Таблица добычи полезных ископаемых 10 класс
Конспект урока по теме: «Природные ресурсы и их виды. Минеральные природные ресурсы. Ресурсообеспеченность» — 10 класс
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Технология: урок – практикум.
Оборудование урока:
- карта «Полезные ископаемые мира»
- компьютер, проектор, экран
- УМК для учащихся: учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», тетрадь с печатной основой к учебнику, атлас
- Гладкий Ю.Н. и Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2010
- раздаточный материал для выполнения практической работы
- настенная контурная карта
Программное обеспечение: Microsoft Power Point – презентация «Природные ресурсы мира».
Цель урока: сформировать понятие «ресурсообеспеченность» и умение рассчитывать ресурсообеспеченность отдельных стран мира, используя формулу для вычисления, а также статистические данные, предложенные учителем и размещенные в учебнике и представлять результаты работы в различных формах (таблица, картосхема), делать выводы на основе полученной информации.
Задачи урока:
- Закрепить понятие «природные ресурсы», «минеральные ресурсы».
- Развивать коммуникативные навыки работы в группах при выполнении практической работы.
- Развивать навыки взаимоконтроля и взаимооценки.
- Воспитывать культуру умственного труда и уважение к работе с товарищами.
План урока:
- Организационный этап. Актуализация знаний – 2 мин.
- Изучение нового материала и повторение изученного – 10 мин.
- Работа в группах – выполнение практической работы – 15 мин.
- Проверка выполнения работы и обобщение полученных знаний – 10 мин.
- Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся – 5 мин.
- Домашнее задание – 3мин.
Ход урока.
I. Организационный этап урока. Актуализация знаний.
Учитель объявляет тему урока, знакомит с целью и задачами. Слайд №1-2.
Учащиеся настраиваются на урок. Готовятся вести конспект урока в рабочей тетради.
II. Изучение нового материала и повторение изученного ранее.
1.Развитие человеческого общества связано с использованием им разнообразных богатств природы. Это и тепло, и влага, и древесина, и дары леса, и энергия воды, и полезные ископаемые, и многое другое. На разных уровнях развития общества потребность человека в разных видах природных ресурсов неодинакова. Различны и возможности их использования. Они напрямую зависят от уровня развития науки и техники.
Таким образом, природные ресурсы – это компоненты природы, используемые в хозяйственной деятельности человека на данном этапе развития общества – слайд №3.
С делением природных ресурсов можно на группы мы познакомились в курсе географии 8 и 9 классов. Давайте вспомним эти классификации: в зависимости от происхождения — слайд №4.
способа использования – слайд №5.
и наиболее распространенную классификацию природных ресурсов по исчерпаемости – слайд №6.
2.Запасы разных природных ресурсов истощаются, и перед многими странами остро встает проблема обеспечения основными видами сырья.
Другой проблемой, связанной с использованием природных ресурсов, является неравномерность их распределения. Отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и объемами их использования – слад №7.
Оценить ресурсообеспеченность страны можно двумя способами:
- определить, на сколько лет хватит данного вида ресурса при современном уровне использования
- определить, какое количество данного вида ресурса приходится на душу населения.
3.Минеральные ресурсы – это природные вещества минерального происхождения, находящиеся в земной коре, используемые человеком в качестве сырья в различных отраслях материального производства – слайд №8.
Освоение минеральных ресурсов началось в древности. Уже в 12-11 тыс. до н.э. выплавляли медь. Примерно с тех же времен стали добывать золото. Позднее люди оценили свойства сплавов. В конце 4 тыс. до н.э. начался бронзовый век – появился сплав меди и олова, а затем научились добывать руду и получать железо.
Значительно расширилась минерально-сырьевая база в XVIII – XIX с началом активной разработки топливных полезных ископаемых, также некоторых руд, фосфоритов, калийных солей и др.
Коренное изменение минерально-сырьевой базы произошло в середине XX века после включения титана, кобальта, берилла в современное производство, а также увеличения объемов добычи природного газа, нефти и урановых руд.
В настоящее время используется более 200 видов полезных ископаемых.
