Таблица по теме рельеф и полезные ископаемые

Таблица по теме рельеф и полезные ископаемые thumbnail

«Рельеф и формы рельефа»

Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности.

Рельеф слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм. Крупнейшие отрицательные формы рельефа на Земле — впадины океанов, положительные — материки. Это формы рельефа первого порядка. Формы рельефа второго порядка — горы и равнины (как на суше, так и на дне океанов). Поверхность гор и равнин имеет сложный рельеф, состоящий из более мелких форм.

Морфоструктуры — крупные элементы рельефа суши, дна океанов и морей, ведущая роль в образовании которых принадлежит эндогенным процессам. Крупнейшие неровности поверхности Земли образуют выступы материков и впадины океанов. Наиболее крупные элементы рельефа суши — равнинно-платформенные и горные области.

Равнинно-платформенные области включают равнинные части древних и молодых платформ и занимают около 64 % площади суши. Среди равнинно-платформенных областей имеются низкие, с абсолютными высотами 100—300 м (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Туранская, Северо-Американская равнины), и высокие, поднятые новейшими движениями коры на высоту 400—1000 м (Среднесибирское плоскогорье, Африкано-Аравийская, Индостанская, значительные части Австралийской и Южно-Американской равнинных областей).

Горные области занимают около 36 % площади суши.

Подводная окраина материка (около 14 % поверхности Земли) включает мелководную равнинную в целом полосу материковой отмели (шельф), материковый склон и расположенное на глубинах от 2500 до 6000 м материковое подножие. Материковый склон и материковое подножие отделяют выступы материков, образованные совокупностью суши и шельфа, от основной части океанического дна, называемой ложем океана.

Зона островных дуг — переходная зона ложа океана. Собственно ложе океана (около 40 % поверхности Земли) большей частью занято глубоководными (средняя глубина 3—4 тыс. м) равнинами, которые соответствуют океаническим платформам.

Морфоскульптуры — элементы рельефа земной поверхности, в образовании которых ведущая роль принадлежит экзогенным процессам. Наибольшую роль в формировании морфоскульптур играет работа рек и временных потоков. Они создают широко распространенные флювиальные (эрозионные и аккумулятивные) формы (речные долины, балки, овраги и др.). Большое распространение имеют ледниковые формы, обусловленные деятельностью современных и древних ледников, особенно покровного типа (северная часть Евразии и Северной Америки). Они представлены долинамитрогами, «бараньими лбами» и «курчавыми» скалами, моренными грядами, озами и др. На огромных территориях Азии и Северной Америки, где распространены многолетнемерзлые толщи пород, развиты разнообразные формы мерзлотного (криогенного) рельефа.

Формы рельефа

Важнейшие формы рельефа.

Наиболее крупные формы рельефа — выступы материков и впадины океанов. Их распространение зависит от наличия гранитного слоя в земной коре.

Главными формами рельефа суши являются горы и равнины. Примерно 60 % суши занимают равнины — обширные участки земной поверхности со сравнительно малыми (до 200 м) колебаниями высот. По абсолютной высоте равнины делят на низменности (высота 0—200 м), возвышенности (200—500 м) и плоскогорья (выше 500 м). По характеру поверхности — на плоские, холмистые, ступенчатые.

Таблица «Рельеф и формы рельефа. Равнины».

Равнины Таблица

Горы — возвышения земной поверхности (более 200 м) с четко выраженными склонами, подошвой, вершиной. По внешнему виду горы подразделяются на горные хребты, цепи, кряжи и горные страны. Отдельно стоящие горы встречаются редко, представляя собой либо вулканы, либо остатки древних разрушенных гор. Морфологическими элементами гор являются: основание (подошва); склоны; вершина или гребень (у хребтов).

Подошва горы — это граница между ее склонами и окружающей местностью, причем выражена она довольно отчетливо. При постепенном переходе от равнины к горам выделяется полоса, которая называется предгорье.

Склоны занимают большую часть поверхности гор и чрезвычайно разнообразны по внешнему виду и крутизне.

Вершина — высшая точка горы (горных хребтов), остроконечная вершина горы — пик.

Литосфера и рельеф

Горные страны (горные системы) — крупные горные сооружения, которые состоят из горных хребтов — линейно вытянутых горных поднятий, пересекающихся склонами. Точки соединения и пересечения горных хребтов образуют горные узлы. Это обычно наиболее высокие части горных стран. Понижение между двумя горными хребтами называют горной долиной.

Нагорья — участки горных стран, состоящие из сильно разрушенных хребтов и высоких равнин, покрытых продуктами разрушения.

