Свойства полезных ископаемых для 3 класса

Свойства полезных ископаемых для 3 класса thumbnail

В недрах Земли хранятся природные богатства – полезные ископаемые, которые имеют большое значение для человека. С их помощью люди решают почти все свои хозяйственные нужды: строят, отапливают помещения, ездят на транспорте, создают много полезных бытовых вещей. Давайте узнаем названия и свойства полезных ископаемых, без которых жизнь не была бы столь удобной и комфортной.

Свойства полезных ископаемых для 3 класса

Горючие ископаемые

Ископаемые, которые можно использовать для получения тепла и энергии, называют горючими. К ним относятся природный газ и нефть.

Свойства полезных ископаемых для 3 класса

Рис. 1. Добыча нефти

Это одни из самых важных ископаемых, с помощью которых люди научились вырабатывать и правильно использовать энергию. Подобный навык привел к изобретению множества промышленных отраслей.

Без горючих ископаемых трудно представить современную жизнь, ведь за счет их энергии мы отапливаем помещения в холодное время года, готовим еду, ездим на автомобилях.

Также к горючим природным веществам относится торф, сланец, бурый и каменный уголь, антрацит.

Рудные ископаемые

Рудные или металлические ископаемые – одни из первых, которые освоил древний человек. Без металла невозможно представить себе промышленность, ведь в каждом доме, у каждого человека обязательно найдется металлический предмет.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

В зависимости от свойства и области применения все металлы делятся на несколько основных групп:

  • черные – это железо и все его сплавы – применяется в строительстве различной техники, судов, самолетов, машин;
  • цветные – алюминий, медь, никель и многие другие – активно используются в космонавтике, электротехнике, авиастроении, различных точных приборах;
  • благородные – серебро, золото, платина, палладий – обладают уникальным свойством – они не вступают в химические реакции, к тому же имеют высокую ценность как драгоценные металлы, из которых изготавливаются ювелирные украшения;

Свойства полезных ископаемых для 3 класса

Рис. 2. Золото – благородный металл

  • радиоактивные – уран, плутоний, радий и другие – способны без посторонней помощи излучать радиацию.

Нерудные ископаемые

Нерудные или неметаллические ископаемых – это мягкие и твердые группы горных пород и минералов. На сегодняшний день известно более сотни таких природных соединений, и все они нашли свое применение в различных хозяйственных и промышленных отраслях.

Рассмотрим краткое описание свойств нерудных ископаемых:

  • горнорудное сырье – асбест, известняк, слюда – горные породы, без которых невозможно представить строительную сферу;
  • химическое сырье – апатит, сера, калийные соли – используются в химической промышленности, при производстве минеральных удобрений, керамики, резины;
  • строительные материалы – мрамор, гипс – используются в самых различных областях;
  • самоцветные камни – изумруды, рубины, топазы – обладают красивым внешним видом, используются для создания ювелирных украшений.

Свойства полезных ископаемых для 3 класса

Рис. 3. Алмаз – самый твердый минерал на Земле

Практически все месторождения полезных веществ постепенно истощаются. Если люди не научатся бережно и рационально использовать природные богатства, наше потомство может остаться без столь ценного сырья.

Что мы узнали?

Мы изучили тему «Свойства полезных ископаемых» (3 класс) по Окружающему миру, какое значение они имеют для человечества. Все полезные ископаемые можно разделить на 3 разряда: рудные, нерудные и горючие. Каждый из этих природных веществ имеет свое место в различных отраслях промышленности.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 143.

Источник

Инфоурок

Окружающий мир
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Свойства полезных ископаемых » (3 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Презентация составлена по материалам ИНТЕРНЕТА учителем начальных классов МБО

Описание слайда:

Презентация составлена по материалам ИНТЕРНЕТА учителем начальных классов МБОУ «СОШ №24» г. Кемерово Аксёновой В.Я.