4.Минеральные ресурсы, как и любой вид ресурсов, имеют свои особенности. К ним относятся:
- невозобновимость;
- неравномерность размещения
- возможность транспортировки на дальние расстояния;
- возможность пополнения запасов за счет разведки и освоения новых месторождений.
Минеральные ресурсы классифицируются следующим образом – слайд №9.
5.Размещение минеральных ресурсов связано с геологической историей Земли.
- Назовите происхождение и места образования топливных полезных ископаемых?
(осадочное происхождение, приурочены к чехлу древних платформ и их прогибам, добыча ведется в основном на равнинах).
- Назовите происхождение и места образования рудных полезных ископаемых?
(магматического происхождения, приурочены к складчатым областям и выступам древних платформ, добываются в горных областях, в местах разлома земной коры).
- Назовите происхождение и места образования нерудных полезных ископаемых?
(осадочного, магматического и метаморфического происхождения, встречаются как в складчатых, так и платформенных областях).
III. Работа в группах.
Практическая работа: определение ресурсообеспеченности стран мира по различным видам минеральных природных ресурсов – слад№7.
Учащиеся делятся на 5 групп по 4-5 человек, в зависимости от количества присутствующих. Каждая группа получает карточку-задание для выполнения работы.
Карточка №1
1.Определите ресурсообеспеченность стран мира углем.
2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира углем: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.
3.Создайте картосхему добычи угля по данным таблицы на контурной карте.
Страна | Запасы (млрд.т) | Добыча (млн.т) | Ресурсообес- печенность (в кол-ве лет) | Численность населения (млн.чел) | Ресурсообес-печенность на душу населения |
США | 445 | 1020 | 303 | ||
Китай | 296 | 1240 | 1360 | ||
Россия | 202 | 250 | 142 | ||
ЮАР | 116 | 220 | 48 | ||
Австралия | 116 | 280 | 21 | ||
ФРГ | 106 | 250 | 82 | ||
Индия | 78 | 330 | 1148 | ||
Украина | 47 | 75 | 45 | ||
Великобритания | 45 | 50 | 61 | ||
Казахстан | 34 | 70 | 15 |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №2
1.Определите ресурсообеспеченность стран мира нефтью.
2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира нефтью: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.
3.Создайте картосхему добычи нефти по данным таблицы на контурной карте.
Страна | Запасы (млрд.т) | Добыча (млн.т) | Ресурсообес- печенность (в кол-ве лет) | Численность населения (млн.чел) | Ресурсообес-печенность на душу населения |
Саудовская Аравия | 43,1 | 450 | 28 | ||
Ирак | 16,7 | 55 | 28 | ||
ОАЭ | 16,2 | 120 | 5 | ||
Кувейт | 15,7 | 105 | 2,5 | ||
Иран | 14,9 | 185 | 66 | ||
Венесуэла | 10,3 | 175 | 26 | ||
Мексика | 8,5 | 170 | 110 | ||
Россия | 6,7 | 300 | 142 | ||
Китай | 4,0 | 160 | 1360 | ||
США | 3,8 | 380 | 303 |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №3
1.Определите ресурсообеспеченность стран мира природным газом.
2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира природным газом: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.
3.Создайте картосхему добычи природного газа по данным таблицы на контурной карте.
Страна | Запасы (трлн.м³) | Добыча млрд.м³ | Ресурсообес-печенность (в кол-ве лет) | Численность населения (млн.чел) | Ресурсообес-печенность на душу населения |
Россия | 48,1 | 550 | 142 | ||
Иран | 22,9 | 45 | 66 | ||
Нидерланды | 1,9 | 70 | 16 | ||
ОАЭ | 5,8 | 40 | 5 | ||
Саудовская Аравия | 5,4 | 45 | 28 | ||
США | 4,7 | 540 | 303 | ||
Венесуэла | 84,1 | 30 | 26 | ||
Алжир | 3,7 | 65 | 34 | ||
Канада | 42,2 | 170 | 33 | ||
Норвегия | 2,0 | 45 | 4,6 |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №4
1.Определите ресурсообеспеченность стран мира железной рудой.
2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира железной рудой: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.
3.Создайте картосхему добычи железной руды по данным таблицы на контурной карте.
