Статьи из журналов по добыче полезных ископаемых
Научный журнал «Науки о Земле и недропользование» создан на основе межвузовского сборника «Геология, поиски и разведка месторождений рудных полезных ископаемых», который издавался в ИПИ (позже ИрГТУ, ИРНИТУ) с 1973 года. С 2004 года журнал выходил под названием «Известия Сибирского отделения секции наук о Земле Российской академии естественных наук. Геология, поиски и разведка рудных месторождений». Позже, в 2017 году название журнала изменилось и стало более емким: «Известия Сибирского отделения секции наук о Земле Российской академии естественных наук. Геология, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых». Наконец, в 2019 году в связи с привлечением широкого круга ученых, занимающихся вопросами добычи и переработки полезных ископаемых, журнал приобрел его сегодняшнее название – «Науки о Земле и недропользование».
Периодичность издания – 4 раза в год.
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (ФГБОУ ВО ИРНИТУ).
Издатель: журнала ФГБОУ ВО ИРНИТУ является членом Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ).
Типография: журнал печатается в типографии ФГБОУ ВО ИРНИТУ.
Главный редактор: Лобацкая Раиса Моисеевна, доктор геолого-минералогических наук, профессор.
Заместитель главного редактора: Аузина Лариса Ивановна, кандидат геолого-минералогических наук, доцент.
Заместитель главного редактора: Красноштанов Сергей Юрьевич, кандидат технических наук, доцент.
Научный журнал «Науки о Земле и недропользование»
- зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации по состоянию на 28.06.2019;
- включен в Перечень ведущих научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней;
- включен в Научную электронную библиотеку (eLibrary.ru);
- имеет International standard series number (ISSN): 2686-7931 (online) 2686-9993 (print);
- представлен в электронной библиотеке CyberLeninka;
- включен в международный каталог периодических изданий Ulrich’s Periodicals Directory;
- включен в международную библиографическую и реферативную базу данных EBSCO;
- включен в базу данных научных журналов открытого доступа OAJI;
- рассылается в Российскую книжную палату, ВИНИТИ РАН, в ведущие вузы, НИИ России и стран ближнего зарубежья, а также по подписке через агентство ЗАО ИД «Экономическая газета» «Объединенный каталог. Пресса России. Газеты и журналы».
Устав редакции
Редакционная политика
Политика открытого доступа
Журнал предоставляет открытый доступ к статьям. Любой пользователь может читать, скачивать, копировать, распространять и распечатывать полные тексты статей без финансовых, юридических или технических барьеров с обязательным соблюдением авторских прав и ссылкой на журнал.
Журнал позволяет авторам сохранять без ограничений авторские права и право на публикацию.
Цели и задачи журнала
Цель:
освещение фундаментальных и прикладных исследований по естественным и техническим наукам, предоставление возможности российским и зарубежным ученым, специалистам, аспирантам и магистрантам публикации результатов своих научных исследований.
Задачи
- расширение сферы профессионального диалога для исследователей в области естественных наук, горного дела и геоинформационных технологий;
- создание коммуникационной платформы для расширения сотрудничества российских и зарубежных профессиональных сообществ;
- привлечение внимания к наиболее актуальным, перспективным и интересным направлениям научных исследований по тематикам журнала;
- формирование открытой научной полемики, способствующей повышению качества научных исследований;
- ознакомление читателей с передовым мировым опытом внедрения научных разработок в указанных областях знаний;
- обеспечение гласности и открытости в отражении научной проблематики.
Научный журнал «Науки о Земле и недропользование» принимает к публикации научные материалы в виде статей по следующим тематикам:
- геологическое строение месторождений полезных ископаемых;
- тектоника месторождений, рудных узлов, районов;
- минералогия и геохимия месторождений полезных ископаемых;
- генетические проблемы формирования месторождений полезных ископаемых и других геологических объектов;
- минерагения (металлогения): рудные зоны, районы, пояса, металлогенические карты;
- методы и методики поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;
- экономическая оценка месторождений полезных ископаемых, правовые основы недропользования;
- физико-геологические модели месторождений полезных ископаемых;
- геоинформационные технологии в науках о Земле;
- технология и техника горно-буровых работ;
- технология и техника разработки месторождений полезных ископаемых;
- технология обогащения и переработки минерального сырья;
- геммология и технология художественной обработки минералов и горных пород;
- гидрогеология и инженерная геология;
- безопасность жизнедеятельности в горно-геологической отрасли;
- геоэкология.
