Т коти есть слова чудесные очень всем полезные
В одной стране,
В чуднoй стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднoй стране…
Ты почему не веришь мне?
Анализ стихотворения «В чудной стране» Токмаковой
В «Чудной стране» Ирины Петровны Токмаковой правят небывальщина, фантазия и юмор.
Стихотворение создано не позднее 1985 года. Поэтессе и переводчице в эту пору исполнилось 56 лет, ее книги вошли в золотой фонд детской классики, она также уже была лауреатом премии имени Х.-К. Андерсена. Спутником ее жизни и иллюстратором книг стал художник Л. Токмаков. В жанровом отношении – история с подвохом, классическая небылица на новый лад, подвид лимерика, рифмовка смежная и сплошная, деление на строфы отсутствует. Грустная констатация факта: «где не бывать тебе и мне». Кажется, даже взрослая поэтесса не прочь была бы хоть одним глазком увидеть странный мирок вещей, предметов, окружающих жизнь человека. В сущности, именно этот самый обыкновенный, привычный мир и принято не замечать. Лирическая героиня сообщает, что силой воображения можно преобразить любые будни. И вот уже ботинок лакает «молочко», как заправский щенок или котенок. А картошка-философ «глазком» (омонимическая игра слов) таращится в окно. Словесная игра продолжается и дальше. Бутылочное горлышко трепещет и дрожит от оперной арии («концерты вечером дает»). Зрителей такое представление не смущает, они и сами преизрядные сумасброды, знающие толк в пении. Впрочем, не все столь щепетильны в своих музыкальных пристрастиях. Например, стул явно в стиле ампир, старинный и роскошный с виду, пускается в пляс при звуках гармошки. Композиция стихотворения становится кольцевой, первые строчки повторяются в финале. Теперь уже с меланхолическим многоточием. Тогда же в стихах неожиданно возникает маленький слушатель, разумеется, недоверчиво смеющийся. И автор, сама скрывая улыбку, спрашивает его: «ты почему не веришь мне?» Стихи полны веселыми перевертышами, столь любимыми детьми. Поэтесса ставит обыденный мир с ног на голову, чтобы научить ребенка нестандартно смотреть на вещи, видеть между ними таинственные и парадоксальные связи. Россыпь слов с уменьшительными суффиксами, знакомыми каждому ребенку: язычком, окошка, ножках. Лексика просторечная, интонация мечтательная и чуть лукавая. Инверсия: глядит картошка. Эпитетов немного, как и принято в хорошей детской поэзии еще со времен К. Чуковского. До самого последнего момента читатель сомневается, где ставить ударение в слове «чудной». К финалу становится ясно, что на втором слоге. Страна превращается из условно «чудесной» в «причудливую, абсурдную, нелепую».
Стихи «В чудной стране» И. Токмаковой – полет фантазии, прерываемый взрывами смеха маленьких слушателей этой истории.
- Следующий стих → Ирина Токмакова — Один дома
- Предыдущий стих → Ирина Токмакова — Купите лук
Читать стих поэта Ирина Токмакова — В чудной стране на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки —
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша —
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской —
Начиная с Букваря!
(С. Михалков)
Праздник книжки
Тает снег, клокочут воды,
Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки
И девчонки, и мальчишки.
Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.
(З. Бычков)
Читайте, дети!
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)
Мы дружны с печатным словом
В каждом доме, в каждой хате —
В городах и на селе —
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок
Просит книжку показать.
В день рождения подарок
Хочешь другу подарить —
Принеси ему Гайдара,
Будет век благодарить!
Книги дружат с детворою,
Книгу ценит пионер,
И любимые герои
Для него всегда пример!
Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.
(С. Михалков)
Обращение писателя к читателям
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)
Как хорошо уметь читать!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
(В. Берестов)
Замечательные книжки
Свежий ветер напевает,
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса!
Посреди любой страницы,
Оживают чудеса,
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!
Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!
(Л. Крутько)
Путешественник
Дальние дали, чудесные страны
Манят меня сквозь «седые туманы».
На кораблях, на слонах и верблюдах
Снова я еду на поиски чуда.
Я постоянно в далёких походах:
На самолётах и теплоходах,
Яхтах, каноэ, автомобилях
«Жму километры» и «меряю мили».
Нет, не обманщик я и не врунишка,
Просто мальчишка, читающий книжки,
А путешествовать в дальние дали
Начал лет в семь, по страницам журнальным.
(А. Лугарёв)
Первая книжка
Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
Книгоград
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
(Д. Кугультинов)
Писатель
С книжками мы все дружны:
И ты, и я – читатели.
И, конечно, знаем мы,
Что пишут их писатели.
Писателем не просто стать,
Как и музыкантом –
Непременно обладать
Надо тут талантом.
Как в профессии любой,
Здесь свои секреты:
В книге действует герой
Строго по сюжету.
Сочиняет свой сюжет
Автор, сидя в кресле.