Страна | Запасы (млрд.т) | Добыча (млн.т) | Ресурсообес-печенность в количестве лет | Численность населения (млн.чел) | Ресурсообес-печенность на душу населения |
Россия | 57,8 | 87 | 142 | ||
Украина | 20,0 | 77 | 45 | ||
Бразилия | 17,6 | 195 | 196 | ||
Австралия | 16,0 | 168 | 21 | ||
США | 15,9 | 63 | 303 | ||
Канада | 11,7 | 35 | 33 | ||
Индия | 11,5 | 75 | 1148 | ||
Китай | 9,0 | 224 | 1360 | ||
Казахстан | 8,0 | 16 | 15 |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №5
1.Создайте картосхему добычи бокситов, медной руды, оловянной руды, золота и алмазов по данным таблицы на контурной карте — задания №6 (Рабочая тетрадь по географии:10 кл,: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский).
2.Сделайте вывод о закономерностях размещения крупных месторождений.
3.Назовите регионы размещения.
Бокситы (тыс.т) | Медная руда (тыс.т) | Алмазы | Золото |
Австралия | Чили | Ботсвана | Китай |
КНР | США | Австралия | Австралия |
Бразилия | Россия | Россия | США |
Индия | Перу | Конго | Россия |
Гвинея | Индонезия | ЮАР | ЮАР |
Ямайка | КНР | Ангола | Перу |
Казахстан | Казахстан | Канада | Индонезия |
Венесуэла | Мексика | Китай | Канада |
Суринам | Замбия | Бразилия | Гана |
Россия | Канада | Гана | Мексика |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Проверка выполнения заданий и обобщение полученных знаний.
- Проверка выполнения заданий по карточке №1 – слайд №10 и обозначение месторождений угля на настенной контурной карте
- Проверка выполнения заданий по карточке №2 – слайд №11 и обозначение месторождений нефти на настенной контурной карте
- Проверка выполнения заданий по карточке №3 – слайд №12 и обозначение месторождений природного газа на настенной контурной карте
- Проверка выполнения заданий по карточке №4 – слайд №13 и обозначение месторождений железной руды на настенной контурной карте
- Проверка выполнения заданий по карточке №5 – выполнение задания №6 (Рабочая тетрадь по географии:10 кл,: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский) и обозначение месторождений на настенной контурной карте.
- Какие страны обладают разнообразным минеральным сырьем?
(Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия)
- Какие страны обеспечены преимущественно одним видом минерального сырья?
(Кувейт – нефтью, Нидерланды – газом, Гвинея – бокситами, Узбекистан – ураном)
- Какие страны бедны минеральным сырьем?
(Япония, Швейцария, Республика Корея).
V. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
Объем добычи полезных ископаемых в последние десятилетие резко вырос. Ежегодно добывается более 100 млрд. тонн различного минерального сырья и топлива. Наиболее доступные месторождения полезных ископаемых в настоящее время истощаются: железорудные бассейны в Лотарингии (Франция) и на Урале (Россия), угольные бассейны – Подмосковный (Россия), Рурский (Германия), месторождения меди в Заире и др. Однако при возрастающем объеме добычи сырья на производство готовой продукции идет не более 20%.
- Каковы проблемы использования минерального сырья?
(Истощение запасов, неполное использование добываемых ресурсов).
- Каковы возможные пути решения данной проблемы?
(Комплексное использование добываемого сырья; оборотное использование ресурсов при глубокой утилизации отходов; более широкое внедрение новых искусственных и синтетических материалов, заменяющих природное сырье, и и применение альтернативных источников энергии).
- Можно ли утверждать, что высокий уровень обеспеченности страны минеральными ресурсами определяет уровень экономического развития?
(Нельзя. Обеспеченность минеральными ресурсами способствует развитию промышленного производства и повышению уровня экономического развития страны, ноне является определяющим фактором. Например, Япония бедна минеральными ресурсами, но достигла высокого уровня экономического развития полностью за счет импортного сырья. Наша страна является сырьевым придатком для Японии и других более развитых стран Западной Европы).
- Как изменится роль минеральных ресурсов в развитии экономики мира в будущем? Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ее.
