Списание запасов полезных ископаемых в украине
Статья 42. Государственный учет месторождений, запасов и проявлений полезных ископаемых.
Месторождения, в том числе техногенные, запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственном балансе запасов полезных ископаемых.
Государственный учет месторождений, запасов и проявлений полезных ископаемых осуществляется в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Статья 43. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых содержит сведения по каждому месторождению, включенному в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых,
о количестве и качестве запасов полезных ископаемых и имеющихся в них них компонентах, горно-технических, гидрогеологических и других условий разработки месторождения и его геолого- экономической оценке, а также сведения о каждом проявлении полезных ископаемых.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется Государственным комитетом Украины по геологии и использованию недр.
Статья 44. Государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Государственный баланс запасов полезных ископаемых содержит сведения о количестве, качестве и степени изучения запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещении, уровне промышленного освоения, а также сведения о добыче, потерях и обеспеченности общественного производства разведанными запасами полезных ископаемых.
Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется Государственным комитетом Украины по геологии и использованию недр.
Статья 45. Государственная экспертиза и оценка запасов полезных ископаемых.
Для определения промышленной ценности месторождений и оценки запасов полезных ископаемых по каждому месторождению устанавливаются кондиции на минеральное сырье, что составляют совокупность требований к качеству и количеству полезных ископаемых, горно-геологических и других условий разработки месторождения.
Кондиции на минеральное сырье разрабатываются с учетом рационального использования всех полезных ископаемых, а также имеющихся в наличии в них ценных компонентов и подлежат экспертизе Государственной комиссией Украины по запасам полезных ископаемых.
Порядок разработки кондиций на минеральное сырье устанавливается Государственной комиссией Украины по запасам полезных ископаемых.
Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасы полезных ископаемых, дополнительно разведанных в процессе разработки месторождений, подлежат экспертизе и оцениваются
Государственной комиссией Украины по запасам полезных ископаемых в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Статья 46. Списание запасов полезных ископаемых.
Добытые полезные ископаемые, запасы полезных ископаемых, которые потеряли промышленное значение, а также потеряны в процессе добычи или не подтверждены во время следующих геологоразведочных работ или разработки месторождения, подлежат списанию с учета горнодобывающего предприятия в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.
Результаты списания с учета запасов полезных ископаемых учитываются в Государственном информационном геологическом фонде Украины.
Статья 47. Государственный учет участков недр, предоставленных в пользование для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Участки недр, предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат государственному учету Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда.
Источник
Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ
от 27 июля 1994 года №132/94-ВР
О недрах
(В редакции Законов Украины N2120-III от 07.12.2000 г., N2665-III от 12.07.2001 г., N2905-III от 20.12.2001 г., N380-IV от 26.12.2002 г., N762-IV от 15.05.2003 г., N1025-IV от 09.07.2003 г., N1344-IV от 27.11.2003 г., N1578-IV от 04.03.2004 г., N2285-IV от 23.12.2004 г., N2505-IV от 25.03.2005 г., N3235-IV от 20.12.2005 г., N3370-IV от 19.01.2006 г., N398-V от 30.11.2006 г., N489-V от 19.12.2006 г., N107-VI от 28.12.2007 г., N309-VI от 03.06.2008 г., N1392-VI от 21.05.2009, 27.04.2010 №2154-VI, 08.07.2010 г. №2457-VI, 23.09.2010 г. №2562-VI, 02.12.2010 г. №2756-VI, 03.12.2010 г. №2774-VI, 22.12.2010 г. №2849-VI, 23.12.2010 г. №2856-VI, 16.06.2011 г. №3530-VI, 08.07.2011 г. №3687-VI, 21.10.2011 г. №3959-VI, 12.04.2012 г. №4650-VI, 02.10.2012 г. №5406-VI, 16.10.2012 г. №5456-VI, 09.04.2014 г. №1193-VII, 28.12.2014 г. №71-III, 16.06.2015 г. №521-VIII, 08.12.2015 г. №867-VIII, 23.05.2017 г. №2059-VIII, 01.03.2018 г. №2314-VIII, 13.03.2018 г. №2320-VIII, 19.12.2019 г. №402-IX, 13.04.2020 г. №554-IX)
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Понятие о недрах
Недра — это часть земной коры, расположенной под поверхностью суши и дном водоемов и простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Статья 2. Задачи Кодекса Украины о недрах
Задачей Кодекса Украины о недрах является регулирование горных отношений с целью обеспечения рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других потребностей общественного производства, охраны недр, гарантирования при пользовании недрами безопасности людей, имущества и окружающей природной среды, а также охрана прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Статья 3. Законодательство о недрах
Горные отношения в Украине регулируются Конституцией Украины, Законом Украины «Об охране окружающей природной среды», этим Кодексом и другими актами законодательства Украины, которые издаются в соответствии с ними.
