Таблица география 8 класс полезные ископаемые

Таблица география 8 класс полезные ископаемые thumbnail

Твердая оболочка нашей планеты имеет неоднородное строение, причиной которого являются сложные процессы, происходящие в недрах Земли. Глубинные разломы, складки, трещины, впадины и возвышенности, залежи ценных природных ископаемых – все это формирует уникальное геологическое строение поверхности земного шара.

Таблица география 8 класс полезные ископаемые

Рельеф

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.

Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:

  • Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
  • Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.

Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.

Горы

Рис. 1. Горы.

Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:

  • служит основой для природных территориальных комплексов;
  • равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.

Тектонические структуры

Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.

К крупнейшим тектоническим структурам относятся:

  • Платформа – достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
  • Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
  • Впадины – глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.

Восточно-Европейская платформа

Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.

В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:

  • Твердые (гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
  • Жидкие (нефть, подземные минеральные воды).
  • Газообразные (гелий, природный газ).

Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.

На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Алмазы Якутии

Рис. 3. Алмазы Якутии.

Что мы узнали?

При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 352.

Источник

Определение и классификация полезных ископаемых

Хо­зяй­ство Рос­сии тесно свя­за­но с ми­не­раль­ны­ми ре­сур­са­ми, оце­нен­ны­ми, по гео­ло­ги­че­ским дан­ным, за­па­сом по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. На­ли­чие ми­не­раль­ных ре­сур­сов, ко­то­рые за­ви­сят от стро­е­ния зем­ной коры, во мно­гом фор­ми­ру­ют кар­ти­ну хо­зяй­ства тер­ри­то­рии. Недра нашей стра­ны бо­га­ты по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми (рис. 1).

Карта ми­не­раль­ных ре­сур­сов Рос­сии

Рис. 1. Карта ми­не­раль­ных ре­сур­сов Рос­сии

По­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это ми­не­раль­ные об­ра­зо­ва­ния зем­ной коры, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся или могут эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать­ся в хо­зяй­стве.

Скоп­ле­ние по­лез­ных ис­ко­па­е­мых об­ра­зу­ют ме­сто­рож­де­ния, а скоп­ле­ния боль­шо­го ко­ли­че­ства ме­сто­рож­де­ний об­ра­зу­ютбас­сей­ны или рай­о­ныПо про­ис­хож­де­нию по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, так же, как и гор­ные по­ро­ды, бы­ва­ют: ме­та­мор­фи­че­ские,маг­ма­ти­че­ские и оса­доч­ные. По­лез­ные ис­ко­па­е­мые фор­ми­ру­ют­ся в ходе гео­ло­ги­че­ской ис­то­рии под воз­дей­стви­ем внут­рен­них сил (эн­до­ген­ных) и внеш­них (эк­зо­ген­ных). Все по­лез­ные ис­ко­па­е­мые можно клас­си­фи­ци­ро­вать по аг­ре­гат­но­му со­сто­я­нию на твер­дыежид­кие и га­зо­об­раз­ные. Боль­шая часть ми­не­раль­ных ре­сур­сов пред­став­ля­ет собой твер­дые неор­га­ни­че­ские об­ра­зо­ва­ния, а го­рю­чее – по­лез­ное ис­ко­па­е­мое ор­га­ни­че­ско­го про­ис­хож­де­ния – лишь услов­но от­но­сит­ся к ми­не­раль­ным ре­сур­сам. За по­след­ние годы все боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ют ми­не­ра­ли­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки, в ко­то­рых рас­тво­ре­но огром­ное ко­ли­че­ство по­лез­ных ве­ществ. Можно клас­си­фи­ци­ро­вать по­лез­ные ис­ко­па­е­мые и по ис­поль­зо­ва­нию:руд­ныенеруд­ныего­рю­чие.

Рудные полезные ископаемые

Руд­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые сфор­ми­ро­ва­лись в ре­зуль­та­те из­ли­я­ния магмы и в ме­стах её кон­так­та с дру­ги­ми гор­ны­ми по­ро­да­ми. Маг­ма­ти­че­ски­ми и ме­та­мор­фи­че­ски­ми гор­ны­ми по­ро­да­ми сла­га­ют­ся склад­ча­тые об­ла­сти и фун­да­мен­ты древ­них пород. По­это­му руд­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые встре­ча­ют­ся в горах и на щитах. Наи­бо­лее богат ру­да­ми Урал. Здесь за­ле­га­ют же­лез­ные, мед­но-цин­ко­вые, ни­ке­ле­вые, мар­ган­це­вые, хро­ми­то­вые руды, зо­ло­то, пла­ти­на (рис. 2).

