Таблица по теме рельеф и полезные ископаемые
«Рельеф и формы рельефа»
Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности.
Рельеф слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм. Крупнейшие отрицательные формы рельефа на Земле — впадины океанов, положительные — материки. Это формы рельефа первого порядка. Формы рельефа второго порядка — горы и равнины (как на суше, так и на дне океанов). Поверхность гор и равнин имеет сложный рельеф, состоящий из более мелких форм.
Морфоструктуры — крупные элементы рельефа суши, дна океанов и морей, ведущая роль в образовании которых принадлежит эндогенным процессам. Крупнейшие неровности поверхности Земли образуют выступы материков и впадины океанов. Наиболее крупные элементы рельефа суши — равнинно-платформенные и горные области.
Равнинно-платформенные области включают равнинные части древних и молодых платформ и занимают около 64 % площади суши. Среди равнинно-платформенных областей имеются низкие, с абсолютными высотами 100—300 м (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Туранская, Северо-Американская равнины), и высокие, поднятые новейшими движениями коры на высоту 400—1000 м (Среднесибирское плоскогорье, Африкано-Аравийская, Индостанская, значительные части Австралийской и Южно-Американской равнинных областей).
Горные области занимают около 36 % площади суши.
Подводная окраина материка (около 14 % поверхности Земли) включает мелководную равнинную в целом полосу материковой отмели (шельф), материковый склон и расположенное на глубинах от 2500 до 6000 м материковое подножие. Материковый склон и материковое подножие отделяют выступы материков, образованные совокупностью суши и шельфа, от основной части океанического дна, называемой ложем океана.
Зона островных дуг — переходная зона ложа океана. Собственно ложе океана (около 40 % поверхности Земли) большей частью занято глубоководными (средняя глубина 3—4 тыс. м) равнинами, которые соответствуют океаническим платформам.
Морфоскульптуры — элементы рельефа земной поверхности, в образовании которых ведущая роль принадлежит экзогенным процессам. Наибольшую роль в формировании морфоскульптур играет работа рек и временных потоков. Они создают широко распространенные флювиальные (эрозионные и аккумулятивные) формы (речные долины, балки, овраги и др.). Большое распространение имеют ледниковые формы, обусловленные деятельностью современных и древних ледников, особенно покровного типа (северная часть Евразии и Северной Америки). Они представлены долинамитрогами, «бараньими лбами» и «курчавыми» скалами, моренными грядами, озами и др. На огромных территориях Азии и Северной Америки, где распространены многолетнемерзлые толщи пород, развиты разнообразные формы мерзлотного (криогенного) рельефа.
Важнейшие формы рельефа.
Наиболее крупные формы рельефа — выступы материков и впадины океанов. Их распространение зависит от наличия гранитного слоя в земной коре.
Главными формами рельефа суши являются горы и равнины. Примерно 60 % суши занимают равнины — обширные участки земной поверхности со сравнительно малыми (до 200 м) колебаниями высот. По абсолютной высоте равнины делят на низменности (высота 0—200 м), возвышенности (200—500 м) и плоскогорья (выше 500 м). По характеру поверхности — на плоские, холмистые, ступенчатые.
Таблица «Рельеф и формы рельефа. Равнины».
Горы — возвышения земной поверхности (более 200 м) с четко выраженными склонами, подошвой, вершиной. По внешнему виду горы подразделяются на горные хребты, цепи, кряжи и горные страны. Отдельно стоящие горы встречаются редко, представляя собой либо вулканы, либо остатки древних разрушенных гор. Морфологическими элементами гор являются: основание (подошва); склоны; вершина или гребень (у хребтов).
Подошва горы — это граница между ее склонами и окружающей местностью, причем выражена она довольно отчетливо. При постепенном переходе от равнины к горам выделяется полоса, которая называется предгорье.
Склоны занимают большую часть поверхности гор и чрезвычайно разнообразны по внешнему виду и крутизне.
Вершина — высшая точка горы (горных хребтов), остроконечная вершина горы — пик.
Горные страны (горные системы) — крупные горные сооружения, которые состоят из горных хребтов — линейно вытянутых горных поднятий, пересекающихся склонами. Точки соединения и пересечения горных хребтов образуют горные узлы. Это обычно наиболее высокие части горных стран. Понижение между двумя горными хребтами называют горной долиной.
Нагорья — участки горных стран, состоящие из сильно разрушенных хребтов и высоких равнин, покрытых продуктами разрушения.
