Списание запасов полезных ископаемых с баланса

Списание запасов полезных ископаемых с баланса thumbnail

При проведении работ геологического содержания по изучению недр (поиски оценка, разведка) конечной целью является выявление полезных ископаемых, их всесторонняя качественная и количественная оценка, определение инвестиционной привлекательности и промышленной значимости и постановки их на государственный баланс по категории, зависящей от изученности месторождения.

Но существуют и обратные задачи.

Согласно приказу Минэкологии РФ №265 от 06 сентября 2012 года, списание осуществляется на основании:

  • заключений гос. экспертизы;
  • данных ежегодной отчетности добывающих организаций.

В инструкции РД 07-203-98 приведён перечень, при которых учтенные балансовые и забалансовые объемы подлежат списанию:

  • при добычи, с учетом потерь при разработки и транспортировки;
  • выявленные ресурсы утратили промышленное значение в связи с изменениями параметров кондиций;
  • не подтверждения запасов в процессе освоения горного отвода;
  • нецелесообразности к отработке, вследствие выявления усложнившихся технико-экономических условий;
  • оставления полезного ископаемого в предохранительных целиках под сооружения, здания, и другие объекты;
    Списание запасов полезных ископаемых при их добычи извлечения из недрПроизведём списание запасов при добычи извлечения из недр полезных ископаемых
  • исключения из категории балансовых и /или забалансовых при осуществлении ГКЗ или ТКЗ ревизии;
  • изъятия у недропользователя участка, при несоблюдении условий лицензии.

Рассмотрим, с какими вариантами, по запросам клиентов или гос. контрактам, нам приходилось сталкиваться:

1. Добыча полезного ископаемого

То есть списание естественным путём. Месторождение найдено, оценено и разведано, запасы по нему учтены. Счастливым победителем аукциона, обладателем лицензии с целью добычи, разработан и утвержден проект разработки. Началась выемка сырья. И вот каждый год недропользователь обязан информировать государство о движении объемов по своему горному отводу, заполняя форму N 5-гр «Сведения о состоянии и изменении …». По этому сценарию резервы, конечно, всегда двигаются в сторону уменьшения, и на основании этого документа каждый год происходит уменьшение балансовых объёмов на заранее оговоренную проектную величину.

2. Проведение государством ревизии

Второй путь проходят менее привлекательные, в силу разных причин, месторождения. Рождаются они, также проходя стадии поиска, оценки и возможно даже детальной разведки, также как и первому типу, государство выдает им паспорт, их ставят на баланс.

Проходит время и оказывается, что они никому не нужны, то ли в следствии высокой стоимости, то ли удаленности или не подходят качеством сырья. И вот стоит такая подземная кладовая на учёте, с клеймом «Нераспределённый фонд недр», стоит год, пять лет, двадцать.

В МПР решают навести порядок в своем хозяйстве, организовывают ревизию невостребованных «старичков». Тут-то и выясняется, что дневная поверхность этого долгожителя уже далеко не та, что была при рождении, то бишь при открытии. Сёйчас она изборождена морщинами линий электропередач, шрамами дорог асфальтовых и не очень, а у некоторых особо невезучих обнаружены язвы незаконных выработок от небольших «закопушек» до вполне взрослых карьеров или наросты коттеджных поселков.

Соответственно после прохождения рекогносцировочных маршрутов с детальным описанием изменений, замера их в натуре и переноса на план подсчета, делается пересчет. По результатам происходит списание части находящихся под застройкой или выбранным в ходе пиратских работ, а в особо тяжелых версиях – всей продуктивной залежи, и месторождение умирает, так и не распахнув свои недра для россиян.

Списание месторождений полезных ископаемыхСписание запасов при проведении государством ревизии

Первые два случая не особо интересны для нас, так как не приносят прибыли, первый потому что это хлеб горняков, второй потому что министерство или департамент редко и неохотно проводит ревизию, а если проводит, то под определенных ревизоров.

Поэтому обратимся к самым хорошим для нас случаям.

3. Не подтверждение запасов, в результате выявления новых данных о количестве, качестве и условиях их залегания

Третий путь “исчезновения” продуктивной толщи, связан с недобросовестностью наших конкурентов или самого недропользователя.

