Советы нашего учителя всегда очень полезны
Мы сами решаем, как жить, и преуспеваем в том, куда вкладываем энергию и время. Но прислушиваясь к хорошим учителям и игнорируя плохих, мы можем добиться значительно большего.
Писательница Китиара Паско рассказала о своем учителе и о том, как он повлиял на ее жизнь.
Моя счастливая история
Когда я училась в школе, литературу преподавал учитель, который никак не вдохновлял. Он просто монотонно читал лекции и ни о чем не беспокоился. Проанализируйте это, напишите то, сдайте экзамен.
Затем к нам пришел новый преподаватель. Он был моложе, лет 25. И он очень любил литературу и язык. Он готов был ответить на любой вопрос по любому тексту, придумывал креативные упражнения, и так любил свой предмет, что его восхищение передавалось и всем остальным.
Он даже составил список литературы, которую стоит прочитать в свободное время, не для школы. Вы подумаете, что подростков сложно заставить открыть какую-то книгу даже для школы, не говоря уже о чтении ради удовольствия. Но почти весь класс пришел домой и попросил родителей купить им те же книги.
Он не учил нас анализировать тексты и персонажей. Он привил нам любовь к чтению.
И благодаря ему я очень много читала; причем читала книги, которые тинейджерам вряд ли посоветовали бы прочитать. Он говорил нам, что у книг нет границ и все они могут нас чему-то научить – хотя бы правописанию.
Мои знания литературы и языка сильно улучшились. Он научил нас игнорировать правила, сдерживающие креативность, и разрабатывать свой стиль. За эти два года я узнала больше, чем за все время в университете. Я не думаю, что стала бы писателем без него.
Он слушал нас, смеялся с нами и помог нам воспринимать литературу не как что-то сложное, а как нечто приятное и полезное. И мне очень повезло, что он устроился в нашу школу и взял наш класс.
Фото: Unsplash
Образование – минное поле
Мне повезло. Я ходила в обычную школу, в которой преподавал замечательный учитель. Мои родители подталкивали меня к чтению. Меня особо не отвлекал интернет, и все, что я могла делать на телефоне – звонить, писать смс и играть в змейку. Удача была на моей стороне.
Но это не всегда так для остальных. Некоторые ходят в дорогие школы, где преподают учителя, которые мечтают только о том, чтобы этот день закончился. У них нет никаких целей, кроме как «не завалить экзамен».
Некоторым моим друзьям не повезло с учителями. Им говорили, что высшее образование – не для них. Их не подталкивали, только подавляли. Они усердно прокладывали свой путь в жизнь.
Очень легко говорить людям, что они могут делать все, что угодно. Мы сами управляем своей судьбой. Но мы всегда забываем, что добились успеха не самостоятельно.
Я добилась этого не одна. Да, я много работала, но это была не одна я. Мне помог библиотекарь, который находил мне интересные книги, когда я была ребенком. Помог учитель английского, который хвалил мои дурацкие истории, мой учитель актерского мастерства, который позволял мне писать пьесы и играть их.
Образование – это минное поле, на котором большинству не везет. И это стоит помнить. Не стоит говорить людям: «Я смог это сделать, и ты сможешь». Вместо этого помогите им учиться, как когда-то помогли вам.
Источник.
Материалы по теме:
Послание обычным выпускникам, не окончившим школу с отличием
Знакомьтесь: школа, где нет классных комнат, уроков и учебной программы
Как вести переговоры с детьми
В чем ошибаются родители молодого предпринимателя и как с этим справляться обеим сторонам
Источник
Когда молодой учитель, защитив диплом, впервые заходит в класс, он очень нервничает и хочет провести самый лучший урок. Иногда для этого стоит обратиться за помощью к более опытным коллегам. Наш блогер, учительница с 20-летним стажем Елена Смит, делится профессиональными советами с начинающими педагогами.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Я всегда очень радуюсь, когда в школу приходят молодые учителя. Чаще всего это те люди, которые мечтают работать с детьми, несмотря ни на какие сложности. Вопреки частому мнению, что учительство — это бесконечные проблемы, нервы, безденежье, бумажная работа и рутина. Их очень мало, и с каждым годом становится всё меньше.
