Сша налог на добычу полезных ископаемых
Наиболее эффективной практикой налогообложения является система налогов, применяемая в США.
Система налогов в нефтяной промышленности США является важнейшим инструментом формирования технической политики нефтяных компаний, направленной не на удовлетворение текущих потребностей в нефти, а на обеспечение долгосрочной надежной перспективы ее добычи, и на удовлетворение экономических интересов всех задействованных субъектов — компаний, местных, штатных властей и федерального правительства. Нефтяная компания прежде чем начать разведочные работы на нефть, а затем и разработку месторождения, вынуждена покупать участок земли у фермера или брать в концессию его у муниципальной власти (правительства) и с момента строительства, бурения или установки оборудования платить налоги.
В нефтяной промышленности США действуют три вида налогов — местный (муниципальный), «штатный» и федеральный (государственный).
Местный или муниципальный налог называется налогом на собственность и составляет в разных местах США от 0,1 до 1,5% в год от стоимости основных фондов. Величина этого налога, изменяющаяся в широком диапазоне, определяется собственником участка, в зависимости от ценности земли, ее недр и от стремления привлечь капитал для пополнения местного бюджета.
Регулирующее воздействие этого вида налога заключается в том, что компании не выгодно заводить излишнюю собственность на участке с бедными недрами и затягивать работы во времени.
«Штатный» налог состоит из двух частей:
1) налог на эксплуатацию недр или на добычу нефти и
2) подоходный корпоративный налог. Налог на добычу нефти взимается с рыночной стоимости добываемой нефти (с оборота капитала), независимо от того, получила компания прибыль или нет, и изменяется он в широких пределах от 0,5% (штат Кентукки) до 12,5% (штат Аляска). Подоходный корпоративный налог также различный по штатам и взимается в размере 4-9% от доходов компаний (за вычетом местного налога) после реализации нефти.
Размер «штатных» налогов (и первого, и второго) устанавливается властями штатов (губернаторами) в зависимости от политики их в стимулировании добычи нефти, увеличения нефтеотдачи пластов, с учетом продуктивности нефтяных месторождений. Регулирующее воздействие штатного налога состоит в том, что он заставляет любую компанию одновременно проявлять осторожность к реализации новых проектов разработки нефтяных месторождений, увеличивать извлекаемые запасы и сознательно идти на риск в применении новых технологий, пользуясь преимуществом снижения подоходного налога.
Федеральный или государственный налог по своей сути также является корпоративным подоходным налогом. Это единственный налог, который устанавливается конгрессом страны. Налогооблагаемая прибыль (доход) определяется по довольно сложной формуле. Из валовых поступлений от добычи нефти (рыночной стоимости добытой нефти) вычитаются все виды затрат, произведенных компанией:
— арендные платежи (земельная рента, «роялти»);
— местные налоги;
— «штатные» налоги;
— эксплуатационные затраты;
— амортизация оборудования и других основных фондов и так называемые «неосязаемые» затраты или «скидка на истощение недр».
Вычитание из валовых поступлений первых пяти видов затрат компаний определяет их прибыль, которая в других отраслях промышленности и облагается федеральным налогом.
Уменьшение налогооблагаемой прибыли на «неосязаемые» затраты в нефтяной промышленности представляет собой льготу для нефтяных компаний в связи с истощением запасов нефти, вследствие чего ухудшаются условия для использования установленного оборудования и как бы обесценивается вложенный капитал. Размер «скидки на истощение недр» составляет 10-22% от вложенного капитала, или 30-70% от облагаемой налогом прибыли в зависимости от стадии и методов разработки месторождений. На ранней стадии разработки, т.е. при малом истощении запасов нефти, скидка меньше, а на поздней стадии разработки, особенно с применением методов увеличения нефтеотдачи пластов — больше. Этой привилегией скидки с облагаемого дохода на истощение недр пользуются в первую очередь мелкие («независимые») нефтяные компании, чем они отличаются от всех других компаний (машиностроительных, химических и даже угольных и газовых), которые не имеют такой льготы. Определенная таким образом сниженная прибыль у нефтяных компаний облагается федеральным налогом, одинаковым по всей стране, и составляет 34% от прибыли.