Выдумке предела нет –
Лишь бы интересней.
Он Незнайку на Луну,
Словно маг, отправит,
И волшебную страну
Полюбить заставит.
Из нее приходят к нам:
Винни-Пух, Мальвина,
Айболит, Гиппопотам,
Храбрый Чипполино.
Здесь, за письменным столом,
Место их рожденья,
Оживают под пером
Все их приключенья.
Вот дописана строка,
И готова книжка…
Прочтут ее наверняка
Девчонки и мальчишки!
Я – это мир!
Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.
Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!
(Пер. с английского А. Матюхина)
Книга
Книга – учитель, книга — наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга — нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
(В. Боков)
О чтении
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И — не сходя при этом с места —
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ
За ручку с мамой, после — сами.
Ходить — ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли —
И слово первое прочли!
От слова к слову — как по кочкам —
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать —
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо —
Мир волшебный книг!
(А. Усачев)
Стихи детей о книгах
(журнал «Костёр»)
Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.
(Коля Поляков)
Не зря назвали книгу
Духовной пищей нашей,
Судьба покажет фигу
Тому, кто ест лишь кашу.
(Ира Лазарева)
Книга — лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Я люблю тебя читать,
Думать, мыслить и мечтать!
(Настя Струкова)
Как хорошо уметь читать!
Взять книгу в руки и узнать,
Что в мире было до меня
И для чего родился я.
К каким галактикам слетать,
Что посмотреть, кем быть, кем стать
Мне книга может рассказать,
Ведь только ей дано все знать.
(Коля Поляков)
Пожелание поэта
Обычно от вас это держат в секрете.
А я не скрываю, товарищи дети.
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
Даром за чтением время не тратили.
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно…
(Б. Заходер)
Аркадий Гайдар
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой —
Гайдар ее писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин — Гайдар…
(С. Михалков)
Русская речь
Как в жаркий день
В прохладной тихой речке,
Люблю купаться
В милой русской речи.
И так легко, свободно
В ней плывётся,
Что рассказать о многом удаётся
Простыми, немудрёными словами,
Что от рожденья
Всюду рядом с нами.
(А. Шевченко)
Храм книг
Библиотека и была, и будет
Священный храм живых печатных слов,
В ее жрецах ходил и юный Бунин,
И целых тридцать лет – мудрец Крылов.
(Б. Черкасов)
Дом книг
О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
(С. Михалков)
Дорога в библиотеку
Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку.
Выбирайте книгу как друга.
(Т. Бокова)
Будем с книгой дружить!
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.
(Т. Блажнова)
Книжная страна
Хожу в библиотеку
Я книги почитать.
Любимей дела нету!
Люблю я помечтать…
И оказаться в сказке,
В таинственном лесу.
Увидеть волка, зайца
И рыжую лесу.
А прочитав всю книжку,
Подумать головой –
Какой герой хороший,
Какой из них плохой.
Она всегда подскажет,
Где как себя вести,
Поможет и расскажет
Как друга нам найти.
И что-то в этой жизни
Начнём мы понимать,
Любить родную землю
И слабых защищать.
(Настя Валуева)
Библиотекарь
Попав однажды в плен чудесный,
Не вырвешься уже вовек!
Мир бесконечно интересный,
Волшебный мир библиотек!
Библиотекарь — это слово
Магическое, как кристалл!
Всегда помочь тебе готовый,
Твоим он другом лучшим стал!
Он в книжном море — навигатор!
Как путеводная звезда,
Хранитель, спутник и новатор,
Сияй, сияй, сияй всегда!
Книжкина колыбельная
За окошком ночь настала,
Где-то вспыхнули зарницы,
Книжка за день так устала,
Что слипаются страницы.
Засыпают понемножку
Предложенья и слова,
И на твердую обложку
Опускается глава.
Восклицательные знаки
Что-то шепчут в тишине,
И кавычки по привычке
Раскрываются во сне.
А в углу, в конце страницы,
Перенос повесил нос —
Он разлуку с третьим слогом
Очень плохо перенес.
Недосказаны рассказы,
Недоеден пир горой.
Не дойдя до этой фразы,
На ходу заснул герой.
Перестало даже пламя
Полыхать в полночном мраке,
Где дракон с одной драконшей
Состоит в законной драке.
Никого теперь не встретишь
На страницах спящей книги,
Только медленно плетутся
Полусонные интриги.
Дремлет юная невеста
По дороге под венец,
И заснули середина,
И начало
и
КОНЕЦ
(Р. Муха и В. Левин)
Калеки в библиотеке
Открыт в библиотеке
Больничный книжный зал.
Какие тут калеки!..
Ах, кто бы только знал!
Лежат они, бедняги,
На полках вдоль стены,
И в шелесте бумаги
Их жалобы слышны:
— Вчера мои страницы
Листал один студент;
Мне вырезал таблицы
Какой-то инструмент!
