Соробан что это такое полезно ли это

Соробан что это такое полезно ли это thumbnail

Соробан (Абакус, «счётная доска») – горизонтальные японские счёты, преимущественно используемые для обучения счёту в начальной школе. Применение соробана в обучении имеет ряд педагогических преимуществ перед другими способами счета, так как с их помощью числовые операции можно представлять в графическом виде, развивая при этом умение считать без использования записей.

что такое соробан, как считать на счетах соробан

История счётов соробан

Экзотическое название «соробан» скрывает за собой изобретение, когда-то известное всему цивилизованному миру. Счётная доска из камня (металла, стекла) с выемками, в которые клали камешки, называлась Абак (или Абакус). Не опровергнутые историками ресурсы говорят о появлении абака в Месопотамии в III тысячелетии до нашей эры и в Древнем Риме с V века до н.э. Более достоверное доказательство – образец абака и чертёж, выполненный европейцем, – хранятся в Кабинете медалей Парижской национальной библиотеки и датируются 17 веком. О китайском варианте абака – Суаньпане ­– упоминается в национальной литературе в 190-м году. Китайцы превратили табличку в привычную рамку со стержнями и косточками. В «небесном» окошке размещалась не одна, а две косточки. В таком виде счёты прибыли в Японию с развитием мореплавания. Японцы убрали дополнительную небесную косточку, и назвали счёты соробаном (вычислительной доской).

Уже несколько веков соробан используется для обучения детей в странах Азии. В Европе в качестве помощника в обучении соробан появился только в XXI веке, а первые школы ментальной арифметики появились у нас совсем недавно. Тем не менее этот факт не уменьшает достоинств использования «счетной доски» в обучении и дает почву для новых исследований, посвященных этому удивительному методическому приему.

Устройство соробана

В этой вычислительной доске 13 (или больше) вертикальных спиц, поделенных поперёк. На каждой спице по 5 косточек. Снизу – 4 «земные», каждая равна единице, сверху – 1 «небесная», равная пяти. При помощи 5 косточек на спице отображают числа от 1 до 9. Считаются только костяшки, придвинутые к центру.

что такое соробан, как считать на счетах соробан

Как считать на счетах соробан

Для вычислений на счетах соробан косточки передвигают к центральной рамке большим и указательным пальцами обеих рук. Простыми действиями – сложением и вычитанием – можно овладеть интуитивно, умножение, деление и извлечение квадратного и кубического корня требуют знания определённых схем. Для развития дошкольников и младших школьников Японии, страны, где производят лучшую в мире технику, изучение счёта на деревянных счётах является обязательным.

что такое соробан, как считать на счетах соробан

Секрет соробана – в образном счёте, умении мгновенно, на глаз, определять количество косточек и тут же находить в своей памяти необходимый образ результата вычислений. Это позволяет в доли секунды оперировать сложными числами, и передвигая косточки, и двигая пальцами в воздухе, и орудуя соробаном в своей голове. Такое вычисление задействует обе половины головного мозга – ответственную за счёт и ответственную за воображение – поэтому происходит с такой скоростью. Это как печатать двумя руками вместо одного пальца.

Польза соробана в развитии детей

На основе счёта с соробаном разработана педагогическая система развития — ментальная арифметика. Её цель – вовсе не быстрый счёт, хотя и он впечатляет. Это не просто развивающие занятия для детей, направленные на подготовку к школе, а действенная подготовка к жизни. Ментальная арифметика – программа развития умственных способностей ребёнка. Одновременное использование обоих полушарий мозга – «математического» и «творческого» — развивает их равномерно, помогает и то, что участвуют пальцы обеих рук. Вместо «технаря» или «гуманитария» ребёнок превращается в человека, использующего все возможности человеческого мозга, данные ему Богом или природой. Это все виды памяти, точность, быстрота и нестандартность мышления, воображение, наблюдательность, сосредоточенность, уверенность в своих силах.

что такое соробан, как считать на счетах соробан

Научиться ментальной арифметике без соробана невозможно, но, тем не менее, именно умение быстро и верно решать задачи без записи является основным направлением обучения. Задача педагога состоит не только в том, чтобы показать, как использовать соробан при счёте, но и научить ребенка абстрактному мышлению, раздвинуть границы его воображения и развить интерес к операциям с числами.

Обучение ментальной арифметике должно начинаться как можно раньше, желательно с 4 лет, как только ребёнок научится считать от 1 до 10. Чем старше становится человек, тем менее пластичен мозг и тем труднее ему превратить уже знакомые числа в зрительные образы косточек на счётах.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитый мозг справляется с любой проблемой намного быстрее и эффективнее, и в этом случае можно сказать без преувеличений, что ментальная арифметика – это гарантированный путь к успеху в любом будущем начинании.