Регулирующее воздействие федерального налога заключается в стимулировании прироста извлекаемых запасов путем применения методов увеличения нефтеотдачи пластов.
Оставшаяся часть прибыли (68%) у нефтяных и любых других компаний является «чистой» прибылью, которая должна превышать сложившуюся на рынке так называемую «норму прибыли» от вложенного капитала. В 80-х годах в США норма прибыли составляет 12-13% от вложенного капитала. Если «чистая» прибыль выше этой нормы, компания процветает, деятельность ее активизируется и расширяется. При меньшей прибыли компания не может конкурировать с другими фирмами и сворачивает свое производство.
В 1989 г. конгресс США и президент Джордж Буш приняли решение о дополнительном стимулировании нефтяных компаний к приросту извлекаемых запасов нефти и применению методов увеличения нефтеотдачи пластов путем введения 10 % скидки — уменьшения процента на «инвестиционный кредит», увеличения «скидки на истощение недр» до 27,5% до полной окупаемости проектов и нераспространения на них так называемого «альтернативного минимального налога», составляющего 20% от дохода, пока цена на нефть не превысит 220 дол/т (30 дол/бар). Установленные Конгрессом США налоговые льготы для нефтяных компаний позволили им применять третичные методы добычи и увеличивать извлекаемые запасы нефти даже при падении цен на нефть в 80 — 90х годах и дополнительно получать на развитие ежегодно по 1,5-2,5 млрд. долларов.
Кроме того, в отдельных нефтяных странах мира (Канада, Норвегия) система налогообложения нефтегазовых компаний предусматривает систему льгот временного, полного или частичного освобождения от налогов, взимаемых с нефти и газа на определенных месторождениях:
1) месторождения, находящиеся на ранней стадии разработки;
2) месторождения, находящиеся на поздней стадии разработки;
3) месторождения, эксплуатируемые в экстремальных климатических и природных условиях;
4) месторождения с аномальными сортами нефти (высоковязкая нефть, нефть с высоким содержанием серы, сероводорода, парафина и т.д.).
Таким образом, подобная политика позволяет гибко, через систему льгот и привилегий, стимулировать работу компаний в невыгодных условиях. Кроме того, в западной практике существует система оффшорных зон. Это территории, где зарегистрированная фирма получает льготы по налогам (остров Кипр, Гибралтар, Виргинские и Каймановы острова и т.д.).
Источник
Что будет, если доходы от экспорта наших нефти и газа разделить с россиянами, как это делается в других странах? Пробуем подсчитать.
Россия – богатейшая страна. Мы занимаем первые места в мире по добыче нефти, природного газа, алмазов и других природных ресурсов. И естественно, мы продаем добытое за рубеж в другие страны – в экспорте мы тоже уже много лет занимаем верхние строчки.
Но удивительно другое – при всём при этом по уровню жизни мы находимся даже ниже стран, которые таких ресурсов не имеют, и в которых гораздо скромнее развито промышленное производство – например, стран Восточной Европы. Наши зарплаты в долларовом выражении, по последнему исследованию Fitch, сильно уступают этим странам. Так, в 2016 году российские зарплаты с учетом паритета покупательной способности (ППС) составляли 1451 доллара, в то время как в Венгрии они в среднем составляют 1809 долларов, в Литве – 1912 доллара, в Чехии – 1977 доллара, в Польше – 2160 долларов.
Отметим, ещё раз, в этих государствах почти не природных богатств, а возможности производства сильно ограничены.
Как государства делятся с гражданами?
А тем временем, в других странах, которым природа подарила нефть, газ и прочие ресурсы, государство делится доходами с гражданами.
ОАЭ
Так, например, в ОАЭ определенный процент с продажи нефти получают сами граждане. Гражданин страны при рождении получает сумму в 150 тысяч долларов отчислений от продажи нефти. Кроме того, государство даёт ему бесплатное жилье, бесплатное медицинское обслуживание на протяжении всей жизни и бесплатное образование в любой точке мира. Но есть нюанс – получить такие льготы может только гражданин эмиратов, а их в стране только около 9 млн человек. Не так ужи и много.