Была я четверть века
Читателям верна,
А без таблиц — калека.
Кому теперь нужна?!
— Я жертва аспиранта! —
Печальный слышен стон. —
В науку без таланта
Решил прорваться он:
Сначала он по строчкам
Меня переписал,
Потом, поставив точку,
Вдруг взял и искромсал!
Немало диссертаций,
Что у меня в долгу…
Но жить без иллюстраций
Я просто не смогу…
— А мне как быть, соседка? —
Вздохнул тяжелый Том, —
Я выдавался редко,
Да и не всем притом!
Недавно в зал читальный
Пришел один доцент.
Он предъявил нахально
Чужой абонемент!
Я выдан был нахалу —
Он взял меня, как зверь…
А что со мною стало,
Вы видите теперь…
Раскрылся Том старинный
(Он, к счастью, был спасен!),
И страшною картиной
Был каждый потрясен:
Под стать татуировке
С полей его страниц
Глядели зарисовки:
И женские головки,
И клювы разных птиц…
Стоят в библиотеке
На полках вдоль стены
Те книги, что навеки
Людьми оскорблены.
Не теми, что над книгой
Задумчиво сидят,
А теми, что на книгу
Как хищники глядят.
Ни должностью, ни званьем —
Ни тем и ни другим
Ни на одном собранье
Не оправдаться им!
(С. Михалков)
Разговор человека с мышкой,
которая ест его книги
Мой милый книжник, ты совсем
Опять изгрыз два тома. Ловок!
Не стыдно ль пользоваться тем,
Что не люблю я мышеловок!
Хоть бы с меня пример ты брал!
Я день-деньской читаю книжки,
Но разве ты хоть раз видал,
Что я грызу их, как коврижки?
Из книг мы знаем, как живут
Индейцы, негры, эскимосы;
В журналах люди задают
Друг другу умные вопросы:
Где путь в Америку лежит?
Как ближе: морем или сушей?
Ну, словом, — вот тебе бисквит,
А книг, пожалуйста, не кушай.
(В.Ф. Ходасевич)
Две книжки
Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.
«Ну, как твои делишки?» — одна спросила у другой.
«Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?»
«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки: на них
Чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».
В басне этой нет загадки, расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
(С. Ильин)
Без газеты нельзя
«Ты растерялся бы, мой друг,
Когда б на много лет
Впервые мир остался вдруг
Однажды без газет.
Ты в них привык добра и зла
Распознавать следы:
Как в мире обстоят дела
И нет ли где беды.
Как в закрома зерно течет,
Как плавится металл,
И про хоккей, и про кино –
Ты обо всем читал.
Чем заняты твои друзья,
Что сочинил поэт…
Выходит так, что жить нельзя
На свете без газет!
(В. Озеров)
Кто и как делает журнал
Мы хотим, чтоб каждый знал,
Как мы делаем журнал.
В нём пустых страничек нет,
Сочинил стихи поэт.
А писатели для нас
Пишут сказку и рассказ.
Но одних рассказов мало.
Без картинок нет журнала!
Муравьишек и слонов,
Зимний лес и летний дождик
Нам нарисовать готов
Замечательный художник.
И корректор делом занят.
Время зря терять не станет:
Запятые он расставит
И ошибки все исправит.
Чтоб собрать материал
И придумать весь журнал,
Всё спланировать, учесть,
Даже самый малый фактор,
Человек особый есть,
Называется редактор.
Наш верстальщик очень ловок:
Текст, рисунок, заголовок –
Всё должно на место встать.
Должен он журнал верстать.
Всё готово. Наш журнал
В типографию попал.
И последний этот шаг
Будет тоже очень важным,
Без него нельзя никак!
Стал теперь журнал бумажным!
(Л. Уланова)
Источник
Øåñòèêîøüå êíèæêà ñòèõîòâîðåíèé
Àëëà Øàðàïîâà
ØÅÑÒÈÊÎØÜÅ
1. ÍÀ ×ÅÌ ÑÒÎÈÒ ÌÈÐ
Ìèð ñòîèò íà òðåõ êèòàõ?
Áóäåì ê æèçíè áëèæå.
Ìèð ñòîèò íà òðåõ êîòàõ
×åðíîì, áåëîì, ðûæåì!
È Àòëàíòàì òðåì ïîäñòàòü
Òðè Êàðèàòèäû,
Ïîìîãàþò ìèð äåðæàòü
Òðè êàòèòàòèäû.
À êîãäà ïîäóñòàåò
Ìàëåíüêàÿ ñòàÿ,
È õîçÿéêà â êðóã âñòàåò
Ìèð äåðæàòü ñåäüìàÿ.
2. ÑÊÎËÜÊÎ ÍÓÆÍÎ ÊÎÒÎÂ?
×òî òàêîå êðàñîòà?
Ýòî äîì, ãäå äâà êîòà.
