Строение и рельеф и полезные ископаемые россии

Строение и рельеф и полезные ископаемые россии thumbnail

Геологическое строение России

Образование земной коры и геологическое строение планеты между собой тесно связаны, потому что геология Земли начинается со времени образования коры. Возраст земной литосферы, о чем свидетельствуют самые древние горные породы, более $3,5$ млрд. лет. На суше выделяется два основных типа тектонических структур – платформы и геосинклинали, существенно различающиеся между собой.

Определение 1

Платформы – это устойчивые, обширные участки земной коры, состоящие из кристаллического фундамента и осадочного чехла более молодых горных пород

На платформах, как правило, отсутствуют горные образования, вертикальные движения имеют очень маленькую скорость, отсутствуют современные действующие вулканы, очень редки землетрясения. Формирование кристаллического фундамента Русской платформы относится к архейской и протерозойской эрам – это примерно $2$ млрд. лет тому назад. В это время на земле происходили мощные горообразовательные процессы.

Результатом этих процессов явились горы, сложенные такими смятыми в складки древними породами как гнейсы, кварциты, кристаллические сланцы. К началу палеозоя эти горные образования выровнялись, и их поверхность испытывала медленные колебания. Если поверхность опускалась ниже уровня древнего океана, начиналась морская трансгрессия с накоплением морских осадков. Происходило формирование осадочных горных пород – известняков, мергелей, темноцветных глин, солей. На суше, когда она поднималась и освобождалась от воды, происходило накопление красноцветных песков и песчаников. При накоплении осадочного материала в мелководных лагунах, озерах происходило накопление бурых углей и солей. В палеозойскую и мезозойскую эры древние кристаллические породы оказались перекрытыми осадочным чехлом достаточно большой мощности. Для определения состава, мощности, свойств этих горных пород, геологи бурят скважины, чтобы достать из неё определенное количество керна. Геологическое строение специалисты могут исследовать, изучая естественное обнажение горных пород.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Сегодня наряду с традиционными геологическими методами используются геофизические и аэрокосмические методы исследования. Подъем и опускание территории России, формирование континентальных условий обусловлены тектоническими движениями, причины которых ещё до конца не ясны. Бесспорным является только то, что связаны они с теми процессами, которые протекают в недрах Земли.

Геологи выделяют следующие тектонические процессы:

  1. Древние – движения земной коры происходили в палеозое;
  2. Новые – движения земной коры происходили в мезозое начале кайнозоя;
  3. Новейшие – тектонические процессы, характерные для последних нескольких миллионов лет. В создании современного рельефа они сыграли особенно важную роль.

Общие черты рельефа России

Определение 2

Рельеф – это совокупность неровностей поверхности Земли, включая океаны, моря.

Рельеф оказывает большое влияние на формирование климата, распространение растений и животных, на хозяйственную жизнь человека. Рельеф, как говорят географы, является каркасом природы, поэтому её изучение, обычно, начинается с изучения рельефа. Рельеф России удивительно разнообразен и достаточно сложен. На смену бескрайним равнинным просторам приходят величественные горные цепи, древние кряжи, конусы вулканов, межгорные котловины. Физическая карта России и снимки, сделанные из космоса, хорошо показывают общие закономерности орографического рисунка страны.

Определение 3

Орография – взаимное расположение рельефа относительно друг друга.

Орография России:

  1. Территория России на $60$ % занята равнинами;
  2. Более низкими являются западная и центральная часть России. Четкая граница между этими частями проходит по реке Енисей;
  3. Горы на территории России расположены по её окраинам;
  4. В целом территория страны имеет наклон в сторону Северного Ледовитого океана. Доказательством этого является течение крупных рек – Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Обь и др.

На территории России расположены две крупнейшие равнины мира – Восточно-Европейская или Русская и Западно-Сибирская.

Рельеф Русской равнины холмистый, с чередованием возвышенных и низменных участков. Северо-восток Русской равнины более высокий – более $400 $м над уровнем Мирового океана. Прикаспийская низменность, расположенная в южной её части – является самой низкой частью – $28$ м ниже уровня Мирового океана. Средние высоты Русской равнины достигают примерно $170$ м.