Особенности пользования недрами во время выполнения соглашения о распределении продукции, в том числе связанные с предоставлением, передачей, ограничением, временным запрещением (остановкой) и прекращением права пользования недрами, а также с правовым оформлением таких отношений, регулируются Законом Украины «О соглашениях о распределении продукции».
Земельные, лесные и водные отношения регулируются соответствующим законодательством Украины.
Статья 3-1. Особенности применения норм настоящего Кодекса
Если законами о пользовании нефтегазоносными недрами, в частности Законом Украины «О нефти и газе», Законом Украины «О газе (метане) угольных месторождений» и Законом Украины «О соглашениях о распределении продукции», установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены в этом Кодексе, то применяются нормы этих законов.
Статья 4. Собственность на недра
Недра являются исключительной собственностью Украинского народа и предоставляются только в пользование. Соглашения или действия, которые в прямой или скрытой форме нарушают право собственности Украинского народа на недры, являются недействительными. Украинский народ осуществляет право собственности на недра через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и местные советы.
Отдельные полномочия относительно распоряжения недрами законодательством Украины могут предоставляться соответствующим органы исполнительной власти.
Статья 5. Государственный фонд недр и государственный фонд месторождений полезных ископаемых
Государственный фонд недр включает как используемые участки недр, так и участки недр, не привлеченные к использованию, в том числе континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.
Месторождение полезных ископаемых — это нагромождение минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания пригодны для промышленного использования.
Техногенные месторождения полезных ископаемых — это места, где накопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение. Такие месторождения могут возникнуть также вследствие потерь при хранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья.
Все месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, с запасами, оцененными как промышленные, составляют Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, а все предварительно оцененные месторождения полезных ископаемых — резерв этого фонда.
Государственный фонд месторождений полезных ископаемых является частью государственного фонда недр.
Государственный фонд месторождений полезных ископаемых и резерв этого фонда формируется центральный орган исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.
Государственный фонд недр формируется центральный орган исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр совместно с центральным органом исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны труда.
Статья 6. Виды полезных ископаемых
Полезные ископаемые по своему значению делятся на полезные ископаемые общегосударственного и местного значения. Отнесение полезных ископаемых к полезным ископаемым общегосударственного и местного значения осуществляется Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
платный документ
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Источник
Для определения промышленной ценности месторождений и оценки запасов полезных ископаемых по каждому месторождению устанавливаются кондиции на минеральное сырье, что составляют совокупность требований к качеству и количеству полезных ископаемых, горно-геологических и других условий разработки месторождения.
Кондиции на минеральное сырье разрабатываются с учетом рационального использования всех полезных ископаемых, а также имеющихся в наличии в них ценных компонентов и подлежат экспертизе Государственной комиссией Украины по запасам полезных ископаемых.
Порядок разработки кондиций на минеральное сырье устанавливается Государственной комиссией Украины по запасам полезных ископаемых.
Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасы полезных ископаемых, дополнительно разведанных в процессе разработки месторождений, подлежат экспертизе и оцениваются Государственной комиссией Украины по запасам полезных ископаемых в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Статья 46. Списание запасов полезных ископаемых
Добытые полезные ископаемые, запасы полезных ископаемых, которые потеряли промышленное значение, а также утраченные в процессе добычи или не подтверждены во время следующих геологоразведочных работ или разработки месторождения, подлежат списанию с учета горнодобывающего предприятия в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.
Результаты списания с учета запасов полезных ископаемых учитываются в Государственном информационном геологическом фонде Украины.
Статья 47. Государственный учет участков недр, предоставленных в пользование для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых
Участки недр, предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат государственному учету Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда.
Раздел 4 — Кодекса о недрах Украины
Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию горнодобывающих объектов, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
Статья 48. Особенности проектирования горнодобывающих объектов, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
Проектирование горнодобывающих объектов и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется на основании геологического и другого изучения недр с учетом комплексного развития региона и требований экологической безопасности.
Проектирование горнодобывающих объектов осуществляется после предварительного согласования в установленном законодательством порядке вопросов о предоставлении земельного участка и горного отвода.
Проекты строительства горнодобывающих объектов или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для захоронения отходов производства, других вредных веществ, сброса сточных вод, подлежат экологической, научно-технической и другим видам экспертизы и согласованию в порядке, установленном законодательством Украины.
