Таблица полезных по географии иркутской области

Таблица полезных по географии иркутской области thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 апреля 2016;
проверки требуют 8 правок.

Иркутская область расположена практически в центре Азии и занимает часть Восточной Сибири. Крайняя южная точка области располагается на 51°18 северной широты, северная оконечность в Катангском районе области почти достигает 65-й параллели, что севернее Магадана и Якутска. С севера на юг область протянулась на 1450 км, с запада на восток — на 1318 км. Юго-восточная граница области проходит по озеру Байкал.

Площадь территории области составляет 775,1 тыс.км²[1] или 4,5% территории России. По площади область уступает в России только Якутии, Красноярскому, Хабаровскому краям и Тюменской области (с включением автономных округов)[2].

Рельеф, геология и полезные ископаемые[править | править код]

Территория области охватывает юг Среднесибирского плоскогорья и значительную часть бассейнов Ангары, Лены и Нижней Тунгуски. На юго-западе в её пределы входят горные массивы Восточного Саяна, на востоке — Приморский и Байкальский хребты, Становое и Патомское нагорья. Это главные формы мегарельефа области. В состав Иркутской области входит часть озера Байкал (в пределах Ольхонского, Иркутского и Слюдянского районов).

Самая низкая точка находится на дне озера Байкал, вблизи острова Ольхон, и соответствует отметке 1187 м ниже уровня моря [3]. На суше же самая низкая точка находится в Тайшетском районе (деревня Кондратьево) и составляет 158 м. Самая высокая — на пике Мартена (Кодарский хребет), на отметке 2988 м выше уровня моря. Таким образом, общий перепад высот в пределах области достигает 4175 м, в пределах суши, принадлежащей Иркутской области — 2830 м.[4]

По территории области проходит Байкальская рифтовая зона, что обуславливает высокую сейсмичность региона. В Иркутской области происходило несколько крупных землетрясений — в 1862 (1861 по старому стилю), 1959 и 2008 годах. В среднем каждые 15 лет в Иркутской области регистрируется землетрясение силой до 6 баллов[4].

На территории Иркутской области добываются бурый и каменный уголь, нефть, природный газ, железная руда, золото, каменная соль, цементное и облицовочное сырьё, огнеупорные глины, каолин, гипс, магнезит, в прошлом слюды: флогопит и мусковит. Горнодобывающая промышленность в структуре промышленной продукции Иркутской области занимает 11%. В структуре стоимости продукции горнодобывающей промышленности почти 95% занимают три крупнейших ресурса (золото — 47%, уголь — 28%; железная руда — 18%)[5].

Прогнозные извлекаемые запасы нефти составляют 2,6 млрд т, газа — 7,5 трлн кубометров[6].

Угольные ресурсы Иркутской области сосредоточены в Иркутском, Пойменно-Черемшанском и Прибайкальском угольных районах. Основной объём добычи производится на Черемховском, Азейском, Мугунском месторождениях Иркутского бассейна.

На территории области расположены Ангаро-Илимское газовое месторождение, Ангаро-Ленское газовое месторождение, Ковыктинское газовое месторождение, Верхнечонское нефтяное месторождение, Савостьяновское нефтяное месторождение Ангаро-Ленской нефтегазоносной провинции.

Климат[править | править код]

Климат области — континентальный и резко континентальный. Максимальные годовые перепады температур воздуха могут превышать 80 °C, а суточные — 30 °C. Среднегодовые температуры по области отрицательны везде, кроме южного и юго-восточного побережья Байкала. Средние температуры января колеблются от −18°С на юге до −35°С на севере области, а средние температуры июля — колеблются в пределах от +15°С до +20°С. На равнинной территории области в среднем за год выпадает 300—400 мм осадков, в горах — свыше 600 мм. Наибольшее количество осадков отмечается в горных районах Восточного Саяна, Хамар-Дабана и Северо-Байкальского нагорья; наименьшее — на Ольхоне.

