Свойств полезных ископаемых мрамор 3 класс
- Доклады
- Окружающий мир
- Мрамор полезное ископаемое
Мрамор – это горная порода, основной составляющей которой является кальций. Мрамор – это полезное ископаемое, которое образуется из известняка в результате воздействия физико-химических процессов природы.
Мрамор состоит не только из кальция, он содержит много различных примесей, которые и влияют на его цвет. Преобладание железа придают мрамору красный цвет, силикатов – зеленый, марганца – бурый.
Природные залежи этой породы можно встретить по всей нашей стране России. Самым первым месторождением, где человек начал добывать эту горную породу считается месторождения, расположенные в Карелии. Самым крупным по объемам добычи этого полезного ископаемого считают месторождения, расположенные на Урале. Месторождения мрамора существуют в Западной Сибири и на Алтае, их число известно больше пятидесяти, но добыча ведется только на трех.
Огромное применение эта порода нашла в строительстве еще с древних времен. Эта горная порода служит для изготовления различных памятников, надгробий, монументов. При строительстве зданий мрамор служит для облицовки, как внешних стен здания, так и внутренних помещений. В электрическом оборудовании широко используются доски из мрамора в электрических распределительных щитах, панелях электроприборов. Дробленная мраморная крошка является основным компонентом штукатурки, которой покрывают стены и потолки зданий. Очень востребован мрамор для украшения фонтанов, домашних каминов, лестниц, вазонов, беседок в садах.
Мрамор – это очень прочная и выносливая порода, поэтому в настоящее время сохранились древние мраморные изделия, что говорит об особой исключительности этого полезного ископаемого среди других пород.
К достоинствам этой породы стоит отнести, то, что мрамор хорошо шлифуется. Это очень прочный камень, имеет высокую стойкость к морозам и влажности, обладает большой долговечностью, не поглощает радиационные излучения.
К недостаткам этой горной породы следует отнести, то, что поверхность из мрамора в быту быстро загрязняется. Он не любит любую кислоту, цвет мрамора не однотонен.
Но, несмотря на свои недостатки, мрамор за свою красоту и долговечность будет востребован человеком всегда в настоящее время и в будущем.
Сообщение 2
Мрамор – метаморфическая горная порода, в переводе с греческого означает сияющий камень, состоящая из кальцита. Широко распространен в различных сферах жизни: от сельского хозяйства до строительства. Имеет различный окрас и является очень красивой горной породой. Происходит от взаимодействия известняка и долмита при определенных геологических условиях.
Общие сведенья о мраморе:
- Состав: кальцит (99%), графит и магнетит (до 1%).
- Твердость (исчисляется по шкале Мооса) – 3-4.
- Удельный вес: 2.7 гр на см2.
- Строение: мелкозернистое, крупнозернистое, среднезернистое.
- Не царапает стекло.
- Взаимодействует с разбавленной соляной кислотой.
Варианты использования данной породы очень широкие:
- Монументальна скульптура.(Микеланджело любил использовать белый мрамор в своих скульптурах)
- Памятники для надгробий.
- Строительные цели (панели приборных щитов)
- Штучный камень (пильный)
Где еще применяется мрамор:
- Так же доски из чистого кальцитового мрамора широко применяются в электротехнике.
- А чистый мраморный песок и крошка производят штукатурку и мозаику, что очень хорошо используется в дизайне интерьера.
- Существует даже мука из мрамора, которую используют в сельском хозяйстве.
- Как насчет декора каминов, столешниц или плов? Мрамор отлично справляется как декорирующий камень и придает богатый вид общей картине.
- Культурная сфера жизни. Мрамор многие века украшал и украшает палацы и дворы, служит монументам разным историческим событиям и многое другое.
Местонахождение мрамора
Его добывают во многих областях России, но самый крупный район добычи мрамора – Урал. Всего там насчитано более 20 мест зарождений этой породы, но, к сожалению, возможность добывать камень имеется лишь у 8 залежей. Кто бы мог подумать, но и на Байкале есть мрамор.
Местонахождение данного продукта напрямую влияет на его окрас: Иркутская область дает красноватый оттенок камню, Пуштулимское место добычи дает белый цвет камню, а Граматушинское место – родина сиренево-розового камня. Каждое место добычи камня имеет свое строение земли, минералов и так далее. В связи с этим и изменяется цвет мрамора.