Таблица «Рельеф и формы рельефа. Горы»
По высоте горы делят на низкие (до 1000 м), средневысокие (1000—2000 м), высокие (более 2000 м). По строению различают складчатые, складчато-глыбовые и глыбовые горы. По геоморфологическому возрасту различают молодые, омоложенные и возрожденные горы. На суше преобладают горы тектонического происхождения, в океанах — вулканического.
Вулкан (от лат. vulcanus — огонь, пламя) — геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горючие газы, водные пары и обломки горных пород. Выделяют действующие, уснувшие и потухшие вулканы. Вулкан состоит из четырех основных частей: магматический очаг, жерло, конус и кратер. Во всем мире насчитывается около 600 вулканов. Большая часть из них находится вдоль границ плит, где раскаленная докрасна магма поднимается из недр Земли и вырывается на поверхность.
Типичный вулкан представляет собой холм с проходящей сквозь его толщу трубой, называемой жерлом вулкана с магматическим очагом (областью скопления магмы), из которого поднимается жерло. Кроме жерла, от магматического очага могут отходить также небольшие каналы с магмой, называемые селями и дайками. Когда в магматическом очаге создается высокое давление, вверх по жерлу поднимается и выбрасывается в воздух смесь магмы и твердых камней — лава. Это явление называется извержением вулкана. Если лава очень густая, она может застыть в жерле вулкана, образовав пробку. Однако огромное давление снизу взрывает пробку, извергая высоко в воздух большие глыбы пород, называемые вулканическими бомбами. После каждого извержения вулкана лава застывает в виде твердой корки. Вулканические холмы с крутыми склонами называют коническими, с пологими — щитовыми. Современные действующие вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка (Камчатка, Россия), Исалько (Сальвадор), МаунаЛоа (Гавайи) и др.
Конспект урока «Рельеф и формы рельефа». Следующая тема: «Силы, изменяющие рельеф Земли»
Источник
Helga
Высший разум
(632046)
9 лет назад
ТАБЛИЦА
___________________________________________________________
Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________
1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль
3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
галина пинина
Мудрец
(12288)
9 лет назад
складчатый пояс, окраина литосферной плиты — горы, рудные пол. иск.
платформы: а) щит — возвышенность, плоскогорье, руды, алмазы
б) впадины — низменности, топливные пол. иск. , соли, нерудные пол. иск
Марина
Знаток
(287)
3 года назад
уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль
3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
Сергей Хохряков
Ученик
(59)
3 года назад
Достойны удивления!!!! и искреннего умиления (помолчим о Восхищение) столь изрядно глубокие познания в области геоморфологии, геологии и металлогении отражённые в дух вышеизложенных ответах.
Марина Граник
Ученик
(206)
2 года назад
ТАБЛИЦА
___________________________________________________________
Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________
1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль
3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
Виталик Кухаренко
Знаток
(429)
2 года назад
Тектоническая структураФорма рельефаПолезные ископаемыеПроисхождение
Древняя платформа (Восточно-Европейская) равнины, низменности, ледниковые возвышенностинефть, газ, фосфориты, каменный угольосадочное
Молодая платформа (Сибирская) плато и денудационные равниныалмазы, апатиты, графит, слюда, бурый угольмагматическое и метаморфическое
Складчатая область (Урало-Монгольский пояс) горные страны, хребты, межгорные впадинынефть и газ (предгорье); железные, медные, хромовые, никелевые рудыосадочное, магматическое и метаморфическое
Виктория горбатова
Ученик
(109)
8 месяцев назад
ТАБЛИЦА
___________________________________________________________
Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________
1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль
3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
Источник
Твердая оболочка нашей планеты имеет неоднородное строение, причиной которого являются сложные процессы, происходящие в недрах Земли. Глубинные разломы, складки, трещины, впадины и возвышенности, залежи ценных природных ископаемых – все это формирует уникальное геологическое строение поверхности земного шара.
Рельеф
Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.
Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:
- Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
- Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.
Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.
Рис. 1. Горы.
Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:
- служит основой для природных территориальных комплексов;
- равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.
Тектонические структуры
Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.
К крупнейшим тектоническим структурам относятся:
- Платформа – достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
- Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
- Впадины – глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.
Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.
В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:
- Твердые (гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
- Жидкие (нефть, подземные минеральные воды).
- Газообразные (гелий, природный газ).
Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.
На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Рис. 3. Алмазы Якутии.
Что мы узнали?
При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 351.