Рельеф Западно-Сибирской низменности не отличается разнообразием. Низменность в основном лежит на $100$ м ниже уровня Мирового океана. Её средняя высота составляет $120$ м и только на северо-западе высота поднимается до $200$ м. Здесь расположена Северо-Сосьвинская возвышенность.

Водоразделом между равнинами является Уральский хребет. Сам по себе хребет не имеет больших высот, да и ширина его доходит до $150$ км. Вершина Урала – г. Народная, с высотой $1895$ м. Протянулись Уральские горы с севера на юг на $2000$ км.

Третья по площади равнина России находится между Леной и Енисеем – это высокая равнина называется Среднесибирское плоскогорье. Средние высоты плоскогорья над уровнем океана составляют $480$ м. Его максимальная высота расположилась в районе плато Путорана – $1700$ м. Плоскогорье на востоке постепенно переходит в Центрально-Якутскую равнину, а на севере ступенькой опускается в Северо-Сибирскую низменность.

Горные районы России занимают юго-восточную окраину страны.

К юго-западу от Русской равнины, между Черным и Каспийским морями, раскинулись самые высокие горы России – Кавказские. Здесь находится самая высокая точка страны – г. Эльбрус, высота которой $5642$ м.

С запада на восток по южной окраине России далее идут Алтайские горы и Саяны. Вершины которых соответственно г. Белуха и Мунку-Сардык. Постепенно эти горы переходят в хребты Предбайкалья и Забайкалья.

Становой хребет связывает их с хребтами северо-востока и востока России. Здесь расположены средневысотные и низкие хребты – Черского, Верхоянский, Сунтар-Хаята, Джугджур. Кроме них здесь есть многочисленные нагорья – Яно-Оймяконское, Колымское, Корякское, Чукотское.

В южной части Дальнего Востока страны они соединяются с невысокими и средневысотными хребтами Приамурья и Приморья, например, Сихотэ-Алинь.

На крайнем Востоке страны расположились горы Камчатки и Курил. Здесь расположились все действующие вулканы страны, и самый высокий из действующих вулканов – Ключевская Сопка. Горы занимают $10$ % территории России.

Полезные ископаемые России

Россия, по запасам полезных ископаемых, занимает лидирующее положение в мире. Сегодня известно более $200$ месторождений, совокупная стоимость которых оценивается в $300$ трлн. долларов.

Отдельные виды полезных ископаемых России в мировых запасах составляют:

  1. Запасы нефти – $12$ %;
  2. Запасы природного газа – $32$ %;
  3. Угольные запасы – $30$ %;
  4. Запасы калийных солей – $31$ %;
  5. Кобальт – $21$ %;
  6. Запасы железных руд – $25$ %;
  7. Запасы никеля – $15$ %.

В недрах России залегают горючие, рудные, нерудные полезные ископаемые.

К горючим относятся:

  1. Каменный уголь. Крупнейшими месторождениями которых являются Кузнецкое, Печорское, Тунгусское;
  2. НефтьЗападной Сибири, Северного Кавказа и Поволжья;
  3. Природный газ, как правило, сопутствует месторождениям нефти. Но, в России есть и чисто газовые месторождения на полуострове Ямал;
  4. Торф, крупнейшим месторождением которого является Васюганское месторождение на территории Западной Сибири;
  5. Горючие сланцы. При их перегонке получают смолу, по составу и свойствам, близкую к нефти. Прибалтийский сланцевый район является самым крупным.

Рудные полезные ископаемые представлены самыми разными рудами.

Среди них:

  1. Железная руда, по запасам которой Россия занимает первое место в мире. Известными месторождениями являются КМА, Кольский полуостров, Горная Шория;
  2. Марганцевые руды. Известно 14 месторождений на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Крупнейшие месторождения марганца сосредоточены в Юркинском, Березовском, Полуночном месторождениях;
  3. Алюминиевые руды. Добыча алюминия для страны достаточно затратная, потому что руда низкого качества. Уральские и Западно-Сибирские запасы нефелинов и бокситов достаточно большие. К более перспективному району относится Северо-Уральский район;
  4. Первое место в мире занимает Россия по запасам руд цветных металлов. Самые значительные месторождения расположены в Восточной Сибири и на полуострове Таймыр.