×òî òàêîå òåñíîòà?
Ýòî äîì, ãäå òðè êîòà.
×òî òàêîå ÷èñòîòà?
Ýòî äîì, ãäå íåò êîòà.
×òî òàêîå ïóñòîòà?
Äîì, ãäå áûë è íåò êîòà.
3. ÒÐÅÕÖÂÅÒÍÀß ÊÎØÊÀ
Òðåõöâåòíàÿ êîøêà òðåõöâåòíîé âîäû!
Òû ñ÷àñòüå êîãäà-íèáóäü ìíå ïðèíåñåøü,
Íî ïðåæäå ñòî ðàç äîâåäåøü äî áåäû:
Òðåõöâåòíóþ âàçó ìîþ ðàçîáüåøü,
Òðåõöâåòíûé êâàäðàò íà êàðòèíå ïðîðâåøü,
Íà ïëåäå òðåõöâåòíîì îñòàâèøü ñëåäû.
4. ÌÅ×ÒÀ ÆÈÒÜ ÎÒÄÅËÜÍÎ
ß õî÷ó îòäåëüíóþ
Òåïëóþ êîòåëüíóþ,
Ãäå á ÿ ìÿñî êóøàëà,
Ñåðåíàäû ñëóøàëà
È ó æàðêîãî êîòëà
Ñâîåãî äðóæêà æäàëà.
5. ÑÏÎÐÒÈÂÍÎÅ ÓÒÐÎ
Ëîâêèå ëåãêîàòëåòêè
Ñíÿëè ñ ïîëêè âñå êîòëåòêè.
Ôîðâàðäó è êàïèòàíó
Îñòàåòñÿ åñòü ñìåòàíó,
Ôèãóðèñòó è æîíãëåðó
Ñûð ãîíÿòü ïî êîðèäîðó,
À êðàñàâèöå ãèìíàñòêå
Óòåøàòüñÿ äîçîé ëàñêè.
6. ÑÏÎÐÒÈÂÍÀß ÍÎ×Ü
Ó ìåíÿ íå êðîâàòü, à òàòàìè
Ñ âå÷íî áîðþùèìèñÿ êîòàìè.
7. ÓÒÐÎ ÍÀ ÄÀ×Å
Ìóðêà ïåëà, êàê â «Ëà-Ñêàëå»,
Ìû âçàõëåá åå ëàñêàëè
ßáëîíè âåòêîïëåñêàëè.
8. ÑÂÈÄÀÍÈÅ
Êîò íàðÿäíûé ñ áåëûìè óñàìè
Æäåò ñâîþ ïîäðóãó ïîä ÷àñàìè.
Òîëüêî îïîçäàë îí íà ñâèäàíüå
Êîøå÷êà ïðèøëà íåìíîãî ðàíå.
Íî îíà ñòåñíÿåòñÿ ÿâèòüñÿ
È ðåøàåò çà ñóãðîáîì ñêðûòüñÿ.
«×òî æ îíà? Óøëà?» — îí ñìîòðèò â îáà.
Êîøå÷êà ê íåìó èç-çà ñóãðîáà:
— Ìèëûé! ß óñòàëà! ß ñ âîêçàëà!
Îáíèìè! Ïðîñòè! ß îïîçäàëà!
9. ÊÎØÊÈ ÓØËÈ
Ïðèõîæó à êîøåê íåò:
Êîøêè âûøëè â «Èíòåðíåò».
Âî âñåìèðíîé ïàóòèíå
Ëèæóò êðåì è ïüþò «Ìàðòèíè» —
Æàëü, ÷òî ýòî íå ðåàëüíî!
Æàëü, ÷òî ýòî âèðòóàëüíî!
10. ÂÇßËÈ ÊÎÒÅÍÊÀ
×åðí, áåëîëàï, áåëîãðóä, áåëîõâîñò, áåëîøåé,
Ïðàâäà, ïîêà åùå ìàë è íå ëîâèò ìûøåé
Íî âñå ðàâíî ýòîò êîò òàê ÷óäåñíî õîðîø,
×òî óâèäàâ åãî ðàç — íåïðåìåííî âîçüìåøü!
11. ÎÄÈÍÍÀÄÖÀÒÈÓØÜÅ
Ìèëîå ïðåêðàñíîäóùüå!
Ëàñêîâîå øåñòèêîøüå!
Äâàäöàòè÷åòûðåõíîæüå
È îäèííàäöàòèóøüå!
Óìíûé øêîëüíèê ñêàæåò: «Òåòÿ!
Âû îøèáëèñü â óñòíîì ñ÷åòå».
Ñìååò âàñ çàâåðèòü òåòÿ,
×òî íå îøèáàëàñü â ñ÷åòå.
Óøåê áûëî äâàæäû øåñòü
Íî äâåíàäöàòîå åñòü
(Åñëè åñòü), òî íå íà Êóçå,
À ó ñóïîñòàòà â ïóçå!
