Свойства полезных ископаемых в старшей группе
Оксана Геннадьевна Гольская
Конспект НОД в старшей группе «Свойства полезных ископаемых и металлических предметов. Беседа о Дне космонавтики»
Автор – составитель: Трухина Татьяна Алексеевна
студентка III курса,
специальность 44.02.01. Дошкольное образование
Руководитель: Гольская Оксана Геннадьевна
Программные задачи: познакомить со свойствами полезных ископаемых и металлических предметов; формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла; быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательной реакции.
Материалы и оборудование: фотографии космоса и космических кораблей; обручи; магнит, компасы, кусок породы железной руды, мел, уголь, песок, глина, воронка, стаканы, ложечки.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу о дне космонавтики, высказывают свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности; активно участвует в подвижной игре.
Методические приемы:
1. Вводная часть.
1.1. Загадывание воспитателем загадки о Винтике и Шпунтике.
1.2. Создание игровой ситуации (Дети на волшебной площадке).
2. Основная часть.
2.1. Рассматривание полезных ископаемых на раздаточных столах.
2.2. Рассматривание песка/глины.
А. Какой песок? Назовите свойства песка.
Б. Сравнение песка с глиной.
2.3. Экспериментальная деятельность детей (глина не рассыпается, песок рассыпается)
2.4. Экспериментальная деятельность детей
А. Песок пропускает воду, глина – нет.
Б. Используется в обиходе полезных ископаемых.
В. Сравнение мела и угля.
Г. Где используется мел в повседневной жизни.
2.5. Экспериментальная деятельность детей.
А. Магнит притягивает металлическую пластину, а камни — нет.
Б. Словарная работа: металл, металлический, металлурги, металлолом, металлургический.
В. Подбор детьми слов, определяющих свойства «металла».
2.6. Экспериментальная деятельность детей.
А. Металл тонет, а дерево – нет.
Б. Рассказ воспитателя, что делается из металла.
В. Дидактическое упражнение «Выбери нужную картинку».
2.7. Исполнение детьми песни «Сколько нас поет?» (муз. Н. Г. Коновой).
2.8. Беседа о Дне космонавтики.
А. Вопросы.
— Какого числа отмечается День космонавтики?
— Кто впервые совершил веток вокруг земного шара?
Б. Рассматривание иллюстрации.
2.9. Физкультминутка «»
3. Заключительная часть.
3.1. Подвижная игра «Космонавты»
3.2. Рефлексия.
Ход:
В: Сядьте красиво, как я. Я хочу поговорить с вами на интересную тему. А для начала отгадайте загадку:
Прокатиться они решили
С ветерком в автомобиле.
Правду в сказке вам сказали:
Сами они его создали!
Ведь такого нет нигде!
Ездит он на газводе,
И сироп в нем вместо смазки.
Кто такие, из какой они сказки?
Д: Винтик и Шпунтик из сказки о Незнайке.
В: Правильно, молодцы.
В: Сегодня мы с вами находимся на волшебной площадке, которая, как мановению волшебной палочки превратиться в мастерскую Винтиков и Шпунтиков, умело решающих разные трудности.
В: А сейчас давайте присядем за свои столы. Что вы видите на своих столах? Мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом – полезные ископаемые.
В: Найдите песок; глину. А теперь сравните эти полезные ископаемые по цвету. Песок какой? Глина какая? Назовите свойства песка, глины.
Д: Песок – сыплется, не лепится. А глина – сыплется, лепится. Мокрый песок – лепится, но не сохраняет форму. Глина сохраняет форму.
В: Молодцы.
В: Рассмотрим первый опыт. Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина – нет. Песок в воде не растворяется, а глина – частично.
В: А теперь берем 2 стакана, в одном – песок, а в другом – глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем. Делаем вывод: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно. Песок пропускает воду, глина – нет.