Я знаю это, потому что вижу: выпускники не рассматривают школу как место дальнейшего трудоустройства. Они думают, что работа учителя бесперспективна. Но это не так!
Я работаю в школе более 20 лет и знаю, как менялась школа на протяжении этого времени. Я до сих пор считаю, что учитель — самая интересная, увлекательная, творческая и благодарная профессия. Здесь ты каждый день учишься новому, ведь без этого невозможно преподавать современным детям. Твои коллеги и ученики — это океан мыслей и чувств, и от тебя зависит, на какой волне пройдёт урок и твой день.
Это профессия, где ты можешь полностью реализовать свой творческий потенциал: можешь быть художником (рисуй и создавай шедевры для наглядной презентации знаний), поэтом (пиши стихи коллегам на дни рождения), актёром (перевоплощайся на уроке), дизайнером (оформляй класс вместе с учениками), кондитером (приготовь что-то вкусное с детьми), организатором (придумай квест, викторину или внеклассное мероприятие), путешественником (соберись с ребятами в поездку по России и за границу), блогером (расскажи о своей работе), писателем (напиши книгу или пособие).
Фактически это профессия, которая открывает перед тобой целый мир возможностей. Именно это я хочу объяснить будущим учителям. Тот факт, что с возможностями придут и трудности, не должен останавливать. Если 1 сентября вы переступите порог школы в качестве учителя первый раз, то вот несколько советов, которые вам помогут.
- Всегда пишите план урока, даже когда у вас есть книга для учителя, в которой всё перечислено. Каждый класс уникален, каждый урок неповторим.
- Обязательно составьте план посещений чужих уроков на месяц вперёд: один-два раза в неделю ходите на уроки более опытных коллег, конспектируйте, задавайте вопросы.
- К вам обязательно придут представители администрации. Этого не нужно бояться. Но и не нужно ждать, что завуч будет делать комплименты вашему мастерству: скорее всего, вас будут критиковать и давать советы. Внимательно всё послушайте, запишите, проанализируйте. С чем-то вы согласитесь, с чем-то нет, но в любом случае помните: мы профессионально растём, когда нас критикуют, а не хвалят.
- Читайте книги, методические материалы, форумы для учителей. Образование и педагогические приёмы не стоят на месте.
- На уроке давайте чёткие инструкции, проверяйте, поняли ли их дети.
- Не оставляйте детей во время урока одних даже на минуту. Если кто-то плохо себя ведёт, не выгоняйте с урока. Помните, что вы несёте ответственность за жизнь и здоровье детей.
- Если вы задали на прошлом уроке домашнее задание, обязательно его проверьте. Поставьте отметку и напишите комментарий — чётко, красной ручкой. Можно выбрать и другой цвет, но он всегда должен быть один, из урока в урок. Это называется «единый орфографический режим».
- Не кричите на детей! От этого они не станут понимать или слушать вас лучше. Дети учатся у того, кого любят и уважают, для этого вы должны быть мудрым, добрым человеком с чувством юмора.
- Дайте детям время и возможность для творчества, радости и удивления. С этого должен начинаться и этим заканчиваться каждый урок.
- Дайте время и для усердного труда, он доставляет детям такое же удовольствие. Чем быстрее темп на уроке, чем больше ученики успели сделать важного, значимого, нового, тем больше радости они испытают от результатов работы.
- После того как провели урок, посмотрите, оставляете ли вы кабинет в таком же порядке, в каком он был до урока.
- Не расстраивайтесь, если что-то пошло не так, как вы ожидали. Подумайте, что можно в следующий раз сделать по-другому.
- Преподавание — это искусство, настройтесь на то, что его нужно будет постоянно совершенствовать.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (YAKOBCHUK VIACHESLAV)
Источник
1. Учить — и никаких гвоздей!
До полноценного преподавания в школе начинающий педагог сталкивается с детьми только во время университетской практики. Но одно дело преподавать детям, когда в классе присутствует их педагог, и совершенно другое — учить самостоятельно.
Для начала нужно определить для себя манеру поведения. Каким педагогом вы хотите быть? Учитывайте при этом своё реальное поведение. Нельзя улыбаться детям на перемене, а со звонком на урок становиться Медузой Горгоной. Вас немедленно раскусят.
