Свойства полезных ископаемых 3 класс окружающий
В недрах Земли хранятся природные богатства – полезные ископаемые, которые имеют большое значение для человека. С их помощью люди решают почти все свои хозяйственные нужды: строят, отапливают помещения, ездят на транспорте, создают много полезных бытовых вещей. Давайте узнаем названия и свойства полезных ископаемых, без которых жизнь не была бы столь удобной и комфортной.
Горючие ископаемые
Ископаемые, которые можно использовать для получения тепла и энергии, называют горючими. К ним относятся природный газ и нефть.
Рис. 1. Добыча нефти
Это одни из самых важных ископаемых, с помощью которых люди научились вырабатывать и правильно использовать энергию. Подобный навык привел к изобретению множества промышленных отраслей.
Без горючих ископаемых трудно представить современную жизнь, ведь за счет их энергии мы отапливаем помещения в холодное время года, готовим еду, ездим на автомобилях.
Также к горючим природным веществам относится торф, сланец, бурый и каменный уголь, антрацит.
Рудные ископаемые
Рудные или металлические ископаемые – одни из первых, которые освоил древний человек. Без металла невозможно представить себе промышленность, ведь в каждом доме, у каждого человека обязательно найдется металлический предмет.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
В зависимости от свойства и области применения все металлы делятся на несколько основных групп:
- черные – это железо и все его сплавы – применяется в строительстве различной техники, судов, самолетов, машин;
- цветные – алюминий, медь, никель и многие другие – активно используются в космонавтике, электротехнике, авиастроении, различных точных приборах;
- благородные – серебро, золото, платина, палладий – обладают уникальным свойством – они не вступают в химические реакции, к тому же имеют высокую ценность как драгоценные металлы, из которых изготавливаются ювелирные украшения;
Рис. 2. Золото – благородный металл
- радиоактивные – уран, плутоний, радий и другие – способны без посторонней помощи излучать радиацию.
Нерудные ископаемые
Нерудные или неметаллические ископаемых – это мягкие и твердые группы горных пород и минералов. На сегодняшний день известно более сотни таких природных соединений, и все они нашли свое применение в различных хозяйственных и промышленных отраслях.
Рассмотрим краткое описание свойств нерудных ископаемых:
- горнорудное сырье – асбест, известняк, слюда – горные породы, без которых невозможно представить строительную сферу;
- химическое сырье – апатит, сера, калийные соли – используются в химической промышленности, при производстве минеральных удобрений, керамики, резины;
- строительные материалы – мрамор, гипс – используются в самых различных областях;
- самоцветные камни – изумруды, рубины, топазы – обладают красивым внешним видом, используются для создания ювелирных украшений.
Рис. 3. Алмаз – самый твердый минерал на Земле
Практически все месторождения полезных веществ постепенно истощаются. Если люди не научатся бережно и рационально использовать природные богатства, наше потомство может остаться без столь ценного сырья.
Что мы узнали?
Мы изучили тему «Свойства полезных ископаемых» (3 класс) по Окружающему миру, какое значение они имеют для человечества. Все полезные ископаемые можно разделить на 3 разряда: рудные, нерудные и горючие. Каждый из этих природных веществ имеет свое место в различных отраслях промышленности.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 144.
Источник
Урок по окружающему миру для 3 класса «Свойства полезных ископаемых»
1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.
2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)
3. Класс: 3
4. Автор: Сомова Л.А.
5. Тип урока: практическая работа
6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»
Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.
Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых
2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.
УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.
Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;
Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать
Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.
Орг. Момент (Мотивация и актуализация знаний)
— Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас очередное заседание научного клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (геолог)
— Кого называют геологами? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.)
Ход. урока
Тема. Целеполагания.
— Отследите границы нашего урока. (У с 22-25) «Свойства полезных ископаемых»
-Что вам знакомо в теме? (Полезные ископаемые)
-Приведите синонимы «полезные» ( необходимые, нужные) , «ископаемые» (доставить, извлечь)
-Дайте определения (Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд, добывая из глубины или поверхности земли)
— Что нам нужно сегодня узнать? (СВОЙСТВА)
Цель Изучить свойства полезных ископаемых.