Крайний Север[править | править код]

  • В Иркутской области Катангский район относится к районам Крайнего Севера.
  • Города: Братск, Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут; районы: Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский приравнены к районам Крайнего Севера не смотря на то , что находятся в средней полосе . По факту такой территорией является также Тофалария Нижнеудинского района, однако соответствующего статуса не имеет.

Гидрография[править | править код]

Речную сеть составляют бассейны рек Лена с притоками Киренга, Витим; Ангары с притоками Белая, Ока, Ия, Китой, Иркут, Илим, Бирюса, Куда; Нижняя Тунгуска и частично Подкаменная Тунгуска[7].

На территории Иркутской области находится 229 озёр, суммарная площадь зеркала которых составляет 7732,5 км², а также значительная часть озера Байкал.

Почвы[править | править код]

Область в основном расположена в зоне тайги, с небольшими участками смешанных лесов, а на территории Осинского района — степей. Поэтому среди типов почв здесь резко выделяются подзолистые почвы и подбуры, а также горно-таёжные, мерзлотно-таёжные и горно-тундровые почвы[8].

Примечания[править | править код]

Источник

Выбранный для просмотра документ Разработка урока по теме Полезные ископаемые Иркутской области.doc

Краткое описание документа:

«Описание материала:

Разработка урока по теме «Полезные ископаемые Иркутской области»

Автор: Зубкова Светлана Николаевна, МБОУ «Гимназия» №9, г.Усолье-Сибирское, Иркутская область.

Предметная область: география.

Возрастная группа: 8 класс

Разработка включает план урока, электронную презентацию урока, игру — «Кто хочет стать миллионером» и дополнительные материалы к уроку.

Презентация — количество слайдов: 30 Среда (редактор) в которой выполнена презентация Microsoft Power Point 2003.

Предложенный материал можно использовать не только на уроках географии Иркутской области, но и при изучении темы «Восточная Сибирь» или при изучении темы «Пояс гор Южной Сибири» в курсе география России 8 класс.

«Выдержка из материала:

Задачи урока:

  • Выяснить особенности размещения полезных ископаемых по территории Иркутской области.
  • Заполнить в рабочей тетради таблицу №1 стр.4.
  • Сделать вывод по таблице о взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.

План урока:

1. Организационная часть — постановка задач урока.

2.Повторение ранее изученных понятий. 

3.Изучение нового материала. А) Работа с картойБ) Групповая творческая деятельность.

4.Выполнение практической работы: «Связь тектонического строения рельефа и полезных ископаемых». 

5.Закрепление изученного материала. Игра «Кто хочет стать миллионером»

6.Сообщение домашнего задания 

Проверка домашнего задания по теме: «Геологическое строение и рельеф ИО» 

«Тест 

1. Иркутская область расположена…А) На Сибирской платформеБ) В области пояса гор Южной СибириВ) На Сибирской платформе и в области пояса гор Южной Сибири Г) В области Алданского щита

2.Кристаллический фундамент платформы в основном составляют:А) Породы архейского и протерозойского возраста Б) Породы кайнозойского возраста 

3.Кембрийский период, Палеозойская эра. Климат жаркий и сухой, в этих условиях образовались полезные ископаемые … А) Железная руда; Б) Алмазы; В) Каменная соль; Г) Гипс

4.Палеозойская эра, Каменноугольный и Пермский периоды, климат жаркий и влажный. Произрастает пышная растительность хвощи, плауны, древовидные папоротники.Какие полезные ископаемые образовались в этих условиях? А) Каменная соль; Б) Каменные и бурые угли; В) Золото; Г) Никель

5. Триасовый период, Мезозойская эра, возобновляются разломы земной коры. Вулканическая деятельность сопровождается образованием из магмы плотных массивов кристаллических пород- траппов, а также таких полезных ископаемых, как …А) Железная руда, никель, кобальт, платина; Б)Фосфориты, апатиты, калийные соли6. Мезозойская эра, Юрский период. Климат теплый и влажный благоприятствовал развитию древесной и кустарниковой растительности. Особенно пышной была растительность по берегам рек и озер. После отмирания и заноса из нее образовались…А) Угли Иркутского бассейна; Б) угли Тунгусского бассейна

7. Кайнозойская эра, четвертичный период (первая половина), оледенение охватило север европейской части России, Западную Сибирь, Север Восточной Сибири и горы юга Сибири.