Не нужно бояться детей — отводить взгляд, лепетать что-то под нос. Возьмите себя в руки, выпрямитесь, произносите слова чётко, помните про визуальный контакт. Если ученики почувствуют ваш страх, то построить отношения с ними в дальнейшем будет непросто.
2. Преступление и наказание
Выбрав определённое поведение с детьми, кратко «обрисуйте» школьникам причинно-следственные связи их плохого поведения или нежелания учиться. Например, если ученик болтает на уроке, мешает остальным, то вначале он получит лишь устное предупреждение. Три подобных замечания — дневник на стол. Ещё один проступок — запись для родителей в дневнике.
По такому принципу можно построить «условия» получения двоек, пересдач и т.п. Если меры наказания будут озвучены заранее, то и возмущений среди учеников не будет. Когда ученик решится хулиганить, он будет в полной мере осознавать, на что идёт.
3. Всегда на связи
Не будьте для своих учеников Цербером. Специально обговаривать нужно не только меры наказания, но и различные «плюшки». Объявите удобное вам время для всевозможных пересдач, а также для пояснения непонятных тем. Часто учащимся бывают непонятны некоторые моменты на уроке, но они стесняются об этом сказать. В семье тоже не всегда есть человек, способный объяснить трудную тему. В итоге неусвоенные материалы копятся, как снежный ком, который со временем почти невозможно разгрести. Уведомите учеников, что к вам можно обращаться во внеурочное время за разъяснениями, и выполняйте свои обещания.
4. Право на ошибку
Часто способные и дерзкие ученики следят за деятельностью нового преподавателя лишь для того, чтоб подловить последнего. Цель — заметить ошибку, неточность, указать на неё перед всем классом, дабы унизить педагога.
В подобных случаях всегда стоит помнить, что все мы ошибаемся. Что-то из школьной программы вполне может вылететь у вас из головы. Или банальная описка может подвести всю формулу. Не стоит нервничать и обижаться на весь класс. Дайте ребёнку высказать своё мнение, попросив, однако, привести аргументы. Спокойный диалог, основанный на примерах и чёткой аргументации, позволит ученику почувствовать себя на равных. У дерзкого ребёнка пропадёт желание вас «подлавливать» без причины, а внимательному ученику будет приятно поправить ошибку и получить одобрение.
А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя
Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!
Купить
5. Доброе слово и кошке приятно
Будьте справедливы и проявляйте уважение. Не кричите на учеников, не шутите над ними, не обижайте и не дразните, не приказывайте. «Волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста» и здесь сослужат службу.
Дать возможность детям почувствовать себя на равных, суметь войти в их положение и объяснять мотивы вашего поведения — залог успешных отношений с учащимися. Например, не кричать с требованием «закрыть всем рты», а объяснить, что у вас мигрень и попросить вести себя потише. Дети — тоже люди, вот в чём секрет.
6. Не «по понятиям»
Однако тут важно соблюсти грань: доброе отношение и неформальное общение. Второй вариант между учителем и учеником не уместен.
Часто, начиная работать в школе сразу после окончания университета, молодой преподаватель чувствует небольшую возрастную разницу между собой и учениками (особенно старших классов). Хочется общаться с учениками «современно», употребляя сленговые слова, шутки и прочее. Кажется, так будет гораздо проще установить дружеские отношения, дети начнут вас любить и слушать, и вот уже премия «Учитель года» начинает маячить на горизонте.
В реальности же ваши слова и действия могут быть превратно истолкованы, а также переданы родителям и администрации. К тому же слишком «расслабившихся» учеников будет очень сложно заставить вновь вдумчиво относиться к вашим занятиям. Важно придерживаться некой золотой середины: не отталкивать школьников, но и не слишком сближаться с ними.
Ещё по теме:
- Конфликт между учителем и учеником: кто прав?
- Ребенок отбился от рук. Что делать?
- Наставничество в школе: работа с подростками
- Как дисциплинировать ребенка?
7. Почувствуйте себя архивариусом
Многие преподаватели гораздо больше любили бы свою профессию, если бы не «бумажная волокита». Нужно не только провести урок и проверить тетради, но и заполнить классный журнал и электронный дневник. Кажется, что это пустая трата времени, однако в некоторых случаях выполнение столь скучной работы поможет сберечь ваши нервы.