Карта по­лез­ных ис­ко­па­е­мых Урала

Рис. 2. Карта по­лез­ных ис­ко­па­е­мых Урала

Читайте также:  Полезные фреши из овощей и фруктов

Кром этого, на Урале встре­ча­ют­ся дра­го­цен­ные, по­лу­дра­го­цен­ные и по­де­лоч­ные камни. На Алтае от­кры­ты ме­сто­рож­де­ния по­ли­ме­тал­ли­че­ских, свин­цо­вых, цин­ко­вых руд, се­реб­ра, ртути и др. (рис. 3). В гор­ной Шории – же­лез­ных руд, в Куз­нец­ком Ала­тау – мар­ган­це­вых. Воль­фрам­мо­либ­де­но­вые руды име­ют­ся в При­бай­ка­лье, а в За­бай­ка­лье – ура­но­вые руды и зо­ло­то.

Карта ми­не­раль­ных ре­сур­сов Ал­тай­ско­го края

Рис. 3. Карта ми­не­раль­ных ре­сур­сов Ал­тай­ско­го края

Ос­нов­ны­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми ме­зо­зой­ской склад­ча­той струк­ту­ры во­сто­ка Рос­сии яв­ля­ют­ся оло­вян­ные руды. На Кав­ка­зе пред­став­ле­ны по­ли­ме­тал­ли­че­ские и воль­фрам­мо­либ­де­но­вые руды. Сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние на то, что боль­шая часть руд­ных по­лез­ных ис­ко­па­е­мых со­сре­до­то­че­на не в мо­ло­дых склад­ча­тых горах, а в воз­рож­ден­ных склад­ча­то-глы­бо­вых. Это свя­за­но с тем, что руд­ные тела за­ле­га­ют в осе­вых ча­стях гор и пе­ре­кры­ты мощ­ны­ми склад­ка­ми оса­доч­ных пород. В ре­зуль­та­те раз­ру­ше­ния эти склад­ки ис­че­за­ют, по­это­му там легко на­хо­дить и до­бы­вать по­лез­ные ис­ко­па­е­мые. По­это­му Урал и богат руд­ны­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­еми.

Магматические и метаморфические полезные ископаемые

Маг­ма­ти­че­ские и ме­та­мор­фи­че­ские по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, кроме склад­ча­тых об­ла­стей, встре­ча­ют­ся и на щитах – вы­сту­пах древ­них кри­стал­ли­че­ских фун­да­мент­ных пород. Так, на се­ве­ре Во­сточ­но­ев­ро­пей­ской рав­ни­ны, в рай­оне Коль­ско­го по­лу­ост­ро­ва, где име­ет­ся выход Бал­тий­ско­го щита, встре­ча­ют­ся мед­ные, ни­ке­ле­вые ме­тал­лы, най­де­ны апа­ти­ты (сырье для фос­фор­ных удоб­ре­ний). На Ти­ман­ском кряже об­на­ру­же­ны алю­ми­ни­е­вые руды, а в рай­оне Во­ро­неж­ской ан­ти­кли­зы на­хо­дит­ся самое круп­ное ме­сто­рож­де­ние же­лез­ных руд – Кур­ская маг­нит­ная ано­ма­лия (рис. 4).

Тек­то­ни­че­ская карта Рос­сии

Рис. 4. Тек­то­ни­че­ская карта Рос­сии

Тем не менее для плат­форм наи­бо­лее ха­рак­тер­ны по­лез­ные ис­ко­па­е­мые оса­доч­но­го про­ис­хож­де­ния, в том числе го­рю­чее. Так, в оса­доч­ном чехле Во­сточ­но­ев­ро­пей­ской рав­ни­ны со­сре­до­то­че­но огром­ное ко­ли­че­ство угля, нефти и газа. Но наи­бо­лее круп­ные за­па­сы нефти, угля и газа Рос­сии на­хо­дят­ся в мощ­ном оса­доч­ном чехле мо­ло­дой За­пад­но­си­бир­ской плат­фор­мы. Также на Древне­си­бир­ской плат­фор­ме рас­по­ла­га­ет­ся круп­ней­ший Тун­гус­ский уголь­ный бас­сейн. По­ми­мо топ­ли­ва с оса­доч­ны­ми по­ро­да­ми свя­за­ны ме­сто­рож­де­ния солей, ко­то­рые при­уро­че­ны к югу За­пад­ной Си­би­ри, Пре­ду­ра­лью и При­ка­спий­ской низ­мен­но­сти.