В 2019 году в журнале опубликовано 45 статей 119 авторов.
Источник
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 19 июня 2015 г.
Содержание журнала № 13 за 2015 г.
Н.Г. Бугаева, экономист
На территории нашей страны добывают не только нефть и газ, но и общераспространенные полезные ископаемые. К ним относятся гравий, гипс, мел, сланцы и др.п. 6.1 ст. 3 Закона от 21.02.92 № 2395-1; п. 2.2 Временных методических рекомендаций, утв. Распоряжением МПР от 07.02.2003 № 47-р Некоторые виды этих ископаемых облагаются налогом на добычу полезных ископаемых — НДПИ, например глина, используемая в строительной индустрииподп. 1, 10 п. 2 ст. 337 НК РФ. А чтобы рассчитать этот налог, нужно разобраться со стоимостью добытых полезных ископаемых. Поскольку эта стоимость является налоговой базой по НДПИп. 2 ст. 338 НК РФ.
Организация может применять УСНО только при добыче общераспространенных полезных ископаемыхподп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Стоимость полезных ископаемых для целей определения базы по НДПИ может быть оценена несколькими способамип. 1, подп. 1 п. 2 ст. 338 НК РФ:
- <если>ископаемые добываются для последующей продажи, то их стоимость можно рассчитать на основании сведений о выручкеподп. 1, 2 п. 1, пп. 2, 3 ст. 340 НК РФ;
- <если>ископаемые используются в производстве (например, кирпича или иных строительных материалов), то организация может применять расчетный метод и определять стоимость по данным налогового учетаподп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ. В этом случае компания должна использовать тот порядок признания расходов, который применяет для целей налогообложения прибылип. 4 ст. 340 НК РФ.
Но упрощенцы не платят налог на прибыль, список расходов у них закрытый, а применяющие объект налогообложения «доходы» и вовсе не считают свои расходы. Как им быть при определении стоимости ископаемых?
Учет на «доходно-расходной» УСНО
За комментариями по вопросу расчета стоимости НДПИ у организаций и ИП на УСНО мы обратились к специалисту Минфина.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЗОЛОТАРЕВА Ирина Константиновна
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
“Если налогоплательщик не реализует добытые полезные ископаемые, то их стоимость в целях налогообложения НДПИ оценивается исходя из расчетной стоимостиподп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ. По общему правилу налогоплательщик определяет ее на основании данных налогового учета, применяя тот порядок признания доходов и расходов, который используется для определения налоговой базы по налогу на прибыль организацийп. 4 ст. 340 НК РФ. Кроме того, при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого должны учитываться расходы, прямо или косвенно связанные именно с процессом добычи полезных ископаемых. Расходы, не имеющие отношения к добыче, в расчетную стоимость не включаются.
Организации и ИП, занимающиеся добычей общераспространенных полезных ископаемых, вправе применять упрощенную систему налогообложенияподп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Но для упрощенцев с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» установлен закрытый перечень расходов и определено, что указанные расходы принимаются к учету при условии их соответствия критериям признания расходов для целей налогообложения прибылип. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ. В связи с этим упрощенцы при определении расчетной стоимости полезных ископаемых учитывают только те расходы, которые учитываются ими для целей расчета налога при УСНО и непосредственно связаны с добычей полезных ископаемых. То есть упрощенцы не должны вести отдельный учет расходов для целей расчета НДПИ и вполне могут обойтись своим перечнем расходов”.
