Состояние полезных ископаемых на 2016 год
Охрана природы
Создан институт общественных инспекторов по охране окружающей среды, позволяющий гражданам оказывать содействие на добровольной и безвозмездной основе органам государственного экологического надзора, в том числе путём фиксации с помощью фото- и видеосъёмки правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования и направления соответствующих материалов в органы государственного надзора (Федеральный закон от 03.07.2016 №353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зелёных поясов»).
Особо охраняемые природные территории
В 2016 году в России создана 1 новая особо охраняемая природная территория (ООПТ) федерального значения – национальный парк «Кисловодский» (Ставропольский край).
Более чем на 7 млн га расширена площадь национального парка «Русская Арктика», ставшего самой большой по площади ООПТ России (8,7 млн га).
4 государственных природных заказника федерального значения преобразованы в государственные природные заказники регионального значения.
Осуществлён перевод в земли особо охраняемых территорий и объектов: земель лесного фонда, на которых создан национальный парк «Онежское Поморье»; земель обороны, на которых создан кластерный участок «Предуральская степь» заповедника «Оренбургский».
В 2016 году состоялось открытие визит-центра Байкальского биосферного заповедника, визит-центра в заповеднике «Пасвик», музея нематериального наследия «В начале было слово» Кенозерского национального парка, водно-сухопутной экологической тропы в Астраханском биосферном заповеднике и других объектов. Продолжает развиваться морской круизный туризм в российском секторе Арктики и на Дальнем Востоке.
Подписано соглашение о взаимодействии России и Казахстана по сохранению экосистемы реки Урал. Соглашение направлено на улучшение экологической ситуации уникального природного объекта – реки Урал, учитывая острую необходимость сохранения и восстановления экосистемы бассейна реки.
Соглашение включает меры по сокращению негативного воздействия на экосистему Урала при возникновении ЧС, а также по развитию единой с Казахстаном сети особо охраняемых природных территорий в бассейне реки.
Эти меры позволят активизировать сотрудничество двух стран в целях сокращения сбросов загрязняющих веществ в реку, проводить дноочистительные работы и экологический мониторинг состояния реки Урал.
Россия и Китай впервые провели обмен фото- и видеоданными, что позволило оценить общую численность популяции леопардов в 80 особей.
Продолжается российско-китайский проект по изучению трансграничных передвижений амурского тигра и дальневосточного леопарда Neaspek. Создаётся единая фотобаза и база ДНК тигров и леопардов.
Активизируется сотрудничество на приграничных особо охраняемых природных территориях России («Большехехцирский», «Бастак», национальный парк «Земля леопарда») и Китая («Бачадао», «Саньцзян», «Хунхэ», «Хуньчунь», «Ванцин»), а также по заповеднику «Озеро Ханка».
Лесной комплекс
Лесное законодательство дополнено нормами, регулирующими вопросы обеспечения пожарной безопасности территорий, использования федерального фонда семян лесных растений, лесовосстановления, осуществления охотничьей деятельности в лесах и др.
Созданы правовые основы для установления особого правового режима территорий мегаполисов, имеющих повышенную плотность населения, путём обеспечения сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций защитных лесов, в том числе установлен запрет на изменение границ лесопаркового зелёного пояса, которое может привести к уменьшению его площади (Федеральный закон от 03.07.2016 №353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зелёных поясов»).
Экологическая безопасность
На законодательном уровне закреплены понятия «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде», регламентирован порядок выявления данных объектов и порядок ликвидации накопленного вреда, что позволит обеспечить возвращение в хозяйственный оборот рекультивированных земель, исключение негативного влияния на окружающую среду и население ликвидированных источников загрязнений (Федеральный закон от 03.07.2016 №254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Управление природными ресурсами. Недропользование
В 2016 году по результатам геолого-разведочных работ за счёт средств федерального бюджета локализовано 6,3 млрд т в нефтяном эквиваленте (т н.э.) прогнозных ресурсов углеводородов по категории D1.
Ожидаемый прирост запасов жидких углеводородов (нефть+конденсат) составил 575 млн т, свободного газа – 702 млрд куб. м. При этом уровень добычи этих полезных ископаемых составил в 2016 году соответственно 535 млн т и 572 млрд куб. м.
Недропользователями за счёт собственных средств открыто 40 месторождений углеводородного сырья (далее – УВС).
Наиболее крупные – нефтяное Нерцетинское (Ненецкий автономный округ) с извлекаемыми запасами нефти 17,4 млн т; нефтегазоконденсатное Верхнеичерское (Иркутская область) с извлекаемыми запасами нефти 11,4 млн т, газа – 52,6 млрд куб. м.
В 2016 году за счёт собственных средств недропользователей впервые поставлены на государственный баланс 82 месторождения полезных ископаемых, из них 31 месторождение углей и неметаллических полезных ископаемых, а также 29 мелких россыпных месторождений золота.