- Ваше мнение об уроке: что получилось, что нет?
Отметить успехи учащихся. Выставить отметки за урок по группам и индивидуально.
VI.Инструктаж по выполнению домашнего задания:
Для его выполнения необходимо сформировать 5 групп по 4-5 человек. Группа получает индивидуальное задание по одному из видов природных ресурсов и инструктаж для выполнения задания. Порядок подготовки домашнего задания комментируется учителем.
- Земельные ресурсы. Стр.29-32
- Ресурсы пресной воды. Стр.32-33
- Лесные ресурсы. Стр.33-35
- Ресурсы Мирового океана. Стр.35-36
- Рекреационные ресурсы. Стр.36-37
Список литературы:
- Максаковский В.П. География 10 класса. М.: Просвещение, 2010.
- Гладкий Ю.Н. и Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2010.
- Петрова Н.Н. ЕГЭ 2013. География. Сдаем без проблем! / Н.Н.Петрова, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2012.
- Еженедельник «География»: №3/2004; №9/2006; №17/2006; №21/2006; №23/2006; №24/2006;№1/2007; №2/2007.
Источник
Тема «География мировых природных ресурсов» – одна из центральных в школьном курсе географии. Что такое природные ресурсы? Какие их виды выделяются, и как они распространены по планете? Какими факторами определяется география мировых природных ресурсов? Об этом читайте в статье.
Что такое природные ресурсы?
Крайне важна для понимания развития мировой экономики и экономик отдельных государств география мировых природных ресурсов. Понятие это можно трактовать по-разному. В самом широком смысле – это весь комплекс природных благ, необходимых человеку. В узком понимании под природными ресурсами подразумевают совокупность благ естественного происхождения, которые могут служить источниками для производства.
Природные ресурсы не просто используются в хозяйственной деятельности. Без них, по сути, невозможно существование человеческого общества как такового. Одной из важнейших и актуальных проблем современной географической науки является география мировых природных ресурсов (10 класс средней школы). Изучением этого вопроса занимаются как географы, так и экономисты.
Классификация природных ресурсов Земли
Природные ресурсы планеты классифицируют по различным критериям. Так, выделяют ресурсы исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые, невозобновляемые, а также частично возобновляемые. По перспективности применения природные ресурсы делят на промышленные, сельскохозяйственные, энергетические, рекреационно-туристические и т. д.
Согласно генетической классификации природные ресурсы включают:
- минеральные;
- земельные;
- водные;
- лесные;
- биологические (в том числе ресурсы Мирового океана);
- энергетические;
- климатические;
- рекреационные.
Особенности планетарного распределения природных ресурсов
Какими особенностями представлена география мировых природных ресурсов? Как они распределены по планете?
Сразу стоит отметить, что мировые природные ресурсы распределяются крайне неравномерно между государствами. Так, несколько стран (таких как Россия, США или Австралия) природа наделила широким спектром полезных ископаемых. Другим же (например, Японии или Молдове) приходится довольствоваться всего двумя-тремя видами минерального сырья.
Что касается объемов потребления, то около 70 % мировых природных ресурсов используют страны Западной Европы, США, Канада и Япония, в которых живет не более девяти процентов населения Земли. А вот группа развивающихся государств, на долю которых приходится около 60 % общемирового населения, потребляют всего 15 % природных ресурсов планеты.
География мировых природных ресурсов неравномерна не только по отношению к полезным ископаемым. По запасам лесных, земельных, водных ресурсов страны и континенты тоже сильно отличаются друг от друга. Так, большая часть пресной воды планеты сосредоточена в ледниках Антарктики и Гренландии – регионах с минимальной заселенностью. В то же время десятки африканских государств испытывают острый дефицит питьевой воды.
Такая столь неравномерная география мировых природных ресурсов вынуждает многие страны решать проблему их недостачи разными способами. Одни делают это с помощью активного финансирования мероприятий геологической разведки, другие внедряют новейшие технологии энергосбережения, максимально снижают материалоемкость своего производства.