В момент рождения месторождения был совершен грубый подлог – запасы были неправильно оценены количественно, а чаще качественно. Произошло это из-за недостаточной квалификации или откровенной жадности геологов, при недостаточном контроле владельца лицензии:

  • выбрана неправильная методика разведки,
  • осуществлена нерациональная схема расположения скважин,
  • неверно проведено опробование керна скважин,
  • работы были выполнены только на бумаге, а информация взята из фондов или вообще из головы.

Причин, не подтверждения, может быть множество, но суть одна горняки на основании геологического отчета составили проект разработки, началась добыча, началась и закончилась, в связи с отсутствием продуктивной залежи.

Тот же вариант, но под руководством самого недропользователя, который сам знает, что, в каких количествах и какого качества лежит на его территории и заставляет бедных горных инженеров, без выполнения полевых и лабораторных испытаний перейти сразу к камеральной обработке материала.

При неподтверждении запасов делается их пересчет и выполняется сопоставление полученных результатов, руководствуясь методическими рекомендациями по сопоставлению данных разведки и отработки. Материалы сопоставления помещаются в специальном разделе отчета с подсчетом запасов, или оформляется в отдельный том и направляются на экспертизу.

4. Списание запасов для осуществления застройки площадей залегания полезных ископаемых

Списание запасов при застройке площадей их залеганияСписание запасов полезных ископаемых при застройке площадей их залегания

Последний путь, с которым нам приходилось сталкиваться. Организация решила построиться, пришла за заключением об отсутствии полезных ископаемых в Департамент по недропользованию, а тут оказывается под будущими поселками, торговыми и гостиничными комплексами, дворцами и т.д. находятся когда-то обнаруженные скромными геологами, возможно ещё советскими, толща минерального или рудного сырья.

В этом случае возможны различные альтернативы, вот лишь некоторые из причин, по которым можно провести списание под участком будущей постройки:

  • участок попадает на фланги и краевые части геологических блоков или захватывает только малую их часть, не рентабельную к разработке;
  • изменение геолого-гидрологических, экологических, и прочих условий, привлёкших к нецелесообразности освоения;
  • выявление новых зон охраны, в том числе природоохранных зон, вследствие ужесточения законодательства;
  • утраты промышленного значения.
Читайте также:  Полезные свойства красного корня для женщин

Всё зависит от степени изученности, категории, количестве, а также технико-экономических характеристик, как самой продуктивной толщи, так и территории её расположения.

Где то можно обойтись изучением архивных и опубликованных материалов в купе с проведением рекогносцировочного обследования территории, а где-то необходимо провести работы со всеми вытекающими: получения лицензии на геологическое изучение недр, составление проекта, бурения, опробования и т.д.

Для каждого конкретного участка (площади застройки) необходим свой индивидуальный подход. Только после изучения соответствующей информации можно, гарантировано судить о возможности списания с государственного баланса.

Списание запасов полезных ископаемыхСписание запасов полезных ископаемых с государственного баланса

Прежде чем предпринимать какие либо действия, необходимо проконсультироваться со специалистами.

Стоимость услуги:  консультация – бесплатно, остальное  – по обоюдной договоренности.

Ориентировочные сроки: составление документации  – от одного месяца

Источник

IV. Порядок и условия списания запасов полезных ископаемых с баланса запасов

28. Списанию с государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых и соответственно снятию их с учета недропользователей подлежат балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых (твердых, жидких и газообразных), в том числе балансовые геологические и извлекаемые запасы нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата и содержащихся в них полезных компонентов, имеющих промышленное значение, включая компоненты промышленных подземных, в том числе нефтяных и поверхностных вод:

— добытые (извлеченные из недр) и направленные потребителям и на переработку;

— потерянные при добыче, в том числе оставленные в недрах, извлеченные из недр, но направленные в породные отвалы, потерянные при транспортировке, погрузке, разгрузке на транспортных путях предприятия, в местах хранения в пределах границ горного отвода;

— утратившие промышленное значение вследствие несоответствия вновь установленным государственной экспертизой параметрам для подсчета запасов (кондициям, по нефти, газу, конденсату, битумам — коэффициенту извлечения), а также вследствие нецелесообразности отработки из-за выявившегося ухудшения экономической и экологической ситуации, изменения назначения использования земель, резкого усложнения геологических, гидрогеологических, инженерно — геологических и других природных условий и из-за угрозы жизни и здоровью людей, нанесения ущерба хозяйственным объектам или окружающей среде, в том числе находящимся в природоохранных зонах;

— не подтвердившиеся при разработке месторождения (участки, площади, залежи, горизонты и др.) и при последующих геолого — разведочных работах в результате получения новых данных о количестве, качестве и условиях залегания полезных ископаемых.