Ðûæèé Âàñÿ, êîò äâîðîâûé
Ïðîòÿæåííîñòè ìåòðîâîé,
Êóçþ îäîëåâ ëåãêî,
Îòõâàòèë åìó óøêî.
Ñóïîñòàòà ìû ïðîñòèëè,
Òåïëûì ñóïîì óãîñòèëè,
Íó, à Êóçÿ è áåç óøêà
Âñå ðàâíî íå êîò, à äóøêà!
12. ÀÔÐÎÍÒ
Àâåíèð! Ãðîçà è ãðîì!
×òî òû âûòâîðèë ñ êîâðîì?
Ïðî÷ü, ïóøèñòûé Àâåíèð,
Ñâîé äóøèñòûé ñóâåíèð.
13. ÀÔÐÎÍÒ-2
= Ïîòîëîê ó íàñ ïîòåê.
= Òû ñ ÷åãî âçÿëà, äðóæîê?
Äîæäèêà-òî íåò â ïîìèíå.
= Ïðàâäà ñóõî, êàê â ïóñòûíå.
Òîëüêî êîòèê ñäåëàë ïèñè
Ñ ÷åðäàêà íà ðóêîïèñè.
14. ÊÓÏÀËÜÙÈÖÀ
Òàíöóåò Ïîëèàííà â âàííå,
Íàäìèðíîé ãðàöèåé ãîðäà.
Ëåòèò íà øóáêó Ïîëëèàííå
Äðîáëåíûì æåì÷óãîì âîäà.
Íî êàê-òî íåóþòíî, ñòðàííî
È ñûðî îò ïðåêðàñíûõ çâåçä
È ê áàòàðåå Ïîëèàííà
Âëà÷èò îòÿæåëåâøèé õâîñò.
15. ÊÐÀÑÈÂÎÅ ÈÌß
Ïûøíûé êîò ñ î÷àìè çîëîòûìè,
Àâåíèð ñâîå íå öåíèò èìÿ.
Áåçäíû êðàñîòû è ãëóáèíû
 èìåíè åãî çàêëþ÷åíû, —
Íî åìó íå íàäîáíî êðàñîò,
Íàäîáíî ãðóäèíêè ãðàìì ñåìüñîò.
16. ÐÅÏËÈÊÀ
= Ïðèòóïèëèñü êîãîòî÷êè
Äàéòå èíñòðóìåíò äëÿ òî÷êè!
17. ÃÎËÛÉ ÊÎÐÎËÜ
= Ìóðêà, òû î ÷åì? = Î ãîëîì ñôèíêñå.
Î÷åíü îí âåäåò ñåáÿ ïî-ñâèíñêè.
Îí ýëèòíûé, âûñòàâî÷íûé, êëóáíûé,
Íî ñî ìíîé òàêîé íåäðóæåëþáíûé!
Âìåñòå íàñ íîñèëè íà óêîëû
ß áûëà ïóøèñòàÿ, îí ãîëûé.
Áèòûé îí õîäèë çà òî, ÷òî ñòðàííûé.
ß åìó çàëèçûâàëà ðàíû.
À òåïåðü âîò ìíîæåñòâî íàðîäó
 íåì ïðèçíàëî âûñøóþ ïîðîäó.
= ×òî äî âàñ ìíå? ß êîðîëü êîòîâ!
Ñëûøó èç ìåäàëåé è öâåòîâ.
Íî ñìîòðþ, â ãëàçàõ âñå òà æå áîëü
Áåäíûé, áåäíûé ãîëûé ìîé êîðîëü!
18. ÈÑÒÎÐÈß ÁÅÃÓÌÛ
Êîøå÷êó ïî èìåíè Áåãóìà
Âûíåñëè íà òðîòóàð èç ÃÓÌà:
Ñâåðãëà âåðõîëàçà ñâåðõó âíèç
Âàçó, òåëåâèçîð è ñåðâèç.
ß èäó ïî ëåâîé ñòîðîíå,
Äóìàÿ: «Íà ÷üåé ÿ ñòîðîíå?»
Êîøå÷êà, äîïóñòèì, «ñóêèí ñûí»,
Íî è ÃÓÌ íå áåäíûé ìàãàçèí.
Ïðî÷ü èäó, íî òàê åå æàëåþ —
Äàæå ñóìêà ñòàëà òÿæåëåå.
Ïðèõîæó äîìîé, îòêðûëà ñóìêó,
À îòòóäà íà ïîë ïðûã!.. Áåãóìêà!
19. ÑÅËÜÑÊÀß ÑÒÐÀÄÀ
Ïî ïðèåçäå ÿ è êîò
Ñðàçó äåëèì ôðîíò ðàáîò:
ß ïîêàìåñò ãðÿäêè ÷èùó
Îò òðàâèùè-ñîðíÿ÷èùè,
Ìîé êèñ-êèñ çà ìèñêó ùåé
Äîì î÷èñòèò îò ìûøåé.