Мировые природные ресурсы (минеральные) и их распределение
Минеральное сырье – это природные компоненты (вещества), которые используются человеком в производстве или для получения электроэнергии. Минеральные ресурсы имеют важное значение для экономики любого государства. В земной коре нашей планеты содержится около двух сотен полезных ископаемых. 160 из них активно добываются человеком. В зависимости от способа и сферы использования минеральные ресурсы делят на несколько видов:
- топливно-энергетические (например, нефть, каменный уголь, торф);
- рудные (никель, олово, железная руда и прочие);
- нерудные (сырье для химической индустрии, металлургии, строительства и т. п.).
Едва ли не самым главным минеральным ресурсом сегодня является нефть. Её справедливо называют «черным золотом», за нее велись (и ведутся по сей день) крупные войны. Как правило, нефть залегает вместе с сопутствующим природным газом. Главные регионы по добыче этих ресурсов в мире – это Западная Сибирь, Аляска, Техас, Ближний Восток, Мексика. Еще один топливный ресурс – это уголь (каменный и бурый). Его добывают во многих странах (более чем 70-ти).
Рудные минеральные ресурсы включают в себя руды черных, цветных и благородных металлов. Геологические месторождения этих полезных ископаемых часто имеют четкую привязку к зонам кристаллических щитов – выступов фундамента платформ.
Нерудные минеральные ресурсы находят совершенно разное применение. Так, гранит и асбест используют в строительной индустрии, калийные соли – в производстве удобрений, графит – в атомной энергетике и т. д. Ниже более подробно представлена география мировых природных ресурсов. Таблица включает в себя список самых важных и востребованных полезных ископаемых.
Минеральный ресурс | Страны-лидеры по его добыче |
Нефть | Саудовская Аравия, Россия, Китай, США, Иран |
Каменный уголь | США, Россия, Индия, Китай, Австралия |
Горючий сланец | Китай, США, Эстония, Швеция, Германия |
Железная руда | Россия, Китай, Украина, Бразилия, Индия |
Марганцевая руда | Китай, Австралия, ЮАР, Украина, Габон |
Медные руды | Чили, США, Перу, Замбия, ДР Конго |
Урановые руды | Австралия, Казахстан, Канада, Нигер, Намибия |
Никелевые руды | Канада, Россия, Австралия, Филиппины, Новая Каледония |
Бокситы | Австралия, Бразилия, Индия, Китай, Гвинея |
Золото | США, ЮАР, Канада, Россия, Австралия |
Алмазы | ЮАР, Австралия, Россия, Намибия, Ботсвана |
Фосфориты | США, Тунис, Марокко, Сенегал, Ирак |
Граниты | Франция, Греция, Норвегия, Германия, Украина |
Калийная соль | Россия, Украина, Канада, Беларусь, Китай |
Самородная сера | США, Мексика, Ирак, Украина, Польша |
Земельные ресурсы и их география
Земельные ресурсы – одно из самых важных богатств планеты и любой страны мира. Под этим понятием подразумевают часть поверхности Земли, пригодную для жизни, строительства и ведения сельского хозяйства. Мировой земельный фонд – это около 13 миллиардов гектар площади. Он включает в себя:
- леса и кустарниковые заросли (31 %);
- луга, пастбища (24 %);
- пахотные земли и плантации (11 %);
- земли, занятые городами, дорогами и прочими постройками (3 %);
- малопродуктивные земли (около 28 %).
Разные страны обладают разными земельными ресурсами. Некоторые имеют в своем распоряжении огромные просторы свободных земель (Россия, Украина), другие же ощущают острый дефицит свободной площади (Япония, Дания). Крайне неравномерно распределены сельскохозяйственные земли: около 60 % мировой пашни приходится на Евразию, тогда как на Австралию – всего 3 %.
Водные ресурсы и их география
Вода – самый распространенный и самый важный минерал на Земле. Именно в ней зародилась земная жизнь, и именно вода необходима каждому из живых организмов. Под водными ресурсами планеты подразумевают все поверхностные, а также подземные воды, которые используются человеком или могут быть использованы в будущем. Особенно востребованной является пресная вода. Она используется в быту, на производстве и в аграрном секторе. Максимальные запасы пресного речного стока припадают на Азию и Латинскую Америку, а минимальные – на Австралию и Африку. Причем на одной трети мировой суши проблема с пресной водой стоит особенно остро.