Статья 49. Согласование мест расположения горнодобывающих объектов и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
Места расположения горнодобывающих объектов и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения отходов производства, других вредных веществ и сброса сточных вод, до начала проектных работ соглашаются с органами государственного горного надзора, охраны окружающей природной среды, государственного санитарного надзора, с территориальными геологическими предприятиями, соответствующими Советами народных депутатов и другими заинтересованными органами.
Статья 50. Основные требования к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию горнодобывающих объектов, объектов по переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
В проектах строительства горнодобывающих объектов должны предусматриваться:
- расположение наземных и подземных сооружений, которое обеспечивает наиболее рациональное и эффективное использование запасов полезных ископаемых;
- способы проведения работ, системы разработки месторождений полезных ископаемых и технические схемы переработки (подготовки) минерального сырья, которые обеспечивают наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное изъятие с недр запасов полезных ископаемых, а также использование имеющихся в наличии в них компонентов;
- рациональное использование пород при разработке месторождений полезных ископаемых;
- складирование, хранение и определение порядка учета полезных ископаемых, которые временно не используются, а также отходов производства, которые содержат полезные компоненты;
- геологическое изучение недр, которые раскрываются в процессе строительства и эксплуатации горнодобывающий объектов, и составление геологической и маркшейдерской документации;
- рекультивация нарушенных земель, максимальное сохранение грунтового покрова;
- мероприятия, которые гарантируют безопасность людей, имущества и окружающей природной среды.
В проектах строительства объектов по переработке минерального сырья должны предусматриваться:
- применение технологических схем, которые обеспечивают рациональное и комплексное изъятие по добытому минеральному сырью имеющихся в наличии в ней компонентов, которые имеют промышленное значение;
- рациональное использование, утилизацию, обезвреживание или безопасное захоронение отходов переработки (шлака, пыли, сточных вод и тому подобное);
- складирование, хранение и определение порядка учета отходов производства, которые содержат полезные компоненты и временно не используются;
- мероприятия, которые гарантируют безопасность людей, имущества и окружающей природной среды.
При проектировании, строительстве и введении в эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны обеспечиваться рациональное использование добытых горных пород, а также выполнение требований, отмеченных в пунктах 5, 6, 7 части первой этой статьи, и других требований и правил в соответствии с законодательством Украины.
Запрещается введение в эксплуатацию новых и реконструируемых горнодобывающих объектов, объектов по переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если при их проектировании не соблюдены требования, предусмотренные этой статьей.
Источник
При проведении работ геологического содержания по изучению недр (поиски оценка, разведка) конечной целью является выявление полезных ископаемых, их всесторонняя качественная и количественная оценка, определение инвестиционной привлекательности и промышленной значимости и постановки их на государственный баланс по категории, зависящей от изученности месторождения.
Но существуют и обратные задачи.
Согласно приказу Минэкологии РФ №265 от 06 сентября 2012 года, списание осуществляется на основании:
- заключений гос. экспертизы;
- данных ежегодной отчетности добывающих организаций.
В инструкции РД 07-203-98 приведён перечень, при которых учтенные балансовые и забалансовые объемы подлежат списанию:
- при добычи, с учетом потерь при разработки и транспортировки;
- выявленные ресурсы утратили промышленное значение в связи с изменениями параметров кондиций;
- не подтверждения запасов в процессе освоения горного отвода;
- нецелесообразности к отработке, вследствие выявления усложнившихся технико-экономических условий;
- оставления полезного ископаемого в предохранительных целиках под сооружения, здания, и другие объекты;
Произведём списание запасов при добычи извлечения из недр полезных ископаемых - исключения из категории балансовых и /или забалансовых при осуществлении ГКЗ или ТКЗ ревизии;
- изъятия у недропользователя участка, при несоблюдении условий лицензии.
Рассмотрим, с какими вариантами, по запросам клиентов или гос. контрактам, нам приходилось сталкиваться:
1. Добыча полезного ископаемого
То есть списание естественным путём. Месторождение найдено, оценено и разведано, запасы по нему учтены. Счастливым победителем аукциона, обладателем лицензии с целью добычи, разработан и утвержден проект разработки. Началась выемка сырья. И вот каждый год недропользователь обязан информировать государство о движении объемов по своему горному отводу, заполняя форму N 5-гр «Сведения о состоянии и изменении …». По этому сценарию резервы, конечно, всегда двигаются в сторону уменьшения, и на основании этого документа каждый год происходит уменьшение балансовых объёмов на заранее оговоренную проектную величину.
2. Проведение государством ревизии
Второй путь проходят менее привлекательные, в силу разных причин, месторождения. Рождаются они, также проходя стадии поиска, оценки и возможно даже детальной разведки, также как и первому типу, государство выдает им паспорт, их ставят на баланс.
