Суммарный полезный эффект этого действия превышает
Утилитаризм
Философия современного западного менеджмента пытается придать рыночным отношениям и предпринимательству нравственную значимость исходя из экономической эффективности и целесообразности рынка. Тем самым не экономика доводится до нравственного уровня, а нравственность низводится до уровня экономического и материального интереса.
Подобная позиция основана на теории утилитаризма, основателем которой является И. Бентам (1998). Эта теория касается поиска критериев измерения ценностей, что позволило бы определять этическую правомерность каких-либо действий и законов.
По мнению Бентама, наиболее эффективным критерием является степень полезности или вредности. Какое-либо действие является правомерным с этической точки зрения, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо первого. Причем под максимумом пользы подразумевается польза всем лицам, которые оказываются в сфере действия результатов акции, а в качестве результатов рассматриваются не только текущие, но и отдаленные позитивные и негативные последствия.
Идеи утилитаризма оказали сильное влияние на экономическую науку, утвердив идею «экономического человека», стремящегося в процессе хозяйственной деятельности к максимальному увеличению своего благосостояния. Теория утилитаризма лежит в основе методов экономического анализа рынка и согласуется с критериями эффективности. Все это привело к тому, что утилитаризм прочно утвердился в экономической теории, позволяя формализовать определение максимальной полезности, если перейти к ее выражению в денежном эквиваленте.
Однако практическое применение теории утилитаризма наталкивается на целый ряд проблем, связанных с необходимостью количественного измерения общественной полезности. Это касается, например, несопоставимости эффектов, возникающих по отношению к разным людям, невозможности измерения ценности здоровья и самой жизни, оценки доходности или убыточности фундаментальных научных исследований.
Самое главное возражение связано с тем, что предлагаемое использование денежного эквивалента полезности может оказаться несовместимым с двумя моральными категориями: правом и справедливостью. Развитие идеи И. Бентама привело к тому, что именно отдельные индивиды стали рассматриваться как носители оптимальности. Рассмотрение полезности для всех затронутых эффектом людей уступило место индивидуальной полезности, т.е. ликвидировало собственно этическое содержание.
Деонтическая этика и этика справедливости
Деонтическая этика разрабатывается с позиций классической философии морали, в основе которой лежит категорический императив Канта, основанный на наличии у человека моральных прав (то есть таких прав, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми). Классическая теория морали предполагает, что нравственный закон внутренне присущ человеку.
Критериями корректности образа действий являются универсальность и обратимость, что отражено в одной из современных формулировок деонтического подхода к оценке этичности поступка. Действие является морально оправданным для данного лица в том и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы также.
Обычно приводят следующие современные формулировки категорического императива Канта.
1. Всегда поступай так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех.
2. Не делай другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других.
3. Человек не может в принципе рассматриваться как инструмент для социальной деятельности.
В работах современных философов этого направления анализируются этические требования к любой практической деятельности человека исходя из понятия морального вменения (см. п.1.1). Например, П. Рикёр в качестве составляющих этической оценки деятельности указывает степень ее соответствия стандартам совершенства (добродетелям) и выполнение требования уважение к другому как морального долга. Следуя этой логике, для этической оценки хозяйственной деятельности необходимо разработать стандарты совершенства, и уважать своего партнера по взаимодействию (инвестора, поставщика или потребителя), отказавшись от использования его как инструмента достижения собственных коммерческих целей. Поскольку уважение является моральным долгом, то именно такое отношение к партнеру должно быть включено в стандарты совершенства и служить основанием самооценки субъекта экономической практики.
Ряд авторов декларируют этот подход, но, отдавая предпочтение ценности достижения успеха, пытаются найти компромисс с идеями утилитаризма. Например, предлагаемая «российская модель этики успеха» формально включает два принципа — стремления к успеху и морального значения поступков. В качестве ведущего принципа выдвигается «императив достижения»; необходимость соблюдения «правил честной игры» декларируется, но главным признается стремление к успеху. Такая двойственность практически исключает возможность использования этой концепции этики бизнеса в качестве критерия для принятия решения в этически сложных ситуациях. В результате экономическое поведение выводится из-под этической оценки.