Последующее потепление привело: выбери верные высказывания: Формирование современных:А) рельефа; Б) гидрографической сети; В) растительности, животного мира,природных зон

«Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться    в хозяйстве. 

«Месторождение – это крупное скопление полезных ископаемых.

«Бассейны – это группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.Полезные ископаемые образуют Минерально – сырьевую базу 

Работа с картой учебника «Полезные ископаемые Иркутской области» Назовите группы полезных ископаемых.

  • Твердые топливно-энергетические
  • Жидкие и газообразные
  • Рудные
  • Нерудные
  • Химическое сырье
  • Строительные материалы

Организация групповой творческой деятельности.

Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа выбирает характеризуемую группу полезных ископаемых. Работа выполняется в тетрадях. 

План работы

1. Какие полезные ископаемые ИО входят в данную группу.

2. Как называются бассейны, месторождения, где расположены.

3. Дайте оценку запасов, качества сырья.

4. Как используются данные ресурсы.

Перспективы освоения и использования месторождений.Рефлексия. Заслушиваются результаты исследований в группах: возможно заслушивание дополнительного материала

Рабочая тетрадь Практическая работа стр.4 Тема №3 Закрепление изученного материала. Игра «Кто хочет стать миллионером».

Источник

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Шиткинская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании МО                                            Согласовано:                                             Утверждаю:

руководитель МО                                                                 завучем по УВР                                        директор школы

________Т.Н.Ефимова                                                         _______Т.А.Зенкова                                 ________А.В.Белькович

___________________г.                                                        _________________г.                              ______________________г.

Протокол №____________

Рабочая программа

по географии Иркутской области для 8-9 классов

Учитель: Пархименко Лариса Валерьевна

Учитель географии, I кв.к.

2014/2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Географии Иркутской области» составлена на основе Программы курса «География Иркутской области» и информационных материалов, автор: Н.Д.Савченко, А.С.Леонтьева. Издание 2-ое, переработанное и дополненное. – Иркутск, 2011.

Курс «География Иркутской области» введён в региональный план, на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география Иркутской области» (17 часов).

Программа соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Содержание рабочей программы соответствует учебному плану школы.

Цель курса «География иркутской области» — дать учащимся комплексное представление об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы, населения и хозяйства области с выделением основных проблем природно-ресурсного и социально-экономического развития в современный период.

Задачи курса – дать представление о месте Иркутской области в РФ, особенностях заселения и хозяйственного освоения, её природно-ресурсном потенциале, о состоянии окружающей среды и структурной трансформации экономики в переходный период. Анализируя особенности развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Изучаются внешние экономические связи области. Данный курс обеспечен пособием (Бояркин В.М.) , атласом «Иркутск и Иркутская область».

Настоящая программа по курсу «География Иркутской области» составлена с учётом усиления стандарта школьного географического образования (программа «География своего региона»), потенциала учебного заведения и контингента учащихся. Отличительной особенностью является то, что в программе учтены новые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве «групповые формы работы», разноуровневое обучение на основе дифференцированного подхода, личносто-ориенированное обучение, метод проектов, информационные технологии.

В рамках изучения курса планируется различная деятельность учащихся: дискуссии, диалоги, конференции, защита научно-исследовательских проектов, интеллектуальные марафоны, круглые столы, поиск и обработка информации с использование Интернет технологий.