Таблица «Рельеф и формы рельефа. Горы»

Горы Горные системы Таблица

По высоте горы делят на низкие (до 1000 м), средневысокие (1000—2000 м), высокие (более 2000 м). По строению различают складчатые, складчато-глыбовые и глыбовые горы. По геоморфологическому возрасту различают молодые, омоложенные и возрожденные горы. На суше преобладают горы тектонического происхождения, в океанах — вулканического.

Вулкан (от лат. vulcanus — огонь, пламя) — геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горючие газы, водные пары и обломки горных пород. Выделяют действующие, уснувшие и потухшие вулканы. Вулкан состоит из четырех основных частей: магматический очаг, жерло, конус и кратер. Во всем мире насчитывается около 600 вулканов. Большая часть из них находится вдоль границ плит, где раскаленная докрасна магма поднимается из недр Земли и вырывается на поверхность.

Читайте также:  Чем полезна свежая капуста для женщин

Типичный вулкан представляет собой холм с проходящей сквозь его толщу трубой, называемой жерлом вулкана с магматическим очагом (областью скопления магмы), из которого поднимается жерло. Кроме жерла, от магматического очага могут отходить также небольшие каналы с магмой, называемые селями и дайками. Когда в магматическом очаге создается высокое давление, вверх по жерлу поднимается и выбрасывается в воздух смесь магмы и твердых камней — лава. Это явление называется извержением вулкана. Если лава очень густая, она может застыть в жерле вулкана, образовав пробку. Однако огромное давление снизу взрывает пробку, извергая высоко в воздух большие глыбы пород, называемые вулканическими бомбами. После каждого извержения вулкана лава застывает в виде твердой корки. Вулканические холмы с крутыми склонами называют коническими, с пологими — щитовыми. Современные действующие вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка (Камчатка, Россия), Исалько (Сальвадор), МаунаЛоа (Гавайи) и др.

виды рельефа

Конспект урока «Рельеф и формы рельефа». Следующая тема: «Силы, изменяющие рельеф Земли»

Источник

Helga

Высший разум

(632046)

9 лет назад

ТАБЛИЦА
___________________________________________________________

Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________

1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда

2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль

3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

галина пинина

Мудрец

(12288)

9 лет назад

складчатый пояс, окраина литосферной плиты — горы, рудные пол. иск.
платформы: а) щит — возвышенность, плоскогорье, руды, алмазы
б) впадины — низменности, топливные пол. иск. , соли, нерудные пол. иск

Марина

Знаток

(287)

3 года назад

уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда

2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль

3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

Сергей Хохряков

Ученик

(59)

3 года назад

Достойны удивления!!!! и искреннего умиления (помолчим о Восхищение) столь изрядно глубокие познания в области геоморфологии, геологии и металлогении отражённые в дух вышеизложенных ответах.

Марина Граник

Ученик

(206)

2 года назад

ТАБЛИЦА
___________________________________________________________

Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________

1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда

2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль

3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

Виталик Кухаренко

Знаток

(429)

2 года назад

Тектоническая структураФорма рельефаПолезные ископаемыеПроисхождение
Древняя платформа (Восточно-Европейская) равнины, низменности, ледниковые возвышенностинефть, газ, фосфориты, каменный угольосадочное
Молодая платформа (Сибирская) плато и денудационные равниныалмазы, апатиты, графит, слюда, бурый угольмагматическое и метаморфическое
Складчатая область (Урало-Монгольский пояс) горные страны, хребты, межгорные впадинынефть и газ (предгорье); железные, медные, хромовые, никелевые рудыосадочное, магматическое и метаморфическое

Виктория горбатова

Ученик

(109)

8 месяцев назад

ТАБЛИЦА
___________________________________________________________

Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________

1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда

2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль

3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,

Источник

Твердая оболочка нашей планеты имеет неоднородное строение, причиной которого являются сложные процессы, происходящие в недрах Земли. Глубинные разломы, складки, трещины, впадины и возвышенности, залежи ценных природных ископаемых – все это формирует уникальное геологическое строение поверхности земного шара.

Таблица по теме рельеф и полезные ископаемые

Рельеф

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.

Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:

  • Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
  • Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.

Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.

Горы

Рис. 1. Горы.

Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:

  • служит основой для природных территориальных комплексов;
  • равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.
Читайте также:  Местонахождение полезных ископаемых во всем мире

Тектонические структуры

Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.

К крупнейшим тектоническим структурам относятся:

  • Платформа – достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
  • Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
  • Впадины – глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.

Восточно-Европейская платформа

Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.

В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:

  • Твердые (гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
  • Жидкие (нефть, подземные минеральные воды).
  • Газообразные (гелий, природный газ).

Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.

На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Алмазы Якутии

Рис. 3. Алмазы Якутии.