20. ÐÎÄÄÎÌ
Êîøêà ïîä ëîæåì èñêàëà ðîääîì.
Âë.Øåëêîâíèêîâ
Ìóðêà, ïîä äîì ïîäîáðàâøèñü ñ òðóäîì,
Ñðàçó «ïîääîì» ïðåâðàòèëà â ðîääîì.
Ïåñíÿ â ñàäó ðàçäàëàñü ïîóòðó:
«Ìÿó-ìóðìàóýð-ðàóýð-ðó!
ß æèâó íå ïëà÷ó,
Òóò, íà òèõèé äà÷å;
Íà çåëåíîé òðàâêå,
Íà ãóñòîé ìóðàâêå
Âñåé ìîåé îðàâêå
Áóäåò õîðîøî!»
Êîòÿòà ïî òðàâå ïîëçóò ê êîøóðêå.
Îíà ñîñóä, îíè åå ñîñóò.
Ïîñâåðêèâàþò ðàçíîöâåòíî øêóðêè,
È ãëàçîíüêè âîò-âîò óæ çàöâåòóò.
Íî äëÿ êàêèõ ëþäåé îíè ðàñòóò?
21. ÑÎÍÅÒ ÄËß ÌÓÐÊÈ
Íåò, Ìóðêà, êèñòî÷åê â òâîèõ óøàõ,
È áóêâû «Ì» íå ðàçëè÷èøü íà ëáó,
Áåñøóìíûì ÿ íå íàçîâó òâîé øàã,
È ïîðòèò êëÿêñà íèæíþþ ãóáó.
Ìåõ ó òåáÿ íå ÷¸ðåí êàê áàçàëüò,
Íå áåë êàê ñíÅãè è íå çëàò êàê ðîæü,
Ïîä ëàñêîé ñëàäîê òâîé ìóðëû÷íûé àëüò,
Íî îí íå Ìóñîðãñêèé, íå Ìîöàðò âñ¸ æ.
×èõíåøü è òàê îáäàøü ìåíÿ òðåñêîé,
×òî äîëãî íå çàõî÷åòñÿ óõè,
È ÷àñòî ñ îöàðàïàííîé ùåêîé
ß â ÖÄË èäó ÷èòàòü ñòèõè
Íî îáàÿíüåì îïðîâåðãëà òû
Âñå ýòàëîíû êëóáíîé êðàñîòû!
21. ÎËÅÑÓÍÍ
Ñâåòëàíå Êàðïóøèíîé
Ðûæèé êîòèê ïðîçâàí Îëåñóíí,
Ïîòîìó ÷òî îí ëèçóí, ëàçóí,
À ïîðîé ïèñóí è óíåñóí.
Ñàì îí öâåòîì â çèìíþþ ëèñó,
À ãëàçà êàê ñâåòëÿ÷êè â ëåñó,
È óâåðòëèâ îí, êàê óãîðåê
Åñòü íà ôüîðäàõ ãîðîä Îëåñóíí,
Îò Ìîñêâû îí ñêàçî÷íî äàëåê,
Íî ÿ âåðþ: soon èëè íå soon
Ðûæèé êîò ïðèåäåò â Îëåñóíí.
22. ÑÊÀÍÄÀË
Áîæå ìîé! Ó çåðêàëà ñòîþ
È ñåáÿ ïî÷òè íå óçíàþ.
Âå÷åðîì ìíå íàäî íà áàíêåò,
Ïðèãëàøåí âåñü äåòñêèé êíèæíûé ñâåò,
Áóäóò êðèòèê, ìåíåäæåð, èçäàòåëü
È ëþáèìûé ñ äåòñòâà ìíîé ïèñàòåëü.
Êàê ìíå ïåðåä ïóáëèêîé òàêîé
Ñ ðàñöàðàïàííîé ÷èòàòü ùåêîé?
Êîøêè-øåñòèêîøêè, êàê æå ýòî?
Òàê îáèäåòü ñâîåãî ïîýòà!
23. ÊÎÒ-ÎÁËÀÊÎÕÎÄ
Áåëîìó Êîòèêó,
ãóëÿþùåìó ïî îáëàêàì
(ñì. ñòðàíè÷êó «Áåëûé Êîòèê»)
Ïîäàðèòå ìíå îáëàêîñòóïû,
×òîá êîãîòêàìè
Âîäû íå ïðîëèòü ìíå èç òó÷, —
×òîá ñ ïîëíûì êóçîâîì êëþêâû
Âåðíóëàñü äîìîé èç ëåñó
Ìàëåíüêàÿ õîçÿéêà,
È åé íà òðîïèíêó ñ íåáà
Ïàäàë ñîëíå÷íûé ëó÷.