Читайте также:  Какие полезные ископаемые в воронежской области

Источник

Что такое Соробан?

Соробан был преобразован из китайских счетов и представляет собой деревянные счеты в которых всего 5 косточек в одном ряду. Четыре из них онзначают по единице а пятая означает «пять». Таким образом, 4+5=9 , и этого достаточно для представления на линейке всех цифр от 0 до 9. Значащими считаются косточки придвинутые к средней планке. Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это еще один плюс т.к. соответсвует форме записи чисел слева направо, кстати вычисления на соробане тоже ведутся слева направо, начиная со старших разрядов.

Соробан и в наши дни не утратил своих позиций и даже распространяется по миру, благодаря своим замечательным качествам. Соробан занимает важное место в образовательной системе Японии и некоторых других стран. Одной из таких стран является Таиланд, куда недавно была поставлена большая партия соробана.

Соробан — оптимальный по своим свойствам калькулятор. Он, в отличие от китайского суаньпаня или русских счетов исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление цифр. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами. Именно это делает его доступным для понимания.

А феноменальные успехи, достигнутые многими японцами в обращении с соробаном, позволили педагогам и психологам сделать вывод, что этот нехитрый прибор стимулирует умственные способности ребенка, особенно математические. Недаром в международных школьных конкурсах по математике японские участники традиционно занимают призовые места.

Почему русские счеты проигрывают?

Удалив косточку на каждой из осей обычных русских счетов, мы получили «русский соробан», в надежде, что он не уступит японскому. Да, удалось избежать неоднозначности набора цифр (в русских счетах число 10 можно отложить двумя способами). Полученные счеты с 9 косточками развернули горизонтально, теперь, как и на японском соробане, сложение можно было производить поразрядно слева направо, что приблизило их к десятично-позиционной форме записи чисел. Казалось, успех обеспечен, но с увеличением скорости счета стали появляться трудности определения «на глаз» количества отложенных косточек на линейке, приходилось пересчитывать их (особенно 7 или 8 косточек). Это тормозило счет. Оказалось, наше «изобретение» не приспособлено под психологические особенности зрительного внимания человека так, как японский соробан.

Так мы отказались от своего «изобретения» и признали, что схема японского соробана 4+1 является оптимальной.

Правила счета на Соробане

1. Сброс производится стряхиванием косточек вниз (легким ударом о стол), затем указательным пальцем проводят по верхним косточкам, отодвигая их от перегородки.

2. Откладывается первое слагаемое. Поразрядно набирается число, причем, все операции на соробане делаются слева — направо, т. е. сначала откладывается старший разряд, и по порядку до младшего. Повторим что «стоимость» каждой из нижних косточек — 1, каждой верхней — 5.

3. Поразрядно, также слева- направо производим прибавление второго слагаемого. Прибавление интуитивно понятно, надо лишь помнить, что при переполнении разряда — добавляется 1 к старшему (слева) разряду.

Вычитание производится аналогично сложению, слева направо, но при нехватке косточек их занимают у старшего (слева ) разряда.

Хотите узнать как это работает?

Группа активистов из Кабардино-Балкарии создали электронный вариант счет Соробан. Пройдя по ссылке, можно испробовать технику работы загадочных японских счет.

Школа устного счета Соробан в Днепропетровске

Школа для детей 4-11 лет для обучения устному счету. В результате ребенок может в уме складывать и умножать многозначные числа.
Один из главных вопросов, которым задается практически любой человек , впервые слыша о данной системе: «А зачем моему ребенку так считать?»
Конечно, приятно похвастаться необычными умениями перед друзьями. Конечно, за всю последующую долгую жизнь мастера соробан ни кто не обсчитает – и не нужно будет проверять подозрительно большой счет за обед в ресторане. Это все мило и даже полезно – но стоит ли оно таких трудозатрат. На что позвольте привести аллегорию – мы каждый день пользуемся автомобилями, автобусами и другим транспортом. И ни кто в наше время не совершает путешествия исключительно пешком (туристы и альпинисты тоже едут к начальной точке маршрута). Но ведь ни кто не отрицает пользу, которую дает бег по утрам.

Читайте также:  Все полезное для организма и его профилактика

Представьте себе, что вам понадобится точно, на бумаге, описать внешность человека. Машине (фотоаппарату) для этого нужен 1 мегабайт памяти или человеческим языком 1 миллион слов и чисел. А мы с этим справляемся за 1 секунду. Почему так происходит?