По добыче алмазов в мировом объеме на долю России приходится $25$ % и только ЮАР добывает больше России.

Из нерудных полезных ископаемых Россия добывает драгоценные камни как органического, так и минерального происхождения, а большой ассортимент строительных полезных ископаемых.

Источник

Для рельефа России характерна неоднородность и контрастность: высокие горные хребты соседствуют с обширными равнинами и низменностями. Почти 2/3 территории страны занимают бескрайние равнины различной формы и высоты. Объясняется разнообразие ландшафтов России большой занимаемой площадью и особенностями геологического развития.

Строение и рельеф и полезные ископаемые россии

Особенности рельефа России

Рельеф представляет собой комплекс всех неровностей земной поверхности, которые могут быть как выпуклыми, так и вогнутыми. Исходя из этих особенностей, рельеф условно делят на две большие группы: горы и равнины.

Строение и рельеф и полезные ископаемые россии

Рис. 1. Карта рельефа России

Рельеф Российской Федерации отличается большим разнообразием. На территории страны преобладают равнинные участки суши, богатые полезными ископаемыми: нефтью, природным газом, углем, сланцами, железными рудами, золотом и многими другими минеральными ресурсами.

Равнины чередуются с высотами горных хребтов. Самая высокая точка не только в стране, но и во всей Европе – знаменитая гора Эльбрус (5642 м.), расположенная на Кавказе. Здесь же находятся и другие горы-пятитысячники: Казбек, Дыхтау, Шхара, Пик Пушкина.

Кавказские горы, расположенные между Каспийским и Черным морями, делятся на две горные системы: Малый Кавказ и Большой Кавказ. Все самые высокие пики расположены в последнем, где на больших высотах царят ледники и вечные снега.

Строение и рельеф и полезные ископаемые россии

Рис.2. Кавказские горы

Прикаспийская низменность расположена ниже уровня моря на 28 м. Подобные колебания высот – около 5700 м – на территории одного государства являются весьма внушительными.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Положение России относительно крупных форм рельефа

Разнообразие форм рельефа и их расположение самым тесным образом связано с геологическими особенностями территории. На поверхности молодых и древних платформ России на разной высоте лежат крупные равнины, занимающие основную часть площади страны:

  • Восточно-Европейская (другое название – Русская);
  • Западно-Сибирская;
  • Средне-Сибирское плоскогорье.

Центральная часть России расположена на Восточно-Европейской равнине, которая считается одной из крупнейших на земном шаре.

Русская и Западно-Сибирская равнины разделены хребтами Уральских гор, общая протяженность которых составляет более 2,5 тыс. км. На юго-востоке Русская равнина ограничена Алтайской горной системой.

Средние показатели высоты Средне-Сибирского плоскогорья колеблются в пределах 500-700 м. над уровнем Мирового океана.

На северо-востоке РФ расположен Тихоокеанский пояс складчатости, который включает в себя Камчатку, Курильские острова и остров Сахалин.

Все вышеперечисленные острова – это вершины древних морских гор, рост которых не прекращается и по сей день. Именно по этой причине для этого региона характерны частые и интенсивные землетрясения.

На северо-западе территория страны расположена на Балтийском кристаллическом щите. Для этого региона характерны озерные и морские равнины, невысокие горы и заболоченные низины.

Горные системы РФ

Горы в России занимают почти 1/3 всей территории.

  • На границе азиатской и европейской частей государства расположены Уральские горы – самые старые и протяженные. Они не отличаются большой высотой, и в настоящее время сильно разрушены. В среднем, высота Уральских гор не превышает 400 м., а наивысшей точкой является гора Народная (1895 м.).
  • На юге РФ находится молодая горная система Большой Кавказ, которая служит естественной границей между Грузией и Азербайджаном. Гора Эльбрус (5642 м.) – наивысшая точка.
  • На юге Сибири расположены Алтайские горы. Они относительно невысокие, однако их рост еще продолжается. Самая высокая точка – гора Белуха (4506 м.).
  • На Камчатке находятся высокие горные хребты с вулканическими вершинами. Именно там находится самый большой в мире действующий вулкан – Ключевская Сопка (4850 м.).