США
В США на Аляске житель этой северной территории получает в среднем по 2 тыс. $ в месяц только от того, что в штате добывается золото! На Аляске создан специальный нефтяной фонд, на счету которого 30 млрд. $. Из этого фонда ежегодно населению штата выдаются дивиденды.
Каждый год подводятся итоги, подсчитывается полученная сумма и каждому жителю штата, прожившему здесь более одного года, выдается субсидия. Эта сумма составляет около двух тысяч долларов на человека. Так, семья из четырех человек получает чек на восемь тысяч долларов. Некоторые жители отдаленных территорий, занимающиеся охотой или рыбалкой, существуют именно на эти деньги.
Кувейт
В Кувейте каждому новорожденному государство открывает банковский счет в размере 3 тыс долларов , представляет гражданам беспроцентный кредит на сумму 220 тыс долларов для строительства жилья. Кроме того, правительство выдает ежемесячное пособие в размере 170 долларов каждому несовершеннолетнему, и 300 долларов выплачивается каждой домохозяйке. Образование в этой стране тоже бесплатное.
Саудовская Аравия
В Саудовской Аравии правительство перечисляет 10 тыс долларов на счет каждого новорожденного, безвозмездно выдает 80 тыс долларов на приобретение жилья, 13 тыс долларов – каждому выпускнику ВУЗа. Медицина и образование в этой стране являются бесплатными за счет нефтяных доходов
Норвегия
В Европе тоже есть удачные примеры разделения богатств с гражданами – это Норвегия. Сегодня нефтегазовая промышленность дает 20% ВВП Норвегии, а доля доходов от экспорта нефти и газа в общих от экспорта доходов составляет 45 %. Своими доходами государство делится. На личный счет каждого норвежца поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов. На каждого ребенка, при рождении открывается счет в банке, куда поступает не менее 3 тыс. долларов доходов от налога на прибыль. С целью сглаживания колебаний доходов от продажи нефти и газа и главное для финансирования растущих расходов по выплате пенсий по старости и инвалидности в Норвегии был создан Государственный нефтяной фонд (NGPF). за 21 год существования фонда управляющий им Центробанк Норвегии заработал 95 тысяч долларов на каждого гражданина страны. Всего же в фонде – 191 тысяча долларов на каждого из 5,2 млн норвежцев.
А что у нас?
В России доходы от углеводородов напрямую гражданам не отчисляются, а добыча опосредована госкорпорациями. Безусловно – они же и являются главными налогоплательщиками в бюджет. С нефти и газа в федеральный бюджет платятся налоги на добычу полезных ископаемых, пошлины от их экспорта, и налог на собственную прибыль – это три самых основных налога, но компании платят и налоги поменьше – экологические сборы, налоги за пользование недрами и другие. Большая часть налогов идёт в федеральный бюджет, небольшие крохи достаются региональным бюджетам. Затем все деньги расходуются по программам, проходят через министерства, ведомства, фонды. После всего этого “государственного фильтра” денег остается только на то, чтобы поддерживать минимальный уровень социальных гарантий, причем не на самом высоком уровне – бесплатное образование, медицину, пенсии, стипендии, объекты инфраструктуры. Всё это для нас бесплатно, но с каждым годом становится всё более “условно” бесплатным.
Как таковых отчислений нет. Правда стоит добавить, что у нас есть Резервный фонд и ФНБ, куда идут дополнительные доходы от нефти, если цены на них были выше запланированных, но в итоге эти суммы также расходуются весьма опосредованно.
Цифры
Сегодня нефтегазовые отчисления, по оценкам Минфина наполняют 36,1% от федерального бюджета, и по итогам 2016 года они составили 4,8 трлн рублей. Но к ним Минфин относит только экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В конечном итоге корпорации платят в бюджет всё же больше, т.к. есть ещё налог на прибыль, НДС и другие отчисления.