Что мы узнали?

При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 351.

Источник

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Ненецкого Автономного Округа

Средняя Школа поселка Искателей

Тема урока:

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии»

Жукова Екатерина Васильевна

Учитель географии

1 квалификационная категория

2019 учебный год

Модульная технология обучения

География 7 класс

Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии

Цель урока: Формирование знаний и представлений о рельефе, геологическом строении и полезных ископаемых Евразии.

Слайд № 2 1.Образовательные задачи

А. Формирование специальных знаний.

  • Сформировать умение объяснять зависимость между строением земной коры и формами рельефа

  • Сформировать умение устанавливать взаимосвязь между строением рельефа и полезными ископаемыми

  • Сформировать умение работать с атласами и контурными картами и умение находить и показывать основные формы рельефа

Б. Развитие умений, которые были сформированы ранее.

  • Развить знания о рельефе в целом

  • Развить умение систематизировать информацию (поиск, отбор) при работе с текстом учебника и атласом

  • В. Формирование общих умений.

  • Формировать умение контролировать ход своей деятельности при работе с текстом и таблицей

  • Формировать умение работать во времени на всех этапах урока

  • Формировать научное мировоззрение.

2.Развивающие задачи.

      • Обогатить словарный запас учащегося следующими терминами и понятиями: тектоническая структура, сейсмический пояс, литосферная плита, платформа.

      • Развивать умение сравнивать на примере сравнения различных форм рельефа

      • Развивать умение систематизировать при работе с текстом и таблицей.

      • Развивать навыки самостоятельной работы на всех этапах работы

3. Воспитательные задачи.

Продолжить работу над формированием системы нравственных ценностей:

  • Бережного отношения к окружающему миру

  • умения критично оценивать результаты

  • сознательного отношения к дисциплине и самостоятельности.

  • уважения друг к другу.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: атлас «физическая география материков и океанов 7 класс», физическая карта полушарий и Евразии, раздаточный материал с заданиями для каждого учащегося, компьютер, проектор, учебник, контурные карты, презентация по теме « Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии»

Структура урока-модуля.

ОМ-1 Организация начала урока.

ОМ-2 Подготовка к усвоению новых знаний.

  • УЭ-0 Интегрирующая цель для ученика

  • УЭ-1 Задания по теме «Рельеф Евразии»

ОМ-3 Изучение нового материала и первичная проверка усвоения новых знаний.

  • УЭ-1 Чтение текста « Особенности рельефа Евразии»

  • УЭ-2 Составление таблицы «Тектонические структуры и формы рельефа Евразии»

  • УЭ-3 Прослушивание информации учителя и заполнение таблицы «Горные системы Евразии и их наивысшие точки» и нанесение их на контурную карту.

ОМ-4 Информация о самой глубокой впадине суши и разнообразии равнин Евразии.

ОМ-5 Первичное закрепление, контроль и самопроверка.

  • УЭ-1 Вопросы и тестовые задания

  • УЭ-2 Вопросы и тестовые задания

ОМ-6

  • Подведение итогов урока, рефлексия.

  • Информация о домашнем задании.

КАРТА УРОКА

ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

Ф.И.ученика___________________________________________________________

уч.эл.

Учебный материал с указанием заданий.

Рекомендации

по выполнению

Читайте также:  Чем полезен имбирный напиток с медом и лимоном

ОМ-1

Организация начала урока.

Подготовка к уроку, определение цели урока.

ОМ-2

УЭ-О

УЭ -1

ОМ-3

УЭ-1

УЭ-2

Интегрирующая цель урока: В результате работы вы должны узнать крупнейшие формы рельефа Евразии, их названия, вершины, различия в расположении полезных ископаемых.

Входной контроль.

Цель: Выяснить исходный уровень знаний по теме.

Задание 1 : Ответьте на вопросы:А) Что такое рельеф?

Б) Какие карты нам могут понадобиться для анализа строения земной коры и определения форм рельефа и какую информацию можно извлечь из этих карт?

Задание 2: Перечислите основные формы рельефа и заполните схему:

_____

Задание 3. Дополните фразу:

В центральных районах Евразии преобладают __________, а в южных и восточных_________________________, следовательно на севере и западе преимущественно______________ , а на юге и востоке_____________________ .

Контроль. Проверьте правильность выполнения заданий , прочитав ответы на экране. Исправьте ошибки.

Теперь вы готовы к усвоению новых знаний!

Успеха!

Цель: получить новые знания по рельефу Евразии.