В: А сейчас попробуем провести 3 опыт, в котором мы возьмем 2 воронки, в одной – песок, в другой – глина, ставим стакан, наливаем воду и наблюдаем. Делаем вывод: вода свободно проходит через песок, а глина не пропускает. Как вы думаете, где используют эти полезные ископаемые?
Д: В строительстве.
В: Правильно. А именно. Песок для изготовления стекла (Белый). Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.
В: Теперь сравните мел и уголь. Какой мел? Какой уголь?
Д: Мел – белый. Уголь – черный.
В: Правильно. Мелом также можно писать и он сыплется. А уголь – горит и тоже сыплется. Мел используют в строительстве, уголь – в народном хозяйстве как топливо.
В: Рассмотрим ее один опыт, возьмем магнит, и определим, есть ли у нас на столах металл. Магнит притягивает к себе металлическую пластину, а простые камни – нет.
Давайте к слову «металл» подберем родственные слова, металл – металлический – металлурги – металлолом – металлургический.
Назовите свойства металла?
Д: Твердый, не ломается, тонет, плавится.
В: Молодцы. Много свойств металла знаете.
Д: Рассмотрим последний опыт. Берем металлическую пластинку и бросаем в воду. Металл – тонет.
Сравните металл с деревом.
Д: Дерево – мягкое, плавает, ломается, горит. Металл – твердый, тонет, не горит, плавится.
В: Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое – от обыкновенных кухонных ножей до космического кораблей.
А сейчас посмотрите на карточки у вас на столах; на них изображены различные предметы. Отберите предметы из металла. Назовите металлические предметы.
Правильно, ребята, вы отобрали карточки, на которых изображены металлические предметы.
В: Сейчас, давайте, немного отдохнем и прослушаем песню «Сколько нас поет?» (муз. Н. Г. Кононовой).
Понравилась песня?
Д: Да, очень красивая.
В: А сейчас Винтик и Шпунтик расскажут нам о Дне космонавтики.
12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, более известный и почитаемый жителями бывшего СССР как просто – День космонавтики.
В этот день, 12 апреля, 1961 году гражданин СССР майор Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Он совершил один виток вокруг земного шара, продолжавшийся 108 минут.
Яркие успехи отечественной космонавтики – это результат самоотверженного труда многих тысяч людей, десятков трудовых коллективов, которые делали и делают все, от них зависящее, во имя прогресса космической отрасли.
В: Сейчас проиграем в игру «Космонавты» (по краям площадки раскладываю обручи – ракеты. Играющих на несколько больше, чем ракет).
Встаем в круг и беремся за руки. Идем по кругу и проговариваем слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов разбегаются и занимают ракеты по двое. В паре поворачиваются спиной друг к другу, плотно прижимавшись спинами и затылками, принимают красивую позу с правильной осанкой. Опоздавшие выбирают самые красивые парные позы космонавтов.
В: Отлично поиграли. Какое задание понравилось вам на занятии?
Д: Опыты, в которых определяли свойства. Игра «Космонавты».
В: Винтик и Шпунтик желают вам спехов.
Источник
Конспект НОД для детей подготовительной группы по естествознанию
«Использование человеком полезных ископаемых»
Цели и задачи: познакомить детей с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека. Учить узнавать условные обозначения ископаемых. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.
Предполагаемые результаты. Имеют элементарные представления о полезных ископаемых и их использование.
Предшествующая работа: беседы на тему полезные ископаемых. Рассматривание карты России с отмеченными месторождениями ископаемых (нефть, газ, каменный уголь, золото, соль, песок). Чтение книг: Феликса Кривина «Сказки, добытые из-под земли»; Белла Дижур «От подножья до вершин»; Виктор Левин «Вот она, какая, пластмасса»; Константин Лагунов «Как искали Тюменскую нефть»; энциклопедия «Почемучка» статьи:
- Что такое подземное богатства;
- Сказка о каменном угле;
- Из чего делают железо?
- Что крепче – железо ли сталь?
- Что внутри шахты?
- Откуда берется бензин.
