Сроки полезной службы основных средств в рк
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
И. Агуцкова, заместитель главного бухгалтера
ТОО «Геофизическая компания «Каспий»
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СРОК ПОЛЕЗНОЙ СЛУЖБЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ?
Как определять срок полезной службы для ОС?
Положения МСФО. Согласно МСФО 16 амортизируемая величина актива подлежит равномерному погашению на протяжении срока полезного использования этого актива. Срок полезного использования актива — это:
а) период времени, на протяжении которого, как ожидается, актив будет иметься в наличии для использования предприятием;
б) количество единиц продукции или аналогичных единиц, которые предприятие ожидает получить от использования актива.
Срок полезного использования амортизируемого объекта определяется сроком его ожидаемого полезного применения. Период применения подлежит расчету, исходя из ожидаемого физического или морального износа данного объекта, а также правовых и иных ограничений на его использование (например, данными техпаспорта). На практике, сроки службы амортизируемых объектов определяются компанией по опыту эксплуатации аналогичных объектов в прошлом. Если такого опыта нет, то срок его службы определяется соответствующими специалистами на основе данных производителя, опыта других организаций, конкретных условий эксплуатации, например интенсивности применения. То есть расчетная оценка срока полезного использования актива производится с применением профессионального суждения, основанного на опыте работы предприятия с аналогичными активами.
Политика предприятия по управлению активами может предусматривать выбытие активов по истечении определенного времени или после потребления определенной доли будущих экономических выгод, заключенных в активе.
Пересмотр сроков. Срок полезного использования ОС периодически пересматривается (этого же требует и МСФО), и если ожидания существенно отличаются от предыдущих расчетов, то амортизационные отчисления за текущий и будущие периоды корректируются.
МСБУ (IAS) 16 требует периодического пересмотра сроков службы и норм амортизационных отчислений по отдельным объектам и группам амортизируемых активов, если фактические условия эксплуатации значительно отличаются от тех, которые были приняты в ранее выполненных расчетах сроков и норм амортизации. Эти показатели могут пересматриваться под влиянием:
-модернизации объекта; морального или физического износа ОС;
-технических и технологических изменений.
В связи с пересмотром сроков полезной службы и по иным причинам может быть пересмотрен и изменен сам метод начисления амортизации. При этом возможно изменение амортизируемой стоимости и нормы амортизации для текущего и будущих отчетных периодов. Измененные амортизационные нормы начинают применяться в том отчетном году, в котором произведен пересмотр сроков службы, и продолжают применяться во всех последующих периодах вплоть до следующего пересмотра сроков. Результаты изменения сроков и норм амортизации раскрываются в примечаниях к финансовой отчетности в том периоде, в котором такое изменение состоялось.
Выводы. Следовательно, срок службы на активы устанавливаются самим субъектом в зависимости от планируемого срока получения выгоды и профессионального суждения. При этом следует учесть, что остаточная стоимость и срок полезного использования актива должны пересматриваться, например, 1 раз в конце каждого отчетного года или раз в 3 года (это компания должна прописать в Учетной политике предприятия), и, если ожидания отличаются от предыдущих бухгалтерских оценок, изменения должны отражаться в учете как изменения в бухгалтерской оценке в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Чаще всего пересмотр срока службы производится 1 раз в конце каждого отчетного года. Согласно МСФО (IAS) 8 изменения в расчетных оценках — это корректировка балансовой стоимости актива или обязательства или сумма периодического потребления актива, возникающего в связи с оценкой текущего статуса или ожидаемых будущих выгод и обязательств, связанных с активами или обязательствами. Пересмотр расчетных оценок является следствием появления новой информации, большего опыта или накопления опыта, соответственно не является исправлением ошибки, а значит, в связи с этим корректировка затронет лишь текущие и будущие периоды. Налоговый учет хотя и базируется на данных бухгалтерского учета, но имеет свои особенности, регламентированные Налоговым кодексом. Поэтому амортизация в налоговом учете исчисляется по ставкам, регламентированным статьей 120 Налогового кодекса, а в бухгалтерском учете норма амортизация складывается из срока службы, в течение которого компания намерена использовать актив.
Источник
Актуально на: 13 февраля 2020 г.
Срок полезного использования основных средств (СПИ) имеет важное значение при расчете налога на прибыль, а также налога на имущество организаций.
Срок полезного использования – это тот период, в течение которого основное средство (ОС) служит организации (п. 1 ст. 258 НК РФ).
От срока полезного использования зависит и сумма списываемой в «прибыльные» расходы амортизации.