Класс 

Школьный курс географии 

Количество часов 

8

Физическая география Иркутской области

17

9

Экономическая география Иркутской области

17

Конструирование курса основано на взаимодействии   научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

В программе даны практические работы, составленные на основе новых образовательных технологий:

Практические занятия

класс

Вид занятия

количество

8

Практическая работа

8

Контрольное тестирование

1

9

Практическая работа

7

Контрольная работа

1

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Знать: особенности экономико-географического положения Иркутской области и отдельных её районов; историю исследования и этапы хозяйственного освоения; влияние природы на заселение территории и здоровье населения; обеспеченность Иркутской области различными видами природных ресурсов. Хозяйственную их оценку и рациональное использование,  экологическую ситуацию области; численность населения и источники его формирования (естественное движение, миграции); особенности возрастной-половой структуры населения; особенности расселения и урбанизация; национальный и религиозный состав; особенности развития и структуры народного хозяйства Иркутской области; различие предприятий по формам собственности; проблемы развития экономики; специализирующие производства, обеспеченность их сырьём; факторы размещения производства; внешние экономические связи области.
  2. Уметь: читать и анализировать карту, географические (диаграмма, график) и статистические материалы; описывать и характеризовать ЭГП области, административных районов, городов; составлять диаграммы, графики, картосхемы; распознавать и обозначать на контурной карте города, транспортную сеть, месторождения полезных ископаемых; внутренние и внешние связи, схемы взаимосвязей производства, устанавливать причинно-следственные связи в схеме «общество-природа» на основе анализа разных тематических карт; прогнозировать перспективы социально-экономического развития области и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду; ранжировать и анализировать статистические материалы.
  3. Объяснять: влияние географического положения на особенности развития хозяйства Иркутской области; особенности рельефа и полезных ископаемых в связи с геологическим строение территории; влияние природно-климатических факторов на специализацию сельскохозяйственного производства; различия в размещении, естественном и механическом движении, половозрастной структуре в пределах области, влияние природных и социально-исторических факторов на развитие и размещение отраслей хозяйства.

Для работы с учащимися 7 вида предусмотрены индивидуальные задания в поурочном планировании.

С целью выявления и работы с «одаренными» детьми в курсе географии 8-9 класс даются творческие задания, учащиеся привлекаются для участия в предметной олимпиаде, во всероссийском  географическом чемпионате, в проведении недели естественнонаучного цикла.

Ресурсное обеспечение:

             — Учебно-методическое:

1. В.М.Бояркин. География Иркутской области/В.М.Бояркин. – Иркутск;Вост-Сиб.кн.изд-во, 2000.

2.Иркутск и Иркутская область. Атлас. – М.: Федеральная служба Г и К России, 2010.

Информационное обеспечение:

  • ЭОР

Календарно-тематическое планирование

Физическая география Иркутской области (17 часов)

№ урока

Тема разделов, уроков

Практическое задание/

творческое задание

Домашнее задание

Количество часов

Дата

По разделу

По урокам

план

Факти

чески

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

Территория, границы, географическое положение.

Пр. р. №1 Определение по картам географического положения Иркутской области.

С.6-8 ч.

1

2

История исследования территории области.

Пр. р. №2 Нанесение на к/к путей землепроходцев, основанных ими острогов и даты их основания

С.8-14 ч.

1

3

Геологическое строение.

С.15-19 ч.

1

4

Рельеф. Землетрясения.

Пр.р. №3  Нанесение  на к/к основных орографических единиц, наибольшей  и наименьшей высот области.

С.19-23 ч.

1

5

Полезные ископаемые Иркутской области

Пр.р. №4 Нанесение  на к/к крупных месторождения угля, нефти  и газа, золото, соли, слюды; подписать названия месторождений.

С.24-31 ч.

1

6

Климат 

С.32-44 ч.

1

7,8.9

Внутренние воды и водные ресурсы, Многолетняя мерзлота.

Реки. Озёра и водохранилища, болота, подземные воды.

Озеро Байкал.

Пр.р. №5 Знакомство с картой поверхностных вод. Работа с диаграммами / подобрать информацию о озере Байкал.

С.45-65 ч.

3

10

Почвы

Пр.р. №6 Знакомство с почвенной картой области.

С.66-68 ч.

1

11

Растительность.

С.69 – 76 ч.

1

12

Животный мир

С.76-82 ч.

1

13,14

Природно-территориальные комплексы и охрана природы:

-Зона тайги, лесостепной комплекс.

-Степной комплекс, горный.

Пр. р. №7 Обозначение на к/к основных природных зон области.

С. 83 – 95 ч.

2

15

Охрана природы.