Источник
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Ненецкого Автономного Округа
Средняя Школа поселка Искателей
Тема урока:
«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии»
Жукова Екатерина Васильевна
Учитель географии
1 квалификационная категория
2019 учебный год
Модульная технология обучения
География 7 класс
Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии
Цель урока: Формирование знаний и представлений о рельефе, геологическом строении и полезных ископаемых Евразии.
Слайд № 2 1.Образовательные задачи
А. Формирование специальных знаний.
Сформировать умение объяснять зависимость между строением земной коры и формами рельефа
Сформировать умение устанавливать взаимосвязь между строением рельефа и полезными ископаемыми
Сформировать умение работать с атласами и контурными картами и умение находить и показывать основные формы рельефа
Б. Развитие умений, которые были сформированы ранее.
Развить знания о рельефе в целом
Развить умение систематизировать информацию (поиск, отбор) при работе с текстом учебника и атласом
В. Формирование общих умений.
Формировать умение контролировать ход своей деятельности при работе с текстом и таблицей
Формировать умение работать во времени на всех этапах урока
Формировать научное мировоззрение.
2.Развивающие задачи.
Обогатить словарный запас учащегося следующими терминами и понятиями: тектоническая структура, сейсмический пояс, литосферная плита, платформа.
Развивать умение сравнивать на примере сравнения различных форм рельефа
Развивать умение систематизировать при работе с текстом и таблицей.
Развивать навыки самостоятельной работы на всех этапах работы
3. Воспитательные задачи.
Продолжить работу над формированием системы нравственных ценностей:
Бережного отношения к окружающему миру
умения критично оценивать результаты
сознательного отношения к дисциплине и самостоятельности.
уважения друг к другу.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: атлас «физическая география материков и океанов 7 класс», физическая карта полушарий и Евразии, раздаточный материал с заданиями для каждого учащегося, компьютер, проектор, учебник, контурные карты, презентация по теме « Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии»
Структура урока-модуля.
ОМ-1 Организация начала урока.
ОМ-2 Подготовка к усвоению новых знаний.
УЭ-0 Интегрирующая цель для ученика
УЭ-1 Задания по теме «Рельеф Евразии»
ОМ-3 Изучение нового материала и первичная проверка усвоения новых знаний.
УЭ-1 Чтение текста « Особенности рельефа Евразии»
УЭ-2 Составление таблицы «Тектонические структуры и формы рельефа Евразии»
УЭ-3 Прослушивание информации учителя и заполнение таблицы «Горные системы Евразии и их наивысшие точки» и нанесение их на контурную карту.
ОМ-4 Информация о самой глубокой впадине суши и разнообразии равнин Евразии.
ОМ-5 Первичное закрепление, контроль и самопроверка.
УЭ-1 Вопросы и тестовые задания
УЭ-2 Вопросы и тестовые задания
ОМ-6
Подведение итогов урока, рефлексия.
Информация о домашнем задании.
КАРТА УРОКА
ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
Ф.И.ученика___________________________________________________________
уч.эл.
Учебный материал с указанием заданий.
Рекомендации
по выполнению
ОМ-1
Организация начала урока.
Подготовка к уроку, определение цели урока.
ОМ-2
УЭ-О
УЭ -1
ОМ-3
УЭ-1
УЭ-2
Интегрирующая цель урока: В результате работы вы должны узнать крупнейшие формы рельефа Евразии, их названия, вершины, различия в расположении полезных ископаемых.
Входной контроль.
Цель: Выяснить исходный уровень знаний по теме.
Задание 1 : Ответьте на вопросы:А) Что такое рельеф?
Б) Какие карты нам могут понадобиться для анализа строения земной коры и определения форм рельефа и какую информацию можно извлечь из этих карт?
Задание 2: Перечислите основные формы рельефа и заполните схему:
_____
Задание 3. Дополните фразу:
В центральных районах Евразии преобладают __________, а в южных и восточных_________________________, следовательно на севере и западе преимущественно______________ , а на юге и востоке_____________________ .
Контроль. Проверьте правильность выполнения заданий , прочитав ответы на экране. Исправьте ошибки.
Теперь вы готовы к усвоению новых знаний!
Успеха!
Цель: получить новые знания по рельефу Евразии.
Задание 1: Внимательно прочитайте текст
Евразия выше других материков. На её территории расположены высочайшие горные системы ( Гималаи — Джомолунгма-8848м.) Равнины отличаются огромными размерами. В Евразии велики колебания высот. Разница между впадиной Мёртвого моря и Гималаями превышает 9км. В основании лежит Евразийская литосферная плита, участки которой так же, как и горные области имеют разный возраст и обозначаются в картах различными цветами. В пределах материка выделяются два сейсмических пояса: Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский.