Очевидно что запомнить ни за секунду ни за год 1 миллион слов человек не в состоянии. Но разве это означает что мы не можем запоминить лицо человека?. Разгадка в методе запоминания. Образами ведает правое полушарие и так его работать научили миллионы лет эволюции. Это знание нам передается с рождения. А цифрами ведает левое полушарие. И это знание нам передает школа. Так почему же не найти метод при котором наше быстрое правое полушарие научится оперировать точными данными. У нас в голове суперкомпьютер, но мы им не пользуемся.

Наша задача состоит в том чтобы переучить наши полушария. Заставить их работать слаженно и одновременно. Настроить наш мозг непривычным способом. Но возможно ли это?

Можно ли научиться свободно говорить по китайски за 2 года? А один миллиард китайцев справились с этим не напрягаясь.

Мы подошли к ключевому вопросу — возрасту ученика. К сожалению взрослого человека научить этой технологии практически невозможно. И чем раньше начать обучение тем лучше. Единственное что нужно ему уметь это считать до 10. Самый оптимальный возраст от 4 до 7 лет. Верхний предел 11 лет.
Источник

Источник

Что такое Соробан и почему он необходим Вашему ребёнку?

$show_meta = false; ?>

2015-18841

Человеческий мозг намного мощнее любого вычислительного прибора, имеет  уникальную способность изменять, реорганизовывать и совершенствовать себя. Но, попробуйте быстро решить пример 586+878-329+784-245+458. Без калькулятора или листика с ручкой. Согласитесь, сложно сделать такие вычисления за пару секунд.

Учёные давно говорят, что мы используем только маленькую часть наших умственных способностей. Помимо этого, мы знаем, что левое и правое полушария мозга имеют разные характеристики. Левое «техническое» работает с аналитическим подходом, в то время как правое «художественное» подходит более творчески и комплексно к любому делу.  Эти два полушария, которые функционируют во взаимодействии, также имеют огромный потенциал развития.  Современное образование больше направленно на развитие левого полушария, поэтому считается, что правым несколько пренебрегают.

Уникальная программа

Четыре года назад мы привезли в нашу страну программу ментальной арифметики, которая направлена на развитие обоих полушарий одновременно. Команда наших программистов и методистов усовершенствовала её, и дала новое направление в тренировках по этой методике. Мы разработали уникальную программу, с помощью современных технологий, мультимедийных, аудиовизуальных материалов, чтобы развить умственные навыки детей:

  • Повышение умственных способностей.
  • Исследование и развитие потенциала.
  • Улучшение памяти.
  • Повышение концентрации внимания.
  • Развитие и обогащение воображения.
  • Поднятие самооценки и уверенности в себе.

18754

Дети легче понимают число, если могут визуализировать объект. Наша программа обучения направлена на визуализацию движений косточек на счётах, соответствующих математическим действиям. Дети имеют конкретный, а не абстрактный смысл чисел и их взаимосвязь, отлично понимают десятки и состав числа, имея только один вариант его расположения с помощью косточек на счётах, что в обычной математике невозможно.

Возможность визуализировать объект во время работы над примером, полезна для ребенка не только в решении математических задач, но и для любого рода мыслительных процессов, особенно памяти и ассоциаций. Этот навык пойдет на пользу ребенку во многих аспектах его жизни, как в обучении, так и при отношениях в социуме.

Все дети любят играть, и мы приглашаем их поиграть. 

Наш темп тренировок, анимированные и интерактивные программы, интересная тетрадка – помогают детям в учёбе. Тренер с помощью специально подобранной методики, помогает детям развивать концентрацию и усидчивость. Регулярные и систематические упражнения на тренажёре помогают закрепить полученные навыки.  Наш курс разработан таким образом, что он стимулирует мозг с помощью зрения, слуха и прикосновения.

Тренировки показали, что дети, которые хорошо выполняют устные вычисления, активно используют правое полушарие мозга в синхронной работе с левым, тем самым расширяя возможности мозга. Они вычисляют быстро и точно, используя только свои умственные способности.

Тренировки проводятся сертифицированными и квалифицированными преподавателями, которые стремятся обеспечить интересное обучение.

Теги: Методика Соробан, советы родителям, Таланты детей

Источник

Соробан (Абакус, «счётная доска») – горизонтальные японские счёты, преимущественно используемые для обучения счёту в начальной школе. Применение соробана в обучении имеет ряд педагогических преимуществ перед другими способами счета, так как с их помощью числовые операции можно представлять в графическом виде, развивая при этом умение считать без использования записей.