29. Списание добытых (извлеченных из недр) и потерянных при добыче балансовых (в том числе геологических и извлекаемых запасов нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата, битумов) и забалансовых запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов производится не реже одного раза в год на основании данных учетной геолого — маркшейдерской документации и форм государственного федерального статистического наблюдения N N 70-тп, 5-гр и 6-гр. Количественные изменения запасов за год в результате добычи и потерь при добыче полезных ископаемых в недрах подтверждаются актами технических комиссий предприятий — недропользователей, согласованными с территориальным органом горного надзора по всем основным и попутным компонентам, запасы которых учтены государственным балансом.

Списание потерянных в процессе добычи полезных ископаемых производится недропользователем ежегодно по согласованию с органами Госгортехнадзора России в установленном порядке.

Запасы полезных ископаемых, добытые из числа ранее не учтенных, но выявленных в течение отчетного года при геолого — разведочных работах и разработке месторождения, списываются после оформления их как прирост запасов или увеличение запасов по переоценке, если дополнительных работ не проводилось.

30. Списание добытых и потерянных в процессе добычи балансовых и забалансовых запасов твердых полезных ископаемых осуществляется недропользователем раздельно по каждой выемочной единице (блоку, лаве, уступу и т.п.) и отражается в формах федерального статистического наблюдения суммарно по соответствующим объектам учета (месторождению, участку, залежи, шахтному и карьерному полю и др.).

31. Списание балансовых запасов полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, из-за отсутствия потребителей может осуществляться ежегодно предприятием по добыче основного полезного ископаемого в объеме фактической отработки в соответствии с условиями лицензирования или на основании решения органа управления фондом недр, выдавшего лицензию на пользование недрами.

32. По разрабатываемым месторождениям списание с государственного и территориальных балансов, а также с учета недропользователя утративших промышленное значение балансовых запасов полезных ископаемых категорий А, В, С1 и запасов категории С2, разрешенных для проектирования и разработки, или перевод этих запасов в забалансовые по технико — экономическим и иным соображениям, равно как и списание запасов указанных категорий, не подтвердившихся в процессе последующих геолого — разведочных работ и разработки месторождения, осуществляется МПР России на основании заключения органов государственной экспертизы (ГКЗ, ЦКЗ, ТКЗ) согласно их полномочий и акта недропользователя на списание запасов, согласованного с соответствующим органом Госгортехнадзора России, при условии, если разовое или суммарное количество подлежащих списанию запасов не превышает 20% от запасов, переданных недропользователю.

Для рассмотрения вопроса о списании этих запасов или переводе их в забалансовые недропользователь направляет органу государственного горного надзора технико — экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности такого списания, подготовленное в соответствии с Инструкцией, утвержденной МПР России и Госгортехнадзором России.

33. Если разовое или суммарное количество балансовых запасов, списанных и представляемых к списанию по указанным в пункте 32 причинам превышает 20% от запасов, переданных недропользователю, то запасы по такому объекту подлежат пересчету в соответствии с требованиями Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов полезных ископаемых с анализом и оценкой причин, обусловивших утрату промышленного значения или повлекших неподтверждение запасов (геологических, горнотехнических, гидрогеологических, технологических, экологических, экономических и др.), и представлению материалов этого пересчета с заключением органов Госгортехнадзора России на государственную экспертизу в установленном порядке.

Читайте также:  Еда для почек полезно или нет

34. По неразрабатываемым месторождениям, переданным недропользователю для геологического изучения, в том числе с последующей добычей, или числящимся в резервном нераспределенном фонде, списание балансовых и забалансовых запасов, не подтвердившихся в результате последующих геолого — разведочных работ, а также утративших промышленное значение, производится МПР России после проведения государственной экспертизы материалов подсчета запасов полезных ископаемых с учетом полученной дополнительной геологической информации, а также новых данных технологических, экологических, экономических и других исследований.