Этика справедливости
Теории справедливости были разработаны в ответ на явное противоречие утилитаристского подхода интересам общества в целом и представляют собой попытку найти компромисс между практическими соображениями и общепринятыми нравственными ценностями.
В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область применения этики справедливости существенно сужена. Последняя включает в основном проблемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов. Этика справедливости исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основные ценности для его представителей — человеческое равенство и справедливость как его выражение.
Моральный долг в этике справедливости понимается как подчинение одинаковым для всех правилам, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.
Сложность использования такого подхода состоит в существовании различных представлений о справедливости, таких как:
Эгалитаризм — равномерное распределение тягот и благ.
«Капиталистическая» справедливость — распределение благ с учетом индивидуального вклада в общее дело.
«Коммунистическая» справедливость — распределение трудовых обязанностей в соответствии со способностями, а благ — по потребностям.
Концепция социальной справедливости Д. Ролза:
Концепция социальной справедливости Д. Ролза (1995) основана на следующих принципах:
1. Каждый человек имеет равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей.
2. Неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы:
a) обеспечить максимум прибыли для наименее привилегированных лиц;
b) учреждения и должностные лица, являющиеся носителями власти, были бы доступны в равной мере для каждого.
Согласно Ролзу, первый принцип — «принцип равной свободы» — должен быть приоритетным по отношению к принципу второму, а в рамках 2-го принципа положение 2a (максимизация минимальной доли) должно рассматриваться как приоритетное по отношению к 2b (равенство возможностей).
Источник
Одной из самых влиятельных в этике бизнеса является теория ути литаризма. Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748—1832). В своих трудах Бентам разрабатывал методику поиска объективных критериев измерения ценностей, кото рая должна была обеспечить возможность простого и удовлетворитель ного с экономической точки зрения определения адекватности соци альной политики и общественного законодательства. По его мнению, наиболее эффективными критериями могли служить степень соответ ствия образа действия и существующих законов и степень полезности и вредности деятельности (по данным оценки ее последствий).
Какое-либо действие является правомерным с этической точки зре ния в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.
Таким образом, принцип утилитаризма предполагает наличие воз можности количественного измерения благ, производимых путем со вершения действий, возможность их суммирования, а также вычисле ния разности между количеством благ и количеством отрицательных результатов, а значит — и возможность определить, какое из действий даст максимальную чистую прибыль или минимальные абсолютные расходы. Следовательно, на базе данного принципа можно осуществить количественное измерение всех видов прибыли и расходов и, пользу ясь некоей общей численной шкалой, реализовать сложение или вычи тание определенных значений искомых показателей. Например, уро вень степени удовлетворенности рабочих состоянием среды, в которой реализуется трудовой процесс, может быть оценен величиной, равной 500 ед. (позитивным) полезности, тогда как соответствующий отрица тельный эффект (счет из банка, присланный в следующем месяце) будет равен 700 ед. (негативным). Таким образом, общий итог описан ной акции, направленной на улучшение состояния среды, в которой трудятся рабочие, составит 200 ед. (негативных) полезности. Если прин цип утилитаризма гласит, что данное конкретное действие является правомерным, поскольку отличается более высокой полезностью, чем
любой другой соответствующий акт, то это вовсе не значит, что право мерным является такое действие, которое приносит максимум пользы лицу, его совершающему. Более верным является, скорее, следующее утверждение: правомерно такое действие, которое приносит максимум пользы всем тем лицам, которые оказываются в сфере действия ре зультатов акции (в том числе человеку, совершающему данную акцию). Принцип утилитаризма нельзя толковать и в том смысле, что он пред полагает необходимость преобладания положительного эффекта над отрицательным (прибыли над расходами). Правильно считать, что, со гласно этому принципу, в конечном счете правомерной является такая акция, которая дает наибольшую чистую прибыль по сравнению с дру гими вариантами. Наконец, ошибкой было бы думать, что принцип утилитаризма предполагает необходимость учета только непосредствен ных и мгновенных результатов наших действий. Напротив, при анализе всех возможных вариантов действий следует как учитывать текущие положительные и негативные эффекты в виде расходов и прибыли, так и прогнозировать их последствия, в том числе любые косвенные ре зультаты.