Работать будем в 2 группах, где вы как настоящие ученные будете исследовать свойства полезных ископаемых.
— Ребята, нам члены клуба прислали задание. Прочитайте, что мы должны сделать.
—Подготовить сообщение о свойствах известняка, мрамора, глины, песка и их использовании.
— Чтобы определить задачи вы должны добавить слова из задания в незаконченные предложения?
1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)
2. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)
3. Составить … (сообщение)
— Уважаемые ученые, скажите, пожалуйста, какие бывают полезные ископаемые? (торф, песок, уголь, гранит, известняк, алмаз, нефть, минеральная вода, природным газ)
-Какую классификацию вы знаете (Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…) , жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ)
— Ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых
— Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать
1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.
( песок)
2. Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (глина)
3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)
4.Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)
— Молодцы!
Общий инструктаж Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника.
— Сейчас вы будете работать по группам.
-Правила работы с оборудованием вы знаете.
— План работы и инструкция у вас в учебнике. (У с 22-23)
-Вам необходимо, в ходе опытов выявить свойства известняка и мрамора; представить результаты в таблице; подготовить сообщение.
— 1 группа исследует известняк
— 2 группа мрамор
— А свойства песка и глины мы определим вместе.
— Для работы каждая группа получила :
— более подробный план проведения опытов (Приложение №1),
— памятку по составлению сообщения (Приложение №2),
— таблицы для заполнения (Приложение №3) у вас в тетрадях (с 6,7)
— картинки для оформления коллажа.
— Вспомните, в чем залог успеха работы группы?
(-Необходимо правильно распределить работу в группе (выбрать спикера, помощника спикера, человека, который следит за временим)
-Будем выслушивать мнение каждого.
-Следовать плану и следить за временем)
— На выполнение этой работы вам дается 10 минут.
Исследования в группах
Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности
Оцените Возьмите оценочные листы и оцените свою работу в группе по критериям (умение договариваться, в ходе опытов выявлять свойства полезных ископаемых)
ФИЗМИНУТКА (проводит ребенок)
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что же ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Гору обойдем (топают ногами),
Реку проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Представление результатов
Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таблице о свойствах известняка представляют коллаж «Использование известняка» (коллаж прилагается) 2-ая группа записывает данные в таблицу.
(- Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.
— Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)
— проверьте свойства известняка (таблицу по слайду)
размер частиц
цвет
известняк легче или тяжелее воды
твердость
Мелкие частицы, скрепленные между собой.
Белый, желто-серый.
Тяжелее воды, утонул.
Твердый.
-поблагодарим 1 группу
Учащиеся 2-ой группы рассказывают по таблице о свойствах мрамора представляют коллаж «Использование мрамора» (коллаж прилагается).1-ая группа записывает данные в таблицу.
У: — Мы определили значения свойств:; цвет серый, белый, желтый, красный, черный, присутствует блеск; тяжелее воды; твердая горная порода.
У: — Из мрамора построены памятники культуры, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)
— проверьте свойства мрамора (таблицу по слайду)
цвет
наличие блеска
мрамор легче или тяжелее воды
твердость ( в сравнении с известняком)
Белый, серый, красный, черный.
Матовый, но хорошо полируется, блестит.
Тяжелее воды, утонул.
Тверже известняка.
-поблагодорим 2 группу
— Уважаемые ученные, вы прекрасно справились с данной работой. А теперь мы вместе определим свойства песка и глины
Песок и глина.
— Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины природным материалом, песком и глиной .
Ребята, а когда — то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду, так появилась посуда. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.
Рассказ об образовании песка и глины в природе.
— Кто помнит, как образуются песок и глина?
— Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но, это не так.
Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно.
Это — высокая и низкая температура воздуха;
дождь и снег;
вода и ветер;
растения.
— Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.
— Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.
— И так мы видим, что Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и Песок- это обломочная горная порода.
Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.