2 слайд

Свойства полезных ископаемых для 3 класса

3 слайд

Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрение

Описание слайда:

Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. Нефть Каменный уголь Торф НЕТ НЕТ ДА

4 слайд

Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соед

Описание слайда:

Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен. Гранит Железная руда Глина НЕТ НЕТ ДА

5 слайд

Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч. Нефть Торф НЕТ НЕТ

Описание слайда:

Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч. Нефть Торф НЕТ НЕТ Каменный уголь ДА

6 слайд

Прочная железная порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из

Описание слайда:

Прочная железная порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. Каменный уголь Известняк НЕТ НЕТ ДА Гранит

7 слайд

Обычно белый или серый камень, образовался из остатков организмов. Железная р

Описание слайда:

Обычно белый или серый камень, образовался из остатков организмов. Железная руда Известняк Гранит НЕТ НЕТ ДА

8 слайд

Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут. П

Описание слайда:

Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут. Природный газ НЕТ Нефть ДА

9 слайд

Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при произв

Описание слайда:

Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. Известняк Каменный уголь НЕТ НЕТ Песок ДА

10 слайд

Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. Извест

Описание слайда:

Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. Известняк Торф НЕТ НЕТ Глина ДА

11 слайд

Работа с учебником с. 22

Описание слайда:

Работа с учебником с. 22

12 слайд

 СВОЙСТВА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (Пятое заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Описание слайда:

СВОЙСТВА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (Пятое заседание клуба «Мы и окружающий мир»

13 слайд

Минерал — природное тело с определённым химическим составом и кристаллической

Описание слайда:

Минерал — природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой, образующееся в результате природных процессов и обладающее определёнными свойствами. Является составной частью земной коры, горных пород, руд, метеоритов. Изучением минералов занимается наука минералогия. В настоящее время установлено около 4900 минеральных видов, однако лишь несколько десятков минералов (около 100) пользуются широким распространением.

14 слайд

Важнейшие свойства минералов, являющиеся диагностическими признаками и позвол

Описание слайда:

Важнейшие свойства минералов, являющиеся диагностическими признаками и позволяющие их определять, следующие: Габитус кристаллов – внешний вид, т.е. какие грани он имеет: ромбовидные, кубические и пр. Галит — пример кубического габитуса (Соляная шахта в Величке, Польша)

15 слайд

Блеск — световой эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающ

Описание слайда:

Блеск — световой эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающего на минерал. Зависит от отражательной способности минерала. Металлический блеск; Неметаллический блеск: Алмазный блеск; Стеклянный блеск ; Перламутровый блеск ; и др. Опал – перламутровый блеск Графит – металлический блеск Флюорит – стеклянный блеск

16 слайд

Твердость. Определяется по шкале Мооса. По этой шкале, самым твёрдым эталонны

Описание слайда:

Твердость. Определяется по шкале Мооса. По этой шкале, самым твёрдым эталонным минералом является алмаз (10 по шкале Мооса, с абсолютной твёрдостью 1600, может резать стекло), а самым мягким является тальк (1 по шкале Мооса, с абсолютной твёрдостью 1, царапается ногтем). Твёрдость минерала не всегда постоянна для каждой из его сторон. Примером такого минерала является кианит имеющий твёрдость 4.5 по шкале Мооса в одном направлении и твёрдость 6 в другом. Алмаз Тальк Кианит

17 слайд

Хрупкость — прочность кристаллов, можно обнаружить при механическом раскалыва

Описание слайда:

Хрупкость — прочность кристаллов, можно обнаружить при механическом раскалывании. Хрупкость иногда путают с твёрдостью, что неверно. Иные очень твёрдые минералы могут с лёгкостью раскалываться, то есть быть хрупкими (например, алмаз).

18 слайд

 Работа в тетради для самостоятельной работы с. № 6 № 6

Описание слайда:

Работа в тетради для самостоятельной работы с. № 6 № 6

19 слайд

1. Название. 2. Свойства: а) цвет; б) твердое или жидкое; в) прозрачное или н

Описание слайда:

1. Название. 2. Свойства: а) цвет; б) твердое или жидкое; в) прозрачное или непрозрачное; г) плотное или рыхлое. 3. Способы добычи. 4. Использование и применение. План

20 слайд

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставл

Описание слайда:

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. ИЗВЕСТНЯК МЕЛ

21 слайд

Рассмотреть под лупой образец. Обратить внимание на размер, цвет и блеск част

Описание слайда:

Рассмотреть под лупой образец. Обратить внимание на размер, цвет и блеск частиц. Опустить кусочек известняка в воду. Сделать вывод. Определить твёрдость известняка. Определить хрупкость известняка.

