителям, и не являются следствием неправильного воспитания. По сути мы все вместе искали рецепт счастья. Ведь найти решение насущных вопросов по воспитанию ребёнка, которые волнуют и приносят неприятности — это и есть путь к счастливому взаимодействию с ребёнком. Теперь дело осталось за малым: так-же легко воплощать на практике наши сегодняшние игры.

И в завершении нашего собрания послушайте поучительную историю легендарного греческого баснописца Эзопа, мораль которой вы должны определить сами. …

«…В одном болоте жили – были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец.

Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нем жить!»

Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно здесь много воды, но что с нами будет, если этот высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»…

…Большое спасибо за работу!

Родителям раздаются памятки «Десять заповедей любящих родителей» .

Памятка родителям «Десять заповедей любящих родителей».

1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он должен отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь – то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь, уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5.Не унижай!

6.Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми.  Обращай больше внимание на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучайся, если можешь – но не делаешь.  Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8.Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови.  Эта та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня.

9.Умей любить чужого ребенку. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Источник

Родительское собрание «Здоровье и вредные привычки»

Цели: рассмотреть понятие «привычка», влияние вредных привычек на здоровье человека; сформулировать понятие «здоровье»; воспитывать у родителей чувство личной ответственности за собственное здоровье и здоровье своих детей.

Ход собрания.

—        Здравствуйте, уважаемые родители!
Тема нашего собрания «Здоровье и вредные привычки». Нам предстоит рассмотреть вопросы: что такое привычка? Какие бывают привычки? Где и как дети приобретают привычки? Что относится к вредным привычкам? Как вредные привычки влияют на здоровье человека?

Мотивация.

—        Прежде чем перейти к теме, ответьте на вопросы.

В нашей стране левостороннее движение. Вы водите машину с рулем, расположенным с левой стороны. Вдруг вы садитесь за руль автомобиля, расположенного с правой стороны. Ваши ощущения?

Вы — левша? Правша? Возьмите карандаш в другую руку и напишите свое имя. Ваши ощущения?

Вы любите чай без сахара, а вам подали чай с тремя ложками сахара. Ваши ощущения?

Вы любите тишину, одиночество. Но к вам приехали погостить родственники… Ваши ощущения?

Ваши ответы доказывают, что предложенные ситуации вызывают ощущения неудобства, непривычности. Это происходит из-за вашего «подчинения» привычке. Причем многие привычки влияют на самочувствие, а следовательно, и на здоровье. Привычка — это поведение, действия, ставшие для человека обычными, постоянными.

Учитель продолжает обсуждение результатов анкетирования родителей по теме «Каким я вижу своего ребенка в будущем».

— Ваши ответы показали, что проблема, поднятая на собрании, не только общая, но и личная для каждого родителя. Так, на вопрос «Что является залогом счастливого будущего ваших детей?» вы все дали ответ «Здоровье». Только некоторые родители считают, что вредные привычки и плохая экология мешают детям быть абсолютно здоровыми. Семья, как высказались многие родители, оказывает влияние на формирование здорового образа жизни детей. И лишь немногие данную заботу возлагают на школу.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема здоровья детей — главная проблема родителей. Причем здоровье воспринимается ими не просто как отсутствие заболеваний. Здоровье — залог счастливого будущего, основа жизни, всестороннего развития личности.

Ведущая роль в формировании ответственного отношения детей к собственному здоровью отводится родителям (об этом свидетельствуют результаты опроса).

Перед вами ставится задача — воспитание здоровой личности. Вам необходимо знать, что негативно влияет на ваше здоровье и здоровье детей. Поэтому наше собрание посвящено вопросу «Какое воздействие вредные привычки могут оказывать на здоровье?».

Работа с понятиями.

Родители делятся на три группы. Каждой группе предлагается два задания.

Группа 1.

Задание 1.

Проанализируйте предложенные словосочетания.

Выберите словосочетания, характеризующие данное понятие, чтобы закончить предложение.

Сформулируйте определение понятия «привычка».

Привычка — это форма поведения человека… (возникающая в процессе обучения, многократного повторения, жизненных ситуаций, выполняемых автоматически).