Их сравнение.
— Уважаемые ученые предлагаю приступить к практической части и с помощью опытов определим свойства песка и глины.
— У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.
# Определите какого цвета песок, глина
(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)
# Видите ли вы дно тарелки? (Нет) -Что можно сказать о прозрачности песка и глины?
# Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина
— Смочите образцы водой. Попытайтесь скатать шарик. Какая порода лучше сохраняет форму?
# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?
Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду, этот опыт сейчас вам продемонстрирую.
Учитель показывает опыт. (Вставим в стаканы воронки. Положим в них вату, а затем в 1добавим песок, а во 2 глину. Нальем в воронки воду. Что дольше удерживает воду?)
— Какой вывод можно сделать?
Подведем итог и проверим, какие свойства этих полезных ископаемых мы определили.
— Скажите, пожалуйста, что вы знаете об использовании песка?
-Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
— Его используют в строительстве дорог. Люди придумали соревнования по строительству песочных замков.
— песок – основной материал для получения стекла.
— Как люди догадались производить стекло? Оказывается 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы решили использовать каменную соду, но под воздействием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это смесь оказалась — стекло.
— Ребята, еще песок добавляют в глину при изготовлении посуды.
— Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.
Гончаров на Руси любили и ценили.
— Как еще используют глину?
— Глина – это основной материал для изготовления кирпичей, ее используют в строительстве домов.
— Глину используют при производстве фарфора, фаянса.
-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, вазы. Сервизы.
-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.
— Некоторые виды глины считаются целебными и используют в косметологии. Из глины делают прекрасные статуэтки и сувениры.
— Издавна Россия славилась глиняными игрушками. Дымковские, Филимоновские, Каргопольские (Архангелькая облость) которые на ровне с матрешками стали символом нашей страны.
-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий? (У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.)
Работа над проектом.
Сегодня вы попробуете слепить любое изделие из глины, а на уроке труда вы их раскрасите. Выставка готовых работ.
Подведение итогов
— Уважаемые ученые подведем итог нашего заседания. Предлагаю обратиться к поставленным задачам и проанализировать свою работу.
задачи
1.Определить свойства полезных ископаемых.
2. Узнать об использовании полезных ископаемых.
3. Составить сообщение.
— Все ли поставленные задачи мы выполнили? С заданием справились?
Рефлексия
Рада за всех участников заседания. Предлагаю вам, заполните рефлексивный экран. Допишите предложения.
Учащиеся заполняют
— Кто хочет поделиться своими достижениями?
Я узнал, что…
Мне было интересно…
У меня получилось…
Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее.
И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому.
– На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».
Домашнее задание
Дифференцированное:
1) Учебник стр.25задания №1,2, Т с6,7
2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом*.
МБОУ Старобелокурихинская СОШ
Алтайского района
Конспект урока
Тема урока: Свойства полезных ископаемых.
Предмет: окружающий мир (ПНШ)
Класс: 3
Автор: Сомова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов
Источник
Этапы урока, цели
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Организационный момент
Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, включение в учебную деятельность
-Улыбнитесь, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим.
— Откройте свои ладошки к новым знаниям и произнесите нашу волшебную фразу:
Я хочу много знать!
— А сейчас тихо сядут девочки
— а мальчики сядут ещё тише.
Настраиваются на работу, высказывают друг другу добрые пожелания.
Личностные: выражают позитивное отношение к предстоящей работе
Актуализация знаний
Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, подготовка мышления
-Урок начнем с проверки домашнего задания в форме теста
— На выполнение работы 3 минуты
— За одну минуту до окончания работы подаю сигнал (колокольчик)
— А сейчас поменяйтесь карточками и проверьте тест на слайде (Слайд № 2)
-Оцени работу соседа
Критерии оценивания:
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки -«3»
3-5 ошибок –«2»
— Послушайте стихотворение
(читает учитель)
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— Кто догадался, о чем это стихотворение?
-Какие полезные ископаемые вы знаете?
Приложение № 1
Выполняют работу на карточках.