Исследователи РБК , анализируя рейтинг крупнейших 50 налогоплательщиков подсчитали, что только 5 компаний: Роснефть, Газпром, Лукойл, Сургутнефтегаз и Татнефть, в 2016 году отдали в бюджет 3,58 трлн рублей, а вот совокупная выручка этих компаний куда больше – она составляет 17,44 трлн рублей. Таким образом, за вычетом налогов только у этой пятерки остается 13,86 трлн рублей. Понятно, что в эти деньги также включены всевозможные издержки бизнеса, собственно на добычу и продажу нефти, на оплату персонала и так далее. Но согласитесь, насколько бы они снизились без грабительских госзакупок, без колоссальных зарплат менеджеров и уборщиц, без коррупции и многомиллиардных корпоративов. К сожалению этого уже не подсчитать. Но если просто представить,что снизились бы они наполовину, то уже останется 6,93 трлн рублей. Если раздать их каждому россиянину, то на руки получится по 47,2 тысячи рублей в год. Это не так много по сравнению с Эмиратами или Норвегией, но для кого-то это как раз та самая сумма, которая позволила бы поднять уровень жизни. И, напомним, это только исходя из доходов первой пятерки компаний, а у нас в стране ещё полно добытчиков ресурсов, причем не только нефти и газа, а также алмазов, металлов, леса, золота и других ресурсов. Но, увы, это всего лишь фантастика.
Источник
В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов, в государствах, богатых естественными ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, налог суверена, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д. Кроме того, доходы от эксплуатации природных ресурсов могут перераспределяться на основе договоров о разделе продукции и другими способами.
В мировой практике выработано четыре подхода к обеспечению платности природопользования:
- – использование налогового механизма при установлении платежей за пользование природными ресурсами;
- – формирование договорной системы, предусматривающей использование договоров коммерческой концессии при предоставлении природных ресурсов в пользование;
- – установление смешанной фискальной системы, сочетающей нормы гражданского, административного и налогового права и включающей налоговые и неналоговые платежи;
- – применение системы компенсационных неналоговых платежей и штрафных санкций за превышение предельно допустимых нормативов негативного воздействия на окружающую среду.
Следует отметить, что в большинстве стран мира изъятие природной ренты осуществляется с помощью налогового механизма (США, страны ЕС), а также путем использования смешанных фискальных систем (страны Ближнего Востока).
Анализ зарубежных налоговых инструментов показывает, что существует два основных типа платежей. Во-первых, платежи за природные ресурсы, предназначенные для перераспределения ренты, возникающей у пользователей природных ресурсов в процессе их эксплуатации. При их определении исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его долю, которая должна быть изъята у пользователя природного объекта.
Во-вторых, платежи, направленные на поддержание существующей системы управления природопользованием. Они являются инструментом сбора средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю над эксплуатацией природных ресурсов и некоторых инфраструктурных затрат (всевозможные лицензионные сборы и т.п.)[1]. Дополнительные платежи взимаются за услуги, связанные с оценкой природных ресурсов (лабораторный анализ, геологические и топографические исследования территорий, регистрация и сертификация документов и т.д.). Эти платежи идут не в общий, а в специальный фонд, предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг. Как уже отмечалось, при перераспределении ренты в зарубежной практике предпочтение отдается налогам, взимаемым непосредственно с пользователей природных ресурсов, т.е. прямым способом. Однако существуют и косвенные налоги, посредством которых изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения ренты с потребителей природного сырья.
К наиболее важным прямым налогам на природные ресурсы относятся: арендная плата (или земельная рента), налог на доступ к природному ресурсу, налог на добычу и разведку, роялти и т.п.
Арендная плата устанавливается на номинальном уровне на первые годы эксплуатации природного ресурса, но затем постепенно увеличивается с тем, чтобы побудить арендатора развивать свое производство.
Налог на доступ к природному ресурсу либо налог на добычу и разведку – это своего рода плата за право пользования природными ресурсами. Она рассчитывается на единицу арендованной территории.