Теория утилитаризма привлекательна во многих отношениях. Ее по ложения согласуются с критериями, которые используются для интуи тивной оценки моральности поведения. Так, в случае, когда человек пытается объяснить, почему он морально обязан совершить ту или иную акцию, он часто руководствуется соображениями о пользе или вреде, которые его действия могут принести другим людям. Соображения мора ли требуют учета интересов всех окружающих наравне с собственными интересами. Такое поведение полностью вписывается в теорию утилита ризма, поскольку положения последней содержат требование необхо димости определять результат действия в отношении всех лиц, участву ющих в акции, и требование выбирать такой вариант образа действий, который обеспечивает максимальный полезный эффект для каждого независимо от того, получает ли он прибыль непосредственно.
Используя принципы утилитаризма, можно объяснить, почему не которые виды деяний считаются аморальными (ложь, супружеская из мена, убийство), а другие, напротив, — морально оправданными (прав дивые высказывания, верность, соблюдение обязательств). Сторонник теории утилитаризма может доказать, что лгать нехорошо потому, что ложь приведет к убыли общественного благосостояния. Когда люди лгут друг другу, они в меньшей мере способны доверять и сотрудничать. А чем меньше интенсивность доверия и сотрудничества, тем ниже об щее благосостояние. Правдивость в общении — позитивный фактор, ибо укрепляет доверие и усиливает сотрудничество, тем самым спо собствуя укреплению благосостояния. В целом можно утверждать, что
лучшее правило — говорить правду и воздерживаться от лжи. Сторон ники традиционного утилитаризма, тем не менее, отрицают тот факт, что действие может оказаться безусловно некорректным. Так, они не согласились бы с тем, что нечестность или воровство всегда безусловно плохи. Если в определенной ситуации нечестное деяние приведет к более благоприятным последствиям, чем какая-либо иная акция, которая мо жет быть совершена этим же лицом в этой же ситуации, то тогда, согласно теории традиционного утилитаризма, нечестный поступок будет морально оправдан (в этом частном случае).
Идеи утилитаризма оказали достаточно сильное влияние на разви тие экономических наук. Многие экономисты еще в XIX в. категориче ски утверждали, что в основе механизмов хозяйственной деятельности лежит естественное стремление человека к максимальному увеличе нию своего благосостояния, а полезность производимых товаров изме ряется той ценой, которую люди желают уплатить за них. Принимая эти и другие упрощения, экономисты получили возможность выяснить известную всем зависимость между спросом и предложением, опреде лив таким образом характер связи между спросом и предложением, между продавцом и покупателем, а также объяснили причины равно весия цен в условиях свободного конкурентного рынка. Более того (и это особенно важно), экономисты сумели также доказать, что развитие системы свободных рынков на основе конкуренции приведет к такому способу эксплуатации ресурсов и утвердит такой механизм варьирова ния цен, что у потребителя появится возможность довести свою обще ственную полезность до максимума (до оптимума, если пользоваться терминологией Парето), причем это произойдет за счет повышения покупательной способности. Таким образом, находясь на позициях те ории утилитаризма, экономисты приходят к выводу о безальтернатив ности системы свободного рынка.