Не отдавайте на руки детям проверенные самостоятельные, контрольные и лабораторные работы. Огласите итоги, позвольте ознакомиться, но проверенные задания отдавайте родителям на собрании. Таким образом, в случае обращения к вам истеричной родительницы, не понимающей, почему у её сына выходит двойка в четверти, вы сможете всё спокойно объяснить и показать. Нередко школьники прячут от семьи свои неудачные работы, ведут несколько дневников, лгут об успеваемости. Ваши подробные записи, отражение происходящего в электронном журнале спасут ситуацию в случае конфликта.
8. Время вести дневник
И ещё раз по поводу дневников. Лучше всего работать не только со школьными журналами и дневниками учеников, но и со своим/своими. Вам придётся делать много заметок не только о текущих занятиях, но и о различных встречах, экскурсиях, совещаниях, педсоветах и прочем. Эффективнее всего будет завести два дневника и разделить заметки: в одном отмечать только учебные моменты, в другом записывать данные о мероприятиях и т.п. В данном случае не стоит надеяться на свою память — информации будет слишком много, лучше всё зафиксировать на бумаге.
Разгрузить ваши бумажные записи помогут различные интернет-ресурсы для педагогов. С их помощью можно получить готовую презентацию, план урока, полезные советы. Некоторые сайты, например сервис LECTA, предлагают подготовку к урокам и ВПР, проверку заданий и посещение курсов. Используйте современные технологии, чтобы оставить больше времени для себя.
9. Добрый совет дороже денег
Внимайте советам и замечаниям администрации. Часто ваши уроки будут посещать, особенно поначалу. И, порой, замечания будут неприятные. Старайтесь отделить реальный совет от устаревшего, невзирая на тон самого замечания.
Администрация может дать дельный совет по поводу ведения занятий, правда в резкой форме — подобным часто грешат и преподавательские коллективы, и дирекция школы. Но комментарий этот может вам действительно помочь — так что прочь эмоции, слушайте замечания и подстраивайте сказанное под себя.
10. «С ремеслом спеши дружить — в коллективе легче жить»
Будучи частью школьного коллектива, вам так или иначе придётся общаться с другими учителями. Не всегда атмосфера педагогического коллектива бывает приятной, но не стоит сторониться коллег. Будьте открыты и дружелюбны. По возможности выберите себе наставника — человека, который мог бы вам помогать на первых порах. Разобраться с календарно-тематическим планированием, объяснить основные ошибки, рассказать про тонкости профессии — с этим и многим другим сможет помочь друг-коллега.
Рассматривая советы, нетрудно заметить, что в их основе лежат простые истины: быть открытым, аккуратным, справедливым, не бояться того, что делаешь. Такие «правила» помогут избежать некоторых проблем в будущем и сработают в любой профессии, а особенно в педагогической сфере.
#ADVERTISING_INSERT#
Источник
Не являюсь экспертом в области организации дистанционного образования (а кто является?), но пару советов уже могу сформулировать на основе получившегося опыта: родителям и учителям. Надеюсь, все вместе подумаем, задумаемся и получим пользу от моих слов.
Почему нет советов ученикам? тут все понятно — больше усердия, меньше лени. Это общий совет любому ученику в любое время.
В стане учительском недопонимание, непонимание и паника; в стане родительском ситуация похожая, иногда доходящая до истерии.
Начну с того, что объясню свою точку зрения. Мы занимаемся сейчас исключительно дистанционным обучением. Про образование речи не идет, ведь воспитанием мы заниматься совсем не имеем возможности, а оно включено в понятие «Образование» (подробно писал об этом здесь).
Худо-бедно обучим, с нервами, но сделаем то, что от нас требуется. Глобально если посмотреть, для учителей сейчас серьезное испытание объявлено, учитывая абсолютно разный уровень IT-подготовки и специфику предмета (об этом здесь писал). В чем опасность для учительской общественности? Читайте вот здесь.