Люди не задумаются, как широко известна и распространена данная порода камня. Она присутствует везде, в самых разных формах. Это очень красивый и разноцветный камень, который может не только украшать, но и нести какие-то полезные функции. Он может украшать не только подоконники и столешницы. Мрамор играет главную декорирующую роль различных замков, дворцов и предметов культуры, придавая величие и роскошь. Трудно найти замену такому многофункциональной породе. Хоть мрамор не такой и твердый и не является драгоценной породой или камнем, его даже можно превратить в песок, но он полезен и применяем в жизни в абсолютно любом его виде, чем может похвастаться не каждая горная порода.
Картинка к сообщению Мрамор полезное ископаемое
Популярные сегодня темы
- Кровь
Кровь человека является некоей соединительной тканью, которая состоит из форменных элементов (к которым относятся эритроциты, лейкоциты и тромбоциты) и плазмы.
- Конституция РФ
За все время существования человечество создавало и совершенствовало политику, политический строй и взаимоотношения людей в государстве. Самой примитивной формой правления является
- Антарктида
Нет более холодного места на земле, чем Антарктида. В 1820 году этот континент обнаружила экспедиция русских ученых, в числе которых был Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев, они первыми дали
- Животные леса
Лес — это дом для многих животных и птиц. Ниже расскажу о некоторых из них.
1. Лось — самый большой из обитающих в наши дни оленей. После бизона, это второе по размеру
- Блохи
Блохи относятся к бескрылым паразитирующим насекомым. Паразитируют блохи на птицах, животных и некоторые виды на человеке.
- Опричнина
Опричнина – это термин, имеющий сразу два значения. Первое – это определенная внутренняя политика Ивана 4, проводимая в 1565-1572 годах. Второе – это личный удел Ивана 4
Источник
Урок по окружающему миру для 3 класса «Свойства полезных ископаемых»
1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.
2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)
3. Класс: 3
4. Автор: Сомова Л.А.
5. Тип урока: практическая работа
6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»
Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.
Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых
2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.
УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.
Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;
Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать
Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.
Орг. Момент (Мотивация и актуализация знаний)
— Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас очередное заседание научного клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (геолог)
— Кого называют геологами? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.)
Ход. урока
Тема. Целеполагания.
— Отследите границы нашего урока. (У с 22-25) «Свойства полезных ископаемых»
-Что вам знакомо в теме? (Полезные ископаемые)
-Приведите синонимы «полезные» ( необходимые, нужные) , «ископаемые» (доставить, извлечь)
-Дайте определения (Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд, добывая из глубины или поверхности земли)
— Что нам нужно сегодня узнать? (СВОЙСТВА)
Цель Изучить свойства полезных ископаемых.
Работать будем в 2 группах, где вы как настоящие ученные будете исследовать свойства полезных ископаемых.
— Ребята, нам члены клуба прислали задание. Прочитайте, что мы должны сделать.
—Подготовить сообщение о свойствах известняка, мрамора, глины, песка и их использовании.
— Чтобы определить задачи вы должны добавить слова из задания в незаконченные предложения?
1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)
2. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)
3. Составить … (сообщение)
— Уважаемые ученые, скажите, пожалуйста, какие бывают полезные ископаемые? (торф, песок, уголь, гранит, известняк, алмаз, нефть, минеральная вода, природным газ)
-Какую классификацию вы знаете (Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…) , жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ)
— Ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых
— Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать
1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.
( песок)
2. Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (глина)
3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)
4.Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)
— Молодцы!
Общий инструктаж Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника.
— Сейчас вы будете работать по группам.
-Правила работы с оборудованием вы знаете.
— План работы и инструкция у вас в учебнике. (У с 22-23)
-Вам необходимо, в ходе опытов выявить свойства известняка и мрамора; представить результаты в таблице; подготовить сообщение.
— 1 группа исследует известняк
— 2 группа мрамор
— А свойства песка и глины мы определим вместе.
— Для работы каждая группа получила :
— более подробный план проведения опытов (Приложение №1),
— памятку по составлению сообщения (Приложение №2),
— таблицы для заполнения (Приложение №3) у вас в тетрадях (с 6,7)
— картинки для оформления коллажа.
— Вспомните, в чем залог успеха работы группы?
(-Необходимо правильно распределить работу в группе (выбрать спикера, помощника спикера, человека, который следит за временим)
-Будем выслушивать мнение каждого.
-Следовать плану и следить за временем)
— На выполнение этой работы вам дается 10 минут.
Исследования в группах
Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности
Оцените Возьмите оценочные листы и оцените свою работу в группе по критериям (умение договариваться, в ходе опытов выявлять свойства полезных ископаемых)
ФИЗМИНУТКА (проводит ребенок)
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что же ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Гору обойдем (топают ногами),
Реку проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Представление результатов
Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таблице о свойствах известняка представляют коллаж «Использование известняка» (коллаж прилагается) 2-ая группа записывает данные в таблицу.
(- Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.
— Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)
— проверьте свойства известняка (таблицу по слайду)
размер частиц
цвет
известняк легче или тяжелее воды
твердость
Мелкие частицы, скрепленные между собой.
Белый, желто-серый.
Тяжелее воды, утонул.
Твердый.
-поблагодарим 1 группу
Учащиеся 2-ой группы рассказывают по таблице о свойствах мрамора представляют коллаж «Использование мрамора» (коллаж прилагается).1-ая группа записывает данные в таблицу.
У: — Мы определили значения свойств:; цвет серый, белый, желтый, красный, черный, присутствует блеск; тяжелее воды; твердая горная порода.
У: — Из мрамора построены памятники культуры, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)
— проверьте свойства мрамора (таблицу по слайду)
цвет
наличие блеска
мрамор легче или тяжелее воды
твердость ( в сравнении с известняком)
Белый, серый, красный, черный.
Матовый, но хорошо полируется, блестит.
Тяжелее воды, утонул.
Тверже известняка.
-поблагодорим 2 группу
— Уважаемые ученные, вы прекрасно справились с данной работой. А теперь мы вместе определим свойства песка и глины
Песок и глина.
— Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины природным материалом, песком и глиной .
Ребята, а когда — то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду, так появилась посуда. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.
Рассказ об образовании песка и глины в природе.
— Кто помнит, как образуются песок и глина?
— Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но, это не так.
Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно.
Это — высокая и низкая температура воздуха;
дождь и снег;
вода и ветер;
растения.
— Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.
— Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.
— И так мы видим, что Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и Песок- это обломочная горная порода.
Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.
Их сравнение.
— Уважаемые ученые предлагаю приступить к практической части и с помощью опытов определим свойства песка и глины.
— У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.
# Определите какого цвета песок, глина
(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)
# Видите ли вы дно тарелки? (Нет) -Что можно сказать о прозрачности песка и глины?
# Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина
— Смочите образцы водой. Попытайтесь скатать шарик. Какая порода лучше сохраняет форму?
# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?
Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду, этот опыт сейчас вам продемонстрирую.
Учитель показывает опыт. (Вставим в стаканы воронки. Положим в них вату, а затем в 1добавим песок, а во 2 глину. Нальем в воронки воду. Что дольше удерживает воду?)
— Какой вывод можно сделать?
Подведем итог и проверим, какие свойства этих полезных ископаемых мы определили.
— Скажите, пожалуйста, что вы знаете об использовании песка?
-Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
— Его используют в строительстве дорог. Люди придумали соревнования по строительству песочных замков.
— песок – основной материал для получения стекла.
— Как люди догадались производить стекло? Оказывается 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы решили использовать каменную соду, но под воздействием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это смесь оказалась — стекло.
— Ребята, еще песок добавляют в глину при изготовлении посуды.
— Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.
Гончаров на Руси любили и ценили.
— Как еще используют глину?
— Глина – это основной материал для изготовления кирпичей, ее используют в строительстве домов.
— Глину используют при производстве фарфора, фаянса.
-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, вазы. Сервизы.
-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.
— Некоторые виды глины считаются целебными и используют в косметологии. Из глины делают прекрасные статуэтки и сувениры.
— Издавна Россия славилась глиняными игрушками. Дымковские, Филимоновские, Каргопольские (Архангелькая облость) которые на ровне с матрешками стали символом нашей страны.
-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий? (У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.)
Работа над проектом.
Сегодня вы попробуете слепить любое изделие из глины, а на уроке труда вы их раскрасите. Выставка готовых работ.
Подведение итогов
— Уважаемые ученые подведем итог нашего заседания. Предлагаю обратиться к поставленным задачам и проанализировать свою работу.
задачи
1.Определить свойства полезных ископаемых.
2. Узнать об использовании полезных ископаемых.
3. Составить сообщение.
— Все ли поставленные задачи мы выполнили? С заданием справились?
Рефлексия
Рада за всех участников заседания. Предлагаю вам, заполните рефлексивный экран. Допишите предложения.
Учащиеся заполняют
— Кто хочет поделиться своими достижениями?
Я узнал, что…
Мне было интересно…
У меня получилось…
Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее.
И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому.
– На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».
Домашнее задание
Дифференцированное:
1) Учебник стр.25задания №1,2, Т с6,7
2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом*.
МБОУ Старобелокурихинская СОШ
Алтайского района
Конспект урока
Тема урока: Свойства полезных ископаемых.
Предмет: окружающий мир (ПНШ)
Класс: 3
Автор: Сомова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов
Источник