Взаимопроверка, оценивание.
(О полезных ископаемых)
-Узнать свойства полезных ископаемых.
Познавательные: логические: анализ, составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, знаково-символические действия: моделирование,
осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию
Регулятивные: саморегуляция: преодоление препятствий
Коммуникативные: сотрудничество в сборе информации
Целеполагание
Цель: выявление затруднений и постановка цели
-Откройте учебник на стр. 22
-Прочитайте тему урока.
— О чем мы сегодня будем говорить?
-Какую цель поставим перед собой?
-Зачем нам необходимы знания по этой теме?
-Где они нам могут пригодиться?
-Сегодня на уроке вы не просто ученики, вы исследователи и работая в группе для себя откроете что-то новое.
Читают
О свойствах полезных ископаемых
(Узнать свойства полезных ископаемых)
Регулятивные: принятие учебно-познавательной задачи и её сохранение,
целеполагание.
Планирование предстоящей деятельности
Цель: составление плана действий
— Ну, что заглянем в научную лабораторию.
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования.
-Прочитав и отгадав загадки, каждая группа узнает какие полезные ископаемые они будут исследовать.
(Карточки с загадками каждой группе)
-А результаты своих исследований группа будет записывать в научный дневник.
-Прежде, чем начать работу, вспомните правила ТБ при проведении опытов.
-Приступая к работе, не забудьте про правила работы в группе.
Каждая группа читают и отгадывают загадки.
Приложение № 2
Каждой группе выдается карточка (Научный дневник)
(Слайд № 3)
Вспоминают правила ТБ при проведении опытов
Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.
Регулятивные: планирование учебной деятельности
Практическая деятельность учащихся
Цель: организация построения нового знания
Физминутка
Цель: снять утомляемость детей.
Предоставление результатов.
Цель: Умение представить и оценить результаты групповой работы
Закрепление знаний
-Время на исследование и запись результатов 10 минут.
— За одну минуту до окончания работы подаю сигнал (колокольчик)
-Предлагаю приступить к реализации плана.
Подробный план проведения опытов находится в учебнике.
Исследования в группах:
Учитель в качестве эксперта наблюдает, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт ситуацию успеха.
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
-Обобщим результаты исследования.
-А сейчас закрепите знания, полученные в исследовательской работе.
Задание на отдельных листах для каждой группы:
Найди ошибки в следующих утверждениях.
Большинство полезных ископаемых жидкие.
Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.
Нефть добывают в карьерах.
Как удобрение для растений используется каменный уголь.
Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.
Учащиеся работают над исследованием:
самостоятельно выполняют опыты, фиксируют в научный дневник, оформляют отчёт.
Выполняют упражнения
Каждая группа зачитывает результаты своих исследований.
Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество правильных ответов
Ответы:
твёрдые
залегают
в недрах земли
торф
геологи
Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в группе –распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле).
Познавательные:
уметь формулировать несложные выводы, основываясь на проведённом опыте
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные:
уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
Подведение итогов.
Цель:
дать оценку успешности достижения цели .
— Ребята, достигли цели нашего урока?
Оцените свою работу на уроке
-Заполните оценочные листы.
Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.
Да, нам удалось определить свойства известняка, мрамора, песка, глины.
Учащиеся заполняют оценочные листы
(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)(Приложение №5)
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Рефлексия.
Цель: Оценивать свой вклад в общий результат деятельности
-Закончите предложения:
На уроке я узнал…
На уроке я учился…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
Анализируют
Слайд № 4
Регулятивные:
оценивание результатов
Домашнее задание.
Цель: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
-Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.
Дети записывают задания в дневник
1.Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
в) вода.
В) нефть, глина, торф.
в) строители.
4. Установи соответствие.
в) глина, известняк.
6.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений
В) гранит.
В) известняк.
Свойства песка и глины стр. 24-25
Свойства известняка и мрамора- стр. 22-23
Свойства песка и глины стр. 24-25
Свойства известняка и мрамора- стр. 22-23
Источник