Теория утилитаризма лежит в основе метода анализа расходов и прибыли. Данную методику используют, в частности, для определения эффективности инвестиций (например, в проекты строительства пло тин, фабрик, общественных парков и т. д.) путем оценки разности величин нынешней и будущей прибыли и величин нынешних и бу дущих расходов. Для того чтобы рассчитать искомые показатели, ис пользуют методы дисконтирования цен (в денежном выражении) всех имеющих место и прогнозируемых эффектов, которые связаны с реа лизацией этих проектов, причем указанные эффекты рассматривают в отношении как окружающей среды, так и населения. Осуществить та кие расчеты иногда бывает весьма нелегко, хотя известны разнообраз ные способы определения цены (в денежном выражении) таких, каза лось бы, неосязаемых параметров, как красота леса (например, в ситуации, когда нас интересует, какое число лиц платит деньги за удовольствие лицезрения пейзажа аналогичного, но находящегося в частном владении парка). Если оказывается, что прибыль от какого- либо общественного проекта превышает расходы на этот проект (в де нежном выражении), а также если разность величин прибыли и расхо дов в этом случае выше, чем в альтернативном варианте, то можно сделать вывод о необходимости реализации первого проекта. В рамках данного подхода использование концепции утилитаризма для опреде ления общественной полезности, таким образом, сводится к расчету соотношения между денежными эквивалентами прибыли и расходов.
И наконец, можно отметить, что положения теории утилитаризма хорошо согласуются с представлениями о категории эффективности и, хотя они имеют различный смысл, тем не менее многие используют его для описания возможности производить максимум продуктов при известном количестве ресурсов. Иначе говоря, эффективной принято считать такую операцию, реализация которой позволяет обеспечить требуемый выход продукции при минимуме затрат ресурсов. Именно так принято понимать эффективность и с позиций утилитаризма, по скольку в рамках этой теории правомерным считается такой образ дей ствий, который дает возможность производить максимум прибыли при минимуме расходов. В приведенном выше определении эффективности достаточно слова «требуемый выход продукции» и «затраты ресурсов» заменить словами «прибыль» и «расходы» — и мы получим основную формулу утилитаризма; таким образом, согласно теории утилитариз ма, корректный образ действий всегда одновременно является наибо лее эффективным.
Источник
Религия и бизнес. Теория утилитаризма. Развитие идей утилитаризма. Деонтическая этика. Категорический императив Иммануила Канта. Этика справедливости. Основные концепции справедливости. Моральные проблемы деловой жизни.
В этике деловых отношений сложились четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления:
I.Религиозная концепцияоснована на религиозной этике, в основе которой лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудео-христианской традиции: «Не лги», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй против ближнего своего» и др.
Религиозные основания поведения человека, в том числе и в бизнесе, превратившись в культурную традицию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Не случайно в настоящее время бурно развивается область менеджмента, изучающая культурную специфику поведения в разных странах.
II.Теория утилитаризма –принцип, согласно которомудействие является правомерным с этической точки зрения, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого (т.е. в конечном счете правомерной является такая акция, которая дает наибольшую чистую прибыль по сравнению с другими вариантами).
Принцип утилитаризма предполагает наличие возможности количественного измерения благ, производимых путем совершения действий, возможность их суммирования, а также вычисления разности между количеством благ и количеством отрицательных результатов.
Согласно теории утилитаризма, корректный образ действий всегда одновременно является наиболее эффективным.
III. Деонтическая этика –третий подход к проблемам деловой жизни, согласно которому действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же.
В деонтической теории термин «право» используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Право является мощным инструментом социальной регуляции, и его назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности и гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важным среди различного рода прав являются так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми.
IV. Этика справедливости —четвертый подход к проблемам деловой жизни, исходящий из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основными ценностями для них являются человеческое равенство и справедливость как его выражение. Моральным долгом в этике справедливости, является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.
В целом моральные проблемы деловой жизни настолько сложны и многообразны, что решить их, исходя из позиций только одного направления, весьма сложно. В различных ситуациях и по отношению к различным субъектам необходимо опираться на различные этические принципы и ценности.
(См. Приложение 3)
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите четыре основных подхода к решению моральных проблем в этике бизнеса.
2. Сформулируйте утилитаристкое определение этичности поведения.
3. Дайте определение этичности поведения по деонтической теории.
4. Сформулируйте сущность этической теории Канта. Укажите трудности деонтической этики и отличие последней от утилитаристской теории.
5. Изложите основные положения теории справедливости.
6. Что такое «моральное право»?
7. Сформулируйте самые распространенные концепции справедливости.
Источник