Проходит время и оказывается, что они никому не нужны, то ли в следствии высокой стоимости, то ли удаленности или не подходят качеством сырья. И вот стоит такая подземная кладовая на учёте, с клеймом «Нераспределённый фонд недр», стоит год, пять лет, двадцать.
В МПР решают навести порядок в своем хозяйстве, организовывают ревизию невостребованных «старичков». Тут-то и выясняется, что дневная поверхность этого долгожителя уже далеко не та, что была при рождении, то бишь при открытии. Сёйчас она изборождена морщинами линий электропередач, шрамами дорог асфальтовых и не очень, а у некоторых особо невезучих обнаружены язвы незаконных выработок от небольших «закопушек» до вполне взрослых карьеров или наросты коттеджных поселков.
Соответственно после прохождения рекогносцировочных маршрутов с детальным описанием изменений, замера их в натуре и переноса на план подсчета, делается пересчет. По результатам происходит списание части находящихся под застройкой или выбранным в ходе пиратских работ, а в особо тяжелых версиях – всей продуктивной залежи, и месторождение умирает, так и не распахнув свои недра для россиян.
Списание запасов при проведении государством ревизии
Первые два случая не особо интересны для нас, так как не приносят прибыли, первый потому что это хлеб горняков, второй потому что министерство или департамент редко и неохотно проводит ревизию, а если проводит, то под определенных ревизоров.
Поэтому обратимся к самым хорошим для нас случаям.
3. Не подтверждение запасов, в результате выявления новых данных о количестве, качестве и условиях их залегания
Третий путь “исчезновения” продуктивной толщи, связан с недобросовестностью наших конкурентов или самого недропользователя.
В момент рождения месторождения был совершен грубый подлог – запасы были неправильно оценены количественно, а чаще качественно. Произошло это из-за недостаточной квалификации или откровенной жадности геологов, при недостаточном контроле владельца лицензии:
- выбрана неправильная методика разведки,
- осуществлена нерациональная схема расположения скважин,
- неверно проведено опробование керна скважин,
- работы были выполнены только на бумаге, а информация взята из фондов или вообще из головы.
Причин, не подтверждения, может быть множество, но суть одна горняки на основании геологического отчета составили проект разработки, началась добыча, началась и закончилась, в связи с отсутствием продуктивной залежи.
Тот же вариант, но под руководством самого недропользователя, который сам знает, что, в каких количествах и какого качества лежит на его территории и заставляет бедных горных инженеров, без выполнения полевых и лабораторных испытаний перейти сразу к камеральной обработке материала.
При неподтверждении запасов делается их пересчет и выполняется сопоставление полученных результатов, руководствуясь методическими рекомендациями по сопоставлению данных разведки и отработки. Материалы сопоставления помещаются в специальном разделе отчета с подсчетом запасов, или оформляется в отдельный том и направляются на экспертизу.
4. Списание запасов для осуществления застройки площадей залегания полезных ископаемых
Списание запасов полезных ископаемых при застройке площадей их залегания
Последний путь, с которым нам приходилось сталкиваться. Организация решила построиться, пришла за заключением об отсутствии полезных ископаемых в Департамент по недропользованию, а тут оказывается под будущими поселками, торговыми и гостиничными комплексами, дворцами и т.д. находятся когда-то обнаруженные скромными геологами, возможно ещё советскими, толща минерального или рудного сырья.
В этом случае возможны различные альтернативы, вот лишь некоторые из причин, по которым можно провести списание под участком будущей постройки:
- участок попадает на фланги и краевые части геологических блоков или захватывает только малую их часть, не рентабельную к разработке;
- изменение геолого-гидрологических, экологических, и прочих условий, привлёкших к нецелесообразности освоения;
- выявление новых зон охраны, в том числе природоохранных зон, вследствие ужесточения законодательства;
- утраты промышленного значения.
Всё зависит от степени изученности, категории, количестве, а также технико-экономических характеристик, как самой продуктивной толщи, так и территории её расположения.
Где то можно обойтись изучением архивных и опубликованных материалов в купе с проведением рекогносцировочного обследования территории, а где-то необходимо провести работы со всеми вытекающими: получения лицензии на геологическое изучение недр, составление проекта, бурения, опробования и т.д.
Для каждого конкретного участка (площади застройки) необходим свой индивидуальный подход. Только после изучения соответствующей информации можно, гарантировано судить о возможности списания с государственного баланса.
Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса
Прежде чем предпринимать какие либо действия, необходимо проконсультироваться со специалистами.
Стоимость услуги: консультация – бесплатно, остальное – по обоюдной договоренности.
Ориентировочные сроки: составление документации – от одного месяца
Источник