Но кроме того, что для организаций и ИП на УСНО установлен закрытый перечень расходов, порядок признания расходов у упрощенцев также отличается от «общережимного». Ведь для упрощенцев действует кассовый метод.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
“Расходами налогоплательщиков, применяющих УСНО, признаются затраты после их фактической оплатып. 2 ст. 346.17 НК РФ. Так, например, расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денег с расчетного счета налогоплательщика или выплаты из кассы. И поскольку отражаются они в расходах после оплаты, то и учитываются в качестве расходов для целей НДПИ в том налоговом периоде, в котором фактически были выплаченыподп. 2 п. 4 ст. 340, ст. 255, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ. Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяцст. 341 НК РФ. Поэтому зарплата, начисленная работникам, которые заняты при добыче полезных ископаемых, за май, выплаченная в июне, будет учтена при определении стоимости добытых полезных ископаемых для целей расчета НДПИ за июнь”.
ЗОЛОТАРЕВА Ирина Константиновна
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Иными словами, в расчет стоимости полезных ископаемых включаются расходы, которые одновременно:
- связаны с добычей полезных ископаемыхп. 4 ст. 340 НК РФ;
- поименованы в закрытом списке расходов упрощенцевст. 346.16 НК РФ;
- признаны в учете для целей УСНО в месяце, за который рассчитывается НДПИ.
Необходимо выполнение всех перечисленных условий. Перечень расходов, связанных с добычей ископаемых, шире, чем список расходов у упрощенцев. Поэтому если у вас появились какие-то расходы, которые необходимы при добыче, но при этом не поименованы в расходах упрощенцев, то учитывать их при расчете стоимости полезных ископаемых не надо.
Учет на «доходной» УСНО
Что касается упрощенцев с объектом налогообложения «доходы», то им нужно делать так.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
“Налогоплательщики, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы», для определения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого должны вести учет расходов, непосредственно связанных с добычей полезных ископаемых, в соответствии с положениями гл. 26 НК несмотря на то, что для целей расчета налога при УСНО свои затраты они учитывать не должны. Расходы, связанные с добычей, включаются в расчетную стоимость ископаемых в соответствии с кассовым методом, предусмотренным для упрощенцев, то есть после оплатып. 2 ст. 346.17 НК РФ”.
ЗОЛОТАРЕВА Ирина Константиновна
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
***
Порой организации при добыче полезных ископаемых применяют так называемый открытый способ. При нем ведение деятельности по добыче зависит от времени года и погодных условий. Соответственно, у компании могут быть периоды, когда добывать ископаемые невозможно и доходов от этой деятельности она не получает, а вот расходы все равно несет. Например, оплачивает работы по рекультивации земель. Поскольку такие расходы возникают в рамках предпринимательской деятельности, то организация может учесть их в общем порядке для целей налогообложения при УСНО, если они подпадают под затраты, указанные в закрытом перечне расходов упрощенцевп. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «УСН — расчет / уплата»:
2020 г.
2019 г.
2018 г.
Источник
Источник: Журнал «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»
Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.
Общие требования
Исходя из ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны:
- иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
- привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).
На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах).
Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.
Ключевой момент
Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.
Исключение из общего правила
Статьей 19 Закона о недрах собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков предоставлено право по своему усмотрению в границах этих участков в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществлять:
- добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
- устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 № 1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 № 39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.
Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.
Ключевой момент
Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.
Привлечение к административной ответственности
Пользование недрами без лицензии на пользование недрами – административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, заключающаяся в наложении на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб.
Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.