Материал: выставка прочитанных книг. Дидактическая игра «угадай и назови» (картинки с изображением разных предметов и знаки обозначения полезных ископаемых). Кроссворд «Ископаемые». Сундучок с двойным дном, а в нем конфеты.
На столе у воспитателя: стакан с водой, бутылочка переработанного машинного масла (вместо бензина), птичье перо, кусок соли крупного помола, тарелочка с мелкой солью, деревянная ступка.
На столе у детей: по 3 прозрачных пластиковых стаканов, по чайной ложке, по тарелочки с крупной и мелкой солью, по тарелочки разноцветной соли для ванны, салфетки. Для каждого ребенка фартук и нарукавники.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель вместе с детьми рассматривает стенд с книгами, которые они прочитали о полезных ископаемых. Беседа о прочитанном.
Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте взрослые и дети. У меня большая беда.
Воспитатель. Здравствуй, Незнайка. Что случилось?
Незнайка. Мои друзья из Солнечного города, опять собираются в поход. Искать какие-то ис-ка-е-мые или ис-по-ка-е-мые, тьфу ты не помню. А меня брать не хотят. (плачет)
Воспитатель. Во-первых, ищут ископаемые. А почему они тебя с собой не берут? Что ты, Незнайка, опять натворил?
Незнайка. Да, они говорят: «Ты, Незнайка, ничего не знаешь. И опять что-нибудь перепутаешь!». И устроили мне настоящий экзамен, задавали разные вопросы и загадки. А я на них не смог ответить. Они мне дали неделю сроку, чтобы я нашел на них ответы и еще ума-разума набрался.
Воспитатель. А какие тебе загадки загадывали? Может тебе наши дети помогут их разгадать?
Незнайка. Правда, поможете? Я их записал в свою записную книжечку.
Воспитатель. Постараемся. Прочитай нам
Незнайка читает загадки:
- Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
Дети. Глина.
Незнайка. А я сказал – грязь.
- Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
он в стекле расплавлен даже.
Дети. Песок.
Незнайка. А я сказал – камни.
- Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Дети. Нефть.
Незнайка. А я сказал – человек.
- Ее варили долго
В доменной печи.
Чтобы из стали сделать:
Станки, машины и ключи.
Дети. Железная руда.
Незнайка. А я сказал – щи.
- Он черный и блестящий,
Помощник настоящий:
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить сталь.
Делать краски и эмаль.
Дети. Каменный уголь.
Незнайка. А откуда, дети, вы все знаете?
Дети говорят, что они знают из прочитанных книг и из рассказов воспитателей.
Незнайка. А причем глина, уголь, песок и ископаемые? Ведь ископаемые – это сундуки с золотом и серебром, которые спрятали пираты.
Воспитатель. Нет, Незнайка, мы как раз на нашем занятии хотели поговорить о полезных ископаемых. Присаживайся и послушай.
Дети и Незнайка садятся за столы. На столах лежит у каждого ребенка дидактическая игра «Угадай и назови».
Воспитатель рассказывает:
— Когда говорят: «Подземные богатства», «Сокровища недр», «Кладовые земли» — речь идет о полезных ископаемых. Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.
Вот когда-то давным-давно, на земле очень многого не было. Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров. Ну, раз на земле ничего не было, пришлось добывать из-под земли.
Сначала стали добывать чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…, самолеты и звездолеты. Космические корабли летают в космос, но добывали-то их из-под земли! Правда не в готовом виде. В готовом виде под землей даже простого гвоздя не найдешь – разве что его туда зароешь.
Почему они называются, полезными? А почему и ископаемыми?
Правильно, потому что приходится очень много земли копать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.
Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный…(Дети – песок). А это…(Дети – полезное ископаемое). Чтобы суп был соленый, нужна (Дети – соль). А это… (Дети – полезное ископаемое). Чтобы сделать фарфоровую тарелку для супа, нужна особая… (Дети – глина). А это… (Дети – полезное ископаемое).
И так – за что ни возьмись.
Дети, а какие еще полезные ископаемые вы знаете? (Дети называют).