Как определить срок полезного использования основного средства
Срок полезного использования конкретного основного средства организация определяет самостоятельно с учетом положений НК РФ и Классификатора, утвержденного Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).
Срок полезного использования основных средств: классификатор-2020
Данный классификатор делит все основные средства на 10 групп в зависимости от срока полезного использования имущества.
Найдя свое основное средство в этом классификаторе, вы определите, какой срок полезного использования можно установить в отношении данного ОС.
Подробнее прочитать про группы основных средств по срокам полезного использования можно в отдельном материале.
Сроки полезного использования основных средств: классификатор не содержит вашего ОС
Если свое основное средство вы не нашли в классификаторе амортизационных групп, то установите СПИ этого ОС, опираясь на срок эксплуатации, указанный в технической документации или рекомендациях производителя.
Изменение срока полезного использования
Организация может увеличить СПИ основного средства, если после его модернизации/реконструкции/технического перевооружения срок полезного использования увеличился. Правда, новый срок должен быть установлен в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую это ОС было включено изначально (п. 1 ст. 258 НК РФ). То есть после, например, модернизации основное средство не может сменить амортизационную группу.
Срок полезного использования при приобретении ОС, бывшего в употреблении
Если организация применяет линейный метод начисления амортизации, то, приобретя бэушное основное средство, она может установить срок его полезного использования, как СПИ по классификатору, уменьшенный на количество лет/месяцев эксплуатации данного ОС экс-собственником. Можно взять СПИ, установленный предыдущим собственником, и уменьшить на количество лет/месяцев эксплуатации ОС этим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ).
Если же полученный таким образом СПИ будет иметь нулевое или отрицательное значение, то организация вправе сама установить срок полезного использования ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов.
Срок полезного использования в бухгалтерском учете
Срок полезного использования основного средства для налоговых целей может не совпадать со сроком полезного использования, определенным для целей бухгалтерского учета.
В бухучете СПИ устанавливается исходя из ожидаемых сроков использования и износа (п. 20 ПБУ 6/01). Т.е. при установлении срока полезного использования ОС ориентироваться на классификатор организация не обязана.
Источник
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 27 апреля 2011 года № 219. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 мая 2011 года № 6965. Утратил силу приказом Министра финансов Республики Казахстан от 10 февраля 2016 года № 59
Сноска. Утратил силу приказом Министра финансов РК от 10.02.2016 № 59.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 24 февраля 2011 года № 95 «О некоторых вопросах государственного регулирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственных учреждениях» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6829) следующие изменение и дополнения:
в пункте 1:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
«2) Альбом форм бухгалтерской документации для государственных учреждений согласно приложениям 2-121 к настоящему приказу;»;
дополнить подпунктом 3) следующего содержания:
«3) Годовые нормы износа по долгосрочным активам государственных учреждений, согласно приложению 122 к настоящему приказу.»;
дополнить годовыми нормами износа по долгосрочным активам государственных учреждений, согласно приложению к настоящему приказу;
приложения 1 к указанному приказу дополнить пунктом 12 следующего содержания:
«12. Государственное учреждение для начисления амортизации долгосрочных активов использует годовые нормы износа по долгосрочным активам государственных учреждений.».
2. Департаменту методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Казахстан (Тулеуов А.О.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в установленном законодательством порядке.
3. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2013 года.