Задание 2.

Какие из предложенных пословиц отражают тему собрания и почему?

Привычка — вторая натура.

На привычку есть отвычка.

Хорошему работнику мало умения, нужна привычка.

Без привычки косить тяжело. На всякое дело нужна привычка.

Группа 2.

Задание 1.

Подберите синонимы к слову вред.

Задание 2.

Вставьте в предложение с пропусками слова, подходящие по смыслу.

Сформулируйте определение понятия вредная привычка.

Вредная привычка — это ____________человека, выполняемое автоматически, наносящее____________          психическому и физическому          человека.  Привычка,   которая   мешает   или   не   дает

         человеку в течение жизни                             себя как                      .

Группа слов: поведение, вред, здоровье, возможность, реализация, личность.

Группа 3.

Задание 1.        Сформулируйте свое определение понятия здоровье.

Здоровье — это…

Задание 2.

Сравните ваше определение со следующими:

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, равновесие организма с окружающей средой, а также отсутствие физических дефектов и болезней.

Здоровье — это состояние духа, эмоционально-психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, создающее благоприятные условия для расцвета личности человека, талантов и способностей.

Ожидаемый результат группы 1.

Привычка — это форма поведения человека, возникающая в процессе обучения, многократного повторения различных жизненных ситуаций, выполняемых автоматически. Сформировавшись, привычка становится неотъемлемой частью образа жизни.

Привычка — вторая натура. Эта пословица помогает дать толкование определения привычка. Сформированная привычка становится неотъемлемой частью нашей жизни, а значит, и характера.

На привычку есть отвычка. Эта пословица говорит о том, что при желании человек может отказаться от привычки, особенно вредной.

Ожидаемый результат группы 2.

Синонимы к слову вред: повреждение, порча, потеря, убыток, осложнение и др.

Вредная привычка — это поведение человека, выполняемое автоматически, наносящее вред психическому и физическому здоровью. Привычка, которая мешает или не дает возможность человеку в течение жизни успешно реализовать себя как личность.

Ожидаемый результат группы 3.

Здоровье — это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.

Обсуждение основной проблемы.

Многие вредные привычки могут впервые появиться в школьные годы. Однако не стоит обвинять во всем школьную обстановку, учителей, сверстников. Хорошие и плохие привычки мы приобретаем в семье. В какой же зависимости находятся эти составляющие: вредные привычки, здоровье и полезные привычки?

Что скрывается за полезными и вредными привычками? Что можно отнести к одним, а что к другим? На каком основании? Предлагаю каждой группе заполнить таблицу.

«Парад вредных привычек»  поможет вам заполнить таблицу. Дети по очереди читают стихи, а родители отгадывают, кто это.

Обжора (с булочкой).

Я люблю покушать сытно,

Много, вкусно, аппетитно.

Ем я все и без разбора,

Потому что я…

 Неряха (оборванный).

Честно я скажу ребятам:

Быть опрятным, аккуратным

Очень трудно самому.

Сам не знаю почему.

Вещи всюду я бросаю

И найти их не могу.

Что схвачу, в том и бегу.

Где штаны? А где рубаха?

Я не знаю.

Я…

Хулиган (взлохмачен).

Прихожу когда из школы,

Не сажусь я за глаголы:

Я иду во двор гулять

И прохожих задирать.

Ваньке я синяк поставил,

Закурил я сигарету,

У Петра забрал конфету.

Знаю, в будущем году

Пиво пить уже начну.

 Плакса (с носовым платком).

Плачу по делу, плачу без дела,

Всем своим плачем уже надоела.

Лишь утром вхожу в класс я,

Мальчишки кричат…

Телеман (в больших очках).

Не люблю решать задачи,

А люблю я передачи.

Целый день смотрю подряд

Фильмы, сказки, хит-парад.

Знаю: все это обман,

Но ведь я же…

Ябеда.

Лишь услышу шум и гам,

Я бегу к учителям.

 Говорю, что Дима с Петей

Подрались опять в буфете.

Тот контрольную списал,

Тот к уроку опоздал.

Саша взял пенал у Светы,

На уроке ел конфеты,

Не дежурил утром в классе,

Подарил он жвачку Васе.