22 слайд

Свойства полезных ископаемых для 3 класса

23 слайд

ИЗВЕСТНЯК 1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. П

Описание слайда:

ИЗВЕСТНЯК 1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)

24 слайд

Работа с учебником с. 23

Описание слайда:

Работа с учебником с. 23

25 слайд

Найти в школьной коллекции полезных ископаемых мрамор. Обратите внимание на е

Описание слайда:

Найти в школьной коллекции полезных ископаемых мрамор. Обратите внимание на его цвет. Опустить блеск мрамора. Определить твёрдость мрамора и сравнить с твёрдостью известняка. Определить хрупкость мрамора.

26 слайд

МРАМОР Мрамор- продукт перекристаллизации известняка, состоит из мелких части

Описание слайда:

МРАМОР Мрамор- продукт перекристаллизации известняка, состоит из мелких частичек Камень Твердый и плотный Различной окраски Состоит из отдельных блестящих зернышек Хорошо полируется

27 слайд

Свойства полезных ископаемых для 3 класса

28 слайд

Работа с учебником с. 24

Описание слайда:

Работа с учебником с. 24

29 слайд

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу –

Описание слайда:

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. ГЛИНА ПЕСОК

30 слайд

Смочите образцы песка и глины водой. Попытайтесь размять их и слепить шарики.

Описание слайда:

Смочите образцы песка и глины водой. Попытайтесь размять их и слепить шарики. Сделай выводы. 2. Проделайте опыт №1. Что вы наблюдаете? Проделайте опыт №2. Что вы заметили? Рассмотрите под лупой образцы песка и глины. Сделай выводы о прозрачности, цвете, блеске, размере и сыпучести этих горных пород.

31 слайд

Свойства полезных ископаемых для 3 класса

32 слайд

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В в

Описание слайда:

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется

33 слайд

1. Состоит из мелких частиц – чешуек 2. Красного, жёлтого, серого или белого

Описание слайда:

1. Состоит из мелких частиц – чешуек 2. Красного, жёлтого, серого или белого цвета 3. Пластична 4. Плохо пропускает воду ГЛИНА

34 слайд

Вывод ИЗВЕСТНЯК Относятся к твёрдым горным породам и активно используются чел

Описание слайда:

Вывод ИЗВЕСТНЯК Относятся к твёрдым горным породам и активно используются человеком в строительстве. МРАМОР ГРАНИТ ПЕСОК — пластичное вещество ГЛИНА Активно используются человеком в строительстве сыпучее вещество —

35 слайд

Свойства полезных ископаемых для 3 класса

36 слайд

Домашнее задание: с.22 - 25, пересказ; п.т.с.7 № 7

Описание слайда:

Домашнее задание: с.22 — 25, пересказ; п.т.с.7 № 7

37 слайд

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лиц

Описание слайда:

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Интернет – ресурсы: https://www.look.com.ua/pic/201209/1024×768/look.com.ua-13886.jpg

Выберите книгу со скидкой:

Свойства полезных ископаемых для 3 класса

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Свойства полезных ископаемых для 3 класса

Курс профессиональной переподготовки

Преподаватель естествознания

Свойства полезных ископаемых для 3 класса

Курс повышения квалификации

Свойства полезных ископаемых для 3 класса

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель экологии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-871528

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Урок по окружающему миру для 3 класса «Свойства полезных ископаемых»

1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)

3. Класс: 3

4. Автор: Сомова Л.А.

5. Тип урока: практическая работа

6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых

2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.

УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

Орг. Момент (Мотивация и актуализация знаний)

— Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас очередное заседание научного клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (геолог)

— Кого называют геологами? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.)

Ход. урока

Тема. Целеполагания.

— Отследите границы нашего урока. (У с 22-25) «Свойства полезных ископаемых»

-Что вам знакомо в теме? (Полезные ископаемые)

-Приведите синонимы «полезные» ( необходимые, нужные) , «ископаемые» (доставить, извлечь)

-Дайте определения (Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд, добывая из глубины или поверхности земли)

— Что нам нужно сегодня узнать? (СВОЙСТВА)

Цель Изучить свойства полезных ископаемых.

Работать будем в 2 группах, где вы как настоящие ученные будете исследовать свойства полезных ископаемых.

— Ребята, нам члены клуба прислали задание. Прочитайте, что мы должны сделать.