Министр Б. Жамишев
Приложение
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 27 апреля 2011 года
№ 219
Приложение 122
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 24 февраля 2011 года № 95
Годовые нормы износа
по долгосрочным активам государственных учреждений
Виды и группы | Номер | Шифр | Годовая норма |
1. Здания | 2320 | ||
Нежилые здания | 2321 | 1.1 | 7 |
Жилые здания | 2322 | 1.2 | 2 |
2. Сооружения (водокачки, | 2330 | 2.1 | 7 |
3. Передаточные устройства | 2340 | ||
Устройства электропередачи | 2340 | 3.1 | 4 |
Трансмиссии и трубопроводы | 2340 | 3.2 | 5 |
4. Транспортные средства | 2350 | ||
Подвижной состав железнодорожного | 2350 | 4.1 | 15 |
Водный транспорт | 2350 | 4.2 | 15 |
Автомобильный транспорт | 2350 | 4.3 | 15 |
Воздушный транспорт | 2350 | 4.4 | 15 |
Гужевой транспорт | 2350 | 4.5 | 15 |
Производственный транспорт | 2350 | 4.6 | 20 |
Спортивный транспорт | 2350 | 4.7 | 23 |
5. Машины и оборудование | 2360 | ||
Силовые машины и оборудование | 2360 | 5.1 | 10 |
Рабочие машины и оборудование | 2360 | 5.2 | 12 |
Измерительные приборы | 2360 | 5.3 | 20 |
Регулирующие приборы и устройства | 2360 | 5.4 | 20 |
Лабораторное оборудование | 2360 | 5.5 | 10 |
Компьютерное оборудование | 2360 | 5.6 | 25 |
Медицинское оборудование | 2360 | 5.7 | 10 |
Офисное оборудование | 2360 | 5.8 | 10 |
Прочие машины и оборудование | 2360 | 5.9 | 15 |
6. Инструменты, производственный | 2370 | ||
Инструменты | 2370 | 6.1 | 30 |
Производственный инвентарь и | 2370 | 6.2 | 10 |
Хозяйственный инвентарь | 2370 | 6.3 | 15 |
Прочий производственный и | 2370 | 6.4 | 10 |
7. Прочие основные средства | 2380 | ||
Озеленительные, декоративные | 2383 | 7.1 | 8 |
Капитальные затраты по улучшению | 2383 | 7.2 | 12 |
Прочий инвентарь | 2383 | 7.3 | 25 |
Рабочий скот | 2383 | 7.4 | 12 |
Прочие основные средства | 2383 | 7.5 | 25 |
8. Инвестиционная недвижимость | 2500 | ||
Нежилые здания | 2510 | 8.1 | 7 |
Жилые здания | 2510 | 8.2 | 2 |
9. Биологические активы | 2600 | ||
Животные | 2610 | 9.1 | 12 |
Многолетние насаждения | 2620 | 9.2 | 8 |
10. Нематериальные активы | 2710 | ||
Программное обеспечение | 2711 | 10.1 | 10 |
Авторские права | 2712 | 10.2 | 10 |
Лицензионное соглашение | 2713 | 10.3 | 10 |
Патенты | 2714 | 10.4 | 10 |
Прочие нематериальные активы | 2716 | 10.5 | 10 |
Қазақстан Республикасы Қаржы министрінің 2011 жылғы 27 сәуірдегі № 219 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2011 жылы 20 мамырда № 6965 тіркелді. Күші жойылды — Қазақстан Республикасы Қаржы министрінің 2016 жылғы 10 ақпандағы № 59 бұйрығымен
Ескерту. Күші жойылды — ҚР Қаржы министрінің 10.02.2016 № 59 бұйрығымен.
Қолданушылардың назарына!
Осы бұйрық 2013.01.01 бастап қолданысқа енгізіледі (3-т.).
БҰЙЫРАМЫН:
1. «Мемлекеттік мекемелердегі бухгалтерлік есеп пен қаржылық есептілік жүйесін мемлекеттік реттеудің кейбір мәселелері туралы» Қазақстан Республикасы Қаржы министрінің 2011 жылғы 24 ақпандағы № 95 бұйрығына мынадай өзгеріс пен толықтырулар енгізілсін (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 6829 тіркелген):
1-тармақта:
2) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:
«2) Осы бұйрықтың 2-121-қосымшаларына сәйкес Мемлекеттік мекемелер үшін бухгалтерлік құжаттама нысандарының альбомы;»;
мынадай мазмұндағы 3) тармақшамен толықтырылсын:
«3) Осы бұйрықтың 122-қосымшасына сәйкес Мемлекеттік мекемелердің ұзақ мерзімді активтері бойынша тозудың жылдық нормалары бекітілсін.»;
мемлекеттік мекемелердің ұзақ мерзімді активтері бойынша тозудың жылдық нормалары осы бұйрықтың қосымшасына сәйкес толықтырылсын;
осы бұйрыққа 1-қосымша мынадай мазмұндағы 12-тармақпен толықтырылсын:
«12. Мемлекеттік мекеме ұзақ мерзімді активтердің амортизациясын есептеу үшін мемлекеттік мекемелердің ұзақ мерзімді активтері бойынша тозудың жылдық нормаларын пайдаланады.».
2. Қазақстан Республикасы Қаржы министрлігінің Бухгалтерлік есеп және қаржылық есептілік, аудиторлық қызмет әдіснамасы департаменті (А.О. Төлеуов) осы бұйрықтың Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелуін және оның заңнамада белгіленген тәртіппен ресми жариялануын қамтамасыз етсін.
3. Осы бұйрық 2013 жылғы 1 қаңтардан бастап қолданысқа енгізіледі.
