Социальное неравенство неизбежно вечно и полезно
1. статус
2. нищета
3. +бедность
4. безработица
5. неравенство
Социальный подъем, движение вверх, пример мобильности
1. сословной
2. нисходящей
3. ++восходящей
4. внесоциальной
5. горизонтальной
Головокружительная карьера
1. диагональная
горизонтальная
2. межпоколенная
3. вертикально-нисходящая
4. +вертикально-восходящая
Вид мобильности, при которой дети достигают более высокой социальной позиции или опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители
1. статичная
2. межгрупповая
3. горизонтальная
+межпоколенная
внутрипоколенная
Группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства
1. элита
+классы
2. олигархи
3. менеджеры
4. предприниматели
Индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший слой
1. коллективная групповая
2. межпоколенная индивидуальная
3. интергенерационная групповая
4. восходящая групповая
5. +восходящая индивидуальная
Создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них
1. межпоколенная индивидуальная
2. нисходящая групповая
3. +восходящая групповая
4. нисходящая индивидуальная
5. восходящая индивидуальная
Выталкивание отдельного индивида с его высоких социальных статусов на более низкие статусы
1. межпоколенная индивидуальная
2. восходящая групповая
3. нисходящая групповая
4. восходящая индивидуальная
5. +нисходящая индивидуальная
Понижение социальных статусов всей группы (снижение статуса политической партии, падение социального статуса профессиональной группы инженеров
1. восходящая групповая
2. +нисходящая групповая
3. вертикально-восходящая
4. нисходящая индивидуальная
5. восходящая индивидуальная
Резкое разделение населения на два противоположных класса: бедные и богатые — это …
1. деклассификация
2. +поляризация
3. дезинтеграция
4. интеграция
5. расклассификация
Определенный социальный слой, выделяемый в иерархическом делении общества по уровню дохода, престижу, власти, образованию, виду деятельности, называют
1. группой
2. +классом
3. общностью
4. категорией
5. институтом
Модель социального поведения индивида
1. +роль
2. статус
3. девиантность
4. делинквентность
5. позиция
Классовое разделение относится к типу общества…
1. простому
2. закрытому
3. сложному
4.+открытому
5. цикличному
Характеристика социальной мобильности, которая показывает, какое количество индивидов изменило свое социальное положение по вертикали за единицу времени
1. экстенсивность
2. массовость
3. всеобщность
4. +интенсивность
5. экспрессивность
ОТЕЦ РОБЕРТА МЕРТОНА БЫЛ ПЛОТНИК, ОН САМ — ЗНАМЕНИТЫМ ПРОФЕССОРОМ СОЦИОЛОГИИ, А ЕГО СЫН ПОЛУЧИЛ НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ ЗА ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ. ЭТО МОБИЛЬНОСТЬ
1. нисходящая
2. вынужденная
3. горизонтальная
4. +межпоколенная
5. внутригрупповая
6. интергенерационная
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО НЕИЗБЕЖНО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ВЕЧНО И ПОЛЕЗНО». ЭТОТ ТЕЗИС ПРИНАДЛЕЖИТ ТЕОРИЯМ
1. социализма
2. +стратификации
3. +функционализма
4. социального конфликта
5. марксистской классовой
6. революционной идеологии
ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ В ПОЛЯРНЫХ МОДЕЛЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ
1. +феодалы и крестьяне
2. рабовладельцы и крестьяне
3. менеджеры и акционеры
4. монархи и императоры
5. +капиталисты и пролетарии
6. номенклатура и массы
ДЛЯ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА ХАРАКТЕРНЫ
1. непотизм в массах
2. трайбализм в социуме
3. клановость системы
4. наследование статуса
5. +работающие «социальные лифты»
6. +«американская мечта»
РАЗРАБОТЧИКИ ТЕОРИИ СТРАТИФИКАЦИИ
1. К.Маркс
2. +М.Вебер
3. Г.Спенсер
4. Ф.Энгельс
5. +П.Сорокин
6. Э.Дюркгейм
ФАКТОРЫ ГРУППОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ
1. вступление в брак
2. обладание властью
3. +создание демократии
4. распад семьи
5. военные перевороты
6. +карьерный рост
ФАКТОРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
1. +обладание властью
2. создание демократии
3. военные перевороты
4. стихийные бедствия
5. +уровень образования
6. социальные революции
188. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА (СТРАТА), ЧЛЕНСТВОМ В КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СВОИМ РОЖДЕНИЕМ ЭТО –
1. комиссия
2. +каста
3. партия
4. ассоциация
5. +сословие
6. организация
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ПО П.СОРОКИНУ
1. религиозные
2. философские
3. теологические
4. +политические
5. +экономические
6. языковые
СРЕДНИЙ КЛАСС ОБЕСПЕЧИВАЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА В СИЛУ
1. массовости и маргинальности
2. повышенной религиозности
3. +устойчивого дохода
4. +лояльности к власти
5. девиантного поведения
6. активной гражданской позиции
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
В обществах с низким уровнем экономического неравенства люди ощущают себя более благополучными и счастливыми, рассказал профессор социологии Школы гуманитарных и общественных наук Университета Якобса (Бремен, Германия) Ян Делхей на Четвертом международном семинаре Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ
До недавнего времени социологи не видели четкой связи между сложившимся в стране экономическим неравенством и субъективным ощущением счастья или несчастья ее гражданами, рассказал Ян Делхей. Затем выяснилось, что, например, европейцы чувствуют себя менее счастливыми в ситуации неравенства.