Одним из самых распространенных налогов в зарубежных странах является роялти. Роялти – это платеж государству за право использовать истощаемый природный ресурс. Он рассчитывается исходя из валовой выручки производителя, а не сто чистой прибыли[2].
Согласно традиционному подходу, роялти представляет собой вознаграждение собственнику за предоставление права на разработку ресурсов и определяется как часть продукции (в стоимостном или натуральном выражении). Величина роялти может рассчитываться на основании замеров объемов продукции на устье скважины (США, Канада, Австралия), на промысловом замерном узле учета (КНР, Таиланд, Норвегия) или на экспортном терминале.
С точки зрения правительства, применение роялти в качестве фискального инструмента имеет некоторые очевидные преимущества. Поскольку роялти связан с уровнем добычи, поступления в бюджет из этого источника начинаются с момента начала функционирования месторождения и продолжаются до момента его закрытия. Таким образом, проще произвести расчеты и оценку поступлений от роялти, чем от других фискальных инструментов. Для расчета роялти требуется гораздо меньше информации, чем для расчета налогов, основанных на прибыли, поскольку для расчета последних требуется информация о размерах и времени осуществления производственных затрат. Роялти более выгодны и для правительства, поскольку при их взимании большинство рисков по разработке новых месторождений перекладывается на инвестора. Основной риск для правительства, который остается это или снижение производства или цен на нефть. Остальные риски, в том числе и высокий уровень производственных затрат, не могут значительно повлиять па поступление доходов в бюджет от этого источника.
Роялти в традиционном понимании имеют негативные моменты. Месторождение, которое с трудом окупается или приносит очень небольшую прибыль, после начисления роялти может стать убыточным. Кроме того, негативный эффект роялти заключается также в преждевременном оставлении месторождения, поскольку его эксплуатация продолжается до тех пор, пока выручка превышает затраты, а при уплате роялти затраты увеличиваются на их величину. Выплата роялти начинается задолго до того, как инвестор возместит первоначальные капиталовложения.
Однако поскольку роялти не связаны с величиной экономической ренты, то они либо приводят к убыточности месторождений при высоких издержках и низких ценах на природный ресурс, либо, наоборот, могут оставлять в распоряжении инвестора высокую долю сверхприбыли.
За последние годы во многих странах была введена более сложная система роялти, включающая прогрессивную шкалу обложения, при кото-
рой ставка находится в прямой зависимости от величины изъятия природного ресурса. Например, в Дании при добыче нефти используется следующая шкала для определения роялти.
Средняя добыча, баррелей в день | Ставка роялти, % |
0-5000 | 2 |
5000-20 000 | 8 |
>20 000 | 16 |
Такая шкала наиболее приемлемая, чем роялти с единой ставкой, однако и она не учитывает изменений цен на природный ресурс и производственных издержек.
Экономическая эффективность освоения ресурсов становится доминирующим фактором в концепции роялти. Все многообразие применяемых систем роялти по странам сводится к попыткам в определенной степени учесть экономические условия в результате освоения ресурсов. От взимания роялти по новым проектам разработок отказались Норвегия и Великобритания, сделав акцент на более полном изъятии ренты от разработки прибыльных месторождений и обеспечении рентабельности освоения низкодебитных месторождений.
Что касается платежей за лесные ресурсы, то в последние годы в экономически развитых странах наблюдается значительный рост попенной платы за их использование, вызванный систематическим истреблением лесов.
Так, в Финляндии плата за древесину, отпускаемую на корню, достигает 60–80% оптовой цены древесины. В лесных таксах учитывается дифференциальный доход, поэтому плата за древесину на корню примерно в 3–4 раза больше фактических расходов на лесное хозяйство. При этом платежи различаются по районам в зависимости от степени удаленности рынков сбыта и мест потребления лесоматериалов. Все это позволяет эффективно осуществлять лесопользование и восстановление вырубленных лесов, как в частных, так и в государственных лесах.
В США стоимость леса на корню в федеральном секторе составляет свыше половины, а в отдельные годы – до 80% общей стоимости древесины с доставкой ее на лесопильные заводы.