Учителям хочется посоветовать вот что:
- Необъятное не объять. Начинать нужно с малого. Все в один день не делается. Чаще отдыхайте, делайте физкульт-минутки, особенно для глаз, берегите спину и шею (остеохондроз вероятен, общая усталость обеспечена). Не стоит это дистанционное обучение нашего с вами здоровья.
- Скорректируйте рабочие программы. Нас никто не обязывает выдать все, что написано в тематическом планировании на оставшиеся дни до конца года. Дать только основное, без воды и лишних ФГОСовских «выпендрежей» — это по нашим силам. Никто нас не осудит, вот увидите: да и зачем давать много — половину половина ребят вообще не сделает, придется плохие оценки ставить, а это кому надо?
- Жалейте родителей, а иногда учеников. Родители сейчас в очень непростой ситуации: им и денег надо заработать на пропитание, да еще и за своим чадом следить, чтобы учился (мотивации не у всех хватит для этого). Давать поменьше требований. По санпинам очень малое количество времени можно в день у компьютера сидеть. Много задали — много надо сделать, глаза будут испорчены, здоровье опять же, осанка и общее самочувствие «пойдут вниз».
- Не парьтесь! Если что-то пошло не так (конференция не удалась, залез к вам кто-то «левый», что-то не включается, зависло, не получается оформить красиво, Вася из 5 «г» не делает ничего, в любом случае, не надо принимать близко к сердцу. Опять же, здоровье дороже.
- Уделяйте больше времени семье. Дистанционка закончится, вирус будет побежден, а качества дистанционки все равно нигде не будет достигнуто. Семья дороже, да и здоровье наше. Я к тому, что учителя — люди ответственные, «с головой уходят» в работу в подобных ситуациях, забывая о себе и семье. Не стоит это того.
Пара советов родителям
Вот в этой статье я сильно жалел родителей. Помочь, правда не можем вам, такая уж ситуация, но и вы можете выйти победителем в этой ситуации. И не опускать руки (об этом здесь писал), ведь все пройдет, а семья останется: что важнее — семья или учеба
- Детей своих не жалейте. Дистанционное обучение — это современное обучение, интуитивно понятное современному поколению. Они (дети наши) могут сделать все, лишь бы захотели (лень нужно выбить, что, я понимаю, сделать сложно иногда). Да, будут и неинтересные задания и уроки (это всегда было и будет), да, будет сложно, но дети могут это сделать, причем (теоретически) без вашего участия
- Чередуйте виды деятельности. Дети не всегда понимают эти моменты. на уроках мы, учителя, меняем им работу. им дай волю — весь день за компьютером просидят. Физкульт-минутки, зарядки (для глаз и тела) — все это необходимо. иначе проблемы со здоровьем через неделю.
- Свежий воздух хоть и противопоказан (карантин же), но он нужен растущему организму. Пошлите ребенка в магазин или с собакой погулять. Заданий ответственные учителя накидывают много (по-моему, даже больше стало учебы, нежели чем раньше), поэтому можно с утра и до ночи сидеть и работать: вот в таком случае надо пожалеть ребенка.
- Не решайте за него проблемы и примеры. Учится ребенок, помочь — можно, сидеть за компьютером вместо него — не надо. Это очень вредно для воспитания (знаю, что такое есть у некоторых). Если написано задание — отправить на e-mail такой-то файл, то он сам должен отправить, и сам его сделать. Не знает как? Научите, но не делайте сами.
- Не волнуйтесь. Да, многие родители «на нервах» сейчас. Многие думают, что учителя ничего не делают, а спихнули на родителей всю работу. Это не так. Учителя сейчас работают в несколько раз больше. Но волноваться не стоит. Не получается что-то, не успеваете — значит не надо. 3 четверти же стоят оценки, эта четверть (4-я) не самая решающая, на годовую не сильно повлияет, да и многие учителя навстречу пойдут, раз нас сплотило общее несчастье в виде вируса этого
Победителями в этой ситуации выйти сложно. Учитель выйдет победителем, если его ученики будут обучены, а он научится учить дистанционно (на будущее большой «плюс»). Родители выйдут победителями, если справятся с нервами, найдут в себе силы помочь в сопровождении обучения их ребенка. Ученик выйдет победителем, если закончит эту четверть и год на 4-5 (ну а кто-то на «отлично»). желаю всем нам быть победителями!
Источник