ИСТОРИЯ СЧЁТОВ СОРОБАН

Экзотическое название «соробан» скрывает за собой изобретение, когда-то известное всему цивилизованному миру. Счётная доска из камня (металла, стекла) с выемками, в которые клали камешки, называлась Абак (или Абакус). Не опровергнутые историками ресурсы говорят о появлении абака в Месопотамии в III тысячелетии до нашей эры и в Древнем Риме с V века до н.э. Более достоверное доказательство – образец абака и чертёж, выполненный европейцем, – хранятся в Кабинете медалей Парижской национальной библиотеки и датируются 17 веком. О китайском варианте абака – Суаньпане ­– упоминается в национальной литературе в 190-м году. Китайцы превратили табличку в привычную рамку со стержнями и косточками. В «небесном» окошке размещалась не одна, а две косточки. В таком виде счёты прибыли в Японию с развитием мореплавания. Японцы убрали дополнительную небесную косточку, и назвали счёты соробаном (вычислительной доской).

Читайте также:  Полезные овощи для детей дошкольного возраста

Уже несколько веков соробан используется для обучения детей в странах Азии. В Европе в качестве помощника в обучении соробан появился только в XXI веке, а первые школы ментальной арифметики появились у нас совсем недавно. Тем не менее этот факт не уменьшает достоинств использования «счетной доски» в обучении и дает почву для новых исследований, посвященных этому удивительному методическому приему.

УСТРОЙСТВО СОРОБАНА

В этой вычислительной доске 13 (или больше) вертикальных спиц, поделенных поперёк. На каждой спице по 5 косточек. Снизу – 4 «земные», каждая равна единице, сверху – 1 «небесная», равная пяти. При помощи 5 косточек на спице отображают числа от 1 до 9. Считаются только костяшки, придвинутые к центру.

КАК СЧИТАТЬ НА СЧЕТАХ СОРОБАН

Для вычислений на счетах соробан косточки передвигают к центральной рамке большим и указательным пальцами обеих рук. Простыми действиями – сложением и вычитанием – можно овладеть интуитивно, умножение, деление и извлечение квадратного и кубического корня требуют знания определённых схем. Для развития дошкольников и младших школьников Японии, страны, где производят лучшую в мире технику, изучение счёта на деревянных счётах является обязательным.

Секрет соробана – в образном счёте, умении мгновенно, на глаз, определять количество косточек и тут же находить в своей памяти необходимый образ результата вычислений. Это позволяет в доли секунды оперировать сложными числами, и передвигая косточки, и двигая пальцами в воздухе, и орудуя соробаном в своей голове. Такое вычисление задействует обе половины головного мозга – ответственную за счёт и ответственную за воображение – поэтому происходит с такой скоростью. Это как печатать двумя руками вместо одного пальца.

ПОЛЬЗА СОРОБАНА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

На основе счёта с соробаном разработана педагогическая система развития — ментальная арифметика. Её цель – вовсе не быстрый счёт, хотя и он впечатляет. Это не просто развивающие занятия для детей, направленные на подготовку к школе, а действенная подготовка к жизни. Ментальная арифметика – программа развития умственных способностей ребёнка. Одновременное использование обоих полушарий мозга – «математического» и «творческого» — развивает их равномерно, помогает и то, что участвуют пальцы обеих рук. Вместо «технаря» или «гуманитария» ребёнок превращается в человека, использующего все возможности человеческого мозга, данные ему Богом или природой. Это все виды памяти, точность, быстрота и нестандартность мышления, воображение, наблюдательность, сосредоточенность, уверенность в своих силах.

Научиться ментальной арифметике без соробана невозможно, но, тем не менее, именно умение быстро и верно решать задачи без записи является основным направлением обучения. Задача педагога состоит не только в том, чтобы показать, как использовать соробан при счёте, но и научить ребенка абстрактному мышлению, раздвинуть границы его воображения и развить интерес к операциям с числами.

Обучение ментальной арифметике должно начинаться как можно раньше, желательно с 4 лет, как только ребёнок научится считать от 1 до 10. Чем старше становится человек, тем менее пластичен мозг и тем труднее ему превратить уже знакомые числа в зрительные образы косточек на счётах.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитый мозг справляется с любой проблемой намного быстрее и эффективнее, и в этом случае можно сказать без преувеличений, что ментальная арифметика – это гарантированный путь к успеху в любом будущем начинании.

Источник