Цель: знать различия форм рельефа, уметь группировать по предложенным параметрам
Задание 2: Заполните таблицу, пользуясь тектонической картой атласа.
Тектонические структуры и формы рельефа Евразии.
Тектоническая структура
Цвет
Соответствующие формы рельефа
Полезные ископаемые
Платформы
Байкальская складчатость
Каледонская складчатость
Герцинская складчатость
Мезозойская складчатость
Кайнозойская складчатость
Слайд 2
Устно объясните свой ответ.
А) Слайд 3
Б) Слайд 4,5
Слайд 6
Внимание!
На выполнение этого этапа вам отводится
6 мин.
Задания выполняются при помощи физической карты Евразии (атлас с.48)
Слайд 7
Слайд 8
На работу с таблицей отводится 12 мин
Материал о горных поясах и великих извержениях
Слайд 9,10,11,12,13
Контроль. Проверьте правильность заполнения таблицы, исправьте ошибки.
На проверку
2 мин.
Слайд 14
УЭ-3
ОМ-4
ОМ-5
УЭ-1
ОМ-6
Цель. Дополнить полученные знания по теме.
Задание 1. Во время просмотра презентации учителя по теме «Горные системы мира», выполняйте задание 2.
Задание 2. Заполните таблицу, используя приложения в учебнике с.279, физическую карту Евразии в атласе с.48 . Действуйте по образцу.
Таблица «Горные системы Евразии
и их наивысшие точки»
Задание 3. На к.к. Евразии простым карандашом обозначьте порядковыми номерами наивысшие точки материка.
Контроль. Проверьте свою работу, сравнив её с правильными ответами на экране. Исправьте ошибки.
Информация о самой глубокой впадине суши и разнообразии равнин Евразии.
Задание. Пользуясь текстом учебника с.186, дайте характеристику крупнейших равнин Евразии в виде таблицы.
Подпишите данные равнины на контурной карте.
Выходной контроль.
Цель: Закрепить знания по изучаемой теме: ответить на вопросы и выполнить тесты; исправить ошибки.
Цель: Оценить полноту усвоения изученного материала.
Задание : тестовое задание выполняется с выбором одного верного ответа из предложенных. Ответ на вопрос вписывается в свободное место в бланке.
Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов; определив правильный ответ,занесите его в бланк ответов
Бланк ответов
А1. Горы, имеющие максимальную высоту в мире:
1) Гималаи 2) Карпаты 3) Альпы 4) Скандинавские
А2 . Наименьшую высоту от уровня моря в Евразии имеет:
1) Прикаспийская низменность 2) Индо-Гангская низменность 3) Месопотамская низменность 4) Мёртвое море
А3. В Италии, Турции, Греции возможны землетрясения, так как территории этих стран расположены в пределах областей:
1) байкальской складчатости 2) каледонской складчатости
3) кайнозойской складчатости 4) на платформе
А4. Название какой горной системы – «Крыша мира»:
Уральские горы 2) Памир 3)Тянь-Шань 4)Гималаи
А5. В основании материка лежит:
1) литосферная плита 2) платформа
3) горные складчатые области 4) сейсмические пояса
Контроль. Проверьте свою работу, сравнив бланк ответов с правильными ответами на экране. Неправильные ответы зачёркивайте крестиком (Х); подсчитайте количество ошибок и оцените свою работу.
Оценку поставьте в последнем столбце бланка. Исправьте ошибки и проанализируйте их
Подведение итогов урока, рефлексия.
Прочитайте цель урока.
Достигли ли вы цели урока?
Оцените свою работу на уроке, подчеркнув соответствующее слово: «отлично», «хорошо», «плохо».
Домашнее задание: Проработайте материал модуля ещё раз, исправьте ошибки и проанализируйте их.
Выполните задание 3 из модуля ОМ -3,
задание из модуля ОМ-4.
Слайд 15-19
На этом этапе можете пользоваться атласом.
На работу вам отводится 15 мин
Слайд 20
На проверку
2 мин.
Слайд 21,22,23
«5» без ошибок
«4»1 ошибка
«3»2 ошибки
«2» более 3 ошибок.
ВНИМАНИЕ!
На выполнение этого этапа вам отводится
3 мин.
По истечении этого времени работу заканчивайте,
В пустых клеточках ставьте крестики.
2мин
Слайд 24
Источник