Незнайка. Ой, как интересно. Спасибо, что вы меня научили.
Воспитатель. Незнайка, а полезные ископаемые обозначают определенными знаками. И наши дети некоторые знаки знают.
Дети по одному выставляют и называют знаки.
Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Угадай и назови». У вас на столе лежат картинки с изображением разных предметов, вы должны рядом с картинкой положить знаки ископаемых, из которых они сделаны.
Дети раскладывают. А Незнайка подходит к детям и спрашивает, почему они положили определенные знаки. Воспитатель и Незнайка хвалят детей. Незнайка предлагает поиграть. Дети встают и-за стола, выходят на середину зала.
Проводится физкультминутка:
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, отпустите.
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали.
Вы, надеюсь не устали?
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.
Шире расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Влево, вправо.
Влево, вправо.
Получается на славу. Молодцы!
Воспитатель. Незнайка, а наши дети очень любят разгадывать кроссворды. Вот посмотри.
(Пока дети выполняют физ. Минутку и разгадывают кроссворд, помощник воспитателя готовит столы для опытов).
- Как назвать одним словом: нефть, уголь, газ… (ископаемое)
- Ее не едят и без нее мало что едят (соль)
- Слой земли, который используется при изготовлении стекла (песок)
- По доске он бегает.
Нужное дело делает
Порешал, пописал,
Раскрошился и пропал (мел)
- Жидкое горючее полезное ископаемое (нефть)
Незнайка. А мы в Солнечном городе, тоже любим разгадывать кроссворды. Надо записать, а потом предложить друзьям его разгадать. Вот они удивятся, что я теперь такое знаю!
Воспитатель. Незнайка, дети подойдите к столу, я вам что-то покажу. Вы уже знаете, для чего нужна нефть и что из нее делают (дети называют). А расскажите, какая она (дети – черная, маслянистая, плохо пахнет…). Нефть – это полезное ископаемое. Но с нефтью, как с другими полезными ископаемыми нужно обращаться осторожно. А почему? (ответы детей). Правильно! Если нефть попадет в море, озеро то одна будет плавать на поверхности воды и от этого погибнет много животных, птиц и растений. А если нефть загорится, то потушить такой пожар будет очень непросто. Вот посмотрите, у меня есть немного нефти (воспитатель предлагает детям и Незнайке понюхать). Если я налью немного нефти в стакан с водой, то посмотрите, что получится. Нефть будет плавать на поверхности воды. А теперь я возьму птичье перо и опущу его в стакан. На перышке осталась нефть. А, как мы с вами говорили, что это очень опасно для птиц. От этого они погибают. Значит с полезными ископаемыми нужно обращаться очень, Очень осторожно.
А у меня еще, что есть. Что это за камень? Да это пищевая соль. Соль – это тоже камень. Поэтому ее называют каменной. И используем в приготовлении еды именно пищевую соль. Ее добывают в горах, в специальных шахтах. Затем очищают, дробят, упаковывают и везут в магазин, где мы ее покупаем. Продают ее не в виде камня, а уже рассыпчатую и в пакетах, бывает крупная и мелкая.. а для этого, я уже говорила, ее дробят. (Воспитатель показывает, как от большого куска можно отделить маленькие). На заводах это делают большими дробильными машинами. А потом специальными жерновами размалывают. Поэтому и получается мелкая соль, а если правильно говорить – соль мелкого помола. (Воспитатель показывает в деревянной ступке, как из кусочка соли получается сначала крупная соль, а потом мелкая).
Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и нарукавники и сесть за свои столы.
Воспитатель. У вас на столах стоят стаканы с водой и в тарелочках соль крупного и мелкого помола. Давайте проведем опыты.
1 опыт. Сначала растворим в воде крупную соль.
2 опыт. А теперь растворим мелкую соль.
Какая быстрее растворилась? Правильно мелкая соль растворяется быстрее, поэтому хозяйки чаще используют соль мелкого помола.