В Великобритании плата за древесину, отпускаемую на корню, варьирует среди регионов, в зависимости от выхода лесоматериалов – отдельно для Англии, Уэльса и Шотландии. Плата эта традиционно высока и продолжает повышаться. Это повышение обусловлено экономической необходимостью для воспроизводства лесных ресурсов в контексте общих изменений (дефицитность лесных ресурсов, повышение расходов на их возобновление).
В Канаде плата за древесину, отпускаемую на корню, пересматривается каждые три месяца с учетом рыночной стоимости лесоматериалов.
В Норвегии для активизации деятельности лесовладельцев введен лесной налог. Часть дохода от продажи древесины отчисляется на специальный счет, средства с которого лесовладельцы могут использовать для дальнейшего развития своей деятельности[3].
В Польше также введен лесной налог, он зависит от размера участка леса и официальной стоимости древесины.
Прежде всего, плата за древесину, отпускаемую на корню, попенная, в ведущих лесных странах мира установлена существенно, в разы выше, чем в России (1,9 долл. за 1 м3). Так, в Финляндии она составляет 51,0 долл. за 1 м3; Швеции – 47,5; Германии – 41,0; США – 30,0; Бразилии, Латвии, Восточной Канаде, Аргентине – 14,0.
Высокая доля платежей за промышленный лес в себестоимости и продажной цене заготовленной древесины в развитых странах связана с интенсификацией лесного хозяйства, с широким применением искусственного возобновления и разведения лесов, созданием большой сети промышленных плантаций по выращиванию быстрорастущих пород для нужд целлюлозно-бумажной, топливной и биохимической промышленности.
Таким образом, размер платы за древесину, отпускаемую на корню, и соответственно оптовых цен на древесину эластично отражают общее развитие экономики государства, его финансовое состояние, научно-технический прогресс в отраслях, потребляющих древесину, соотношение между спросом и предложением на лесные ресурсы.
Из вышесказанного следует, что в мире накоплен значительный опыт изъятия дополнительного дохода у природоэксплуатирующих компаний в пользу государства. Это показывает настоятельную необходимость решения в нашей стране проблемы повышения уровня платности за пользование природными ресурсами.
В данной теме рассмотрен природно-ресурсный потенциал России и его особенность как крупномасштабность и комплексность, что позволяет обеспечивать стабильное развитие национальной экономики на значительную перспективу. Редкое сочетание масштабности и разнообразия природных ресурсов обеспечивает весьма солидный совокупный природно-ресурсный потенциал, который в настоящее время используется недостаточно эффективно и носит явно выраженный экспортно-сырьевой характер деятельности в мировой экономике.
Далее в учебнике рассматриваются эволюция рентных отношений, их развитие в работах классиков и современных ученых, а также влияние извлечения природноресурсной ренты на развитие экономики России. Отмечается, что создания равных условий хозяйствования в природоресурсном комплексе, можно добиться, только учитывая разные эколого-географические и экономико-геологические факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов при добыче, обработке и переработке природных ресурсов. В связи с этим в настоящее время заметно активизировалась деятельность законодательных и исполнительных органов власти, а также непосредственных природопользователей по совершенствованию экономических отношений в сфере природопользования посредством предложений по корректировке сложившейся системы налогов и сборов.
В данной главе представлен мировой опыт природопользования, где отмечается, что в большинстве стран мира изъятие природной ренты осуществляется с помощью налогового механизма (США, страны ЕС), а также путем использования смешанных фискальных систем (страны Ближнего Востока). В качестве налоговых инструментов используются два основных типа платежей. Платежи за природные ресурсы, предназначенные для перераспределения ренты, возникающей у пользователей природных ресурсов в процессе их эксплуатации. При их определении исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его долю, которая должна быть изъята у пользователя природного объекта. Платежи, направленные на поддержание существующей системы управления природопользованием. Они являются инструментом сбора средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю над эксплуатацией природных ресурсов и некоторых инфраструктурных затрат.
Источник