Есть несколько объяснений неприятия ими неравенства: это и связанные с ним рост взаимного недоверия, и увеличивающееся беспокойство по поводу своего экономического статуса, волнения по поводу зреющих социальных конфликтов. Эту проблему Ян Делхей рассмотрел в статье, опубликованной в журнале European Sociological Review.
Отправной точкой для исследований Делхея стал новый в современной социологии подход, согласно которому в благополучных странах субъективное восприятие качества жизни зависит не столько от показателей экономического роста, сколько от наличия неравенства, которое расценивается как социальная болезнь. При этом большее равенство положительно влияет как на бедные, так и на богатые слои населения. Для «левых интеллектуалов» это сразу же стало новым кредо, в то время как право-либеральные круги отнеслись к новой идее скорее скептически.
Равенство как фактор благополучия
Ян Делхей стремился выяснить, почему социальное равенство воспринимается людьми как значимый фактор благополучия. А точнее – что именно психологически «опосредует» эту связь. Таким связующим звеном может стать уровень доверия в обществе, предсказуемость и доброжелательность отношения людей друг к другу.
Так, если у человека накапливается опыт, связанный с непредсказуемостью действий окружающих, их ненадежностью и недоброжелательностью, уровень доверия падает. С углублением социального неравенства это происходит намного чаще.
Кроме того, сильное неравенство мешает развитию чувства общности, ощущения, что все имеют близкие ценности. Это также снижает взаимное доверие.
Еще одним связующим звеном может быть, увеличивающееся с ростом неравенства, беспокойство людей по поводу их несоответствия принятому в обществе «социальному идеалу». Это негативно отражается на их уверенности в себе, чувстве собственного достоинства и самооценке. В основе «беспокойства о статусе» лежит вопрос, который люди постоянно сами себе задают: «что, по нашему мнению, окружающие думают о нас?». И это не страх реально скатиться вниз по социальной лестнице, а именно беспокойство по поводу того, как их статус воспринимают другие люди.
Социальные конфликты – это антагонистические противоречия между разными группами граждан, вызванные неравномерным распределением доходов и социальных благ. С углублением неравенства в обществе растет эксплуатация, конфронтация и ощущение несправедливости. Все вместе это вызывает у людей ощущение неблагополучия.
Шкала счастья
Ян Делхей проанализировал результаты опросов граждан в тридцати странах. Для измерения субъективного «уровня счастья» социолог предложил респондентам выбрать точку на шкале от 1 до 10, где единица соответствовала ощущению «весьма несчастен», а 10 – «очень счастлив».
Субъективный уровень доверия измерялся также с помощью 10-бальной шкалы, на которой единица обозначала ощущение «имея дело с людьми, следует быть очень осторожным». Десятка обозначала мнение, что «большинство людей заслуживают доверия».
Уровень беспокойства относительно статуса определялся по-другому: опрашиваемые реагировали на два утверждения:
- «Я не ощущаю, что мои ценности и то, что я делаю, признается другими людьми»;
- «Некоторые люди смотрят на меня свысока из-за моей работы или невысокого дохода».