Строение и рельеф и полезные ископаемые россии

Рис. 3. Ключевская Сопка

Что мы узнали?

Рассматривая тему рельефа Российской Федерации по программе за 8 класс, мы узнали, какие формы рельефа преобладают на территории страны, каковы его особенности. Сочетание равнин и высоких гор является одним из примеров контрастного и неоднородного рельефа, который стал возможен благодаря особенностям геологического строения и внушительной площади территории государства.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 648.

Источник

Тест по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

1 вариант

1. В рельефе России преобладают:

а) гора           б) равнины

2. Общий уклон территории России:

а) к югу    б) к северу     в) к центру     г) к востоку.

3. На древних участках земной коры – платформах, как правило, располагаются:

а) горы        б) равнины

4. К древним складчатым областям приурочены месторождения :

а) угля, нефти, газа         б) железных руд, золота        в) и тех и других

5. К формам рельефа ледникового происхождения относятся:

а) морены, цирки, бараньи лбы     б) овраги, балки      в) барханы, дюны

6. Наука о минералах – это:

 а) петрография        б) палеонтология       в) геотектоника

7. Самая древняя геологическая эра:

а) протерозойская       б) палеозойская        в) архейская

8. Установите соответствие между горами и их высшими вершинами:

1) Кавказ    2) Алтай     3) Саяны      4) хребет Черского

а)  г. Победа     б) г. Белуха     в) г. Эльбрус    4) г. Мунку-Сардык

9. Выберите правильные утверждения:

а) крупные равнины расположены на платформах;

б) эоловые процессы создают морены;

в) п-ов Камчатка и Курильские острова  — самые сейсмически активные зоны России;

г) между Русской и Западно-Сибирской равнинами расположены Уральские горы.

10. Высшая точка России – это гора:

а) Ключевская Сопка    б) Казбек      в) Белуха       г) Эльбрус

11. Самые протяжённые горы России:

а) Уральские     б) Кавказские      в) Западный Саян      г) Верхоянский хребет

12. Самая низкая точка на территории страны – это:

а) западная Сибирь       б) Колымская низменность       в) Прикаспийская низменность

13. Действующие вулканы России расположены на …(выберите 2 территории)

а) Камчатке       б) Алтае       В) Курильских островах         г) Верхоянском хребте

14. Появление человека на Земле относится к периоду:

а) четвертичному      б) неогеновому       в) пермскому        г) юрскому

15. Что можно найти в кимберлитовой трубке?

2 вариант

1. Горы расположены на:

а) платформах        б) плитах        в) в складчатых областях

2. Поверхность России понижается к:

а) югу     б) северу        в) западу          г) востоку

3. Скопление обломков огромных камней, щебня, глины вместе со льдом переносимые ледником, называются:

а) оползни        б) сели        в) дюны           г) морена

4. Самая высшая точка в рельефе России:

а) 6645м;           б) 5642м;            в) 6545м;            г) 4652м.

5. Наиболее сильные землетрясения наблюдаются на:

а) Курильских островах      б) Новой Земле      в) Чукотском п-ове         г) Урале

6. Огромная холмистая равнина нашей страны с чередованием возвышенностей и низменностей:

а) Западно-Сибирская      б) Восточно-Европейская          в) Среднесибирское плоскогорье

7. Выберите внешние процессы, влияющие на рельеф территории:

а) текучие воды       б) землетрясения       в) ветры       г) вулканизм      д) медленные движения земной коры       е) ледники      ж) цунами       з) селевые потоки

8. Месторождения горючих полезных ископаемых приурочены  к:

а) плитам древних платформ       б) складчатым областям       в) областям молодых гор

9. Соотнесите названия территорий и гор, которые на них расположены.

Территория:                                                                        Горы:

1. Кольский п-ов                                                           а) Верхоянский хребет

2. Правобережье реки Лены                                      б) Кавказ

3. Между Чёрным и Каспийским морями                в) Чукотское нагорье

4. Чукотский п-ов                                                          г) Хибины

10. Что объединяет горы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана, горы Бырранга?

а) особенности рельефа         б) центры оледенения      в) размеры территории.