О добыче алмазов в Якутии

Пер­вые ал­ма­зы в мире были об­на­ру­же­ны на юге Аф­ри­ки. Ко­рен­ные ме­сто­рож­де­ния ал­ма­зов были най­де­ны в ме­стеч­кеКим­бер­ли (ЮАР), после чего ко­рен­ные ме­сто­рож­де­ния ал­ма­зов были на­зва­ны ким­бер­ли­то­вы­ми труб­ка­ми (рис. 9).

Ким­бер­ли­то­вая труб­ка в Яку­тии

Рис. 9. Ким­бер­ли­то­вая труб­ка в Яку­тии

Счи­та­ет­ся, что пер­во­от­кры­ва­те­лем ал­ма­зов в Рос­сии стал 14-лет­ний маль­чик, сын кре­пост­но­го кре­стья­ни­на Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го при­ис­ка на Урале. Имен­но он об­на­ру­жил твер­дые камни, а ока­зав­ший­ся рядом ми­не­ро­лог опре­де­лил, что эти камни – ал­ма­зы.

Поиск ал­ма­зов на тер­ри­то­рии Рос­сии на­чал­ся после Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

В.С. Со­бо­лев

Рис. 10. В.С. Со­бо­лев

В ре­зуль­та­те кро­пот­ли­вой ра­бо­ты уче­но­го В.С. Со­бо­ле­ва (рис. 10) было вы­дви­ну­то пред­по­ло­же­ние, что ал­ма­зы сле­ду­ет ис­кать в таких же по усло­ви­ям ме­стах, как и в Южной Аф­ри­ке, а это За­пад­ная Яку­тия. В 1947 г. на реку Вилюй в Яку­тию была от­прав­ле­на пер­вая экс­пе­ди­ция в по­ис­ках ал­ма­зов. Одна ким­бер­ли­то­вая труб­ка может снаб­жать ал­ма­за­ми реки и их при­то­ки на мно­гие де­сят­ки и сотни ки­ло­мет­ров. Чтобы опре­де­лить, есть ли в ключе зо­ло­то, до­ста­точ­но про­мыть несколь­ко неболь­ших ков­шей га­леч­ни­ка, но чтобы найти ал­ма­зы, при­хо­дит­ся про­мы­вать несколь­ко ку­би­че­ских мет­ров. Гео­ло­гам при­ш­лось про­ша­гать много сотен ки­ло­мет­ров, пре­одо­ле­вая бо­ло­та, бу­ре­ло­мы, спа­са­ясь от туч ко­ма­ров и мош­ка­ры. Ра­дост­ную весть после дол­гих по­ис­ков при­нес кол­лек­тор вме­сте с пи­ро­па­ми и кри­стал­лом ал­ма­зов в 4 ка­ра­та. Пи­ро­пы, или «слезы ал­ма­зов», – это ми­не­ра­лы крас­но­го цвета, ко­то­рые яв­ля­ют­ся спут­ни­ка­ми ал­ма­зов. Нашел пи­ро­пы – нашел ал­ма­зы, но глав­ное – найти ким­бер­лит – зе­ле­но­ва­тую по­ро­ду, в ко­то­рой встре­ча­ют­ся ал­ма­зы. Найти ким­бер­лит – зна­чит, найти ко­рен­ное ме­сто­рож­де­ние ал­ма­зов.