Задание 1: Внимательно прочитайте текст

Евразия выше других материков. На её территории расположены высочайшие горные системы ( Гималаи — Джомолунгма-8848м.) Равнины отличаются огромными размерами. В Евразии велики колебания высот. Разница между впадиной Мёртвого моря и Гималаями превышает 9км. В основании лежит Евразийская литосферная плита, участки которой так же, как и горные области имеют разный возраст и обозначаются в картах различными цветами. В пределах материка выделяются два сейсмических пояса: Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский.

Цель: знать различия форм рельефа, уметь группировать по предложенным параметрам

Задание 2: Заполните таблицу, пользуясь тектонической картой атласа.

Тектонические структуры и формы рельефа Евразии.

Тектоническая структура

Цвет

Соответствующие формы рельефа

Полезные ископаемые

Платформы

Байкальская складчатость

Каледонская складчатость

Герцинская складчатость

Мезозойская складчатость

Кайнозойская складчатость

Слайд 2

Устно объясните свой ответ.

А) Слайд 3

Б) Слайд 4,5

Слайд 6

Внимание!

На выполнение этого этапа вам отводится

6 мин.

Задания выполняются при помощи физической карты Евразии (атлас с.48)

Слайд 7

Слайд 8

На работу с таблицей отводится 12 мин

Материал о горных поясах и великих извержениях

Слайд 9,10,11,12,13

Контроль. Проверьте правильность заполнения таблицы, исправьте ошибки.

На проверку

2 мин.

Слайд 14

УЭ-3

ОМ-4

ОМ-5

УЭ-1

ОМ-6

Цель. Дополнить полученные знания по теме.

Задание 1. Во время просмотра презентации учителя по теме «Горные системы мира», выполняйте задание 2.

Задание 2. Заполните таблицу, используя приложения в учебнике с.279, физическую карту Евразии в атласе с.48 . Действуйте по образцу.

Таблица «Горные системы Евразии

и их наивысшие точки»

Задание 3. На к.к. Евразии простым карандашом обозначьте порядковыми номерами наивысшие точки материка.

Контроль. Проверьте свою работу, сравнив её с правильными ответами на экране. Исправьте ошибки.

Информация о самой глубокой впадине суши и разнообразии равнин Евразии.

Задание. Пользуясь текстом учебника с.186, дайте характеристику крупнейших равнин Евразии в виде таблицы.

Подпишите данные равнины на контурной карте.

Выходной контроль.

Цель: Закрепить знания по изучаемой теме: ответить на вопросы и выполнить тесты; исправить ошибки.

Цель: Оценить полноту усвоения изученного материала.

Задание : тестовое задание выполняется с выбором одного верного ответа из предложенных. Ответ на вопрос вписывается в свободное место в бланке.

Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов; определив правильный ответ,занесите его в бланк ответов

Бланк ответов

А1. Горы, имеющие максимальную высоту в мире:

1) Гималаи 2) Карпаты 3) Альпы 4) Скандинавские

А2 . Наименьшую высоту от уровня моря в Евразии имеет:

1) Прикаспийская низменность 2) Индо-Гангская низменность 3) Месопотамская низменность 4) Мёртвое море

А3. В Италии, Турции, Греции возможны землетрясения, так как территории этих стран расположены в пределах областей:

1) байкальской складчатости 2) каледонской складчатости

3) кайнозойской складчатости 4) на платформе

А4. Название какой горной системы – «Крыша мира»:

  1. Уральские горы 2) Памир 3)Тянь-Шань 4)Гималаи

А5. В основании материка лежит:

1) литосферная плита 2) платформа

3) горные складчатые области 4) сейсмические пояса

Контроль. Проверьте свою работу, сравнив бланк ответов с правильными ответами на экране. Неправильные ответы зачёркивайте крестиком (Х); подсчитайте количество ошибок и оцените свою работу.

Оценку поставьте в последнем столбце бланка. Исправьте ошибки и проанализируйте их

Подведение итогов урока, рефлексия.

        1. Прочитайте цель урока.

        2. Достигли ли вы цели урока?

Оцените свою работу на уроке, подчеркнув соответствующее слово: «отлично», «хорошо», «плохо».

Домашнее задание: Проработайте материал модуля ещё раз, исправьте ошибки и проанализируйте их.

Выполните задание 3 из модуля ОМ -3,

задание из модуля ОМ-4.

Слайд 15-19

На этом этапе можете пользоваться атласом.

На работу вам отводится 15 мин

Слайд 20

На проверку

2 мин.

Слайд 21,22,23

«5» без ошибок

«4»1 ошибка

«3»2 ошибки

«2» более 3 ошибок.

ВНИМАНИЕ!

На выполнение этого этапа вам отводится

3 мин.

По истечении этого времени работу заканчивайте,

В пустых клеточках ставьте крестики.

2мин

Слайд 24

Источник