Обеспечено простое воспроизводство запасов по: углям, хрому, олову, свинцу, сурьме, цинку. Прирост запасов превзошёл добычу более чем в 2 раза по серебру, более чем в 3 раза по никелю и золоту, более чем в 8 раз по калийным солям и тугоплавким глинам.
К наиболее значимым открытиям относится Серовское комплексное железорудное месторождение в Свердловской области с запасами железных руд 142 млн т, хрома – 6,9 млн т, никеля – 739 тыс. т, кобальта – 82 тыс. т.
В 2016 году выдано 785 лицензий на право пользования недрами, в том числе – 98 на УВС, 687 – на твёрдые полезные ископаемые (ТПИ) (включая 429 лицензий, выданных по заявительному принципу).
По состоянию на 01.01.2017 в федеральный бюджет от аукционов и конкурсов поступило 54,8 млрд рублей, или 105,5% от годового прогнозного задания, в том числе разовые платежи по углеводородному сырью составили 48,4 млрд рублей, по твёрдым полезным ископаемым – 5,5 млрд рублей, по минеральной воде и лечебной грязи – 13,8 млн рублей.
Благодаря установленному Минприроды России заявительному принципу предоставления права пользования участками недр, содержащими твёрдые полезные ископаемые, по итогам 2016 года выдано 429 лицензий, что на 44% больше, чем в 2015 году. По состоянию на начало 2017 года прошли экспертизу и утверждены 289 проектов на геологическое изучение недр. Планируемый пользователями недр в соответствии с утверждённой проектной документацией объём инвестиций на участках недр составляет более 28 млрд рублей.
Действие заявительного принципа распространено на участки недр, содержащие углеводородное сырьё. Также расширена область применения заявительного принципа за счёт участков недр с прогнозными ресурсами категорий Р1 и Р2 (для федеральных геологических компаний).
В 2016 году была завершена начатая в 2015 году в соответствии с поручениями Президента России и поручением Правительства России актуализация лицензий на право пользования недрами.
По состоянию на 31.12.2016, нарастающим итогом с 2015 года, актуализировано 5326 лицензий: на пользование участками недр по УВС – 2810 и 2516 – по ТПИ. В том числе в 2016 году актуализировано 3813 лицензий, из них 1808 на УВС и 2005 на ТПИ.
Результаты разовой актуализации лицензий вызвали ряд позитивных изменений в сфере недропользования:
- объём обязательств, подлежащих исполнению в рамках актуализированных лицензий, вырос на 20–25%;
- возросла реалистичность планирования геолого-разведочных работ, что позволило стабилизировать уровень финансирования геолого-разведочных работ за счёт собственных средств недропользователей за последние 3 года (ТПИ – на уровне 36–37 млрд рублей в год, УВС – 270–300 млрд рублей в год);
- до 40% увеличились темпы погашения задолженности по сдаче геологических отчётов, что являлось одним из основных критериев проведения разовой актуализации.
Источник
Министерство природных ресурсов
Русский
English
ВХОД
26 сентября 2018
О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации
Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2016 и 2017 годах»
Файл:
Загрузить
Возврат к списку
Источник
Нефть и газ увеличили свой вес в налоговых поступлениях
Добыча полезных ископаемых обеспечила более 40% прироста налоговых поступлений в консолидированный бюджет России за прошлый год, следует из данных ФНС. Слабее всего бюджет пополняли строительство и операции с недвижимостью
Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
Добывающий сектор в 2017 году стал драйвером наполнения консолидированного бюджета России, роль сырьевого сектора в налоговых поступлениях возросла, следует из соответствующей отчетности ФНС по видам экономической деятельности на 1 января 2018 года (есть у РБК).
В прошлом году отрасль добычи полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, металлические руды и т.д.) обеспечила 29,2% налоговых доходов консолидированного бюджета (федеральный бюджет плюс региональные и местные бюджеты), а годом ранее — 26,5% (см. инфографику). В общей сумме прироста налоговых поступлений (2,8 трлн руб.) более 40% пришлось на увеличение сборов по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Нефтяные цены решают
Согласно данным ФНС, поступления по статье «Добыча полезных ископаемых» выросли в 2017 году на 32%, до 5 трлн руб. «Доминируют в этом приросте сборы по НДПИ, вызванные ростом средних нефтяных цен на 25% за год при укреплении рубля на 15% и малом росте физических объемов добычи», — отмечает эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.
В том числе поступления налогов от добычи нефти и газа выросли на 50%, до 4,6 трлн руб. Власти в прошлом году продолжили бюджетный маневр, выражающийся в постепенной отмене экспортной пошлины в обмен на рост ставок НДПИ. При этом динамика экспорта и добычи сырой нефти несильно изменилась в сравнении с 2016 годом. По данным Минэнерго, экспорт составил 256,9 млн т (+6% к 2016 году), а добыча — 546,7 млн т (–0,2%).