Полное снятие с учета балансовых запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, производится только при наличии материалов, обосновывающих нецелесообразность перевода их в забалансовые, за исключением нефти, газа и содержащихся в них полезных компонентов.

35. Списание балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых или перевод балансовых запасов в группу забалансовых при проектировании, строительстве, реконструкции и расширении предприятия по добыче полезных ископаемых может производиться только на основании заключения соответствующего органа государственной экспертизы и по согласованию с органом Госгортехнадзора России в исключительных случаях, вызванных пересмотром технологии добычи и переработки добываемых полезных ископаемых, изменением стандартов и технических условий к качеству минерального сырья, если при этом не требуется разработка и введение в действие новых параметров для подсчета запасов месторождения в целом (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату — коэффициента извлечения).

36. Списание балансовых и забалансовых запасов в связи с банкротством недропользователя или ликвидацией предприятия может быть осуществлено, если соответствующими расчетами будет доказано, что оставшиеся запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение, а их разработка с применением новейших технологий добычи и переработки полезных ископаемых по технологическим, экономическим и экологическим соображениям нецелесообразна.

Материалы по обоснованию такого списания вместе с заключением органов государственного горного надзора представляются недропользователем на рассмотрение соответствующего органа государственной экспертизы запасов в установленном порядке.

Балансовые и забалансовые запасы таких предприятий, если они на основании заключения органа государственной экспертизы не подлежат списанию, учитываются в территориальных и государственном балансах как резервный нераспределенный фонд за соответствующим органом управления государственным фондом недр, выдавшим лицензию на данный участок недр.

37. До окончательного решения вопроса о списании запасов полезных ископаемых запрещается вносить в статистическую отчетность изменения, связанные с намечаемым списанием.

Источник

Справка

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 17 (1 ч.) ст. 1778; 2006, N 44, ст. 4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3260; 2004, N 32, ст. 3347; 2005, N 52 (3 ч.), ст. 5759), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2007 г.

Регистрационный N 8857

Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса
(утв. приказом МПР РФ от 15 декабря 2006 г. N 286)

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 17 (1 ч.) ст. 1778; 2006, N 44, ст. 4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3260; 2004, N 32, ст. 3347; 2005, N 52 (3 ч.), ст. 5759), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723), Порядкам представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 215 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1110; 2005, N 33, ст. 3432), Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера, и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 651; 2006, N 32, ст. 3570), и определяет порядок и условия постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах» целью ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых (далее — государственный баланс) является учет состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

3. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах» государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

Читайте также:  Каша полезнее на воде или на молоке что полезнее

4. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет ведение государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.

6. Запасы полезных ископаемых на государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, Федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

7. Запасы полезных ископаемых учитываются:

за соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по недропользованию — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

8. На государственном балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе, подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, а также полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных породах, спецотвалах и других техногенных образованиях.

9. Учету на государственном балансе подлежат:

1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;

2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только извлекаемые запасы;

3) по подземным водам — балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов;

4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета), запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;

5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на государственном балансе;

6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также изменением направления использования полезного ископаемого.

10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Федеральным агентством по недропользованию.

11. Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, актов о списании запасов полезных ископаемых, утверждаемых Федеральным агентством по недропользованию и органом государственного горного надзора.

12. Запасы полезных ископаемых и содержащиеся в них полезные компоненты, учтенные государственным балансом, подлежат списанию с государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании актов о списании запасов полезных ископаемых, утверждаемых Федеральным агентством по недропользованию и органом государственного горного надзора, и данных ежегодной государственной отчетности организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, в случае добычи запасов полезных ископаемых из недр или их потерь в процессе добычи.

Контроль за правильностью данных, включаемых в государственную отчетность, осуществляется в установленном порядке.

13. Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, не подтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:

соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по недропользованию — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

Приказ МПР РФ от 15 декабря 2006 г. N 286 “Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2007 г.

Регистрационный N 8857

Текст приказа официально опубликован не был

Источник