При этом их позиция проецировалась на 5-бальную шкалу в диапазоне от «абсолютно согласен» (1) до «абсолютно не согласен» (5).
И, наконец, острота восприятия конфликтов в обществе (между бедными и богатыми, а также между рядовыми работниками и менеджерами) измерялась с помощью 3-бальной шкалы, на которой испытуемый мог расположить свою оценку «напряженности» взаимоотношений в социуме.
Доверие под угрозой
Результаты исследования подтвердили, что в странах с высоким неравенством взаимное доверие снижается. Рост недоверия, в свою очередь, влияет на субъективное ощущение гражданами благополучия. Так что уровень доверия действительно «опосредует» связь между существующим неравенством и ощущением благополучия.
То же верно и для оценки статуса человека: заметное неравенство провоцирует беспокойство, которое, в свою очередь, делает человека несчастным. А вот наличие социальных конфликтов на субъективное ощущение благополучия никак не влияет, и это довольно неожиданный результат.
Таким образом, отвращение к неравенству в благополучных странах связано именно с фактором доверия. Иными словами, наиболее значимыми фактором субъективного ощущения счастья для жителей благополучных стран является именно уровень доверия в социуме.
Кроме того, ощущение благополучия жителями бедных стран зависит, главным образом, от их уверенности в постоянстве своего экономического положения (статуса). Такая же картина наблюдается и в посткоммунистических странах с переходной экономикой.
См. также:
Счастье зависит от соцполитики государства
Неформальная занятость приносит деньги, но не счастье
Что сделает россиян счастливыми?
«Бежать, чтобы оставаться на месте…»
Россиян тянет к полюсу «жадности и подозрительности»
Полный текст презентаци «Why Inequality Makes Europeans Less Happy: The Role of Distrust, Status Anxiety, and Perceived Conflict»
28 мая, 2014 г.
Источник
Ключ к ТИСТу.
Примечание: Группы по степени сложности: I группа — наименее сложные понятия, III группа — наиболее сложные понятия.
НОМЕРА ТЕРМИНОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К СОЦИОЛОГИИ
Общая численность
1,7, 8, 13,14, 22, 23, 24,32, 39, 44, 46,47, 48, 50, 54,57, 61, 65, 66, 70, 73, 74,75, 78, 82, 87, 89, 90, 97,101,108,110, 111, 115,117, 118,123,124, 128, 129,136,142,143,144, 149, 151,154, 155,156,159,161,162, 164,167,168,169,171,173,177.
1 группа сложности
1, 7, 13, 39, 47, 65, 74, 75, 78, 82, 87, 89, 108, 111, 117, 123, 129, 136, 143, 162.
2 группа сложности
14, 22, 32, 44, 48, 57, 61, 73, 97, 101, 110, 118, 124, 128, 142, 149, 151, 155, 164, 169.
3 группа сложности
8, 23, 24, 46, 50, 54, 66, 70, 90, 115, 144, 154, 156, 159, 161, 167, 168, 171, 173, 177.
НОМЕРА ТЕРМИНОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПСИХОЛОГИИ
Общая численность
3, 6, 9, 11, 16, 17, 21, 26, 28, 29, 34, 35, 36, 37, 40, 42, 43, 53, 55, 56, 58, 60, 64, 71, 72, 79, 80, 84, 85, 86, 92, 93, 99, 104, 105, 107, 109, 114, 116, 119, 120, 121,125, 127, 131,134, 135, 137, 139, 141, 145, 146, 147, 150, 153, 157, 166,174,176, 180.
1 группа сложности
34, 37, 53, 56, 71, 79, 85, 92, 99, 104, 107, 114, 116, 125, 137, 139, 141, 145, 146, 147.
2 группа сложности
3, 11, 16, 35, 42, 43, 55, 58, 72, 80, 84, 109, 119, 120, 127, 131, 134, 150, 157, 166.
3 группа сложности
6, 9, 17, 21, 26, 28, 29, 36, 40, 60, 64, 86, 93, 105, 121,
153, 174, 176, 180.