Арбитражный суд | Реквизиты постановления |
ФАС ВСО | от 13.11.2013 по делу № А19-22913/2012 |
АС ДВО | от 30.09.2014 № Ф03-4233/2014 |
от 11.06.2014 № Ф03-1823/2014 | |
ФАС ЗСО | от 24.04.2014 по делу № А70-8268/2013 |
ФАС МО | от 08.07.2014 № Ф05-6460/2014 |
от 11.06.2014 № Ф05-11034/2013 | |
от 03.03.2014 № Ф05-1021/2014 | |
ФАС ПО | от 24.10.2013 по делу № А65-5453/2013 |
АС СЗО | от 23.09.2014 по делу № А05-1726/2014 |
ФАС СЗО | от 03.03.2014 по делу № А56-26703/2013 |
ФАС УО | от 20.05.2014 № Ф09-2698/14 |
от 17.12.2013 № Ф09-13670/13 |
Штрафных санкций удастся избежать, если наказание будет назначено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок (два или три месяца) начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 поименованной статьи). (Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии, как правило, признается длящимся административным правонарушением – постановления ФАС ВСО от 12.05.2014 по делу № А78-7630/2013, ФАС ДВО от 21.10.2013 № Ф03-4244/2013, ФАС ЗСО от 19.11.2013 по делу № А03-19388/2012.) В свою очередь, днем обнаружения длящегося правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения данного правонарушения (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2). Так, в деле, дошедшем до судей АС ВВО, факт незаконной добычи песка был выявлен прокуратурой в ходе проверки 04.09.2013 с составлением соответствующего акта. Постановление о назначении административного наказания было принято 05.11.2013, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Поэтому арбитры признали незаконным оспариваемое постановление административного органа и отменили его (Постановление от 24.09.2014 по делу № А39-5717/2013). Примеры опоздания привлечения к административной ответственности приведены и в постановлениях ФАС ВВО от 10.02.2014 по делу № А38-2856/2013, ФАС ЦО от 19.07.2013 по делу № А14-79/2013.
Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).
Арбитражный суд | Реквизиты постановления |
ФАС ДВО | от 20.03.2014 № Ф03-624/2014 |
ФАС ЗСО | от 06.03.2013 по делу № А27-14372/2012 |
ФАС МО | от 04.04.2014 № Ф05-2243/2014 |
ФАС УО | от 25.06.2014 № Ф09-3963/14 |
ФАС ВВО | от 02.04.2013 по делу № А38-2787/2012 |
В противном случае в действиях компании будет усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Арбитражный суд | Реквизиты постановления |
ФАС ВСО | от 28.05.2013 по делу № А19-20447/2012 |
ФАС ВВО | от 28.05.2014 по делу № А79-6492/2013 |
ФАС ДВО | от 20.03.2014 № Ф03-624/2014 |
ФАС ЗСО | от 25.04.2014 по делу № А27-6302/2013 |
от 15.02.2013 по делу № А27-13222/2012 | |
ФАС ПО | от 03.04.2014 по делу № А65-14649/2013 |
от 04.03.2014 по делу № А65-14450/2013 |
Еще одно обстоятельство, при наличии которого постановление о привлечении к административной ответственности судом будет признано незаконным, – нарушение проверяющими лицами порядка привлечения к ответственности: например, составление протокола в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления (Постановление ФАС СЗО от 09.06.2014 по делу № А56-50239/2013), или отсутствие доказательств надлежащего заблаговременного извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (Постановление АС УО от 07.10.2014 № Ф09-6513/14).
Ключевой момент
Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.
Возмещение вреда
На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 № 564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:
- вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
- нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
- вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу № 33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу № 33-2180).
Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:
D = Lз + Cл + Cо, где:
– Lз – стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;
– Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;
– Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.
В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.
Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:
Lз = Nбз x Р, где:
– Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;
– Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.
Ключевой момент
Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.
Уплата НДПИ
На основании ст. 334 НК РФ плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Такие лица подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Объектом обложения указанным налогом в силу пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование согласно законодательству РФ.
Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 № ММ-6-21/816@).
Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 № 1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 № 845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 № Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).
В связи с появлением Постановления Правительства РФ № 564, которое, в отличие от Распоряжения Правительства РФ № 1214-р, является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ № 1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу № А52-3535/2013).
Ключевой момент
При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.
* * *
Добыча полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии признается самовольным пользованием недрами, кроме ситуации, когда лицензия не нужна (действует исключение из общего правила). Пользование недрами без лицензии – административно наказуемое деяние, за совершение которого на юридическое лицо накладываются достаточно высокие штрафы (в размере от 800 000 до 1 000 000 руб.). Привлечение нарушителя к административной ответственности не освобождает виновное лицо от еще одной меры ответственности – возмещения государству причиненного вреда, что осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Причем добровольная уплата в бюджет НДПИ при добыче полезных ископаемых без лицензии с 16.07.2013 не считается возмещениеaм нанесенного вреда. Безлицензионное пользование недрами не порождает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДПИ.
Источник