Вроде я для всех стараюсь,

Но и тут опять беда:

Почему-то называют

Меня ребята…

Врун.

Я вчера был на Луне!

Что, не верите вы мне?

Лунный камень я привез,

Доставал рукой до звезд.

Погулял я по Луне —

Видел лунных человечков,

Перемолвились словечком.

Три руки у них, три глаза —

Не видал таких ни разу.

Погостил у них немножко.

Как понравилось там мне!

 Все.

Вы ему не верьте слишком,

Потому что он…

Учитель.

Вы грустны, грязны, плаксивы,

Вы неряхи, вы ленивы,

И обжоры, и слепцы,

Словом, попросту глупцы.

Нам, увы, не по дороге,

Уносите, братцы, ноги!

Не найдете среди нас

Вы друзей себе сейчас!

Ожидаемый результат. — Что же вы отнесли к вредным и полезным привычкам? Надеемся, что ваша таблица выглядит примерно так:

ПРИВЫЧКИ

Полезные

Вредные

Здоровый образ жизни

Чрезмерное употребление пищи

Правильное питание

Телемания, игромания

Полноценный сон

Постоянные жалобы

Соблюдение режима дня

Обман

Соблюдение норм гигиены

Курение

Каждая привычка имеет свои причины и требует индивидуального подхода. Рассмотрим некоторые из них.

Ситуация 1. Дети говорят неправду.

— Наверняка это случалось и до того, как малыши пошли в школу. Но вранье маленького ребенка достаточно безобидно. А вот ложь, касающаяся школьных проблем, доставляет серьезные неприятности и ставит иногда родителей в крайне неловкое положение. Мама восьмилетней Кати встретила как-то учителя дочери. Та сочувственно посмотрела на нее и спросила: «Ну, как у вас дела? Катюша рассказала о конфликте в семье. Надеюсь, все разрешилось». Мама чуть сквозь землю не провалилась.

Оказалось, что никаких проблем не было, просто дочь постоянно врала. Маме говорила, что им ничего не задают, а учителю — что не может делать задания из-за семейных проблем. Мама наказала дочь, но теперь не знает, как построить отношения с ней, чтобы подобная ложь впредь не повторялась.

Что делать?

  • Постарайтесь понять ребенка, в какой бы ситуации он ни оказался.
  • Исключите жесткие наказания, в том числе за ложь.
  • Как можно чаще показывайте свою любовь ребенку.
  • Постарайтесь сами при ребенке не ссылаться на мнимую болезнь, занятость, чтобы избежать выполнения обременительных для вас обязанностей. Если ребенок возьмет с вас пример, ему сложно будет объяснить, что врать нехорошо.

Ситуация 2. Дети берут чужие вещи.

Воровство не всегда привычка. Дети могут просто не знать, что вещи бывают чужие. В воровстве детей часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако если дети крадут, не обращая внимания на окружение и обстоятельства, и если ситуация не меняется с возрастом, значит, это уже болезнь. Чаще же дети воруют по другим причинам. Обычно мелкие кражи совершают дети из неблагополучных семей, где они не чувствуют заботы и любви. Внимание к ним проявляется, только когда происходит что-то неординарное. А обделенные вниманием дети рады даже наказанию или скандалу. Что делать?

  • Ни в коем случае не наказывайте детей физически. Ограничьтесь рассказом о своей и чужой собственности. Постарайтесь объяснить, что даже если они в чем-то очень нуждаются, воровство -не способ решения проблемы.
  • Не осуждайте их публично. Если кража совершена в классе, не стоит посвящать в это учителей, родителей и одноклассников — с плохой репутацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок.
  • Не делайте негативных прогнозов относительно будущего своих детей.
  • Не напоминайте им о проступке. Лучше подумайте о том, как вы можете вместе проводить с ними больше времени.

Ситуация 3. Дети говорят плохие слова.

Несправедливо списывать эту привычку на влияние школы: ругательства дети узнают задолго до того, как идут в первый класс. И конечно, произносят их до тех пор, пока не поймут, что это неприлично. В подростковом возрасте дети часто ругаются, чтобы почувствовать себя взрослыми и независимыми.