НОМЕРА ТЕРМИНОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЭКОНОМИКЕ
Общая численность
2, 4, 5, 10,12, 15, 18, 19,20, 25, 27, 30,31, 33, 38, 41,45, 49, 51,52,59, 62, 63, 67,68, 69, 76, 77,81, 83, 88, 91,94, 95, 96, 98,100, 102, 103,106, 112, 113,122, 126, 130,132, 133, 138,140, 148, 152,158, 160, 163,165, 170, 172,178, 179.
1группа сложности
4, 18, 41, 51, 52, 62, 68, 69, 81, 83, 88, 91, 96, 100, 103, 113, 130, 148, 165, 179.
2 группа сложности
10, 20, 27, 31, 33, 45, 67, 76, 94, 102, 106, 126, 132, 133, 158, 160, 163, 170, 172, 175.
3 группа сложности
2. 5, 12, 15, 19, 25, 30, 38, 49, 59, 63, 77, 95, 98, 112, 122, 138, 140, 152, 178.
ПФ-4. Тестовое задание для итогового контроля знаний.
(по материалам тестов П. Штомпки[4])
Отметьте правильный ответ, который находится среди пяти указанных вариантов. Правильным является только один ответ, а четыре остальных — ошибочные. Правильный ответ вы найдете в ключе, который помещен в конце данного текста. Вам, однако, следует пользоваться этим ключом только после того, как вы сделали собственный выбор и отметили соответствующий вариант ответа. В обычной университетской практике экзамен считается сданным, когда экзаменуемый сделал, по крайней мере, 120 правильных выборов.
1.Харизма — это:
а) вариант этнических предрассудков,
б) форма религии,
в) форма легитимизации власти,
г) ролевой конфликт,
д) то же самое, что дискриминация.
2.Антисемитизм — это:
а) расовый предрассудок,
б) стереотип,
в) дискриминация меньшинства,
г) проявление нетолерантности,
д) все вместе взятое.
3.Социальное развитие характеризуется всеми приводимыми ниже признаками, кроме одного. Какого?
а) это эндогенный процесс,
б) это реакция на изменения в среде,
в) имеет выраженное направление,
г) его можно сравнить с ростом и развитием живого организма,
д) оно приводит к повышению меняющейся ценности, которой оно касается.
4.Шахтеры — это:
а) социальный класс,
б) социальный слой,
в) социальная группа,
г) профессиональная категория,
д) местная группа.
5.Стереотип — это:
а) определенное состояние мысли,
б) вид действия,
в) упрощенный и односторонний образ действительности,
г) определенная установка,
д) идеальный тип.
6.Явление, известное под названием «кольцо Кула» (обмен дарами между группами островитян Полинезии) описал:
а) -Браун,
б) Р. Ферс,
в) Ч. Кули,
г) И. Гофман,
д) Б. Малиновский.
7.Социальная эволюция в представлении Спенсера — это аналогия эволюции видов, которую описал Дарвин:
а) это так,
б) это не так.
8.Социальное отношение «врач-пациент» имеет все ниже приводимые особенности, кроме одной:
а) неравное,
б) специализированное,
в) первичное,
г) инструментальное,
д) взаимное.
9. Основой стабильности и устойчивого развития социально-экономического развития современных развитых стран выступает какой слой общества::
а) высший,
б) низший,
в) олигархический,
г) средние слои.
10.«Эффект Матфея» (в соответствии с Евангелием) описывает:
а) процесс секуляризации,
б) обращение (в веру) этнического меньшинства,
в) появление ереси,
г) сочетание общественных приоритетов и привелегий,
д) распространение догматизма и нетолерантности.
11.Все нижеперечисленные факторы, за исключением одного, играют роль при формировании в группе лидера. Укажите, какой фактор не имеет к этому отношения:
а) господствующий над другими образ жизни,
б) простота установления контактов,
в) высокая компетенция в тех областях, которые ценятся членами данной группы,
г) образцовый конформизм в отношении норм и правил, господствующих в группе,
д) тенденция к одобрению предрассудков и к дискриминации меньшинств.
12.Растущую униформизацию стиля жизни, образцов потребления, взглядов, технических устройств в масштабе всего мира мы называем:
а) аккультурация,
б) глобализация,
в) этноцентризм,
г) культурный конфликт,
д) относительный отказ от личной выгоды.
13.Дихотомическая модель социальной структуры — это разделение общества на:
а) группы,
б) классы,
в) роли,
г) касты,
д) нации.