24. ÊÎÒ ÄÂÀÄÖÀÒÎÃÎ ÂÅÊÀ
Î êîòå, ðîæäåííîì â äâàäöàòîì âåêå,
Äâàäöàòü ïåðâîãî âåêà êîøêà,
Êàê î ñòàðîì, áîëüíîì ÷åëîâåêå,
Íå ëåíèñü, ïîïåêèñü íåìíîæêî!
25. ÏÐÈÑÒÐÎÈËÈ
ß ïî ðàçíûì ãîðîäàì
Ñåìåðûõ êîòÿò ðàçäàì.
Áåëåíüêàÿ êèñêà Áëàíø
 Äóâð ïîåäåò íà Ëà-Ìàíø.
Ãðèíÿ, ñåðåíüêèé êîòîê,
Âúåäåò âî Âëàäèâîñòîê.
Äîðìèäîíò, ïðîêàçíèê ðûæèé,
Áóäåò ÷àøêè áèòü â Ïàðèæå.
Áîá, ëîõìàòûé ÷åðíûé çâåðü,
Ïðèòå÷åò ïîáëèæå, â Òâåðü.
Ïåðëàìóòðîâóþ Êàðè
Ñ ðàäîñòüþ âîçüìóò â Ñàìàðå.
Æåëòàÿ ñåñòðè÷êà Êàñÿ
Äîì îáðÿùåò â Àðçàìàñå.
Íó, à Âàñüêå Áîëîãîå
Èëè ÷òî-íèáóäü äðóãîå.
26. Â ÏÀÐÊÅ
 öâåòíèêå ñðåäè òóìàíà
Çàáëóäèëàñü Ïîëëèàííà.
Íà íåõîæåíûå òðîïû
Ñ ïðîòîðåííîé øàñòü äîðîæêè:
«Çäðàâñòâóéòå, ãåëèîòðîïû!
Âû, íàâåðíî, òîæå êîøêè?
Ôèîëåòîâûé èðèñ,
Ìîæíî çâàòü òåáÿ êèñ-êèñ?
Ãèàöèíò, òåáÿ â ìàêóøêó
Õî÷åò óêóñèòü ï÷åëà!
Ðîçà! ×òî æå òû â ïîäóøêó
Êîãîòîê íå âîáðàëà!
Ïîëþáèëè Ïîëëèàííà
Ïåñòðûé áàðõàò âàøèõ øêóð
Òîëüêî ïàõíåòå âû ñòðàííî
È îò âàñ íè «ìÿ», íè «ìóð»!
27. ÊÎÒÈÊ-ÌÈËËÈÎÍÅÐ
Ïèøóò, ÷òî êîòèê íàø âûøåë â ëþäè,
ñêàçî÷íî îáîãàòèëñÿ!
— Â êàêîé æå íàì âûãîäíåé áðàòü âàëþòå:
â «âèñêàñàõ» — èëè â «õèëëñàõ»?
28. ÎÕÎÒÀ ÍÀ ×ÅÐÍÛÕ ÊÎÒÎÂ
Íî áûëè è åùå æåðòâû, è óæå ïîñëå òîãî, êàê Âîëàíä
Ïîêèíóë ñòîëèöó, è ýòèìè æåðòâàìè ñòàëè, êàê ýòî íè
ãðóñòíî, ÷åðíûå êîòû. Øòóê ñòî ïðèìåðíî ýòèõ ìèðíûõ, ïðåäàííûõ
÷åëîâåêó æèâîòíûõ áûëè çàñòðåëåíû èëè èñòðåáëåíû èíûìè ñïîñîáàìè
â ðàçíûõ ìåñòàõ ñòðàíû. Äåñÿòêà ïîëòîðà êîòîâ, èíîãäà â ñèëüíî
èçóðîäîâàííîì âèäå, áûëè äîñòàâëåíû â îòäåëåíèÿ â ðàçíûõ ãîðîäàõ.
Íàïðèìåð, â Àðìàâèðå îäèí èç íè â ÷åì íå ïîâèííûõ çâåðåé áûë
ïðèâåäåí êàêèì-òî ãðàæäàíèíîì â ìèëèöèþ ñî ñâÿçàííûìè
ïåðåäíèìè ëàïàìè.
(Ìèõ. Áóëãàêîâ, «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà»)
Êîò, ðîæäåííûé â Àðìàâèðå,
Õîäèò â ÷åðíîé àëüìàâèâå,
Õîòü è çíàåò îí ïðåêðàñíî,
×òî õîäèòü åìó îïàñíî:
Íà êîòà íà Áåãåìîòà
Ïî ñòðàíå èäåò îõîòà.
À êîãäà òàêîå äåëî,
Ïîñòðàäàåò êîò è áåëûé,
Êîøåê, ìàëåíüêèõ êîòÿò
Íèêîãî íå ïîùàäÿò!
Íî óæ åñëè ÷åðíûé êîò,
 òîò æå ìèã åãî â ðàñõîä.