С. 96 -112

1

16

Контрольное тестирование по теме: Физическая география Иркутской области.

1

17

Природа «малой» родины.

Пр. р. №8 Составление плана п.Шиткино. Обозначение основных ПТК,

1

ИТОГО

17

17

Экономическая география Иркутской области. (17 часов)

1

Население.

Из истории формирование населения области. Численность населения. Размещение населения.

С.113-119 ч.

2

Национальный состав. Городское и сельское население. Половой состав. Трудовые ресурсы.

Пр. р. №1 Определение по картам и стат.материалам закономерностей в размещении населения (круп.народов) и их объяснение.

С.119-125 ч.

3

Города.

Пр. р. №2 Составление «визитной» карточки городов.

С.126-142 ч.

4

Экономика (хозяйство) Иркутской области.

Из истории хозяйственного становления области.

Новый учебник

5

Промышленность.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

С.143-153 ч.

6

Горнодобывающий комплекс. Обрабатывающий комплекс. Химический комплекс.

Пр. р. №3 Определение по картам основных районов распределения горнодоб. пром. (к/к).

С.153-161 ч.

7

Машиностроительный и металлообрабатывающий комплекс. Судостроение.

Пр. р. №4 Отраслевая структура машиностроения (заполнение таблицы)

С.161-166 ч.

8

Лесопромышленный комплекс.

С.166-174 ч.

9

Промышленность строительных материалов. Лёгкая промышленность.

С.174-179 ч.

10

Агропромышленный комплекс.

Земледелие. Животноводство.

Пр. р. №5 Факторы, влияющие на смену с/х специализации с севера на юг и с запада на восток (сопоставление физико-географических карт и специализации с/х).

С.180-189 ч.

11

Охотничье-промысловое хозяйство. Пищевая промышленность.

С.190 ч.

12

Транспорт.

Пр. р. №6. Составление круговых диаграмм по показателям продукции и работы видов транспорта. Анализ.

С.191-200 ч.

13

Территориально-производственные комплексы (ТПК).

С.200-211 ч.

14

Внешние экономические связи. Перспективы развития Иркутской области.

Пр. р. №7 Анализ статистических данных по внешней торговле области.

С.211-218 ч.

15

Обобщающий урок по теме: География Иркутской области.

16-17

Резервные часы.

ИТОГО

17

17

ИТОГО

34

34

Критерии оценивания ЗУН по географии

     Оценка устного ответа

При оценке устного ответа необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;
  • самостоятельность ответа;
  • логичность, доказательность в изложении материала;
  • степень сформированности  интеллектуальных общеучебных специфических умений.

     Отметка «5» ставится, если ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса, правильно раскрывающий содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и подтверждается конкретными примерами. При ответе правильно используются карта и другие источники информации. Ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности. При ответе продемонстрировано умение делать выводы и логические умозаключения.

     Отметка «4» ставится, если ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, но есть небольшие неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

     Отметка «3» ставится, если ответ правильный, демонстрирующий в основном понимание материала. При ответе нечетко определяются понятия и закономерности, возникают затруднения в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагается материал, допускаются ошибки при использовании карт.

     Отметка «2» ставится, если ответ неправильный, не раскрывающий основного содержания учебного материала. При ответе не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, допускаются грубые ошибки в определении понятий, проявляется неумение работать с картой.

     Оценка практических умений

Оценка за работу с картой и другими источниками информации

     Отметка «5» ставится, если ученик продемонстрировал правильный и полный отбор источников информации, рациональное их использование в определенной последовательности, соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировку выводов на основе практической деятельности, аккуратное оформление результатов работы.

     Отметка «4» ставится, если ученик продемонстрировал правильный и полный отбор источников информации, но допустил небольшие неточности при их использовании и в оформлении результатов.

     Отметка «3» ставится, если ученик продемонстрировал правильное использование основных источников информации, но допустил неточности в формулировке выводов, неаккуратно оформил результаты.

     Отметка «2» ставится, если ученик продемонстрировал неумение отбирать и использовать основные источники информации, допустил существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Источник