Л.А. По­пу­га­е­ва

Рис. 11. Л.А. По­пу­га­е­ва

Пер­вая ким­бер­ли­то­вая труб­ка в Яку­тии была най­де­на экс­пе­ди­ци­ей Л.А. По­пу­га­е­вой (рис. 11) в 1954 г. Найти вто­рую ким­бер­ли­то­вую труб­ку по­мог­ла лиса. Члены экс­пе­ди­ции на­ткну­лись на лисью нору, возле ко­то­рой ле­жа­ла неболь­шая кучка зе­ле­но­ва­той земли. Это и был ким­бер­лит. На вы­со­кой лист­вен­ни­це, сто­яв­шей почти в самом цен­тре труб­ки, гео­ло­ги сде­ла­ли то­по­ром боль­шую за­руб­ку и вы­ве­ли над­пись: «Труб­ка мира». В Моск­ву по­ле­те­ла за­шиф­ро­ван­ная те­ле­грам­ма: «За­ку­ри­ли труб­ку мира. Табак от­лич­ный». Потом были най­де­ны дру­гие ким­бер­ли­то­вые труб­ки, а вско­ре был за­ло­жен по­се­лок ал­ма­зо­до­быт­чи­ков Мир­ный. Через несколь­ко де­сят­ков лет ме­сто­рож­де­ния ал­ма­зов были об­на­ру­же­ны на дру­гой древ­ней плат­фор­ме – Рус­ской, в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти.

Добыча полезных ископаемых

До­бы­ча по­лез­ных ис­ко­па­е­мых осу­ществ­ля­ет­ся по-раз­но­му. В за­ви­си­мо­сти от глу­би­ны и мощ­но­сти за­ле­га­ния по­лез­но­го ис­ко­па­е­мо­го до­бы­ча осу­ществ­ля­ет­ся либо от­кры­тым (ка­рьер­ным) (рис. 5),

До­бы­ча по­лез­ных ис­ко­па­е­мых в ка­рье­ре

Рис. 5. До­бы­ча по­лез­ных ис­ко­па­е­мых в ка­рье­ре

либо за­кры­тым (шахт­ным) спо­со­бом (рис. 6).

До­бы­ча по­лез­ных ис­ко­па­е­мых в шахте

Рис. 6. До­бы­ча по­лез­ных ис­ко­па­е­мых в шахте

Жид­кие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые до­бы­ва­ют­ся ме­то­дом бу­ре­ния сква­жин (рис. 7). От­кры­тый спо­соб до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­па­е­мых наи­бо­лее про­стой и де­ше­вый, од­на­ко имен­но он на­но­сит самый боль­шой урон при­ро­де.

Бу­ре­ние сква­жи­ны

Рис. 7. Бу­ре­ние сква­жи­ны

Из-за ли­ше­ния тер­ри­то­рии рас­ти­тель­но­го по­кро­ва, на ней об­ра­зу­ют­ся ин­ду­стри­аль­ные пу­сты­ни, от ко­то­рых под­ни­ма­ют­ся пыль­ные бури, а из-за осу­ше­ния земли по­ни­жа­ет­ся уро­вень грун­то­вых вод. От­кры­тым спо­со­бом в Рос­сии до­бы­ва­ет­ся более 90 % руд, более 50 % углей и прак­ти­че­ски все стро­и­тель­ные ма­те­ри­а­лы. Самый боль­шой в Рос­сии ка­рьер на­хо­дит­ся на Урале – это Кач­ка­нар­ский ка­рьер (рис. 8), глу­би­на ко­то­ро­го свыше 700 м. Глу­би­на шахт в Рос­сии до­сти­га­ет при­мер­но 1 км.

Кач­ка­нар­ский ка­рьер

Рис. 8. Кач­ка­нар­ский ка­рьер

Рос­сия – самая бо­га­тая ми­не­раль­ны­ми ре­сур­са­ми стра­на мира.

Читайте также:  Чем полезна соленая вода для волос

О нефти и газе Западной Сибири

Ин­сти­тут нефти и газа носит имя И.М. Губ­ки­на (рис. 12).

Па­мят­ная доска И.М. Губ­ки­ну

Рис. 12. Па­мят­ная доска И.М. Губ­ки­ну

Имен­но при его непо­сред­ствен­ном уча­стии на­ча­лось ис­сле­до­ва­ние и ис­сле­до­ва­ние За­пад­но-Си­бир­ской рав­ни­ны. В 1953 г. было от­кры­то и на­ча­ло дей­ство­вать пер­вое ме­сто­рож­де­ние газа, а через 7 лет забил пер­вый неф­тя­ной фон­тан Шаима. Но этому пред­ше­ство­ва­ли дли­тель­ная ра­бо­та, на­уч­ные споры и по­двиг пер­во­про­ход­цев. За­пад­но-Си­бир­ская рав­ни­на – огром­ная низ­мен­ность пло­ща­дью 3 млн км2 (рис. 13).