Что делать?

» Не используйте в своей речи ненормативную лексику.

•        При каждом новом «словечке» ваших
детей спокойно объясните им, что так
говорить не стоит. Это плохо.

Ситуация 4. Дети ябедничают.

В начальной школе у детей складываются первые дружеские отношения со сверстниками, но привычка ябедничать отнюдь не способствует хорошему общению с коллективом.

Причины, по которым дети ябедничают, кроются в отношениях со взрослыми. Возможно, им не хватает внимания и общения, поэтому они хотят казаться лучше, заслужить похвалу родителей, учителей и ребят.

«Что делать» ?

  • Пресекайте подобные поступки или не поощряйте их.
  • Объясните, почему людям не нравятся ябеды.
  • Поясните, что жаловаться не то же самое, что рассказывать взрослым о чем-то опасном или угрожающем.

Ситуация 5. Дети курят.

Будучи уверенными, что их дети ничего не знают о табаке и алкоголе, взрослые не считают нужным объяснять, почему опасно знакомиться с такими веществами. Между тем установлено, что к семи-девяти годам мальчики и девочки обнаруживают определенную осведомленность об одурманивающих веществах. Они могут перечислить марки табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Чем раньше дети знакомятся с одурманивающими веществами, тем выше риск, что в более зрелом возрасте у них возникнет пристрастие к алкоголю и курению.

Такая вредная привычка, как курение, появляется, как правило, в подростковом возрасте под влиянием дурного примера. Дети начинают курить, чтобы продемонстрировать свою взрослость и независимость. Наказания здесь не помогут. Проблема табакокурения становится с каждым годом все актуальнее, а возраст начинающих курильщиков — все моложе.

Психологи выделяют возрастные особенности, способные провоцировать риск раннего приобщения к курению. В младшем школьном возрасте дети проходят через так называемый кризис семи лет. Он связан с изменением социальной позиции детей. Теперь они школьники: у них новые обязанности и возможности, новое окружение. Считается, что кризис семи лет — это рождение социального «Я» ребенка.

Наибольшую значимость для детей представляет все, что связано со школой: школьные успехи, отношение учителя и одноклассников и т.д. Ситуация в школе во многом может повлиять на их отношение курению. Дети, не нашедшие себя в школе, чувствуют себя изгоями, пытаются найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя атрибуты взрослости. Причем если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то в дальнейшем это становится способом получения положительных ощущений.

Важно объяснить опасность курения. Главный акцент стоит делать на значимых для мальчика или девочки моментах. Все дети мечтают быстрее вырасти, поэтому расскажите им, как курение влияет на рост. Все дети (особенно девочки) хотят иметь привлекательную внешность, и тут МОЖНО объяснить, что курение быстро старит и делает человека значительно менее привлекательным. Ну а если дети мечтают о спортивных рекордах, заниматься в спортивной секции, расскажите, что еще ни одному курящему не удавалось достичь высот в спорте.

Что делать?

  • Позаботьтесь о том, чтобы у детей не формировался комплекс неполноценности. Нужно дать им шанс почувствовать себя хоть в чем-то успешными (спорт, опека младшего брата и пр.).
  • Замечайте любые, даже малейшие продвижения в учебе.
  • Информация о вреде курения должна быть понятной. Слишком частые разговоры на эту тему перестают восприниматься.
  • Устрашающие рассказы о будущих болезнях на подростков действуют мало — юному возрасту свойственна уверенность: «Со мной такое не случится».
  • Положительные примеры оказывают лучшее действие. Можно ненавязчиво предложить детям статьи о м

олодежных кумирах, которые относятся к курению резко отрицательно.

•        В семье должно быть наложено табу на курение в присутствии детей.

Подведение итогов.

— Сегодня мы говорили о том, что понятия «вредные привычки», «полезные привычки» и «здоровье» взаимосвязаны. Здоровье является залогом успешного будущего, необходимым условием для реализации себя как личности.

Закончить наш разговор хочу притчей.

 В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!»

Подошел мудрый старец и сказал:

—        Этот «божественный лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится. Купцы с радостью посмотрели на нег