Министр Б. Жәмішев
Қазақстан Республикасы
Қаржы министрінің
2011 жылғы 27 сәуірдегі
№ 219 бұйрығына қосымша
Қазақстан Республикасы
Қаржы министрінің
2011 жылғы 24 ақпандағы
№ 95 бұйрығына
122-қосымша
Мемлекеттік мекемелердің ұзақ мерзімді активтері бойынша тозудың жылдық нормалары
Ұзақ мерзімді активтердің түрлері және топтары | Мемлекеттік мекемелердің бухгалтерлік есеп шоттары жоспарының шот/субшоттың нөмірі | Тозу нормасының шифрі | Тозудың жылдық нормасы (бастапқы құнына %-ға) |
1. Ғимараттар | 2320 | — | — |
2. Құрылыстар (су айдағыштар, стадиондар, бассейндер, жолдар, көпiрлер, ескерткiштер, парктердiң, саябақтар мен қоғамдық бақтардың қоршаулары, бұрғылау ұнғымалары, штольнилар мен басқалар) | 2330 2330 | 2.1 | 7 |
3. Берiлiс құрылғылары | 2340 2340 2340 | — 3.1 3.2 | — 4 5 |
4. Көлiк құралдары | 2350 2350 | — 4.1 | — 15 |
Ат-көлiгi | 2350 | 4.5 | 15 |
5. Машиналар мен жабдықтар | 2360 2360 | — 5.5 | — 10 |
6. Аспаптар, өндiрiстiк және шаруашылық мүкәммалы | 2370 2370 2370 2370 | — 6.1 6.2 6.4 | — 30 10 10 |
7. Өзге негізгі құралдар | 2380 2383 2383 2383 | — 7.1 7.2 7.3 | — 8 12 25 |
8. Инвестициялық жылжымайтын мүлік | 2500 2510 | — 8.1 | — 7 |
9. Биологиялық активтер | 2600 | — | — |
10. Материалдық емес активтер | 2710 | — | — |
Источник
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! |
Получить полный доступ к документу
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить
Рекомендации по применению МСФО (IAS) 16 «Основные средства»
(по состоянию на 2020 г.)
См. также:
редакциюза 2010 г.
редакциюза 2015 г.
А. Калденбергер, магистр учета и аудита,
профессиональный бухгалтер РК, CAP, DipIFR
C. Кайдарова, аудитор ТОО «Береке-Аудит»,
CIPA, профессиональный бухгалтер РК
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ПОСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Первоначальная оценка основных средств (первоначальное признание)
Затраты, не включаемые в стоимость основного средства
Отражение в учете операций по приобретению основных средств (корреспонденция счетов)
Порядок определения первоначальной стоимости основных средств при создании (строительстве) объекта
Отражение в учете операций по созданию объектов основных средств (корреспонденция счетов)
Порядок определения первоначальной стоимости основных средств, полученных по договору безвозмездного получения (дарения)
Отражение в учете операций по безвозмездному получению объектов основных средств (корреспонденция счетов)
Последующая оценка основных средств (оценка основных средств после признания)
Обесценение основных средств
Определение возмещаемой суммы
Амортизация основных средств
Пересмотр срока полезной службы и методов амортизации основных средств
ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Корреспонденция счетов, применяемая при различных операциях выбытия основных средств
Особенности учета земли
РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Учет последующих затрат в основные средства
Учет последующих капитальных вложений
Примеры видов работ, относимые к капитальным ремонтам
Расходы на комплексные проверки или комплексный ремонт
Учет последующих расходов некапитального характера
Примеры видов работ, относимых к текущим ремонтам
Примеры видов работ, относимых к техническому обслуживанию
Учет ремонта арендованных основных средств
Инвентаризация основных фондов
Раскрытие информации в финансовой отчетности
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Методика и порядок учета основных средств, принадлежащих Компании на праве собственности, и их амортизация в бухгалтерском учете Компании определяются в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства».
Настоящий стандарт не применяется для основных средств, классифицированных как предназначенные для продажи в соответствии с Международным стандартом IFRS 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»,
b) биологических активов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью (см. IAS 41 «Сельское хозяйство»);
с) признания и оценки активов по разведке и оценке минеральных ресурсов (см. IFRS 6 «Разведка и оценка запасов минеральных ресурсов»); или
d) прав на минеральные ресурсы и запасов минеральных ресурсов, таких как нефть, природный газ и аналогичные невосстанавливаемые ресурсы.
Однако настоящий Стандарт применяется в отношении основных средств, используемых для разработки и обеспечения активов, описанных в пунктах (b)-(d).
Следующая терминология используется в настоящей главе в указанных значениях:
Основные средства — это материальные активы, которые:
Источник