А еще в магазинах и аптеках продается специальная морская соль и соли для ванн. Но это другие соли и использовать в пищу их нельзя. Морской солью, многие полощут горло, когда болеют. А как приятно принимать ванну, если в нее добавить специальную соль. Да, она еще бывает разного цвета, в зависимости от добавленных в них травяных настоев, еще приятно пахнет.
3 опыт. Воспитатель раздает тарелочки с разноцветной солью. Давайте, растворим в воде и посмотрим, что получится. Еще раз напоминаю, что это соль для ванны, есть ее нельзя!
Незнайка. Как здорово! Мне так понравилось! Во сколько интересного я узнал. Что я хочу подарить вам свои любимые камешки. Правда, красивые! Просто клад!
Воспитатель. Незнайка, у меня есть волшебный сундучок. Давай положим твои камешки в сундучок и посмотрим, что произойдет. (Незнайка кладет). А теперь вместе скажем волшебные слова: «КРИБЛЕ, КРАБЛЕ, БУМС…»
Воспитатель открывает сундучок, а там лежат конфеты.
Воспитатель и Незнайка раздают конфеты. Незнайка прощается и уходит.
Источник
Цели: познакомить со свойствами полезных ископаемых и металлических предметов; сравнить, чем они отличаются. Продолжать знакомить с богатством родного края.
Планируемые результаты: проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: магнит, кусок породы железной руды, мел, уголь, песок, глина, воронка, стаканы, ложечки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите кто такие геологи?
Дети: Геологи — это люди, занимающееся изучением и поиском полезных ископаемых.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня будем геологами и будем изучать свойства полезных ископаемых.
В.: А сейчас давайте присядем за свои столы. Что вы видите на своих столах? Мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом – полезные ископаемые.
В.: Найдите песок; глину. А теперь сравните эти полезные ископаемые по цвету. Песок какой? Глина какая? Назовите свойства песка, глины.
Д.: Песок – сыплется, не лепится. А глина – сыплется, лепится. Мокрый песок – лепится, но не сохраняет форму. Глина сохраняет форму.
В.: Молодцы.
В.: Рассмотрим первый опыт. Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму. Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина – нет. Песок в воде не растворяется, а глина – частично.
В.: А теперь берем 2 стакана, в одном – песок, а в другом – глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем. Делаем вывод: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно. Песок пропускает воду, глина – нет.
В.: А сейчас попробуем провести 3 опыт, в котором мы возьмем 2 воронки, в одной – песок, в другой – глина, ставим стакан, наливаем воду и наблюдаем. Делаем вывод: вода свободно проходит через песок, а глина не пропускает. Как вы думаете, где используют эти полезные ископаемые?
Д.: В строительстве. В.: Правильно. А именно. Песок для изготовления стекла (Белый). Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.
В.: Теперь сравните мел и уголь. Какой мел? Какой уголь?
Д.: Мел – белый. Уголь – черный.
В.: Правильно. Мелом также можно писать и он сыплется. А уголь – горит и тоже сыплется. Мел используют в строительстве, уголь – в народном хозяйстве как топливо.
В.: Рассмотрим ее один опыт, возьмем магнит, и определим, есть ли у нас на столах металл. Магнит притягивает к себе металлическую пластину, а простые камни – нет. Давайте к слову «металл» подберем родственные слова, металл – металлический – металлурги – металлолом – металлургический. Назовите свойства металла?
Д.: Твердый, не ломается, тонет, плавится.
В.: Молодцы. Много свойств металла знаете.
Д.: Рассмотрим последний опыт. Берем металлическую пластинку и бросаем в воду. Металл – тонет. Сравните металл с деревом.
Д.: Дерево – мягкое, плавает, ломается, горит. Металл – твердый, тонет, не горит, плавится.
В.: Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое – от обыкновенных кухонных ножей до космического кораблей.
В.: Ребята, наше занятие подошло концу, давайте подведем итоги. Что такое полезные ископаемые? Назовите их (уголь, мел, глина, песок.). Какие мы с вами провели опыты?
Ответы детей.
Источник