За­пад­но-Си­бир­ская рав­ни­на

Рис. 13. За­пад­но-Си­бир­ская рав­ни­на

Лежит рав­ни­на на плите. Тол­щи­на оса­доч­но­го чехла до­сти­га­ет мощ­но­сти в 6 км. Это бла­го­при­ят­ные усло­вия для за­ле­га­ния нефти. На по­верх­но­сти сотни ки­ло­мет­ров топ­ких болот и тем­но­хвой­ной неосво­ен­ной тайги. Как опре­де­лить точку для бу­ро­вой? Это срод­ни по­ис­ку игол­ки в стоге сена. И.М. Губ­кин счи­тал: надо ис­кать. У него было мно­же­ство про­тив­ни­ков. В 1934 г. в Сред­нее Прио­бье была по­сла­на по­ис­ко­вая пар­тия, ко­то­рая от­кры­ла неви­дан­ные за­па­сы нефти: Усть-Ба­лык­ское и неф­тя­ную жем­чу­жи­ну, ме­сто­рож­де­ние Са­мот­лор. По­ис­ки нефти и газа ве­лись в се­вер­ных рай­о­нах и были от­кры­ты в тундре. В За­по­ля­рье от­кры­ли га­зо­вое ме­сто­рож­де­ние Ям­бург, Мед­ве­жье, За­по­ляр­ное, а у Се­вер­но­го по­ляр­но­го круга Урен­гой­ское – га­зо­вую жем­чу­жи­ну Рос­сии (рис. 14).

Урен­гой­ское ме­сто­рож­де­ние газа

Рис. 14. Урен­гой­ское ме­сто­рож­де­ние газа

Се­год­ня Рос­сия за­ни­ма­ет пер­вое место по до­бы­че при­род­но­го газа. В Се­вер­ной Си­би­ри в ев­ро­пей­скую часть Рос­сии про­ло­же­ны круп­ные га­зо­про­во­ды, по ко­то­рым газ – эко­ло­ги­че­ски чи­стое и ка­ло­рий­ное топ­ли­во – идет не толь­ко в ев­ро­пей­скую часть Рос­сии, но и в За­пад­ную Ев­ро­пу. От­кры­тие ме­сто­рож­де­ния нефти и газа дали мощ­ный тол­чок в осво­е­нии За­пад­ной Си­би­ри. Здесь по­стро­е­ны новые го­ро­да.

Город Сур­гут

Рис. 15. Город Сур­гут

Сто­ли­ца неф­тя­ни­ков – Сур­гут (рис. 15), сто­ли­ца га­зо­ви­ков – Новый Урен­гой (рис. 16).

Город Новый Урен­гой

Рис. 16. Город Новый Урен­гой

За­пад­ная Си­бирь стала глав­ной неф­те­га­зо­нос­ной тер­ри­то­ри­ей Рос­сии.

Источник

Конспект урока по географии для 8 класса

Разработала: Матвеева Д.В.

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России,  учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

  Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»;  6-7 правильных ответов –«3»;  менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Индивидуальный опрос:

1)  Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2)  Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3)  Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4)  Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся — в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

        По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I.     Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II.   Металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

   Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1)   По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2)   Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3)   Определите основные месторождения угля и нефти.

4)   Определите размещение месторождений железных руд.

5)   Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6)   К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

Читайте также:  Для чего полезна морковь для подростков

7)   Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8)   Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

 Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой).

Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды — Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ — север Западной Сибири.

Каменный уголь — Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы — Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся  заносят в  таблицу:

Полезные ископаемые

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Апатиты

   55 

Железные руды

14

Природный газ

   28

Руды цветных металлов

13

Алмазы

   26

Нефть

12

Никель

   22

    Каменный уголь

12

Калийные соли

   16  

 Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи (записать в тетради):

1.Открытая добыча руды — (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор —  (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов — (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»;  менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

Источник