Подготовить сообщение о свойствах извест­няка, мрамора, глины, песка и их использовании.

— Чтобы определить задачи вы должны добавить слова из задания в незакон­ченные предложения?

1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)

2. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)

3. Составить … (сообщение)

— Уважаемые ученые, скажите, пожалуйста, какие бывают полезные ископаемые? (торф, песок, уголь, гранит, известняк, алмаз, нефть, минеральная вода, природным газ)

-Какую классификацию вы знаете (Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…) , жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ)

— Ребята, человек активно использует полезные ис­ко­па­емые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ис­ко­паемых

— Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать

1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.

( песок)

2. Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (глина)

3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)

4.Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

— Молодцы!

Общий инструктаж Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника.

— Сейчас вы будете работать по группам.

-Правила работы с оборудованием вы знаете.

— План работы и инструкция у вас в учебнике. (У с 22-23)

-Вам необходимо, в ходе опытов выявить свойства известняка и мра­мора; представить результаты в таб­лице; подготовить сообщение.

— 1 группа исследует известняк

— 2 группа мрамор

А свойства песка и глины мы определим вместе.

— Для работы каждая группа получила :

— более подробный план проведения опытов (Приложение №1),

— памятку по составлению сообщения (Приложение №2),

— таблицы для заполнения (Приложение №3) у вас в тетрадях (с 6,7)

— картинки для оформления коллажа.

Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

(-Необходимо правильно распределить работу в группе (выбрать спикера, помощника спикера, человека, который следит за временим)

-Будем выслушивать мнение каждого.

-Следовать плану и следить за временем)

— На выполнение этой работы вам дается 10 минут.

Исследования в группах

Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

Оцените Возьмите оценочные листы и оцените свою работу в группе по критериям (умение договариваться, в ходе опытов выявлять свойства полезных ископаемых)

ФИЗМИНУТКА (проводит ребенок)

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).
Что же ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Гору обойдем (топают ногами),
Реку проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

Представление результатов

Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах известняка представляют коллаж «Использование известняка» (коллаж прилагается) 2-ая группа записывает данные в таблицу.

(- Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.

— Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

— проверьте свойства известняка (таблицу по слайду)

размер частиц

цвет

известняк легче или тяжелее воды

твердость

Мелкие частицы, скрепленные между собой.

Белый, желто-серый.

Тяжелее воды, утонул.

Твердый.

-поблагодарим 1 группу

Учащиеся 2-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах мрамора представляют коллаж «Использование мрамора» (коллаж прилагается).1-ая группа записывает данные в таблицу.

У: — Мы определили значения свойств:; цвет серый, белый, желтый, красный, черный, присутствует блеск; тяжелее воды; твердая горная порода.

У: — Из мрамора построены памятники культуры, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

— проверьте свойства мрамора (таблицу по слайду)

цвет

наличие блеска

мрамор легче или тяжелее воды

твердость ( в сравнении с известняком)

Белый, серый, красный, черный.

Матовый, но хорошо полируется, блестит.

Тяжелее воды, утонул.

Тверже известняка.

-поблагодорим 2 группу

— Уважаемые ученные, вы прекрасно справились с данной работой. А теперь мы вместе определим свойства песка и глины

Песок и глина.

— Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины природным материалом, песком и глиной .

Ребята, а когда — то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду, так появилась посуда. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.

Рассказ об образовании песка и глины в природе.

— Кто помнит, как образуются песок и глина?

— Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но, это не так.

Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно.

Это — высокая и низкая температура воздуха;

дождь и снег;

вода и ветер;

растения.

— Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

— И так мы видим, что Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и Песок- это обломочная горная порода.

Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

Их сравнение.

— Уважаемые ученые предлагаю приступить к практической части и с помощью опытов определим свойства песка и глины.

— У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.

# Определите какого цвета песок, глина

(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

# Видите ли вы дно тарелки? (Нет) -Что можно сказать о прозрачности песка и глины?

# Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина

— Смочите образцы водой. Попытайтесь скатать шарик. Какая порода лучше сохраняет форму?

# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду, этот опыт сейчас вам продемонстрирую.

Учитель показывает опыт. (Вставим в стаканы воронки. Положим в них вату, а затем в 1добавим песок, а во 2 глину. Нальем в воронки воду. Что дольше удерживает воду?)