К самым обеспеченным странам мира по запасам пресных вод относится Бразилия, Россия, Канада, Китай и США. А вот пятерка наименее обеспеченных пресной водой государств выглядит так: Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия, Йемен и Иордания.
Лесные ресурсы и их география
Леса часто называют «легкими» нашей планеты. И совершенно оправданно. Ведь они играют важнейшую климатообразующую, водоохранную, рекреационную роль. К лесным ресурсам относят собственно леса, а также все их полезные качества – защитные, рекреационные, лечебные и т. д.
По статистике, около 25 % земной суши покрыто лесами. Основная их часть приходится на так называемый «северный лесной пояс», включающий такие государства, как Россия, Канада, США, Швеция, Финляндия.
В таблице ниже представлены страны, которые являются лидерами по показателю лесистости своих территорий:
Страна | Процент территории, покрытой лесами |
Французская Гвиана | 95 % |
Суринам | 91 % |
Гайана | 85 % |
Мозамбик | 84 % |
Габон | 81 % |
Россия | 76 % |
Биологические ресурсы планеты
Биологические ресурсы – это все растительные и животные организмы, которые используются человеком в различных целях. Более востребованы в современном мире именно флористические ресурсы. Всего на планете насчитывается около шести тысяч видов культурных растений. При этом лишь сто из них широко распространены по всему миру. Кроме культурных растений, человек активно разводит домашний скот и птицу, использует штаммы бактерий в сельском хозяйстве и промышленности.
Биологические ресурсы относят к типу возобновляемых. Тем не менее при современном, местами хищническом и непродуманном их использовании некоторым из них грозит уничтожение.
География мировых природных ресурсов: проблемы экологии
Современное природопользование отличается целым рядом серьезных экологических проблем. Активная добыча полезных ископаемых не только загрязняет атмосферу и почвы, но и существенно видоизменяет поверхность нашей планеты, изменяя некоторые ландшафты до неузнаваемости.
С какими словами ассоциируется современная география мировых природных ресурсов? Загрязнение, истощение, уничтожение… К сожалению, это правда. Тысячи гектаров вековых лесов ежегодно исчезает с лица нашей планеты. Браконьерство уничтожает редкие и исчезающие виды животных. Тяжелая промышленность загрязняет почвы металлами и прочими вредными веществами.
Необходимо срочно и на глобальном уровне менять концепцию поведения человека в природной среде. В противном случае будущее мировой цивилизации будет выглядеть не очень радужно.
Феномен «ресурсного проклятия»
«Парадокс изобилия», или «сырьевое проклятие», – так называется феномен в экономике, который впервые был сформулирован в 1993 году Ричардом Аути. Сущность этого явления состоит в следующем: государства, обладающие значительным природно-ресурсным потенциалом, как правило, отличаются невысоким экономическим ростом и развитием. В свою очередь, «бедные» на природные ресурсы страны достигают больших экономических успехов.
Примеров, подтверждающих данное умозаключение, действительно очень много в современном мире. Впервые о «ресурсном проклятии» стран начали говорить еще в 80-х годах прошлого века. Некоторые исследователи уже тогда прослеживали в своих трудах эту тенденцию.
Экономисты выделяют несколько основных причин, объясняющих данный феномен:
- отсутствие желания у властей проводить эффективные и необходимые реформы;
- развитие коррупции в государственном аппарате на почве «легких денег»;
- снижение конкурентоспособности других отраслей экономики, которые не так сильно «завязаны» на природных ресурсах.
Заключение
География мировых природных ресурсов отличается крайней неравномерностью. Это касается практически всех их видов – минеральных, энергетических, земельных, водных, лесных.
Некоторые государства владеют большими запасами полезных ископаемых, а вот минерально-сырьевой потенциал других стран существенно ограничен всего несколькими их видами. Правда, исключительная обеспеченность природными ресурсами не всегда гарантирует высокий уровень жизни, развитость экономики конкретного государства. Ярким примером этого являются такие страны, как Россия, Украина, Казахстан и прочие. Это явление уже даже получило свое название в экономике – «ресурсное проклятие».
Источник