Основной вклад в динамику нефтегазовых доходов внес рост цен на нефть Urals, говорит заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Сергей Белев. «Курс доллара не прореагировал на изменение цены на нефть из-за политики Минфина, направленной на увеличение валютных резервов. В результате фактическая рублевая ставка по НДПИ в среднем составила в 2017 году более 7,8 тыс. руб. за тонну нефти, в то время как в 2016 году она в среднем была чуть более 3 тыс. руб.», — отмечает эксперт.
Добывающий сектор был драйвером не только налоговых доходов, но и вообще деловой активности в промышленности, считает Куликов. «Металлурги хорошо себя чувствовали также в связи с ростом мировых цен, который в свою очередь был связан с реальными ограничениями производства в Китае. У энергетиков прирост налоговых платежей также связан с завершением программы договоров на поставку мощности (ДПМ) и соответствующим ростом прибыли», — отмечает он.
Фото: Егор Алеев / ТАСС
Законодательные меры
Еще одним фактором, оказавшим влияние на рост поступлений 2017 года, стал временный запрет для налогоплательщиков в полной мере засчитывать убыток прошлых лет при исчислении налоговой базы: с 2016 по 2020 год в Налоговом кодексе действует поправка, в соответствии с которой база по налогу на прибыль не может быть уменьшена более чем на 50% за счет накопленных убытков.
«С учетом того что прошлые годы были отмечены проблемами с финансовыми результатами у предприятий, а в последние годы доля убыточных организаций снижается (с пиковых 33% в 2014 году до 28%, по предварительным данным Росстата за первые 11 месяцев 2017 года), эта мера позволила не допустить снижения налоговой базы в 2017 году», — считает Белев. Как писал ранее РБК, в 2017 году регионам удалось собрать с компаний на 248 млрд руб. больше по налогу на прибыль, в том числе благодаря временному ограничению переноса убытков прошлых лет.
Логично, что основной прирост поступлений от налога на прибыль произошел как раз в отраслях с большим уровнем конкуренции, где организациям приходится существовать с меньшей рентабельностью, отмечает Белев. «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, а также сфера услуг дали от 20 до 50% прироста поступлений по налогу на прибыль в реальном выражении», — говорит он.
Налог на прибыль в секторе обрабатывающих производств принес 605 млрд руб. в консолидированный бюджет — на 15% больше, чем годом ранее. А с отрасли оптовой и розничной торговли, включая ремонт автомобилей, по налогу на прибыль удалось собрать 620,5 млрд руб. — прирост на 29%.
Динамика поступлений от обрабатывающей отрасли по большей части обусловлена именно ограничением на вычет убытков из налоговой базы, говорит Куликов. Кроме того, металлургия «на 90% выбилась за счет хорошей конъюнктуры, а рост сборов выше среднего от производства пищевых и табачных продуктов был обусловлен отчасти действующими контрсанкциями», считает эксперт.
В целом налоговые доходы от оптовой и розничной торговли выросли на 15,5%, до 1,84 трлн руб., от финансово-страхового сектора — на 11,7%, до 927 млрд руб. Увеличение поступлений от торговли было обусловлено в большей степени оптовой составляющей, считает Куликов. Розница, говорит он, все еще была в подавленном состоянии: «Несмотря на оживление кредитования, базовая динамика по доходам населения еще была явно в депрессивном состоянии».
Недвижимость отстает
Слабую динамику относительно среднего прироста продемонстрировали секторы, связанные с госуправлением (+6,3%), что, вероятно, связано с консолидацией бюджетов, считает Куликов. В таком же положении находятся сектора инвестиционного спроса — строительство (+3%) и операции с недвижимостью, которые, по словам эксперта, более волатильны и могут пребывать в подавленном состоянии после рецессии.
Операции с недвижимым имуществом принесли бюджетам 503 млрд руб. налогов — номинально в три раза меньше, чем по той же строке в 2016 году (1,6 трлн руб.). Но, скорее всего, эти данные напрямую сопоставлять нельзя: дело в том, что с 2017 года ФНС перешла на новые классификаторы видов экономической деятельности ОКВЭД-2, в результате чего между отраслями произошла перегруппировка.
Например, если в статистике 2016 года выделялась базовая отрасль «Транспорт и связь», то теперь речь идет о двух базовых отраслях — «Транспортировка и хранение» и «Информация и связь». Аналогично сектор «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» разделился на два — один, связанный с электричеством, паром и газом, и второй, связанный с водоснабжением и утилизацией отходов.
Автор:
Екатерина Копалкина.
При участии:
Иван Ткачёв.
Источник