14.Идеальный тип бюрократии, описанный Вебером, включает все ниже перечисленные признаки, кроме одного. Какого?
а) специализация задач и функций,
б) иерархия должностей,
в) точные правила профессионального карьерного роста,
г) непотизм и коррупция,
д) письменные формы принятия решений.
15. «Свобода, равенство, братство!» Этот лозунг взывает к:
а) нормам,
б) ценностям,
в) стереотипам,
г) этноцентризму,
д) относительной депривации.
16. Согласно Дюркгейму, социальные факты характеризуются следующими присущими им особенностями, кроме одной. Какой?
а) их разделяют члены данного общества,
б) оказывают принудительное воздействие,
в) являются внешними по отношению к каждому отдельному человеку,
г) подлежат умозрительной фиксации и наблюдению,
д) принадлежат культуре.
17. В типологии социальных действий Вебера не встречается одна из ниже перечисленных категорий. Какая?
а) действие, рациональное с точки зрения используемых средств,
б) действие, рациональное с точки зрения ценности,
в) действие логичное,
г) действие эмоциональное,
д) действие традиционное.
18. Иван зарабатывает денег в десять раз больше, чем Вячеслав. Мы не знаем, что эти двое делают, каким образом они зарабатывают деньги. Однако мы уже сразу можем сказать, что этот факт — проявление:
а) социальной несправедливости,
б) классовой эксплуатации,
в) меритократической справедливости,
г) различия в заработных платах,
д) социального неравенства.
19. Поставьте имена известных социологов в хронологическом порядке — от самых давних до новейших времен:
а) Кули,
б) Парсонс,
в) Конт,
г) Вебер,
20. Бандит, который угрожает револьвером, использует:
а) преимущество в силе,
б) уговоры,
в) насилие,
г) авторитет,
д) влияние своей харизмы.
21. Множество групповых принадлежностей каждого человека находит свое выражение в:
а) культурном плюрализме,
б) ролевом напряжении,
в) ролевом конфликте,
г) классовой борьбе,
д) культурном релятивизме.
22.Творцом теории эволюции и органицизма в социологии был:
а) Маркс,
б) Дюркгейм,
в) Спенсер,
г) Дарвин,
д) Теннис.
23. Основная черта социального взаимодействия — это:
а) взаимность,
б) повторяемость,
в) нормативное регулирование,
г) длительность,
д) конфликтность.
24. Пожатие руки в качестве приветствия — это пример всех нижеперечисленных категорий, кроме одной. Какой?
а) культурная конвенция,
б) обычай,
в) моральное правило,
г) норма товарищеского этикета,
д) символический жест.
25. Пожатие руки как форма приветствия — это:
а) культурный комплекс,
б) культурная конфигурация,
в) культурная ценность,
г) культурный элемент,
д) культурный миф.
26. Переход из одного социального слоя в другой — это:
а) профессиональная мобильность.
б) вертикальная мобильность,
в) горизонтальная мобильность,
г) миграция,
д) урбанизация.
27. «Социальное неравенство неизбежно, обязательно, вечно и полезно». Этот тезис принадлежит:
а) теории социального конфликта,
б) марксистской классовой теории,
в) функциональной теории стратификации,
г) революционной идеологии,
д) Владимиру Ленину.
28.«Маргинальное поле социальной толерантности» — это то же самое, что:
а) попустительство,
б) комплекс обстоятельств, исключающий применение санкций,
в) толерантность по отношению к маргиналам,
г) нераскрываемость преступлений (так называемое черное число).
д) аномия.
29. Чем не является семья:
а) социальной группой,
б) институтом,
в) товариществом,
г) своеобразной формой организации,
д) первичной группой.
30. Противоположностью стереотипа является:
а) религиозный догмат,
б) идеология,
в) статистические данные, характеризующие группу,
г) идеальный тип,
д) этнический предрассудок.
31. Противоположностью этноцентризма является:
а) национализм,
б) патриотизм,
в) культурный релятивизм,
г) эмпиризм,
д) шовинизм.
32. В представлении Карла Маркса власть — это отношение между:
а) социальными ролями,
б) социальными классами,
в) пролетариями,
г) капиталистами,
д) революционерами и правительством.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Источник