Èíêâèçèòîðû íàñ æãëè,
À òåïåðü ðàç äâà è ïëè!
 ñòàðîé öåðêîâêå ïîïû
Íàñ ñïàñàþò îò òîëïû,
È âëàäûêà ïðàâîñëàâíûé
Êîøêîëþáåö ñàìûé ãëàâíûé.
Äåðæàò íàñ è â Âàòèêàíå
Çà áûëîå â ïîêàÿíüå.
Àíãëè÷àíå, ñêàíäèíàâû
Òàê âîñïåëè íàøè ìÿâû!
À â Êàçàíè ìóñóëüìàíå
Âçÿëè òðåõ êîòÿò ó Ìàíè.
Âû æ, â ïîãîíàõ ñðàìîòà! —
 íàñ «ïèô-ïàô» è «òðà-òà-òà».
Çíàé òå æ! Èñòðåáèòå êèñ —
Íàïëîäèòå â ìèðå êðûñ
È òîãäà âåñåëûé ìèð
Ïðåâðàòèòñÿ â ÷óìíûé ïèð.
Äóðà÷üå! Âåäü ýòî æ ìû
Ìèð ñïàñàåì îò ÷óìû!
29. ÂÍÅ ÏÎËÈÒÈÊÈ
Ïî êâàðòèðå ÿâî÷íîé
Êîò ãóëÿåò ìÿâî÷íûé,
Íå ðàñ÷åñàííûé, íåìûòûé
È õîçÿåâàìè áèòûé.
Ïðåòåíäåíò, áûëîé àêòåð,
Ïÿòåðíè â áîêà óïåð:
«Òåòè, çäðàñòå! Äÿäè, çäðàñòå!
Ìû íå ìîæåì æèòü áåç âëàñòè.
Íàñ âîò-âîò ïðèîñòàíîâÿò;
Íàâåðõó óæå çëîñëîâÿò:
Áåç áîëüøîãî ôîêñòåðüåðà
Íàì íå îäîëåòü áàðüåðà.
Äåíåã ðîçäàíû ìåøêè,
À çà íàñ îäíè êðóæêè
»
Êîò óõîäèò ñïàòü íà øêàô,
Óøè ëàïàìè çàæàâ:
«ß íå äàìñÿ èñêóñàì
ß îòðàâëåí «âèñêàñîì»!
Ëó÷øå áû óáðàëè äîì,
Ïîèãðàëè áû ñ êîòîì!»
30. ÂÍÅ ÊÎÍÒÅÊÑÒÀ
Êîò æèâåò íå äëÿ èãðû
Î.Ìàíäåëüøòàì
— Êîò æèâåò íå äëÿ èãðû?
Êòî ñêàçàë òàêîå? Ìð-ð-û!
Åñëè íå èãðàòü â èãðó,
Ì-ð-ð! ß ïîïðîñòó óì-ð-ðó!
— Ìèëûé Ìèêè, ñî ñòèõîì
Íå çíàêîì òû öåëèêîì!
Íå èãðàåò òîëüêî òîò
Áåäíûé è íåñ÷àñòíûé êîò,
×òî æèâÿ â äîìó Êîùåÿ,
Ñàì Êîùåÿ ñòàë òîùåå.
Íó, à êîøêè âñå íà ñâåòå
Äëÿ èãðû æèâóò. È äåòè.
×òî êàñàåòñÿ ïîýòà,
Íàïèñàâøåãî ïðî ýòî,
Îí èç òâîåãî áûë òåñòà
Îçîðíèê, èãðóí, èãðîê.
È íå íàäî èç êîíòåêñòà
Âûäèð-ð-ðàòü îòäåëüíûõ ñòðîê.
Ïðî÷òåì-êà öåëèêîì ñòèõîòâîðåíèå Îñèïà Ìàíäåëüøòàìà.
Îòòîãî âñå íåóäà÷è,
×òî ÿ âèæó ïðåä ñîáîé
Ðîñòîâùè÷èé ãëàç êîøà÷èé
Âíóê îí çåëåíè ñòîÿ÷åé
È êóïåö âîäû ìîðñêîé.
Òàì, ãäå îãíåííûìè ùàìè
Óãîùàåòñÿ Êàùåé,
Ñ ãîâîðÿùèìè êàìíÿìè
Îí íà ñ÷àñòüå æäåò ãîñòåé
Êàìíè òðîãàåò êëåùàìè,
Ùèïëåò çîëîòî ãâîçäåé.
Ó íåãî â ïîêîÿõ ñïÿùèõ
Êîò æèâåò íå äëÿ èãðû
Ó òîãî â ãëàçàõ ãîðÿùèõ
Êëàä çàæìóðåííîé ãîðû
È â çðà÷êàõ òåõ ëåäåíÿùèõ,
Óìîëÿþùèõ, ïðîñÿùèõ
Øàðîâàòûõ èñêð ïèðû
29-30 äåêàáðÿ 1936
Источник