11. Появление человека на Земле относится к периоду:

а) четвертичному      б) неогеновому        в) пермскому        г) юрскому

12. Самая низкая точка на территории страны – это:

а) Западная Сибирь     б) Колымская низменность        в) Прикаспийская низменность

13. Что такое лакколит?  Приведите примеры лакколитов в России.

14. Что общего у карьеров и терриконов?

15. Приведите примеры гляциальных форм рельефа.

Источник

РАЗРАБОТКА УРОКА

учителя географии МОУ гимназии №1 г.Новоалександровск

Колесниковой Галины Ивановны

Предмет: география

Класс: 8

Тема урока: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Цели урока:

Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»; формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать умение работать с картами (настенные, атлас).

Воспитательные: воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; способствовать формированию интереса к предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Тип урока: обобщение, повторение, закрепление знаний, умений.

Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса; проектор, компьютер, доска, CD.

Современные образовательные технологии, использованные на уроке:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология групповой работы.

4. Здоровьесберегающие технологии.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Задачи урока.

— Доброе утро, ребята! На предыдущих уроках мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны и нашего края, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России и Ставропольского края, который я надеюсь, останется в памяти надолго. А сегодня нам предстоит повторить, обобщить наши знания по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», выделить главное в многообразии рельефа, геологического строения Земли, проверить прочность наших знаний, выполняя различные задания.

— Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи.

— Начинаем урок!

II. Повторение изученного материала.

1. Слово учителя. Видеоблицопрос

— Повторяем материал, закрепляем умения,

Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

Задание : Дайте определение следующим понятиям …

Рельеф — …

платформа — …

складчатый пояс — …

полезные ископаемые — …

месторождения — …

бассейны — …

2. Фронтальная, индивидуальная, парная работа с физической картой Росссии, интерактивной картой рельефа России, тектонической картой России.

Задание №1: Покажите на физической карте России формы рельефа:

Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус, Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы, Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского, Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха, Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье, Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье.

Задание №2: На интерактивную карту рельефа нанесите следующие крупнейшие формы…

hello_html_5efe9006.png

Задание 3: На интерактивную тектоническую карту перенесите следующие элементы…

hello_html_m9730530.png

3. Слово учителя. Проблемный диалог.

— При изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» мы с вами познакомились с геологической историей и особенностями рельефа, структурой полезных ископаемых нашего региона. Вам сейчас предстоит вспомнить ваши знания.

Задание: Дайте полный ответ на поставленные вопросы…

— На какие три основные формы рельефа делится территория Ставропольского края?

-Какие месторождения полезных ископаемых Ставропольского края имеют промышленное использование?

— Назовите самую высокую точку Ставропольского края.

4. Самостоятельная индивидуальная выборочно-распределительная работа учащихся по видеослайдам. Взаимопроверка.

— Для выполнения следующего задания вспомните, какие факторы в формировании рельефа являются рельефообразующими?

Задание: Распределите формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих фактов:

Болотные почки, каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, котлованы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, цирки, балки, домены рек, дурные реки, обвалы, коралловые рифы.

5. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием схемы.

hello_html_m27976fa.jpg

6.Групповая видеоигра «Угадай-ка!»

Задание: Назовите стихийное природное явление…

— Толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности

вследствие тектонических движений (землетрясение).

— Процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в связи с перемещением магмы (вулканизм).

— Отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части (оползень).

— Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель).

— Снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове

( лавина).

— Обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести (обвалы).

7. Географический диктант на основе видеослайда. Индивидуальная самостоятельная работа. Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание: Дайте ответ толкованию понятий…

Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)

Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника)

Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология)

Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это… (Эры)

Верхний слой платформы, состояний из известняков, глины, песчаников. (Осадочный чехол)

Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)

Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)

Молодая платформа. (Плита)

Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)

Горы расположены в … областях. (Складчатых)

III. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап. Слово учителя.

— Сегодня на уроке мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны и родного края, учились работать с картами.

— Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При составлении синквейна воспользуйтесь памяткой:

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Ну вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Учитель ваш уже итог подводит,

Не сводит с вас своих весёлых глаз.

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

Оценка деятельности учащихся.

IV. Домашнее задание.

— Опережающее задание по теме «Климат и климатические ресурсы России». Подготовить сообщение об особенностях климата России.

Источник